Симфония в белом, № 3
Симфония в белом, № 3 | |
---|---|
Художник | Джеймс Макнил Уистлер |
Год | 1865–67 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 51,4 см × 76,9 см (20,2 × 30,3 дюйма) |
Расположение | Институт изящных искусств Барбера , Бирмингем |
«Симфония в белом, № 3 » — картина Джеймса Макнила Уистлера . На работе изображены две женщины: одна сидит на диване, одетая в белое, а другая отдыхает на полу в желтоватом платье. Модель на диване — Джоанна Хеффернан , любовница художника. Назвав картину «Симфония в белом, № 3» , Уистлер намеревался подчеркнуть свою художественную философию соответствующих искусств, вдохновленную поэтом Шарлем Бодлером . Присутствие веера на полу свидетельствует о влиянии японизма , популярного художественного направления в европейском искусстве того времени. На Уистлера также большое влияние оказал его коллега и друг Альберт Джозеф Мур , и их работы демонстрируют значительное сходство.
Хотя Уистлер начал работу над картиной в 1865 году, он не был готов выставить ее публично до 1867 года, когда она была выставлена в Королевской академии . Его коллеги были впечатлены картиной, однако не все критики до конца поняли связь картины с ее названием. В одном обзоре, в частности, ставилось под сомнение наличие других цветов, помимо белого, и эта критика побудила Уистлера ответить резким и саркастическим письмом. Спустя годы бывший ученик Уистлера Уолтер Сикерт раскритиковал картину как «нижнюю отметку старой манеры перед рождением новой».
Фон
[ редактировать ]Джеймс Макнил Уистлер родился в США в 1834 году в семье Джорджа Вашингтона Уистлера , инженера путей сообщения. [ 1 ] В 1843 году его отец перевез семью в Санкт-Петербург , Россия , где Джеймс получил образование в области живописи. [ 2 ] После пребывания в Англии он вернулся в Америку, чтобы поступить в Военную академию США в Вест-Пойнте в 1851 году. [ 3 ] В 1855 году он вернулся в Европу, решив посвятить себя живописи. поселился в Париже Здесь он сначала , но в 1859 году переехал в Лондон , где провёл большую часть оставшейся жизни. [ 4 ] Там он встретил Данте Габриэля Россетти и других членов Братства прерафаэлитов , которые оказали глубокое влияние на Уистлера. [ 5 ]
Также в Лондоне Уистлер познакомился с Джоанной Хеффернан , моделью, которая впоследствии стала его возлюбленной. К 1865 году Уистлер уже использовал ее в качестве модели для других картин, в том числе «Симфония в белом, № 1» и «Симфония в белом, № 2» . Хеффернан якобы имел сильное влияние на Уистлера; его зять Фрэнсис Сеймур Хейден отказался от приглашения на ужин зимой 1863–1864 годов из-за ее доминирующего присутствия в доме. [ 6 ] В январе 1864 года мать Уистлера Анна, позже изображенная на картине «Композиция в сером и черном », приехала к сыну в Лондон. В результате Хеффернан был вынужден переехать из квартиры и приезжал туда только в качестве модели. [ 7 ] Тем не менее, присутствие Хеффернана вызвало недовольство матери Уистлера, и его отношения с обеими женщинами стали натянутыми. [ 8 ]
Создание и прием
[ редактировать ]Уистлер приступил к работе над «Симфонией в белом» № 3, возможно, еще в июле 1865 года. [ 9 ] Это была последняя из его картин, моделью для которой был Хеффернан. В качестве второй модели для картины он использовал Милли Джонс, жену друга актера. [ 10 ] К середине августа у него был готов полный эскиз, и он продолжил работу над картиной до сентября. [ 9 ] Однако Уистлер продолжал перерабатывать его и только в 1867 году считал его завершенным. Он закрасил последнюю цифру «5» в дате и заменил ее цифрой «7», чтобы отметить изменения, которым она претерпела. [ 11 ] В марте 1867 года Уильям Майкл Россетти написал о том, что видел картину в студии Уистлера, и упомянул, что ранее она называлась «Две маленькие белые девочки» . Затем его выставили в Королевской академии . [ 12 ]
Работа вызвала большое восхищение у коллег Уистлера, в том числе Анри Фантен-Латура , Альфреда Стивенса , Джеймса Тиссо и Эдгара Дега . [ 12 ] Для Дега картина послужила вдохновением для создания собственного портрета Эжени Фиокр в балете «Источник» . [ 13 ] Однако некоторых критиков смутило название. Филип Хамертон в статье для « Субботнего обозрения» от 1 июня 1867 года заметил:
В «Симфонии в белом № III». У мистера Уистлера существует множество изящных разновидностей оттенков, но это не совсем симфония белого цвета. У одной дамы желтоватое платье, каштановые волосы и кусочек синей ленточки, у другой красный веер, цветы и зеленые листья. На белом диване стоит девушка в белом, но и у этой девушки волосы рыжеватые; и, конечно же, телесный цвет лица. [ 11 ]
Уистлер всегда был агрессивен в своих ответах критикам. Он написал письмо в редакцию, которое газета не напечатала, но позже было перепечатано самим Уистлером в его книге «Нежное искусство наживать врагов» :
Как приятно, что такая глубокая болтовня неизбежно находит свое место в печати!.. Bon Dieu! Ожидал ли этот мудрый человек седых волос и накрашенных мелом лиц? И поверит ли он тогда, в своем поразительном следствии, что симфония в фа не содержит никаких других нот, а является постоянным повторением фа, фа, фа? . . . Дурак! [ 14 ]
Первоначально картину купил богатый коллекционер Луи Хут , который позже также поручил Уистлеру написать портрет своей жены. [ 15 ] Он находится в собственности Института изящных искусств Барбера в Бирмингеме , Англия. [ 16 ]
Состав и интерпретация
[ редактировать ]В «Симфонии в белом», № 3 Хеффернан изображена лежащей на диване, подперев голову рукой, а Джонс сидит на полу, прислонившись к дивану. На полу веер, а справа растение с белыми цветами. Веер — это восточный элемент и выражение художественного направления, известного как японизм , которое тогда было распространено в европейском искусстве. [ 16 ] В то время на Уистлера большое влияние оказал его друг и коллега Альберт Джозеф Мур . Картина очень похожа на примерно современную картину Мура «Музыкант» , хотя в то время они так тесно работали вместе, что трудно точно определить, кто на кого повлиял. [ 9 ]
Художник Уолтер Сикерт – ученик Уистлера – позже описал картину в нелестных выражениях. В декабре 1908 года, через пять лет после смерти Уистлера, он написал в Fortnightly Review :
В «Симфонии в белом, № 3» мы получаем кульбат . Плохая картина, lâchons le mot , плохо составленная, плохо нарисованная, плохо написанная, нижняя граница старой манеры перед рождением новой. Складки драпировки выражаются лентами краски по направлению самих складок с четкими краями к ним. Только художники могут вполне понять глубину технического позора, сознавшегося в этом последнем описании. Это значит, что драпировка уже не нарисована, а задумана. [ 17 ]
Однако для самого Уистлера картина была не старомодной, а, скорее, выражением чего-то нового и новаторского. Назвав его «Симфония в белом, № 3» , Уистлер подчеркнул, что делает акцент на композиции, а не на теме. Использование музыкального названия также было выражением теории соответствующих искусств, идеи, разработанной французским поэтом Шарлем Бодлером . [ 12 ] Эти тенденции со временем становились все более доминирующими в творчестве Уистлера. Две его ранние картины «Симфония в белом, № 1» и «Симфония в белом, № 2» первоначально назывались «Белая девочка» и «Маленькая белая девочка» соответственно, а позже были переименованы художником. [ 18 ] Первоначально Уистлер намеревался назвать эту работу « Две маленькие белые девочки» , но развитие его художественной философии заставило его изменить свое мнение, и со времени первой выставки она называлась по музыкальному названию. [ 19 ] [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон и Коваль (1994), стр. 3–6.
- ^ Вайнтрауб (1974), стр. 6–9.
- ^ Андерсон и Коваль (1994), стр. 26–31.
- ^ Макдональд (1999).
- ^ Спенсер (2004)
- ^ Спенсер (1998), с. 309.
- ^ Андерсон и Коваль (1994), стр. 41–3.
- ^ Вайнтрауб (1974), стр. 89–90.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон и Коваль (1994), стр. 152.
- ^ Андерсон и Коваль (1994), стр. 151.
- ^ Jump up to: а б Вайнтрауб (1974), с. 128.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон и Коваль (1994), стр. 166.
- ^ Рефф (1977), с. 13.
- ^ Уистлер (1890), стр. 45.
- ^ Андерсон и Коваль (1994), стр. 183.
- ^ Jump up to: а б «Симфония в белом, № III» . Барберский институт изящных искусств . Проверено 18 января 2010 г.
- ^ Сикерт (2002), с. 185.
- ^ Крэйвен (2003), с. 342–3.
- ^ Вайнтрауб (1974), с. 127.
- ^ Тейлор (1978), с. 32.
Источники
[ редактировать ]- Крэйвен, Уэйн (2003). Американское искусство: история и культура . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-141524-6 . Проверено 9 сентября 2009 г.
- Макдональд, Маргарет Ф. (1999). «Уистлер, Джеймс (Эбботт) Макнил» . Гроув Арт онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . Проверено 9 сентября 2009 г.
- Рефф, Теодор (1977). «Дега: Мастер среди мастеров». Бюллетень Метрополитен-музея . 34 (4): 2–48. дои : 10.2307/3258697 . JSTOR 3258697 .
- Сикерт, Уолтер (2002) [1908]. Анна Груцнер Робинс (ред.). Уолтер Сикерт: Полное собрание сочинений об искусстве . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926169-5 . Проверено 18 января 2010 г.
- Спенсер, Робин (1998). «Белая девушка» Уистлера: живопись, поэзия и смысл». Журнал Берлингтон . 140 (1142): 300–311. JSTOR 887886 .
- Спенсер, Робин (2004). «Уистлер, Джеймс Эбботт Макнил». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/36855 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Тейлор, Хилари (1978). Джеймс Макнил Уистлер . Лондон: Студия Виста. ISBN 0-289-70836-2 .
- Уистлер, Джеймс Макнил (1890). Мягкое искусство наживать врагов . Уильям Хайнеманн.