Анри Фантен-Латур
Анри Фантен-Латур | |
---|---|
Рожденный | Гренобль , Франция | 14 января 1836 г.
Умер | 25 августа 1904 г. Буре , Франция | (68 лет)
Место отдыха | Кладбище Монпарнас |
Национальность | Французский |
Образование | Школа изящных искусств |
Движение | Реализм , символизм |
Супруг | Виктория Дюбур |
Анри Фантен-Латур (англ. Французское произношение: [ɑ̃ʁi fɑ̃tɛ̃ latuʁ] ; 14 января 1836 — 25 августа 1904) — французский художник и литограф, наиболее известный своими цветочными картинами и групповыми портретами парижских художников и писателей. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Игнас Анри Жан Теодор Фантен-Латур родился в Гренобле , Изер . Сначала он брал уроки рисования у своего отца Теодора Фантен-Латура (1805-1875), который был художником. [2] В 1850 году он переехал в Париж, где поступил в небольшую парижскую школу рисования, где учился у Луи-Александра Перона и Ораса Лекока де Буабодрана , новаторского и нетрадиционного преподавателя, разработавшего свой собственный метод обучения, основанный на живописи и рисунке. память.
В 1854 году он поступил в Школу изящных искусств в Париже , где его одноклассниками были Эдгар Дега , Альфонс Легро и Жан-Шарль Казен . После учебы там он долгое время копировал произведения старых мастеров в Лувре . [2] Хотя Фантен-Латур подружился с несколькими молодыми художниками, которые позже будут связаны с импрессионизмом , включая Уистлера и Мане , его собственные работы оставались консервативными по стилю. [2]
В 1861 году он ненадолго посещал студию Гюстава Курбе . На картине этого периода он изображен вместе с художником и карикатуристом Улевеем.
В начале своей карьеры, между 1854 и 1861 годами, он написал большое количество автопортретов мелом, углем и маслом. Ему отказали в одном из них на Салоне 1859 года. Он снова участвовал в работе с «Лизезой» в 1861 году.
Член так называемого Cénacle des Batignolles, или группы 1863 года, откуда зародился импрессионизм , он был, по мнению Гюстава Кана, своего рода связующим звеном между их художниками и романтической живописью.
В 1862 году один из его натюрмортов был выставлен в Королевской академии в Лондоне. Это была первая из длинной серии, поскольку с тех пор он представлял несколько работ почти каждый год, которые неизменно занимали видное место в выставочном здании. Во время своей третьей поездки в Англию, с июля по октябрь 1864 года, он еще раз написал там натюрморты. Он имел коммерческий успех.
1860-е годы и его натюрморты
[ редактировать ]Вдохновленный американским художником Джеймсом Макнилом Уистлером (1834–1903), с которым он познакомился в 1858 году в Лувре , он несколько раз останавливался в Лондоне с 1859 по 1881 год. В 1860-х годах он культивировал жанр натюрморта, который играл ключевую роль в его карьере. [2] Фантен-Латур нашел признание в Англии благодаря своим композициям из цветов и фруктов, в то время как французская импрессионистская живопись еще не была там широко распространена. Говорили, что его натюрморты были «практически неизвестны во Франции при его жизни». [2] Благодаря Уистлеру он познакомился со своим зятем Фрэнсисом Сеймуром Хейденом и гравером Эдвином Эдвардсом, и именно в Лондоне он научился гравировке. [3]
Его решение создавать натюрморты может показаться удивительным во времена импрессионизма , однако выбор такого сюжета не был невинным. В иерархии жанров, принятой Академией художеств с 17 века, натюрморт с фруктами или цветами считался второстепенной категорией. Игнорируя любой литературный, религиозный или исторический контекст, который должен был придать произведению ценность и благородство, он занял противоположную позицию академизма . Эдвин и Рут Эдвардс, его английские покровители и торговцы, рекомендовали ему всегда использовать простые вазы и столешницы, чтобы продемонстрировать свой большой талант в передаче текстуры и цвета. [4]
Натюрморты Фантена-Латура также очень ценились в Нидерландах в то время . На выставке «Живые мастера» в Амстердаме в 1889 году один из его натюрмортов с розами был продан за 2000 гульденов, значительную по тем временам сумму. Голландские арт-дилеры из Амстердама регулярно продавали работы Фантена-Латура вплоть до 1930-х годов. Многие из этих работ закончатся в голландских музеях, таких как Рейксмузеум в Амстердаме и Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло . [5]
Художественная вселенная
[ редактировать ]После того, как его первые работы на Салоне были отклонены в 1859 году, он начал выставляться вместе со своим другом Эдуардом Мане и будущими импрессионистами Пьером-Огюстом Ренуаром и Клодом Моне . В 1865 году он писал Эдвину Эдвардсу : «Мы образуем группу и шумим, потому что художников много, а одного легко забывают. Когда мы собираемся вместе... нас становится больше, и мы становимся более смелыми. Я думал, что так может продолжаться, это была моя ошибка». [6]
В 1867 году он также был одним из девяти членов Японского общества джингларов вместе с Каролюсом-Дюраном , который дважды нарисовал его портрет в 1861 году, и керамистами Бракемоном и Солоном, с которыми они встретились на ужине в японском стиле. «Приближаясь к нему, всегда чувствовалось небольшое чувство страха из-за этих грубых манер, которые художники его поколения часто считали неотделимыми от благородной независимости», - говорил Жак-Эмиль Бланш, друг художника следующего поколения. [7]
Фантен обновил коллективную портретную живопись картинами, которые послужили большими манифестами: «Посвящение Делакруа» (1864 г.), «Студия в Батиньоле» (1870 г.), дань уважения Мане, «Уголок стола» (1872 г.), дань уважения поэтам Парнаса, включая Поля Верлена и Артюра Рембо , и «Вокруг фортепиано» (1885), дань уважения музыкантам и музыковедам своего времени. [3]
В «Студии в Батиньоле » Мане изображен в центре в процессе рисования, в то время как он окружен несколькими важными художниками и писателями, в том числе Пьером-Огюстом Ренуаром , Закари Астрюком , Эмилем Золя , Фредериком Базилем и Клодом Моне . Это полотно свидетельствует о связях, которые он поддерживал с художественным и литературным авангардом того времени и, в частности, с Мане; это также кажется отголоском мнения Золя о Мане: «Вокруг художника, которого поносит публика, создан общий фронт художников и писателей, провозглашающих его мастером».
В дополнение к своим реалистическим картинам Фантен-Латур создавал оригинальные литографии, вдохновленные музыкой некоторых великих композиторов-классиков. В 1876 году Фантен-Латур посетил представление «Кольцо» цикла в Байройте, которое показалось ему особенно трогательным. [8] Позже он опубликовал литографии, вдохновленные Рихардом Вагнером , в «Вагнерском ревю» , что помогло укрепить его репутацию среди парижского авангарда как художника-антинатуралиста. [8]
В 1876 году Фантен-Латур женился на своей коллеге-художнице Виктории Дюбур . Лето он проводил в загородном поместье семьи своей жены в Буре , Орн в Нижней Нормандии , где и умер 25 августа 1904 года. [9]
Как и многие художники своего времени, он увлекся фотографией, фотографируя для своих работ. Он также был большим коллекционером эротических фотографий; в его поместье насчитывается более 1400 экземпляров, которые хранятся в Музее Гренобля . [10]
Он был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже, Франция.
Наследие
[ редактировать ]Марсель Пруст упоминает работу Фантен-Латура в «В поисках утраченного времени» :
«Руки многих молодых женщин были бы неспособны сделать то, что я там вижу», — сказал принц, указывая на незаконченные акварели г-жи де Вильпаризи. И он спросил ее, видела ли она недавно выставленную картину с цветами Фантен-Латура. ( Путь Германта )
Его первая крупная выставка в британской галерее за 40 лет состоялась в музее Боуз в апреле 2011 года. [11] Люксембургский музей представил ретроспективную выставку его работ 2016–2017 годов под названием «À fleur de Peau».
Репродукция картины «Корзина роз» в качестве обложки New Order альбома Power, Corruption & Lies была использована Питером Сэвиллом в 1983 году.
Девять произведений Фантена-Латура перечислены с указанием их происхождения в нацистскую эпоху на веб-сайте Lost Art Foundation. [12]
Галерея
[ редактировать ]- Натюрморт с графином, цветами и фруктами (1865)
- Натюрморт с цветами, фруктами, рюмкой и чашкой чая (1865)
- Цветы и фрукты (1866)
- Белые розы (1871)
- Натюрморт, первоцветы, груши и променаты (1873 г.)
- Ваза с розами (1875 г.)
- Японские анемоны (1884 г.)
- Ваза с цветами и кофейной чашкой (1885 г.)
- Пионы (1891)
- Розы
- Натюрморт с горчицей (1860), Национальная художественная галерея
- Инжир, Рейн-Клод и абрикос (1864 г.), Музей классического искусства Мужена.
- Мистер и миссис Эдвардс (1875), Галерея Тейт
- Эдуард Мане (1867), Чикагский институт искусств
- Мари-Иоланда де Фитц-Джеймс (1867)
- Угол стола (1872)
- Семья Дюбур (1878), Музей Орсе
- Студия в Ле Батиньоль (1870)
- Чтение (1877), Музей изящных искусств Лиона.
- Портрет Шарлотты Дюбур (1882), Париж , Музей Орсе.
- Мадам Леролль (1882)
- Рассвет (ок. 1883 г.)
- Соня (1890), Национальная художественная галерея.
- Автопортрет (1859)
- Автопортрет (1860)
- Автопортрет , карандаш, уголь и белила (1860)
- Автопортрет (1861)
- Автопортрет (1861)
Публичные коллекции
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2018 г. ) |
- Абердинская художественная галерея ( Шотландия )
- Художественный музей Арманда Хаммера ( Калифорния )
- Художественная галерея Нового Южного Уэльса ( Сидней, Австралия )
- Художественная галерея Рочестерского университета ( Нью-Йорк )
- Институт искусств Чикаго
- Галерея Артура Росса ( Пенсильванский университет )
- Эшмоловский музей ( Оксфордский университет )
- Музеи и художественная галерея Бирмингема (Великобритания)
- Бристольский музей и художественная галерея (Великобритания)
- Музей Боуз ( графство Дарем , Англия)
- Британский музей [13]
- Художественный музей Карнеги ( Питтсбург, Пенсильвания )
- Институт искусств Кларка ( Уильямстаун, Массачусетс )
- Кливлендский художественный музей [14]
- Художественный музей Далласа
- Детройтский институт искусств
- Галерея и сады Диксона ( Теннесси )
- Музеи изящных искусств Сан-Франциско
- Музей Фицуильяма ( Кембриджский университет )
- Фонда Бемберга Музей ( Тулуза, Франция )
- Фонд Э.Г. Бюрле ( Цюрих )
- Музей Молота [15]
- Художественные музеи Гарвардского университета
- Эрмитаж
- Художественный музей Гонолулу
- Художественный музей Университета Индианы
- Музей Дж. Пола Гетти [16]
- Музей Крёллер-Мюллер ( Оттерло , Нидерланды )
- Художественная галерея Леди Левер (Великобритания)
- La Piscine ( Рубе , Франция)
- Музей искусств округа Лос-Анджелес
- Художественная галерея Маккензи (Реджина, Саскачеван)
- Художественная галерея Манчестер Сити (Великобритания)
- Метрополитен-музей
- Монреальский музей изящных искусств , (Канада)
- Музей Гренобля (Франция)
- Музей современного искусства [17]
- Музей Пикардии ( Амьен , Франция)
- Музей изящных искусств Бордо (Франция)
- Музей изящных искусств Лиона (Франция)
- Музей изящных искусств По ( По, Франция )
- Музей изящных искусств ( Реймс , Франция)
- Музей Гилвинк ( Амстердам , Нидерланды)
- Руанский музей изящных искусств (Франция)
- Музей Орсе ( Париж )
- Лувр ( Париж )
- Музей урсулинок ( Макон , Франция)
- Национальный музей изящных искусств ( Буэнос-Айрес , Аргентина )
- Музей Галуста Гюльбенкяна ( Лиссабон )
- Музей изящных искусств, Бостон
- Национальная галерея искусств ( Вашингтон, округ Колумбия )
- Национальная галерея Канады
- Национальная галерея, Лондон
- Национальный музей Кардиффа [18]
- Художественный музей Нельсона-Аткинса ( Канзас-Сити, Миссури )
- Музей Нортона Саймона ( Пасадена, Калифорния ) [19]
- Центр искусств старой тюрьмы ( Олбани, Техас )
- Художественный музей Филадельфии
- Рейксмузеум ( Амстердам )
- Художественный музей Сент-Луиса [20]
- Художественный музей Сан-Диего
- Смарт-музей искусств ( Чикагский университет )
- Галерея Тейт ( Лондон )
- Музей Тиссена-Борнемисы [21]
- Художественный музей Толедо ( Огайо ) [22]
- Коллекции Льежского университета (Бельгия)
- Музей искусств Мичиганского университета ( Анн-Арбор ) [23]
- Музей Ван Гога [24]
- Музей Виктории и Альберта
- Музей изящных искусств Вирджинии [25]
- Уодсворт Атенеум ( Хартфорд )
- Виннипегская художественная галерея
Примечания
[ редактировать ]- ^ Розенблюм 1989, с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и Пуле и Мерфи 1979, с. 73.
- ^ Jump up to: а б Гюстав Кан, Фантен-Латур , Париж, Ридер, 1926 (французский)
- ^ Жан-Луи Ру, «Лепестки на кончике кисти», в Les Posteres de Grenoble et du Dauphiné , № 4594, 21 сентября 2012 г., стр. 132–133 (французский)
- ^ Музей Боймана ван Бёнинга, Роттердам
- ^ Эдвард Люси-Смит, Анри Фантен-Латур , Риццоли, 1977, с. 13
- ^ Жак-Эмиль Бланш, «Фантен-Латур», Revue de Paris , 1906, стр. 289-313 (французский)
- ^ Jump up to: а б Слоан, Рэйчел (2009). «Состояние гравюры: вагнеризм и гравюра во Франции и Великобритании» . История искусств . 32 (3): 545–577. дои : 10.1111/j.1467-8365.2009.00681.x .
- ^ Эдвард Люси-Смит, Анри Фантен-Латур , Риццоли, 1977
- ^ «В Люксембургском музее беззаконные фотографии Фантена-Латура», Lefigaro.fr , 12 сентября 2016 г. (на французском языке)
- ^ «Клумба из роз: Фантен-Латур и импрессионисты в музее Боуз» . Thebowesmuseum.org.uk. Архивировано из оригинала 14 апреля 2011 года . Проверено 17 сентября 2013 г.
- ^ «Фантен-Латур, Поиск Анри | Утерянная база данных произведений искусства» . www.lostart.de . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «рисунок | Британский музей» . Британский музей . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Фантен-Латур: независимый художник, друг импрессионистов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 31 августа 2021 года . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Искусство | Музей Молота» . Hammer.ucla.edu . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Анри Фантен-Латур (Франция, 1836 – 1904) (Музей Гетти)» . Дж. Пол Гетти в Лос-Анджелесе . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Анри Фантен-Латур | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ "Живороки - ФАНТЕН-ЛАТУР, Анри" . Амгеддфа Симру – Музей Уэльса . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Белые и розовые мальвы в вазе» Музей Нортона Саймона . www.nortonsimon.org . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Астры в вазе» . Художественный музей Сент-Луиса . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Фантен-Латур, Анри» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Цветы и фрукты» . emuseum.toledomuseum.org . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Обмен: Виктор Гюго» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Цветы из Нормандии Анри Фантен-Латур, 1887» . Музей Ван Гога . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Букет цинний (Основное название) — (83.22)» . Музей изящных искусств Вирджинии | . Проверено 12 марта 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 172.
- Гибсон, Фрэнк Ф., Искусство Анри Фантен-Латура, его жизнь и творчество , Лондон, Drane's Ltd., 1924.
- Люси-Смит, Эдвард, Анри Фантен-Латур , Нью-Йорк, Риццоли, 1977.
- Пуле, Энн Л., и Мерфи, А.Р., От Коро до Брака: французские картины из Музея изящных искусств, Бостон , Бостон: Музей, 1979. ISBN 978-0-87846-134-9
- Розенблюм, Роберт, Картины в Музее Орсе , Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг, 1989. ISBN 978-1-55670-099-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1836 рождений
- 1904 смерти
- Художники из Гренобля
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Художники-символисты
- Французские художники-символисты.
- Цветочные художники
- Французские художники-натюрморты
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Французские гравёры ХХ века
- Французские художники-мужчины XIX века