Музей изящных искусств Лиона
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2010 г. ) |
Музей изящных искусств Лиона ( французский ) | |
![]() Музей изящных искусств Лиона | |
![]() Интерактивная полноэкранная карта | |
Учредил | 1801 |
---|---|
Расположение | 20, площадь Терро 69001 Лион , Франция |
Координаты | 45 ° 46'1 ″ с.ш. 4 ° 50'1 ″ в.д. / 45,76694 ° с.ш. 4,83361 ° в.д. |
Тип | Художественный музей |
Веб-сайт | mba-lyon.fr |
Музей изящных искусств Лиона ( фр . Musée des Beaux-Arts de Lyon ) — муниципальный музей изящных искусств во французском городе Лион . Расположенный недалеко от площади Терро , он расположен в бывшем бенедиктинском монастыре, действовавшем в 17 и 18 веках. Он был восстановлен в период с 1988 по 1998 год и все это время оставался открытым для посетителей, несмотря на продолжающиеся реставрационные работы. Его коллекции варьируются от древнеегипетских древностей до современного искусства , что делает музей одним из самых важных в Европе. Здесь также проводятся важные выставки искусства, например, выставки работ Жоржа Брака и Анри Лорана во второй половине 2005 года, а также выставки работ Теодора Жерико с апреля по июль 2006 года. Это один из крупнейших художественных музеев в Франция. [ 1 ]
Здания
[ редактировать ]Аббатство
[ редактировать ]До 1792 года здания принадлежали королевскому аббатству Сен-Пьер-ле-Ноннэн , построенному в 17 веке. Настоятельница всегда происходила из высшего французского дворянства. [ 2 ] и здесь принимали деятелей королевства. Учреждение имело особенно аристократический оттенок, о чем свидетельствует его реконструкция Людовиком XIV во Франции в 17 и 18 веках. Нынешнее состояние дворца Сен-Пьер во многом связано с этими реконструкциями, которые включали строительство трапезной в стиле барокко и монументальной лестницы почета, предположительно построенной Томасом Бланше . С тех пор трапезная была отремонтирована и теперь служит приемной для групповых посещений, а также содержит две монументальные картины на тему обеда: «Умножение хлебов» и «Тайная вечеря » Пьера-Луи Крети . Остальная часть его нынешней планировки была разработана Николя Бидо и Симоном Гийомом и состоит из скульптур.
Дворец торговли и искусств
[ редактировать ]Изгнание монахинь и разрушение église Saint-Saturnin датируется Французской революцией , хотя другая церковь аббатства (église Saint-Pierre) все еще существует и теперь содержит скульптуры 19 и 20 веков. После революции в оставшихся зданиях разместился Дворец торговли и искусств, сначала состоявший из произведений, конфискованных у духовенства и знати, но позже ставший более многопрофильным. Например, он получил коллекции археологии и естествознания, а также коллекции Академии наук и литературы . Императорская школа рисования была создана в 1805 году во Дворце торговли и искусств для обеспечения лионских шелковых фабрик дизайнерами, что положило начало знаменитой Лионской школе . В 1860 году Торговая палата покинула Дворец Сен-Пьер, и здание стало Дворцом искусств. С 1875 года коллекции музея значительно расширились, и их пришлось расширять — лестница работы Пьера Пюви де Шаванна к этой эпохе относится .
Музей изящных искусств
[ редактировать ]Коллекции были значительно расширены в начале 20 века, в результате чего Дворец искусств стал Музеем изящных искусств. Свой нынешний вид здание приобрело в середине 1990-х годов, после завершения нескольких реставрационных работ.

Коллекции
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]В отделе живописи представлены европейские картины XIV-середины XX веков. Они расположены в хронологическом порядке по основным школам в 35 комнатах. В коллекции представлены:
- Старинная французская живопись (16-18 века) ( Николя Пуссен , Симон Вуэ , Филипп де Шампень , Эсташ Лесюёр , Шарль Лебрен , Гиацинт Риго , Франсуа Буше , Жан-Батист Грёз , Адриен Манглар , Клод Жозеф Верне и др.).
- Французская живопись XIX века ( Энгр , Жерико , Делакруа , Дега , Ренуар , Мане , Моризо , Сезанн , Гоген , Ван Гог и др.);
- Итальянская живопись XIV-XVIII веков ( Перуджино , Лоренцо Коста , Веронезе , Тинторетто , Корреджо , Гвидо Рени , Доменикино , Пьетро да Кортона , Гверчино , Сальватор Роза , Лука Джордано , Маттиа Прети , Каналетто , Франческо Гварди , Джандоменико Тьеполо и др.) ;
- Древнеиспанская живопись (в основном 17 век) ( Эль Греко , Хусепе де Рибера , Франсиско де Сурбаран и др.);
- Древнегерманская, фламандская и голландская живопись (в основном 16-17 веков) ( Лукас Кранах Старший , Квентин Метсис , Рубенс , Антонис ван Дейк , Якоб Йорданс , Герард Давид , Рембрандт и др.);
- Живопись 20-го века (в том числе Эдуард Вюйяр , Пьер Боннар , Жорж Руо , Анри Матисс , Пабло Пикассо , Брак , Альберт Глез , Андре Дерен , Морис де Вламинк Амедео Модильяни , Фернан Леже , Йорг Миро, Джан Кирико , Максио де Кирико , Жорж Эрнст , Фрэнсис Бэкон и художники Парижской школы и др.);
-
Рождество , Лоренцо Коста (около 1490 г.)
-
Даная , Тинторетто (ок. 1570 г.)
-
Вирсавия в Бате , Веронезе (около 1575 г.)
-
Танцовщицы на сцене , Эдгар Дега (около 1889 г.)
-
«Чтение» , Анри Фантен-Латур (1877)
-
Богоматерь с Младенцем и ангелами , Квентин Метсис (ок. 1509 г.)
-
Распятие , Симон Вуэ (ок. 1636-37)
-
Святой Франциск , Франсиско де Сурбаран (ок. 1645 г.)
-
Смерть Софонисбы , Маттиа Прети (ок. 1665)
Скульптуры
[ редактировать ]Большая часть коллекции представлена в двух разделах: на первом этаже представлены скульптуры Средневековья и Возрождения, а также лепнина старой трапезной в стиле барокко; а в церкви аббатства находятся скульптуры 19 и начала 20 веков.
В центре аббатства бывший монастырь теперь превратился в муниципальный сад, прямо в центре города, на полуострове. Его украшают несколько статуй 19 века:
- две скульптуры Огюста Родена : «Тень, или Адам» (1902 г.) и «Искушение святого Антония» (1900 г.);
- скульптура Леона-Александра Делома, изображающая Демокрита, медитирующего на месте души (1864 г.);
- скульптура Эмиля Антуана Бурделя, изображающая Карпо за работой (1909 г.);
- Венера ; (1918–1928) Майоля Аристида
- Одалиска Джеймса (1841) Прадье ,
- группа Антуана Этекса, представляющая Каина и его род, проклятый Богом
-
На переднем плане: Тень или Адам Родена; фон Демокриты, размышляющие о престоле души
-
Карпо за работой , созданный Антуаном Бурделем в честь Жана-Батиста Карпо .
Древности
[ редактировать ]Египет
[ редактировать ]Древний Египет является основной темой отдела древностей музея из-за исторической важности египтологии в Лионе, которую поощряли такие люди, как Виктор Лоре , чья семья подарила музею более 1000 предметов в 1954 году. С 1895 года музей Лувра предоставил почти 400 предметов (вазы для мазей, погребальные статуэтки и т.п.) составят основу отдела; другие предметы ( канопические вазы , украшения, материалы из Антинополиса ) были добавлены позже, чтобы дополнить это первоначальное пожертвование, и были дополнены в 1936 году предметами из деревни ремесленников Дейр-эль-Медина .
Изюминкой коллекции являются показ саркофагов и ворот Птолемея III и Птолемея IV из храма Медамуда, выкопанного лионским археологом Александром Вариллем в 1939 году и подаренного Французским институтом восточной археологии в Каире. Остальные предметы проливают свет на повседневную жизнь Древнего Египта.
Коллекция насчитывает 600 работ, представленных в 9 залах в тематической и хронологической последовательности:

- Комната 1: Жизнь после смерти
Развитие погребальных практик исследуется посредством демонстрации гробов от Старого царства до позднего периода , канопических ваз, органов, шабти и 155 амулетов на различные темы. Существует также фрагмент гробницы Бакенранефа, найденный в Саккаре , датируемый 26-й династией , а также плащаница римской эпохи.

- Комната 2: Божественное и его обряды.
По всей длине этой комнаты воссозданы украшения храма, кульминацией которых являются ворота Птолемея III и Птолемея IV из позднего храма в Медамуде (первые фрагментарны, но сохраняют часть своей первоначальной полихромии , тогда как вторые почти полны). Остальные барельефы в этой комнате происходят из Коптоса - восемь датированы Средней державой и происходят из храма Мина. Они были обнаружены Адольфом Рейнахом в 1909 году в фундаменте более позднего здания. Еще 11 фрагментов относятся к концу эпохи Птолемеев, а точнее – ко времени правления Клеопатры VII . Даже если скульптуры фараонов недостаточно представлены в музее, фрагмент статуи Рамзеса VI из розового гранита и очертания статуи Коммода как фараона документируют этот аспект египетского искусства.
- Комната 3: Культ божественного
Вход через ворота Птолемея IV. В центре этой комнаты находится опора барки или статуи времен правления Птолемея II . На стенах — три фрагмента барельефов 28-й династии , также найденных в Коптосе.

- Комната 4: Изображения и эмблемы божественного.
В трех витринах этой комнаты находится коллекция бронзовых статуэток богов египетского пантеона, а также редкое изображение Хапи , бога Нила, датируемое поздним периодом. Целый случай посвящен изображениям Осириса , а другой — фараона. В этой комнате находится голова фараона 30-й династии , приписываемая Нектанебо II , бюст Среднего царства (характеризующийся очень большими ушами) и скарабей с именем Аменхотепа II .
-
Бюст фараона, Поднебесная.
-
Статуэтка ребенка Гора , Поздний период.
-
Статуэтка нильского бога Хапи, поздний период

- Комната 5: Фараон и его слуги.
В одном из футляров находятся 18 деревянных моделей, полученных из гробниц времен 23-й династии из Асьюта . Они представляют сцены из повседневной жизни, такие как выпас скота или приготовление пива . В противоположном случае два дисплея: один на письме, другой на слугах фараона. В последнем, среди прочего, есть известняковая статуя анонимной пары Древнего царства , мужской бюст Птолемея и фрагмент статуэтки коленопреклоненного писца.
- Комната 6: Стелы
Вокруг деревянной статуи Осириса расположены четыре стелы Среднего царства , восемь стел Нового царства и четыре стелы римской эпохи. Одним из самых красивых является портрет Птахмоса , первосвященника Амона , визиря Фив . и руководителя работ при Аменофисе III , который сохраняет следы своей полихромии
- Комната 7: Повседневная жизнь
Один ящик содержит 14 протоисторических и додинастических ваз, а другой показывает подборку ваз, охватывающих период от Нового царства до позднего периода . Основная экспозиция в этом зале содержит множество уникальных экспонатов, таких как стела Нес-Эну времен Второй династии или великолепная деревянная мужская голова 28-й династии , возможно, являющаяся частью украшения арфы. Здесь также есть предметы повседневного обихода, такие как сандалии, зеркала, украшения и даже табурет.
- Зал 8: Египет и греки – Египет и Рим
В этом номере исследуется греческое и римское влияние на египетское искусство. Это особенно распространено в частных произведениях искусства, таких как серия терракотовых фигурок египетских богов с эллинистическими чертами и пять погребальных стел II и III веков из Коптоса, демонстрирующих влияние Пальмирены .
- Зал 9: Египет и Римская империя – коптское христианство
В этой комнате хранятся позолоченные погребальные маски римского периода ; и барельефы, патеры и текстиль коптской цивилизации, в том числе фрагмент знаменитой «шали Сабины».
Ближний Восток и Ближний Восток
[ редактировать ]В одном зале представлены цилиндрические печати, глиняные таблички и барельефы шумерской , ассирийской и вавилонской цивилизаций , а также луристанская бронза , керамика и статуэтки с Кипра , а также прекрасная коллекция сирийских предметов (включая антропоидный саркофаг и мраморный барельеф). ).
Древняя Греция и Италия
[ редактировать ]Отдельная комната посвящена основной работе этого отдела — мраморной коре VI века до нашей эры из Афинского Акрополя . Второй зал посвящен Древней Греции и содержит серию аттических ваз, или чернофигурных краснофигурных , бронзовых и терракотовых фигурок Танагры . Наконец, небольшая комната посвящена Великой Греции со множеством керамики и бронзовых шлемов.
В нескольких залах также представлена римская скульптура – мраморные статуи (торс Венеры, ребенок на петушке, статуи драпированных фигур и т. д.), а также небольшие бронзовые фигурки богов римского пантеона, таких как Меркурий, Венера, Марс и т. д.
Галло -римские коллекции города Лиона , ранее представленные в Музее изящных искусств и Антиквариуме, были переданы в 1975 году в музей Лугдунум на холме Фурвьер рядом с римским театром и Одеоном.
Арт-объекты
[ редактировать ]Коллекция этого отдела варьируется от средневековья до 20 века и включает:
- Византийская слоновая кость
- Лиможские эмали
- Ренессансный фаянс и майолика
- Комната в стиле модерн от Эктора Гимара
- Исламское искусство
- Дальневосточная керамика
- Китайский, корейский и японский керамогранит (с 1917 года) — редкие изделия, иллюстрирующие чайную церемонию , выставленные рядом с вдохновленной ими керамикой в стиле модерн .
- Смерть Полидора , гобелен
- Шелковые ткани, производимые лионскими предприятиями по производству шелка, в том числе работы Жана-Франсуа Бони . [ 3 ]
Монеты и медали
[ редактировать ]Лионский «médaillier» является вторым по величине во Франции после парижского: в нем хранится около 50 000 монет, медалей, печатей и других предметов. Он известен на европейском уровне и занимал видное место в нумизматическом мире с момента его возникновения в 19 веке до недавних открытий сокровищниц Терро и Селестин. [ 4 ]
Графика
[ редактировать ]Этот отдел был создан в начале 19 века и включает работы на бумаге - рисунки, гравюры, гравюры, акварель и т. д. - основанные на линии, а не на цвете. Всего в нем более 8000 работ, в том числе работы Филиппино Липпи , Пармиджанино , Фра Бартоломео , Леонетто Каппьелло , Николя Пуссена , Франсуа Буше , Энгра , Теодора Жерико , Эжена Делакруа , Камиля Коро , Оноре Домье , Одилон Редон , Пюви де Шаванн , Эдгар Дега , Анри Матисс , Фернан Леже и замечательное исследование Альбрехта Дюрера .
Журнал
[ редактировать ]По инициативе Рене Жюллиана в 1952 году был создан Bulletin des musées lyonnais , а через 8 лет сменил название на Bulletin des musées et Monuments Lyonnais . В 2003 году оно стало ежегодным изданием и снова сменило название на Cahiers du musée des Beaux-Arts de Lyon .
Коллекция
[ редактировать ]- Ткань святого Гереона, фрагмент, хранящийся в инвентаре музея. Это один из старейших существующих европейских гобеленов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «30 шедевров из Лионского музея изящных искусств» . Google Искусство и культура . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Коллектив (январь 2010 г.), Музей изящных искусств Лиона от А до Я , Fage editions, стр. 97, статья «Монахини», ISBN. 2849751642
- ^ «Жан-Франсуа Бони, художник на службе Их Величеств» . www.mtmad.fr (на французском языке) . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ корень. «Презентация — Музей изящных искусств Лиона» . www.mba-lyon.fr (на французском языке) . Проверено 28 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный Лионского музея изящных искусств сайт - (на французском языке)
- Ville de Lyon.fr: официальная веб-страница городского музея изящных искусств - (на французском языке)
- Вид с воздуха на Wikimapia (карты Google + Wiki)
- Виртуальный тур по Музею изящных искусств Лиона, предоставленный Google Arts & Culture
СМИ, связанные с Музеем изящных искусств Лиона , на Викискладе?
См. также
[ редактировать ]- Художественные музеи и галереи Франции.
- Лион: Музеи
- 1-й округ Лиона
- Археологические музеи Франции
- Египтологические коллекции во Франции
- Музеи Древнего Ближнего Востока в Европе
- Музеи Древнего Рима во Франции
- Музеи древней Греции во Франции
- FRAME Музеи
- Художественные музеи и галереи, основанные в 1801 году.
- 1801 заведение во Франции
- Культура Лиона