Гиацинт Риго
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Июль 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Гиацинт Риго | |
---|---|
![]() Автопортрет в тюрбане (1698 г.) | |
Рожденный | Жасинт Ригау-Рос и Серра 18 июля 1659 г. |
Умер | 29 декабря 1743 г. | (84 года)
Национальность | Французский |
Образование | Шарль Ле Брен Поль Пезе (предположительно) Антуан Ранк (предположительно) |
Известный | живопись, портретная живопись |
Заметная работа | коронационный портрет Людовика XIV; Введение во храм; портрет Боссюэ в зимнем костюме; портреты Людовика XIV |
Движение | Барокко |
Награды | Цена Рима (1682 г.) |
Подпись | |
![]() | |
Директор Академии живописи и скульптуры | |
В офисе 1733–1735 [а] | |
Монарх | Людовик XV |
Предшественник | Луи де Булонь |
Преемник | Гийом Кусту |
Жасинт Ригау-Рос и Серра ( Каталонское произношение: [ʒəˈsin riˈɣaw ˈrɔz i ˈsɛrə] ; 18 июля 1659 — 29 декабря 1743), известный на французском языке как Гиацинт Риго (англ. произносится [jasɛ̃t ʁiɡo] ), каталонско-французский художник в стиле барокко, наиболее известный своими портретами Людовика XIV и других представителей французской знати.
Биография
[ редактировать ]
Риго родился в Перпиньяне , который тогда входил в состав Арагонской короны , за несколько месяцев до того, как Испания уступила город Франции по Пиренейскому договору (7 ноября 1659 г.). Его семья, Ригау , была каталонской ; он был сыном портного, внуком художника-позолотчика из Руссильона и старшим братом другого художника ( Гаспара ). [1]
Риго был крещен своим каталонским именем в старом соборе Сен-Жан-Батист в Перпиньяне 20 июля 1659 года. [2] через два дня после его рождения на улице Порт-д'Ассо. Его имя при крещении было Ясинто Ригау или Жасинт Ригау и Рос. [1] Иногда это транслитерируется как Гиацинт Франческ Онрат Матиас Пере Мученик Андреу Жоан Ригау. [б] После того, как Руссильон и Серданья были переданы Франции 7 ноября следующего года в соответствии с Пиренейским договором , Ригау остался в Руссильоне и стал подданным Франции.
Он обучался портняжному делу в мастерской своего отца, но с 1671 года совершенствовал свои навыки художника под руководством Антуана Ранка переехал в Лион в Монпелье, а четыре года спустя . Именно в этих городах он познакомился с фламандской, голландской и итальянской живописью, особенно с картинами Рубенса , Ван Дейка , Рембрандта и Тициана , чьи работы он позже собрал. Приехав в Париж в 1681 году, он выиграл престижную стипендию, известную как Римская премия в 1682 году, но по совету Шарля Лебрена не совершил поездку в Рим, которая была включена в стипендию. Риго был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры в 1710 году и поднялся на вершину этого учреждения, прежде чем уйти из нее в 1735 году.

Поскольку картины Риго, включая костюмы и детали фона, передают очень точные сходства, его картины считаются точными отпечатками современной моды.

Семья
[ редактировать ]Отец Гиацинта, Хосеп Матиас Пере Рамон Ригау, был портным ( sastre по-каталански) в приходе Сен-Жан де Перпиньян, «а также художником». [2] происходил из рода известных художников Перпиньянского бассейна, которым было поручено украсить несколько скиний и других панелей для литургического использования. Лишь немногие из них сохранились до настоящего времени ( Палау-дель-Видре , Перпиньян , Монтальба-д'Амели , Жох ...). Дед Гиацинта, Хасинто майор , [с] и еще больше отец Хасинто, Хонорат минор , [д] были главами семьи и местного художественного мира с 1570 по 1630 год; наверное, столько же, сколько позолотчиков, как и художников, [3] поскольку в их мастерских можно было найти «много гравюр и книг по искусству живописи, а также других вещей, например, кистей и палитр для живописи». [4]
Работая в колледже Сен-Элуа в своем городе с 1560 года и выступая в качестве представителя его гильдии художников и позолотчиков, 22 ноября 1630 года Хасинто Майор и другие позолотчики и коллеги. [и] участвовал в разработке устава и протокола городского колледжа Сен-Люк.. [5] Хонорат минор обычно считается автором картины «Канонизация святого Гиацинта» , ранее работавшей в доминиканском монастыре Перпиньяна, а теперь в Йохе. [6] скиния церкви Палау-дель-Видр (28 марта 1609 г.) и ретабль в Монтальбе недалеко от Амели-ле-Бен . Отцом Онора Младшего обычно называют художника ретабля Сен-Ферреоль (1623 г.) в церкви Сен-Жак де Перпиньян, а ранее - Кувента Минимов, тогда как Онора Младшего обычно называют художником картин ретабль церкви Сен-Жан-л'Эванжелист в Пейресторте . [7]
13 марта 1647 года отец Гиацинта Матиас Ригау женился на Терезе Фаже (1634–1655), дочери плотника. [ф] Вскоре овдовев, он решил быстро жениться повторно на Марии Серре, дочери торговца текстилем из Перпиньяна ( пентинер по-каталонски), 20 декабря 1655 года. [8] В 1665 году он приобрел дом «en lo carrer de las casas cremades» (ныне улица де л'Инсенди, недалеко от собора) и получил доход от участка виноградников на территории Бомпаса. [4] Вторым браком он также приобрел дом на площади Юиль, но вскоре продал его. [4]
Поездка в Лион
[ редактировать ]
известно мало О деятельности Риго в Лионе из-за отсутствия сохранившихся документов. Однако по традиции художники Монпелье имели с этим городом прочные связи, как, например, Самуэль Буасьер, проходивший обучение там, в Лионе. [9] Личность будущих изображенных Риго моделей показывает, что он работал на городских торговцев тканями , чья процветающая торговля уже давно приносила городу прибыльный доход. [10]
Даже если они были зарегистрированы только с 1681 года, даты, когда он переехал в Париж , его «юношеские» портреты, вероятно, были датированы раньше , как и портреты Антуана Домерга, королевского советника и губернатора провинции Лион, в 1686 году. [11] и «мистер Сарацин де Лион», представитель известной династии банкиров швейцарского происхождения, в 1685 году. [12] Портрет Жана де Брюненка, написанный Риго в 1687 году, торговца шелком, банкира и консула Лиона, сочетает в себе все ингредиенты, благодаря которым художник впоследствии добился успеха. [13]
В своей диссертации граверах рода Древетов о [14] Жильберта Леваллуа-Клавель раскрыла некоторые аспекты частных отношений между Риго и Пьером Древе; их дружба возникла в начале 1700-х годов, после того как художник нарисовал портрет гравера, на котором тот изобразил и самого себя. [15]
В 1681 году, когда Гиацинт Риго решил переехать в Париж, вдохновленный Древе, которого также привлекала столица, он уже заслужил хорошую репутацию среди местной клиентуры, от Швейцарии до Экс-ан-Прованса . [16]
Возвращаясь к биографии художника, Дезалье д'Аржанвиль утверждает, что одной из главных причин его путешествия в 1695 году Риго было написание портрета его матери: «Он рисовал ее во многих ракурсах и поручил знаменитому Койсевоксу изготовить ее мраморный бюст . украшение его кабинета на всю оставшуюся жизнь». В своем первом завещании от 30 мая 1707 года художник оставил бюст великому дофину , сыну Людовика XIV , хотя скульптура затем будет передана Академии, что объясняет ее присутствие в Лувре . Также в документе Риго завещал портрет, содержащий два профиля Марии Серры, старшему сыну своего брата Гаспара по имени Гиацинт.
На самом деле Риго написал вторую картину, отражающую три позиции, представленные Койсевоксу: овальную картину, хранящуюся в частной коллекции, скопированную Жерико в Дижоне и ставшую предметом одной из гравюр Древе. Он также нанес на холст эскизы своей сестры Клэр в сопровождении ее мужа и их первой дочери.
В 1695 году также были созданы две версии « Христос экспиант-сюр-ла-Круа» с явным фламандским влиянием, что является доказательством редкого вторжения Риго в область исторических изображений или «большого жанра». Он завещал своей матери первую версию, которая затем, после ее смерти, будет передана монастырю Великих Августинов в Перпиньяне , а вторую, в 1722 году, передал доминиканскому монастырю в городе, где он родился.
Весной 1696 года Гиацинт Риго вернулся в Париж, где написал один из самых важных своих портретов года. На самом деле этого добивался герцог Сен-Симон , чтобы изобразить Армана Жана ле Бутилье де Рансе , аббата, используя искусную уловку, которая остается заметной в истории живописи.
В 1709 году его родной город Перпиньян сделал его дворянином. В 1727 году он был удостоен звания кавалера ордена Святого Михаила .
После смерти директора Луи де Булони 28 ноября 1733 года Риго предложил, чтобы четыре ректора Академии: Николя де Ларжильер , Клод-Ги Алле , Гийом Кусту и он сам поменяли этот пост. [17] [18] Эта олигархия сохранялась до избрания Кусту единоличным директором 5 февраля 1735 года. [19]
Риго умер в Париже 29 декабря 1743 года в возрасте 84 лет.
- Дом на улице Луи-ле-Гран (Париж 2), где умер художник.
- Дом.
- Табличка.
Клиентура
[ редактировать ]
Он был одним из самых выдающихся художников-портретистов во времена правления короля Людовика XIV . Его инстинкт впечатляющих поз и величественных презентаций точно соответствовал вкусам позировавших ему королевских особ, послов, священнослужителей, придворных и финансистов. Риго обязан своей известностью преданной поддержке, которую он получил от четырех поколений Бурбонов , портреты которых он написал; а именно король Людовик XIV , затем его сын Людовик, Великий Дофин , затем внук короля (сын Великого Дофина) Людовик, герцог Бургундский (также называемый Малым Дофином), и, наконец, внук Великого Дофина (сын Малого Дофина), который стал следующим королем — Людовиком XV, который сменил своего прадеда Людовика XIV в 1715 году. Он собрал ядро своей клиентуры среди самых богатых кругов, а также среди буржуазии, финансистов, дворян, промышленников и правительственных министров, а также обхаживал всех главные послы своего времени и несколько европейских монархов. Его творчество представляет собой почти полную портретную галерею главных деятелей Франции с 1680 по 1740 годы. Некоторые из этих произведений (хотя и в меньшинстве) также включают в себя произведения более скромного происхождения – друзей Риго, коллег-художников или простых бизнесменов.
Риго неотделим от своей самой известной работы — картины 1701 года, изображающей Людовика XIV в коронационном костюме, которая сегодня висит в Лувре в Париже. [20] а также вторая копия, также запрошенная Людовиком XIV, которая сейчас висит в Версальском дворце . [21]
Он известен своими портретами Людовика XIV , членов королевской семьи и знати Европы, а также членов их дворов, и считается одним из самых известных французских портретистов классического периода. , Жак Тюилье профессор Коллеж де Франс:
Гиацинт Риго был одним из тех французских художников, которые знали самых знаменитых знаменитостей эпохи Старого режима. Это восхищение было заслужено как удивительным обилием его работ, так и постоянным их совершенством. [22]
По словам французского историка искусства Луи Уртика ,
После своей смерти Риго оставил после себя галерею крупных фигур, которыми наше воображение теперь наполняет Галерею Гласов ; Риго был необходим для «славы» Людовика XIV и участвовал в этом сиянии правления, величие которого он зафиксировал [в красках]. [23]
Настоящие «фотографии», [24] лица, которые Дидро называл «рекомендательными письмами, написанными на общем языке всех людей», [25] Работы Риго сегодня населяют крупнейшие музеи мира.
Наследие
[ редактировать ]
Работы Риго сегодня населяют крупнейшие музеи мира. Точное количество созданных им картин остается спорным, поскольку он оставил очень подробный каталог, а также более тысячи различных моделей, которые, по мнению специалистов, он использовал. [26] К этому можно добавить большое количество копий в книге отчетов Риго , не говоря уже о сотнях других картин, заново открытых после публикации отчетов в 1919 году. Риго написал многих важных фигур в мире искусства, таких как скульпторы Дежарден (до которому, как старый друг, он написал три последовательных портрета), Жирардона и Койсевокса ; художники Жозеф Парросель , Ла Фосс и Миньяр ; архитекторы Де Котт , Ардуэн-Мансар и Габриэль . Он также писал портреты поэтов, таких как Лафонтен или Буало , а также религиозных деятелей, таких как кардинал де Флери и Боссюэ ; многие влиятельные архиепископы и епископы заплатили за портрет большие суммы денег.
Musée d'art Hyacinthe Rigaud , музей, посвященный произведениям Риго, открылся в Перпиньяне в 1833 году. [27] С тех пор музей расширился и теперь включает работы Аристида Майоля , Рауля Дюфи и других художников. [28] В 2017 году после реконструкции и временной выставки, посвященной Пикассо, его посетили более 65 000 человек . [29]
Избранные работы
[ редактировать ]

- Портрет графа Филиппа Людвига Венцеля фон Зинцендорфа , 1712, холст, масло , 166 см × 132 см (65 × 52 дюйма), Музей истории искусств , Вена
- Портрет Филиппа де Курсийона , маркиза де Данжо, 1702 г., холст, масло, 162 см × 150 см (64 × 59 дюймов), Национальный музей замка Версаль и Трианон , Версаль
- Портрет Людовика XIV , 1701, холст, масло, 279 см × 190 см (110 × 75 дюймов), Лувр , Париж
- Портрет Людовика XIV, ок. 1700, холст, масло, Центральный блок , Парламент Канады , Оттава
- то же, холст, масло, 238 см × 149 см (94 × 59 дюймов), Museo del Prado , Мадрид
- то же, холст, масло, 1694 г. (полноформатный портрет), Лувр, Париж.
- то же, холст, масло, 1715 г. (полный портрет, «Государственный портрет»), Национальный музей замка Версаль и Трианон, Версаль.
- Портрет матери художника, 1695 г., холст, масло, 83 см × 103 см (33 × 41 дюйм), Лувр, Париж.
- Портрет Эверхарда Ябаха , 1688, холст, масло, 58,5 × 47 см (23,0 × 18,5 дюйма), Музей Вальрафа-Рихарца , Кёльн
- Этюды спаниелей и уиппетов и этюд белого головного убора, холст, масло
- Портрет Луи Боссюэ , местонахождение неизвестно. [30]
- Портрет ученого, холст, масло, Эрмитаж , Санкт-Петербург, Россия
- Портрет Пьера Имбера Древе , ок. 1700, холст, масло, 116 см × 89 см (46 × 35 дюймов), Музей изящных искусств Лиона , Франция
- Портрет Людовика XV Французского в возрасте 5 лет в коронационном облачении, 1715 год, холст, масло, Национальный музей замка Версаль и Трианон, Версаль
- Портрет Елизаветы Шарлотты Пфальцской , ок. 1719, холст, масло, Национальный музей Версальского дворца и Трианона, Версаль.
- Портрет графини де Селл Маргариты-Генриетты де Лабрифф, 1712, холст, масло.
- Портрет Шарля Огюста д'Аллонвиля де Лувиля, маркиза де Лувиля, 1708 год, холст, масло, частное собрание
- Портрет Фридриха IV Датского , Национальный исторический музей, дворец Фредериксборг , Дания
- Портрет Себастьяна Бурдона , рисунок, 1731 г., 36,1 см × 24,9 см (14,2 × 9,8 дюйма), Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie , Франкфурт-на-Майне
- Портрет Луи Антуана де Пардайяна де Гондрена, маркиза д'Антена, ок. 1710 г.
- Портрет Августа II Сильного , холст, масло, 1715, Gemäldegalerie Alte Meister , Дрезден
- Портрет Мартина ван дер Богерта , рисунок, ок. 1700, 37,4 см × 28,7 см (14,7 × 11,3 дюйма), Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне
- Портрет молодого ученого, рисунок, 1685 г., 31,4 × 25,5 см (12,4 × 10,0 дюйма), Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, Франкфурт-на-Майне.
- Портрет кардинала Анри Освальда де ла Тур д'Овернь, 1732 г., холст, масло, 142 см × 113 см (56 × 44 дюйма), частное собрание.
- Портрет Николя Ле Камю, рисунок, ок. 1701, 38,4 см × 29,4 см (15,1 дюйма × 11,6 дюйма), Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, Франкфурт-на-Майне
Картины
[ редактировать ]- Робер де Котт (1656-1735)
- Портрет Филиппа Орлеанского, герцога Шартрского (1674–1723).
- Людовик Французский, Дофин (1661-1711), « Великий Дофин ».
- Портрет Шарля Ле Брюна
- Фредерик IV Датский как наследный принц
- Портрет Людовика XV (1727–1729), Версаль.
- Ла Менассеза
- Портрет Сюзанны де Бурбер де Бернатр
- Шарль де Сен-Альбен , архиепископ Камбре
- Портрет герцога Бройля (1671–1745), поясной, в доспехах, с бархатной подкладкой из леопардовой мантии и кушаком ордена Святого Духа, с жезлом маршала Франции в левой руке.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ До февраля 1735 года руководство Академией разделялось между Риго и тремя другими ректорами: Гийомом Кусту, Клодом-Ги Алле и Николя де Ларжильером.
- ^ Сообщается, что есть и другие имена (источники различаются): разные фамилии при рождении: Гиацинт-Франсис-Оноре-Матиас-Пьер Мартир-Андре Жан Риго и Рос или Фрэнсис Гиацинт Риго, или Гиацинт Ригуад и Гиацинт Риго, разные имена при рождении. : Джакинто, Франциск, Хонорат, Матиас, Пере, Мученик, Эндрю и Жанна.
- ^ умер в 1631 году. 25 июля 1617 года в церкви Ла Реаль в Перпиньяне он женился на Мадалене Роат. Она была вдовой Пера Роата и 1 ноября 1634 года снова вышла замуж в церкви Сен-Матье в Перпиньяне за Антони Баласко.
- ↑ Год его рождения неизвестен, 5 июля 1617 года в église de La Réal в Перпиньяне он женился на Антиге Франч, вдове Антони Франча.
- ^ Жоан Антони Марти, Гиллем Андреу, Томас Блат и Жауме Фустер
- ↑ Джоан Антони Фаже уже умерла в 1647 году. Брачный контракт был засвидетельствован Оноре Суньером в Перпиньяне.
- ^ Жан Лафит дит Лафита (умер в 1737 г.), судебный пристав Перпиньяна; его жена Клер-Мари-Мадлен-Жероним, сестра художника; и их старшая дочь Мари.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каталог Nord.com. «Каталонское искусство и художники – живопись» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 15 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Коломер 1973 , с. 11
- ^ Жюльен Луган, Художники и позолотчики в Руссильоне в 17 и 18 веках , Кане, éditions Trabucaire, 2006.
- ^ Jump up to: а б с Коломер 1973 , с. 13
- ^ Луганд, соч. цит . п. 248.
- ^ По Марселю Дюрлиа. Цитируется Оливье Пуассоном, "Les Rigau (d)", в Terres Catalans , № 10, март 1996 г., стр. 54–55.
- ^ О. Пуассон, соч. цит. , с. 54.
- ^ Коломер 1973 , с. 12
- ^ (на французском языке) Анри Марсель Кюнхольц, Самюэль Буасьер, художник из Монпелье, 17 век , Монпелье, Кастель, 1845 год.
- ^ (на французском языке) Перро 2004 , с. 41
- ^ (на французском языке) Роман 1919 , с. 11
- ^ (на французском языке) Роман 1919 , с. 9
- ^ (на французском языке) Роман 1919 , с. 13
- ^ (на французском языке) Жильберта Левалуа-Клавель, Пьер Древе (1663–1738), гравер короля и его учеников Пьер-Имбер Древе (1697–1739), Клод Древе (1697–1781) , Лион, 2005, цифровое издание [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ (на французском языке) Каталог выставки Visages du Grand Siècle, французской портретной живописи времен правления Людовика XIV , Нант-Тулуза, 1997, 1998, с. 42-43
- ^ (на французском языке) Ариан Джеймс-Саразен , «Гиацинт Риго и эти джентльмены из Экс-ан-Прованса», в Bibliothèque de l'École des Chartes , 2003, t. 161, с. 67-113.
- ^ де Монтеглон, Анатоль , изд. (1883). Протоколы Королевской академии живописи и скульптуры, 1648–1793 (на французском языке). Полет. В. Пэрис: Ж. Баур. стр. 127–128.
- ^ Мишель, Кристиан (2018). Королевская академия искусства и скульптуры: рождение французской школы, 1648–1793 гг . Исследовательский институт Гетти. п. 352.
- ^ Уильямс, Ханна (2016). Королевская академия: история в портретах . Рутледж. п. 294. ИСБН 978-1-4094-5742-8 .
- ^ Париж, Лувр , инв.7492)
- ↑ Открытие Версальского замка: культурное предложение Версальского замка. Архивировано 26 августа 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ (на французском языке) Жак Тюилье, профессор Коллеж де Франс, член Высшего комитета по национальным праздникам
- ^ (на французском языке) Луи Уртик, От Пуссена до Ватто, Париж, 1921 г.
- ^ Антуан-Жозеф Дезалье д'Аржанвиль 1745, с. 318
- ^ Жак Пруст, «Дидро и физиогномония», CAIEF , 13, 1961, стр.317–319.
- ^ (на французском языке) Гиацинт Риго - Портрет клиентуры
- ^ «История музея» . musee-rigaud.fr (на французском языке) . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ «Коллекции» . musee-rigaud.fr (на французском языке) . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Торрес, Майте (3 ноября 2017 г.). «Музей Риго – 65 000 посетителей с момента открытия – «Очень приятный сюрприз»» . Сделано в Перпиньяне (на французском языке) . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Ж. Роман, Книга разума художника Гиацинта Риго , Париж, 1919, с. 66
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коломер, Клод (1973). Семья и социальная среда художника Риго (на французском языке). Перпиньян: Знание Руссильона.
- Перро, Стефан (2004). Гиацинт Риго (1659-1743), живописец королей (на французском языке). Предисловие Ксавье Салмона. Монпелье: Nouvelles Presses du Languedoc. ISBN 2-859-98285-Х . OCLC 58986292 .
- Роман, Джозеф (1919). Книга разума художника Гиацинта Риго (на французском языке). Пэрис: Лоуренс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Musee-rigaud - Официальный сайт музея Риго.
- Гиацинт-Риго - Полный каталог работ Риго французского искусствоведа Стефана Перро.

- 1659 рождений
- 1743 смерти
- Французские художники 17 века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники XVIII века.
- Французские художники-портретисты
- Римская премия за живопись
- Французские художники эпохи барокко
- Французские художники-мужчины XVIII века
- Члены Королевской академии живописи и скульптуры