Берта Моризо
Берта Моризо | |
---|---|
![]() Берта Моризо | |
Рожденный | Берта Мари Полин Моризо 14 января 1841 г. |
Умер | 2 марта 1895 г. Париж, Франция | ( 54 года
Место отдыха | Пасси кладбище |
Национальность | Французский |
Известный | Рисование |
Движение | Импрессионизм |
Супруг |
Берта Мари Полин Моризо (англ. Французский: [bɛʁt mɔʁizo] ; 14 января 1841 — 2 марта 1895) — французский художник и член кружка художников в Париже, ставших известными как импрессионисты .
В 1864 году Моризо впервые выставился в уважаемом Парижском Салоне . Спонсируемый правительством и оцениваемый академиками , Салон был официальной ежегодной выставкой Академии изящных искусств в Париже. Ее работы были выбраны для выставки в шести последующих Салонах. [ 1 ] пока в 1874 году она не присоединилась к «отвергнутым» импрессионистам на первой из их собственных выставок, в которой участвовали Поль Сезанн , Эдгар Дега , Клод Моне , Камиль Писсарро , Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей . Оно проходило в студии фотографа Надара . Моризо участвовал во всех восьми выставках импрессионистов, кроме одной, между 1874 и 1886 годами. [ 2 ]
Моризо была замужем за Эженом Мане , братом ее друга и коллеги Эдуарда Мане . [ 3 ]
В 1894 году искусствовед Гюстав Жеффруа описал ее как одну из «les trois grandes dames» (трех великих дам) импрессионизма наряду с Мари Бракемон и Мэри Кассат . [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Моризо родился 14 января 1841 г. [ 5 ] в Бурже , Франция, в богатой буржуазной семье. , был префектом (старшим администратором) департамента Шер Ее отец, Эдме Тибурс Моризо . Он также изучал архитектуру в Школе изящных искусств . [ 6 ] Ее мать, Мари-Жозефина-Корнели Тома, была внучатой племянницей Жана-Оноре Фрагонара , одного из самых плодовитых рококо художников эпохи старого режима . [ 7 ] У нее было две старшие сестры, Ив (1838–1893) и Эдма (1839–1921), а также младший брат Тибурс, родившийся в 1848 году. Семья переехала в Париж в 1852 году, когда Моризо был ребенком.
Для дочерей буржуазных семей получение художественного образования было обычным делом, поэтому Берта и ее сестры Ив и Эдма обучались в частном порядке у Жоффруа-Альфонса Шокарна и Жозефа Гишара . Моризо и ее сестры сначала начали брать уроки, чтобы каждая из них могла сделать рисунок для своего отца на его день рождения. [ 6 ] В 1857 году Гишар, руководивший школой для девочек на улице Мулен, познакомил Берту и Эдму с Луврской галереей, где с 1858 года они учились, копируя картины. Моризо не только было запрещено работать в музее без присмотра, но им также было полностью запрещено проходить формальное обучение. [ 8 ] Гишар также познакомил их с произведениями Гаварни . [ 9 ]
Будучи студентами-искусствоведами, Берта и Эдма тесно сотрудничали до 1869 года, когда Эдма вышла замуж за Адольфа Понтильона, военно-морского офицера, переехала в Шербур и у нее стало меньше времени на рисование. Письма между сестрами демонстрируют любовные отношения, подчеркнутые сожалением Берты о расстоянии между ними и уходом Эдмы из живописи. Эдма всем сердцем поддерживала дальнейшую работу Берты, и их семьи всегда оставались рядом. Эдма писала : «...Я часто мысленно размышляю о тебе, дорогая Берта. Я нахожусь в твоей студии и мне нравится ускользнуть, хотя бы на четверть часа, чтобы вдохнуть ту атмосферу, которую мы разделяли много лет. .." . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Ее сестра Ив вышла замуж за Теодора Гобиллара, налогового инспектора, в 1866 году и была написана Эдгаром Дега как миссис Теодор Гобиллар ( Метрополитен-музей , Нью-Йорк). [ 10 ] [ 11 ] [ 13 ]
Работая переписчиком в Лувре, Моризо познакомился и подружился с другими художниками, такими как Мане и Моне. [ 8 ] В 1861 году она познакомилась с Жаном-Батистом-Камилем Коро , ключевым художником-пейзажистом барбизонской школы , который также преуспел в живописи фигур. Под влиянием Коро она освоила пленэрный (на открытом воздухе) метод работы. [ 14 ] К 1863 году она училась у Ахилла Удино , другого художника из Барбизона. Зимой 1863–1864 годов она изучала скульптуру у Эме Милле , но, как известно, ни одна из ее скульптур не сохранилась. [ 9 ]
Основные периоды творчества Моризо
[ редактировать ]Обучение, 1857–1870 гг.
[ редактировать ]Трудно проследить этапы обучения Моризо и точно определить влияние ее учителей, поскольку она никогда не была довольна своей работой и уничтожила почти все произведения искусства, созданные ею до 1869 года. Ее первый учитель, Жоффруа-Альфонс Шокарн, преподавал ей основы рисования. Через несколько месяцев Моризо начал посещать занятия у Гишара. В этот период она рисовала в основном старинные классические фигуры. Когда Моризо выразила свой интерес к пленэрной живописи, Гишар отправил ее следовать за Коро и Удино. Рисуя на открытом воздухе, она использовала акварель, которую легко носить с собой. В это же время Моризо увлекся пастелью. [ 15 ]
Акварелист, 1870–1874 гг.
[ редактировать ]В этот период Моризо все еще считал, что рисовать маслом сложно, и работал в основном акварелью. Ее выбор цветов довольно сдержан; однако деликатное повторение оттенков создает сбалансированный эффект. Благодаря специфическим характеристикам акварели как материала, Моризо смогла создать полупрозрачную атмосферу и перистые прикосновения, которые придают ее картинам свежесть. [ 15 ]
Импрессионизм, 1875–1885 гг.
[ редактировать ]Став увереннее в масляной живописи, Моризо работал одновременно маслом, акварелью и пастелью, как это делал Дега. Она рисовала очень быстро, но в качестве подготовки делала много набросков, поэтому могла нарисовать «рот, глаза и нос одним мазком». Она провела бесчисленное количество исследований своих предметов, взятых из ее жизни, поэтому она хорошо с ними познакомилась. Когда рисовать на открытом воздухе стало неудобно, акварель, выполненная на подготовительных этапах, позволила ей позже продолжить рисовать в помещении. [ 15 ]
Точение, 1885–1887 гг.
[ редактировать ]После 1885 года в творчестве Моризо стал преобладать рисунок. Моризо активно экспериментировал с углем и цветными карандашами. Ее возрождающийся интерес к рисованию был мотивирован ее друзьями-импрессионистами, известными своей размытостью форм. В этот период Моризо делала упор на уточнение формы и линий. Кроме того, на нее повлияли фотография и японизм . Стиль размещения объектов вдали от центра композиции она переняла из японских гравюр того времени. [ 15 ]
Синтез, 1887–1895 гг.
[ редактировать ]Моризо начала использовать технику квадратов и кальку, чтобы точно перенести свой рисунок на холст. Используя этот новый метод, Моризо смог создавать композиции с более сложным взаимодействием между фигурами. Она подчеркивала композицию и формы, сохраняя при этом свои импрессионистские мазки. Ее оригинальный синтез импрессионистического подхода с широкими мазками и световыми отражениями, а также графический подход, характеризующийся четкими линиями, сделали ее поздние работы самобытными. [ 15 ]
Стиль и техника
[ редактировать ]Поскольку она была художницей, критики-мужчины часто называли картины Моризо полными «женского очарования» за их элегантность и легкость. В 1890 году Моризо записала в записной книжке о своей борьбе за то, чтобы ее воспринимали всерьез как художницу: «Я не думаю, что когда-либо существовал мужчина, который относился к женщине как к равной, и это все, о чем я бы просил, потому что я знаю Я стою столько же, сколько и они». Ее легкие мазки часто приводили к тому, что критики использовали глагол «effleurer» (слегка прикасаться, задевать) для описания ее техники. В молодости Моризо рисовала на пленэре, как и другие импрессионисты, в поисках истины в наблюдении. [ 16 ] Примерно в 1880 году она начала рисовать на негрунтованных холстах — Мане и Ева Гонсалес . с этой техникой в то время экспериментировали [ 17 ] — и ее манера письма стала свободнее. В 1888–1889 годах ее мазки перешли от коротких, быстрых к длинным, извилистым, определяющим форму. [ 18 ] Внешние края ее картин часто оставались незавершенными, что позволяло просвечивать холст и усиливало ощущение спонтанности. После 1885 года она работала в основном по предварительным рисункам, прежде чем приступить к написанию картин маслом. [ 19 ] Она часто работала одновременно масляными красками, акварелью и пастелью, а также делала наброски, используя различные средства рисования. Работы Моризо почти всегда небольшие по размеру.
Моризо создает ощущение пространства и глубины за счет использования цвета. Хотя ее цветовая палитра была несколько ограничена, коллеги-импрессионисты считали ее «виртуозным колористом». [ 19 ] Обычно она широко использовала белый цвет, чтобы создать ощущение прозрачности, независимо от того, использовала ли он его в чистом виде или смешивала с другими цветами. В ее большой картине «Вишневое дерево » цвета более яркие, но все же подчеркивают форму. [ 19 ]
Вдохновленная рисунками Мане, она свела к минимуму использование цвета при создании мотива. Отвечая на эксперименты, проведенные Мане и Эдгаром Дега , Моризо использовал едва окрашенные белые цвета для гармонизации картин. Как и Дега, она играла одновременно в одной картине тремя материалами: акварелью, пастелью и масляными красками. Во второй половине своей карьеры она училась у Ренуара, подражая его мотивам. [ 16 ] Она также разделяла с Ренуаром интерес к сохранению баланса между плотностью фигур и атмосферными чертами света в своих более поздних работах. [ 15 ]
Предметы
[ редактировать ]
Моризо рисовала то, что переживала ежедневно. Большинство ее картин включают домашние сцены с семьей, детьми, женщинами и цветами, изображающие жизнь женщин в конце девятнадцатого века. Вместо изображения публичного пространства и общества Моризо предпочитал частные, интимные сцены. [ 16 ] Это отражает культурные ограничения ее класса и пола в то время. Как и ее коллега-импрессионист Мэри Кассат , она сосредоточилась на домашней жизни и портретах, в которых могла использовать семью и личных друзей в качестве моделей, включая свою дочь Джули и сестру Эдму. Стенографическое изображение ее повседневной жизни вселяет сильную надежду остановить мимолетное течение времени. [ 16 ] Изображая цветы, она использовала метафоры, чтобы прославить женственность. [ 15 ] До 1860-х годов Моризо рисовала сюжеты в духе барбизонской школы, а затем обратилась к сценам современной женственности. [ 20 ] Такие картины, как «Колыбель» (1872), в которых она изобразила современные тенденции в детской мебели, отражают ее чувствительность к моде и рекламе, которые были очевидны для ее женской аудитории. Ее работы также включают пейзажи, садовые декорации, сцены катания на лодках и темы скуки или скуки . [ 16 ] Позже в своей карьере Моризо работала с более амбициозными темами, такими как обнаженная натура. [ 21 ] В своих поздних работах она часто обращалась к прошлому, чтобы вспомнить воспоминания о своей прежней жизни и юности, а также об ушедших товарищах. [ 16 ]
Импрессионизм
[ редактировать ]
Первое появление Моризо в Парижском Салоне произошло в возрасте двадцати трех лет в 1864 году, когда он принял две пейзажные картины. Она продолжала регулярно выставляться в Салоне, получая в целом положительные отзывы, до 1873 года, за год до Первой выставки импрессионистов . Она выставлялась вместе с импрессионистами с 1874 года и пропустила выставку только в 1878 году, когда у нее родилась дочь. [ 22 ]
Предполагаемая привязанность импрессионизма к ярким цветам, чувственным поверхностным эффектам и мимолетным чувственным восприятиям заставила ряд критиков в ретроспективе утверждать, что этот стиль, когда-то являвшийся полем битвы беззаботных, воинственных мужчин, был по своей сути женственным и лучше всего подходил женщинам с более слабым темпераментом, меньшими темпераментами. интеллектуальные способности и большую чувствительность. [ 23 ]
Во время выставки Моризо в 1874 году с такими импрессионистами, как Моне и Мане, критик газеты «Фигаро» Альберт Вольф отметил, что импрессионисты состояли из «пяти или шести сумасшедших, из которых один — женщина... [чья] женская грация сохраняется среди излияний бредовый ум». [ 8 ]
Зрелая карьера Моризо началась в 1872 году. Зрителей для своих работ она нашла у Дюран-Рюэля , частного дилера, купившего двадцать две картины. В 1877 году критик журнала Le Temps назвал ее «единственным настоящим импрессионистом в этой группе». [ 24 ] Она предпочла выставляться под своей полной девичьей фамилией, а не под псевдонимом или фамилией по браку. [ 25 ] По мере того как ее мастерство и стиль улучшались, многие начали переосмысливать свое мнение о Моризо. На выставке 1880 года многие рецензенты признали Моризо одним из лучших, включая даже журнала «Фигаро» критика Альберта Вольфа . [ 26 ]

Личная жизнь
[ редактировать ]Моризо происходила из знатной семьи, была дочерью государственного чиновника и внучатой племянницей художника рококо Жана-Оноре Фрагонара . [ 27 ] Она встретила своего давнего друга и коллегу, Эдуара Мане , в 1868 году. К моменту знакомства с Мане Моризо вышла замуж за брата Эдуара, Эжена Мане, в 1874 году. 14 ноября 1878 года она родила своего единственного ребенка, Жюли , который позировал часто для ее матери и других художников-импрессионистов, включая Ренуара и ее дядю Эдуарда.
Переписка между Моризо и Эдуардом Мане свидетельствует о теплой привязанности, и Мане подарил ей мольберт в качестве рождественского подарка. Моризо часто позировал Мане, и есть несколько портретных картин Моризо, таких как «Покой» (Портрет Берты Моризо) и Берта Моризо с букетом . [ 28 ] Моризо умерла 2 марта 1895 года в Париже от пневмонии, заразившейся во время лечения аналогичной болезни ее дочери Жюли, в результате чего Жюли осталась сиротой в возрасте 16 лет. Она была похоронена на кладбище Пасси . [ 29 ]
Было высказано предположение, что между Мане и Моризо существовала подавляемая любовь, примером чему служат многочисленные ее портреты, которые он сделал до того, как она вышла замуж за его брата. [ 30 ] [ 31 ]
Работает
[ редактировать ]
Подборка работ
[ редактировать ]- Этот список неполон, вы можете помочь, дополнив его сертифицированными записями.
Эта ограниченная подборка частично основана на книге «Берта Моризо» Чарльза Ф. Стаки, Уильяма П. Скотта и Сьюзен Г. Линдсей, которая, в свою очередь, взята из каталога 1961 года Мари-Луизы Батай, Руаара Дени и Жоржа Вильденштейна. Существуют различия между датами исполнения, первого показа и покупки. Названия могут различаться в зависимости от источника.
1864–1874
[ редактировать ]- Этюд , 1864, холст, масло, 60,3 × 73 см, частное собрание. [ 32 ]
- Коттедж с соломенной крышей в Нормандии , 1865 год, холст, масло, 46 × 55 см, частное собрание. [ 33 ]
- Сена вниз по течению от Иенского моста , 1866, холст, масло, 51 × 73 см, частное собрание [ 34 ]
- Река от Пон-Авена до Роз-Браса , 1867, холст, масло, 55 × 73 см, частное собрание – Чикаго [ 35 ]
- Лодки на рассвете , 1869, бумага, пастель, 19,7 × 26,7 см, частное собрание [ 36 ]
- Девушка у окна , 1869, холст, масло, 36,8 × 45,4 см, частное собрание.
- Мадам Моризо и ее дочь мадам Понтильон (Лекция) , 1869–1870, холст, масло, 101 × 81,8 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия [ 37 ]
- Вид на небольшой порт Лорьян (Гавань в Лорьяне) , 1869, холст, масло, 43 × 72 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
- Le Port de Cherbourg , 1871, бумага, карандаш и акварель, 15,6 × 20,3 см, частная коллекция Пола Меллона, Аппервилл, Вирджиния. [ 38 ]
- Le Port de Cherbourg , 1871, холст, масло, 41,9 × 55,9 см, частная коллекция Поля Меллона, Аппервилл, Вирджиния. [ 39 ]
- Вид на Париж с высоты Трокадеро , 1871, холст, масло, 46,1×81,5 см, Художественный музей Санта-Барбары , Калифорния [ 40 ]
- Женщина и ребенок на балконе , 1871–72, акварель, 20,6 × 17,3 см, Чикагский институт искусств. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
- Интерьер , 1871, холст, масло, 60 × 73 см, частное собрание. [ 44 ]
- Портрет мадам Понтильон , 1871, бумага, пастель, 85,5×65,8 см, Лувр – кабинет рисунков [ 45 ] дар мадам Эдмы Понтильон Лувру в 1921 году, в коллекции Музея Орсе. [ 46 ]
- Вход в порт , 1871 г. [ Примечание 1 ] бумага, акварель, 24,9 × 15,1 см, Музей Леона-Алегра , Баньоль-сюр-Сез – кабинет рисунков [ 47 ]
- Мадам Понтильон и ее дочь Жанна на диване , 1871, бумага, акварель, 25,1×25,9 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон [ 48 ]
- Девушка на скамейке (Эдма Понтильон) , 1872, холст, масло, 33×41 см [ 49 ]
- Кэш-кеш , 1872, холст, масло, 33 × 41 см, Частное собрание [ 50 ]
- Колыбель , 1872, холст, масло, 56 × 46 см, Музей Орсе , Париж
- La Lecture (Edma lisant) , также называемая L'Ombrelle verte , 1873, холст, масло, 45,1 × 72,4 см, Художественный музей Кливленда , Огайо [ 50 ]
- На пляже Петит-Даллес , 1873, холст, масло, 24,1×50,2 см, Музей изящных искусств Вирджинии , Ричмонд, Вирджиния [ 51 ]
- Мадам Бурсье и ее дочь , 1873, холст, масло, 74 × 52 см, Музей изящных искусств Вирджинии. [ 52 ]
- Le Village de Maurecourt , 1873, бумага, пастель, 47 × 71,8 см, частное собрание [ 53 ]
- Уголок Парижа, вид из Пасси , 1873, бумага, пастель, 27 × 34,9 см, частное собрание [ 54 ]
- На террасе , 1874, холст, масло, 45×54 см, Musée du Petit Palais , Париж [ 55 ]
- На вилле у моря , 1874, холст, масло, 50,2 x 61 см, Художественный фонд Нортона Саймона, Музей Нортона Саймона , Пасадена, Калифорния
- Портрет мадам Хаббард , 1874, холст, масло, 50,5 × 81 см, Музей Ордрупгаард в Копенгагене [ 56 ]
- Женщина и ребенок у моря , 1874, бумага, акварель, 16 × 21,3 см, частное собрание. [ 57 ]
- В парке , гр. 1874, бумага, пастель, 72,5 × 91,8 см, Музей изящных искусств Парижа , Пти-Пале.
1875–1884
[ редактировать ]- Percher de laundresses , 1875, холст, масло 33 × 40,8 см, Национальная галерея искусств , [ 54 ] Вашингтон, округ Колумбия
- Девушка с зеркалом , 1875, холст, масло, 54 × 45 см, частное собрание. [ 58 ]
- Сцена в гавани на острове Уайт , 1875, холст, масло, 48×36 см, частное собрание. [ 59 ]
- Сцена в гавани на острове Уайт , 1875, холст, масло, 43×64 см, Ньюаркский музей , Ньюарк , Нью-Джерси [ 60 ]
- Эжен Мане на острове Уайт , 1875, холст, масло, 38 × 46 см, частное собрание. [ 61 ]
- Яхта Avant d'un , 1875, бумага, акварель, 20,6×26,7 см, Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк , Уильямстаун, Массачусетс [ 62 ]
- Женщина за туалетом , 1875, холст, масло, 46 × 38 см, частное собрание. [ 63 ]
- Женщина за туалетом , 1875–1880, hst, солнце; 60,3 × 80,4 см, Собрание. Институт искусств Чикаго
- Портрет женщины (Avant le théâtre) , 1875, холст, масло, 57 × 31 см, Galerie Schröder & Leisewitz, Бремен [ 62 ]
- Молодая женщина на балу под названием « Молодая женщина в бальном платье» , 1876, холст, масло, 86 × 53 см, Музей Орсе [ 64 ]
- На балу или Девушка на балу , 1875, холст, масло, 62×52 см, Музей Мармоттан-Моне , Париж
- Молодая женщина, поливающая куст, 1876, холст, масло, 40,01 × 31,75 см, Музей изящных искусств Вирджинии , Ричмонд, Вирджиния [ 65 ]
- Le Corsage noir , 1876, холст, масло, 73 × 59,8 см Национальная галерея Ирландии , Дублин [ 66 ]
- Психея , 1876, холст, масло, 65×54 см, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид [ 67 ]
- Ревёз , 1877, холст, пастель, 50,2 × 61 см, Художественный музей Нельсона-Аткинса , Канзас-Сити, Миссури [ 68 ]
- Лето , также называемое « Молодая женщина у окна» 1878, холст, масло, 76 × 61 см, Музей Фабра , Монпелье [ 69 ]
- Сидящая молодая женщина , 1878–1879, холст, масло, 80 × 100 см, частное собрание, Нью-Йорк. [ 70 ]
- Молодая девушка спиной к туалету , также называется «Женщина за туалетом» , 1879, холст, масло, 60,3 × 80,4 см Чикагский институт искусств [ 71 ]
- Озеро Булонский лес (Летний день) , 1879, 45,7 × 75,3 см, Национальная галерея , Лондон [ 72 ]
- В саду (Дамы, собирающие цветы) , 1879, холст, масло, 61 × 73,5 см, Национальный музей Стокгольма [ 73 ]
- Молодая женщина в вечернем платье , 1879, холст, масло, 71 х 54 см, Музей Орсе , Париж [ 74 ]
- Улей , 1880, холст, масло, 73,5 × 58,5 см, Художественный музей Далласа. [ 75 ]
- Две девушки сидят возле стола , 1880, бумага, карандаш, акварель 19,6 × 26,6 см, частное собрание Германия
- Бато-сюр-ла-Сен . в. 1880 г., 25,5 × 50 см. Провенанс: приобретена у семьи художника первым владельцем, продана с письмом о подлинности от Дэниела Вильденштейна на аукционе Sotheby's в 1984 году.
- Пляж в Ницце 1881–1882, бумага, акварель 42 × 55 см, Национальный музей Стокгольма. [ 76 ]
- Порт Ниццы , 1881–1882, холст, масло, 53 × 43 см, частное собрание. [ 77 ]
- Порт Ниццы , 1881–1882, холст, масло, 41 × 55 см, частное собрание. [ 78 ]
- Le Port de Nice 1881 (?) Третья версия формата 38 × 46 см хранится в Художественном музее Далласа.
- Ле Те , 1882, холст, масло, 57,5×71,5 см, Fondation Madelon Vaduz , Лихтенштейн [ 79 ]
- Порт Ниццы , 1881–1882, холст, масло, 53 × 43 см, частное собрание. [ 77 ]
- «Басня» , 1883, холст, масло, 65 × 81 см, частное собрание. [ 80 ] [ 81 ]
- Ле Жарден (Женщины в саду) (1882–1883) холст, масло, 99,1 × 127 см, Sara Lee Corporation , Чикаго [ 82 ]
- Эжен Мане с дочерью в саду 1883, холст, масло, 60х73, частное собрание [ 83 ]
- В саду в Моркуре , 1883, холст, масло, 54 × 65 см, Художественный музей Толедо. [ 84 ]
- Le Quai de Bougival , 1883, холст, масло, 55,5 × 46 см, Национальная галерея , Осло [ 85 ]
- Жюли и ее лодка (Играющий ребенок) , 1883, бумага, акварель, 25 × 16 см, частное собрание [ 86 ]
- Стог сена 1883, холст, масло, 55,3 × 45,7 см, частное собрание, Нью-Йорк [ 87 ] [ 88 ]
- На веранде , 1884, холст, масло, 81×10 см, частное собрание. [ 89 ]
- Жюли со своей куклой , 1884, холст, масло, 82 × 10 см, частное собрание. [ 90 ]
- Маленькая девочка со своей куклой (Жюли Мане) , 1884, бумага, пастель, 60×46 см, частное собрание [ 91 ]
- На озере , 1884, холст, масло, 65×54 см, частное собрание. [ 92 ]
- Дочь художника Жюли с няней , ок. 1884, холст, масло, Институт искусств Миннеаполиса. [ 93 ] [ 94 ]
1885–1894
[ редактировать ]- Автопортрет , 1885, бумага, пастель, 47,5 × 37,5 см, Чикагский институт искусств. [ 95 ]
- Автопортрет с Жюли , 1885, холст, масло, 72 × 91 см, частное собрание. [ 96 ]
- Молодая женщина, сидящая в Булонском лесу , 1885, бумага, акварель, 19 × 28 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк [ 97 ]
- Компьеньский лес , 1885, холст, масло, 54,2 × 64,8 см, Институт искусств Чикаго. [ 98 ]
- Ле Бэн (Молодая девушка, делающая прическу) , 1885–1886, холст, масло, 81,1 × 72,3 см, Институт искусств Чикаго. [ 99 ]
- В столовой , 1885–1886, холст, масло, 61,3 × 50 см, Национальная художественная галерея. [ 100 ]
- Ле Левер , 1886, холст, масло, 65 × 54 см, коллекция Дюран-Рюэля [ 101 ]
- Интерьер в Джерси (Интерьер коттеджа) , 1886, холст, масло, 50 × 60 см, Муниципальный музей изящных искусств Икселя [ 102 ]
- Женщина сохнет , 1886–1887, бумага, пастель, 42 × 41 см, нет местоположения. [ 103 ]
- Джули с кошкой , 1887, сухая игла , 14,5 × 11,3 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон [ 104 ]
- Nu de dos , 1887, уголь , 57 × 43 см, частное собрание бумага, [ 105 ]
- Медальон-веер , 1887 г., акварель на шелковом веере, частное собрание. [ 106 ]
- Портрет де Поля Гобиляра , 1887, бумага, цветной карандаш, 27,9 × 22,9 см, Reader's Digest Association , Нью-Йорк [ 107 ]
- Ле Лак-дю-Буа-де-Булонь , 1887, бумага, акварель, 29,5×22,2 см, Национальный музей женщин в искусстве , Вашингтон [ 108 ]
- Маленькая девочка читает (Лекция) , 1888, холст, масло, 74,3×92,7 см, Музей изящных искусств (Санкт-Петербург, Флорида) [ 109 ]
- Девушка в парке , 1888–1893, холст, масло, 90 × 81 см, Музей Августинов , Тулуза
- Берта Моризо и Жюли Мане , около 1888–1890, сухая игла, 18,42 х 13,49 см, Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис [ 110 ]
- Сбор апельсинов , 1889, пастель, 61×46 см, Музей искусства и истории Прованса , Грасс [ 111 ]
- La Petite Niçoise (Маленькая девочка из Ниццы) , 1889, холст, масло, 64 × 52 см, Музей изящных искусств Лиона
- Под апельсиновым деревом (Жюли) , 1889, холст, масло, 54×65 см, частное собрание [ 112 ]
- Остров Булонский лес , 1889, холст, масло, 68,4 × 54,6 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон [ 113 ]
- Ле Флажоле (Жюли Мане и Жанна Гобийяр) , 1891, холст, масло, 56 × 87 см, частное собрание [ 114 ]
- Вишневое дерево 1891 , 1891, холст, масло, 138 × 88,9 см, частное собрание, Вашингтон [ 115 ]
- Этюд для Ле Серизье , 1891, бумага, пастель, 45,7 × 48,9 см, The Reader's Digest Association [ 116 ]
- Жюли Мане со своей борзой , 1893, холст, масло, 73×80 см, Музей Мармоттан-Моне, Париж [ 117 ]
- Дети Габриэля Тома , 1894, холст, масло, 100 × 80 см, Музей Орсе, Париж [ 118 ]
- La Coiffure , 1894, холст, масло, 100 × 80 см, Национальный музей изящных искусств (Буэнос-Айрес) [ 119 ]
- Молодая девушка с черными волосами , 1894, карандаш и акварель, 23,1 × 16,8 см, Художественный музей Филадельфии , Филадельфия [ 120 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сестра художника у окна , 1869, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Сестры , 1869, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Женщина с ребенком на балконе , 1872 год, Музей Артизон , Токио.
-
Колыбель , 1872, Музей Орсе , Париж.
-
Зеленый зонтик, Рединг (портрет Эдмы Моризо ), 1873, Художественный музей Кливленда.
-
На балу , 1875, Музей Мармоттан-Моне , Париж.
-
Suspendre le linge pour sécher ( Вывешивание белья для сушки) , 1875, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Эжен Мане на острове Уайт , 1875, Музей Мармоттан Моне , Париж.
-
«Психея» , 1876, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.
-
день Летний , 1879, Национальная галерея , Лондон.
-
Зима, она же Женщина с муфтой (Улей) , 1880, Художественный музей Далласа.
-
Ребенок среди мальвы (Enfant dans lesroses trémières) , 1881, Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн
-
Дочь художника Джули со своей няней , около 1884 года, Институт искусств Миннеаполиса .
-
Девушка на диване , ок. 1885, Национальная галерея , Лондон.
-
Клетка , 1885, Национальный музей женщин в искусстве , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Ванна (Девушка поправляет волосы) , 1885–86, Институт искусств Кларка , Уильямстаун, Массачусетс.
-
В столовой , 1886, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Девушка в парке , 1888–1893, Музей Огюстена , Тулуза.
-
Перед зеркалом , 1890, Фонд Пьера Джанадда , Швейцария.
-
Ле Флажоле ( Флейтист ), 1890, Музей изящных искусств Арканзаса.
-
Жюли Мане и ее борзая Лаэрта , 1893, Музей Мармоттан Моне , Париж.
-
Лежащая обнаженная пастушка , 1891, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
-
Две девушки , 1894, Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия.
Портреты Моризо
[ редактировать ]-
Фрагмент картины Балкон» « Эдуарда Мане с портретом Берты на переднем плане, 1868 год.
-
Берта Моризо позирует для «Отдых» , 1870 год. картины Эдуарда Мане
-
Берта Моризо на диване , 1872 год, картина Эдуарда Мане.
-
Портрет Берты Моризо с веером , 1874 год, картина Эдуарда Мане.
-
Портрет Берты Моризо , 1876 год, автор Марселлен Дебутен.
-
Портрет Берты Моризо , 1882, автор Эдуард Мане
-
Берта Моризо с розой Душье , 1872 год, автор Эдуард Мане . Художественный музей Хиросимы
-
Берта Моризо и ее дочь Жюли Мане , 1894 год, картина Пьера Огюста Ренуара.
-
Берта Моризо , 1892, картина Ренуара.
Арт-рынок
[ редактировать ]
Работы Моризо продавались сравнительно хорошо. Она получила две самые высокие цены на аукционе Hôtel Drouot в 1875 году: « Интерьер» (Молодая женщина с зеркалом) был продан за 480 франков, а ее пастель « На лужайке» продана за 320 франков. [ 122 ] [ 123 ] Ее работы стоили в среднем 250 франков — лучшую относительную цену на аукционе. [ 124 ]
В феврале 2013 года Моризо стала самой дорогой художницей, когда После обеда портрет молодой рыжеволосой девушки в соломенной шляпе и фиолетовом платье « » (1881) был продан за 10,9 миллиона долларов на аукционе Christie's . Картина превзошла верхнюю оценку примерно в три раза. [ 125 ] [ 126 ] [ 127 ] и это превысило рекорд 2012 года в 10,7 миллиона долларов для скульптуры Луизы Буржуа . [ 125 ]
Наследие
[ редактировать ]Ее сыграла актриса Марин Дельтерм во французском биографическом телефильме 2012 года режиссера Кэролайн Шампетье . Образ Беатрис де Клерваль в Элизабет Костовой произведении «Лебеди-воры» во многом основан на Моризо. [ 128 ]
Она была названа «первым импрессионистом» в статье, написанной Энн Труитт в « Нью-Йорк Таймс» 3 июня 1990 года. [ 129 ]
От Мелиссы Бердик Хармон, редактора журнала Biography : «Хотя некоторые работы Моризо сегодня могут показаться нам милыми изображениями младенцев в колыбелях, в то время эти изображения считались чрезвычайно интимными, поскольку предметы, связанные с младенцами, принадлежали исключительно миру. женщин». [ 8 ]
В 2019 году Музей Орсе посвятил временную выставку Берте Моризо, чтобы отдать дань уважения ее творчеству.
Выставка
[ редактировать ]Избранные персональные выставки Берты Моризо | Дата |
Париж, Буссо, Валадон и Ко. Выставка картин, пастелей и рисунков Берты Моризо . | 1892, 25 мая – 18 июня. |
Париж, Галерея Дюран-Рюэля. Берта Моризо (Мадам Эжен Мане): выставка ее работ . | 1896, 5–23 марта. |
Париж: Галерея Дюран-Рюэля. Выставка Берты Моризо. | 1902, 23 апреля – 10 мая. |
Париж, Галерея Э. Дрюэ. Выставка Берты Моризо. | 1905 г., январь – февраль. |
Париж, Галерея Манзи-Джоян. Выставка Берты Моризо. | 1912 |
Париж. Галерея Манзи-Джойант. Выставка Берты Моризо. | 1914, апрель |
Париж, Галерея Бернхайм-Жен. Сто работ Берты Моризо (1841–1895). | 1919, 7–22 ноября. |
Париж, Галерея Марселя Бернхайма. Собрание произведений Берты Моризо. | 1922, 20 июня – 8 июля. |
Чикаго, Клуб искусств Чикаго. Экспозиция картин Берты Моризо. 3 р. | 1925, 30 января – 10 марта. |
Лондон, Эрнест Браун и Филлипс, Лестерские галереи. Выставка Берты Моризо. | 1930 г., март – апрель. |
Нью-Йорк, Галереи Вильденштейна. Выставка Берты Моризо. | 1936, 24 ноября – 12 декабря. |
Париж, Музей Оранжери. Берта Моризо, 1841–1895. | 1941, Лето |
Париж, Галерея Вейль. Берта Моризо, ретроспектива. | 1947 |
Копенгаген, Нью-Йорк Карлсбергская глиптотека. Берта Моризо, 1841–1895: Картины: рисунки маслом и акварелью . | 1949, 20 августа – 23 октября. |
Бостон, Музей изящных искусств, Бостон. Берта Моризо: рисунки, пастель, акварель. | 1960, 10 октября – 10 декабря. |
Париж, Музей Жакмара-Андре, Институт Франции. Берта Моризо . | 1961 |
Париж, Галерея Хопкинса-Томаса. Берта Моризо . | 1987–88, апрель – 9 мая. |
Лондон, Лаборатория изящных искусств. Берта Моризо (1841–1895 ). | 1990–91, 7 ноября - 18 января. |
Париж, Галерея Хопкинса Томаса. Берта Моризо . | 1993, 15 октября – 30 ноября. |
Лилль, Дворец изящных искусств, Берта Моризо | 2002, 10 марта – 9 июня. |
Мартиньи, Фонд Пьера Джанадды, Берта Моризо | 2002, 20 июня – 9 ноября. |
Вашингтон, округ Колумбия, Национальный музей женщин в искусстве, Берта Моризо: импрессионистка и ее круг. | 2005, 14 января – 8 мая. |
Испания, Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы, Берта Моризо: Женщина-импрессионист. | 2012, 15 ноября – 12 февраля. |
Квебек, Национальный музей изящных искусств Квебека, Берта Моризо: женщина-импрессионист. | 2018, 21 июня – 23 сентября |
Лондон, Картинная галерея Далвича, Берта Моризо: Формирование импрессионизма. | 2023, 31 марта – 10 сентября |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Сцену «Вход в порт» часто путают со «Входом в порт Шербур», купленным в 1874 году Дюран-Рюэлем, или путают с «Порт-де-Шербур».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Денвер, 2000, стр. 29–79.
- ^ Соломон, Тесса (27 июля 2020 г.). «Женщины импрессионизма: Берта Моризо, Мэри Кассат и другие новаторы, сформировавшие это движение» . ARTnews.com . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Смит, Хейзел (7 января 2019 г.). «Берта Моризо и Эдуард Мане: Художники в Париже» . Франция сегодня . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Жеффруа, Гюстав (1894), «История импрессионизма», Le Vie Artistique : 268 .
- ^ «Берта Моризо | Биография, искусство, картины и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер, Кэтлин (1987). Берта Моризо . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 9 . ISBN 0801420539 .
- ^ Хигонне, с. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д Хармон, Мелисса Бердик. «Моне, Ренуар, Дега... Моризо, забытый гений импрессионизма». Биография , вып. 5, нет. 6 июня 2001 г., с. 98. Хозяин EBSCO
- ^ Перейти обратно: а б Игонне, Энн (1990). Берта Моризо . Нью-Йорк: Harper & Row, Издательство. стр. 11–25 . ISBN 0-06-016232-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ив, нарисованный Дега» .
- ^ Перейти обратно: а б Стаки, Скотт Линдси , с. 16
- ^ «Женщины в процессе рисования, 9 ноября 2012 г., Эдма и Берта, Нэнси Би Миллер» . 9 ноября 2012 г.
- ^ Игонне, Анна (8 июня 1995 г.). Берта Моризо, автор Анн Игонне, Берта Моризо, в Google Книгах. Страница 32 . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520201569 .
- ^ Гарб, Т. (2003). «Морисо, Берта (-Мария-Полина)». Гроув Арт Онлайн.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Матье, Марианна; Музей Мармоттан (2012). Берта Моризо: 1841–1895 гг . Париж. ISBN 9780300182019 . OCLC 830199379 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доминик., Рей, Жан (2010). Берта Моризо . Патри, Сильви, Моризо, Берта (1841–1895 гг.), Лалори, Луиза Роджерс. Париж: Фламмарион. ISBN 9782080301680 . OCLC 646401344 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Национальный музей женщин в искусстве: «Клетка» . Проверено 24 ноября 2014 г.
- ^ Монган, Элизабет (1960). Берта Моризо, Рисунки пастелью, акварелью . Нью-Йорк: Shorewood Publishing Co., с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с Стаки, Чарльз Ф.; Скотт, Уильям П. (1987). Берта Моризо: импрессионист . Нью-Йорк: Hudson Hills Press. стр. 187–207 . ISBN 0-933920-03-2 .
- ^ Игонне, Энн (1990). Берта Моризо . Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, Inc., с. 26 . ISBN 0-06-016232-5 .
- ^ Игонне, Энн (1990). Берта Моризо . Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, Inc., с. 102 . ISBN 0-06-016232-5 .
- ^ Чедвик, Уитни (2012). Женщины, искусство и общество (Пятое изд.). Лондон: Thames & Hudson Inc., с. 253. ИСБН 978-0-500-20405-4 .
- ^ Льюис, MT «Рецензии на книги: Берта Моризо». Художественный журнал , вып. 50, нет. 3, Осень91, с. 92. Хозяин EBSCO ,
- ^ Чедвик, Уитни (2012). Женщины, искусство и общество (5-е изд.). Лондон: Thames & Hudson Ltd., с. 234. ИСБН 978-0-500-20405-4 .
- ^ Игонне, Энн (1990). Берта Моризо . Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, Inc., с. 139 . ISBN 0-06-016232-5 .
- ^ Игонне, Энн (1990). Берта Моризо . Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, Inc., с. 158 . ISBN 0-06-016232-5 .
- ^ «Берта Моризо | Французская художница» . Британская энциклопедия . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Бродская, Наталья. Импрессионизм . Нью-Йорк. ISBN 9781780428017 . OCLC 778448857 .
- ^ Коммир, Энн, изд. (2001). Женщины в мировой истории: Биографическая энциклопедия . Том. 11. Уотерфорд: Публикации Йоркина, Gale Group. п. 448. ИСБН 978-0-78764-070-5 .
- ^ «МОРИСО/САКРИСТ» . Музей Мармоттан Моне . 2023. Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ «Берта Моризо Эдуарда Мане, желание в живописи» . Мир . 18 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 18 октября 2023 года . Проверено 18 октября 2023 г.
Все портреты Берты Моризо у Мане великолепны, полны любви к женщине, вышедшей замуж за его брата Эжена. Они говорят о желании, которое невозможно выразить, и именно вокруг этой недостающей части я представлял свою выставку.
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 23
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 24
- ^ Батай Вильденштейн , с. 11
- ^ Батай Вильденштейн , с. 12
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 34
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 35
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 40
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 41
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 45
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 46
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 47
- ^ «Берта Моризо, Женщина и ребенок на балконе ( On the Balcony ), 1871–72, Институт искусств Чикаго» .
- ^ Батай Вильденштейн , с. 260
- ^ Батай Вильденштейн , с. 419
- ^ «Мадам Понтильон, текущее описание» .
- ^ Батай Вильденштейн , с. 42
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 53
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 51
- ^ Перейти обратно: а б Стаки, Скотт Линдси , с. 56
- ^ Батай Вильденштейн , с. 28
- ^ Батай Вильденштейн , с. 34
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 61
- ^ Перейти обратно: а б Стаки, Скотт Линдси , с. 63
- ^ Батай Вильденштейн , с. 427
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 64
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 65
- ^ Батай Вильденштейн , с. 61
- ^ Батай Вильденштейн , с. 52
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 69
- ^ Батай Вильденштейн , с. 51
- ^ Перейти обратно: а б Стаки, Скотт Линдси , с. 71
- ^ Батай Вильденштейн , с. 73
- ^ Батай Вильденштейн , с. 81
- ^ «Молодая женщина, поливающая куст (Основное название) - (83.40)» . Музей изящных искусств Вирджинии | . Проверено 9 января 2020 г.
- ^ Батай Вильденштейн , с. 59
- ^ Батай Вильденштейн , с. 64
- ^ Батай Вильденштейн , с. 434
- ^ Батай Вильденштейн , с. 75
- ^ Батай Вильденштейн , с. 78
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 81
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 82
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 83
- ^ Роберт Розенблюм, Картины в Музее Орсе , с. 305, Стюарт, Табори и Чанг (1989).
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 85
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 91
- ^ Перейти обратно: а б Батай Вильденштейн , с. 112
- ^ Батай Вильденштейн , с. 113
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 95
- ^ Батай Вильденштейн , с. 138
- ^ «Вуар Басня» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 96
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 97
- ^ Батай Вильденштейн , с. 154
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 101
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 98
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 103
- ^ «Предварительный просмотр холста «Стог сена»» .
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 104
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 105
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 107
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 109
- ^ «Институт искусств Миннеаполиса» .
- ^ «Дочь художника Джули со своей няней Бертой Моризо ^ Институт искусств Миннеаполиса» . Collections.artsmia.org . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 110
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 111
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 115
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 117
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 120
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 122
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 121
- ^ Батай Вильденштейн , с. 197
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 127
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 128
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 129
- ^ Батай Вильденштейн , с. 750
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 131
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 133
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 134
- ^ «Берта Моризо и Жюли Мане, Берта Моризо ^ Институт искусств Миннеаполиса» . Collections.artsmia.org . Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Батай Вильденштейн , с. 542
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 142
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 147
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 152
- ^ Батай Вильденштейн , с. 275
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 155
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 165
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 172
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 173
- ^ Стаки, Скотт Линдси , с. 174
- ^ Моризо, Берта. «Женщина за туалетом» . Институт искусств Чикаго . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Чедвик, Уитни (2012). Женщины, искусство и общество (5-е изд.). Лондон: Thames & Hudson Ltd., с. 235. ИСБН 978-0-500-20405-4 .
- ^ Игонне, Энн (1990). Берта Моризо . Нью-Йорк: Harper & Row, Publishers, Inc., с. 124 . ISBN 0-06-016232-5 .
- ^ Шеннан, Маргарет (1996). Берта Моризо: первая леди импрессионизма . Страуд: Sutton Publishing Limited. п. 173 . ISBN 0-7509-1226 Х .
- ^ Перейти обратно: а б Келли Кроу и Мэри М. Лейн (6 февраля 2013 г.), Christie's бьет мировой рекорд цены для художницы The Wall Street Journal .
- ↑ Эллен Гамерман и Мэри М. Лейн (18 апреля 2013 г.), «Женщины на грани», The Wall Street Journal .
- ^ Катя Казакина (14 мая 2014 г.), Миллиардеры помогают Christie's зафиксировать продажу на 745 миллионов долларов Bloomberg .
- ^ Триша Пинг, изд. (17 ноября 2009 г.). «Краткий обзор: «Похитители-лебеди» Елизаветы Костовой » . bookpage.com. Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 17 марта 2012 г.
- ^ Труитт, Энн (3 июня 1990 г.). «ПЕРВЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 марта 2018 г.
Источники
[ редактировать ]
- Батай, Мария-Луиза; Вильденштейн, Жорж (1961). Берта Моризо: Каталог картин, пастелей и акварелей . Париж: Изобразительное искусство. OCLC 490107208 .
- Денвир, Б. (2000). Хроника импрессионизма: интимный дневник жизни и мира великих художников . Лондон: Темза и Гудзон. ОСЛК 43339405
- Игонне, Энн (1995). Берта Моризо . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-20156-6
- Тернер, Дж. (2000). От Моне до Сезанна: французские художники конца XIX века . Гроув Арт. Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0-312-22971-2
- Мане, Жюли, Розалинда де Боланд Робертс и Джейн Робертс. Взросление среди импрессионистов: Дневник Жюли Мане . Лондон: Публикации Sotheby's, 1987.
- Шеннан, Маргарет (1996). Берта Моризо: первая леди импрессионизма . Страуд: издательство Sutton Publishing. ISBN 0-7509-2339-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
- Работы Берты Моризо или о ней в Интернет-архиве
медиафайлы по теме: Берта Моризо Викискладе есть
Цитаты, связанные с Бертой Моризо , в Wikiquote
- Эдма Моризо, 1865, Берта Моризо рисует за мольбертом . Частная коллекция.
- Берта Моризо в Интернет-музее
- Биография Берты Моризо
- Берта Моризо в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.