Мертвый филин
Мертвый филин | |
---|---|
![]() | |
Год | 1881 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 97 см × 64 см (38 × 25 дюймов) |
Расположение | Фонд Э. Г. Бурле , Цюрих |
Мертвый филин (французский: Le Grand-duc ) — картина Эдуарда Мане, написанная маслом на холсте в 1881 году . Один из немногих охотничьих натюрмортов в творчестве Мане, он изображает мертвого евразийского филина, висящего вверх тормашками на доске в качестве охотничьего трофея. «Мертвый филин» — один из серии сопоставимых натюрмортов, которые Мане написал в том же году в Версале , во время выздоровления от тяжелой болезни. Прецеденты этой болезненной работы есть во французском натюрморте 18-го века и голландском натюрморте 17-го века (т.е. Шарден и Веникс ). Картина находится в коллекции Фонда Э.Г. Бюрле в Цюрихе .
Описание
[ редактировать ]Мотив картины размером 97 × 64 см — филин, висящий вниз головой на деревянной стене. Между ногами мертвого животного можно увидеть гвоздь, к которому прикреплены завязанные концы небольшой веревки. Эта веревка, вероятно, использовалась, чтобы связать ноги вместе и повесить животное на гвоздь. Висящий охотничий трофей повёрнут влево так, что зритель видит почти исключительно правую сторону животного. Виден только правый глаз совы, а правое крыло во многом закрывает левое. Хотя изображение охотничьего трофея Мане на этой картине «чрезвычайно живописно-«импрессионистично»», он ясно показывает различное оперение отдельных частей тела. Растушевка головы, туловища, ног и крыльев отличается друг от друга формой, цветом, рисунком и мазками. [ 1 ]
Мертвая птица расположена не точно в центре картины, а занимает верхние три пятых картины. Нижние две пятых изображения отведены для исключительного изображения текстуры древесины. Слева от птицы также хорошо видна текстура деревянной стены, а область справа от тела частично закрыта крыльями животного, а позади нее нарисован своего рода эффект тени. По указанной тени можно предположить наличие источника света за верхним левым краем изображения. И расположение филина в верхней части картины, и вертикальный формат картины усиливают впечатление, что животное висит. Из-за отсутствия какого-либо пространственного окружения картину можно отнести к живописи-тромплёй, популярной в натюрмортах со времен Якопо де Барбари. Подпись «Мане» находится в правом нижнем углу картины. [ 2 ]
Художник использовал в картине коричневые и черные тона почти исключительно для изображения животных, а также для изображения дерева. В то время как сова в основном создается короткими мазками и мазками цвета, горизонтальные деревянные доски изображаются удлиненной кистью, волнообразное движение которой подчеркивает текстуру древесины. Живая манера живописи Мане контрастирует с сюжетом мертвого животного. Историк искусства Ина Конзен так описывает стиль живописи Мане:
«Как современный вариант охотничьего натюрморта, мотив предстает... трезвым и деловым, лишенным всякой риторики. В живописи чувственная эксплуатация материальных качеств вещей – пернатая, жестокая характеристика угнетенного существа и подчеркнутая текстура дощатой стены — оказывают прямое, красноречивое воздействие». [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ганс Юкер, Теодор Мюллер, Эдуард Хюттингер: Коллекция Эмиля Г. Бюрле . Кунстхаус Цюрих, Цюрих, 1958 год.
- Джордж Маунер: Мане – натюрморты . Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк, 2000 г., ISBN 0-8109-4391-3