Автопортрет с палитрой (Мане)
Автопортрет с палитрой | |
---|---|
Русский: Автопортрет с палитрой. | |
![]() | |
Художник | Эдуард Мане |
Год | 1878/1879 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 83 см × 67 см (33 × 26 дюймов) |
Владелец | Франк Жиро |
Автопортрет с палитрой (фр. Autoportrait à la Palette ) — картина французского художника Эдуарда Мане , написанная маслом на холсте в 1878–1879 годах . Эта поздняя импрессионистическая работа — один из двух его автопортретов. « Автопортрет Веласкеса в Менинах» послужил особым источником вдохновения для картины Мане, которая, несмотря на намек на работы предыдущего художника, очень современна в своем фокусе на личности художника и свободном обращении с красками.
Эта картина принадлежала множеству выдающихся коллекционеров. Совсем недавно он был продан на аукционе Sotheby's 22 июня 2010 года за 29,48 миллиона долларов.
Описание
[ редактировать ]На картине размером 83 × 67 см (33 × 26 дюймов) изображен поясной портрет художника Эдуарда Мане. В этом автопортрете художника он изобразил себя стильным бульваром на темном фоне. На изображенном черный цилиндр и коричневый пиджак, под которым белая рубашка, из которой виден только воротник. Вырез пиджака прикрывает черный шелковый галстук, закрепленный булавкой. [ 1 ] В правой, лишь смутно изображенной руке он держит длинную деревянную кисть с красной краской на кончике; в левой руке — палитра для рисования и еще примерно три кисти. Другие аксессуары не показаны. Фигура освещена слева, благодаря чему создаются тени под левой рукой и правой половиной лица. Его поза слегка повернута вправо, так что правая половина тела темнее передней, левой половины. Взгляд художника направлен вперед, на зрителя.
Происхождение и значение
[ редактировать ]

Как установил рентгеноанализ, свой «Автопортрет с палитрой» Мане написал поверх портрета в профиль своей жены Сюзанны Мане . На этой картине она изображена в позе, похожей на позу на картине «Мадам Мане за фортепиано» (1868, Музей Орсе).
Датировка картины восходит к другу Мане Теодору Дюре , который спросил об этом Леона Ленхофа, сына жены Мане, после смерти художника. [ 2 ] Более того, Мане использовал тот же пиджак, который он носил в «Автопортрете с палитрой» , на картине «У отца Латюя» (также 1879 года) для изображения сына владельца ресторана.
«Менины» , в которых Диего Веласкес изобразил себя в аналогичной позе с кистью и палитрой, считаются важным прецедентом «Автопортрета с палитрой» . Там художник стоит почти на заднем плане своей мастерской, а его модели, пятилетняя Маргарита Тереза Испанская и ее слуги, занимают передний план. Отсюда Мане заимствовал позу живописца и его технику, но в отличие от Веласкеса тематическим центром изображения он делает себя. Однако в то же время он работает над картиной, но оставляет ее сюжет, как и свое окружение, воображению зрителя. Сам Мане между 1865 и 1870 годами изобразил Веласкеса в студийной сцене, в которой испанский художник позирует так же, как и его автопортрет.
На практике художники не носили и не носят парадную одежду во время работы, так как ее слишком легко можно было испортить масляной краской. Изображение Мане самого себя как художника в стильной городской одежде имеет различные прецеденты. Веласкес уже показал себя в дорогом одеянии, подобающем придворному. В 1870 году Мане позировал художнику Анри Фантен-Латуру на картине «Мастерская в Батиньоле» , будучи столь же хорошо одетым. Ношение шляпы в помещении также имеет прямой прецедент. Ренуар изобразил Моне в 1875 году в костюме, шляпе и со всем остальным. Подобно тому, как Веласкес использовал свою одежду, чтобы подчеркнуть свою близость к испанскому двору, одежда Мане демонстрирует его роль стильного и успешного парижского художника. [ 1 ] «который не только по своей художественной позе, но и по внешности является типичным художником современной жизни , по описанию Бодлера». [ 3 ]
На картине бросается в глаза незавершенная правая рука с кистью. Виктор Стойчицэ воспринимает это как замысел Мане и интерпретирует его так: «поскольку здесь изображен акт живописи, он вращает живопись вокруг себя, как вихрь » [ 4 ] Франсуаза Кашен объясняет это как способ сконцентрировать свет и внимание зрителя на наиболее важных аспектах картины. [ 5 ] Однако жена Мане Сюзанна описала эту картину и « Автопортрет с кепкой» (1878–79) как наброски. [ 6 ]
Положение в творчестве
[ редактировать ]« Автопортрет с палитрой» — единственный автопортрет Мане, на котором он изобразил себя художником. Он изображал себя еще в нескольких картинах, но почти всегда как одну из многих фигур в большой композиции. Среди этих работ - «Рыбалка» (1860/61), «Музыка в Тюильри» (1862) и «Бал в опере» (1873).
Полнометражный «Автопортрет в кепке» (1878–79) — единственный другой автопортрет Мане в чистом виде. Хронологическая близость двух картин предполагает прямую связь между ними; соответственно, они рассматривались как два этапа незавершенной работы. В первой картине « Автопортрет с палитрой» сам акт рисования изображен размытыми жестами художника. В последней работе художник показан с явной отстраненностью зрителя, а не творца. Эрику Даррагону кажется, что художник «отступил назад, чтобы оценить свою картину». [ 7 ]
После смерти Мане две картины висели по обе стороны от картины 1877 года «Жан-Батист Фор в роли Гамлета» . Из этой аранжировки Стойчицэ заключает, что выбор этой картины под испанским влиянием был призван вызвать новую параллель с Веласкесом. Еще одно сообщение, полученное в результате сопоставления, заключается в том, что автопортреты можно почти прочитать как Мане в роли Мане . [ 4 ] Жюльет Уилсон-Баре , однако, отмечает, что Мане, вероятно, не намеревался выставлять картины таким образом, поскольку именно Леон Ленхофф вставил картины в рамки и повесил их по обе стороны от портрета Фора. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Часто считалось, что картина имеет меньшую художественную ценность, чем другие работы Мане. В 1926 году критик Этьен Моро-Нелатон писал: «Эта работа, как и другие усилия художника, испорчена некоторой холодностью. Рука художника движется слишком огненно, рисуя здесь так свободно, что для живописца это невозможно. серьезно сосредоточиться на себе как на объекте». [ 8 ] С другой стороны, Теодор Рефф в 1982 году подчеркнул значение решения Мане заняться автопортретом, чего он никогда раньше не пробовал, на пике своей карьеры. [ 6 ] Выбранная одежда, в обоих случаях стильные костюмы, создают впечатление, что Мане считал себя не только успешным художником, но и успешным деятелем в обществе: картины являются свидетельством этого успеха.
Уилсон-Баро предлагает альтернативное объяснение происхождения автопортретов. Когда историк искусства и биограф Мане Адольф Табаран спросил пасынка Мане Леона Ленхоффа о моменте времени, когда Мане заболел сифилисом, Линхофф в качестве ответа назвал 1879 год, что могло объяснить, почему Мане, никогда раньше в жизни не рисовавший автопортрет, за этот год написал два. Казалось бы, столкнувшись с реальностью смерти прямо перед его глазами, он почувствовал необходимость смириться с самим собой. [ 2 ]
Племянник художника Эдуард Вибер (1867–1899) незадолго до своей смерти закончил серию копий различных картин Мане для мадам Мане на память о картинах, которые пришлось продать после смерти художника. Примерно на рубеже 20-го века была засвидетельствована копия «Автопортрета с палитрой» , приписываемая Виберту. [ 6 ]
Происхождение
[ редактировать ]
« Автопортрет с палитрой» не был продан при жизни Мане и после его смерти находился у его вдовы. Ни один из автопортретов не был продан на распродаже поместья 1884 года. Вдова Мане, похоже, не хотела продавать их до 1897 года, поскольку Антонен Пруст в письме от 10 мая того же года заявил, что ни Жан-Батист Фор, ни Огюст Пеллерен не интересовались картинами.
2 февраля 1899 года Сюзанна Мане завещала картины своей сестре Мартине Линхофф, вероятно, с намерением помочь ей во время финансовых затруднений. В том же году мадам Мане и Пруст возобновили попытки продать картины. На этот раз интерес проявили арт-дилеры Герман Пехтер и Амбруаз Воллар . Позже в том же году Пэхтер приобрел картины по цене 6000 франков за « Автопортрет с кепкой» и всего 1000 франков за «Автопортрет с палитрой» . В каталоге выставки Теодора Дюре 1902 года картина значится как собственность Пеллерена.
Вскоре после этого «Автопортрет с Кэпом» попал в коллекцию Макса Линде в Любеке. Линде был не только коллекционером произведений искусства, но и офтальмологом , был Эдвард Мунк среди его пациентов . В конце концов норвежский художник был вдохновлен Мане и написал ряд других портретов в полный рост, в том числе портрет его психиатра Дэниела Якобсона 1909 года, который по стилю и чувству был близок к Мане. [ 9 ]
В мае 1910 года «Автопортрет с палитрой» появился на выставке в галерее Жоржа Пети в Париже, где было указано, что он был взят во временное пользование у вдовы маркиза Этьена де Гане. Всего через месяц она была показана на выставке галеристов Поля Дюран-Рюэля , Бернхайма-Жена и Поля Кассирера вместе со всеми другими картинами Мане, ранее принадлежавшими Пеллерену. Пеллерен продал свою коллекцию дилерам, за исключением «Автопортрета с палитрой» , который он незадолго до этого продал мадам де Гане. Ганай владел картиной на протяжении 1920-х годов; к 1931 году он находился в коллекции президента берлинского банка Якоба Гольдшмидта . Гольдшмидт иммигрировал в Нью-Йорк в 1936 году, забрав с собой свою коллекцию, и умер там в 1955 году. В 1958 году картина была куплена Дж. Саммерсом за 65 000 долларов. [ 10 ]
супружеская пара коллекционеров Джон и Фрэнсис Л. Леб из Нью-Йорка за 176 800 долларов. Позже картину приобрела [ 11 ] На аукционе коллекции Леба 12 мая 1997 года картина была продана анонимному покупателю за 18,7 миллиона долларов. [ 12 ] На тот момент это была вторая по величине цена, когда-либо уплаченная за произведение Мане. Вскоре после этого выяснилось, что новым владельцем стал разработчик казино Стив Винн , поскольку он выставил фотографию в своем отеле в отеле Bellagio and Wynn Las Vegas . [ 2 ] В марте 2005 года он был продан в частном порядке Стивену А. Коэну . [ 13 ] По оценкам, цена составила от 35 до 40 миллионов долларов. [ 14 ]
7 мая 2010 года было объявлено, что Коэн решил продать картину на аукционе Sotheby's 22 июня 2010 года. Ожидаемая цена составит от 30,1 до 45,2 миллиона долларов. [ 14 ] Однако эти ожидания не оправдались, и картина была продана за 22 441 250 фунтов стерлингов. [ 15 ] (29,48 миллиона долларов) [ 16 ] нью-йоркскому коллекционеру Франку Жиро. [ 17 ] Тем не менее цена оказалась рекордной для картины Мане. [ 17 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Рыбалка , 1860/61
-
Музыка в Тюильри , 1862 год.
-
Бал в опере , 1873 год.
-
Жан-Батист Фор в роли Гамлета , 1877 год.
-
Рыбалка (фрагмент), Мане с будущей женой Сюзанной
-
Музыка в Тюильри (Подробно)
-
Оперный бал (фрагмент), Мане — мужчина со светлой бородой.
-
В Pere Lathuille , 1879 год, он носит тот же пиджак.
-
Эдуард Мане : Веласкес в своей мастерской , 1865–1870 гг.
-
Анри Фантен-Латур : Посвящение Делакруа , 1864 г.
-
Анри Фантен-Латур: Портрет Эдуарда Мане , 1867 г.
-
Анри Фантен-Латур: Мастерская в Батиньоле , 1870 г.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Теодор Рефф: Мане и современный Париж , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джульетта Уилсон-Баро в Гэри Тинтероу, Женевьева Лакамбр: Мане/Веласкес , с. 502.
- ^ цитируется в Hajo Düchting: Парижская жизнь Мане, Мюнхен, Нью-Йорк, 1985; ISBN 3-7913-1445-9 «Автопортрет с палитрой», с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Стойчица 2005.
- ^ Кашен, Франсуаза (1995). Мане: Влияние модерна . Серия « Открытия Абрамса ». Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 109. ИСБН 0-8109-2892-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с После Моффета 1984.
- ↑ Даррагон: Мане , Париж, 1989. Цитируется в Stoichiţă, 2005.
- ^ Этьен Моро-Нелатон : Мане рассказал сам . Полет. II, Париж, 1926 г., стр. 50–51. Переведено Моффетом в 1984 году.
- ^ Микаэль Вивел: Каталог выставки Копенгаген 1989: Мане. Шарлоттенлунд, 1989 г.; ISBN 87-88692-04-3
- ^ Происхождение в этом разделе после Моффета 1984.
- ^ Нью-Йорк Таймс , 5 июля 1998 г.
- ↑ Дэвид Эбони в «Искусстве в Америке» , июль 1997 г.
- ^ Нью-Йорк Таймс , 3 марта 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фогель, Кэрол. « Автопортрет Мане: Новая звезда на плахе ». Нью-Йорк Таймс , 7 марта 2010 г.
- ↑ Автопортрет Мане продан за рекордные 22 миллиона фунтов стерлингов на распродаже в Лондоне . BBC News, 23 июня 2010 г.
- ^ Фогель, Кэрол. Тусклый арт-аукцион в Лондоне . Нью-Йорк Таймс. 22 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ха, Эндрю. Редкий автопортрет Эдуарда Мане продан на аукционе Sothebys за рекордные 22 миллиона фунтов стерлингов . Телеграф. 22 июня 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чарльз С. Моффет: Автопортрет с палитрой . В: Мане 1832–1883 . Réunion des Musées Nationaux, Париж, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фрелих и Кауфманн, Берлин, 1984, ISBN 3-88725-092-3 .
- Теодор Рефф: Мане и современный Париж . Национальная галерея искусств, Вашингтон и издательство Чикагского университета, Чикаго и Лондон, 1982 г., ISBN 0-226-70720-2 .
- Виктор Иероним Стойчицэ: Эдуард Мане: Автопортрет, 1879 . В: Ульрих Пфистерер, Валеска фон Розен: Художник как произведение искусства. Автопортреты от Средневековья до наших дней . Филипп Реклам-младший, Штутгарт, 2005 г., ISBN 3-15-010571-4 .
- Гэри Тинтероу, Женевьева Лакамбр : Мане/Веласкес: французский вкус к испанской живописи . Réunion des Musées Nationaux, Париж, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2003 г., ISBN 1-58839-038-1 .