Скука
Часть серии о |
Эмоции |
---|
В традиционном использовании скука , скука или утомление — это эмоция, характеризующаяся отсутствием интереса к окружающему, часто вызванная отсутствием отвлекающих факторов или занятий. Хотя «не существует общепринятого определения скуки. Но что бы это ни было, утверждают исследователи, это не просто другое название депрессии или апатии . Похоже, что это особое психическое состояние, которое люди находят неприятным – отсутствие стимуляции, которое оставляет они жаждут облегчения, что приводит к множеству поведенческих, медицинских и социальных последствий». [ 1 ] По данным BBC News, скука «... может быть опасным и разрушительным состоянием ума, которое вредит вашему здоровью»; тем не менее, исследования «... предполагают, что без скуки мы не смогли бы достичь наших творческих подвигов». [ 2 ]
В книге «Опыт без качеств: скука и современность» Элизабет Гудштейн прослеживает современный дискурс о скуке через литературные, философские и социологические тексты и обнаруживает, что как «дискурсивно сформулированный феномен... скука является одновременно объективной и субъективной, эмоциями и интеллектуализацией, а не это не просто ответ современному миру, но и исторически сложившаяся стратегия борьбы с его недовольством». [ 3 ] В обеих концепциях скука в основном связана с ощущением времени (например, с ощущением медленности времени) и проблемами смысла. [ 4 ]
Этимология и терминология
Выражение «быть скучным» использовалось в печати в смысле «быть утомительным или скучным» самое позднее с 1768 года. [ 5 ] Выражение «скука» означает «состояние скуки», 1852, от скука (т.1) + -dom. Его также использовали в смысле «зануд как класс» (1883 г.) и «практика быть занудой» (1864 г., смысл, собственно принадлежащий боризму, 1833 г.). [ 6 ] Слово «скука» как существительное, означающее «вещь, вызывающая скуку или раздражение», засвидетельствовано с 1778 года; «человек к 1812 году». Существительное «скучно» происходит от глагола «скучно», который имел значение «[быть] утомительным или скучным», впервые засвидетельствованное [в] 1768 году, модное слово c. 1780–81 по Грозу (1785); возможно, образное расширение выражения «двигаться вперед медленно и настойчиво, как это делает инструмент для растачивания отверстий». [ 7 ] Популярное заблуждение состоит в том, что Чарльз Диккенс ввел термин «скука» в своей работе «Холодный дом» , опубликованной в 1853 году. Однако это слово было засвидетельствовано по крайней мере с 1829 года в выпуске издания «Альбион» . [ 8 ]
Французский термин ennui , обозначающий скуку , иногда используется и в английском языке, по крайней мере, с 1778 года. Термин ennui впервые использовался «как французское слово в английском языке»; в 1660-х годах и был «национализирован к 1758 году». [ 9 ] Термин ennui происходит «от французского ennui, от старофранцузского enui «раздражение» (13в.), [a] обратное образование от enoiier, anuier. [ 9 ] «Немецкое слово «скука» выражает это: Langeweile , соединение слов lange «длинный» и Weile «пока», что соответствует распространенному мнению, что когда человеку скучно, время течет «извилисто» медленно. [ 10 ]
Психология
Разные ученые используют разные определения скуки , что усложняет исследования. [ 11 ] Скука была определена Синтией Д. Фишер с точки зрения ее основных центральных психологических процессов: «неприятное, преходящее аффективное состояние, в котором человек чувствует повсеместное отсутствие интереса и трудности с концентрацией на текущей деятельности». [ 12 ] Марк Лири и др. описывают скуку как «аффективное переживание, связанное с когнитивными процессами внимания». [ 13 ] Роберт Плутчик охарактеризовал скуку как легкую форму отвращения . В позитивной психологии скука описывается как реакция на умеренный вызов, для решения которого у субъекта более чем достаточно навыков. [ 14 ]
Существует три типа скуки, каждый из которых связан с проблемами привлечения внимания . К ним относятся случаи, когда людям не позволяют заниматься желаемой деятельностью, когда люди вынуждены заниматься нежелательной деятельностью или когда люди просто не могут по какой-либо другой причине продолжать заниматься какой-либо деятельностью. [ 15 ] Склонность к скуке — это склонность испытывать скуку всех типов. Обычно это оценивается по шкале склонности к скуке. [ 16 ] Недавние исследования показали, что склонность к скуке явно и последовательно связана с нарушением внимания. [ 17 ] Скука и склонность к ней теоретически и эмпирически связаны с депрессией и подобными симптомами. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Тем не менее было обнаружено, что склонность к скуке так же сильно коррелирует с провалами внимания, как и с депрессией. [ 18 ] Хотя скуку часто рассматривают как тривиальный и легкий раздражитель, склонность к скуке связана с очень разнообразным спектром возможных психологических , физических, образовательных и социальных проблем. [ 21 ]
Рассеянность – это когда человек проявляет невнимательное или забывчивое поведение. [ 22 ] Рассеянность — это психическое состояние, при котором субъект испытывает низкий уровень внимания и частое отвлечение. Рассеянность — это не диагностированное состояние, а скорее симптом скуки и сонливости, которые люди испытывают в повседневной жизни. У рассеянных людей обычно наблюдаются признаки провалов в памяти и слабые воспоминания о недавно произошедших событиях. Обычно это может быть результатом множества других состояний, часто диагностируемых врачами, таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью и депрессия . Помимо рассеянности, приводящей к множеству последствий, влияющих на повседневную жизнь, она также может иметь более серьезные и долгосрочные проблемы.
Физическое здоровье
Летаргия – это состояние утомления, утомления, утомления или отсутствия энергии. Оно может сопровождаться депрессией, снижением мотивации или апатией. Летаргия может быть нормальной реакцией на скуку, недостаточный сон, перенапряжение, переутомление, стресс, отсутствие физических упражнений или симптомом расстройства. Будучи частью нормальной реакции, летаргия часто проходит при отдыхе, достаточном сне, снижении стресса и хорошем питании. [ 23 ]
Философия
Скука — это состояние, характеризующееся восприятием окружающей среды как скучной, утомительной и лишенной стимулов . Это может быть результатом досуга и отсутствия эстетических интересов. Труд и искусство могут быть отчужденными и пассивными или погруженными в скуку. Скуке присуща тревога ; люди будут прилагать значительные усилия, чтобы предотвратить или исправить это, однако во многих обстоятельствах это воспринимается как страдание, которое необходимо терпеть. Распространенные пассивные способы избежать скуки — это спать или думать творчески ( мечтать ). Типичные активные решения заключаются в каком-то намеренном действии, часто чем-то новом, поскольку знакомство и повторение приводят к утомлению.
Во время fin de siècle , французского термина, обозначающего конец XIX века на Западе, некоторые из культурных особенностей включали «скуку», цинизм , пессимизм и «... широко распространенное убеждение, что цивилизация ведет к упадку ». [ 24 ]
Скука также играет роль в экзистенциалистской мысли. Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше были двумя из первых философов, считавшихся фундаменталистами экзистенциалистского движения. Как и Паскаля , их интересовала тихая борьба людей с кажущейся бессмысленностью жизни и использование развлечений для спасения от скуки. Кьеркегора В книге «Или-или» описан метод вращения , метод, используемый эстетами более высокого уровня, чтобы избежать скуки. Метод представляет собой существенный гедонистический аспект эстетического образа жизни. Для эстета человек постоянно меняет то, что он делает, чтобы максимизировать удовольствие и удовольствие, получаемое от каждого вида деятельности.
В условиях, когда человек ограничен пространственно или иным образом, скука может встречаться с различными религиозными действиями не потому, что религия хотела бы ассоциировать себя со скукой, а скорее потому, что скука может восприниматься как существенное человеческое состояние, к которому Бог относится. мудрость или мораль являются окончательными ответами. Многие философы, такие как Артур Шопенгауэр , поддерживают эту точку зрения. Такой взгляд на религиозность среди скуки действительно влияет на то, как часто людям скучно. Люди, которые проявляли более высокую религиозность при выполнении скучных задач, сообщали о меньшей скуке, чем люди с меньшей религиозностью. Людям, выполняющим бессмысленную задачу, приходилось меньше искать смысл. [ 25 ]
Мартин Хайдеггер писал о скуке в двух текстах, доступных на английском языке: в семестровом курсе лекций 1929/30 года «Фундаментальные понятия метафизики» и снова в эссе « Что такое метафизика?» опубликовано в том же году. В лекцию Хайдеггер включил около 100 страниц, посвящённых скуке, и это, возможно, самая обширная философская трактовка этой темы за всю историю. В частности, он сосредоточился на ожидании на железнодорожных вокзалах как на главном контексте скуки. [ 26 ] Сёрен Кьеркегор отмечает, в книге «Или/или» что «терпение невозможно изобразить» визуально, поскольку возникает ощущение, что любой непосредственный момент жизни может быть принципиально утомительным.
Блез Паскаль в « Мыслях» обсуждает состояние человека, говоря: «Мы ищем покоя в борьбе с некоторыми препятствиями. И когда мы преодолеваем их, отдых оказывается невыносимым из-за скуки, которую он вызывает», а позже утверждает, что «только бесконечное и неизменное объект, то есть сам Бог, может заполнить эту бесконечную пропасть». [ 27 ]
Без стимула или фокуса человек сталкивается с небытием , бессмысленностью существования и испытывает экзистенциальную тревогу . Хайдеггер формулирует эту идею так: «Глубокая скука, дрейфующая то тут, то там в безднах нашего существования, как удушающий туман, уводит все вещи, и людей, и самого себя вместе с собой в удивительное безразличие. Эта скука обнажает бытие в целом». [ 28 ] Шопенгауэр использовал существование скуки в попытке доказать суетность человеческого существования, заявив: «...ибо, если бы жизнь, в стремлении к которой состоит наша сущность и существование, обладала бы в себе положительной ценностью и реальным содержанием, то не было бы не должно быть такой вещи, как скука: простое существование наполнило бы нас и удовлетворило бы нас». [ 29 ]
Эрих Фромм и другие мыслители критической теории говорят о скуке как об общей психологической реакции на индустриальное общество, где люди вынуждены заниматься отчужденным трудом . По словам Фромма, скука — «возможно, самый важный источник агрессии и деструктивности сегодня». Для Фромма поиск острых ощущений и новизны, которые характеризуют потребительскую культуру, не являются решением проблемы скуки, а просто отвлекают от скуки, которая, как он утверждает, продолжается бессознательно. [ 30 ] Помимо вкуса и характера, универсальный случай скуки состоит в любом случае ожидания , как заметил Хайдеггер, например, в очереди, пока кто-то другой придет или завершит задание, или пока вы куда-то путешествуете. Автомобиль требует быстрой реакции, что делает его оператора занятым и, следовательно, возможно, по другим причинам, делая поездку более утомительной, несмотря на то, что она заканчивается раньше.
В некоторых языках нгуни , таких как зулу , скука и одиночество обозначаются одним и тем же словом (исизунгу). Это добавляет новое измерение к часто цитируемому определению Ubuntu : «Человек становится человеком через других людей».
Причины и последствия
Хотя это не было широко изучено, исследования скуки показывают, что скука является основным фактором, влияющим на различные сферы жизни человека. Было обнаружено, что люди, занимающие низкие места по шкале склонности к скуке, демонстрируют лучшие результаты в самых разных аспектах своей жизни, включая карьеру, образование и автономию. [ 31 ] Скука может быть симптомом клинической депрессии . Скука может быть формой выученной беспомощности — феномена, тесно связанного с депрессией. Некоторые философии воспитания предполагают, что, если дети растут в среде, лишенной стимулов , и им не позволяют или не поощряют взаимодействовать с окружающей средой, они не смогут развить необходимые для этого умственные способности.
В учебной среде частой причиной скуки является отсутствие понимания; например, если кто-то не следит за материалом в классе или лекции и не прислушивается к нему, он обычно кажется скучным. Однако может быть верно и обратное; то, что слишком легко понять, простое или прозрачное, также может быть скучным. Скука часто обратно пропорциональна обучению , и в школе это может быть признаком того, что ученику недостаточно или слишком сложно. Деятельность, которая предсказуема для учащихся, скорее всего, утомит их. [ 32 ]
Исследование 1989 года показало, что на ощущение скуки у человека может влиять степень его внимания , поскольку более высокий акустический уровень отвлечения от окружающей среды коррелирует с более высокими сообщениями о скуке. [ 33 ] Было изучено, что скука связана со злоупотреблением наркотиками среди подростков. [ 34 ] Скука была предложена как причина патологического игрового поведения. Исследование показало, что результаты согласуются с гипотезой о том, что патологические игроки ищут стимуляцию, чтобы избежать состояний скуки и депрессии. [ 35 ] Было высказано предположение, что скука имеет эволюционную основу, которая побуждает людей искать новые задачи. Это может повлиять на человеческое обучение и изобретательность. [ 36 ]
Некоторые недавние исследования показали, что скука может иметь некоторые положительные эффекты. Среда с низким уровнем стимулов может привести к повышению творческих способностей и подготовить почву для « момента эврики ». [ 37 ]
На рабочем месте
Boreout — это теория управления , которая утверждает, что отсутствие работы, скука и, как следствие, отсутствие удовлетворения — это распространенное недомогание, от которого страдают люди, работающие в современных организациях, особенно на офисных должностях «белых воротничков». Эта теория была впервые изложена в 2007 году в «Диагностика Boreout» книге , написанной Питером Вердером и Филиппом Ротлином, двумя швейцарскими бизнес-консультантами. Они утверждают, что главной проблемой многих работников является отсутствие значимых задач, а не наличие стресса.
« Комната для изгнания » (также известная как «комната для выгона» и «комната для скуки») — это современная стратегия управления уходом сотрудников , при которой сотрудников переводят в отдел, где им поручают бессмысленную работу до тех пор, пока они не впадут в уныние настолько, чтобы покидать. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Поскольку увольнение является добровольным, работник не будет иметь права на определенные льготы. Законность и этичность такой практики сомнительны и могут быть истолкованы как конструктивное увольнение судами в некоторых регионах.
В популярной культуре
« Мех » — междометие , используемое как выражение безразличия или скуки. Это также может означать «будь как будет». [ 41 ] Это часто расценивается как словесное пожимание плечами. Использование термина «ме» показывает, что говорящий апатичен, не заинтересован или безразличен к рассматриваемому вопросу или теме. Иногда оно используется как прилагательное , означающее что-то посредственное или ничем не примечательное. [ 42 ]
Лишний человек
Лишний человек ( русский : лишний человек , лишний человек ) — русская литературная концепция 1840-1850-х годов, заимствованная из байронического героя . [ 43 ] Это относится к личности, возможно, талантливой и способной, которая не вписывается в социальные нормы. В большинстве случаев этот человек рождается в богатстве и привилегиях. Типичными характеристиками являются пренебрежение социальными ценностями, цинизм и экзистенциальная скука; типичным поведением являются азартные игры, употребление алкоголя, курение, сексуальные интриги и дуэли . Он часто не сочувствует и небрежно огорчает других своими действиями.
Экзистенциалистская фантастика
Скучающий антигерой стал заметным в экзистенциалистских произведениях начала 20-го века, таких как Кафки » Франца «Метаморфозы (1915), [ 44 ] Жана-Поля Сартра ( «Тошнота» по -французски « Тошнота » ) (1938), [ 45 ] и Альбер Камю « L'Étranger» ( по-французски « Незнакомец » ) (1942). [ 46 ] Главный герой этих произведений — нерешительный центральный персонаж, который плывет по своей жизни и отмечен скукой, тревогой и отчуждением . [ 47 ]
Гранж освещенный
Гранж-лит - это австралийский литературный жанр художественных или полуавтобиографических произведений начала 1990-х годов о молодых людях, живущих во «внутреннем городе [y]», «... мире распадающегося будущего, где единственное облегчение от... скуки было через нигилистическое стремление к сексу , насилию, наркотикам и алкоголю». [ 48 ] Часто центральные персонажи лишены избирательных прав, им не хватает энтузиазма и решимости, помимо желания удовлетворить свои основные потребности. Обычно его писали «новые молодые авторы». [ 48 ] который исследовал «грубые, грязные, реальные существования» [ 48 ] повседневных персонажей. Его описывают как разновидность грязного реализма и ответвление поколения X. литературы [ 49 ] Стюарт Гловер утверждает, что термин «гранж освещен» заимствован из термина «гранж» от «конца 80-х и начала 90-х -... Сиэтлских [гранж] групп». [ 50 ] Гловер утверждает, что термин «гранж-лит» был в основном маркетинговым термином, используемым издательскими компаниями; он заявляет, что большинство авторов, отнесенных к категории авторов, пишущих в стиле гранж, отвергают этот ярлык. [ 50 ]
См. также
Дальнейшее чтение
- Каррера, Елена (2023). Скука . Издательство Кембриджского университета.
Ссылки
- ^ Керт-Бейкер, Мэгги (2016). «Почему скука – это совсем не скучно» . Природа . 529 (7585): 146–148. Бибкод : 2016Natur.529..146K . дои : 10.1038/529146а . ПМИД 26762441 . Архивировано из оригинала 8 июня 2017 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Робсон, Дэвид. «Психология: Почему скука – это плохо… и полезно» . bbc.com . Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Гудштейн, Элизабет С. 2005. Опыт без качеств: скука и современность. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. 3.
- ^ Вайс, Эмили Р.; Тодман, Маквеллинг; Пазар, Озге; Малленс, София; Маурер, Кристин; Романо, Александра К. (30 апреля 2021 г.). «Когда время летит: состояние и характер скуки, восприятие времени и гедонистическая оценка задач» . Психологическая мысль . 14 (1): 150–174. дои : 10.37708/psyct.v14i1.559 . ISSN 2193-7281 . S2CID 236539890 .
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com. Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 г. Проверено 6 декабря 2013 г.
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 20 декабря 2015 г.
- ^ «Это не вы придумали: Чарльз Диккенс и скука» . Словарь.com . 15 декабря 2015 года . Проверено 8 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Скука - Происхождение и значение скуки по Интернет-этимологическому словарю» . www.etymonline.com . Архивировано из оригинала 16 февраля 2017 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ «Новости, спорт и мнения американского издания The Guardian» . Хранитель . Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
- ^ Воданович, Стивен Дж. (ноябрь 2003 г.) « Психометрические меры скуки: обзор литературы » Журнал психологии . 137 :6 с. 569 «Действительно, недостатком литературы по скуке является отсутствие последовательного, общепринятого определения. Отсутствие согласованного определения скуки ограничило измерение конструкта и частично объясняет существование разнообразных подходов к оценке различных разновидности скуки».
- ^ Фишер 1993 , с. 396
- ^ Лири, MR; Роджерс, Пенсильвания; Кэнфилд, RW; Коу, К. (1986). «Скука в межличностных встречах: предшественники и социальные последствия». Журнал личности и социальной психологии . 51 (5): 968–975 [968]. дои : 10.1037/0022-3514.51.5.968 .
- ^ Чиксентмихайи, М. (1997). В поисках потока: психология взаимодействия с повседневной жизнью . Основные книги. ISBN 978-0-465-02411-7 .
- ^ Чейн, Дж.А.; Карьер, JSA; Смилек, Д. (2006). «Рассеянность: провалы в сознании и повседневные когнитивные сбои» . Сознание и познание . 15 (3): 578–592. CiteSeerX 10.1.1.547.7968 . дои : 10.1016/j.concog.2005.11.009 . ПМИД 16427318 . S2CID 5516349 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2010 г.
- ^ Фармер, Р.; Сундберг, Северная Дакота (1986). «Склонность к скуке: развитие и корреляты нового масштаба». Журнал оценки личности . 50 (1): 4–17. дои : 10.1207/s15327752jpa5001_2 . ПМИД 3723312 .
- ^ Фишер, компакт-диск (1993). «Скука на работе: концепция, которой пренебрегают» (PDF) . Человеческие отношения . 46 (3): 395–417. дои : 10.1177/001872679304600305 . S2CID 204327241 .
- ^ Перейти обратно: а б Карьер, JSA; Чейн, Дж.А.; Смилек, Д. (сентябрь 2008 г.). «Повседневные провалы внимания и провалы в памяти: аффективные последствия бездумности» (PDF) . Сознание и познание . 17 (3): 835–847. дои : 10.1016/j.concog.2007.04.008 . ПМИД 17574866 . S2CID 15639587 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 апреля 2011 г.
- ^ Савин, Д.А.; Скербо, М.В. (1995). «Влияние типа инструкции и склонности к скуке на бдительность: последствия для скуки и рабочей нагрузки». Человеческий фактор . 37 (4): 752–765. дои : 10.1518/001872095778995616 . ПМИД 8851777 . S2CID 34488776 .
- ^ Воданович, С.Дж.; Вернер, К.М.; Гилбрайд, ТВ (1991). «Склонность к скуке: ее связь с положительным и отрицательным аффектом». Психологические отчеты . 69 (3, часть 2): 1139–1146. дои : 10.2466/pr0.1991.69.3f.1139 . ПМИД 1792282 .
- ^ Пустой, Мэтью. «Скука: забытый фактор предотвращения мошенничества?» . Журнал корпоративного учета и финансов . 24 :19–24. дои : 10.1002/jcaf.21887 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2018 года . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ «рассеянный» . Оксфордские словари. Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 года . Проверено 5 августа 2011 г.
- ^ Холл Дж. Э., Гайтон AC (2006). Учебник медицинской физиологии , 11-е издание. Эльзевир Сондерс, Сент-Луис, Миссури, ISBN 0-7216-0240-1 .
- ^ Мештрович, Степан Г. Наступающий конец века: применение социологии Дюркгейма к современности и постмодернизму. Оксон, Англия; Нью-Йорк: Рутледж (1992 [1991]: 2). Пиредду, Николетта. «Примитивные признаки современности: культурные реконфигурации во франко-итальянском конце века», Romanic Review, 97 (3–4), 2006: 371–400.
- ^ ван Тилбург, WAP, Игу, ER, Махер, П.Дж., Мойнихан, AB, и Мартин, DG (2019). Скучно как в аду: Религиозность уменьшает скуку и умеряет поиск смысла. Эмоции, 19 (2), 255–269. https://doi.org/10.1037/emo0000439
- ^ Мартин Хайдеггер. Основные понятия метафизики , стр. 78–164.
- ^ Паскаль, Блез; Ариу, Роджер (2005). Мысли . Индианаполис, Индиана: Паб Hackett. компании ISBN 978-0-87220-717-2 . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Мартин Хайдеггер, Что такое метафизика? (1929)
- ^ Артур Шопенгауэр, Очерки и афоризмы, Penguin Classics, ISBN 0-14-044227-8 (2004), с. 53 Полный текст доступен в Интернете: Поиск книг Google.
- ↑ Эрих Фромм , «Теория агрессии». Архивировано 13 мая 2011 г., в Wayback Machine, с. 7
- ^ Ватт, доктор медицинских наук; Воданович, С.Дж. (1999). «Склонность к скуке и психосоциальное развитие». Журнал психологии . 133 (1): 149–155. doi : 10.1002/(SICI)1097-4679(200001)56:1<149::AID-JCLP14>3.0.CO;2-Y . ПМИД 10319449 .
- ^ Ed.gov – RV Small et al. Размеры интереса и скуки в учебных ситуациях , Материалы избранных презентаций исследований и разработок на Национальном съезде Ассоциации образовательных коммуникаций и технологий 1996 г. (18-е место, Индианаполис, Индиана), (1996 г.)
- ^ Дамрад-Фрай, Р.; Лэрд Джей Ди (1989). «Опыт скуки: роль самовосприятия внимания». J Личность Социальная Психика . 57 (2): 315–320. дои : 10.1037/0022-3514.57.2.315 .
- ^ Исо-Ахола, Сеппо Э.; Кроули, Эдвард Д. (1991). «Злоупотребление психоактивными веществами среди подростков и скука в свободное время» . Журнал исследований досуга . 23 (3): 260–271. Бибкод : 1991JLeiR..23..260I . дои : 10.1080/00222216.1991.11969857 .
- ^ Блащинский А., МакКонахи Н., Франкова А. (август 1990 г.). «Склонность к скуке при патологических азартных играх». Представитель Психол . 67 (1): 35–42. дои : 10.2466/pr0.1990.67.1.35 . ПМИД 2236416 .
- ^ «Психология скуки – почему ваш мозг наказывает вас за то, что вы чувствуете себя комфортно и безопасно | Руководство по здоровью» . Архивировано из оригинала 25 марта 2015 г. Проверено 27 марта 2015 г. Психология скуки: почему ваш мозг наказывает вас за то, что вы чувствуете себя комфортно и безопасно
- ^ Технологии и наука – Новости CBC. « Это как маленький спусковой крючок: удивительные преимущества скуки» . Cbc.ca. Архивировано из оригинала 22 ноября 2016 года . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Торрес, Ида (30 мая 2013 г.). «Японские компании используют «комнаты изгнания», чтобы заставить сотрудников уйти в отставку» . Япония Дейли Пресс . Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ «Комната изгнания: ведущие компании находятся под следствием по поводу несправедливой трудовой практики» . Анахи Симбун . 29 января 2013 года. Архивировано из оригинала 19 сентября 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Табути, Хироко (16 августа 2013 г.). «Табу на увольнения: японских рабочих отправляют в комнату для скуки» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 августа 2013 года . Проверено 23 августа 2013 г.
- ^ Бенджамин Циммер (6 сентября 2013 г.). «История Меха, от Лео Ростена до Одена и Симпсонов» . Сланец . Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ «Сильно беспокоился? «Ме» — это слово» . Небесные новости . 17 ноября 2008 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 23 ноября 2008 г.
- ^ Шанс, Э. (1998). «Лишний человек в русской литературе». В Корнуэлле, Нил; Кристиан, Николь (ред.). Справочник по русской литературе . Рутледж. п. 111. дои : 10.4324/9781315073873 . ISBN 978-1-315-07387-3 .
- ^ Барнхарт, Джо Э. (2005). Полифонический талант Достоевского . Лэнхэм: Университетское издательство Америки. п. 151. ИСБН 978-0761830979 .
- ^ Асонг, Линус Т. (2012). Психологические конструкции и искусство африканской художественной литературы прошлых лет: шесть исследований . Манкон: Langaa Research & Publishing CIG. п. 76. ИСБН 978-9956727667 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 г.
- ^ Гаргетт, Грэм (2004). Героизм и страсть в литературе: исследования в честь Мойи Лонгстаффа . Амстердам: Родос. п. 198. ИСБН 978-9042016927 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 г.
- ^ Бреретон, Джеффри (1968). Краткая история французской литературы . Книги о пингвинах. стр. 254–255.
- ^ Перейти обратно: а б с Лейшман, Кирсти (1999). «Австралийская литература в стиле гранж и конфликт литературных поколений». Журнал австралийских исследований . 23 (63): 94–102. дои : 10.1080/14443059909387538 .
- ^ Верне, Жан-Франсуа (6 ноября 2008 г.). «Гранж-фантастика» . Литературная энциклопедия . Архивировано из оригинала 3 января 2010 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гловер, Стюарт. «Краткая заметка о художественной литературе в стиле гранж» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2017 г. Проверено 3 февраля 2017 г.