Гранж освещенный

Гранж-лит (аббревиатура от «литература в стиле гранж») — австралийский литературный жанр, обычно применяемый к художественным или полуавтобиографическим произведениям, посвященным неудовлетворенным и бесправным людям. [ 1 ] молодые люди, живущие в пригороде или в центре города, или в «промежуточных» пространствах, не попадающих ни в одну из категорий (например, живущие в передвижном доме или ночующие на пляже) [ 2 ] ). Обычно его писали «новые молодые авторы». [ 3 ] который исследовал «грубые, грязные, реальные существования», [ 3 ] молодых людей с низкими доходами, чья эгоцентричная или нарциссическая жизнь [ 4 ] вращаются вокруг нигилистического или « бездельничающего » стремления к случайному сексу , развлекательному употреблению наркотиков и алкоголя , которые используются, чтобы избежать скуки . Маргинализированные персонажи могут оставаться в этих «промежуточных» условиях и иметь дело со своими «жалкими телами» (проблемы со здоровьем, болезни и т. д.). Гранж-лит можно описать как разновидность грязного реализма и ответвление поколения X. литературы [ 5 ] Термин «гранж» является отсылкой к американскому жанру рок-музыки гранж .
Этот жанр был впервые придуман в 1995 году после успеха Эндрю МакГахана первого романа «Похвала» , который был выпущен в 1991 году и стал популярен среди читателей в возрасте до 30 лет, ранее недостаточно исследованной демографической группы . [ 3 ] Среди других авторов, считающихся «освещенными в стиле гранж», — Линда Джайвин , Фиона МакГрегор и Джастин Эттлер . С момента своего изобретения термин «гранж-лит» ретроспективно применялся к романам, написанным еще в 1977 году, а именно к « Хелен Гарнер » Обезьяньей хватке . [ 5 ] Гранж-литература часто бывает грубой, откровенной и вульгарной, вплоть до того, что «Река Офелия» Эттлера (1995) была названа порнографической.
Термин «гранж-лит» и его использование для классификации и продвижения этой разнообразной группы писателей и авторских стилей были предметом споров и критики. Линда Джайвин, которая не согласилась с отнесением всех этих авторов к одной категории, Христос Циолкас назвал этот термин «творением СМИ», а Мюррей Уолдрен отрицал, что гранж даже является новым жанром; он сказал, что эти работы на самом деле представляют собой разновидность ранее существовавшего жанра грязного реализма .
Темы и стиль
[ редактировать ]Прежде всего, эти истории о распаде любви. Мужские персонажи в этих романах индивидуалистичны и отстранены от всего: от людей (упоминания о друзьях или семье редки), от своего окружения и от себя. Эта разлука порождает беспокойство, которое они пытаются успокоить жестоким эротическим поведением.
Жан-Франсуа Верне, Краткий обзор австралийского романа (2016) [ 6 ]
Большая часть литературы в стиле гранж публикуется в виде рассказов и романов; однако есть несколько антологий и сборников. Большинство работ в стиле гранж помещают своих героев в городскую или пригородную среду, где они исследуют отношения между телом и душой , а также между собой и «другим». [ 7 ] В романах обычно изображается «внутренний город [y]», «... мир распадающегося будущего, где единственным спасением от... скуки было нигилистическое стремление к сексу, насилию, наркотикам и алкоголю». [ 3 ] Часто центральные персонажи лишены избирательных прав, им не хватает энтузиазма и решимости, помимо желания удовлетворить свои основные потребности.
Молодые люди в произведениях обычно недовольны, отчуждены, ожесточены и циничны. Некоторые персонажи в гранжевом освещении сталкиваются с экзистенциальной скукой. [ 8 ] и скука . По словам Яна Сайсона, «подавленные и напуганные молодые австралийские мужчины», которые населяют романы в стиле гранж, выражают «свое отчуждение через чрезмерное употребление алкоголя, акты жестокости, сексуальные завоевания и активное презрение к власти»». [ 9 ] В докторской диссертации, опубликованной в Австралии в 2009 году, говорится, что в «фантастике в стиле гранж... жидкости, органы и желания сексуализированных тел... беспорядочно разбросаны», а «...полная расточительства материальность тела становится средой, через которую представлены новые формы идентичности и политики». [ 10 ] «Река Офелия» рассказывает о молодой студентке университета, которая сталкивается с домашним насилием и саморазрушением и живет в барах и ночных клубах, среди употребления наркотиков, зависимости и настроения навязчивой, саморазрушительной любви:
Дело в том, что вся эта боль, через которую мы проходим, вся эта любовь, которая все время причиняет боль, особенность всей этой боли в том, что она действительно восхитительна. Это изысканная боль. Это то, что заставляет нас возвращаться снова и снова. ( «Река Офелия» , стр. 134)
Типы персонажей и настройки
[ редактировать ]
Персонажи в гранжевом освещении — это люди, находящиеся на социальной и культурной маргиналах. [ 11 ] В диссертации Саманты Дагг 2017 года идентифицируется освещенный в стиле гранж архетип персонажа «разрушенного человека» и его «гендерные архетипы: «преходящая женщина» и «статичный мужчина». [ 12 ] В книге Ричарда Кинга «Киндлинг делает дрова» , хронике бездельников из Мельбурна, главный герой Питер живет в общем доме с безработными соседями по комнате, которые употребляют только пиво и наркотики. [ 13 ] Пригороды изображаются как «женский», «меньший» и «домашний» аналог более «мужского» и «фаллического» города, причем последний является зоной господства и власти. [ 11 ] Действие «Дрифт-стрит» почти исключительно происходит в пригороде. [ 11 ] Действие Monkey Grip происходит в жилых домах в центре города. В некоторых историях, освещенных в стиле гранж, изображены персонажи, которые живут во временных жилищах, которые не являются ни пригородными, ни городскими, или находятся между двумя зонами, например, на пляже, в палатке, в караване (доме на колесах) или в гараже.
Персонажи книги Клэр Мендес « Дрифт-стрит» описываются как нездоровые, нечистые, полные, татуированные, имеющие жирные волосы и живущие в ветшающих жилищах, «которые напоминают тела, населяющие их». [ 14 ] Персонажи Дрифт-стрит - «мерзкие и жестокие» люди, охотящиеся на «непривлекательных жертв». [ 14 ] В семье Уошборнов в этом романе есть жестокий отец-алкоголик, двое взрослых сыновей, которые в основном безработные, один из которых состоит в неонацистской банде и «отравляет свое тело» наркотиками, а между отцом и отцом существуют кровосмесительные отношения. дочь. [ 15 ]
Персонаж Гордон в «Похвале» описан как имеющий длинные немытые волосы, небритое лицо и бледную дряблую кожу, и он живет в большом «старом ветхом доме», где все съемщики делят одну ванную комнату. [ 14 ] Гордон также не является «нормативным» австралийским мужчиной, поскольку ему «не хватает силы», у него низкое либидо и он хвастается романом с мужчиной. [ 14 ] У 14- и 15-летних братьев из «Житий святых» длинные волосы, смесь самодельных и профессиональных татуировок, проколотые уши, и они живут в грязной квартире, пахнущей алкоголем, сигаретным дымом и жареной едой. [ 14 ] Хелен Гарнер Герои в ее романе 1977 года «Обезьянья хватка» — мужчина-героиновый наркоман из центральной части города, который то вступает в деструктивные, навязчивые отношения с матерью-одиночкой, то выходит из круга художников, актеров и людей, живущих на социальную помощь в совместном жилье. . В гранжевом освещении также основное внимание уделяется персонажам с «жалкими» телами. [ 16 ] то есть тела, которые разрушаются, и персонажи, сталкивающиеся с проблемами со здоровьем. Например, главные герои мужского и женского пола в «Похвале» , Гордон Бьюкенен и Синтия Ламонд, оба имеют больные тела, а кожа лица Синтии покрывается сыпью.
Жюстин Эттлер , писательница из Сиднея , получила известность благодаря своему роману 1995 года «Река Офелия» . Хотя место действия никогда прямо не упоминается в романе, многие критики и комментаторы определили, что это Сидней. Один писатель предположил, что Эттлер решил оставить город безымянным, чтобы придать ему ощущение универсального большого города: «Национальные границы Австралии – фигуральные и физические – размыты в разной степени и совершенно по-разному. в «Реке Офелии» Например, есть частые ссылки на французских авторов, теории и артефакты. Действие романа происходит в центре Сиднея, но Эттлер не упоминает название «Сидней», предполагая, что на самом деле она могла описывать любой город. в Австралии или (в более общем смысле) на Западе». [ 17 ] Сидней добился известности среди контркультуры и движения гранж-лит, как родина австралийского «движения Push», которое было задокументировано многими писателями, а именно Жермен Грир и Миган Моррис . Движение Push, процветавшее в центральной части Сиднея в период с 1940-х по 1970-е годы, описывается как «движение, состоящее из самых разных мужчин и женщин, собравшихся в центральной части Сиднея». Эти мужчины и женщины «любили богемную жизнь» и «выступали против церкви, государства, хулиганов и цензуры». [ 18 ]
Джона Бирмингема В фильме «Он умер с фелафелем в руке» (1994) рассказывается о большом количестве соседей по комнате, живущих в 13 общих домах в Брисбене и других городах. Название отсылает к умершему героиновому наркоману, найденному в одном из таких домов. В рассказах в число соседей по дому входят студент-медик, аспирант, энтузиаст военных игр, гот, художник, растафарианец , медсестра, таксист, двое наркоманов и британский турист, у некоторых из которых есть прозвища. В некоторых квартирах соседи постоянно меняются, а некоторые остаются всего на несколько дней или недель. Не все соседи по квартире живут в обычных спальнях; один живет в гараже дома, а другой спит в палатке.
» Клэр Мендес Карен Брукс заявила, что «Дрифт-стрит » Эдварда Берриджа , «Жития святых и МакГахана Эндрю «Похвала» «... исследуют психосоциальные и психосексуальные ограничения молодых пригородных/городских персонажей по отношению к воображаемым и социально концепцию отвратительного человеческого тела. построили границы, определяющие... себя и других» и «открывающие» новые «пограничные [граничные] пространства», где можно исследовать [ 2 ] Брукс утверждает, что в рассказах Берриджа представлены «... разнообразные жестокие, недовольные и часто униженные молодые люди», персонажи, которые «... стирают и часто ниспровергают» границы между пригородным и городским пространством. [ 2 ] Брукс утверждает, что маргинализированные персонажи в «Житиях святых» , «Дрифт-стрит» и «Похвале» могут оставаться в «дерьмовом ручье» (нежелательная обстановка или ситуация) и «нырять[т]... потоки» этих «ручьев». таким образом, утверждая, что их грубые условия « пограничности » (нахождение в пограничной ситуации или переходной ситуации) и их собственное «отвращение» (имеют «отвратительные тела» с проблемами со здоровьем, болезнями и т. д.) как «места символических возможностей и свободы действий». [ 2 ]
Брукс утверждает, что рассказ «Стоянка для караванов» из сборника рассказов Берриджа является примером рассказа с «пограничной» обстановкой, поскольку действие происходит в парке передвижного дома ; поскольку передвижные дома можно перемещать, она заявляет, что создание истории в передвижном доме «... потенциально может разрушить ряд геофизических и психосоциальных границ». [ 19 ] Брукс утверждает, что в рассказе Берриджа «Скучающие подростки» подростки, пользующиеся общественным центром социальной помощи, решают уничтожить его оборудование и осквернить пространство, мочась в него, тем самым «меняя динамику места и то, как» воспринимаются их тела. , причем их деструктивные действия, по мнению Брукса, указывают на «потерю власти» общественного центра над подростками. [ 2 ]
Маркетинг
[ редактировать ]Книги в стиле гранж рекламировались на обложках как «бескомпромиссные повествования», которые давали читателям доступ к «необузданным нервам молодости» в «непоколебимо реальной», тревожной и убедительной манере. [ 3 ] Авторы используют исповедальный, дневниковый стиль повествования и автобиографические элементы для достижения близости с читателем. [ 5 ] Эти книги продавались таким образом, чтобы подчеркивать статус знаменитостей молодых авторов поколения X. [ 20 ] Гранж-лит позиционировался как аутентичные и откровенно написанные тексты об опыте молодых людей, грубые, вульгарные и откровенные.
Авторы
[ редактировать ]В число австралийских авторов , признанных авторами произведений в стиле гранж, входит Эндрю МакГахан. [ 5 ] , чей роман « Похвала » получил литературную премию Австралии и Фогеля в 1991 году. Хелен Гарнер [ 5 ] чей роман «Обезьянья хватка» получил премию Национального книжного совета в 1978 году, и Эдвард Берридж [ 7 ] написавший «Жития святых» . Среди других писателей в стиле гранж: Христос Циолкас ( «Загружено »), Линда Джайвин ( «Съешь меня» ), [ 3 ] Клэр Мендес ( «Дрифт-стрит »), Нил Бояк (в соавторстве с Саймоном Колви из «Блэк» ), Фиона МакГрегор ( «Соси мои пальцы ног »), Бен Винч ( «Лиадхед» ), Жюстин Эттлер ( «Река Офелия »), Леони Стивенс ( «Барби большого человека» ) и Природная полоса ), [ 21 ] Эрик Дандо ( «Снэйлхи» ), Ричард Кинг ( «Киндлинг делает за дрова» ), Джон Бирмингем (« Он умер с фелафелем в руке »), Барбара Уэл ( «Образ жизни предыдущих жильцов »). [ 8 ] и Корал Халл .
Связь литературы и музыкального жанра
[ редактировать ]Стюарт Гловер утверждает, что термин «гранж освещен» взят из термина «гранж» «... из музыкальной индустрии « жанр гранж » ... конца 80-х и начала 90-х - групп из Сиэтла». [ 22 ] Некоторые писатели в стиле гранж также являются музыкантами. В 2004 году Бен Винч выпустил концептуальный альбом , в котором он играет импровизационный рок и намеренно делает лоу-файные записи.
Критический анализ
[ редактировать ]В 1995 году, когда первые книги были идентифицированы как «освещенные в стиле гранж», новый термин был признан «проблемным», и вскоре после того, как это прозвище было придумано, оно вызвало «горячие споры». [ 3 ] и это привело к противоположным взглядам. Большинству книг, освещенных в стиле гранж, уделялось мало критического внимания . [ 7 ] Линда Джейвин осудила критиков, которые отнесли совершенно разные работы всех этих авторов к категории «гранж-лит», подход, который она назвала «оправданием для дрочки » . [ 3 ] Авторы МакГахан, МакГрегор и Циолкас раскритиковали «гомогенизирующий эффект» объединения столь разных групп писателей. [ 3 ] Циолкас назвал лейбл «Grunge Lit» «творением СМИ». [ 3 ] Профессор литературы и письма Университета Нового Южного Уэльса Пол Доусон утверждает, что появление университетских программ творческого письма стало фактором, который способствовал развитию гранж-литографии, поскольку эти программы поощряют студентов писать, продвигают работы своих студентов и поощряют молодых авторов. писать в стиле дневника. [ 20 ]
Эти молодые писатели расценили гранж-лит как своего рода протест, бунт против доминирующих и консервативных писателей- бэби-бумеров истеблишмента , добившихся успеха в Австралии. Одна из тем, которая привела к разногласиям, заключалась в том, что, хотя тексты в стиле «гранж» продавались как « искусство аутсайдеров », неосновные произведения, бросающие вызов статус-кво, эти книги продвигались, продавались и продавались ведущими издательствами. Некоторые критики рассматривали гранж как форму «социального комментария». [ 8 ] Шэрин Пирс утверждает, что книги МакГахана « 1988 год » и «Убей старое» ставят вопросы о белизне и мужественности в Австралии, а также исследуют политическую и культурную критику празднования двухсотлетия Австралии, такого как Экспо '88. [ 23 ]
Большая часть отзывов критиков была отрицательной. Один литературный критик назвал «ужасную» прозу «этих ужасающих романов в стиле гранж» «несомненно, последним вздохом художественной литературы перед тем, как она полностью исчезнет и будет заменена каналом домашних покупок ». [ 8 ] Критики также назвали стиль романов в стиле гранж «легким» или «безвкусным», а один критик назвал тексты больше похожими на «школьное сочинение, чем на серьезное литературное произведение». [ 8 ] Некоторые критики заявили, что гранж-лит был продуктом молодых авторов поколения X , выросших перед телеэкранами и кино, в результате чего возникла форма литературы, не похожая на академическую и мейнстримную австралийскую литературу, написанную бэби-бумерами предшествовавшими ей , и в тексты, которые шокируют читателя, но не «трогают» его эмоционально. [ 8 ]
В книге «После праздника: австралийская фантастика 1989–2007 » Кен Гелдер и Пол Зальцман заявляют, что авторы гранж-литературы сосредотачивают внимание на «основах гранжа: наркотиках, рвоте, дерьме, грубом сексе , молодежной культуре, которая охватывает определенную шикарную бедность, и едва подавляемую женоненавистничество». [ 16 ] Эттлера «Река Офелия» порнографической, хотя защитники назвали ее феминистской эротикой. Некоторые рецензенты сочли книгу [ 24 ] [ 2 ] [ 25 ] [ 26 ] Гельдер и Зальцман называют гранж «модным» жанром и заявляют, что его цель заключалась в том, чтобы «... épater le буржуазии » (по-французски «шокировать буржуазию») с «буржуазией, представленной женской прозу среднего ума», которую авторы позвони " цыпочка засветилась ". [ 16 ]
Мюррей Уолдрен «... отрицал, что гранж [лит] был новым жанром»; он предпочитал классифицировать эти «...новые публикации [1990-х годов] в рамках более широкой традиции« грязного реализма »». [ 3 ] «Грязный реализм» — термин, придуманный Биллом Бьюфордом из журнала Granta для определения североамериканского литературного движения . писатели этой подкатегории реализма Говорят, что изображают более мрачные и приземленные аспекты обычной жизни скудным, неприукрашенным языком. [ 27 ] Этот термин сформировал название летнего издания Granta 1983 года . Грязный реализм, который иногда считают разновидностью литературного минимализма , характеризуется экономией слов и акцентом на поверхностном описании. Писатели, работающие в этом жанре, склонны избегать наречий , расширенных метафор и внутреннего монолога , вместо этого позволяя объектам и контексту диктовать смысл. Персонажи показаны на обычных, ничем не примечательных занятиях, а зачастую нехватка ресурсов и денег порождает внутреннее отчаяние. [ 28 ] Ян Сайсон утверждает, что «гранж» «...в разные времена и в разных местах истории имел другие названия», включая натурализм , соцреализм , драму о кухонной раковине и разгневанных молодых людей, писателей и драматургов в Британии, американских писателей-реалистов, таких как Генри Миллер. и Рэймонд Карвер ; и авторы неореализма . [ 21 ]
Последующий жанр
[ редактировать ]В докторской диссертации Майкла Роберта Кристи 2009 года «Недостойное возраста: австралийская художественная литература в стиле гранж, Bildungsroman и долгое десятилетие труда» говорится, что существует жанр под названием «пост-гранж [лит]», который следует за периодом освещения в стиле гранж. Кристи называет три примера австралийского «пост-гранжевого освещения»: « Эллиота Перлмана » Три доллара , Эндрю Макканна » «Субтопия и Энтони Макриса » «Капитал . Калинду Эштон (1978 г.р.) называют писателем пост-гранжа. Эштон, находившаяся под влиянием противоречивого стиля Кристоса Циолкаса, является автором романа «Игра в опасность» . В магистерской диссертации Саманты Дагг 2017 года говорится, что Люк Карман — писатель пост-гранж. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беннетт, Марджори. «Безобразный австралийский роман». Сидней Морнинг Геральд , 24 сентября 1995 г.
- Доусон, Пол . Творческое письмо и новые гуманитарные науки . Рутледж, 2 августа 2004 г. (включая раздел, посвященный освещению в стиле гранж)
- Доусон, Пол. «Гранж-лит: маркетинг поколения X». Меанджин 56.1 (1997) 119-125.
- Макканн, Эндрю . Написание повседневного: австралийская литература и пределы пригорода . унив. Квинсленд Пресс, 1998.
- Мюллер В. «Городские тела: городской гранж и похвала Эндрю МакГахана», в книге Финч Л. и МакКонвилл К. (ред.), Песчаные города: Образы города . Сидней: Плутон Пресс. 1999.
- Николлс, Ангус. «Австралийская литература в стиле гранж: литература философского кризиса?» Журнал «Философ» , 1997 с. 45-48.
- Сайсон, Ян. «Пахнет рыночным духом: гранж, литература, Австралия». Оверленд 142 (1996): 21–23.
- Уолдрен, Мюррей . «Букв. песок вторгается в Озлит». Австралийский журнал , 24–25 июня 1995 г.
- Уолдрен, Мюррей. «Грязные реалисты: вступайте в банду гранжа». В ресторане с мистером Ланчем . Сент-Люсия, Квинсленд: UQP, 1999. 70–85.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Верне, Жан-Франсуа. «Гранж-фантастика». Литературная энциклопедия. Впервые опубликовано 6 ноября 2008 г. по состоянию на 18 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Брукс, Карен (1998). «Шит-Крик: пригород, отвращение и субъективность в австралийской художественной литературе в стиле гранж». Австралийское литературоведение . 18 (4): 87–99.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Лейшман, Кирсти, «Австралийская литература в стиле гранж и конфликт между литературными поколениями», Журнал австралийских исследований , 23.63 (1999), стр. 94–102.
- ^ Вернав, Жан-Франсуа (2016). Краткий обзор австралийского романа . Wakefield Press ( Аделаида, Южная Австралия ). п. 127. ИСБН 978-1-74305-404-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Верне, Жан-Франсуа, « Гранж-фантастика », Литературная энциклопедия , 6 ноября 2008 г., по состоянию на 9 сентября 2009 г.
- ^ Верне, Жан-Франсуа (2016). Краткий обзор австралийского романа . Wakefield Press ( Аделаида, Южная Австралия ). п. 127. ИСБН 978-1-74305-404-8 .
- ^ Jump up to: а б с Брукс, Карен, « Дерьмовый ручей: пригород, отвращение и субъективность в австралийской художественной литературе в стиле гранж », «Австралийские литературные исследования» , 18 (1998), стр. 87–100, по состоянию на 10 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Доусон, Пол. «Гранж-лит: маркетинг поколения X». Меанджин 56,1 (1997) 119–125
- ↑ Верне, Жан-Франсуа, « Гранж-фантастика », Литературная энциклопедия , 6 ноября 2008 г., по состоянию на 3 февраля 2017 г.
- ^ Кандидатская диссертация Майкла Роберта Кристи 2009 года «Недостойное возраста: австралийская литература в стиле гранж, Bildungsroman и долгое десятилетие труда». Доступна онлайн по адресу: https://eprints.utas.edu.au/19267/1/whole_ChristieMichaelRobert2009_thesis.pdf .
- ^ Jump up to: а б с Макканн, Эндрю. Написание повседневного: австралийская литература и пределы пригорода . унив. Квинсленд Пресс, 1998. стр. 88
- ^ Jump up to: а б Дагг, Саманта. «Все еще копаю: от гранжа к пост-гранжу в австралийской художественной литературе». Диссертация, 2017. http://hdl.handle.net/1959.13/1342404.
- ^ «Киндлинг делает дрова» . www.publishersweekly.com . Издательский еженедельник . Проверено 3 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Макканн, Эндрю. Написание повседневного: австралийская литература и пределы пригорода . унив. Квинсленд Пресс, 1998. стр. 89
- ^ Макканн, Эндрю. Написание повседневного: австралийская литература и пределы пригорода . унив. Квинсленд Пресс, 1998. стр. 94-96
- ^ Jump up to: а б с Гелдер К. и Зальцман П. После торжества: Австралийская фантастика 1989–2007 гг . Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета, 2009.
- ^ Томпсон, Джей (2009). «Секс и власть в австралийских произведениях во время культурных войн, 1993–1997 годы» (PDF) . Университет Мельбурна .
- ^ Кумбс, Энн (1996). Секс и анархия: жизнь и смерть Сиднейского толчка . Книги о пингвинах.
- ^ Брукс, Карен (1998). «Шит-Крик: пригород, отвращение и субъективность в австралийской художественной литературе в стиле гранж». Австралийское литературоведение . 18 (4): 87–99.
- ^ Jump up to: а б Доусон, Пол. Творческое письмо и новые гуманитарные науки . Рутледж, 2 августа 2004 г., с. 142
- ^ Jump up to: а б «Лекция РЧФ 4» .
- ^ Гловер, Стюарт. Краткая заметка о художественной литературе в стиле гранж . http://www.stuartglover.com.au/wp-content/uploads/2011/08/A-short-note-on-Grunge-Fiction.pdf . Архивировано 19 февраля 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Пирс, Шэрин. «Стремление к гранжу: возвращение к фильму Эндрю МакГахана 1988 года и «Убить старое»». Обзор Квинсленда . https://doi.org/10.1017/qre.2016.8 Опубликовано в Интернете: 31 мая 2016 г.
- ^ Доусон, Пол (1997). «Гранж-лит: маркетинг поколения X». Минджин . 56 (1): 119–125.
- ^ Сайсон, Ян (1996). «Пахнет рыночным духом: гранж, литература, Австралия». Сухопутный . 142 : 21–23.
- ^ Томпсон, Дэниел (2012). « Я не хочу жить в этом месте»: австралийский культурный кризис в «Субтопии» и «Реке Офелии» . ДЖАСАЛ . 12 (3).
- ^ «Определение: грязный реализм». Онлайн-словарный сервис на английском, испанском, немецком и других языках. 20 июля 2008 г. 30 декабря 2008 г. < http://dictionary.reverso.net/english-definitions/dirty%20realism >.
- ^ themodernnovel.org