Плавать
Плавать | |
---|---|
Рожденный | Гаспар-Феликс Турнашон 5 апреля 1820 г. Париж, Франция |
Умер | 20 марта 1910 г. Париж, Франция | (89 лет)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез 48 ° 51'36 "N 2 ° 23'46" E / 48,860 ° N 2,396 ° E |
Занятия |
|
Известный | Пионер фотографии |
Дети | Пол Надар |
Родитель |
|
Подпись | |
Гаспар-Феликс Турнашон (5 апреля 1820 г. - 20 марта 1910 г.) [1] ), известный под псевдонимом Надар или Феликс Надар , был французским фотографом, карикатуристом , журналистом, писателем, воздухоплавателем и сторонником полета на объектах тяжелее воздуха . В 1858 году он стал первым человеком, сделавшим аэрофотоснимки . [2]
Фотопортреты Надара хранятся во многих крупных национальных коллекциях фотографий. Его сын, Поль Надар , продолжил работу в студии после его смерти.
Жизнь
[ редактировать ]Гаспар-Феликс Турнашон (также известный как Надар) [3] родился в начале апреля 1820 года в Париже, [4] хотя некоторые источники утверждают, что он родился в Лионе . Его отец, Виктор Турнашон , был типографом и продавцом книг. Надар начал изучать медицину, но бросил учебу по экономическим причинам после смерти отца. [5] [4]
Надар начал работать карикатуристом и писателем в различных газетах. Он присоединился к парижской богемной группе Жерара де Нерваля , Шарля Бодлера и Теодора де Банвиля . Его друзья выбрали для него прозвище, возможно, из-за шутливой привычки добавлять «дар» в конец слов, Турнадар, который позже стал Надаром. [5] Его работы были опубликованы в Le Charivari впервые в 1848 году. В 1849 году он основал La Revue Comique à l'Usage des Gens Sérieux . Он также редактировал Le Petit Journal pour Rire . [4]
От работы карикатуристом он перешел к фотографии. Он сделал свои первые фотографии в 1853 году, а в 1854 году открыл фотостудию на улице Сен-Лазар, 113. [5] В 1860 году он переехал на бульвар Капуцинок, 35. Надар фотографировал широкий круг личностей: политиков ( Гизо , Прудон ), актёров театра ( Сара Бернар , Паулюс ), писателей ( Гюго , Бодлер , Санд , Нерваль , Готье , Дюма ), художников ( Коро , Делакруа , Милле ), музыкантов. ( Лист , Россини , Оффенбах , Верди , Берлиоз ). [5] Портретная фотография переживала период местной индустриализации, и Надар отказался использовать традиционные роскошные декорации; он предпочитал естественный дневной свет и презирал то, что считал ненужными аксессуарами. В 1886 году вместе со своим сыном Полем он сделал, возможно, первый фоторепортаж: интервью с великим ученым Мишелем Эженом Шеврёлем , которому на тот момент было 100 лет. [6] Оно было опубликовано в Le Journal Illustré . [5]
В 1858 году он стал первым человеком, сделавшим аэрофотоснимки . Это было сделано с использованием коллодионного процесса с мокрыми пластинами , и поскольку пластины нужно было подготовить и проявить (процесс, который требовал химически нейтральной настройки), пока корзина находилась в воздухе, у Надара возникли проблемы с визуализацией, когда газ выходил из его баллонов. После того, как Надар изобрел газонепроницаемый хлопковый чехол и накинул его на корзины с воздушными шарами, он смог получать стабильные изображения. [7] : 159 Он также был пионером в использовании искусственного освещения в фотографии, работая в катакомбах Парижа. Таким образом, он был первым человеком, сфотографировавшим с воздуха с помощью своих воздушных шаров, а также первым, кто сфотографировал под землей, в катакомбах Парижа . [4] В 1867 году он опубликовал первый журнал, посвященный воздушным путешествиям: L'Aéronaute . [4]
- Надар возводит фотографию в искусство . Литография Оноре Домье .
- 1863: Катастрофа с Le Géant в Нойштадте-ам-Рюбенберге в Ганновере . Иллюстрация в газете
В 1863 году Надар поручил выдающемуся воздухоплавателю Эжену Годару построить огромный воздушный шар высотой 60 метров (196 футов) и вместимостью 6000 м. 3 (210 000 куб. футов) и назван Le Géant («Гигант»). [7] : 164 Во время своего визита в Брюссель с Ле Жаном 26 сентября 1864 года Надар установил мобильные заграждения, чтобы держать толпу на безопасном расстоянии. Барьеры для сдерживания толпы до сих пор известны в Бельгии как барьеры Надара . [4] Le Géant был сильно поврежден в конце второго полета, но Надар восстановил гондолу и оболочку и продолжил полеты. В 1867 году он смог поднять в воздух до дюжины пассажиров одновременно, подав холодную курицу и вино. [8]
Для рекламы он воссоздал полеты на воздушном шаре в своей студии вместе со своей женой Эрнестиной, используя специально оборудованную гондолу для воздушных шаров. [9] Он оставался страстным воздухоплавателем, пока он и Эрнестина не пострадали в результате несчастного случая в Ле-Жеанте . [10]
Le Géant («Гигант») вдохновил Жюля Верна на создание « Пяти недель на воздушном шаре» . Надар послужил источником вдохновения для создания персонажа Майкла Ардана в произведении Верна «С Земли на Луну» . [7] : 164 [11] [5] В 1862 году Верн и Надар основали Общество по исследованию воздушной навигации , которое впоследствии стало «Обществом поощрения воздушного передвижения с помощью машин тяжелее воздуха». [8] : 123 Надар был президентом, а Верн - секретарем. [12]
Во время осады Парижа в 1870–1871 годах Надар сыграл важную роль в организации полетов на воздушных шарах с почтой, чтобы воссоединить осажденных парижан с остальным миром, создав таким образом первую в мире авиапочты . службу [7] : 260 [5] [8]
апреле 1874 года он предоставил свою фотостудию группе художников для представления первой выставки импрессионистов В . [13] Он сфотографировал Виктора Гюго на смертном одре в 1885 году. [14] Ему приписывают публикацию (в 1886 году) первого фотоинтервью (известного химика Мишеля Эжена Шеврёля , тогда столетнего старика). [6] Его фотографии женщин отличаются естественностью поз и индивидуальным характером. [15] Надар был признан за то, что нарушил условности фотографического портрета , решив запечатлеть субъектов как активных участников. [16]
1 апреля 1895 года Надар передал парижскую студию Надар своему сыну Полю. Он переехал в Марсель , где в 1897 году открыл еще одну фотостудию. 3 января 1909 года он вернулся в Париж. [17]
Надар умер 20 марта 1910 года в возрасте 89 лет. Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Студия продолжала работать под руководством его сына и давнего сотрудника Поля Надара (1856–1939). [18]
Работает
[ редактировать ]Ближе к концу жизни Надар опубликовал Quand j'étais Photography , который был переведен на английский язык и опубликован MIT Press в 2015 году. Книга полна как анекдотов, так и образцов его фотографий, включая множество портретов узнаваемых имен. [19] [20]
Художник Жан-Огюст-Доминик Энгр отправил некоторых своих клиентов в Надар, чтобы они сфотографировались в качестве этюдов для своих картин. [21]
Галерея
[ редактировать ]- Сын Надара (в центре) с Яцу Канширо (слева) и безымянным самураем (справа), сфотографированные Надаром. Они были членами Второго посольства Японии в Европе в 1863 году.
- Карикатура на Бальзака , 1850 год.
- Шарль Бодлер , 1855 г.
- Сара Бернар , ок. 1864 г.
- Гюстав Доре , между 1856 и 8 годами.
- Шарль Гуно в 1890 году
- Элизабет де Грамон , 1889 г.
- Насер ад-Дин Шах Каджар , царь Персии 1848–1896 гг.
- Северин , гр. 1895 г.
- Мария л'Антильеза (1860-е), предварительно идентифицированная как Мария Мартинес. [22]
См. также
[ редактировать ]- Prix Nadar — французская премия в области фотожурналистики , вручаемая от имени Надара.
- Одноименный человек , человек, известный только одним словом
- Мишель Ардан , персонаж романа 1865 года « С Земли на Луну», вдохновленный Надаром.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смерть плавания» . l'Aérophile (на французском языке): 194. 1 апреля 1910 г.
- ^ «Эти невероятные изображения показывают, как развивалась аэрофотосъемка» . Время . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Дженнер, Грег (19 марта 2020 г.). Dead Famous: неожиданная история знаменитостей от бронзового века до серебряного экрана . Орион. п. 213. ИСБН 978-0-297-86981-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Феликс Надар Гаспар-Феликс Турнашон (6 апреля 1820 – 23 марта 1910, Франция)» . Комиклопедия Ламбьека . Проверено 12 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г "Архивы Франции |" . www.archivesdefrance.cultural.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б « Le Journal Illustré» публикует первое фотоинтервью от 5 сентября 1886 года . История информации . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Холмс, Ричард (2013). Падение вверх: как мы поднялись в воздух . Лондон: ХарперПресс. ISBN 978-0-00-738692-5 .
- ^ Jump up to: а б с Халлион, Ричард П. (2003). Бегство: изобретение воздушной эпохи, от античности до Первой мировой войны . Издательство Оксфордского университета. п. 71 -73. ISBN 0-19-516035-5 .
- ^ « Надар со своей женой Эрнестиной на воздушном шаре », Метрополитен-музей.
- ^ « Надар », Британская энциклопедия.
- ^ Холмс, Ричард (24 мая 2018 г.). «Люфтменш в Париже» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2020 года.
- ^ Миллер, Роланд (18 января 2016 г.). Заброшенный на месте: сохранение космической истории Америки . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 3. ISBN 978-0826356253 . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Герш-Нешич, Бет (23 сентября 2019 г.). «Как появилась первая выставка импрессионистов» . Компания Мысль . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ «Виктор Гюго на смертном одре» . Художественный музей Филадельфии . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Гамбург, Мария Моррис (1995). Надар . Метрополитен-музей. стр. 50–51. ISBN 9780810964891 . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Смит, Ян Гайдн (2018). Краткая история фотографии: карманный путеводитель по ключевым жанрам, произведениям, темам и техникам . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-78627-201-0 . OCLC 1002114117 .
- ^ Надар, Феликс (6 ноября 2015 г.). Когда я был фотографом . Перевод Кадава, Эдуардо; Теодорату, Лиана (1-е издание английского перевода). МТИ Пресс. стр. 234–235. ISBN 9780262330725 . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ «Вопрос о Триесте» .
- ↑ Адам Бегли, «Абсурдная жизнь Феликса Надара, французского портретиста и защитника полета людей» , The Guardian , 23 декабря 2015 г.
- ^ Бегли, Адам (11 июля 2017 г.). Великий Надар: Человек за камерой . Нью-Йорк: Книги Тима Даггана. ISBN 978-1-101-90260-8 .
- ^ Де ла Круа, Хорст; Тэнси, Ричард Г.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера сквозь века (9-е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 910 . ISBN 0-15-503769-2 .
- ^ Чайлдс, Адриенн Л. «Черная модель от Жерико до Матисса» . Искусство девятнадцатого века во всем мире . Проверено 13 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Надара в Project Gutenberg
- Работы Надара или о нем в Интернет-архиве.
- Карикатура Надара, 1867 год работы Андре Жиля
- Надаре о Статья Брюса Стерлинга
- о Надаре Статья Роджера Чикалы
- Фостинум: Надар, многочисленные фотографии Надара.
- Надар в Find a Grave