Пол (певец)
Пол | |
---|---|
![]() Паулюс, фотография Надара | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Жан-Полен Хабанс |
Также известен как | Пол |
Рожденный | Сен-Эспри ( Байонна ), Ланды , Франция | 6 февраля 1845 г.
Умер | 1 июня 1908 г. Сен-Манде , Сена , Франция | ( 63 года
Род занятий | Певец и артист |

Жан-Полен Хабанс , известный как Паулюс (6 февраля 1845 — 1 июня 1908), был французским певцом, артистом и театральным предпринимателем Прекрасной эпохи . Паулюс полностью изменил стиль популярного пения и при этом стал самым популярным певцом в Париже 1870-х и 1880-х годов. Его карьера явно ознаменовала поворотный момент в истории французского шансона : начало эры славы.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Жан-Полен Хабанс родился в Сен-Эспри, пригороде Байонны . Хотя он всю жизнь утверждал, что родился в семье мелких лавочников, на самом деле и согласно свидетельству о рождении его отец был неизвестен, а Хабанс - имя его матери, урожденной Жанны-Мари Хабанс, без профессии. [ 1 ] Он вырос в Бордо . После краткого образования и нескольких случайных подработок в качестве сотрудника лотерейного агентства и клерка в конторе судебного пристава он начал карьеру певца, одновременно часто посещая гогеты . [ 1 ] Он дебютировал в кафе-концерте в Париже в 1864 году. Мало-помалу его запрограммировали в самых престижных французских театрах, особенно в « Эльдорадо» . Вместе с Терезой и Элуа Увраром он был одним из первых ведетт кафе настоящих . [ 2 ]
«новый азарт» Примерно в 1871 году Паулюс привнес в кафе ; новый стиль пения с непрерывными неистовыми движениями, гримасами и жестикуляцией. [ 3 ] Типичным примером нового жанра было «неистовое, бессвязное движение, которое рассматривалось как [...] эпилептическое и кукольное», которое театральный критик Франциск Сарси назвал гамбильяром в связи с имитацией жестикуляции и движений марионеток, в которых исполнитель в основном использовал ноги при прыжках, шагах, прыжках. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Как chanteur agité (взволнованный певец), Паулюс произвел полную трансформацию в популярном стиле пения – «должно было быть движение, всегда больше движения» – и при этом он стал самым популярным певцом-мужчиной в Париже в 1870-х и 1880-х годах. [ 3 ] [ 6 ]
В своих мемуарах «Trente ans de Café-concert » Паулюс сказал, что его вдохновила группа мужчин-комических танцоров Les Clodoches – очень модная в конце 1860-х годов – и марионетки Томаса Холдена. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Он видел Клодошей в Алькасаре и Эльдорадо в Париже, а когда в 1869 году выступал в Восточном саду в Тулузе , он исполнил старую любимую песню Les Pompiers de Nanterre , имитируя одну из Клодошей (Flageollet). Он дико кружился под аккомпанемент хора, повторяющего Клодошей . бешеный танец [ 10 ] Примерно в 1880 году Паулюс усовершенствовал гамбильярд , и к 1886 году его популярность достигла своего пика. [ 9 ]
слава
[ редактировать ]
В 1883 году Паулюс подписал прибыльный на три года контракт на Concert Parisien , потребовав астрономический гонорар (он был первым, кто это сделал), но регулярно пел на других площадках, иногда доходя до пения, для разной публики (в том числе частные выступления), до 40 песен за один вечер. Он внезапно стал богатым и знаменитым и купил особняк в Нейи , наняв слуг и водителя. В 1885 году он покинул Concert Parisien и после судебного процесса (который он проиграл — нарушение контракта обошлось ему в 30 000 французских франков, что эквивалентно 75 961 182 долларам в 2022 году) он оказался в Ла Скала и Алькасар д'Эте . [ 2 ] [ 6 ]
Паулюс добился большей известности благодаря гениальному удару. Франции В национальный день , 14 июля 1886 года, он воспользовался популярностью политика -реваншиста и популиста генерала Буланже, чтобы упомянуть его в переработанном стихе En revenant de la revue. [ 11 ] (Вернувшись из ревю ), ставшего гимном буланжистского движения, которое, как многие опасались, могло захватить власть посредством государственного переворота . [ 2 ] [ 12 ] «Я никогда не занимался политикой, но всегда смотрел новости», - комментировал позже Паулюс в своих мемуарах. [ 2 ] [ 13 ]
основал журнал La Revue des Concerts В 1887 году он вместе с авторами песен и композиторами Люсьеном Делормелем и Леоном Гарнье , где дал волю своему мстительному характеру, в результате чего журнал закрылся менее чем за два года. [ 2 ] В 1892 году он купил театр в Париже Ба-Та-Клан и Альгамбру в Марселе . Закрытый из-за банкротства, Ба-Та-Клан снова стал модным местом под руководством Паулюса. Художественное руководство он доверил своему любимому автору текстов Леону Гарнье. Там можно было увидеть и услышать Фрагсона , Аристида Брюана , Паулу Бребион , а один из аттракционов предоставил Буффало Билл . Приключение продолжалось до 1897 года. [ 2 ]
В 1888 году он первым получил очень высокие гонорары (400 франков за выступление, что эквивалентно 1 160 519 долларам в 2022 году). По мнению историков, Паулюс явно знаменует собой переломный момент в истории французского шансона : началась эра славы. [ 5 ] На Парижской выставке 1889 года Паулюс был записан на Адельбертом Эдисона фонографе Теодором Вангеманном , первым в мире профессиональным звукозаписывающим инженером. [ 14 ] С 1889 года он гастролировал по европейским столицам, России и Нью-Йорку.
Упадок и смерть
[ редактировать ]
С 1894 года звезда начала угасать: средства еще были, но он боролся с огромными финансовыми и семейными трудностями. Развод и злополучные финансовые спекуляции, в том числе на винограднике (названном Кло Паулюс ) недалеко от Бордо, в конечном итоге истощили его финансовые ресурсы. [ 6 ] В 1900 году он добился своего последнего большого успеха, когда заменил больную Иветт Гильбер в Les Ambassadeurs . Разорившись, ему пришлось продолжать свою карьеру до 1903 года, когда, изнемогая, ему пришлось остановиться. Ему тогда было 58 лет. [ 1 ]
В 1897 году Паулюс поручил кинематографисту-новатору Жоржу Мельесу снять фильмы по его выступлениям. [ 15 ] Поскольку Паулюс отказался выступать на открытом воздухе, около тридцати дуговых и ртутных ламп во временной студии Мельеса недалеко от Парижской оперы пришлось использовать , что стало одним из первых случаев, когда искусственное освещение было использовано для кинематографии . [ 16 ] Паулюс спел пять своих песен, в том числе Derriere l'omnibus и Coquin de Printemps , которые впоследствии были представлены как Паулюс Шантант в Ba-Ta-Clan . Там Паулюс сидел за экраном кинотеатра и пел песни, создавая таким образом иллюзию кино со звуком, появляясь на сцене только для того, чтобы спеть последний куплет. К этому времени Паулюс постарел и устал, и предполагается, что фильмы избавят его от живых выступлений; или что он пытался вернуть публику, сочетая кино и живое выступление на сцене. [ 16 ] [ 17 ]
организовала для него гала-вечер 19 декабря 1906 года ежедневная газета «Фигаро» в Театре де ла Гэтэ , в котором приняли участие величайшие артисты. [ 18 ] Год и несколько месяцев спустя, первого июня 1908 года, в возрасте 63 лет он умер от атеросклероза. [ 1 ] и был похоронен на кладбище Sud de Saint-Mandé , которое является частью коммуны, но расположено в 12-м округе Парижа .
Незадолго до смерти с помощью автора песен Октава Прадельса он собрал свои воспоминания. Они были изданы в виде 33 иллюстрированных буклетов, сопровождавшихся репродукциями упомянутых персонажей и партитурами. Эти воспоминания полны анекдотов о кафе-концерте, его современниках и некоторых легендарных личностях: Тереза, Гюстав Надо , Эжени Фужер , Селеста Могадор , Виржини Дежазе , Мариус Ришар, Полен, Гарри Фрагсон , Иветт Гильбер, Феликс Майоль , Аристид Брюан, Дранем и сопрано Гортензия Шнайдер . [ 1 ]
По данным журнала Les Chansons de Paris в 1903 году, Паулюс за 30 лет своего успеха создал 2500 песен. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и (на французском языке) Биография Паулюса , От времени вишен до опавших листьев . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж (на французском языке) Бруншвиг, Кальвет и Кляйн, Сто лет французской песни , стр.300
- ^ Jump up to: а б с Гордон, «Танцы с Дарвином» , стр. 34–35.
- ^ Бригсток, Жизнь города , стр.88.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Бруншвиг, Кальвет и Кляйн, Сто лет французской песни , стр.301
- ^ Jump up to: а б с Зельдин, История французских страстей 1848-1945 гг. , стр.705.
- ^ (на французском языке) Прадельс, Паулюс; Тридцать лет Кафе-концерта (Глава IV) , От вишневого времени до опавших листьев . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ (на французском языке) Прадельс, Паулюс; Тридцать лет Кафе-концерта (Глава XXIII) , От вишневого времени до опавших листьев . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гордон, «Почему французы любят Джерри Льюиса» , стр. 68
- ^ Сенелик, Бальное безумие и кадриль Клодоши , стр.209
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Паулюс , Парижские песни , 3 мая 1903 г.
- ^ Чайтин, Культурные войны и литература во Французской Третьей республике , стр.19.
- ^ (на французском языке) Прадельс, Паулюс; Тридцать лет кафе-концерта , От вишневого времени до опавших листьев . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ (на немецком языке) Пуйе, Стефан (2012). Принц Бисмарк и граф Мольтке перед записывающей воронкой: фонограф Эдисона в Европе, 1889–1890 гг ., Цилиндрический архив Нормана Брудерхофера (получено 13 ноября 2021 г.). Английский перевод (без предисловия): Принц Бисмарк и граф Мольтке перед записывающим рогом: Фонограф Эдисона в Европе, 1889–1890 гг. (Проверено 13 ноября 2021 г.).
- ^ Абель, Энциклопедия раннего кино, стр.460.
- ^ Jump up to: а б Энтони, Барри и Боттомор, Стивен. Паулюс (Жан-Полен Хабанс) , «Кто есть кто в викторианском кино» . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Гордон, Почему французы любят Джерри Льюиса , стр.168 , стр.239
- ^ (на французском языке) Прадельс, Паулюс; Тридцать лет Кафе-концерта (Глава XXXIII) , От вишневого времени до опавших листьев . Проверено 6 ноября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Абель, Ричард (редактор) (2005). Энциклопедия раннего кино , Лондон/Нью-Йорк: Routledge ISBN 0-415-23440-9
- Бригсток, Джулиан (2016). Жизнь города: пространство, юмор и опыт истины на Монмартре конца века , Лондон: Routledge ISBN 978-1-4094-4896-9
- (на французском языке) Брюншвиг, Шанталь; Кальве, Луи-Жан и Кляйн, Жан-Клод (1981). Сто лет французской песни , Париж: Seuil ISBN 2-02-00-2915-4
- Чайтин, Гилберт Д. (редактор) (2008). Культурные войны и литература во Французской Третьей республике , Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars Publishing, ISBN 1-84718-808-7
- Гордон, Рэй Бет (2001). Почему французы любят Джерри Льюиса: от кабаре к раннему кино , Стэнфорд (Калифорния): Stanford University Press, ISBN 978-0-8047-3894-1
- Гордон, Рэй Бет (2009). Танцы с Дарвином, 1875–1910: Народная современность во Франции , Фарнхэм: Ashgate Publishing, ISBN 978-0-7546-5243-4
- (на французском языке) Прадель, Октава (1907). Паулюс: Тридцать лет Кафе-концерта , Париж: Издательство и издательство
- Сенелик, Лоуренс (2020). «Бальное безумие и кадриль Клодоши» , New Theater Quarterly , том 36, выпуск 3, август 2020 г., стр. 197–213. дои : 10.1017/S0266464X20000482
- Зельдин, Теодор (1993). История французских страстей 1848-1945: интеллект, вкус и тревога , Оксфорд: Clarendon Press/Oxford University Press. ISBN 0-19-822178-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Паулюс (1845-1908) , Данные BnF
