Жан-Оноре Фрагонар
Жан-Оноре Фрагонар | |
---|---|
![]() Автопортрет , 1780-е, черный мел с серой размывкой. | |
Рожденный | Грасс , Франция | 5 апреля 1732 г.
Умер | 22 августа 1806 г. Париж, Франция | (74 года)
Образование | Французская академия в Риме |
Известный | Живопись , рисунок , офорт |
Заметная работа | Качели , Читающая девушка , Болт |
Движение | Рококо |
Супруг | |
Дети | 2, включая Александра-Эвариста Фрагонара |
Награды | Римская премия |
Жан-Оноре Фрагонар (англ. Французский: [ʒɑ̃ ónoʁe fʁaɡɔnaʁ] ; 5 апреля 1732 г. [ 1 ] [ 2 ] — 22 августа 1806) — французский художник и гравёр, чья манера позднего рококо отличалась замечательной лёгкостью, изобилием и гедонизмом . Один из самых плодовитых художников, действовавших в последние десятилетия Ancien Régime , Фрагонар создал более 550 картин (не считая рисунков и офортов ), из которых только пять датированы. Среди его самых популярных работ — жанровые картины, передающие атмосферу интимности и завуалированной эротики .
Биография
[ редактировать ]

Жан-Оноре Фрагонар родился в Грассе , Приморские Альпы , Франция, единственный ребенок Франсуа Фрагонара, перчаточника, и Франсуазы Пети. [ 3 ] [ 4 ] Фрагонар был отправлен к парижскому нотариусу, когда обстоятельства его отца стали напряженными из-за неудачных спекуляций, но проявил такой талант и склонность к искусству, что в восемнадцатилетнем возрасте его отвели к Франсуа Буше . Буше признал редкие дарования юноши, но, не желая тратить время на столь неопытного человека, отправил его Шардена ателье в . Фрагонар недолгое время учился у Шардена, затем более укомплектованный вернулся к Буше, стиль которого вскоре усвоил настолько полно, что мастер доверил ему выполнение реплик своих картин. [ 5 ]
Хотя еще не будучи студентом Академии , Фрагонар получил Римскую премию в 1752 году за картину « Иеровоам, приносящий жертву идолам» , но прежде чем отправиться в Рим, он продолжал учиться в течение трех лет у Шарля-Андре ван Лоо . [ 4 ] За год до своего отъезда он написал картину « Христос, омывающий ноги апостолам», которая сейчас находится в соборе Грасса . В декабре 1756 года он поселился во Французской академии в Риме , которой тогда руководил Шарль-Жозеф Натуар . [ 5 ] [ 4 ]
Находясь в Риме, Фрагонар подружился с другим художником Юбером Робером . В 1760 году они вместе совершили поездку по Италии, выполнив многочисленные зарисовки местных пейзажей. Именно в этих романтических садах с их фонтанами, гротами, храмами и террасами Фрагонар задумал мечты, которые впоследствии воплотил в своем искусстве. Он также научился восхищаться мастерами голландской и фламандской школы ( Рубенс , Хальс , Рембрандт , Рейсдал ), подражая их свободным и энергичным мазкам. К этому влиянию добавилось глубокое впечатление, произведенное на его ум витиеватой роскошью Джованни Баттиста Тьеполо , чьи работы он имел возможность изучать в Венеции, прежде чем вернуться в Париж в 1761 году. [ 6 ]
В 1765 году его книга «Корес, жертвующий собой ради спасения Каллиро» обеспечила ему прием в Академию. Он стал предметом помпезной (хотя и не совсем серьезной) хвалебной речи Дени Дидро и был куплен королем, который воспроизвел его на фабрике Гобеленов . До сих пор Фрагонар колебался между религиозными, классическими и другими предметами; но теперь требование богатых меценатов при дворе Людовика XV , любящеме и распутном, окончательно повернуло его к тем сценам любви и сладострастия, с которыми когда-либо будет ассоциироваться его имя и которые становятся приемлемыми только благодаря нежной красоте. о его цвете и виртуозности его легкой манеры письма; к таким произведениям относятся « Утес слепого» ( Le Collin Mailard ), [ 7 ] Serment d'amour («Клятва любви»), Le Verrou ( «Болт» ), La Culbute («Кавалка»), La Chemise enlevée ( «Поднятая сорочка» ) и L'escarpolette («Качели», коллекция Уоллеса ), а также его украшения для квартир. мадам дю Барри и танцовщицы Мадлен Гимар . [ 6 ] Атрибуция портрета Дидро (1769 г.) недавно была поставлена под сомнение. [ нужна ссылка ]

Вялая реакция на эту серию амбициозных работ побудила Фрагонара отказаться от рококо и экспериментировать с неоклассицизмом . Он женился на Мари-Анн Жерар , художнице-миниатюристке. [ 9 ] (1745–1823) 17 июня 1769 года, у него родилась дочь Розали Фрагонар (1769–1788), которая стала одной из его любимых моделей. В октябре 1773 года он снова отправился в Италию с Пьером-Жаком Онезимом Бержере де Гранкуром и его сыном Пьером-Жаком Бержере де Гранкуром. В сентябре 1774 года он вернулся через Вену , Прагу , Дрезден , Франкфурт и Страсбург . [ нужна ссылка ]
Вернувшись в Париж, Маргарита Жерар , 14-летняя сестра его жены, стала его ученицей и помощницей в 1778 году. В 1780 году у него родился сын Александр-Эварист Фрагонар (1780–1850), который со временем стал талантливым художником и скульптором. Французская революция лишила Фрагонара частных покровителей: их либо гильотинировали , либо сослали. Забытый художник счел благоразумным покинуть Париж в 1790 году и нашел приют в доме своего кузена Александра Мобера в Грассе, который он украсил серией декоративных панно, известных как « Прогресс любви в женском сердце». филе , [ 10 ] первоначально написанный для Шато дю Барри . [ 11 ]

Фрагонар вернулся в Париж в начале девятнадцатого века. 21 августа 1806 года в жаркий день в Париже 74-летний художник съел тарелку стружки льда и заболел. Он умер на следующий день. Его друг Грез спроектировал ему памятник. После его смерти Фрагонар был почти забыт; его чувственные произведения вышли из моды в бурную революционную эпоху, когда художественные тенденции во Франции сместились в сторону изображения более героических и боевых сюжетов. [ нужна ссылка ]
Репутация
[ редактировать ]В течение полувека или более Фрагонар настолько игнорировался, что в книге по истории искусства Вильгельма Любке 1873 года его имя не упоминается. [ 12 ] Более поздние переоценки вновь определили его положение среди непревзойденных мастеров французской живописи. Влияние его обращения с местным колоритом и выразительного, уверенного мазка на импрессионистов (особенно на его внучатую племянницу Берту Моризо и Ренуара ) несомненно. Картины Фрагонара, наряду с картинами Франсуа Буше , кажется, подводят итог эпохе. [ 13 ]
Одна из самых известных картин Фрагонара — «Качели» , также известная как «Счастливые происшествия на качелях» (первоначальное название), картина маслом из коллекции Уоллеса в Лондоне. Она считается одним из шедевров эпохи рококо и самой известной работой Фрагонара. [ 14 ] На картине изображен молодой джентльмен, спрятавшийся в кустах и наблюдающий за дамой на качелях, которую толкает ее супруг, который стоит на заднем плане, скрытый в тени, поскольку он не подозревает об этом романе. Когда дама наклоняется вперед, молодой человек заглядывает под ее платье. По Шарля Колле воспоминаниям [ 15 ] молодой дворянин [ 16 ] заказал портрет своей любовницы, сидящей на качелях. Сначала он попросил Габриэля Франсуа Дуайена написать эту картину, изображающую его и его любовницу. Недовольный этой легкомысленной работой, Дуайен отказался и передал заказ Фрагонару. [ 15 ]
Ссылки в искусстве и литературе
[ редактировать ]Искусство Фрагонара оказывается включенным в рассказы других писателей, например, в тексте Великий Гэтсби « Ф. Скотта Фицджеральда » есть отрывок из рассказа, в котором Питер Л. Хейс в статье «Фицджеральд и Фрагонар» [ 17 ] утверждает, что Фицджеральд ссылается на картины Фрагонара как косвенно, так и явно. Первое произведение искусства, на которое ссылается Фицджеральд, — это «Качели» в роли персонажа Ника из «Великого Гэтсби» , когда он описывает то, что он видит, когда женщины качаются в Версале, в то время как мужчина смотрит на юбку женщины. Это подробное описание, которое Фицджеральд дает читателям как подсказка, отсылающая к картине Жана Оноре Фрагонара «Качели». Хейс также утверждает, что Ф. Скотт Фицджеральд намекает на вторую картину Фрагонара, которая представляет собой его интерпретацию «Купидона-наставителя» Этьена Мориса Фальконе, в которой Купидон изображен с пальцем на губах, намекая на тайную природу того, что персонаж Ник в «Великом Гэтсби» смотрит. Это потому, что мужчина, изображенный в «Качелях» Фрагонара , прекрасно видит нижнюю часть платья молодой женщины.
Октава Мирбо Рассказ «Маленький летний домик» из коллективной книги Стивена Ромера «Французские декадентские сказки» напрямую отсылает к произведениям искусства Фрагонара, когда неназванный персонаж заходит в ванную и застревает между двумя эмоциями: неодобрением или удовольствием.
Искусство Фрагонара проявляется не только в рассказах, но и в стихах. Стихотворение Плач старого пенсионера» « Уильяма Батлера Йейтса , в котором он использует описание сломанного дерева и женщины, которая поворачивает лицо, как еще один намек на «Качели» Фрагонара , еще раз: [ 18 ] поскольку ветка, на которой женщина качается, сломана и обращена к зрителю.
Искусство Фрагонара находится в отрывке стихотворения «Бесплодная земля » , написанном Т. С. Элиотом Фрагонара , который визуально изображает «резного дельфина», увенчанного крылатыми амурами в «Прогрессе любви: Преследование» .
Фрагонар также упоминается в романе Милана Кундеры «Медлительность» , в котором рассказывается о картинах Фрагонара «Прогресс любви» , которые показывают развитие любви от преследования, любовных писем и коронации любовника, что показывает медлительность преследования любовника. Также было создано множество художественных инсталляций, вдохновленных работами Фрагонара, некоторые из которых включают в себя настоящие воссоздания его картин, оживших. «Качели» (по мотивам Фрагонара) — это выставка 2001 года, которая физически воссоздает «Качели» Фрагонара , создавая реальную выставку знаменитой сцены качающейся девушки. Художница Йинка Шонибаре, CBE, по-своему интерпретирует работы Фрагонара, например, используя манекен в платье из ткани с африканским принтом с оборками или не придавая манекену голову или лицо. Он также сохраняет фон нейтрально-белым с деревянным полом, который контрастирует с яркими цветами платья и множеством цветов, которые он сажает у основания выставки. Он сохранил летающую туфлю такой, какой она изображена на картине, а также многообещающую и жизнерадостную позу девушки, качающейся в воздухе, гарантируя, что скульптура по-прежнему точно отражает образ Фрагонара. The Swing , даже с разными версиями Shonibare . Художник Сай Твомбли также ссылается на Фрагонара в своей картине 1928 года «Без названия». Он берет элементы творчества Фрагонара и переосмысливает их в своем абстрактном и выразительном стиле. «Untitled» — это абстрактное произведение, состоящее из свободных и энергичных линий, передающих движение и энергию. Палитра картины Твомбли близка знаменитому произведению Фрагонара тем, что в ней используются легкие и воздушные цвета, представляя при этом некую сексуальную и провокационную энергию.
Работа
[ редактировать ]- Жан-Оноре Фрагонар
-
Иеровоам, приносящий жертву идолу , 1752, Парижские изящные искусства , Париж
-
Качели , 1750–1752, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.
-
Рождение Венеры , 1753–1755, Музей Гробе-Лабадье , Марсель.
-
Собиратель винограда, 1754–1755, Детройтский институт искусств , Детройт , Мичиган.
-
Музыкальный конкурс , 1754–55, Коллекция Уоллеса , Лондон.
-
Аврора, торжествующая над ночью , ок. 1755–56, Музей изящных искусств, Бостон. [ 19 ]
-
Корез, жертвующий собой ради спасения Каллиро , 1765, Лувр , Париж.
-
Жертвоприношение Каллирхо . Реал Академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид . ( сувенир из большого Кореса и Каллироэ ) [ 20 ]
-
Купальщицы , гр. 1765, Лувр , Париж.
-
Вдохновение , 1769, Лувр , Париж.
-
Портрет мужчины , так называемый Дени Дидро , 1769, Лувр , Париж
-
Портрет Франсуа-Анри д'Аркура , ок. 1769, Каррара, Академия изящных искусств Бергамо , Бергамо.
-
Ла Гимблетт , гр. 1770, Старая пинакотека , Мюнхен.
-
Тайная встреча, 1771, (бывшая коллекция мадам Дюбарри ), Коллекция Фрика , Нью-Йорк
-
Визит в детский сад , гр. 1775, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Читающая молодая девушка , ок. 1776, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
-
Две сестры , после 1778 года, Метрополитен-музей . Нью-Йорк [ 22 ]
-
«Украденный поцелуй» , конец 1780-х годов, Эрмитаж , Санкт-Петербург.
-
Прекрасная служанка , Национальный музей , Стокгольм.
-
Женщина с собакой , [ 23 ] после 1760 г. найден в Метрополитен-музее.
-
Начало модели или первый урок модели, 1770 год, найдено в музее Жакмара-Андре.
-
Ле Чат ангора (около 1783-1785), Музей Вальрафа-Рихарца .
Последние выставки
[ редактировать ]- Всепоглощающая страсть: аллегории любви Фрагонара. Архивировано 3 марта 2020 года в Wayback Machine - Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс, с 28 октября 2007 года по 21 января 2008 года.
- Фрагонар – Музей Жакмара-Андре, Париж, с 3 октября 2007 г. по 13 января 2008 г.
- Фрагонар. Истоки и влияния. От Рембрандта к 21 веку. Архивировано 29 ноября 2009 года в Wayback Machine – Caixa Forum, Барселона, с 10 ноября 2006 года по 11 февраля 2007 года.
- Фрагонары Безансона , Музей изящных искусств и археологии Безансона , с 8 декабря 2006 г. по 2 апреля 2007 г.: Официальный сайт.
- Жан-Оноре Фрагонар, рисунки из Лувра , Лувр , Париж, с 3 декабря 2003 года по 8 марта 2004 года.
- Влюбленный Фрагонар , Люксембургский музей , Париж, с 16 сентября 2015 г. по 24 января 2016 г.: Официальный сайт.
- Предприятие Фрагонара: Художник и литература о путешествиях - Музей Нортона Саймона, Пасадена, с 17 сентября 2015 г. по 4 января 2016 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розенберг, Пьер (1 января 1988 г.). Фрагонар . Метрополитен-музей. ISBN 9780870995163 .
- ^
Эдмон и Жюль де Гонкуры (1881–1882). «Фрагонар» . Искусство восемнадцатого века . Полет. III. Г. Шарпантье. п. 241. ИСБН 978-2-35548-008-9 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 года . Проверено 1 июня 2009 г.
Вот свидетельство о рождении Фрагонара, копию которого господин Сенекье любезно прислал нам из реестров, хранящихся в ратуше Грасса: Год одна тысяча семьсот тридцать второй. Шестого апреля крестился Жан-Оноре Фрагонар, родившийся накануне, сын господина Франсуа, торговца, и мисс Франсуазы Пети, его жены; крестный отец: г-н Жан-Оноре Фрагонар, его дедушка, и крестная мать, г-жа Габриэль Пети, его тетя, все из этого прихода. Подписано, кто знал: Фрагонар, Фрагонар, Мартен, священник.
(свидетельство о рождении/крещении) - ^ Уэль де Шольё, Филипп (май 2006 г.). «История в процессе создания; День рождения: Жан-Оноре Фрагонар» . Средний уровень для исследователей и любопытных . № 644. с. 571–574. ISSN 0994-4532 . Проверено 9 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Харрисон, Колин (2003). «Фрагонар, Жан Оноре». Гроув Арт Онлайн. Проверено в марте 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 772.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 773.
- ^ Милам, Дженнифер (1998). «Фрагонар и игра в жмурки: интерпретация представлений о жмурках». История искусств . 21 (1): 1–25. дои : 10.1111/1467-8365.00090 . ISSN 0141-6790 .
- ^ «Итальянская Шомьер» . lib.ugent.be . Проверено 5 октября 2020 г.
- ^ Ферран, Франк (2008). «Мсье Фрагонар». Франция сегодня . Том. 23, нет. 2. С. 30–31. ISSN 0895-3651 .
- ^ Также известен как « Римская любовь к молодости ».
- ^ Дональд Познер (август 1972 г.). «Истинный путь «Прогресса любви» Фрагонара » (PDF) . Журнал Берлингтон . Архивировано из оригинала (PDF) 10 января 2014 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Электронная книга Проекта Гутенберга Британской энциклопедии, том X, фрагмент VII - Фокс, Джордж во Францию» . www.gutenberg.org .
- ^ «Фрагонар, Жан-Оноре» , Веб-музей, Париж. Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ Ингамеллс, Джон, Коллекция Уоллеса, Каталог изображений, Том III, французский язык до 1815 года , 165, Коллекция Уоллеса, 1989, ISBN 0-900785-35-7 ,
- ^ Jump up to: а б Колле, Шарль (1868). Журнал и воспоминания Шарля Колле о литераторах, драматических произведениях и наиболее памятных событиях правления Людовика XV (1748–1772) . Полет. III. Париж: Firmin Didot Frères, Fils et Cie. стр. 165–166.
- ^ Хотя Колле не раскрыл его личность, считалось, что это был Мари-Франсуа-Давид Боллиуд де Сен-Жюльен, барон Аржанталь (1713–1788), наиболее известный как барон де Сен-Жюльен, тогдашний приемник генерал - Французское духовенство. Однако, по словам Ингамеллса, 163–164, этому мало доказательств.
- ^ Хейс, Питер Л. (май 2006 г.). «Фицджеральд и Фрагонар» . ANQ: Ежеквартальный журнал коротких статей, заметок и обзоров . 19 (3): 27–30. дои : 10.3200/ANQQ.19.3.27-30 . ISSN 0895-769X .
- ^ «Плач старого пенсионера Уильяма Батлера Йейтса» . www.poetry-archive.com .
- ^ Аврора, торжествующая над ночью
- ^ Фернандо, Королевская академия BBAA Сан. «Фрагонар, Жан Оноре – Жертва Калиро» . Academia Colecciones (на испанском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Жан Оноре Фрагонар | Любовное письмо» . Метрополитен-музей . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «Жан Оноре Фрагонар | Две сестры» . Метрополитен-музей . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «1769 – ЖАН ОНОР ФРАГОНАР, ЖЕНЩИНА С СОБАКОЙ» . Хронология истории моды . 17 марта 2018 года . Проверено 14 марта 2024 г.
Источники
[ редактировать ]Книги
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фрагонар, Жан Оноре ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 772–773. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Эдмон и Жюль де Гонкуры (1881–1882). «Фрагонар» . Искусство восемнадцатого века . Полет. III. Г. Шарпантье. п. 241. ИСБН 978-2-35548-008-9 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 года . Проверено 10 мая 2009 г.
- Ева Гезине Баур (2007). Рококо . Сумки. ISBN 978-3-8228-5306-1 .
- Жан Монтегю Массенгейл (1993). Жан-Оноре Фрагонар . Гарри Н. Абрамса, Inc. ISBN 0-8109-3313-6 .
Статьи и веб-страницы
- Лаер-Берхарт, Ева (2003). «Фрагонар в деталях». Различия: журнал феминистских культурных исследований . 14 (3): 34–56. дои : 10.1215/10407391-14-3-34 . ISSN 1040-7391 . S2CID 144003749 .
- Саймон, Джонатан (2002). «Театр анатомии: анатомические препараты Оноре Фрагонара». Исследования восемнадцатого века . 36 (1): 63–79. дои : 10.1353/ecs.2002.0066 . ISSN 0013-2586 . S2CID 162293464 .
- Шериф, Мэри Д. (1987). «Изобретение, сходство и фантастические портреты Фрагонара». Художественный вестник . 69 (1): 77–87. дои : 10.1080/00043079.1987.10788403 . ISSN 0004-3079 .
- Ферран, Франк (2008). «Мсье Фрагонар». Франция сегодня . Том. 23, нет. 2. С. 30–31. ISSN 0895-3651 .
- МакИвен, Дж. (1988). «Фрагонар: рококо или романтик?». Искусство в Америке . Том. 76, нет. 2. п. 84. ISSN 0004-3214 .
- Милам, Дженнифер (1998). «Фрагонар и игра в жмурки: интерпретация представлений о жмурках». История искусств . 21 (1): 1–25. дои : 10.1111/1467-8365.00090 . ISSN 0141-6790 .
- Милам, Дженнифер (2000). «Игривые конструкции и качающиеся сцены Фрагонара». Исследования восемнадцатого века . 33 (4): 543–559. дои : 10.1353/ecs.2000.0042 . ISSN 0013-2586 . S2CID 162283094 .
- «Сай Твомбли: Без названия». Музеи и Фонд Гуггенхайма , www.guggenheim.org/artwork/4098. По состоянию на 15 марта 2024 г.
- Тейт. «Качели (по Фрагонару)», Йинка Шонибаре CBE, 2001». Тейт , 1 января 1970 г., www.tate.org.uk/art/artworks/shonibare-the-swing-after-fragonard-t07952.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дор Эштон (1988). Фрагонар во вселенной живописи . Издательство Смитсоновского института. ISBN 0-87474-208-0 .
- Мэри Шериф (1990). Фрагонар: Искусство и эротика . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-75273-9 .
- Жан-Пьер Кузен (1988). Жан-Оноре Фрагонар: Жизнь и творчество. Полный каталог картин маслом . Гарри Н. Абрамса, Inc. ISBN 0-8109-0949-9 .
- Дэвид Уэйкфилд (1976). Фрагонар . Лондон: Книги Ореско. ISBN 0-905368-01-0 .
- Жорж Вильденштейн (1960). Картины Фрагонара . Файдон.
- Марта Ричлер (1997). «18 век». Национальная галерея искусств Вашингтона Мир искусства . Scala Publishers Ltd. ISBN 1-85759-187-9 .
- Персиваль, Мелисса (2017) [2012]. Фрагонар и фантастическая фигура: живопись воображения . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-4094-0137-7 – через Google Книги.
- Милтон В. Браун , Джордж Р. Коллинз, Беатрис Фарвелл, Джейн Г. Малер и Маргаретта Сэлинджер , «Жан-Оноре Фрагонар» в Энциклопедии живописи: художники и картины мира от доисторических времен до наших дней , Майерс С. Бернар (редактор), Crown, 1955. стр. 182–83.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
медиафайлы по теме: Жан-Оноре Фрагонар Викискладе есть