Jump to content

Жан-Оноре Фрагонар

Жан-Оноре Фрагонар
Автопортрет , 1780-е, черный мел с серой размывкой.
Рожденный ( 1732-04-05 ) 5 апреля 1732 г.
Грасс , Франция
Умер 22 августа 1806 г. ( 1806-08-22 ) (74 года)
Париж, Франция
Образование
Французская академия в Риме
Известный Живопись , рисунок , офорт
Заметная работа Качели , Читающая девушка , Болт
Движение Рококо
Супруг
Дети 2, включая Александра-Эвариста Фрагонара
Награды Римская премия

Жан-Оноре Фрагонар (англ. Французский: [ʒɑ̃ ónoʁe fʁaɡɔnaʁ] ; 5 апреля 1732 г. [ 1 ] [ 2 ] — 22 августа 1806) — французский художник и гравёр, чья манера позднего рококо отличалась замечательной лёгкостью, изобилием и гедонизмом . Один из самых плодовитых художников, действовавших в последние десятилетия Ancien Régime , Фрагонар создал более 550 картин (не считая рисунков и офортов ), из которых только пять датированы. Среди его самых популярных работ — жанровые картины, передающие атмосферу интимности и завуалированной эротики .

Биография

[ редактировать ]
Статуя Фрагонара в Грассе , на месте его рождения.
Жан-Оноре Фрагонар, «Жмуры» , 1775–1780, Художественный музей Тимкена , Сан-Диего.

Жан-Оноре Фрагонар родился в Грассе , Приморские Альпы , Франция, единственный ребенок Франсуа Фрагонара, перчаточника, и Франсуазы Пети. [ 3 ] [ 4 ] Фрагонар был отправлен к парижскому нотариусу, когда обстоятельства его отца стали напряженными из-за неудачных спекуляций, но проявил такой талант и склонность к искусству, что в восемнадцатилетнем возрасте его отвели к Франсуа Буше . Буше признал редкие дарования юноши, но, не желая тратить время на столь неопытного человека, отправил его Шардена ателье в . Фрагонар недолгое время учился у Шардена, затем более укомплектованный вернулся к Буше, стиль которого вскоре усвоил настолько полно, что мастер доверил ему выполнение реплик своих картин. [ 5 ]

Хотя еще не будучи студентом Академии , Фрагонар получил Римскую премию в 1752 году за картину « Иеровоам, приносящий жертву идолам» , но прежде чем отправиться в Рим, он продолжал учиться в течение трех лет у Шарля-Андре ван Лоо . [ 4 ] За год до своего отъезда он написал картину « Христос, омывающий ноги апостолам», которая сейчас находится в соборе Грасса . В декабре 1756 года он поселился во Французской академии в Риме , которой тогда руководил Шарль-Жозеф Натуар . [ 5 ] [ 4 ]

Находясь в Риме, Фрагонар подружился с другим художником Юбером Робером . В 1760 году они вместе совершили поездку по Италии, выполнив многочисленные зарисовки местных пейзажей. Именно в этих романтических садах с их фонтанами, гротами, храмами и террасами Фрагонар задумал мечты, которые впоследствии воплотил в своем искусстве. Он также научился восхищаться мастерами голландской и фламандской школы ( Рубенс , Хальс , Рембрандт , Рейсдал ), подражая их свободным и энергичным мазкам. К этому влиянию добавилось глубокое впечатление, произведенное на его ум витиеватой роскошью Джованни Баттиста Тьеполо , чьи работы он имел возможность изучать в Венеции, прежде чем вернуться в Париж в 1761 году. [ 6 ]

В 1765 году его книга «Корес, жертвующий собой ради спасения Каллиро» обеспечила ему прием в Академию. Он стал предметом помпезной (хотя и не совсем серьезной) хвалебной речи Дени Дидро и был куплен королем, который воспроизвел его на фабрике Гобеленов . До сих пор Фрагонар колебался между религиозными, классическими и другими предметами; но теперь требование богатых меценатов при дворе Людовика XV , любящеме и распутном, окончательно повернуло его к тем сценам любви и сладострастия, с которыми когда-либо будет ассоциироваться его имя и которые становятся приемлемыми только благодаря нежной красоте. о его цвете и виртуозности его легкой манеры письма; к таким произведениям относятся « Утес слепого» ( Le Collin Mailard ), [ 7 ] Serment d'amour («Клятва любви»), Le Verrou ( «Болт» ), La Culbute («Кавалка»), La Chemise enlevée ( «Поднятая сорочка» ) и L'escarpolette («Качели», коллекция Уоллеса ), а также его украшения для квартир. мадам дю Барри и танцовщицы Мадлен Гимар . [ 6 ] Атрибуция портрета Дидро (1769 г.) недавно была поставлена ​​​​под сомнение. [ нужна ссылка ]

Ранняя гравюра по мотивам Жана Оноре Фрагонара под названием Chaumiére Italianne. [ 8 ]

Вялая реакция на эту серию амбициозных работ побудила Фрагонара отказаться от рококо и экспериментировать с неоклассицизмом . Он женился на Мари-Анн Жерар , художнице-миниатюристке. [ 9 ] (1745–1823) 17 июня 1769 года, у него родилась дочь Розали Фрагонар (1769–1788), которая стала одной из его любимых моделей. В октябре 1773 года он снова отправился в Италию с Пьером-Жаком Онезимом Бержере де Гранкуром и его сыном Пьером-Жаком Бержере де Гранкуром. В сентябре 1774 года он вернулся через Вену , Прагу , Дрезден , Франкфурт и Страсбург . [ нужна ссылка ]

Вернувшись в Париж, Маргарита Жерар , 14-летняя сестра его жены, стала его ученицей и помощницей в 1778 году. В 1780 году у него родился сын Александр-Эварист Фрагонар (1780–1850), который со временем стал талантливым художником и скульптором. Французская революция лишила Фрагонара частных покровителей: их либо гильотинировали , либо сослали. Забытый художник счел благоразумным покинуть Париж в 1790 году и нашел приют в доме своего кузена Александра Мобера в Грассе, который он украсил серией декоративных панно, известных как « Прогресс любви в женском сердце». филе , [ 10 ] первоначально написанный для Шато дю Барри . [ 11 ]

Качели (французский: L'escarpolette ), 1767, Коллекция Уоллеса , Лондон

Фрагонар вернулся в Париж в начале девятнадцатого века. 21 августа 1806 года в жаркий день в Париже 74-летний художник съел тарелку стружки льда и заболел. Он умер на следующий день. Его друг Грез спроектировал ему памятник. После его смерти Фрагонар был почти забыт; его чувственные произведения вышли из моды в бурную революционную эпоху, когда художественные тенденции во Франции сместились в сторону изображения более героических и боевых сюжетов. [ нужна ссылка ]

Репутация

[ редактировать ]

В течение полувека или более Фрагонар настолько игнорировался, что в книге по истории искусства Вильгельма Любке 1873 года его имя не упоминается. [ 12 ] Более поздние переоценки вновь определили его положение среди непревзойденных мастеров французской живописи. Влияние его обращения с местным колоритом и выразительного, уверенного мазка на импрессионистов (особенно на его внучатую племянницу Берту Моризо и Ренуара ) несомненно. Картины Фрагонара, наряду с картинами Франсуа Буше , кажется, подводят итог эпохе. [ 13 ]

Одна из самых известных картин Фрагонара — «Качели» , также известная как «Счастливые происшествия на качелях» (первоначальное название), картина маслом из коллекции Уоллеса в Лондоне. Она считается одним из шедевров эпохи рококо и самой известной работой Фрагонара. [ 14 ] На картине изображен молодой джентльмен, спрятавшийся в кустах и ​​наблюдающий за дамой на качелях, которую толкает ее супруг, который стоит на заднем плане, скрытый в тени, поскольку он не подозревает об этом романе. Когда дама наклоняется вперед, молодой человек заглядывает под ее платье. По Шарля Колле воспоминаниям [ 15 ] молодой дворянин [ 16 ] заказал портрет своей любовницы, сидящей на качелях. Сначала он попросил Габриэля Франсуа Дуайена написать эту картину, изображающую его и его любовницу. Недовольный этой легкомысленной работой, Дуайен отказался и передал заказ Фрагонару. [ 15 ]

Ссылки в искусстве и литературе

[ редактировать ]

Искусство Фрагонара оказывается включенным в рассказы других писателей, например, в тексте Великий Гэтсби « Ф. Скотта Фицджеральда » есть отрывок из рассказа, в котором Питер Л. Хейс в статье «Фицджеральд и Фрагонар» [ 17 ] утверждает, что Фицджеральд ссылается на картины Фрагонара как косвенно, так и явно. Первое произведение искусства, на которое ссылается Фицджеральд, — это «Качели» в роли персонажа Ника из «Великого Гэтсби» , когда он описывает то, что он видит, когда женщины качаются в Версале, в то время как мужчина смотрит на юбку женщины. Это подробное описание, которое Фицджеральд дает читателям как подсказка, отсылающая к картине Жана Оноре Фрагонара «Качели». Хейс также утверждает, что Ф. Скотт Фицджеральд намекает на вторую картину Фрагонара, которая представляет собой его интерпретацию «Купидона-наставителя» Этьена Мориса Фальконе, в которой Купидон изображен с пальцем на губах, намекая на тайную природу того, что персонаж Ник в «Великом Гэтсби» смотрит. Это потому, что мужчина, изображенный в «Качелях» Фрагонара , прекрасно видит нижнюю часть платья молодой женщины.

Октава Мирбо Рассказ «Маленький летний домик» из коллективной книги Стивена Ромера «Французские декадентские сказки» напрямую отсылает к произведениям искусства Фрагонара, когда неназванный персонаж заходит в ванную и застревает между двумя эмоциями: неодобрением или удовольствием.

Искусство Фрагонара проявляется не только в рассказах, но и в стихах. Стихотворение Плач старого пенсионера» « Уильяма Батлера Йейтса , в котором он использует описание сломанного дерева и женщины, которая поворачивает лицо, как еще один намек на «Качели» Фрагонара , еще раз: [ 18 ] поскольку ветка, на которой женщина качается, сломана и обращена к зрителю.

Искусство Фрагонара находится в отрывке стихотворения «Бесплодная земля » , написанном Т. С. Элиотом Фрагонара , который визуально изображает «резного дельфина», увенчанного крылатыми амурами в «Прогрессе любви: Преследование» .

Фрагонар также упоминается в романе Милана Кундеры «Медлительность» , в котором рассказывается о картинах Фрагонара «Прогресс любви» , которые показывают развитие любви от преследования, любовных писем и коронации любовника, что показывает медлительность преследования любовника. Также было создано множество художественных инсталляций, вдохновленных работами Фрагонара, некоторые из которых включают в себя настоящие воссоздания его картин, оживших. «Качели» (по мотивам Фрагонара) — это выставка 2001 года, которая физически воссоздает «Качели» Фрагонара , создавая реальную выставку знаменитой сцены качающейся девушки. Художница Йинка Шонибаре, CBE, по-своему интерпретирует работы Фрагонара, например, используя манекен в платье из ткани с африканским принтом с оборками или не придавая манекену голову или лицо. Он также сохраняет фон нейтрально-белым с деревянным полом, который контрастирует с яркими цветами платья и множеством цветов, которые он сажает у основания выставки. Он сохранил летающую туфлю такой, какой она изображена на картине, а также многообещающую и жизнерадостную позу девушки, качающейся в воздухе, гарантируя, что скульптура по-прежнему точно отражает образ Фрагонара. The Swing , даже с разными версиями Shonibare . Художник Сай Твомбли также ссылается на Фрагонара в своей картине 1928 года «Без названия». Он берет элементы творчества Фрагонара и переосмысливает их в своем абстрактном и выразительном стиле. «Untitled» — это абстрактное произведение, состоящее из свободных и энергичных линий, передающих движение и энергию. Палитра картины Твомбли близка знаменитому произведению Фрагонара тем, что в ней используются легкие и воздушные цвета, представляя при этом некую сексуальную и провокационную энергию.

Последние выставки

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и источники

[ редактировать ]
  1. ^ Розенберг, Пьер (1 января 1988 г.). Фрагонар . Метрополитен-музей. ISBN  9780870995163 .
  2. ^ Эдмон и Жюль де Гонкуры (1881–1882). «Фрагонар» . Искусство восемнадцатого века . Полет. III. Г. Шарпантье. п. 241. ИСБН  978-2-35548-008-9 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2008 года . Проверено 1 июня 2009 г. Вот свидетельство о рождении Фрагонара, копию которого господин Сенекье любезно прислал нам из реестров, хранящихся в ратуше Грасса: Год одна тысяча семьсот тридцать второй. Шестого апреля крестился Жан-Оноре Фрагонар, родившийся накануне, сын господина Франсуа, торговца, и мисс Франсуазы Пети, его жены; крестный отец: г-н Жан-Оноре Фрагонар, его дедушка, и крестная мать, г-жа Габриэль Пети, его тетя, все из этого прихода. Подписано, кто знал: Фрагонар, Фрагонар, Мартен, священник. (свидетельство о рождении/крещении)
  3. ^ Уэль де Шольё, Филипп (май 2006 г.). «История в процессе создания; День рождения: Жан-Оноре Фрагонар» . Средний уровень для исследователей и любопытных . № 644. с. 571–574. ISSN   0994-4532 . Проверено 9 мая 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Харрисон, Колин (2003). «Фрагонар, Жан Оноре». Гроув Арт Онлайн. Проверено в марте 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 772.
  6. ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 773.
  7. ^ Милам, Дженнифер (1998). «Фрагонар и игра в жмурки: интерпретация представлений о жмурках». История искусств . 21 (1): 1–25. дои : 10.1111/1467-8365.00090 . ISSN   0141-6790 .
  8. ^ «Итальянская Шомьер» . lib.ugent.be . Проверено 5 октября 2020 г.
  9. ^ Ферран, Франк (2008). «Мсье Фрагонар». Франция сегодня . Том. 23, нет. 2. С. 30–31. ISSN   0895-3651 .
  10. ^ Также известен как « Римская любовь к молодости ».
  11. ^ Дональд Познер (август 1972 г.). «Истинный путь «Прогресса любви» Фрагонара » (PDF) . Журнал Берлингтон . Архивировано из оригинала (PDF) 10 января 2014 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
  12. ^ «Электронная книга Проекта Гутенберга Британской энциклопедии, том X, фрагмент VII - Фокс, Джордж во Францию» . www.gutenberg.org .
  13. ^ «Фрагонар, Жан-Оноре» , Веб-музей, Париж. Проверено 22 июня 2014 г.
  14. ^ Ингамеллс, Джон, Коллекция Уоллеса, Каталог изображений, Том III, французский язык до 1815 года , 165, Коллекция Уоллеса, 1989, ISBN   0-900785-35-7 ,
  15. ^ Jump up to: а б Колле, Шарль (1868). Журнал и воспоминания Шарля Колле о литераторах, драматических произведениях и наиболее памятных событиях правления Людовика XV (1748–1772) . Полет. III. Париж: Firmin Didot Frères, Fils et Cie. стр. 165–166.
  16. ^ Хотя Колле не раскрыл его личность, считалось, что это был Мари-Франсуа-Давид Боллиуд де Сен-Жюльен, барон Аржанталь (1713–1788), наиболее известный как барон де Сен-Жюльен, тогдашний приемник генерал - Французское духовенство. Однако, по словам Ингамеллса, 163–164, этому мало доказательств.
  17. ^ Хейс, Питер Л. (май 2006 г.). «Фицджеральд и Фрагонар» . ANQ: Ежеквартальный журнал коротких статей, заметок и обзоров . 19 (3): 27–30. дои : 10.3200/ANQQ.19.3.27-30 . ISSN   0895-769X .
  18. ^ «Плач старого пенсионера Уильяма Батлера Йейтса» . www.poetry-archive.com .
  19. ^ Аврора, торжествующая над ночью
  20. ^ Фернандо, Королевская академия BBAA Сан. «Фрагонар, Жан Оноре – Жертва Калиро» . Academia Colecciones (на испанском языке) . Проверено 17 марта 2021 г.
  21. ^ «Жан Оноре Фрагонар | Любовное письмо» . Метрополитен-музей . Проверено 15 марта 2024 г.
  22. ^ «Жан Оноре Фрагонар | Две сестры» . Метрополитен-музей . Проверено 15 марта 2024 г.
  23. ^ «1769 – ЖАН ОНОР ФРАГОНАР, ЖЕНЩИНА С СОБАКОЙ» . Хронология истории моды . 17 марта 2018 года . Проверено 14 марта 2024 г.

Источники

[ редактировать ]

Книги

Статьи и веб-страницы

  • Лаер-Берхарт, Ева (2003). «Фрагонар в деталях». Различия: журнал феминистских культурных исследований . 14 (3): 34–56. дои : 10.1215/10407391-14-3-34 . ISSN   1040-7391 . S2CID   144003749 .
  • Саймон, Джонатан (2002). «Театр анатомии: анатомические препараты Оноре Фрагонара». Исследования восемнадцатого века . 36 (1): 63–79. дои : 10.1353/ecs.2002.0066 . ISSN   0013-2586 . S2CID   162293464 .
  • Шериф, Мэри Д. (1987). «Изобретение, сходство и фантастические портреты Фрагонара». Художественный вестник . 69 (1): 77–87. дои : 10.1080/00043079.1987.10788403 . ISSN   0004-3079 .
  • Ферран, Франк (2008). «Мсье Фрагонар». Франция сегодня . Том. 23, нет. 2. С. 30–31. ISSN   0895-3651 .
  • МакИвен, Дж. (1988). «Фрагонар: рококо или романтик?». Искусство в Америке . Том. 76, нет. 2. п. 84. ISSN   0004-3214 .
  • Милам, Дженнифер (1998). «Фрагонар и игра в жмурки: интерпретация представлений о жмурках». История искусств . 21 (1): 1–25. дои : 10.1111/1467-8365.00090 . ISSN   0141-6790 .
  • Милам, Дженнифер (2000). «Игривые конструкции и качающиеся сцены Фрагонара». Исследования восемнадцатого века . 33 (4): 543–559. дои : 10.1353/ecs.2000.0042 . ISSN   0013-2586 . S2CID   162283094 .
  • «Сай Твомбли: Без названия». Музеи и Фонд Гуггенхайма , www.guggenheim.org/artwork/4098. По состоянию на 15 марта 2024 г.
  • Тейт. «Качели (по Фрагонару)», Йинка Шонибаре CBE, 2001». Тейт , 1 января 1970 г., www.tate.org.uk/art/artworks/shonibare-the-swing-after-fragonard-t07952.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Фрагонар « Встреча »
значок видео Фрагонара Анализ «Качелей»
значок видео Фрагонара Под окрашенной поверхностью: Фонтан любви

медиафайлы по теме: Жан-Оноре Фрагонар Викискладе есть

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2e171211a7c13f7a95d8fc447493891c__1724220300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/1c/2e171211a7c13f7a95d8fc447493891c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jean-Honoré Fragonard - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)