Ла Гимблетт
La Gimblette (Мюнхенская версия) | |
---|---|
![]() | |
Художник | Жан-Оноре Фрагонар |
Год | в. 1770 г. |
Середина | Холст, масло |
Движение | Рококо |
Размеры | 89 см × 70 см (35 × 28 дюймов) |
Расположение | Старая Пинакотека , Мюнхен |
«Жимблет» — одна из самых известных картин французского художника Жана Оноре Фрагонара и одна из самых известных картин в стиле рококо . Как и другие картины Фрагонара, такие как «Качели» , «Жимблетта» также имеет фривольную составляющую.
«Рай влюбленных в середине XVIII века уже не наш в конце XX века. Поэтому неудивительно, что эти картины остаются для нас в некотором отношении странными».
— Жан-Пьер Кюзен (* 1944), генеральный куратор отдела живописи Лувра с 1973 по 2003 год. [ 1 ]
Свидетельство о Ancien Régime в нескольких версиях
[ редактировать ]Согласно каталогам аукционных продаж и другим источникам, существовало несколько версий этой картины. Три версии La Gimblette можно проследить до 18 века с помощью аукционных каталогов того времени. Поскольку две из этих трех версий считаются утерянными, невозможно точно установить, какая версия была первой, то есть оригинальной.
Картина является свидетельством периода Ancien Régime . Композиция картины полна символизма, который меняется в зависимости от варианта картины и требует соответствующей интерпретации. [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]На картине изображена девушка, лежащая под балдахином на просторной кровати, щедро обставленной постельным бельем, и играющая с собакой. Сюжет картины также известен по названиям: « Девушка в постели, заставляющая собаку танцевать», «Девочка, играющая с собакой» и «Девочка с собакой». [ 4 ]
Два главных героя, девочка и собака, в разных вариантах картины немного различаются своим внешним видом и поведением. Однако это оказывает существенное влияние на интерпретацию сцены на картине. Это касается того, как девочка носит одежду, кормит ли она собаку буравчиком и как она держит собаку, а также позы собаки и породы собаки. В некоторых версиях собака больше похожа на спаниеля , а в других — на мопса или пуделя . В версии Безанваля собака даже выглядит как пудель в парике судьи или в длинном парадном парике королевского советника , что можно рассматривать как карикатуру. Эдмон и Жюль де Гонкуры прокомментировали это соответствующим образом: [ 2 ]
«На кончиках ее ног кудрявый пудель с лицом адвоката в парике ; и, смеясь, она впивается подошвами ног в собачью шерсть».
—Эдмон и Жюль де Гонкуры [ 5 ]
Собака играет очевидную роль в композиции картины, которая, однако, варьируется в зависимости от варианта картины. Тогда роль собаки должна интерпретироваться соответствующим образом. В мюнхенском варианте собака также берет на себя задачу прикрывать части тела девушки. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]
Самые известные четыре версии La Gimblette.
[ редактировать ]Неизвестно, сколько версий «Жимблетты» написал Жан-Оноре Фрагонар. Никаких записей об этом нет. Ни одна из рассматриваемых версий не подписана Фрагонаром. Однако со временем четыре версии La Gimblette особую известность приобрели . Эти четыре картины были дифференцированы следующим образом:
Вальфердина Версия
[ редактировать ]
Он назван в честь коллекции Вальфердина . Доказано, что в этом сборнике было две версии La Gimblette . Размеры первого, теперь называемого версией Вальфердина , составляют: 35,0 см х 40,5 см. Его происхождение восходит к 18 веку.
Эта версия была продана на аукционе в отеле Drouot в Париже в 1880 году при продаже коллекции Вальфердина ( лот 62) за 1010 французских франков . Эта версия считается утерянной. Второй вариант теперь известен как мюнхенская версия. [ 7 ]
Мюнхенская версия
[ редактировать ]Он назван в честь своего нынешнего местоположения — Старой пинакотеки в Мюнхене. Размеры: 89,0 см х 70,0 см. Его происхождение восходит к 18 веку.
Эта версия была продана на аукционе в отеле Drouot в Париже в 1880 году при продаже коллекции Вальфердина ( лот 61) за 7000 французских франков. Покупателем был не кто иной, как сам эксперт по живописи Анри Аро (1855–1911). Позже, в 1977 году, эта картина была куплена банком HypoVereinsbank и с тех пор передана в распоряжение Старой пинакотеки . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Безанваля Версия
[ редактировать ]Он назван в честь своего бывшего владельца Пьера Виктора, барона де Безанваль де Брунштатт . Размеры: 70,0 см х 86,5 см. Его происхождение восходит к 18 веку. Эта версия считается утерянной. [ 10 ] [ 11 ] [ 3 ]
Мюльбахера Версия
[ редактировать ]
Названа в честь М. Жоржа Мюльбахера, в коллекции которого картина находилась в начале 20 века. Размеры: 72,4 см х 91,0 см. Его происхождение относится к началу 20 века.
После смерти Жоржа Мюльбахера в 1906 году картина была продана на аукционе в Париже с 13 по 15 мая 1907 года галереей Жоржа Пети в рамках продажи коллекции Мюльбахера, лот 23, предложенной в том виде, в котором она была написана художником. Жан-Оноре Фрагонар за 31 500 французских франков . Покупателем был не кто иной, как один из экспертов по живописи, выставленный на продажу, Мариус Паульме (1863–1928). В каталоге продаж Галереи Жоржа Пети 1907 года картина описывалась следующим образом: [ 12 ] [ 13 ]
A young woman lies on a bed, half-naked, a muslin cap tied to her blond hair with a blue ribbon. Her head raised on a large pillow, her legs in the air and half-bent, holding a small white dog on the tips of her feet, she offers him a gimblette. Pink curtains are stretched across the background, to the right and left. In the foreground, on a blue stool, a yellow silk skirt. Canvas, height, 72 cm; width, 90 cm. Old frame, in carved and gilded wood, from the Régence period.[12]
Версия Мюльбахера 31 января 2024 года в Нью- Йорке была снова продана на аукционе Christie's , продажа старых мастеров, лот 67, за 756 000 долларов США. [ 13 ]
Композиция этой картины известна в трёх вариантах. Помимо версии Mühlbacher , существуют также версии Krämer и Cailleux . В версии Кайе собака черная. Все три версии имеют разное качество. [ 2 ] [ 14 ]
Дальнейшие версии
[ редактировать ]Сюжет картины был очень популярен в XVIII и XIX веках. Поэтому неудивительно, что композиции подражали многие художники, в том числе граверы Огюстен-Клод-Симон Легран (1765–1815) и Никлас Лафренсен .
В 19 и 20 веках было продано множество версий «Жимблет» , написанных разными художниками. Некоторые из этих версий также продавались в написанном Фрагонаром виде. Сегодня отличить их очень сложно, поскольку старые описания в каталогах продаж не всегда были точными, а размеры часто отсутствовали. Однако существуют значительные различия в качестве картины в разных вариантах, что также дает информацию о том, написана ли рассматриваемая картина мастером или нет. [ 2 ]
Версия Безанваля и разные варианты ее гравюры.
[ редактировать ]

Согласно описанию Люка-Венсана Тьери в его путеводителе по городу Парижу, опубликованном в 1787 году, барон де Безанваль хранил свою версию «Жимблетт» в будуаре своего дома на улице Гренель, в отеле «Безенваль» . После смерти барона в 1791 году его наследники продали все содержимое Отеля де Безанваль на аукционе 10 августа 1795 года. Аукционист Александр Жозеф Пайе описал картину в каталоге продаж следующим образом: [ 11 ] [ 6 ]
Honoré Fragonard: A young girl lies on her back in a lavishly lined bed and has fun with a pretty spaniel to whom she offers a gimblette; this very appealing and tasteful work of art has a touching lightness; it was engraved under the title « La Gimblette ». H. 26 in. wide. 32.T.[10]
Эта картина считается утерянной. Однако существует гравюра по безанвальскому варианту картины, выполненная Шарлем Бертони в 1783 году и посвященная барону де Безанвалю. [ 15 ] [ 3 ]
Не исключено, что барон де Безанваль купил La Gimblette у Жана-Батиста-Пьера Лебрена . Известно, что Лебрен торговал картинами Жана-Оноре Фрагонара, и барон был одним из его лучших клиентов. Однако барон мог купить картину и непосредственно у Жана-Оноре Фрагонара, которого знал лично. [ 16 ] [ 3 ]
Поэтому вполне возможно, что версия барона де Безанваля была оригинальной версией «Жимблет». Примерно в то время, когда Жан-Оноре Фрагонар написал «Жимблет», барон купил свой дом на улице Гренель, отель «Шанак де Помпадур», позже переименованный в «Отель де Безанваль» , который затем нужно было обставить. А барон щедро тратил деньги на мебель и произведения искусства. Кроме того, барон имел прекрасные связи в мире искусства, а также поддерживал личные контакты с художниками. Поэтому неудивительно, что в 1784 году барон был удостоен звания почетного любителя Королевской академии искусства и скульптуры . [ 3 ] [ 17 ]
Гравюра Безанваля версии
[ редактировать ]Гравюра безанвальской версии Шарля Бертони, о которой было объявлено в номере «Журнала де Пари» от 19 апреля 1783 года и ограниченное издание которой посвящено барону де Безанвалю, , также известна под названием «Каролина». как сообщается в номере журнала L' Intermédiaire des chercheurs et curieux от 10 августа 1875 года . Это имя — намек на женщин, подозреваемых в определенном пороке. [ 2 ]
Существует две версии гравюры Чарльза Бертони: обнаженная и одетая . версии В обнаженной содержалась следующая рекомендация для дилеров печатной продукции: Эту тему не следует отображать. Поэтому можно предположить, что даже публика Ancien Régime , привыкшая к определенной доле легкомыслия, восприняла эту гравюру как скандал. [ 2 ]
Имя Ла Гимблетт
[ редактировать ]Гимблет — это разновидность французского печенья, сухого и кольцеобразного. Выпечка родом из Альби , муниципалитета на юго-западе Франции. В некоторых версиях «Жимблетты», как в версии Мюльбахера , так и в обеих версиях гравюры Шарля Бертони, молодая девушка действительно предлагает такое пирожное маленькой собачке. Поскольку это имеет место на гравюре Бертони, можно предположить, что то же самое было и в утерянной версии Безанваля . Благодаря форме теста и тому, как оно предложено в контексте композиции картины, его также можно понимать как двусмысленную аллюзию. Однако, как видно, в мюнхенской версии это не так. В этой версии девочка просто играет с собакой. [ 2 ] [ 4 ] [ 8 ] [ 18 ]
Композицию и название картины следует понимать в духе последних десятилетий Ancien Régime . Барон де Безанваль метко резюмировал этот дух времени в своих мемуарах:
«Мужчины были заняты только расширением списка своих любовниц, а женщины были заняты тем, что бросали своих любовников с большой помпой и оглаской».
La Gimblette: вдохновение для декора нимфея барона де Безанваля
[ редактировать ]Жан Оноре Фрагонар был мастером создания интриги в эротических сценах. Несколько терракотовых произведений Клода Мишеля были более или менее напрямую вдохновлены работами Жана-Оноре Фрагонара. Клод Мишель передал барону де Безанвалю несколько своих работ. барона Кроме того, он также отвечал за художественное оформление нимфея , который барон построил в 1782 году по проекту архитектора Александра-Теодора Броньяра в подвале своего дома, Hôtel de Besenval . Поэтому вполне возможно, что Клод Мишель также был вдохновлен работами Фрагонара, особенно картиной «Жимблет», когда он создавал крупные рельефы с эротическими сценами для нимфея барона, такие как рельеф « Пан, преследующий Сиринкс под взглядом барона». Амур, который сейчас является частью коллекции Лувра . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, сельские темы и пасторальные сцены, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, стр. 34
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пьер Розенберг: Фрагонар, выставка 1987/88 года в Национальной галерее Гран-Пале в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Распространяется Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1988 г., выставка № 110, стр. 232–235.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Жан-Жак Фихтер: барон Пьер-Виктор де Безанваль, Делашо и Нистле, Лозанна – Париж, 1993, с. 100
- ^ Перейти обратно: а б с Государственная коллекция живописи старой Баварии – Старая пинакотека Мюнхена: Жан-Оноре Фрагонар – La Gimblette, веб-сайт. Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Эдмон и Жюль де Гонкур: Искусство 18-го века - Эйзен, Моро, Дебюкур, Фрагонар, Прюдон, Исторический труд, третья серия, Библиотека-Шарпантье, Г. Шарпантье и Э. Фаскель, издатели, 11, Рю де Гренель, Париж, 1895 г. , с. 275
- ^ Перейти обратно: а б Габриэль Клерр Штамм: От Золотурна до Парижа: Сага о семье Безенваль, лордах Брунштатта, Ридисхайма и Диденхайма, Историческое общество Сундгау, 2015, стр. 147
- ^ Перейти обратно: а б Отель Друо: Коллекция покойного М. Вальфердена, продажа с 12 по 16 апреля 1880 года, Париж, залы № 8 и 9. Аукционист: М. Эскрайб, художник-эксперт: М. Аро. Важные произведения А. Фрагонара [две версии «Жимблетты» Жана Оноре Фрагонара, лот 61 и лот 62, с. 24]. Цена лота 61: 7 000 французских франков ( мюнхенская версия). Цена лота 62: 1 010 французских франков ( Вальфердина ). версия
- ^ Перейти обратно: а б Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, каталог картин, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, № 282, стр. 315.
- ^ Gazette des Beaux-Arts - Европейский курьер искусства и любопытства: Коллекция Вальфердина и его Фрагонары, двадцать второй год - второй период, том двадцать первый, 8, улица Фавар, Париж, 1880, стр. 308 [в статье упоминается только один вариант «Жимблетт» в сборнике. Судя по описанию, статья про мюнхенскую версию. Однако в статье говорится о реплике, но о реплике Жана Оноре Фрагонара]
- ^ Перейти обратно: а б А. Ж. Пайе (аукционист): Каталог драгоценных картин, рисунков, гуашей, миниатюр и т. д. (из М. де Безанваля), из типографии «Журнал де Пари», улица Ж. Ж. Руссо, № 14. Аукцион, в общей сложности 222 лота, улица Университета, № 905, между улицей Бон и улицей Сен-Пере, Париж, 23 термидора, 3 год (10 августа 1795), глава «Живопись – школа Франсуазы», лот 77, стр. 15
- ^ Перейти обратно: а б Люк-Венсан Тьери: Путеводитель по Парижу для любителей и иностранных путешественников, или Аргументированное описание этого города, его предместий и всего, что в них примечательно, том II, глава «Отель де господина ле барона де Безанваль», Книготорговец Ардуэн и Гэтти, Париж, 1787, с. 578
- ^ Перейти обратно: а б Галерея Жоржа Пети: Коллекция MG Mühlbacher, распродажа с 13 по 15 мая 1907 года, улица Рю де Сез, 8, Париж, в 2 часа. Картины, рисунки, гуаши, акварель, предметы искусства и мебели. Аукционисты: г-н Поль Шевалье и М. Ф. Лэр-Дюбрей, эксперт-художник: г-н Жюль Фераль и М. М. Польм и Б. Ласкен Филс. «Жимблет», Жан-Оноре Фрагонар, лот 23, с. 23. Цена: 31 500 французских франков.
- ^ Перейти обратно: а б Christie's: Жан-Оноре Фрагонар – La Gimblette, Нью-Йорк, распродажа старых мастеров, 31 января 2024 г., лот 67, продан за 756 000 долларов США (упоминание подробного провенанса в аукционном каталоге Christie's, в котором говорится, что: После аукциона в Париже в 1907 году эта картина снова была продана на аукционах 1969 и 1975 годов. На обоих этих аукционах она предлагалась как приписывают Фрагонару А на другом аукционе 2001 года она была предложена как французская школа 18 века, последовательница Фрагонара.
- ^ Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - Жизнь и творчество, Каталог картин, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, № 283, стр. 315
- ^ Жан-Жак де Дардель: Отель Безанваль - резиденция посольства Швейцарии во Франции, Лейбористская партия и Фидес, Женева, 2013, стр. 53
- ^ Поль Галлуа: эклектичный взгляд барона де Безанваля, Общество истории мебели, Лондон, Информационный бюллетень 221, февраль 2021 г., стр. 5
- ^ Королевская академия живописи и скульптуры: Протоколы Королевской академии живописи и скульптуры (1648–1793) - Назначение барона де Безанваля почетным любителем, 7 февраля 1784 г., опубликовано для Общества истории французского искусства. , г-н Анатоль де Монтеглон, том IX (1780–1788), Charvay Frères, Libraires de Общество, 4, улица Фюрстенберг, Париж, 1889, с. 186
- ^ Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, дальнейшие галантные сцены и портреты, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, № 220, страницы 182 и 183.
- ^ Пьер Виктор, барон де Безанваль: Мемуары г-на Ле барона де Безанваль, типография Jeunehomme, улица Сорбонна №. 4, Париж, 1805 г. - у Ф. Бюиссона, книготорговца, улица Отфей, № 1. 31, Париж, том I, с. 204
- ^ Пьер Розенберг: Фрагонар, выставка 1987/88 года в Национальной галерее Гран-Пале в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Распространяется компанией Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1988 г., выставка № 110, с. 235
- ^ Люк-Венсан Тьери: Путеводитель для любителей и иностранных путешественников по Парижу, или Аргументированное описание этого города, его пригородов и всего, что в них примечательно, том II, глава «Отель де М. ле Барон де Безанваль», Библиотека Ардуэна и Гатти, Париж, 1787, стр. 579–580
- ^ Коллекции Лувра: Барельеф, украшенный изображением «Пан, преследующий Сиринкс под взором любви» из камня Тоннер работы Клода Мишеля ди Клодиона, место происхождения: Отель де Безенваль, элемент декора ванной комнаты, Отдел скульптур средневековья, Возрождение и современность, комната 223, инвентарный номер РФ 4200, дата приобретения (даты) 15 октября 1987 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]в алфавитном порядке
- Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, каталог картин, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988.
- Пьер Розенберг: Фрагонар, выставка 1987/88 года в Национальной галерее Гран-Пале в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Распространено компанией Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1988 г.