Jump to content

Ла Гимблетт

La Gimblette (Мюнхенская версия)
Художник Жан-Оноре Фрагонар
Год в. 1770 г.
Середина Холст, масло
Движение Рококо
Размеры 89 см × 70 см (35 × 28 дюймов)
Расположение Старая Пинакотека , Мюнхен

«Жимблет» — одна из самых известных картин французского художника Жана Оноре Фрагонара и одна из самых известных картин в стиле рококо . Как и другие картины Фрагонара, такие как «Качели» , «Жимблетта» также имеет фривольную составляющую.

«Рай влюбленных в середине XVIII века уже не наш в конце XX века. Поэтому неудивительно, что эти картины остаются для нас в некотором отношении странными».

Жан-Пьер Кюзен (* 1944), генеральный куратор отдела живописи Лувра с 1973 по 2003 год. [ 1 ]

Свидетельство о Ancien Régime в нескольких версиях

[ редактировать ]

Согласно каталогам аукционных продаж и другим источникам, существовало несколько версий этой картины. Три версии La Gimblette можно проследить до 18 века с помощью аукционных каталогов того времени. Поскольку две из этих трех версий считаются утерянными, невозможно точно установить, какая версия была первой, то есть оригинальной.

Картина является свидетельством периода Ancien Régime . Композиция картины полна символизма, который меняется в зависимости от варианта картины и требует соответствующей интерпретации. [ 2 ] [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

На картине изображена девушка, лежащая под балдахином на просторной кровати, щедро обставленной постельным бельем, и играющая с собакой. Сюжет картины также известен по названиям: « Девушка в постели, заставляющая собаку танцевать», «Девочка, играющая с собакой» и «Девочка с собакой». [ 4 ]

Два главных героя, девочка и собака, в разных вариантах картины немного различаются своим внешним видом и поведением. Однако это оказывает существенное влияние на интерпретацию сцены на картине. Это касается того, как девочка носит одежду, кормит ли она собаку буравчиком и как она держит собаку, а также позы собаки и породы собаки. В некоторых версиях собака больше похожа на спаниеля , а в других — на мопса или пуделя . В версии Безанваля собака даже выглядит как пудель в парике судьи или в длинном парадном парике королевского советника , что можно рассматривать как карикатуру. Эдмон и Жюль де Гонкуры прокомментировали это соответствующим образом: [ 2 ]

«На кончиках ее ног кудрявый пудель с лицом адвоката в парике ; и, смеясь, она впивается подошвами ног в собачью шерсть».

Собака играет очевидную роль в композиции картины, которая, однако, варьируется в зависимости от варианта картины. Тогда роль собаки должна интерпретироваться соответствующим образом. В мюнхенском варианте собака также берет на себя задачу прикрывать части тела девушки. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]

Самые известные четыре версии La Gimblette.

[ редактировать ]

Неизвестно, сколько версий «Жимблетты» написал Жан-Оноре Фрагонар. Никаких записей об этом нет. Ни одна из рассматриваемых версий не подписана Фрагонаром. Однако со временем четыре версии La Gimblette особую известность приобрели . Эти четыре картины были дифференцированы следующим образом:

Вальфердина Версия

[ редактировать ]
Отрывок из аукционного каталога продажи коллекции Вальфердина в отеле Друо в 1880 году, с. 24, с аннотациями цен, достигнутых на лоты 61 и 62, а также имен их покупателей (Аро и Седрон).

Он назван в честь коллекции Вальфердина . Доказано, что в этом сборнике было две версии La Gimblette . Размеры первого, теперь называемого версией Вальфердина , составляют: 35,0 см х 40,5 см. Его происхождение восходит к 18 веку.

Эта версия была продана на аукционе в отеле Drouot в Париже в 1880 году при продаже коллекции Вальфердина ( лот 62) за 1010 французских франков . Эта версия считается утерянной. Второй вариант теперь известен как мюнхенская версия. [ 7 ]

Мюнхенская версия

[ редактировать ]

Он назван в честь своего нынешнего местоположения — Старой пинакотеки в Мюнхене. Размеры: 89,0 см х 70,0 см. Его происхождение восходит к 18 веку.

Эта версия была продана на аукционе в отеле Drouot в Париже в 1880 году при продаже коллекции Вальфердина ( лот 61) за 7000 французских франков. Покупателем был не кто иной, как сам эксперт по живописи Анри Аро (1855–1911). Позже, в 1977 году, эта картина была куплена банком HypoVereinsbank и с тех пор передана в распоряжение Старой пинакотеки . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Безанваля Версия

[ редактировать ]

Он назван в честь своего бывшего владельца Пьера Виктора, барона де Безанваль де Брунштатт . Размеры: 70,0 см х 86,5 см. Его происхождение восходит к 18 веку. Эта версия считается утерянной. [ 10 ] [ 11 ] [ 3 ]

Мюльбахера Версия

[ редактировать ]
Мюльбахера « Версия La Gimblette», показанная в каталоге продаж 1907 года в галерее Жоржа Пети . Вероятно, это самая ранняя фотография одной из версий картины «Жимблетт» , когда-либо сделанная. По сравнению с картиной в аукционном каталоге Christie's 2024 года можно предположить, что картина все еще заключена в ту же раму, что описана в каталоге продаж 1907 года.

Названа в честь М. Жоржа Мюльбахера, в коллекции которого картина находилась в начале 20 века. Размеры: 72,4 см х 91,0 см. Его происхождение относится к началу 20 века.

После смерти Жоржа Мюльбахера в 1906 году картина была продана на аукционе в Париже с 13 по 15 мая 1907 года галереей Жоржа Пети в рамках продажи коллекции Мюльбахера, лот 23, предложенной в том виде, в котором она была написана художником. Жан-Оноре Фрагонар за 31 500 французских франков . Покупателем был не кто иной, как один из экспертов по живописи, выставленный на продажу, Мариус Паульме (1863–1928). В каталоге продаж Галереи Жоржа Пети 1907 года картина описывалась следующим образом: [ 12 ] [ 13 ]

A young woman lies on a bed, half-naked, a muslin cap tied to her blond hair with a blue ribbon. Her head raised on a large pillow, her legs in the air and half-bent, holding a small white dog on the tips of her feet, she offers him a gimblette. Pink curtains are stretched across the background, to the right and left. In the foreground, on a blue stool, a yellow silk skirt. Canvas, height, 72 cm; width, 90 cm. Old frame, in carved and gilded wood, from the Régence period.[12]

Версия Мюльбахера 31 января 2024 года в Нью- Йорке была снова продана на аукционе Christie's , продажа старых мастеров, лот 67, за 756 000 долларов США. [ 13 ]

Композиция этой картины известна в трёх вариантах. Помимо версии Mühlbacher , существуют также версии Krämer и Cailleux . В версии Кайе собака черная. Все три версии имеют разное качество. [ 2 ] [ 14 ]

Дальнейшие версии

[ редактировать ]

Сюжет картины был очень популярен в XVIII и XIX веках. Поэтому неудивительно, что композиции подражали многие художники, в том числе граверы Огюстен-Клод-Симон Легран (1765–1815) и Никлас Лафренсен .

В 19 и 20 веках было продано множество версий «Жимблет» , написанных разными художниками. Некоторые из этих версий также продавались в написанном Фрагонаром виде. Сегодня отличить их очень сложно, поскольку старые описания в каталогах продаж не всегда были точными, а размеры часто отсутствовали. Однако существуют значительные различия в качестве картины в разных вариантах, что также дает информацию о том, написана ли рассматриваемая картина мастером или нет. [ 2 ]

Версия Безанваля и разные варианты ее гравюры.

[ редактировать ]
Одна из редких гравюр ограниченного выпуска безанвальской версии La Gimblette ( версия в одежде ) Шарля Бертони, посвященная барону де Безанвалю (посвящение барону и оттиск его фамильного герба). Собака выглядит так, будто на ней парик судьи или длинный парадный парик королевского советника , что можно рассматривать как карикатуру. Опубликовано в 1783 году.
Стандартная версия гравюры безанвальской версии «Жимблетты» ( версия в одежде ) Шарля Бертони. Исполнение этой версии немного отличается от лимитированной серии, посвященной барону де Безанвалю (см. складки постельного белья). Опубликовано в 1783 году.

Согласно описанию Люка-Венсана Тьери в его путеводителе по городу Парижу, опубликованном в 1787 году, барон де Безанваль хранил свою версию «Жимблетт» в будуаре своего дома на улице Гренель, в отеле «Безенваль» . После смерти барона в 1791 году его наследники продали все содержимое Отеля де Безанваль на аукционе 10 августа 1795 года. Аукционист Александр Жозеф Пайе описал картину в каталоге продаж следующим образом: [ 11 ] [ 6 ]

Honoré Fragonard: A young girl lies on her back in a lavishly lined bed and has fun with a pretty spaniel to whom she offers a gimblette; this very appealing and tasteful work of art has a touching lightness; it was engraved under the title « La Gimblette ». H. 26 in. wide. 32.T.[10]

Эта картина считается утерянной. Однако существует гравюра по безанвальскому варианту картины, выполненная Шарлем Бертони в 1783 году и посвященная барону де Безанвалю. [ 15 ] [ 3 ]

Не исключено, что барон де Безанваль купил La Gimblette у Жана-Батиста-Пьера Лебрена . Известно, что Лебрен торговал картинами Жана-Оноре Фрагонара, и барон был одним из его лучших клиентов. Однако барон мог купить картину и непосредственно у Жана-Оноре Фрагонара, которого знал лично. [ 16 ] [ 3 ]

Поэтому вполне возможно, что версия барона де Безанваля была оригинальной версией «Жимблет». Примерно в то время, когда Жан-Оноре Фрагонар написал «Жимблет», барон купил свой дом на улице Гренель, отель «Шанак де Помпадур», позже переименованный в «Отель де Безанваль» , который затем нужно было обставить. А барон щедро тратил деньги на мебель и произведения искусства. Кроме того, барон имел прекрасные связи в мире искусства, а также поддерживал личные контакты с художниками. Поэтому неудивительно, что в 1784 году барон был удостоен звания почетного любителя Королевской академии искусства и скульптуры . [ 3 ] [ 17 ]

Гравюра Безанваля версии

[ редактировать ]

Гравюра безанвальской версии Шарля Бертони, о которой было объявлено в номере «Журнала де Пари» от 19 апреля 1783 года и ограниченное издание которой посвящено барону де Безанвалю, , также известна под названием «Каролина». как сообщается в номере журнала L' Intermédiaire des chercheurs et curieux от 10 августа 1875 года . Это имя — намек на женщин, подозреваемых в определенном пороке. [ 2 ]

Существует две версии гравюры Чарльза Бертони: обнаженная и одетая . версии В обнаженной содержалась следующая рекомендация для дилеров печатной продукции: Эту тему не следует отображать. Поэтому можно предположить, что даже публика Ancien Régime , привыкшая к определенной доле легкомыслия, восприняла эту гравюру как скандал. [ 2 ]

Имя Ла Гимблетт

[ редактировать ]

Гимблет это разновидность французского печенья, сухого и кольцеобразного. Выпечка родом из Альби , муниципалитета на юго-западе Франции. В некоторых версиях «Жимблетты», как в версии Мюльбахера , так и в обеих версиях гравюры Шарля Бертони, молодая девушка действительно предлагает такое пирожное маленькой собачке. Поскольку это имеет место на гравюре Бертони, можно предположить, что то же самое было и в утерянной версии Безанваля . Благодаря форме теста и тому, как оно предложено в контексте композиции картины, его также можно понимать как двусмысленную аллюзию. Однако, как видно, в мюнхенской версии это не так. В этой версии девочка просто играет с собакой. [ 2 ] [ 4 ] [ 8 ] [ 18 ]

Композицию и название картины следует понимать в духе последних десятилетий Ancien Régime . Барон де Безанваль метко резюмировал этот дух времени в своих мемуарах:

«Мужчины были заняты только расширением списка своих любовниц, а женщины были заняты тем, что бросали своих любовников с большой помпой и оглаской».

La Gimblette: вдохновение для декора нимфея барона де Безанваля

[ редактировать ]

Жан Оноре Фрагонар был мастером создания интриги в эротических сценах. Несколько терракотовых произведений Клода Мишеля были более или менее напрямую вдохновлены работами Жана-Оноре Фрагонара. Клод Мишель передал барону де Безанвалю несколько своих работ. барона Кроме того, он также отвечал за художественное оформление нимфея , который барон построил в 1782 году по проекту архитектора Александра-Теодора Броньяра в подвале своего дома, Hôtel de Besenval . Поэтому вполне возможно, что Клод Мишель также был вдохновлен работами Фрагонара, особенно картиной «Жимблет», когда он создавал крупные рельефы с эротическими сценами для нимфея барона, такие как рельеф « Пан, преследующий Сиринкс под взглядом барона». Амур, который сейчас является частью коллекции Лувра . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

  1. ^ Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, сельские темы и пасторальные сцены, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, стр. 34
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пьер Розенберг: Фрагонар, выставка 1987/88 года в Национальной галерее Гран-Пале в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Распространяется Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1988 г., выставка № 110, стр. 232–235.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Жан-Жак Фихтер: барон Пьер-Виктор де Безанваль, Делашо и Нистле, Лозанна – Париж, 1993, с. 100
  4. ^ Перейти обратно: а б с Государственная коллекция живописи старой Баварии – Старая пинакотека Мюнхена: Жан-Оноре Фрагонар – La Gimblette, веб-сайт. Проверено 28 февраля 2024 г.
  5. ^ Эдмон и Жюль де Гонкур: Искусство 18-го века - Эйзен, Моро, Дебюкур, Фрагонар, Прюдон, Исторический труд, третья серия, Библиотека-Шарпантье, Г. Шарпантье и Э. Фаскель, издатели, 11, Рю де Гренель, Париж, 1895 г. , с. 275
  6. ^ Перейти обратно: а б Габриэль Клерр Штамм: От Золотурна до Парижа: Сага о семье Безенваль, лордах Брунштатта, Ридисхайма и Диденхайма, Историческое общество Сундгау, 2015, стр. 147
  7. ^ Перейти обратно: а б Отель Друо: Коллекция покойного М. Вальфердена, продажа с 12 по 16 апреля 1880 года, Париж, залы № 8 и 9. Аукционист: М. Эскрайб, художник-эксперт: М. Аро. Важные произведения А. Фрагонара [две версии «Жимблетты» Жана Оноре Фрагонара, лот 61 и лот 62, с. 24]. Цена лота 61: 7 000 французских франков ( мюнхенская версия). Цена лота 62: 1 010 французских франков ( Вальфердина ). версия
  8. ^ Перейти обратно: а б Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, каталог картин, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, № 282, стр. 315.
  9. ^ Gazette des Beaux-Arts - Европейский курьер искусства и любопытства: Коллекция Вальфердина и его Фрагонары, двадцать второй год - второй период, том двадцать первый, 8, улица Фавар, Париж, 1880, стр. 308 [в статье упоминается только один вариант «Жимблетт» в сборнике. Судя по описанию, статья про мюнхенскую версию. Однако в статье говорится о реплике, но о реплике Жана Оноре Фрагонара]
  10. ^ Перейти обратно: а б А. Ж. Пайе (аукционист): Каталог драгоценных картин, рисунков, гуашей, миниатюр и т. д. (из М. де Безанваля), из типографии «Журнал де Пари», улица Ж. Ж. Руссо, № 14. Аукцион, в общей сложности 222 лота, улица Университета, № 905, между улицей Бон и улицей Сен-Пере, Париж, 23 термидора, 3 год (10 августа 1795), глава «Живопись – школа Франсуазы», ​​лот 77, стр. 15
  11. ^ Перейти обратно: а б Люк-Венсан Тьери: Путеводитель по Парижу для любителей и иностранных путешественников, или Аргументированное описание этого города, его предместий и всего, что в них примечательно, том II, глава «Отель де господина ле барона де Безанваль», Книготорговец Ардуэн и Гэтти, Париж, 1787, с. 578
  12. ^ Перейти обратно: а б Галерея Жоржа Пети: Коллекция MG Mühlbacher, распродажа с 13 по 15 мая 1907 года, улица Рю де Сез, 8, Париж, в 2 часа. Картины, рисунки, гуаши, акварель, предметы искусства и мебели. Аукционисты: г-н Поль Шевалье и М. Ф. Лэр-Дюбрей, эксперт-художник: г-н Жюль Фераль и М. М. Польм и Б. Ласкен Филс. «Жимблет», Жан-Оноре Фрагонар, лот 23, с. 23. Цена: 31 500 французских франков.
  13. ^ Перейти обратно: а б Christie's: Жан-Оноре Фрагонар – La Gimblette, Нью-Йорк, распродажа старых мастеров, 31 января 2024 г., лот 67, продан за 756 000 долларов США (упоминание подробного провенанса в аукционном каталоге Christie's, в котором говорится, что: После аукциона в Париже в 1907 году эта картина снова была продана на аукционах 1969 и 1975 годов. На обоих этих аукционах она предлагалась как приписывают Фрагонару А на другом аукционе 2001 года она была предложена как французская школа 18 века, последовательница Фрагонара.
  14. ^ Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - Жизнь и творчество, Каталог картин, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, № 283, стр. 315
  15. ^ Жан-Жак де Дардель: Отель Безанваль - резиденция посольства Швейцарии во Франции, Лейбористская партия и Фидес, Женева, 2013, стр. 53
  16. ^ Поль Галлуа: эклектичный взгляд барона де Безанваля, Общество истории мебели, Лондон, Информационный бюллетень 221, февраль 2021 г., стр. 5
  17. ^ Королевская академия живописи и скульптуры: Протоколы Королевской академии живописи и скульптуры (1648–1793) - Назначение барона де Безанваля почетным любителем, 7 февраля 1784 г., опубликовано для Общества истории французского искусства. , г-н Анатоль де Монтеглон, том IX (1780–1788), Charvay Frères, Libraires de Общество, 4, улица Фюрстенберг, Париж, 1889, с. 186
  18. ^ Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, дальнейшие галантные сцены и портреты, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988, № 220, страницы 182 и 183.
  19. ^ Пьер Виктор, барон де Безанваль: Мемуары г-на Ле барона де Безанваль, типография Jeunehomme, улица Сорбонна №. 4, Париж, 1805 г. - у Ф. Бюиссона, книготорговца, улица Отфей, ​​№ 1. 31, Париж, том I, с. 204
  20. ^ Пьер Розенберг: Фрагонар, выставка 1987/88 года в Национальной галерее Гран-Пале в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Распространяется компанией Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1988 г., выставка № 110, с. 235
  21. ^ Люк-Венсан Тьери: Путеводитель для любителей и иностранных путешественников по Парижу, или Аргументированное описание этого города, его пригородов и всего, что в них примечательно, том II, глава «Отель де М. ле Барон де Безанваль», Библиотека Ардуэна и Гатти, Париж, 1787, стр. 579–580
  22. ^ Коллекции Лувра: Барельеф, украшенный изображением «Пан, преследующий Сиринкс под взором любви» из камня Тоннер работы Клода Мишеля ди Клодиона, место происхождения: Отель де Безенваль, элемент декора ванной комнаты, Отдел скульптур средневековья, Возрождение и современность, комната 223, инвентарный номер РФ 4200, дата приобретения (даты) 15 октября 1987 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

в алфавитном порядке

  • Жан-Пьер Кюзен: Фрагонар - жизнь и творчество, каталог картин, Klinkhardt & Biermann, Мюнхен, 1988.
  • Пьер Розенберг: Фрагонар, выставка 1987/88 года в Национальной галерее Гран-Пале в Париже и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Распространено компанией Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 1988 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1d75d0387926613235c8289f0204a82__1722946380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/82/c1d75d0387926613235c8289f0204a82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La Gimblette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)