Аменхотеп III
Аменхотеп III | |
---|---|
Нибму(`в)арея, [ 1 ] Грибы, Аменофис III | |
фараон | |
Царствование | 1391–1353 или 1388–1351 до н.э. |
Предшественник | Тутмос IV |
Преемник | Эхнатон |
Супруга | Убийство Гилухепа Нам очень жаль Ситамун Исеть |
Дети | Тутмос Аменхотеп IV/Эхнатон Ситамун Исеть Выдыхает Небета « Молодая леди » Бекетатен (теоретически) Сменхкаре (теоретически) |
Отец | Тутмос IV |
Мать | Мутемвия |
Умер | 1353 г. до н.э. или 1351 г. до н.э. |
Похороны | ВВ22 ; Мумия, найденная в царском тайнике КВ35 (Фиванский некрополь) |
Памятники | Малката , Заупокойный храм Аменхотепа III , Колоссы Мемнона. |
Династия | 18-я династия |
Аменхотеп III ( древнеегипетский : jmn-ḥtp(.w) Amānəḥutpū , ВЛИЯНИЕ: [ʔaˌmaːnəʔˈhťtpu] ; [ 4 ] [ 5 ] « Амон доволен» [ 6 ] ), также известный как Аменхотеп Великолепный или Аменхотеп Великий и эллинизированный как Аменофис III , был девятым фараоном Восемнадцатой династии . По мнению разных авторов, он правил Египтом с июня 1386 г. по 1349 г. до н.э., или с июня 1388 г. до н.э. по декабрь 1351 г. до н.э./1350 г. до н.э., [ 7 ] после смерти его отца Тутмоса IV . Аменхотеп был сыном Тутмоса от несовершеннолетней жены Мутемвии . [ 8 ]
Его правление было периодом беспрецедентного процветания и великолепия, когда Египет достиг пика своей художественной и международной мощи, и поэтому он считается одним из величайших фараонов Древнего Египта. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Когда он умер на 38-м или 39-м году правления, ему наследовал его сын Аменхотеп IV, который позже сменил имя на Эхнатон .
Семья и молодость
[ редактировать ]Аменхотеп был сыном Тутмоса IV и его несовершеннолетней жены Мутемвии . Он родился, вероятно, около 1401 г. до н.э. [ 12 ] Позже в своей жизни Аменхотеп заказал изображение своего божественного рождения для показа в Луксорском храме. Аменхотеп утверждал, что его истинным отцом был бог Амон , который принял форму Тутмоса IV, чтобы родить ребенка от Мутемвии. [ 13 ] [ 14 ]
Во 2-й год правления Аменхотеп женился на Тие , дочери Юи и Туи . Тийе была Великой Царской Женой на протяжении всего правления Аменхотепа. Многие памятные скарабеи были заказаны и распространены во время правления Аменхотепа. На «брачных скарабеях» Аменхотеп подтверждал свою божественную силу и законность жены. От Тийе Аменхотеп родил по крайней мере двух сыновей, наследного принца Тутмоса и Аменхотепа IV (позже названного Эхнатоном) . Кроме того, паре часто приписывают несколько дочерей: Ситамун , Хенуттанеб , Исет , Небета и Бекетатон . [ 15 ] Большинство дочерей часто появляются на статуях и рельефах времен правления Аменхотепа. [ 16 ] Однако Небета засвидетельствована только один раз, на колоссальной известняковой группе статуй из Мединет-Хабу. [ 15 ] [ 17 ] а Бекетатен появляется только в Амарне . [ 18 ]
Аменхотепа также иногда называют отцом Сменхкара или Тутанхамона , с различными предложениями относительно их матерей, но эти теории не так приняты, как другие его известные дети.
Помимо Тийе, у Аменхотепа было еще несколько жен . м году правления Аменхотеп женился на Гилукхепе , дочери Шуттарны II Митанни В 10 - . [ 19 ] Позже он женился на Тадукхепе , дочери Тушратты Митанни, примерно на 36-м году своего правления. [ 20 ] [ 21 ] Среди других жен, имена которых неизвестны, были: дочь Куригалзу , царя Вавилона ; дочь Кадашмана-Энлиля , царя Вавилона ; дочь Тархундараду , правителя Арзавы ; и дочь правителя Аммии (современная Сирия). [ 21 ]
Наконец, в последнее десятилетие своего правления он женился как минимум на двух своих дочерях, Ситамун и Исет. Надписи на этикетках 30-го года правления указывают на то, что к тому времени Ситамун была возведена в статус Великой королевской жены. [ 15 ] Хотя простые египтяне избегали инцеста, он не был редкостью среди членов королевской семьи. [ 22 ] Скульптура, восстановленная Аменхотепом для его деда Аменхотепа II, изображает Ситамун с молодым принцем рядом с ней. [ 22 ] Это привело к появлению теорий о том, что Ситамун была матерью Смехкаре и/или Тутанхамона.
Жизнь и царствование
[ редактировать ]Аменхотеп, вероятно, стал фараоном, когда ему было от 6 до 12 лет. Хотя вполне вероятно, что регент правил бы до тех пор, пока он не достиг совершеннолетия, ни один из сохранившихся записей не засвидетельствован. В 11-м году правления Аменхотеп приказал построить искусственное озеро в Джакару, родном городе Тийе. Затем он отпраздновал Праздник открытия озера в третьем месяце наводнения, на шестнадцатый день, и поплыл по королевской барже «Атен-тьехен» озеру на . Это событие было отмечено как минимум на одиннадцати памятных скарабеях. [ 23 ]
Известно, что из других скарабеев Аменхотеп убил либо 102, либо 110 львов за первые десять лет своего правления. [ 24 ]
Несмотря на воинское мастерство, проявленное Аменхотепом во время охоты, известно, что он участвовал только в одном военном инциденте. На пятом году правления он возглавил победоносную кампанию против восстания в Куше. Эта победа была увековечена тремя высеченными в скалах стелами, найденными недалеко от Асуана и Саи в Нубии. В официальном отчете о военной победе Аменхотепа его боевое мастерство подчеркивается гиперболой, типичной для того периода. [ 25 ]
Двор Аменхотепа III
[ редактировать ]Существуют важные свидетельства о придворных чиновниках, служивших во время правления Аменхотепа, в первую очередь благодаря обнаружению их гробниц в Фиванском некрополе . Среди этих придворных чиновников были визири Рамос , Аменхотеп , Аперель и Птахмос . Среди других чиновников были казначеи Птахмос и Мерире; высшие управляющие Аменемхат Сурер и Аменхотеп (Хуй) ; и вице-король Куша Меримос.
Аменхотеп, сын Хапу, занимал множество должностей во время правления фараона Аменхотепа, но наиболее известен тем, что получил право построить свой погребальный храм позади храма царя. [ 26 ] Аменхотеп, сын Хапу, был обожествлен после его смерти и был одним из немногих людей, не принадлежащих к царской семье, которым поклонялись таким образом. [ 27 ] [ 28 ]
Дворец Малката
[ редактировать ]Дворец Малката был построен в 14 веке до нашей эры и его древнее название было Пер -Хай , «Дом радости». Первоначально дворец был известен как Дворец Ослепительного Атона . Построенный в основном из сырцового кирпича, он был резиденцией Аменхотепа на протяжении большей части его правления. Строительство началось примерно в 11-й год правления и продолжалось до тех пор, пока король не переехал во дворец на постоянной основе примерно в 29-й год правления. После завершения это была самая большая королевская резиденция в Египте.
Седские фестивали
[ редактировать ]Аменхотеп отпраздновал три праздника Сед в 30, 34 и 37 годы правления, каждый во дворце Малката в Западных Фивах. [ 29 ] Специально для торжеств были построены храм Амона и фестивальный зал. [ 30 ] Фестиваль Сед был традицией, восходящей к Древнему Королевству . [ 31 ] состоящий из серии тестов, которые продемонстрировали способность фараона продолжать оставаться правителем Египта. Судя по показаниям управляющего королевы Тийе Хенруефа, фестиваль мог длиться от двух до восьми месяцев. [ 32 ]
Аменхотеп хотел, чтобы его фестивали Сед были гораздо более зрелищными, чем те, что проводились в прошлом. [ 33 ] Он поручил Аменхотепу, сыну Хапу, спланировать церемонию, возможно, потому, что он был одним из немногих оставшихся в живых придворных, которые служили на последнем фестивале Сед, проводимом в честь Аменхотепа II. [ 33 ] Готовясь к первому фестивалю Сед, Аменхотеп, сын Хапу, нанял писцов для сбора информации из записей и надписей, большинство из которых можно найти в древних погребальных храмах. [ 33 ] описание соответствующих ритуалов и костюмов.
Строились храмы и воздвигались статуи вверх и вниз по Нилу. Мастера и ювелиры создали украшения, комментирующие это событие, включая украшения, орнаменты и стелы. [ 33 ] Писец Небмерутеф координировал каждый шаг мероприятия. [ 34 ] Он приказал Аменхотепу использовать свою булаву, чтобы постучать в двери храма. Рядом с ним Аменхотеп-Хапу отражал его усилия, словно королевская тень. [ 34 ] За королем следовали королева Тия и королевские дочери. При переезде в другое место перед королем предшествовало знамя бога шакала Упувета, «Открывающего пути». Король менял свой костюм на каждом главном мероприятии праздника. [ 34 ]
Одним из главных событий фестиваля стала двойная коронация короля. Он был возведен на престол отдельно для Верхнего и Нижнего Египта. В Верхнем Египте Аменхотеп носил белую корону, но во время коронации Нижнего Египта сменил корону на красную. [ 35 ]
После фестиваля Сед Аменхотеп превратился из почти бога в божественного. [ 36 ] Позже король, возможно, путешествовал по Египту после фестиваля, возможно, воспроизводя церемонию для разной аудитории. [ 32 ] Лишь немногие египетские цари прожили достаточно долго, чтобы устроить собственный праздник. Те, кто выжил, использовали этот праздник как подтверждение перехода к божественности.
Международные отношения
[ редактировать ]Дипломатическая переписка времен правления Аменхотепа частично сохранилась в « Письмах Амарны» — сборнике документов, найденных недалеко от города Амарны . Письма приходят от правителей Ассирии , Митаннии , Вавилона , Хатти и других государств и обычно включают просьбы этих правителей о золоте и других подарках от Аменхотепа. Письма охватывают период с 30-го года правления Аменхотепа, по крайней мере, до конца правления Эхнатона . В Амарнском письме EA 4 Аменхотеп цитируется вавилонским царем Кадашманом-Энлилем I, решительно отвергавшим просьбу последнего жениться на одной из дочерей этого фараона:
С незапамятных времен ни одна дочь царя Египта[пт] никому не отдавалась. [ 37 ]
Отказ Аменхотепа позволить одной из своих дочерей выйти замуж за вавилонского монарха действительно мог быть следствием египетского царского обычая, который позволял претендовать на трон по происхождению от царской принцессы. Это также можно было рассматривать как дипломатическую уловку для повышения престижа Египта, поскольку сам Аменхотеп женился на дочерях нескольких иностранных правителей, отказывая им в своих собственных дочерях.
также упоминается об обмене между Аменхотепом и митаннийским царем Тушраттой статуей богини исцеления Иштар Ниневийской В «Письмах Амарны » в конце правления Аменхотепа. Ученые обычно предполагали, что пребывание статуи в Египте было заказано Аменхотепом, чтобы вылечить его от различных недугов, включая болезненные нарывы на зубах. [ 38 ] Однако Уильямом Л. Мораном анализ письма Амарны EA 23 , касающегося отправки статуи в Фивы, не учитывает эту теорию.
Известно, что появление статуи совпало со свадьбой Аменхотепа с Тадукхепой , дочерью Тушратты , на 36-м году правления фараона; Прибытие письма EA 23 в Египет датировано «36-м годом правления, четвертым месяцем зимы, первым днем» его правления. [ 39 ] Более того, Тушратта ни разу не упоминает в EA 23, что отправка статуи предназначалась для исцеления Аменхотепа от его болезней. Вместо этого Тушратта частично пишет:
... Так Шаушка Ниневийская, владычица всех земель: «Я хочу пойти в Египет, страну, которую я люблю, а затем вернуться». Теперь я посылаю ее, и она уже в пути. И теперь, и во времена моего отца... [она] отправилась в эту страну, и так же, как раньше она жила там, и они почитали ее, пусть мой брат теперь почтит ее в 10 раз больше, чем прежде. Пусть мой брат почтит ее, [тогда] по [своему] желанию отпустит ее, чтобы она могла вернуться. Пусть Шаушка (то есть Иштар ), хозяйка небес, защитит нас, моего брата и меня, 100 000 лет, и пусть наша госпожа подарит нам обоим великую радость. И давайте действовать как друзья. Разве Шаушка для меня одного — моя богиня, а для моего брата — не его бог[богиня]? [ 40 ]
Наиболее вероятное объяснение состоит в том, что статуя была отправлена в Египет, «чтобы пролить свое благословение на свадьбу Аменхотепа и Тадухепы, как она была отправлена ранее для Аменхотепа и Гилухепы ». [ 41 ] Моран согласен, что это объяснение более вероятно. [ 42 ] Кроме того, Моран утверждает, что содержание письма Амарны EA 21 подтверждает это утверждение, в котором Тушратта просит богов, включая Иштар, о благословении брака. [ 43 ]
В 14 веке до нашей эры фараон отправил на Кипр экспедицию, чтобы установить египетский контроль над островом, который впоследствии сохранялся в течение нескольких столетий. За это время египтяне основали на острове ряд поселений и экспортировали медь и другое сырье с Кипра в Египет в обмен на предметы роскоши и другие товары. [ 44 ] [ нужна проверка ] [ 45 ] [ нужна проверка ] Однако египетское присутствие на Кипре временами прерывалось вторжениями других держав, в том числе хеттов и микенцев.
Преемственность
[ редактировать ]Наследным принцем стал Тутмос, старший сын Аменхотепа III и его жены Тие. [ 46 ] но умер раньше своего отца. В конечном итоге Аменхотепу наследовал его второй сын, который взошел на трон как Аменхотеп IV и позже принял имя Эхнатон.
Предлагаемое сосуществование с Аменхотепом IV / Эхнатоном.
[ редактировать ]Уже давно предполагалось, что Аменхотеп III делил соперничество со своим сыном Аменхотепом IV. Лоуренс Берман утверждал, что сторонники теории сосуществования, как правило, были историками искусства, в то время как историки оставались при этом неубежденными. [ 47 ]
Эрик Клайн , Николас Ривз , Питер Дорман и другие ученые решительно выступают против установления длительного совместного правления между двумя правителями и за либо отсутствие совместного правления, либо период продолжительностью не более двух лет. [ 48 ] Дональд Б. Редфорд , Уильям Дж. Мурнейн , Алан Гардинер и Лоуренс Берман оспаривают точку зрения о каком-либо сосуществовании между Эхнатоном и его отцом.
Доказательства против совместного правления включают письмо Амарны EA 27 , датированное вторым годом правления Аменхотепа IV. Темой письма является жалоба митаннийского царя Тушратты, утверждающая, что Аменхотеп IV не выполнил обещание своего отца послать золотые статуи Тушратте в рамках брачного соглашения между Тадукхепой и Аменхотепом III. [ 49 ] Из этой переписки следует, что если между Аменхотепом и Эхнатоном и возникло какое-либо сосуществование, то оно длилось не более года. [ 50 ]
Однако в феврале 2014 года Министерство древностей Египта объявило, что находки из гробницы визиря Аменхотепа-Хая дали «убедительные доказательства» существования сосуществования, которое длилось не менее восьми лет. [ 51 ] [ 52 ] В гробнице картуши двух фараонов были вырезаны рядом. Однако этот вывод с тех пор был поставлен под сомнение другими египтологами, согласно которым надпись означает лишь то, что строительство гробницы Аменхотепа-Хая началось во время правления Аменхотепа III и закончилось при Эхнатоне, и таким образом Аменхотеп-Хай просто хотел выразить свое почтение оба правителя вырезали свои имена отдельно, а не одновременно.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Здоровье и смерть
[ редактировать ]Наиболее достоверной датой правления Аменхотепа является 38-й год, который указан на этикетках винных банок из Малкаты . [ 53 ] Возможно, он прожил недолгое время в незарегистрированном 39-м году и умер до сбора урожая вина того года. [ 54 ] Рельефы на стене храма Солеба в Нубии и сцены из фиванской гробницы Херуефа . , наместника Великой жены царя Тии, изображают Аменхотепа как заметно слабую и больную фигуру [ 55 ] Ученые полагают, что в последние годы жизни он страдал артритом и ожирением. Кроме того, судебно-медицинская экспертиза его мумии выявила изношенные зубы с полостями, которые, должно быть, причиняли постоянную боль. Исследование мумии австралийским анатомом Графтоном Эллиотом Смитом пришло к выводу, что фараон умер в возрасте от 40 до 50 лет. [ 56 ]
У него остался по крайней мере один ребенок, его преемник Аменхотеп IV. Известно, что его жена Тие пережила его как минимум на двенадцать лет, поскольку она упоминается в нескольких письмах Амарны, датированных периодом правления ее сына, а также изображена за царским обеденным столом в 9-й и 12-й годы правления Эхнатона в сценах из гробницы. из Хуи . [ 57 ] [ 47 ]
Иностранные лидеры выразили свою скорбь по поводу смерти фараона, а Тушратта сказал:
Когда я услышал, что мой брат Ниммурея ушел на произвол судьбы, в тот день я сел и заплакал. В тот день я не принимал ни еды, ни воды. [ 58 ]
Погребение и мумия
[ редактировать ]Аменхотеп был похоронен в гробнице WV22 в Западной долине Долины царей за пределами Фив. Гробница является самой большой в Западной Долине царей и включает в себя две боковые камеры для его Великих королевских жен, Тие и Ситамун. Однако похоже, что ни одна из женщин там не была похоронена. Во время правления Смендеса в Третьем промежуточном периоде мумия Аменхотепа позже была перенесена в тайник с мумиями в KV35 вместе с несколькими другими фараонами Восемнадцатой и Девятнадцатой династий , где она лежала до тех пор, пока не была обнаружена Виктором Лоре в 1898 году. [ 59 ] [ 60 ]
Для 18-й династии мумия демонстрирует необычно интенсивное использование подкожной набивки, чтобы мумия выглядела более реалистичной. [ 61 ] Мумия имеет музейный инвентарный номер CG 61074. [ 61 ]
В апреле 2021 года его мумия была перевезена из Музея египетских древностей в Национальный музей египетской цивилизации вместе с мумиями 17 других царей и 4 цариц в рамках мероприятия, получившего название « Золотой парад фараонов» . [ 62 ]
Памятники и наследие
[ редактировать ]Аменхотеп отличается тем, что у него самые сохранившиеся статуи египетских фараонов: их идентифицировано более 250. Эти статуи представляют собой серию портретов, охватывающих весь период его правления.
Когда Аменхотеп умер, он оставил после себя страну, находившуюся на самом пике своего могущества и влияния, пользующуюся огромным уважением в международном мире. Однако это была страна, верная вековым политическим и религиозным убеждениям под властью жречества Амона. [ 63 ]
Перевороты, вызванные реформаторским рвением его сына Эхнатона, потрясли эти старые убеждения до их основания и заставили задуматься о важном вопросе, был ли фараон более могущественным, чем его общество, представленное в поклонении Амону. Эхнатон даже перенес столицу из Фив, центра поклонения Амону, и построил Амарну , город, посвященный его новому божеству, Атону . [ 64 ]
Аменхотеп широко построил храм в Карнаке , включая Луксорский храм с двумя пилонами , колоннадой за новым входом в храм и новый храм богини Маат . Аменхотеп разобрал четвертый пилон храма Амона в Карнаке, чтобы построить новый третий пилон, и создал новый вход в это сооружение, где он воздвиг два ряда колонн с открытыми капителями из папируса по центру этого недавно сформированного переднего двора. [ нужна ссылка ] Привокзальная площадь между Третьим и Четвертым пилонами, иногда называемая двором обелиска , также была украшена сценами священных погребальных барков божеств Амона , Мут и Хонсу . [ 65 ] Король также начал работу над Десятым пилоном храма Амона. Первым документально зафиксированным действием Аменхотепа на посту царя (в первый и второй годы его правления) было открытие новых известняковых карьеров в Туре , к югу от Каира, и в Дайр-эль-Барше в Среднем Египте для осуществления своих великих строительных проектов. [ 66 ] Он практически покрыл Нубию новыми памятниками:
...включая небольшой храм с колоннадой (посвященный Тутмосу III ) на Элефантине , скальный храм, посвященный Амону «Владыке путей» в Вади-эс-Себуаме, и храм Гора Миамского в Анибе ...[ а также основание] дополнительных храмов в Каве и Сесеби . [ 67 ]
Его огромный погребальный храм на западном берегу Нила в свое время был крупнейшим религиозным комплексом в Фивах , но царь построил его слишком близко к пойме , и менее чем через двести лет он превратился в руины. Большая часть каменной кладки была украдена Мернептахом , а затем и фараонами для собственных строительных проектов. [ 68 ] Все, что осталось, — это ворота с Колоссами Мемнона — двумя массивными каменными статуями, изображающими Аменхотепа, высотой 18 м (59 футов). Аменхотеп также построил Третий пилон в Карнаке и воздвиг 600 статуй богини Сехмет в храме Мут на юге. [ 69 ] Некоторые из самых великолепных статуй Нового царства Египта датируются его правлением, «например, два выдающихся лежащих льва из розового гранита, первоначально установленные перед храмом в Солебе в Нубии », а также большая серия королевских скульптур. [ 70 ] Несколько статуй сидящего Аменхотепа из черного гранита в головном уборе Немес были найдены во время раскопок за Колоссами Мемнона, а также из Таниса в Дельте. [ 70 ] В 2014 году две гигантские статуи Аменхотепа, свергнутые землетрясением в 1200 году до нашей эры, были реконструированы из более чем 200 фрагментов и вновь установлены у северных ворот погребального храма царя. [ 71 ]
Одна из самых потрясающих находок королевских статуй, относящихся к его правлению, была сделана совсем недавно, в 1989 году, во дворе колоннады Аменхотепа Луксорского храма. Тайник со статуями включал почти неповрежденную статую короля из розового кварцита высотой 6 футов (1,8 м) с двойной короной . [ 70 ] Он был установлен на санях и, возможно, представлял собой культовую статую. [ 70 ] Только имя бога Амона фараона было вырезано везде, где оно появлялось в картуше , что явно было частью кампании Эхнатона против бога его отца. [ 70 ]
Одним из самых популярных эпитетов Аменхотепа был Атен-тьехен , что означает «Слепящий солнечный диск»; оно появляется в его титуле в Луксорском храме и часто использовалось как название одного из его дворцов, королевской баржи 11-го года, а также роты армии Аменхотепа. [ 72 ]
В 2021 году в ходе раскопок было обнаружено поселение возле заупокойного храма Аменхотепа, названное Ослепительный Атон , предположительно построенное царем. [ 73 ] для размещения ремесленников и рабочих, работающих над царскими проектами в Фивах, а также собственной пекарни и кладбища.
Стела Аменхотепа III, посвященная Фестивалю Сед, была перевезена из Египта в Европу торговцем произведениями искусства. Когда-то он принадлежал Эрику Кассиреру, сейчас считается, что он находится в частной коллекции в Соединенных Штатах. [ 74 ] Размер белой алебастровой стелы составляет 10 × 9 см (3,94 × 3,54 дюйма), но сохранилась только ее верхняя половина. [ 75 ] Вид спереди: Бог Хе, олицетворяющий число один миллион, держит зазубренные пальмовые листья, обозначающие годы, и картуш Аменхотепа, символически воскрешающий фараона на миллион лет. Вид сбоку: серия фестивальных (ḥb) эмблем вместе с эмблемой Сед (sd), обозначающую стелу, сделанную к королевскому юбилею Аменхотепа на Фестивале Сед. Вид сверху и сзади: на них видны злонамеренные повреждения в месте откола картуша. Кассирер предполагает, что это был еще один пример вандализма Эхнатона против Амона. [ 76 ] Другие боги, изображенные на стеле, Ра и Маат, не пострадали. [ 76 ] Измененная стела, возможно, была выставлена Эхнатоном.
Еще одной поразительной характеристикой правления Аменхотепа является серия из более чем 200 больших памятных каменных скарабеев , которые были обнаружены на обширной географической территории — от Сирии ( Рас-Шамра ) до Солеба в Нубии. [ 77 ] Точно так же пять других скарабеев утверждают, что его жена Гилухепа из Митанни прибыла в Египет со свитой из 317 женщин. Она была первой из многих таких принцесс, вошедших в семью фараона. [ 24 ]
Родословная и генетика
[ редактировать ]Предки Аменхотепа III |
---|
Генетический анализ подтвердил, что Аменхотеп III является отцом как мумии KV55 , идентифицированной в исследовании как Эхнатон, так и «Младшей леди», родного брата и сестры его внука Тутанхамона. [ 78 ] Более недавнее исследование, опубликованное в 2020 году, проследило семейное происхождение через Y-хромосомы и мтДНК. Хотя был получен лишь частичный профиль, он разделяет свою гаплогруппу YDNA, R1b , со своим сыном и внуком, поддерживая генеалогическое древо, изложенное в более раннем исследовании. Однако конкретная клада R1b не была определена. Митохондриальная гаплогруппа Аменхотепа III оказалась H2b . [ 79 ] что связано с миграциями из Причерноморско-Каспийской степи в Южную Азию и распространением индоиранских языков . [ 80 ] [ 81 ]
В 2022 году SOY Keita проанализировала опубликованные данные 8 коротких тандемных локусов (STR) исследований Hawass et al. 2010;2012 [ 82 ] [ 83 ] который стремился определить семейные отношения и исследовать патологические особенности, такие как потенциальные инфекционные заболевания, среди королевских мумий Нового Королевства, включая Тутанхамона , Аменхотепа III и Рамсеса III . Кейта использовал алгоритм Popaffiliator, который различает евразийцев , африканцев к югу от Сахары и выходцев из Восточной Азии ; он пришел к выводу, что «большинство [имеют] сходство с африканцами «к югу от Сахары» согласно одному анализу родства». Однако он подчеркнул сложность этнической принадлежности, предупредив, что королевские мумии могли иметь и другую принадлежность, скрытую типологическими категориями, и что разные «данные и алгоритмы могут дать разные результаты». [ 84 ]
По словам историка Уильяма Стиблинга и археолога Сьюзан Н. Хелфт, противоречивые анализы ДНК, проведенные различными исследовательскими группами, до сих пор не смогли прийти к консенсусу относительно генетического состава древних египтян и их географического происхождения. [ 85 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сидящая статуя Аменхотепа из гранодиорита в Британском музее , вид с левой стороны.
-
Гранодиоритовая статуя Аменхотепа в Британском музее , слева от статуи вверху.
-
Гранодиорит Аменхотепа (левая статуя) крупным планом, Британский музей
-
Хвост быка (левая статуя), Британский музей
-
Ремень (левая статуя), Британский музей
-
Ноги (левая статуя), Британский музей
-
Левые надписи (левая статуя), Британский музей
-
Правые надписи (левая статуя), Британский музей
-
Статуя из красного гранита, северо-восточная сторона, Британский музей
-
Известняк Аменхотепа, Британский музей
-
Аменхотеп в красной короне Нижнего Египта, ок. 1400 год до нашей эры . Из Фив, Египет. Британский музей. EA6
-
Аменхотеп в красной короне Нижнего Египта, ок. 1400 год до нашей эры . Из Фив, Египет. Британский музей. EA7
-
Рисунок бюста Аменхотепа III в Британском музее
-
Аменхотеп III из КВ 22 гробницы Аменхотепа III Лувр N 521 A, Другой инвентарный номер: LP 2114
-
Изображение Аменхотепа III в Национальном музее древностей.
-
Поверженная фигурка Аменхотепа III найдена в гробнице Тутанхамона.
См. также
[ редактировать ]- Колоссальная статуя Аменхотепа III из красного гранита.
- Колоссальная кварцитовая статуя Аменхотепа III.
- История Древнего Египта
- Восемнадцатая династия Египта. Генеалогическое древо.
- Список фараонов
- Набережная со сфинксами
- Охота на львов Аменхотепа III в течение первых десяти лет его правления.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Моран 1992 , стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Лепроон 2013 , стр. 102–104.
- ^ Клейтон 1994 , с. 112.
- ^ Лоприено, Антонио (1995) Древний Египет: лингвистическое введение, Кембридж: Издательство Кембриджского университета,
- ^ Лоприено, Антонио (2001) «От древнеегипетского до коптского» в Haspelmath, Martin et al. (ред.), Языковая типология и языковые универсалии
- ^ Ранке, Герман (1935). Египетские личные имена, Том 1: Список имен (PDF) . Глюкштадт: Джей Джей Огюстен. п. 30 . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Бекерат 1997 , с. 190.
- ^ Берман 1998 , с. 3.
- ^ Сильвер, К. (2017). Фараон Аменхотеп III и царица Тия. МысльКо. https://www. Thoughtco.com/pharaoh-amenhotep-iii-and-queen-tiye-120268
- ^ Команда, Э. (2023). Царь Аменхотеп III. Портал туров по Египту. https://www.egypttoursportal.com/en-us/blog/egyptian-pharaohs/king-amenhotep-iii/
- ^ Аменхотеп III достиг беспрецедентного равенства со своей женой Тийе, недавнее исследование. (2022, 3 августа). Египет сегодня. https://www.egypttoday.com/Article/4/118093/Amenhotep-III-achieved-unprecedented-equality-with-his-wife-Tiye-recent
- ^ Флетчер 2000 , с. 10.
- ^ Берман 1998 , с. 4.
- ^ Тилдесли 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б с Берман 1998 , с. 7.
- ^ Козлофф и Брайан 1992 , вып. 24, 57, 103 и 104.
- ^ Козлофф и Брайан 1992 , рис. II, 5.
- ^ Н. де Г. Дэвис, Скальные гробницы Эль-Амарны, части III и IV, 1905 г. (перепечатано в 2004 г.), Общество исследования Египта, ISBN 0-85698-160-5 . Факсимиле в Интернет-архиве: Часть III. Гробницы Хуи и Ахмеса, 1905 год.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 154.
- ^ Флетчер 2000 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б Граецкий 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б Козлов 2012 , с. 194.
- ^ Козлофф и Брайан 1992 , вып. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Берман 1998 , с. 13.
- ^ Урк. IV 1665–66 гг.
- ^ Козлов 2012 , с. 197.
- ^ Лихтхайм 1980 , с. 104.
- ^ Альбрехт, Феликс; Фельдмайер, Рейнхард, ред. (6 февраля 2014 г.). Божественный Отец: религиозные и философские концепции божественного родительства в древности (под ред. электронной книги). Лейден; Бостон: Брилл . п. 29. ISBN 978-90-04-26477-9 . ISSN 1388-3909 . Проверено 30 мая 2020 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Берман 1998 , стр. 16–17.
- ^ Берман 1998 , с. 16.
- ^ Берман 1998 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Козлов 2012 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б с д Козлов 2012 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б с Козлов 2012 , с. 189.
- ^ Козлов 2012 , с. 190.
- ^ Козлов 2012 , с. 195.
- ^ Моран 1992 , стр. 8.
- ^ Хейс 1973 , с. 346.
- ^ Альдред 1991 , с. 13.
- ^ Моран 1992 , стр. 61–62.
- ^ Берман 1998 , с. 22.
- ^ Моран 1992 , стр. 62, 2.
- ^ Моран 1992 , стр. 50.
- ^ Клайн, Эрик (2012). Оксфордский справочник бронзового века .
- ^ Мухли, Д. (1998). Египет и Восточное Средиземноморье в бронзовом веке, Левант, Эгейское море, Кипр и Египет .
- ^ Эйдан Додсон (1990). «Наследный принц Джхутмос и королевские сыновья восемнадцатой династии». Журнал египетской археологии . 76 : 87–88. дои : 10.1177/030751339007600107 . S2CID 193951672 .
- ^ Перейти обратно: а б Берман 1998 , с. 23.
- ^ Дорман 2009 .
- ^ Моран 1992 , стр. 87–89.
- ^ Ривз 2000 , стр. 75–78.
- ^ Разделение власти фараонов обнаружено в Египте Ежедневные новости Египта. 6 февраля 2014 г.
- ^ Найдены доказательства совместного регентства Аменхотепа III и Эхнатона thehistoryblog.com
- ^ Козлофф и Брайан 1992 , с. 39, рис. II.4.
- ^ Клейтон 1994 , с. 119.
- ^ Гримал 1992 , с. 225.
- ^ Смит 1912 , с. 50.
- ^ «Северные гробницы в Амарне» . Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ Флетчер 2000 , с. 161.
- ^ «Аменхетеп III | Картографический проект Фивы» . thebanmappingproject.com . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ Ривз и Уилкинсон 1996 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Хабихт, Мэн; Бауман, А.С.; Рюли, Ф.Дж. (25 января 2016 г.). «Переосмысление идентификации древнеегипетских царских мумий XVIII династии» . Ежегодник физической антропологии . 159 (С61): 216–231. дои : 10.1002/ajpa.22909 . ПМИД 26808107 .
- ^ Парисс, Эммануэль (5 апреля 2021 г.). «22 древних фараона провезли через Каир на эпическом «золотом параде» » . НаукаАлерт . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Гримал 1992 , стр. 223, 225.
- ^ Флетчер 2000 , с. 162.
- ^ Двор-обелиск Аменхотепа III.
- ^ Урк. IV, 1677–1678 гг.
- ^ Гримал 1992 , с. 223.
- ^ Гримал 1992 , с. 224.
- ^ Гримал 1992 , стр. 224, 295.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Клейтон 1994 , с. 118.
- ^ «Статуи Аменхотепа III снова стоят перед храмом фараона» . Латиноамериканский вестник дань . 15 декабря 2014. Архивировано из оригинала 25 августа 2018 года . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ Берман 1998 , стр. 3, 14.
- ↑ Симмонс, Дебра Адамс, « Новые тайны Луксора », National Geographic, 12 апреля 2021 г., с изображениями.
- ^ Кассирер 1952 , с. 128
- ^ Кассирер 1952 , с. 129
- ^ Перейти обратно: а б Кассирер 1952 , с. 130
- ^ Берман 1998 , стр. 11–12.
- ^ Хавасс и др. 2010 .
- ^ Гад и др. 2020 .
- ^ Сильва, М. (2019). «Распутывание митохондриальных линий неолита и бронзового века в Южной Азии» . Анналы биологии человека . 46 (2): 140–144. дои : 10.1080/03014460.2019.1623319 . hdl : 20.500.11820/cb51c121-196b-4cc8-914c-dfdae3bb7750 . ПМИД 31267777 . S2CID 195787671 .
H2b — второстепенная ветвь. Он содержит несколько древних образцов из России, все базальные по отношению к остальной части ветви, в том числе один экземпляр из ямной культуры и один из срубной культуры позднего бронзового века, оба из региона Понтийско-Каспийской степи, а также пять других образцов бронзового века из восточнее Волги: три из Синташты и два из Красноярска. Также в базальной позиции находятся три современных российских образца (два из Алтайского края) и один датский сиквенс. Интересно, что хотя подавляющее большинство (70%) современных последовательностей H2 в нашем наборе данных имеют европейское происхождение, H2b демонстрирует сильный южноазиатский компонент с семью образцами из Пакистана, Индии и Шри-Ланки. Недавно опубликованные синташтинские и красноярские (российские) толщи эпохи средней бронзы (Нарасимхан и др., 2018) вместе с ранее опубликованными ямной и срубной охватывают период от 5 до 3,5 тыс. лет назад. Все это, а также современные южноазиатские последовательности подтверждают наше более раннее предположение о том, что H2b участвовал в перемещениях на восток и юг из Понтийско-Каспийского региона в Южную Азию, документируя его продвижение на восток через Евразийскую степь. Считается, что синташтинская культура в Уральских горах или культура, «происходящая от синташты» (например, андроновская ), распространилась на восток, в Среднюю Азию, 3,8 тыс. лет назад, достигнув Южной Азии.
- ^ Нарасимхан, Вагиш (2019). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии» . Наука . 365 (6457): eaat7487. дои : 10.1126/science.aat7487 . ПМЦ 6822619 . ПМИД 31488661 .
- ^ Хавасс, Внешний вид; Гад, Йехья З.; Измаил, Сомайя; Благотворительность, Рабаб; Фаталла, Дина; Хасан, Нагла; Ахмед, Амаль; Эллейти, Хишам; Болл, Маркус; Габалла, Фаузи; Васеф, Салли; Фатин, Мохаммед; Амер, Хани; Гостнер, Пол; Селим, Ашраф (17 февраля 2010 г.). «Происхождение и патология в семье короля Тутанхамона» . ДЖАМА . 303 (7): 638–647. дои : 10.1001/jama.2010.121 . ISSN 0098-7484 . ПМИД 20159872 .
- ^ Хавасс, Захи; и др. (2012). «Возвращение к гаремному заговору и смерти Рамсеса III: антропологическое, судебно-медицинское, радиологическое и генетическое исследование» . БМЖ . 345 (е8268): е8268. дои : 10.1136/bmj.e8268 . hdl : 10072/62081 . ПМИД 23247979 . S2CID 206896841 . Архивировано из оригинала 14 марта 2023 г. – через Griffith Research Online.
- ^ Кейта, SOY (сентябрь 2022 г.). «Идеи о «расе» в истории долины Нила: рассмотрение «расовых» парадигм в недавних презентациях об Африке долины Нила, от «черных фараонов» до мумий Геномест» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей .
- ^ младший, Уильям Х. Стибинг; Хелфт, Сьюзен Н. (3 июля 2023 г.). Древняя история и культура Ближнего Востока . Тейлор и Фрэнсис. стр. 209–212. ISBN 978-1-000-88066-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Олдред, Сирил (1991). Эхнатон: царь Египта . Темза и Гудзон.
- Аллен, Джеймс П. (2009). «Наследие Амарны» (PDF) . В Брэнде, Питер Джеймс; Купер, Луиза (ред.). Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна . Лейден; Бостон: Брилл. стр. 9–20. ISBN 978-90-04-17644-7 . Проверено 6 февраля 2024 г.
- Бекерат, Юрген фон (1997). Хронология фараонов Египта . Майнц: Филипп фон Заберн. ISBN 3-8053-2310-7 .
- Берман, Лоуренс М. (1998). «Обзор Аменхотепа III и его правления». В О'Конноре, Дэвид; Клайн, Эрик (ред.). Аменхотеп III: Перспективы его правления (изд. 2001 г.). Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 1–25. ISBN 0-472-10742-9 .
- Бланкенберг-ван Делден, Дж. (1969). Большие памятные скарабеи Аменхотепа III . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-00474-0 .
- Кассирер, Манфред (1952). « Hb-sd Стела Аменофиса III». Журнал египетской археологии . 38 : 128–130. дои : 10.2307/3855505 . JSTOR 3855505 .
- Клейтон, Питер (1994). Хроника фараонов . компании Thames & Hudson Ltd. ISBN 9780500050743 .
- Додсон, Эйдан; Хилтон, Дилан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05128-3 .
- Дорман, Питер (2009). «Возвращение к долгому сосуществованию: архитектурная и иконографическая загадка в гробнице Херуефа» (PDF) . В Брэнде, Питер Джеймс; Купер, Луиза (ред.). Оживление его имени: исследования египетской эпиграфики и истории памяти Уильяма Дж. Мурнейна . Лейден; Бостон: Брилл. стр. 65–82. ISBN 978-90-04-17644-7 . Проверено 6 февраля 2024 г.
- Флетчер, Джоан (2000). Хроника фараона – Интимная жизнь Аменхотепа III . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-521660-8 .
- Гад, Йехия; Исмаил, Сомайя; Фаталла, Дина; Хайрат, Рабаб; Фарес, Сьюзен; Боже, Ахмед Закария; Саад, Рама; Мустафа, Амаль; Эль-Шахат, Ислам; Мандил, Наглаа; Фатин, Мохамед; Эллейти, Хишам; Васеф, Салли; Цинк, Альберт; Хавасс, Захи; Пуш, Карстен (2020). «Материнская и отцовская линии в семье царя Тутанхамона» . В Камрине, Дженис; Барта, Мирослав; Икрам, Салима; Ленер, Марк; Мегахед, Мохамед (ред.). Хранитель Древнего Египта: Очерки в честь Захи Хавасса . Чешский институт египтологии. стр. 497–518. ISBN 978-80-7308-979-5 . Проверено 16 февраля 2022 г.
- Граецкий, Вольфрам (2005). Древнеегипетские царицы: Иероглифический словарь . Лондон: Публикации Golden House. ISBN 978-0-9547218-9-3 .
- Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Книги Блэквелла.
- Хавасс, Захи; и др. (17 февраля 2010 г.). «Происхождение и патология в семье короля Тутанхамона» (PDF) . Журнал Американской медицинской ассоциации . 303 (7): 638–647. дои : 10.1001/jama.2010.121 . ПМИД 20159872 . Проверено 18 марта 2022 г.
- Хейс, Уильям (1973). «Внутренние дела от Тутмоса I до смерти Аменофиса III». Ближний Восток и Эгейский регион, ок. 1800–1380 гг . до н.э. Часть 1, Том 2.
- Козлов, Ариэль; Брайан, Бетси (1992). Королевская и божественная скульптура в «Слепящем солнце Египта: Аменхотеп III и его мир» . Кливленд.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Козлов, Ариэль П. (2012). Аменхотеп III: сияющий фараон Египта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-01196-0 .
- Лепроон, Рональд Дж. (2013). Великое Имя: Древнеегипетский царский титул . СБЛ Пресс. ISBN 978-1-58983-736-2 . Проверено 7 декабря 2021 г.
- Лихтейм, Мириам (1980). Древнеегипетская литература: Книга для чтения: поздний период . Издательство Калифорнийского университета.
- Моран, Уильям Л. (1992). Письма Амарны . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-4251-4 .
- О'Коннор, Дэвид; Клайн, Эрик (1998). Аменхотеп III: перспективы его правления . Издательство Мичиганского университета.
- О'Коннор, Дэвид; Клайн, Эрик Х. (2001). Аменхотеп III: перспективы его правления . Издательство Мичиганского университета.
- Ривз, Николас (2000). Эхнатон: лжепророк Египта . Темза и Гудзон.
- Ривз, Николас; Уилкинсон, Ричард Х. (1996). Полная Долина царей: гробницы и сокровища величайших фараонов Египта (изд. 2000 г.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05080-5 . Проверено 6 февраля 2024 г.
- Смит, Графтон Эллиот (1912). Королевские мумии . Каир.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Трой, Лана (1986). «Образцы королевской власти в древнеегипетских мифах и истории». Упсальские исследования древних цивилизаций Средиземноморья и Ближнего Востока . 14 .
- Тилдесли, Джойс (2006). Хроника цариц Египта . Темза и Гудзон.