Фрэнсис Сеймур Хейден

Сэр Фрэнсис Сеймур Хейден CMG FRCS PPRE (16 сентября 1818 — 1 июня 1910) — английский хирург , более известный как оригинальный офортист , пропагандировавший оригинальные гравюры. Он был в центре возрождения офорта в Великобритании и был одним из основателей Общества художников-граверов, ныне Королевского общества художников-граверов , в качестве его первого президента. Он также был коллекционером и исследователем гравюр Рембрандта .
Жизнь
[ редактировать ]
Хейден родился по адресу Лоуэр-Слоун-стрит , 62 , Челси, Лондон . Его отец, Чарльз Томас Хейден , был известным врачом и любителем музыки. Он получил образование в школе Дерби , больнице Христа и университетском колледже в Лондоне, а также учился в Сорбонне в Париже, где получил степень в 1840 году. [1] [2] В 1842 году он был принят в члены Коллегии хирургов в Лондоне. [3]
Художественная карьера
[ редактировать ]
В 1843–44 вместе со своими друзьями Дювалем, Ле Канном и полковником Гибу он путешествовал по Италии и сделал свои первые этюды и шесть офортов с натуры. Хейден не посещал художественную школу и не имел учителей рисования, но между 1845 и 1848 годами он внимательно изучал портфолио гравюр, принадлежавших перекупщику по имени Лав, у которого был магазин на Банхилл-Роу, старом квакерском квартале Лондона. Располагая гравюры в хронологическом порядке, он изучал, в частности, произведения великих оригинальных граверов Альбрехта Дюрера , Лукаса ван Лейдена и Рембрандта . [3]
Как упоминалось в «Print REbels», посвященном, главным образом, двухсотлетнему юбилею Хейдена: Изысканные линии, особенно заусенцы сухой иглы, иногда каллиграфические по чувственности, можно увидеть на гравюрах Хейдена, большинство из которых представляют собой пейзажи. К этому следует добавить его диапазон и интенсивность выражения. Он выражает максимум посредством минимума, чтобы достичь сути своего предмета: то, что сам Хейден называл «трудом бездействия». [4] Гравюра Хейдена была взаимно поддержана его младшим зятем, Джеймсом Макнилом Уистлером , в доме Хейдена на Лоуэр-Слоун-стрит в 1855 году. Там был установлен офортный станок, и какое-то время Хейден и Уистлер вместе работали над серией гравюр с изображением гравюр. Темза . Однако отношения и проект длились недолго. [5]

Хейден следил за искусством оригинальной гравюры с такой энергией, что стал не только выдающимся британским представителем этого искусства с 1865 года, но и способствовал его возрождению в Англии. Его напряженные усилия и настойчивость, чему способствовали секретарские способности сэра Уильяма Р. Дрейка Р.Э., привели к основанию Королевского общества художников-граверов и граверов , которое с 1990 года называлось Королевским обществом художников-граверов. Под руководством президента Хейдена Обществом в течение тридцати лет с сильной рукой с самого начала в 1880 году. «Как PRE», Фредерик Кеппель, писатель и коллекционер гравюр, писал: «Сэр Фрэнсис Сеймур Хейден проделал большую работу по поддержанию здравой доктрины в гравюре. Ничто не признавалось, что было «коммерческим». «по характеру, и гравюры, сделанные после картин других рук, были решительно исключены». Фактически, что касается членов RE, «он правил ими железным прутом». Однако «к членству стремились так сильно, что многие знаменитости и ее коллеги так и не были избраны, хотя они очень старались к этому». [3] [4]
Несмотря на изучение Хейденом старых мастеров своего искусства, его собственные пластины были очень индивидуальными. [3] Он предпочитал работать прямо на пластине перед объектом. [6] Малкольм Саламан Хон Р.Э. писал о том, как Хейден рисовал с натуры; «с той широтой, свободой и непосредственностью эффекта, которые, предполагая набросок, представлял собой настоящий рисунок офортиста». [6] Даже когда он работает по картине другого художника, его личность доминирует на пластине, как, например, на большой пластине, которую он выгравировал по мотивам « Дж. М. У. Тёрнера » Пирса Кале , которая является классическим примером того, что может сделать интерпретационная работа в черно-белом режиме. Из его оригинальных пластинок, всего 263, [4] одним из самых заметных было большое Распад Агамемнона .[4]


Ранняя пластинка, редкая и самая красивая, — Thames Fisherman . Миттон-холл отличается широким оформлением и прекрасно передает тенистую тисовую аллею, ведущую к старому особняку (ныне отель в Ланкашире) в сентябрьском солнечном свете. Sub Tegmine был выгравирован в Гринвичском парке в 1859 году; и «Раннее утро — Ричмонд », полное поэзии и свежести часа, было сделано, по словам Хейдена, фактически на восходе солнца.
Также упоминается в Print REbels: «Лучшие и редчайшие композиции Хейдена были созданы вдоль реки Мутин, в Гринпарке в Дандраме, графство Типперэри, и в Гленмалуре, графство Уиклоу. Этот хирург-гравер посетил Ирландию четыре раза в период с 1859 по 1864 год. «Впечатления от реки в Ирландии», «Дорога в Типперэри» и «Закат в Ирландии» признаны во всем мире одними из лучших пейзажных офортов XIX века. Кеннет Гишар пишет в книге «Британские офорты 1850–1950 годов», опубликованной в Лондоне в 1977 году:
«Закат в Ирландии, должно быть, одна из величайших гравюр, когда-либо созданных гравюрой: можно почувствовать росу, начинающуюся в конце приятного вечера в Типперэри». [4]
Это подтверждается в книге Рэймонда Листера и Робина Гартона «Великие образы эстампов» 1978 года:
1863 год был для Хейдена выдающимся годом в гравюре. «Закат в Ирландии» — одна из величайших гравюр своего времени. Он обладает мощью «реки в Ирландии», но его текстура все же богаче, с оттенком влажных сумерек, часто встречающихся в Ирландии. И в реке, изгибающейся в лесистых местах, есть нотка таинственности. Местами линии штриховки кажутся почти небрежными, где большая часть композиции заштрихована диагональными линиями. Кажущаяся небрежность — часть расчетливого и блестящего дара внушения Хейдена. Табличка была выгравирована на месте в Дандрам-парке в Типперэри». [4]
Среди других примечательных пластинок - «Комб-Боттом» , «Пруд Шер-Милл» (как маленький кабинет, так и большая пластина), «Тропа для буксировки», «Замок Килгарен», «Три сестры», «Баттерси-Рич – из окна Уистлера», «Пентон-Хук» , «Мрачная Испания» и «Вечерняя рыбалка», Лонгпариш». «Закат в Ирландии» — признанный пасторальный шедевр Хейдена. [4] Каталог его работ был начат сэром Уильямом Дрейком и завершен Харрингтоном в 1880 году. В последующие годы Хейден также начал практиковать меццо-тинто -гравюру с определенным успехом, которого он уже достиг в чистом офорте и сухой игле. Среди его меццо-тинтов «Ранний подъем» , олень, видимый сквозь утренний туман, «Рыбалка хариуса» и «Пруд с лососем на реке Спей» . Он также создавал картины и рисунки углем деревьев и парковой местности. [3]
Сочинения
[ редактировать ]
Изучение Рембрандта Хейденом не только повлияло на его оригинальные работы, но и привело к созданию важной монографии о гравюрах голландского художника. Хейден был первым, кто каталогизировал гравюры Рембрандта в хронологическом порядке и по «состояниям». [4] С помощью книг и лекций, а также с помощью выставки в Берлингтонском клубе изящных искусств в 1877 году он попытался дать истинное отражение творчества Рембрандта. [3] исключив из своего творчества большое количество ранее приписывавшихся ему пластинок. [7] Доводы Хейдена были основаны на результатах изучения произведений мастера в хронологическом порядке и четко выражены в его монографии « Гравюры Рембрандта, критически переосмысленные» , напечатанной в частном порядке в 1877 году, и в книге «Гравюры Рембрандта: правда и ложь». (1895). [3] 102 гравюры Рембрандта из коллекции Хейдена были выставлены одновременно с ежегодной выставкой RE в 1890 году.
Другие книги, написанные Хейденом, еще не упомянутые:
- Этюды офорта (Париж, 1865 г.) [8]
- О офорте (Лондон, 1879 г.) [9]
- Искусство художника-гравера (Лондон, 1890 г.)
- Относительные претензии офорта и гравюры на звание изящных искусств и на представление в Королевской академии (Лондон, 1883 г.)
- Обращение к студентам Винчестерской школы искусств (Винчестер, 1888 г.)
- Кремация: брошюра (Лондон, 1875 г.)
- Избавление от мертвых, призыв к законодательству (Лондон, 1888 г.).
Как показывают последние два, он был ярым сторонником системы захоронения «земля-земля». [3] Во время лондонского «погребального кризиса» конца 1840-х годов, после нескольких эпидемий, он высказал предложение отправить тела умерших лондонцев в устье Темзы для использования в мелиорации земель, но это не встретило большого одобрения. [10]
Почести и наследие
[ редактировать ]
Среди многочисленных наград Хейден получил Гран-при Парижа в 1889 и 1900 годах, а также стал почетным членом Института Франции, Академии изящных искусств и Общества французских художников. Хейден был посвящен в рыцари в 1894 году за заслуги «в развитии оригинальной гравюры и офорта».
Print REbels - выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Хейдена и прославляющая происхождение Королевского общества художников-граверистов, основанного Хейденом, была открыта обществом в галерее Бэнксайд в Лондоне. В 2018 и 2019 годах она посетила британские музеи и галереи в Кембридже, Челтнеме, Мальборо, Девоне и Уэльсе, а также в Испании. В июле и августе 2021 года эта выставка побывала в Дублине, Ирландия, в выставочном зале Knight of Glin, Доме собраний. , штаб-квартира Ирландско-грузинского общества . Каталог/книга на 346 страниц, написанная Эдвардом Тухигом Р.Э. и опубликованная Королевским обществом художников-граверистов в апреле 2018 года, всесторонне отражает достижения и влияние Хейдена. В рамках празднования также было создано ограниченное издание «REbels Portfolio» нынешними членами Королевского общества художников-граверистов. Бокс-сеты этого портфолио находятся в постоянной коллекции Британского музея ; Эшмоловский музей , Оксфорд; Музей Фицуильяма , Кембридж и Королевская коллекция .
Семья
[ редактировать ]
В 1847 году он женился на музыкантке Даше Уистлер, сводной сестре художника Джеймса Макнила Уистлера (у братьев и сестер только один отец); и его старший сын, Фрэнсис Сеймур Хейден (род. 1850), получил образование в колледже Мальборо в Уилтшире и сделал выдающуюся карьеру в качестве члена правительства в колонии Натал с 1881 по 1893 год, а в 1890 году стал членом CMG. [3] Его дочь Энн была матерью писательницы детективов Молли Тинн .
Библиография
[ редактировать ]- Каталог-резонне гравюр сэра Фрэнсиса Сеймура Хейдена доктора Ричарда С. Шнайдермана (1983) ISBN 978-0-9060-3016-5 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Биографическая запись – Хейден, сэр Фрэнсис Сеймур (1818–1910)» . Королевский колледж хирургов . Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ «Фрэнсис Сеймур Хейден (Биографические подробности)» . Британский музей .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хейден, сэр Фрэнсис Сеймур ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тухиг, Эдвард (2018). Печать REbels: Хейден – Палмер – Уистлер и истоки RE . Лондон: Королевское общество художников-граверистов и галерея Бэнксайд . ISBN 9781527217751 .
- ↑ Garton & Co. Архивировано 28 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Саламан, Малькольм (1917). Графика Великобритании . Лондон: Студия. п. 57 .
- ^ Вудфилд, Э. Х. Гомбрич; под редакцией Ричарда (1987). Размышления об истории искусства: взгляды и рецензии (1-е изд.). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 138. ИСБН 9780520061897 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хейден, Фрэнсис Сеймур (1879). Гравированная работа Рембрандта . Макмиллан и компания.
- ^ Хейден, Фрэнсис Сеймур (1879). О травлении . Общество изящных искусств . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Арнольд, Кэтрин (2006). Некрополь: Лондон и его мертвецы . Саймон и Шустер. п. 160.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Хейден, сэр Фрэнсис Сеймур ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 797–798. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сэр Фрэнсис Сеймур Хейден на artoftheprint.com
- Х. Нэзиби Харрингтон: Гравированные работы сэра Фрэнсиса Сеймура Хейдена, PRE Иллюстрированный и описательный каталог. Генри Янг и сыновья, Ливерпуль, 1910 год.
- Британский музей: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/search.aspx?searchText=Seymour+haden+
- Портрет сэра Фрэнсиса Сеймура Хейдена работы Альфонса Легро в Художественном музее Мичиганского университета