Jump to content

Фердинанд Ходлер

Фердинанд Ходлер
Автопортрет, 1912 год.
Рожденный ( 1853-03-14 ) 14 марта 1853 г.
Берн , Швейцария
Умер 19 мая 1918 г. ) ( 1918-05-19 ) ( 65 лет
Женева , Швейцария
Известный рисование
Движение Символизм
Подпись

Фердинанд Ходлер (14 марта 1853 – 19 мая 1918) был швейцарским художником. Он один из самых известных швейцарских художников девятнадцатого века. Его ранними работами были портреты, пейзажи и жанровые картины в реалистическом стиле. Позже он принял личную форму символизма , которую назвал «параллелизмом».

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Ходлер родился в Берне и был старшим из шести детей. Его отец, Джин Ходлер, зарабатывал скудно, работая плотником; его мать, Маргарита ( урожденная Нейкомм), была из крестьянской семьи. [1] К тому времени, когда Ходлеру исполнилось восемь лет, он потерял отца и двух младших братьев из-за туберкулеза . [2] Его мать снова вышла замуж за художника-декоратора по имени Готлиб Шюпах, у которого было пятеро детей от предыдущего брака. Рождение дополнительных детей увеличило размер семьи Ходлера до тринадцати. [2]

Финансовое положение семьи было плохим, и девятилетнего Ходлера заставили работать, помогая отчиму рисовать вывески и выполнять другие коммерческие проекты. После смерти матери от туберкулеза в 1867 году Ходлера отправили в Тун в ученики к местному художнику Фердинанду Зоммеру. [2] У Соммера Ходлер научился ремеслу рисования обычных альпийских пейзажей, обычно копированных с репродукций, которые он продавал в магазинах и туристам. [2]

В 1871 году, в возрасте 18 лет, Ходлер пешком отправился в Женеву, чтобы начать свою карьеру художника. Он посещал научные лекции в Женевском колледже , а в тамошнем музее копировал картины Александра Калама . [3] В 1873 году он стал учеником Бартелеми Менна и исследовал работы Дюрера о пропорциях. [3]

В 1875 году он совершил поездку в Базель , где изучал картины Ганса Гольбейна , особенно «Мертвого Христа во гробе» , которые повлияли на многие трактовки темы смерти Ходлером. [4] В 1878 году он отправился в Мадрид, где пробыл несколько месяцев и изучал произведения таких мастеров, как Тициан , Пуссен и Веласкес, в Музее Прадо . [3]

В 1880–1881 годах Ходлер написал «Автопортрет» («Злой») , в котором выражение его лица отражало раздражение по поводу продолжающейся бедности и отсутствия признания. [5] Когда его выставили в Женеве, его высмеяли, что послужило поводом для замечания Ходлера другу, что швейцарцы «не поймут меня, пока не увидят, что меня понимают где-то еще». [5] Он представил картину в Парижский салон , где это была его первая работа, принятая, хотя критики ее проигнорировали. [5]

Работы ранней зрелости Ходлера состояли из пейзажей, фигурных композиций и портретов, исполненных энергичного реализма . В 1884 году Ходлер познакомился с Огюстином Дюпеном (1852–1909), который стал его компаньоном и моделью на следующие несколько лет. Их сын, Гектор Ходлер , основавший Всемирную ассоциацию эсперанто в 1908 году, родился в 1887 году. [6]

Ходлер был женат дважды. С 1889 года до их развода в 1891 году Ходлер был женат на Берте Штуки, которая изображена на его картине «Поэзия» (1897, Музей гештальтунга , Цюрих). [7] В 1898 году Ходлер женился на Берте Жак (1868–1957), с которой познакомился в 1894 году. [8]

Параллелизм

[ редактировать ]
Ночь , 1889–1890, Берн, художественный музей.

В последнее десятилетие девятнадцатого века его работы развивались, сочетая в себе влияние нескольких жанров, включая символизм и модерн . В 1890 году он завершил «Ночь» , работу, которая ознаменовала поворот Ходлера к символистским образам. [3] На нем изображены несколько лежащих фигур, все они расслаблены во сне, за исключением взволнованного мужчины, которому угрожает фигура, окутанная черным, что Ходлер задумал как символ смерти. [9] Когда Ходлер представил картину на выставку изящных искусств в Женеве в феврале 1891 года, переплетенные обнаженные фигуры вызвали скандал; мэр счел работу непристойной, и ее сняли с выставки. [6] Несколько месяцев спустя Ходлер выставил «Ночь в Париже» в Салоне, где она привлекла благосклонное внимание и была поддержана Пюви де Шаванном и Роденом . [10]

Ходлер разработал стиль, который он назвал «параллелизмом», который подчеркивал симметрию и ритм, которые, по его мнению, составляли основу человеческого общества. [3] В таких картинах, как «Избранный» (1893), группы фигур расположены симметрично в позах, напоминающих ритуал или танец. Ходлер рассматривал женщину как воплощение стремления к гармонии с природой, а ребенок или юноша олицетворял невинность и жизненную силу. [10] В «Эвритмии» (1895) тема смерти представлена ​​рядом из пяти мужчин в парадных одеждах, идущих упорядоченной процессией по тропинке, усыпанной опавшими листьями. [11]

Ходлер написал ряд масштабных исторических картин, часто на патриотическую тематику. [3] В 1897 году он принял заказ на создание серии больших фресок для Оружейной комнаты Швейцарского земельного музея в Цюрихе. [3] Предложенные им композиции, в том числе «Битва при Мариньяне» , изображающая битву, которую проиграли швейцарцы, были спорными из-за их образности и стиля, и Ходлеру не разрешалось выполнять фрески до 1900 года. [11]

Банкнота номиналом 50 швейцарских франков второй серии 1911 года, "Лесоруб" работы Ходлера

В 1900 году Ходлер выставил три основные работы — «Ночь» , «Эвритмия» и «День» (1900) — на Всемирной выставке в Париже, где они получили награды. [12] Его пригласили присоединиться к группам Берлинского сецессиона и Венского сецессиона . В 1904 году он показал 31 работу в Вене, что принесло ему еще большее признание и успех в продажах, что, наконец, облегчило его бедность. [6] Работы Ходлера после 1900 года приобрели экспрессионистский характер с ярко окрашенными и геометрическими фигурами. Пейзажи были сведены к минимуму, иногда они представляли собой неровный клин земли между водой и небом. Историк искусства Зепп Керн говорит, что на Женевском озере (около 1911 г.) «составлены полосы, образованные береговой линией, горами и их отражением на поверхности воды вместе с трехчастным ритмичным фризом облаков. сформировать космологическое целое». [3]

В ноябре 1900 года федеральный советник Земп, президент почтового и железнодорожного департамента, объявил конкурс на дизайн новой швейцарской почтовой марки. Ходлер анонимно прислал рисунок с изображением фрайбургского пастуха, который 35 лет спустя использовался в швейцарском блоке Pro Patria в 1936 году. [13]

Валентина Годе-Дарель на больничной койке , 1914, холст, масло.

В 1908 году Ходлер встретил Валентину Годе-Дарель, которая стала его любовницей, хотя он продолжал жить со своей второй женой. [14] В 1913 году у Годе-Дарель был диагностирован гинекологический рак, и многие часы, проведенные Ходлер у ее постели, привели к созданию замечательной серии картин, документирующих ее выздоровление от этой болезни. [15] В январе 1914 года, через три месяца после рождения дочери Полины, Годе-Дарель перенесли операцию по поводу рака. В июне 1914 года ей сделали вторую операцию. [16] Ее смерть в январе 1915 года сильно повлияла на Ходлера. Он занялся работой над серией из примерно 20 интроспективных автопортретов , датированных 1916 годом.

В 1914 году он подписал петицию интеллектуалов из Женевы, осуждающую немецкие зверства, совершенные с применением артиллерии против Реймсского собора . [17] Его швейцарские и немецкие друзья пытались заставить его отозвать подпись, но он отказался. [17] В отместку за это его исключили из нескольких немецких художественных объединений. [17]

К 1917 году его здоровье ухудшалось. В ноябре того же года он заболел отеком легких и сказал сыну, что подумывает о самоубийстве. [18] Хотя в основном он был прикован к постели, за несколько месяцев до своей смерти 19 мая 1918 года он нарисовал несколько видов Женевы со своего балкона. [19]

Наследие

[ редактировать ]
Могила Ходлера на кладбище Сен-Жорж в Женеве.

В свое время особое восхищение вызывали картины Ходлера на патриотическую тематику размером с фреску. По словам Зеппа Керна, Ходлер «помог возродить искусство монументальной настенной живописи, и его работы считаются воплощением швейцарской федеральной идентичности». [3]

Многие из самых известных картин Ходлера представляют собой сцены, в которых персонажи занимаются повседневными делами, например, знаменитый дровосек ( «Der Holzfäller» , 1910, Музей Орсе , Париж). В 1908 году Швейцарский национальный банк поручил Ходлеру создать два дизайна новых бумажных денег. Его проекты были противоречивыми: вместо портретов известных людей Ходлер предпочитал изобразить дровосека (для банкноты в 50 швейцарских франков ) и жнеца (для банкноты в 100 франков). [20] Оба появились во второй серии заметок 1911 года.

Большая часть работ Ходлера находится в государственных коллекциях Швейцарии. Другие коллекции, в которых хранятся крупные произведения, включают Музей Орсе в Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Институт искусств Чикаго .

Споры по поводу нацистских грабежей и требований о реституции

[ редактировать ]

Многие из коллекционеров Ходлера были немецкими евреями, которые преследовались нацистами с 1933 по 1945 год. В результате была выражена обеспокоенность, когда после Второй мировой войны обнаружились произведения Ходлера с пробелами в истории владения. появилась картина «Lied aus der Ferne», которую немецко-еврейский промышленник и коллекционер польского происхождения Макс Мейровский Когда в 1938 году в коллекции швейцарского политика Кристофа Блохера был вынужден продать в 1938 году , это положило начало дебатам о разграбленных нацистами произведениях искусства в Швейцарии. . [21] [22]

На картину Ходлера «Тунерзее со Штокхорнкеттом», находящуюся в Фонде Саймона и Шарлотты Фриков, заявила права семья еврейского коллекционера произведений искусства Макса Зильберберга , убитого в Освенциме. [23]

По данным Christie's , картина Ходлера «Thunersee mit Niesen» была украдена в результате нацистских преследований из Эрнста Флерсхайма во Франкфурте-на-Майне и продана галереей Натана в Цюрихе частному коллекционеру, а затем возвращена семье Флерсхайм. [24]

Немецкий фонд утраченного искусства перечисляет 37 работ Ходлера. [25]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хауптман и Ходлер 2007, с. 9.
  2. ^ Jump up to: а б с д Хауптман и Ходлер 2007, с. 10.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Керн, Oxford Art Online .
  4. ^ Хауптман и Ходлер 2007, с. 12.
  5. ^ Jump up to: а б с Хауптман и Ходлер 2007, с. 14.
  6. ^ Jump up to: а б с Хауптман и Ходлер 2007, с. 100.
  7. ^ Хауптман и Ходлер 2007, стр. 43, 100.
  8. ^ Ходлер 1983, с. 28.
  9. ^ Ходлер 1983, с. 135.
  10. ^ Jump up to: а б «Фердинанд Ходлер (1853–1918)», Музей Орсе.
  11. ^ Jump up to: а б Хауптман и Ходлер 2007, с. 43.
  12. ^ Хауптман и Ходлер 2007, с. 28.
  13. ^ http://www.ganzsachen.ch/seiten/SBZ0113ArtUFehlmann.pdf Ульрих Фельманн Споры по поводу Уолтера: полемика по поводу выпуска марок 1907 года .
  14. ^ Випплингер, Ханс-Петер, Диана Блом, Фердинанд Ходлер и Агнес Вукович (2017). Фердинанд Ходлер: Избирательное сродство от Климта к Шиле = Избирательное сродство от Климта к Шиле . Кёльн: книжный магазин Walther König. ISBN   9783960982203 .
  15. ^ Хауптман и Ходлер, 2007, стр. 36.
  16. ^ Песталоцци, Бернхард К. (1 апреля 2002 г.). «Глядя на умирающего пациента: картины Фердинанда Ходлера Валентины Годе-Дареля» . Журнал клинической онкологии . 20 (7): 1948–1950. дои : 10.1200/JCO.2002.20.7.1948 . ISSN   0732-183X . ПМИД   11919258 .
  17. ^ Jump up to: а б с Фердинанд Ходлер: выставка «Национальная галерея Берлина», Государственные музеи прусского культурного наследия, Берлин, 2–24 марта. Апрель 1983 г., Музей Малого Дворца, Париж, 11–24 мая. Июль 1983, Кунстхаус Цюрих, 19-23 августа. Октябрь 1983 г. (на немецком языке). Кунстхаус Цюрих. 1983. с. 419.
  18. ^ Ходлер 1983, с. 44.
  19. ^ Хауптман и Ходлер 2007, с. 102.
  20. ^ Хауптман и Ходлер 2007, с. 31.
  21. ^ «Швейцарский политик задал вопрос о картине, украденной нацистами» . www.thelocal.ch . Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  22. ^ «Украденное искусство: След синей танцовщицы ведет к Блохеру» . www.woz.ch (на немецком языке). 14 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  23. ^ «Schwierige Muche nach Nazi-Raubkunst в Санкт-Галлене - Трудные поиски украденных нацистами произведений искусства в Санкт-Галлене» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 23 июля 2018 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
  24. ^ «Фердинанд Ходлер (1853-1918)» . www.christies.com . Проверено 19 января 2022 г. Эрнст Флерсхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (к 1911 г.). Разграблено в результате нацистских преследований 1937-1939 гг. Частная коллекция, Германия. Галерея Натан, Цюрих. Частная коллекция, Нью-Йорк (приобретена из вышеперечисленных, 1981 г.). Благотворительный фонд, США (по происхождению от вышеперечисленных и продан в сотрудничестве с наследниками Эрнста Флерсхайма).
  25. ^ «Поиск Фердинанда Ходлера | База данных утерянных произведений искусства» . www.lostart.de . Проверено 19 января 2022 г.
  • Фельманн, Марк. Обзор редакций Оскара Бетчмана и Пауля Мюллера, Фердинанда Ходлера. Каталог картин-резоне «Пейзажи», Цюрих, 2008 г.: http://www.19thc-artworldwide.org/index.php/autumn09/ferdinand-hodler-catalogue-raisonne
  • Фишер, Матиас (2009). Молодой Ходлер. Карьера художника 1872–1897 , Веденсвиль: Нимб. ISBN   978-3-907142-30-1 .
  • Хауптман, Уильям, и Ходлер, Фердинанд (2007). Ходлер . Милан: 5 континентов. ISBN   978-88-7439-362-6 .
  • Ходлер, Фердинанд, Франц Зельгер, Лукас Глор, Швейцарский институт искусствознания и Культурный центр Зеедамм . (1981). Ранний Ходлер: Работа 1870-1890 гг . Берн: Бентели. ISBN   3716503657 .
  • Ходлер, Фердинанд (1983). Фердинанд Ходлер, 1853–1918: Париж, Музей Малого дворца, 11 мая – 24 июля 1983 г.: Берлин, 2 марта – 24 апреля 1983 г.: Цюрих, 19 августа – 23 октября 1983 г. Париж: Французская ассоциация художественных действий. ISBN   2865450201 .
  • Ходлер, Фердинанд, Джилл Ллойд, Ульф Кюстер и Оскар Бетшманн (2012). Фердинанд Ходлер: взгляд в бесконечность . Остфильдерн: Хатье Канц. ISBN   978-3-7757-3380-9 .
  • Керн, Зепп. «Ходлер, Фердинанд». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб.
  • Фердинанд Ходлер. Каталог-резонне картин. пейзажи. Том 1. Издано Швейцарским институтом искусствоведения Цюриха. Шайдеггер и Шписс, Цюрих, 2008 г., ISBN   978-3-85881-244-5 . (Том 1 содержит подтом 1 [кат. 1-300] и подтом 2 [кат. 301-626, D1-D52 (сомнительные авторства), R1-R70 (ошибочные и ложные атрибуции).]
  • Фердинанд Ходлер. Каталог-резонне картин. Изображения. Том 2. Издано Швейцарским институтом искусствознания Цюриха. Шайдеггер и Шписс, Цюрих, 2012 г., ISBN   978-3-85881-255-1 . ([Кат. 627–1055, Кат. D53–D68 (сомнительные атрибуции), Кат. R71–R105 (ошибочные и ложные атрибуции).]
  • Тобиас Г. Наттер (редактор): Ходлер, Климт и Wiener Werkstätte , Scheidegger & Spiess, Цюрих, 2021, ISBN 978-3-03942-016-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 718352795c21e165089bf838cf7962bc__1718054700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/bc/718352795c21e165089bf838cf7962bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ferdinand Hodler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)