Фриц Натан
Фриц Натан | |
---|---|
Рожденный | 30 июня 1895 г. Мюнхен |
Умер | 28 февраля 1972 г. Цюрих | (76 лет)
Занятие | Арт-дилер |
Фриц Натан (30 июня 1895, Мюнхен — 28 февраля 1972, Цюрих) — немецко-швейцарский галерист и арт-дилер.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фриц Натан родился как сын от второго брака Александра Натана; от первого брака отца у него было четверо сводных братьев и сестер, намного старших. Его матерью была Ирен Хельбинг, сестра мюнхенского аукциониста Хьюго Хельбинга , отец которого уже был антикваром. Когда Натану было 13 лет, его отец умер, и Хелбинг стал его опекуном. [ 1 ] Когда разразилась Первая мировая война, Натан поступил на медицинский факультет и пошел добровольцем на медицинскую службу. В 1922 году он завершил медицинское образование со степенью доктора. В том же году он женился на Вильгельмине Эрике Хейно. Он присоединился к художественному магазину своего сводного брата Отто Х. Натана, которым продолжал управлять в одиночку после своей смерти в 1930 году.
В 1924 году компания переехала на Людвигштрассе в Мюнхене и получила название Ludwigs Galerie. Натан особенно интересовался картинами периода немецкого романтизма, эпохи, в которой он вскоре стал специалистом. Он продавал работы Каспара Давида Фридриха коллекционерам и музеям, в том числе картину 1930 года «Меловые скалы на Рюгене» из коллекции Юлиуса Фройнда в Берлине швейцарскому коллекционеру и покровителю Оскару Рейнхарту из Винтертура, с которым у Натана были все более тесные деловые отношения и дружба. [ 2 ]
В эти годы в галерее Людвига также проводились монографические выставки: 1926 г. - Карла Филиппа Фора, 1928 г. - Ганса Тома, 1931 г. - Фридриха Васмана (Коллекция Бернта Грёнвольда) и 1934 г. - Людвига Рихтера. В 1929 году в сотрудничестве с фирмой «Хюго Хельбинг» Натан организовал в Берлине выставку немецкой живописи 1780–1850 годов. Тематическая выставка романтической живописи в Германии и Франции прошла в 1931 году с компанией Пауля Кассирера в Берлине в новых помещениях на Бриеннерштрассе 46 в Мюнхене, а выставка искусства эпохи Гете в 1932 году с той же компанией в Берлине. .
Преследование нацистов и торговля произведениями искусства в Швейцарии
[ редактировать ]После прихода к власти нацистов Натану пришлось переместить галерею на Оттоштрассе, 5, после чего профессиональный запрет на евреев вынудил его в 1935 году передать компанию своей давней сотруднице Кете Тэтер. В марте 1936 года он эмигрировал со своей женой и троих детей в Санкт-Галлен , где ему ранее было поручено повысить качество коллекции картин Штурценеггера, принадлежащей Художественному музею Санкт-Галлена. [ 3 ] Благодаря помощи Оскара Рейнхарта и мэра Санкт-Галлена Конрада Нэгели Натан получил разрешение на работу. Ему удалось быстро зарекомендовать себя и в 1937 году он стал членом Швейцарской ассоциации торговли произведениями искусства (1953–1963 вице-президент, затем почетный член). В новой среде Натан расширился до швейцарской и французской живописи XIX века, областей, в которых он вскоре стал одним из лучших экспертов.
Споры по поводу украденных нацистами произведений искусства и продаж под принуждением
[ редактировать ]В эпоху нацизма (1933–1945) Натан продал множество произведений искусства, принадлежавших немецким евреям, бежавшим от нацистов. [ 4 ] Его защитники утверждают, что он помогал еврейским беженцам, одним из которых он был. Однако многие семьи не согласны с такой интерпретацией событий и подали иски о возврате произведений искусства, которые, по их словам, были проданы под принуждением. [ 5 ] Натан был внесен Отделом по расследованию грабежей произведений искусства в список имен, отмеченных красным флажком, и его часто называют важным членом сетей по продаже произведений искусства как во время, так и после войны. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Согласно итоговому отчету Независимой экспертной комиссии Швейцария — Вторая мировая война ( отчет Бержье ): «Среди эмигрировавших арт-дилеров Фриц Натан был, вероятно, самым важным поставщиком крупных частных коллекций Оскара Рейнхарта и Эмиля Г. Бюрле ». [ 9 ] [ 10 ] Он также работал со швейцарскими дилерами, такими как Вальтер Фейлхенфельдт, в 1940-х годах. [ 11 ] [ 12 ]
В 1948 году Натан получил швейцарское гражданство, в 1951 году он переехал с семьей в Цюрих, где продолжил пополнять Эмиля Георга Бюрле частную коллекцию . Он также оставался активным для Оскара Рейнхарта , для которого он смог договориться о нескольких покупках из поместья коллекции Отто Герстенберга , например, картины «Au Café» Эдуарда Мане .
Деятельность Натана расширилась в Цюрихе, он поставлял работы музеям Швейцарии, Германии, Англии и США, а также ряду швейцарских и иностранных частных коллекционеров. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] После смерти жены Эрики в 1953 году он женился на Ильзе-Габриэль Наст-Кольб (1920–2016) в 1955 году. Его сын Питер Натан (1925–2001) стал доктором филологии. присоединившись к художественной мастерской своего отца в 1953 году, Фриц Натан продолжал работать дилером незадолго до конца своей жизни. В 2017 году его внук Йоханнес возглавил компанию в Цюрихе и Потсдаме.
Судебные иски и требования о реституции произведений искусства
[ редактировать ]Несколько произведений искусства, прошедших через галереи Фрица Натана, Питера Натана или Натана, стали объектом судебных исков или требований о реституции. Некоторые из них включают в себя:
- Rosiers sous les arbres Густава Климта , купленная Лувром у галереи Натана в 1980 году, ранее находившаяся в коллекции жертвы Холокоста Норы Стиасны : Галерея Натана купила картину у нацистского художника Филиппа Хойслера, который приобрел Климта в 1938 году при неоднозначных обстоятельствах. от Норы Стясны; Франция вернула картину наследникам Стиасны в 2022 году. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- Одалиска работы Камиля Коро, в Художественном музее Санкт-Галлена, ранее находившаяся в коллекции Жоссе Бернхайма-Жена, поселение с совместным пожертвованием музею. [ 19 ]
- Champ de coquelicots près de Vétheuil работы Клода Моне , в коллекции Эмиля Бюрле , ранее находившаяся в коллекции Макса Эмдена . [ 20 ] Коллекция Бюрле отклонила это утверждение. [ 21 ] [ 22 ]
- «Скала Отпьера» Гюстава Курбе , Чикагский институт искусств , ранее находившаяся в коллекции Макса Зильберберга , поселение в 2001 году с наследником Зильберберга. [ 23 ] [ 24 ]
- «Дама с красной блузкой» , работа Адольфа Мензеля , из коллекции Оскара Рейнхарта , ранее находившаяся в коллекции Эрны Фелиции и Ханса Лахманна-Моссе , экспроприирована у семьи в 1934 году и возвращена Фондом Оскара Рейнхарта наследникам Моссе в 2015 году. [ 25 ]
- Вид на озеро Альтаусзее и Дахштайн работы Фердинанда Георга Вальдмюллера (1834 г.), предоставленный правительством Германии в аренду Государственному художественному залу Карлсруэ и возвращенный наследникам Германа Эйсслера в 2020 году. [ 26 ]
Публикации (подборка)
[ редактировать ]- Каталоги выставок галереи Людвигс, Мюнхен.
- Карл Филипп Фор (1927)
- Эмиль Луго (1928)
- Немецкие художники 1780–1850 (1929, в сотрудничестве с берлинским филиалом компании Хьюго Хельбинга)
- Ганс Томас (1929)
- Романтическая живопись в Германии и Франции (1931 в сотрудничестве с фирмой Пауля Кассирера, Берлин)
- Коллекция Бернта Грёнвольда, работы Фридриха Васмана и других. (1932)
- Немецкое искусство в эпоху Гете (1932, в сотрудничестве с труппой Пауля Кассирера, Берлин)
- Людвиг Рихтер (1934)
- Публикации Фрица Натана во время его работы в Швейцарии (подборка)
- Фриц Натан: Десять лет работы в Санкт-Галлене: 1936–1946. Санкт-Галлен, 1946 год.
- Фриц Натан и Питер Натан: 25 лет, 1936–1961. Винтертур, 1961 год.
- Фриц Натан и Питер Натан: 1922–1972. Цюрих 1972.
- Фриц Натан: Воспоминания из моей жизни. Цюрих, 1965 год.
Литература
[ редактировать ]- Алекс Фёмель, Даниэль-Генри Канвейлер , Фриц Натан: Радости и горести арт-дилера. Дюссельдорф, 1964 год.
- Ханс Курьель : Некролог в Neue Zürcher Zeitung , 2 марта 1972 года.
- Габриэле Натан-Наст-Кольб (1997), «Натан, Фриц» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 18, Берлин: Duncker & Humblot, с. 744 ; ( полный текст онлайн )
- Эстер Тиса Франчини, Аня Хойсс, Георг Крайс: Побег имущества – разграбленное имущество. Передача культурных ценностей в Швейцарию и через нее в 1933–1945 годах и вопрос о реституции. Цюрих 2001, ISBN 3-0340-0601-2 .
- Йорг Крумменахер: Мимолетное счастье. Беженцы в приграничном кантоне Санкт-Галлен во времена национал-социализма. Цюрих 2005, ISBN 3-85791-480-7 .
- Гётц Адриани (ред.): Искусство действия. Шедевры 14-20 веков Фрица и Питера Натанов. Каталог выставки, Кунстхалле Тюбинген, Остфильдерн 2005, ISBN 3-7757-1658-0 .
- Путь искусства из Швейцарии в Америку с конца 1930-х по начало 1950-х годов Лори А. Стайн. Рассекреченный отчет швейцарского правительства с подробным описанием трафика произведений искусства, разграбленных нацистами, через Швейцарию.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Натан, Фриц на немецком , французском и итальянском языках в онлайн -историческом словаре Швейцарии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тюбинген, Кунстхалле (2005). Искусство торговли: шедевры XIV-XX веков Фрица и Питера Натанов (на немецком языке). Хатье Канц. ISBN 978-3-7757-1658-1 .
- ^ «Реституции и новости дела: 23 июня 2015 г.: Реституция пастели Адольфа Менцеля наследникам берлинского издателя Рудольфа Моссе (1843–1920)» . www.lootedart.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Санкт-Галлен как центр торговли произведениями искусства – Санкт-Галлен как центр торговли произведениями искусства» .
- ^ «Во имя отца» (PDF) . Арт-проект Моссе .
- ^ «Реституции и новости дела: 23 июня 2015 г.: Реституция пастели Адольфа Менцеля наследникам берлинского издателя Рудольфа Моссе (1843–1920)» . www.lootedart.com . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Петропулос, Джонатан. «Сети арт-дилеров в Третьем рейхе и в послевоенный период» (PDF) .
Фриц Натан, немецко-еврейский дилер, бежавший из Рейха, чтобы вновь обосноваться в Санкт-Галлене и Цюрихе, сыграл ключевую роль в послевоенной сети. Натан помог производителю оружия Эмилю Бюрле расширить свою коллекцию, и выяснилось, что некоторые работы ранее были разграблены. Среди других ключевых дилеров, торговавших награбленными предметами, - Кристоф Бернулли в Базеле (который продавал произведения искусства преследуемого немецко-еврейского торговца Альфреда Флехтхайма) [...])
- ^ swissinfo.ch, Мишель Лэрд. «Швейцарию призвали предоставить недостающие звенья в произведениях искусства, разграбленных нацистами» . SWI swissinfo.ch . Проверено 18 февраля 2021 г.
Будучи страной-убежищем для еврейских семей и их имущества, а также турникетом для симпатизирующих нацистам арт-дилеров, Швейцария стала важным центром продаж произведений искусства во время и после нацистской эпохи. Несколько швейцарских галерей, в том числе Gutekunst Klipstein (ныне Kornfeld) в Берне[...], Fischer в Люцерне и Fritz Nathan в Цюрихе, организовали крупные распродажи и аукционы, которые позволили перевезти бесчисленные произведения искусства за границу, главным образом в США.
- ^ «Отчеты подразделения по расследованию мародерства произведений искусства (ALIU) за 1945–1946 годы, а также список и указатель имен ALIU, отмеченных красным флагом» . www.lootedart.com . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ «Черная книга Бюрле: украденные произведения искусства для Кунстхауса в Цюрихе? - Черная книга Бюрле: украденные произведения искусства для Кунстхауса в Цюрихе?» . www.lootedart.com . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Бюрле и его шедевры ценой крови — Le Journal des Arts — № 523» . Le Journal Des Arts (на французском языке) . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ «Жорж-Анри Мануэль · Анри де Тулуз-Лотрек · Stiftung Sammlung EG Bührle» . www.buehrle.ch . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ «Маковое поле возле Ветея · Клод Моне · Фонд коллекции Э. Г. Бюрле» . www.buehrle.ch . Проверено 19 декабря 2021 г.
- ^ «НГА Фриц Натан Провенанс» . www.nga.gov . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Фогель, Кэрол (17 марта 1995 г.). «Внутри искусства (опубликовано в 1995 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ swissinfo.ch, Мишель Лэрд. «Швейцарию призвали предоставить недостающие звенья в произведениях искусства, разграбленных нацистами» . SWI swissinfo.ch . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Разграбленная нацистами единственная картина Климта во французской коллекции уходит из Музея Орсе для возвращения правообладателям» . Знание искусств (на французском языке). 15 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
Галерея предполагаемого друга Сясного хранила Розы под деревьями до 1960-х годов, после чего его след затерялся. Мы находим его 20 лет спустя в галерее Питера Натана в Цюрихе, во времена зарождения Музея Орсе, который формировался и искал коллекции.
- ^ «Франция вернет картину Климта, которая висит в Музее Орсе, наследникам венского еврейского владельца» . www.theartnewspaper.com . 15 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Реституция картины Густава Климта «Розы под деревьями» правообладателям Норы Стиясны» . www.cultural.gouv.fr (на французском языке) . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Die Schenkung Dauberville / Натан: Камиль Коро: Одалиска, 1871–73» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 21 марта 2021 г.
- ^ Пэрис, Матье ван Берхем. «Коллекция Бюрле в Париже – в полной прозрачности?» . SWI swissinfo.ch (на французском языке). Архивировано из оригинала 23 июня 2019 г. Проверено 21 марта 2021 г.
Возьмем бесценное «Поле маков близ Ветея» Клода Моне, экспонируемое на выставке в музее Майоля. Чилиец Хуан Карлос Эмден утверждает это, полагая, что его отец продал ее швейцарскому торговцу произведениями искусства Фрицу Натану, который затем перепродал ее Эмилю Бюрле, по слишком низкой цене. Он спешил покинуть нацистскую Германию и отправиться в Латинскую Америку. Фонд Бюрле оспаривает эту версию и подробно описывает маршрут работы на своем сайте, а также другие картины в коллекции. Для фонда Эмден, даже будучи беженцем в Чили, хорошо вел переговоры о продаже.
- ^ «Фонд Бюрле считает себя владельцем Моне» . Ла Пресс (на французском языке). 01.11.2012 . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Бывшие владельцы-евреи хотят вернуть шедевр Моне» . Центральные новости аукциона . 31 октября 2012 г. Проверено 21 марта 2021 г.
Макс Эмден был вынужден бежать из нацистской Германии в 1933 году в Тичино в Швейцарии, где он построил виллу Эмден для размещения своей большой коллекции произведений искусства, в том числе «Маковое поле возле Ветея», одной из самых известных картин Моне. После его смерти в 1940 году его единственный сын Ганс Эрих Эмден был вынужден в спешке продать коллекцию произведений искусства своего отца, чтобы профинансировать свое путешествие, бежавшее из Европы в Южную Америку.
- ^ «Исправления — The New York Times» . Нью-Йорк Таймс . 20 марта 2021 г. Архивировано из оригинала 20 марта 2021 г. Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Курбе, Гюстав. «Скала Отпьера» . Институт искусств Чикаго . Проверено 21 марта 2021 г.
Макс Зильберберг, Бреслау, с 1923 по 1935 год [согласно письму Фрица Натана Чарльзу Каннингему от 18 июля 1967 года в кураторском деле и Шеффлеру, 1923 год]; продана Galerie Paul Graupe, Берлин, 23 марта 1935 г., вып. 20 [цена указана в Die Weltkunst 1935]. Немецкая частная коллекция [по данным Александра, графа Страсольдо из Лемпертца, Кёльн, письмо от 21 сентября 1998 г. в кураторском деле]; продан Лемпертцу, Кельн, 11–14 ноября 1964 г., нет. 289, в Galerie Nathan, Цюрих [письмо Натана, цитированное выше]; продано Galerie Nathan компании Paul Rosenberg Gallery and Co., Нью-Йорк, 4 июня 1965 г. [копия счета в кураторском деле]; продана галереей Пола Розенберга Художественному институту в 1967 году.
- ^ «Реституции и новости дела: 23 июня 2015 г.: Реституция пастели Адольфа Менцеля наследникам берлинского издателя Рудольфа Моссе (1843–1920)» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 19 июля 2020 г. Проверено 21 марта 2021 г.
Эрна Фелиция и Ханс Лахманн-Моссе, дочь и зять Моссе, были незаконно лишены рисунка «Дама в красной блузке» вскоре после захвата власти нацистами в Германии в 1933 году. Оскар Рейнхарт купил пастель у арт-дилера. Фриц Натан в Мюнхене в 1934 году.
- ^ «ФЕРДИНАНД ГЕОРГ ВАЛЬДМЮЛЛЕР (ВЕНА 1793–1865 ХИНТЕРБРЮЛЬ)» . www.christies.com . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 г. Проверено 1 мая 2021 г.
Доктор Герман Эйсслер (1860–1953), Вена, к 1930 г. Запрещен к вывозу при нацистском режиме и содержится в квартире вышеупомянутого, 29 октября 1938 г. Берта Морелли (1893–1975), Вена, к декабрю 1938 г. приобрела в подарок от ее отца, доктора Германа Эйсслера. Куплена Марией Алмас Дитрих, Мюнхен, вместе с двумя другими картинами Вальдмюллера из вышеупомянутых и Гортензии Эйсслер для рейхсканцелярии в мае 1939 года. .734). Обнаружено Отделом памятников, изобразительного искусства и архивов соляных шахт в Альт-Аусзее (№ 6442) и передано в Центральный пункт сбора в Мюнхене 22 октября 1945 г. (MCCP № 11228). с Galerie Nathan, Цюрих. Передан под опеку баварского министра-президента в декабре 1948 года, затем под опеку федерального правительства Германии в июне 1949 года. В 1966 году передан в аренду Государственному художественному залу Карлсруэ (инв. № Lg 755). Возвращен наследникам доктора Германа Эйсслера в 2020 году.