Макс Эмден
Макс Джеймс Эмден (28 октября 1874 года в Гамбурге — 26 июня 1940 года в Муральто , Швейцария) — немецкий химик, оптовый торговец, коллекционер произведений искусства и с 1926 года владелец островов Бриссаго на озере Маджоре . [ 1 ] [ 2 ] Некоторые объекты недвижимости Эмдена, в том числе ценные картины, были объектом требований о реституции в нацистскую эпоху . То, как поступили с его наследием, вызвало в Германии дебаты об удалении информации, касающейся нацистской эпохи. [ 2 ] и вдохновил фильмы о его жизни. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Эмден родился в давней еврейской купеческой семье из Гамбурга в семье Якоба Эмдена и его жены Матильды (урожденной Канн). Он посещал гимназию Вильгельма в Гамбурге, которую окончил 7 сентября 1893 года. Он изучал химию и минералогию в Гейдельберге, Генфе, Цюрихе и В Лейпциге, получив степень доктора философии в 1898 году. Эмден выполнял военную службу в 1896/97 году, служа в лейб-гусарском полку в Данциге ; кавалерийский отряд прусской армии .

Эмден работал в семейной компании по торговле текстилем MJ Emden Söhne, став в 1904 году партнером, а затем единственным владельцем. Основанная в Гамбурге в 1823 году, компания под руководством Эмдена расширилась на международный уровень, став крупной сетью универмагов . Для магазинов Emden приобрела земельные участки в центрах немецких и зарубежных городов, по всей Европе, в Берлине, Потсдаме, Хемнице, Плауэне, Мюнхене, Данциге, Стокгольме, Хельсинки и Будапеште. [ 1 ] [ 2 ] В число известных универмагов, в которых участвовал Эмден, входят KaDeWe с основным акционером Адольфом Яндорфом , венгерский Corvin Áruház в Будапеште, шведский Allas в Стокгольме, Oberpollinger в Мюнхене, Poetsch в Гамбурге и Petersen универмаг . в Вандсбеке . [ 2 ]
В 1906 году в Эмдене построили загородный дом. [ 1 ] гамбургского архитектора Вильгельма Френкеля в Кляйн-Флоттбеке за 200 000 немецких марок . Сегодня частная школа Jenisch-Gymnasium расположена на высоте 26 000 м. 2 свойство. В 1910 году Эмден женился на уроженке Чили Гертруде Элен Анне (урожденной Штернберг), известной как Анита, родившейся 3 ноября 1888 года в Серро-Алегри ( Вальпараисо ). [ 1 ] Жена Эмдена принадлежала к кругу друзей из аристократии, и оба принадлежали к лучшим социальным кругам Гамбурга. [ 1 ]
В возрасте почти 50 лет всемирно успешный предприниматель, торгующий товарами , продал большую часть активов своей компании группе универмагов Karstadt (и другим), а затем все больше и больше отходил от своей коммерческой деятельности. С тех пор гамбургская компания посвятила себя управлению все еще обширным имущественным холдингом, а Эмден также оставил в своем владении зарубежные универмаги. [ 1 ] Своим друзьям Эмден сказал: «Я хочу начать совершенно новую жизнь!», и отправился в Тичино , Швейцария. [ 1 ] Эмден выявил некоторые основания для этого: он и его жена расстались, и оба решили развестись, но хотели остаться хорошими друзьями. [ 1 ] В жизни Эмдена была еще одна женщина, которая, как он считал, позже выйдет за него замуж. [ 1 ] Любовница Эмдена позже призналась, что никогда не возьмет в мужья еврея! и предложение руки и сердца было отклонено в 1926 году. [ 1 ] Эмден был в отчаянии, купил револьвер и в течение нескольких месяцев не выходил без него из дома. [ 1 ] Эмден построил свою жизнь ради этой женщины, из-за ее любви к природе он даже купил два острова на озере Маджоре . [ 1 ]
Острова Бриссаго
[ редактировать ]В Асконе , Швейцария, Эмден был гостем барона Эдуарда фон дер Хейдта на ретрите Монте Верита . В 1926 году Эмден приобрел острова Бриссаго. [ 4 ] на озере Маджоре от погрязшей в долгах владелицы острова баронессы Антуанетты де Сен-Леже. [ 1 ] Чей покойный англо-ирландский аристократ-муж изначально купил в заброшенном состоянии за 25 000 швейцарских франков, не такую уж дешевую цену в 1885 году. [ 1 ] [ 5 ] Идея пришла от старого друга Эмдена, известного скрипача Бронислава Губермана , который хотел себе меньший из двух островов. Но Губерману пришлось уехать до начала переговоров в концертный тур по Северной и Южной Америке, Парижу, Лондону и Берлину. [ 1 ]
Поначалу баронесса была готова продать острова любому, кто погасит ее ипотеку и другие крупные долги, составлявшие около 500 000 швейцарских франков . [ 1 ] Но, узнав, насколько богат Эмден, коррумпированная старая баронесса в одночасье увеличила цену на недвижимость, набрала новые личные долги и наняла местных мастеров для выставления фальшивых счетов, чтобы увеличить задолженность поместья - с обещанием в конце концов сократить прибыль. , острова обойдутся Эмдену в 1,5 миллиона швейцарских франков. [ 1 ] Эмден заплатил сумму. Но Губерман пришел в ярость, когда услышал это. Он обвинил Эмдена в том, что он предал его, и два старых друга поссорились и больше никогда не разговаривали друг с другом. [ 1 ] Но баронесса продолжала создавать Эмдену новые трудности. Когда Эмден наконец захотела перебраться на острова, баронесса отказалась уезжать, ее почти пришлось вытеснить, а это стало возможным только тогда, когда Эмден купил для нее несколько домов на берегу Асконы примерно за 55 000 швейцарских франков - она была жить в самой большой самой, а остальные сдавать в аренду. [ 1 ]
Вскоре после этого первой задачей Эмдена было взорвать существующую резиденцию на острове. В ходе зрелища брошенный баронессой хлам из подвала и рваные документы кружились на свету дня, вероятно, впервые примерно за сорок лет. [ 1 ] Эмден заменил резиденцию острова 24-комнатной виллой в стиле палаццо , отделанной роскошным интерьером, спроектированной берлинским архитектором Альфредом Бреслауером . [ 1 ] Привезли на остров линии электропередачи и телефон примерно за 100 000 швейцарских франков. [ 1 ] Эмден обновил сады, а пристань расширилась за счет флотилии из тринадцати моторных лодок. [ 1 ] Несмотря на то, что Эмден окружен живописным озером, в нем есть 33-метровый бассейн для купания в римском стиле, украшенный статуей « Купальщицы» скульптора Георга Врбы . Нынешний ботанический сад , который Эмден продолжал сохранять и поддерживать, по сути является работой предыдущего владельца островов Бриссаго, семьи Сен-Леже. Обнаженная женщина работы скульптора Вернера Мюллера родом из времен Эмдена. Яванский язык работы скульптора Ремо Росси был добавлен в 1950 году.
Арианизация в нацистской Германии
[ редактировать ]появился крупный аукцион В 1931 году в Берлине из «Коллекции доктора Макса Эмдена»: картины немецких и французских мастеров XIX века, мебель, ковры, бронза, немецкое серебро, фаянс . Аукцион был проведен аукционистами произведений искусства Германом Баллом и Паулем Граупе на Тиргартенштрассе , 4, во вторник, 9 июня 1931 года (выпуск № 23, Weltkunst , Берлин, 7 июня 1931 года). [ 6 ] Выручка от этого аукциона, около 262 статей с аннотацией «Отчет после», была опубликована в следующем номере (24) журнала Weltkunst («Искусство мира») в том же месяце. [ 7 ]
Преследуемый в нацистской Германии из-за еврейского происхождения Эмдена. [ 2 ] Эмден жил в основном на своих островах Бриссаго в швейцарском кантоне Тичино с 1933 года и окружал себя молодыми женщинами, своей преданной подругой — 18-летней дочерью бразильского консула, родившейся в Гамбурге, с которой Эмден впервые встретился в Лугано . [ 1 ] и части его коллекции произведений искусства, спасенные из Германии. Что касается понимания искусства Эмденом, он придерживался мнения, что «жизнь как таковая» - это «искусство». [ 1 ]
Эмден был страстным игроком в гольф и поло. Таким образом, « Аскона обязана созданием своего прекрасного поля для гольфа» помощи Эмдена и фон дер Хейдта. В 1928 году Эмден также профинансировал здание гольф-клуба Hamburger в Гамбург- Риссене «благодаря щедрому пожертвованию». Вплоть до 1930-х годов Эмден также владел помещением Гамбургского поло-клуба в Кляйн-Флоттбеке , которое ему пришлось продать городу Альтона в 1935 году по низкой цене. [ 2 ] [ 8 ]
В 1930 году русская художница баронесса Марианна фон Веревкина , жившая в то время в Асконе, отказалась продать Эмдену картину через посредника Эмдена, несмотря на ее бедность, чтобы показать, что «еще есть художники, которые уважают свою работу, но не прыгают после каждого кусочка, как голодные собаки [...] Эмден думает, что можно купить все, он презирает людей и художников, потому что они, как голодные собаки, ночуют вокруг него [...] лучше, если я попрошу у бедняков. как я».
В 1934 году Эмден приобрел швейцарские гражданские права ( Bürgerrecht ) у муниципалитета Ронко-сопра-Аскона , примыкающего к островам Бриссаго, но не смог обеспечить то же самое для своего сына Ганса Эриха. [ 1 ] [ 2 ] [ 9 ] В своей островной резиденции Эмдена посетили многочисленные знаменитости, такие как Ага Хан III , король Сиама Ананда Махидол , представители немецкой знати, международный писатель-бестселлер и хороший друг Эрих Мария Ремарк , в том числе ежегодно бывшая жена Эмдена. и ее свита, которая снова вышла замуж и стала теперь графиней Эйнзидель; визиты графини были для Асконы сенсацией, так как красавица совершенно игнорировала тот факт, что там никогда не одевались как следует. [ 1 ]
Из-за экономического кризиса, вызванного мерами, принятыми против активов Эмдена в нацистской Германии, принудительной продажей и « арианизацией » земли и частей его бизнеса, Эмден начал продавать произведения искусства, которые он привез в Швейцарию с 1938 года, в том числе несколько картин. венецианца Бернардо Беллотто , которая попала в коллекцию Адольфа Гитлера находились во владении Федеративной Республики Германия , две из которых долгое время и были возвращены потомкам Эмдена только в 2019 году. Сюда входит картина маслом «Цвингерграбен» в Дрезден (Ров Цвингера в Дрездене).
Почести
[ редактировать ]18 июля 2014 года тропинка вдоль ботанического сада в Гамбурге Кляйн Флоттбек была названа в честь Макса Эмдена. Походная тропа проходит между Хеммингстедтер-Вег и Хестеном , между ботаническим садом и полем для игры в поло. В заявке на присвоение названия тропе содержалось обоснование: «Путь ведет прямо через бывшую собственность Макса Эмдена, которую он «добровольно» продал городу Гамбургу в 1935 году». Центральный комитет окружной ассамблеи Альтона одобрил заявление, указав, что Максу Эмдену «в 1935 году пришлось продать свою собственность городу Альтона за небольшую цену».
Наследие Макса Эмдена
[ редактировать ]После внезапной смерти Макса Эмдена в июне 1940 года его единственный сын, Ганс Эрих Эмден, стал единственным наследником состояния отца. В наследство входил архипелаг Бриссаго на озере Маджоре, который стал сиротой и заброшенным с 1941 года, когда сын Эмдена, заклеймленный и депортированный из Германии как «гибридный еврей первой степени» и не сумевший ни обеспечить себе постоянное место жительства в Швейцарии в 1940 году, в конце концов управлял эмигрировать на родину своей матери в Чили . [ 2 ] [ 9 ] Приехав из Швейцарии по чилийскому пропуску, выданному в Будапеште , и выехав из Лиссабона, имея, кроме того, купленный гаитянский паспорт, выданный в Женеве , сын Эмдена смог проехать транзитом через Южную Америку и получить гражданство на месте в Чили. [ 2 ] [ 9 ] В Южной Америке сын Эмдена позже встретил свою будущую вторую жену Химену, которая происходила из богатой семьи и смогла помочь ему начать новую жизнь. [ 2 ] [ 9 ] У сына Эмдена было несколько знаменитых картин в этом контексте, например, «Сад Ван Гога в Арле» , а также Ренуара , Моне и другие, возвращенные на попечение швейцарских арт-дилеров, которые при невыясненных обстоятельствах продавали произведения искусства различным коллекционерам. в том числе немецко-швейцарского производителя оружия Эмиля Георга Бюрле .
После Второй мировой войны сын Эмдена вернулся на острова Бриссаго, но обнаружил, что часть мебели была украдена, а несколько произведений искусства пропали. [ 2 ] [ 4 ] Сыну Эмдена пришлось отказаться от островов Бриссаго после Второй мировой войны и продать их кантону Тичино и швейцарских окрестным общинам в 1949 году примерно за 600 000 франков . Кантон сделал острова общедоступными в 1950 году. Канцлер Германии Конрад Аденауэр побывал на островах Бриссаго в 1950-х годах и нашел вид на Аскону «одним из самых красивых в Европе».
Нацистская эпоха
[ редактировать ]Имея еврейское происхождение, Эмден в юности принял христианство, но нацисты преследовали его как еврея. [ 10 ] Интервью The Times of Israel дал Хуан Карлос Эмден (внук) [ 9 ] описал ситуацию своего деда: «Нацисты разорили его в финансовом отношении, вынудив продать свои магазины и недвижимость. К 1937 году у него закончились деньги, и он начал продавать свою коллекцию произведений искусства». [ 11 ]
Коллекция произведений искусства: претензии, иски и реституции
[ редактировать ]Судьба имущества, принадлежавшего Эмдену до прихода к власти нацистов, в том числе картин из его коллекции, попавших в немецкие музеи, стала предметом споров в Германии. [ 12 ] Немецкий еженедельник Der Spiegel в статье 2017 года о Максе Эмдене задался вопросом, «действительно ли люди в этой стране когда-либо серьезно относились к обязательству по возмещению ущерба, а также по установлению истины». [ 2 ]
Было подано несколько исков о произведениях искусства, украденных нацистами, и о принудительной продаже. [ 13 ] В число затронутых художников входят Беллотто , [ 14 ] [ 15 ] Каналетто и Моне среди других. [ 16 ]
26 марта 2019 года Консультативная комиссия Германии по возвращению культурных ценностей, конфискованных в результате нацистских преследований, объявила, что в деле доктора Макса Джеймса Эмдена против Федеративной Республики Германия она рекомендовала передать картины «Ров Цвингера» в Дрездене» и «Карлскирхе в Вене» (оба работы Бернардо Беллотто) будут возвращены наследникам доктора Макса Джеймса Эмдена. Оба произведения искусства в настоящее время находились в распоряжении правительства Германии. [ 13 ] В своем решении Комиссия заявила: «Систематическое разрушение экономических средств существования людей Третьим рейхом как инструмент национал-социалистической расовой политики (и предшественник окончательного решения ), таким образом, также применялось в случае Макса Эмдена». [ 13 ]
Другая картина из коллекции Эмдена, «Дворец Герцогов » (1908) Клода Моне стоимостью более 30 миллионов долларов, как утверждал наследник Эмдена, была продана под принуждением швейцарскому торговцу произведениями искусства Вальтеру Фейлхенфельдту во время Второй мировой войны. [ 17 ]
Национальная галерея Виктории (NGV) расследует, принадлежит ли картина «Дама с веером » Жерара тер Борха также из коллекции Эмдена. [ 18 ]
В 2021 году Фонд «Памятники мужчинам» объявил, что обнаружил (MFAH) картину Бернардо Беллотто «Рынок в Пирне» в Музее изящных искусств Хьюстона из коллекции Эмдена с неточным провенансом, скрывающим историю картины. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] После того как МИД отказалось вернуть картину, наследники Эмдена подали иск в Южный округ Техаса. [ 23 ]
Публикации
[ редактировать ]- О продуктах восстановления фенилглиоксилдикарбоновой кислоты. Вступительная диссертация на философском факультете Лейпцигского университета для получения докторской степени. Напечатано Metzger & Wittig, Лейпциг, 1898 г. (не включено в каталог Немецкой национальной библиотеки).
- Гамбургская архитектура. Гамбург, ноябрь 1909 г. (не включен в каталог Немецкой национальной библиотеки). ( Оцифрованная копия Университетской библиотеки Гамбурга )
- Естественный рабочий день: арифметическая задача . ( Оцифрованная копия Университетской библиотеки Гамбурга )
Фильм
[ редактировать ]10 апреля 2019 года в Гамбурге состоялась премьера документального фильма « Жизнь — это искусство. Дело Макса Эмдена» . Фильм основан на истории Макса Эмдена и изображает щедрую борьбу наследников за реституцию и справедливость против властей и частных коллекционеров произведений искусства. Многочисленные эксперты комментируют тему награбленного искусства и произведений искусства, находившихся во владении Макса Эмдена. [ 24 ] [ 25 ]
Литература
[ редактировать ]- Ульрих Бреммлинг: Макс Эмден. Гамбургский купец, изобретатель универмагов, эстет и меценат. (Серия: Покровители науки , Новая серия; Том 1). Вальштайн, Геттинген 2020, ISBN 9783835337510 .
- Ульрике Кнофель: Слишком сложно для жертвы. В: Der Spiegel 38, 2017; онлайн под названием «Судьба короля универмага Эмден» (ссылка пока недоступна).
- Роберт Ландманн: Аскона – Монте Верита. Ищем рай. Шульц, Берлин, 1930 г.; Хубер, Фрауэнфельд 2000, ISBN 3719312194 .
- Ульрих Лукхардт, Уве М. Шнеде: Частные сокровища. О коллекционировании произведений искусства в Гамбурге до 1933 года. Каталог выставки. Гамбург 2001.
- Джузеппе Мондада: Прошлое и настоящее островов Бриссаго. Дадо, Бриссаго 1975.
- Эберхард Мрос: Острова Бриссаго и их окрестности в капризной игре времен. Э. Мрос, Аскона 2011, ISBN 9783952340219 .
- Курт Рисс: Аскона. История самой странной деревни в мире. Европа Верлаг, Цюрих, 1964 г., Мюнхен, 2021 г. ISBN 9783958903951
- Биргит Шварц: Музей Гитлера. Бёлау, Вена, 2004 г., ISBN 3-205-77054-4 .
- Михаэль Зонтхаймер, Андреас Вассерман: Мораль и миллионы. В: Зеркало. № 45, 2006 г. (онлайн - через Emden Art Collection).
- Карло Специали: 1885–1950–1985 гг. Острова Бриссаго. Бриссаго 1985, особенно S. 48 и далее.
- Франческо Велти: Король универмага и красивая женщина в Тичино. Макс Эмден и острова Бриссаго. Хубер, Фрауэнфельд 2010, ISBN 9783719315511 .
- Урсула фон Визе: птица Феникс. Станции моей жизни. Клио, Берн, 1994 г., ISBN 3-906635-02-3 . (Автобиография).
- Коллекция Др. Макс Эмден . Аукцион в Ball-Graupe, Берлин, 9 июня 1931 г. (каталог аукциона); Гейдельбергский университет ( цифровая копия ).
См. также
[ редактировать ]- Список требований о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами
- Лемпертц
- Холокост
- Нацистское грабеж
- Арианизация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Рисс, Курт (1964). «Легендарный Эмден» [Легендарный Эмден]. Аскона: Истории самой странной деревни в мире [ Аскона: История самой странной деревни в мире ] (на немецком языке). Цюрих: Европа Верлаг. ISBN 9783958903951 . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кнефель, Ульрика (20 сентября 2017 г.). « Жертва нацистов: судьба короля универмага Эмдена» (на немецком языке). Гамбург: Шпигель Культура . Проверено 1 августа 2022 г.
- ^ «Взрывной документальный фильм: жизнь — это искусство: дело Макса Эмдена» . AllInfo. 11 апреля 2019 г. Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Макс Эмден и острова Бриссаго: история продолжается» . www.ascona-locarno.com . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Лейн Фокс, Робин (18 октября 2019 г.). «Итальянский остров, где изобилуют чудеса и мифы» . Лондон: Файнэншл Таймс . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Мировое искусство: ярмарка немецкого искусства и антиквариата» (на немецком языке). Нет. 23. Берлин: Мировое искусство. 1931. с. 5. дои : 10.11588/digit.44978.23 . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Мировое искусство: ярмарка немецкого искусства и антиквариата» (на немецком языке). Нет. 24. Берлин: Мировое искусство. 1931. с. 8. дои : 10.11588/digit.44978.24 . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Наследники сражаются за имущество стоимостью более 30 миллионов долларов. Картина Моне из коллекции Эмдена, проданная во времена нацизма» . www.theartnewspaper.com . Художественная газета. 8 июля 2020 г. Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бинсвангер, Дэниел (9 октября 2021 г.). «Они смеялись нам в лицо» (на немецком языке). Цюрих: Республика . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Наследники сражаются за имущество стоимостью более 30 миллионов долларов. Картина Моне из коллекции Эмдена, проданная во времена нацизма» . www.theartnewspaper.com . 8 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 13 июля 2020 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Боршель-Дэн, Аманда. «Смогут ли жертвы величайшей нацистской кражи наконец получить справедливое разбирательство?» . www.timesofisrael.com . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ «Почему происхождение произведений искусства так важно» . www.lootedart.com . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Пояснительное заявление по рекомендации Консультативной комиссии по делу доктора Макса Джеймса Эмдена против Федеративной Республики Германия» (PDF) . Магдебург: Консультативная комиссия по возвращению культурных ценностей, конфискованных в результате нацистских преследований, особенно еврейской собственности. 2019-04-23.
- ^ «Группа призывает вернуть картины Гитлера Беллотто наследникам еврейского магната розничной торговли» . www.theartnewspaper.com . 27 марта 2019 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Сандерсон, Дэвид. «Потомки еврейского любителя жизни Макса Эмдена добились права продавать произведения искусства, украденные нацистами» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ «Почему происхождение произведений искусства так важно» . DW.COM . Немецкая волна. 11 апреля 2019 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Д'Арси, Дэвид. «Наследники сражаются за имущество стоимостью более 30 миллионов долларов. Картина Моне из коллекции Эмдена, проданная во времена нацизма» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 26 февраля 2021 г.
Ханс Эрих Эмден, не имея ни швейцарского, ни немецкого гражданства, бежал в Чили через Бразилию с гаитянским паспортом в 1941 году, поручив продажу 14 работ, находясь за границей, агенту своей семьи Ольге Амманн и дилеру Вальтеру Фейлхенфельдту.
- ^ «Галерея под обстрелом из-за нацистской добычи» . www.abc.net.au. 08 июля 2007 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Касконе, Сара (18 августа 2021 г.). «Эксперты по реституции раскритиковали Хьюстонский музей изящных искусств за отказ вернуть картину, когда-то купленную для музея Гитлера» . Новости Артнета . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Эдсел, Роберт (31 августа 2021 г.). «Музей изящных искусств Хьюстона должен прекратить свой подход к правосудию, когда дело доходит до реституции» . Новости Артнета . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Происхождение Хьюстона Беллотто во время Второй мировой войны подвергается сомнению» . Новости истории искусств . 22 июля 2021 г.
- ^ Вилла, Анжелика (22 июля 2021 г.). «МИД Хьюстона владеет картиной Беллотто, проданной под принуждением во время Второй мировой войны, утверждает Фонд» . ARTnews.com . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Хуан Карлос Эмден, Мишель Эмден и Николас Эмден, истцы, против Музея изящных искусств, Хьюстон, ответчик. Дело № 4:21-cv-3348» .
- ^ Веллер, Маркус (24 апреля 2019 г.). « Дело Макса Эмдена — фильм о позоре Германии» . Мир . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ «Взрывной документальный фильм: «Жизнь – это тоже искусство. Дело Макса Эмдена» » . DW.COM (на немецком языке). Немецкая волна. 10 апреля 2019 г. Проверено 1 февраля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Макса Эмдена и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Статья на английском языке о Максе Эмдене и усилиях его внука Хуана Карлоса Эмдена по реституции (файл PDF; 387 КБ)
- Йенс Мейер-Одевальд: забытый король универмагов Гамбурга. В: Hamburger Abendblatt , 18 августа 2014 г., онлайн.
- Страница Гамбургского поло-клуба, история клуба
- Лостарт: Официальный немецкий сайт Координационного бюро по потерям культурных ценностей в Магдебурге, посвященный разграбленным произведениям искусства, здесь: Еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства (жертвы национал-социалистических преследований и экспроприации) - Эмден, Макс Джеймс о Немецком центре по потерям культурных ценностей Собственность, получено 2 февраля 2017 г.
- Официальный немецкий сайт BADV - Федерального управления центральных служб и открытых вопросов собственности, здесь: Bellotto Karlskirche в Вене из коллекции Эмдена.
- Роберт Шедиви: Посвященный красоте . В: Wiener Zeitung , 31 июля 2010 г. (О Максе Эмдене и островах Бриссаго.)
- Дениз Шервет: коллекционер произведений искусства Макс Эмден. Он вел изысканную жизнь в Тичино – пока не пришли нацисты. В: СРФ , Религия и искусство, 25 ноября 2020 г.
- 1940 смертей
- 1874 рождений
- Люди из Бриссаго
- Эмигранты из нацистской Германии
- Немецкие евреи 20-го века
- Швейцарские бизнесмены ХХ века
- Бизнесмены из Гамбурга
- Покровители искусств
- Коллекционеры еврейского искусства
- Преследование евреев
- Искусство, украденное нацистами
- Искусство и культурная репатриация после Второй мировой войны
- Предметы нацистских ассигнований в сфере искусства