Jump to content

Марианна фон Веревкин

Марианна фон Веревкин
Марианна Верёвкина
Автопортрет, гр. 1910 год
Рожденный
Marianna Vladimirovna Veryovkina

( 1860-09-10 ) 10 сентября 1860 г.
Тула , Российская империя.
Умер 6 февраля 1938 г. ) ( 1938-02-06 ) ( 77 лет
Аскона , Швейцария
Известный рисование
Движение Экспрессионизм

Marianne von Werefkin (born Marianna Vladimirovna Veryovkina ; Russian : Мариа́нна Влади́мировна Верёвкина , IPA: [mərʲɪˈanːə vlɐˈdʲimʲɪrəvnə vʲɪˈrʲɵfkʲɪnə] ; 10 сентября [ OS 29 августа] 1860 - 6 февраля 1938) [а] был русским художником, чьи работы считаются центральной частью немецкого экспрессионизма .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

В России 1860–1896 гг.

[ редактировать ]
Портрет Марианны фон Веревкиной с правой рукой на перевязи, 1888 год, работа Ильи Репина . Из бывшей коллекции немецкого концертного певца Эрнста Альфреда Айе [ де ] ; Давний товарищ Верефкина, администратор и частичный наследник. Сегодня в музее Висбадена .
Генерал Веревкин, отец художника.
Верёвкиных Ателье в дачном поместье семьи Благодат , Литва. Это единственное в Литве здание мастерской художника XIX века.
Герб рода Верёвкиных.

Верёвкин родился в семье Елизаветы, урожденной Дараган (1834–1885), и Владимира Николаевича Верёвкина (1821–1896), командира Екатеринбургского полка в Туле , столице Тульской губернии . Ее отец был выходцем из русского дворянства, предки которого были выходцами из Москвы. Он сделал карьеру в Российской императорской армии , став генералом и, наконец, командующим Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге . Ее мать принадлежала к старинному роду казачьих князей, отец которого, генерал-лейтенант Петр Михайлович Дараган (1800–1875), был губернатором Тулы с 1850 по 1866 год, официальный дворец – место, где родилась ее дочь Марианна.В 1874 году у Веревкина открылся талант к рисованию. Веревкин сразу же получил уроки академического рисования. В подростковом возрасте Веревкина имела большую мастерскую в Петропавловской крепости и ателье в семейном летнем имении «Благодать» (Благодать или Благословение) в Литве (в то время оккупированной Россией). Он расположен примерно в 7 километрах к северо-западу от провинциального города Утена в парке Вижуонелес, который в 1958 году был объявлен памятником природы Литвы. Веревкина считала поместье и пейзаж там своим настоящим домом. [ нужна ссылка ]

В 1880 году Верёвкин стал частным учеником Ильи Репина , важнейшего представителя передвижников ( «странствующих художников»), представлявших русский реализм . Через Репина Веревкин на раннем этапе вступил в контакт с колонией художников Абрамцево и с Валентином Серовым , вторым частным учеником Репина. С 1883 года в Москве Веревкин учился живописи у Иллариона Прянишникова и посещал лекции философа Владимира Соловьева . В 1888 году Репин создал «Портрет Марианны Веревкиной» ( Bildnis Marianne Werefkin [ de ] ), Верёвкина в том же году пострадала от несчастного случая на охоте, в результате которого она случайно прострелила свою правую руку, руку художника. [ нужна ссылка ]

Первый художественно важный этап творчества Веревкиной приходится на период до 1890 года, когда она прославила себя в реалистической живописи как «Русский Рембрандт » царской империи . Некоторые работы сохранились, другие можно проверить только по фотографиям, а многие исчезли. После 1890 года Верёвкина модернизировала свой стиль живописи и перешла к пленэрной живописи с чертами восточноевропейского импрессионизма . Кажется, существуют только две картины этого периода. [ нужна ссылка ]

В 1892 году Верёвкина вступила в 27-летнюю связь с Алексеем фон Явленским . Веревкина была более продвинута в живописи, чем Явленский, и решила обучить и поддержать бедного военного офицера, который был на пять лет моложе ее. [ нужна ссылка ]

В Германии 1896–1914 гг.

[ редактировать ]

В 1896 году, после смерти отца Верёвкиной, которая обеспечивала Верёвкиной дворянскую царскую пенсию в размере 7000 рублей в год, она переехала в Мюнхен со своей 11-летней горничной Еленой Неснакомовой [ де ] и Явленским. Годовая пенсия Веревкина в то время соответствовала примерно двадцати двум тысячам немецких марок . Довольно молодая «горничная» Верёвки, Неснакомова, пришла в дом Верёвкиных в 9 лет, после смерти отчима ребёнка, работавшего участковым милиционером, оставив в нищенстве сильно пилившую мать с тремя детьми. Отец Верёвкина позволил Элен войти в дом. Ее сестру Мари поместили в приют для девочек, а брат остался с матерью и был вором […], которого невозможно было изменить. Поскольку мать была ненадежной, администратор Werefkin посоветовал матери передать все свои права по уходу за ребенком Werefkin, что она и сделала. Несмотря на трагическое положение Неснакомовой, в обмен на тепло и пропитание ей пришлось зарабатывать себе на жизнь ученицей у [тогда] горничной Веревкиной в Туле. [ нужна ссылка ]

В Мюнхене Веревкина сняла комфортабельную двухместную квартиру на третьем этаже по улице Гизелаштрассе, 23 в районе Швабинг , которую обставила частично мебелью в стиле ампир и бидермейер , которую контрастировала с мебелью народного искусства, изготовленной в мастерских художницы Елены Поленовой (1850 г. ). -1898) в колонии художников Абрамцево . Дальнейшее образование Явленского Веревкина первоначально доверила словенцу Антону Ажбе , прервав при этом собственную живопись ровно на десять лет в пользу его образования. Как и многие женщины в искусстве, она подчинила свои художественные амбиции интересам возлюбленного. [ нужна ссылка ]

Веревкин знал, что Явленский был бабником: «Любовь — опасная вещь, особенно в руках Явленского». [ нужна ссылка ] Верёвкина отказалась выйти замуж, не в последнюю очередь из-за щедрой царской пенсии, которой она лишилась бы, если бы была замужней женщиной. Но Веревкин был полон решимости всячески поддерживать Явленского как художника. На месте Веревкиной Явленскому предстояло добиться и реализовать в художественном отношении все то, в чем «слабой женщине» в любом случае было отказано. [ нужна ссылка ]

«Три года прошли в неутомимом воспитании его ума и сердца. Все, все, что он получил от меня, я сделал вид, что взял - все, что я вложил в него, я сделал вид, что получил в подарок... чтобы он не завидовал как художник, я скрыл от него свое искусство" (Веревкин, цит. из Fäthke 1980:17). В ответ Явленский в ответ оскорбил горничную Верефкина, с которой у Явленского уже были отношения, она, несмотря на свой юный возраст, позировала для Явленского и была безумно увлечена им. [ нужна ссылка ]

В 1897 году Веревкина основала в своем «розовом салоне» Братство Святого Луки ( Bruderschaft von Sankt Lukas ), члены которого видели себя в традициях Гильдии Святого Луки и которое в конечном итоге составило ядро ​​Ассоциации новых художников Мюнхена. (НКВМ) и «Синий всадник» . [2]

В 1897 году Веревкин был в Венеции с Ажбе, Явленским, Дмитрием Кардовским и Игорем Грабарем , сначала для того, чтобы посетить выставку Репина. Затем они изучали живопись старых мастеров в различных музеях северной Италии. [ нужна ссылка ]

В 1902 году горничная Верефкина Неснакомова, которой тогда было 17 лет, родила от Явленского ребенка по имени Андреас Неснакомов (умер в 1984 году - назван Андреасом Явленским [ де ] после свадьбы родителей, позже он также стал известным художником). На момент рождения и Неснакомов, и Явленский уже более года назад вернулись в Россию. В ноябре 1902 года Веревкина начала писать свои Lettres à un Inconnu (Письма к неизвестному) как своего рода дневник, который она закончила в 1906 году. Год спустя она поехала в Нормандию с русским художником Александром фон Зальцманом [ де ] , а Явленский остался в Мюнхене. Картина Явленского Die Werefkin im Profil [ de ] (Оборотень в профиль) была создана около 1905 года. [ нужна ссылка ]

В 1906 году Верёвкин отправился во Францию ​​с Явленским, Неснакомовым и сыном Андреасом. Сначала они отправились в Бретань. Оттуда Веревкина через Париж и Арль отправилась в Соссе-ле-Пен недалеко от Марселя, где жил ее друг-художник Пьер Жирье (1876–1948). Там, на Средиземноморье, Верёвкина возобновила свою творческую деятельность. [ нужна ссылка ]

В 1907 году Веревкина создала свои первые экспрессионистские картины. Стилистически Веревкин следовал теориям Винсента Ван Гога , Поля Гогена поверхностной живописи Луи Анкетена , тоновой живописи , карикатуре и смелой живописи Анри де Тулуз-Лотрека , а также идеям «Наби» . В кругу друзей в Мюнхене Веревкину дали прозвище «Французка». С точки зрения иконологии и мотивов Веревкин часто опиралась на работы Эдварда Мунка , а вышеупомянутых художников она вовлекла в картину раньше своих коллег, таких как Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер , которые сделали первые шаги к экспрессионизму. художники Ян Веркаде , Хьюго Трёндле , Герман Хубер и Курт Херрманн . В то время салон Веревкина часто посещали [ нужна ссылка ]

Весной 1908 года польский друг Гогена Владислав Слевиньский Веревкина посетил . Он убедил Явленского в поверхностной живописи. Летом две пары художников Веревкин/Явленский и Мюнтер/Кандинский встретились в Мурнау-ам-Штаффельзее в Верхней Баварии, чтобы вместе рисовать. Зимой того же года Веревкин, Явленский, Адольф Эрбслё и Оскар Виттенштейн [ де ] выступили с идеей создания НКВМ , первым председателем которого в 1909 году был назначен Кандинский. Танцор Александр Сахаров стал членом НКВМ. НКВМ Вместе с Веревкиным и Явленским он готовил свое большое выступление в Одеоне в Мюнхене .

швейцарский художник Куно Амьет , входивший в то время в группу художников «Брюке В 1909 году гостем салона Веревкина был » («Мост»). Позже Амиет стал одним из лучших швейцарских друзей Веревкина вместе с Паулем Клее и его женой Лили. 1 декабря 1909 года состоялось открытие первой выставки НКВМ с участием 16 художников. Веревкина выставила шесть картин, в том числе «Шуплаттлер» , ее приверженность баварскому народному искусству. В 1909 году была создана картина «Цвиллинге» («Веревкины») [ де ] («Близнецы»).

Вскоре после этого Верёвкина уехала в Литву к своему брату Петру (1861—1946), который был губернатором в Каунасе . Той зимой здесь было сделано много рисунков и немало картин.

В конце сентября 1910 года Франц Марк вступил в контакт с художниками НКВМ. От него мы узнаем, что прежде всего Веревкин и Явленский открыли ему глаза на новый вид искусства.

С начала мая 1911 года Пьер Жирье (1876–1948) жил с Веревкиным и Явленским на Гизелаштрассе, 23 , когда они с Марком показывали его картины на выставке в галерее Модерн Генриха Таннхаузера . Летом Верёвкин отправился с Явленским в Преров на Балтийском море . В конце года они отправились в Париж, где лично встретились с Анри Матиссом .

В декабре 1911 года Кандинский покинул НКВМ вместе с Мюнтером и Марком, чтобы . зимой 1911/1912 года представить первую выставку редакции «Синего всадника» В 1912 году Веревкин и Евленский также вышли из НКВМ, который только в 1920 году был официально исключен из Мюнхенского реестра ассоциаций. Веревкин также выставлялся с членами НКВМ и «Синим всадником» вместе с художниками «Моста» с 18 ноября 1911 по 31 января 1912 года в Новом Сецессионе в Берлине. Веревкина выставила там свою картину «Шлиттшухлауфер» («Конькобежцы»). [ нужна ссылка ]

В 1913 году Веревкин и Явленский участвовали в выставке редакции «Синего всадника» в берлинской галерее «Штурм» («Буря») Герварта Вальдена . В том же году Веревкина намеревалась окончательно расстаться с Явленским и отправилась в Вильнюс в Литве, где тем временем губернатором стал ее брат Петр. В конце июля 1914 года Веревкин вернулся в Германию из Литвы. Она прибыла в Мюнхен 26 июля. [ нужна ссылка ]

В Швейцарии 1914–1938 гг.

[ редактировать ]

Когда 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война , Веревкин и Явленский были вынуждены в течение 24 часов покинуть Германию и бежали в Швейцарию вместе с обслуживающим персоналом Еленой Неснакомовой с сыном Андреасом и сестрой Элен Марией Неснакомовой, которая ранее поступила на домашнюю службу. Перед тем, как бежать в Швейцарию, Веревкин передала ключи и опекуна своей квартиры Паулю Клее и его жене Лили. Сначала они жили в Сен-Пре на берегу Женевского озера . В результате войны пенсия Веревкина сократилась вдвое. В 1916 году состоялась персональная выставка в Цюрихе , куда пара переехала в сентябре/октябре 1917 года. [ нужна ссылка ]

Лицо без гражданства после большевистской революции

[ редактировать ]

В результате Октябрьской революции Верёвкина лишилась царской пенсии. Участие в «Кабаре Вольтер» последовало после встречи Веревкина с его инициаторами. В 1918 году Веревкин и Явленский переехали в Аскону на озере Маджоре . В 1919 году Веревкин участвовал в выставке «Художники Асконы» в Цюрихском художественном салоне Вольфсберг [ де ] вместе с Явленским, Робертом Генином , Артуром Сигалом и Отто Нимейером-Гольштейном . В 1920 году некоторые работы Веревкина были показаны на Венецианской биеннале . Веревкин всегда жил в Швейцарии как лицо без гражданства, имеющее нансеновский паспорт с 1922 года. [ нужна ссылка ]

В 1921 году Явленский расстался с Веревкиным и переехал в Висбаден , где в 1922 году женился на экономке Веревкиной Елене Неснакомовой, матери его сына Андреаса. В это трудное время Веревкин подружился с цюрихским художником Вилли Фрисом и его женой Катариной, урожденной Ригини (1894–1973). В 12 письмах в Цюрих между 1921 и 1925 годами Веревкин описала свое отчаянное положение, которое, однако, не смогло сломить ее мужество и трудоспособность. [ нужна ссылка ]

В 1924 году Веревкин был соучредителем группы художников Der Große Bär (Большая Медведица, по созвездию Большой Медведицы ) в Асконе вместе с Вальтером Хельбигом , Эрнстом Фриком , Альбертом Колером и другими. Эта группа художников провела большую выставку в 1925 году в Кунстхалле Берна , за которой последовали дальнейшие совместные выставки, в том числе в 1928 году в берлинской галерее Нирендорф вместе с Кристианом Рольфсом , Карлом Шмидт-Ротлуфом и Робертом Генином . [ нужна ссылка ]

Часто Верефкин зарабатывала на жизнь рисованием плакатов и открыток с картинками или писала статьи, например, в 1925 году для Neue Zürcher Zeitung ее впечатления от поездки в Италию с Эрнстом Альфредом Айе [ де ] , в которых впоследствии были напечатаны .

В 1928 году Веревкина написала и нарисовала свою картину «Асконские впечатления», которую посвятила цюрихскому искусствоведу Гансу Трогу (1864–1928). В том же году она познакомилась с Диего Хагманном (1894–1986) и его женой Кармен (1905–2001), которые спасли ее от еще больших экономических трудностей. В последние два года перед Первой мировой войной в Мюнхене уже стали заметны стилистические изменения в картинах Веревкиной, которые привели к ее позднему творчеству, но она продолжала развивать их в Швейцарии. Ее картины больше не вызывали у зрителя внезапных «потрясений», как раньше. Ее работы в целом стали более повествовательными, внутренними и даже более загадочными, чем раньше. В частности, они привлекали писателей, которых поощряли интерпретировать и создавать свои собственные, например, поэт Иван Голль или поэт Бруно Гетц . [ нужна ссылка ]

Типичные русские черты в живописи Веревкиной, особенно в колорите, которые поэтесса Эльза Ласкер-Шюлер заметила еще в Мюнхене, должны особенно отчетливо проявиться в ее позднем творчестве в Асконе. Даже если она перенесла их на мотивы Тичино, картины Веревкина изначально были чужды большинству швейцарцев и часто понимались неправильно. [ нужна ссылка ]

Когда Веревкина умерла в Асконе 6 февраля 1938 года, ее похоронили на местном кладбище по православному обряду, при сочувствии почти всего населения. [ нужна ссылка ]

Большая часть ее художественного и литературного наследия хранится в Fondazione Marianne Werefkin в Асконе [ де ] в Асконе . Благодаря пожертвованиям их фонд теперь вырос почти до 100 картин. Фонду также принадлежат 170 альбомов для рисования и сотни рисунков. Часть из них представлена ​​в постоянной коллекции Муниципального музея современного искусства в Асконе. [ нужна ссылка ]

Художница является тезкой премии Marianne-Werefkin-Preis [ de ] », которая каждые два года вручается Ассоциацией берлинских художниц современным художницам.

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В путеводителе галереи Королевской академии художеств для выставки «Создание модернизма» 2022/23 года указаны даты Верефкина: 11 сентября 1860 г. - 6 февраля 1938 г. [1]

Цитата из: «Марианна фон Веревкин в Мурнау - искусство и теория, образцы для подражания и друзья-художники», каталог специальной выставки в Шлоссмузеуме Мурнау под редакцией Бриджит Салмен.

  1. ^ Выставка Making Modernism 12 ноября 2022 г. - 12 февраля 2023 г. Лондон: Королевская академия художеств.
  2. ^ Россбек, Бриджит (2014). Марианна фон Веревкин: Русская из круга «Синий всадник» . Издательство Поселенца. ISBN  9783641156046 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Малычева, Таня и Изабель Вюнше, редакторы. Марианна Веревкина и женщины-художницы ее круга . Брилл, 2017 г. ISBN   978-90-04-32897-6
  • Салмен, Бриджит. Марианна фон Веревкин . Хирмер, 2019 г. ISBN   978-3-7774-3306-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c0ce506181ddd11ee018295f0cac237e__1717043640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/7e/c0ce506181ddd11ee018295f0cac237e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marianne von Werefkin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)