Марианна фон Веревкин
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Август 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Марианна фон Веревкин | |
---|---|
Марианна Верёвкина | |
![]() Автопортрет, гр. 1910 год | |
Рожденный | Marianna Vladimirovna Veryovkina 10 сентября 1860 г. Тула , Российская империя. |
Умер | 6 февраля 1938 г. Аскона , Швейцария | ( 77 лет
Известный | рисование |
Движение | Экспрессионизм |
Marianne von Werefkin (born Marianna Vladimirovna Veryovkina ; Russian : Мариа́нна Влади́мировна Верёвкина , IPA: [mərʲɪˈanːə vlɐˈdʲimʲɪrəvnə vʲɪˈrʲɵfkʲɪnə] ; 10 сентября [ OS 29 августа] 1860 - 6 февраля 1938) [а] был русским художником, чьи работы считаются центральной частью немецкого экспрессионизма .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]В России 1860–1896 гг.
[ редактировать ]


Верёвкин родился в семье Елизаветы, урожденной Дараган (1834–1885), и Владимира Николаевича Верёвкина (1821–1896), командира Екатеринбургского полка в Туле , столице Тульской губернии . Ее отец был выходцем из русского дворянства, предки которого были выходцами из Москвы. Он сделал карьеру в Российской императорской армии , став генералом и, наконец, командующим Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге . Ее мать принадлежала к старинному роду казачьих князей, отец которого, генерал-лейтенант Петр Михайлович Дараган (1800–1875), был губернатором Тулы с 1850 по 1866 год, официальный дворец – место, где родилась ее дочь Марианна.В 1874 году у Веревкина открылся талант к рисованию. Веревкин сразу же получил уроки академического рисования. В подростковом возрасте Веревкина имела большую мастерскую в Петропавловской крепости и ателье в семейном летнем имении «Благодать» (Благодать или Благословение) в Литве (в то время оккупированной Россией). Он расположен примерно в 7 километрах к северо-западу от провинциального города Утена в парке Вижуонелес, который в 1958 году был объявлен памятником природы Литвы. Веревкина считала поместье и пейзаж там своим настоящим домом. [ нужна ссылка ]
В 1880 году Верёвкин стал частным учеником Ильи Репина , важнейшего представителя передвижников ( «странствующих художников»), представлявших русский реализм . Через Репина Веревкин на раннем этапе вступил в контакт с колонией художников Абрамцево и с Валентином Серовым , вторым частным учеником Репина. С 1883 года в Москве Веревкин учился живописи у Иллариона Прянишникова и посещал лекции философа Владимира Соловьева . В 1888 году Репин создал «Портрет Марианны Веревкиной» ( Bildnis Marianne Werefkin ), Верёвкина в том же году пострадала от несчастного случая на охоте, в результате которого она случайно прострелила свою правую руку, руку художника. [ нужна ссылка ]
Первый художественно важный этап творчества Веревкиной приходится на период до 1890 года, когда она прославила себя в реалистической живописи как «Русский Рембрандт » царской империи . Некоторые работы сохранились, другие можно проверить только по фотографиям, а многие исчезли. После 1890 года Верёвкина модернизировала свой стиль живописи и перешла к пленэрной живописи с чертами восточноевропейского импрессионизма . Кажется, существуют только две картины этого периода. [ нужна ссылка ]
В 1892 году Верёвкина вступила в 27-летнюю связь с Алексеем фон Явленским . Веревкина была более продвинута в живописи, чем Явленский, и решила обучить и поддержать бедного военного офицера, который был на пять лет моложе ее. [ нужна ссылка ]
В Германии 1896–1914 гг.
[ редактировать ]В 1896 году, после смерти отца Верёвкиной, которая обеспечивала Верёвкиной дворянскую царскую пенсию в размере 7000 рублей в год, она переехала в Мюнхен со своей 11-летней горничной Еленой Неснакомовой и Явленским. Годовая пенсия Веревкина в то время соответствовала примерно двадцати двум тысячам немецких марок . Довольно молодая «горничная» Верёвки, Неснакомова, пришла в дом Верёвкиных в 9 лет, после смерти отчима ребёнка, работавшего участковым милиционером, оставив в нищенстве сильно пилившую мать с тремя детьми. Отец Верёвкина позволил Элен войти в дом. Ее сестру Мари поместили в приют для девочек, а брат остался с матерью и был вором […], которого невозможно было изменить. Поскольку мать была ненадежной, администратор Werefkin посоветовал матери передать все свои права по уходу за ребенком Werefkin, что она и сделала. Несмотря на трагическое положение Неснакомовой, в обмен на тепло и пропитание ей пришлось зарабатывать себе на жизнь ученицей у [тогда] горничной Веревкиной в Туле. [ нужна ссылка ]
В Мюнхене Веревкина сняла комфортабельную двухместную квартиру на третьем этаже по улице Гизелаштрассе, 23 в районе Швабинг , которую обставила частично мебелью в стиле ампир и бидермейер , которую контрастировала с мебелью народного искусства, изготовленной в мастерских художницы Елены Поленовой (1850 г. ). -1898) в колонии художников Абрамцево . Дальнейшее образование Явленского Веревкина первоначально доверила словенцу Антону Ажбе , прервав при этом собственную живопись ровно на десять лет в пользу его образования. Как и многие женщины в искусстве, она подчинила свои художественные амбиции интересам возлюбленного. [ нужна ссылка ]
Веревкин знал, что Явленский был бабником: «Любовь — опасная вещь, особенно в руках Явленского». [ нужна ссылка ] Верёвкина отказалась выйти замуж, не в последнюю очередь из-за щедрой царской пенсии, которой она лишилась бы, если бы была замужней женщиной. Но Веревкин был полон решимости всячески поддерживать Явленского как художника. На месте Веревкиной Явленскому предстояло добиться и реализовать в художественном отношении все то, в чем «слабой женщине» в любом случае было отказано. [ нужна ссылка ]
«Три года прошли в неутомимом воспитании его ума и сердца. Все, все, что он получил от меня, я сделал вид, что взял - все, что я вложил в него, я сделал вид, что получил в подарок... чтобы он не завидовал как художник, я скрыл от него свое искусство" (Веревкин, цит. из Fäthke 1980:17). В ответ Явленский в ответ оскорбил горничную Верефкина, с которой у Явленского уже были отношения, она, несмотря на свой юный возраст, позировала для Явленского и была безумно увлечена им. [ нужна ссылка ]
В 1897 году Веревкина основала в своем «розовом салоне» Братство Святого Луки ( Bruderschaft von Sankt Lukas ), члены которого видели себя в традициях Гильдии Святого Луки и которое в конечном итоге составило ядро Ассоциации новых художников Мюнхена. (НКВМ) и «Синий всадник» . [2]
В 1897 году Веревкин был в Венеции с Ажбе, Явленским, Дмитрием Кардовским и Игорем Грабарем , сначала для того, чтобы посетить выставку Репина. Затем они изучали живопись старых мастеров в различных музеях северной Италии. [ нужна ссылка ]
В 1902 году горничная Верефкина Неснакомова, которой тогда было 17 лет, родила от Явленского ребенка по имени Андреас Неснакомов (умер в 1984 году - назван Андреасом Явленским после свадьбы родителей, позже он также стал известным художником). На момент рождения и Неснакомов, и Явленский уже более года назад вернулись в Россию. В ноябре 1902 года Веревкина начала писать свои Lettres à un Inconnu (Письма к неизвестному) как своего рода дневник, который она закончила в 1906 году. Год спустя она поехала в Нормандию с русским художником Александром фон Зальцманом , а Явленский остался в Мюнхене. Картина Явленского Die Werefkin im Profil (Оборотень в профиль) была создана около 1905 года. [ нужна ссылка ]
В 1906 году Верёвкин отправился во Францию с Явленским, Неснакомовым и сыном Андреасом. Сначала они отправились в Бретань. Оттуда Веревкина через Париж и Арль отправилась в Соссе-ле-Пен недалеко от Марселя, где жил ее друг-художник Пьер Жирье (1876–1948). Там, на Средиземноморье, Верёвкина возобновила свою творческую деятельность. [ нужна ссылка ]
В 1907 году Веревкина создала свои первые экспрессионистские картины. Стилистически Веревкин следовал теориям Винсента Ван Гога , Поля Гогена поверхностной живописи Луи Анкетена , тоновой живописи , карикатуре и смелой живописи Анри де Тулуз-Лотрека , а также идеям «Наби» . В кругу друзей в Мюнхене Веревкину дали прозвище «Французка». С точки зрения иконологии и мотивов Веревкин часто опиралась на работы Эдварда Мунка , а вышеупомянутых художников она вовлекла в картину раньше своих коллег, таких как Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер , которые сделали первые шаги к экспрессионизму. художники Ян Веркаде , Хьюго Трёндле , Герман Хубер и Курт Херрманн . В то время салон Веревкина часто посещали [ нужна ссылка ]
Весной 1908 года польский друг Гогена Владислав Слевиньский Веревкина посетил . Он убедил Явленского в поверхностной живописи. Летом две пары художников Веревкин/Явленский и Мюнтер/Кандинский встретились в Мурнау-ам-Штаффельзее в Верхней Баварии, чтобы вместе рисовать. Зимой того же года Веревкин, Явленский, Адольф Эрбслё и Оскар Виттенштейн выступили с идеей создания НКВМ , первым председателем которого в 1909 году был назначен Кандинский. Танцор Александр Сахаров стал членом НКВМ. НКВМ Вместе с Веревкиным и Явленским он готовил свое большое выступление в Одеоне в Мюнхене .
швейцарский художник Куно Амьет , входивший в то время в группу художников «Брюке В 1909 году гостем салона Веревкина был » («Мост»). Позже Амиет стал одним из лучших швейцарских друзей Веревкина вместе с Паулем Клее и его женой Лили. 1 декабря 1909 года состоялось открытие первой выставки НКВМ с участием 16 художников. Веревкина выставила шесть картин, в том числе «Шуплаттлер» , ее приверженность баварскому народному искусству. В 1909 году была создана картина «Цвиллинге» («Веревкины») («Близнецы»).
Вскоре после этого Верёвкина уехала в Литву к своему брату Петру (1861—1946), который был губернатором в Каунасе . Той зимой здесь было сделано много рисунков и немало картин.
В конце сентября 1910 года Франц Марк вступил в контакт с художниками НКВМ. От него мы узнаем, что прежде всего Веревкин и Явленский открыли ему глаза на новый вид искусства.
С начала мая 1911 года Пьер Жирье (1876–1948) жил с Веревкиным и Явленским на Гизелаштрассе, 23 , когда они с Марком показывали его картины на выставке в галерее Модерн Генриха Таннхаузера . Летом Верёвкин отправился с Явленским в Преров на Балтийском море . В конце года они отправились в Париж, где лично встретились с Анри Матиссом .
В декабре 1911 года Кандинский покинул НКВМ вместе с Мюнтером и Марком, чтобы . зимой 1911/1912 года представить первую выставку редакции «Синего всадника» В 1912 году Веревкин и Евленский также вышли из НКВМ, который только в 1920 году был официально исключен из Мюнхенского реестра ассоциаций. Веревкин также выставлялся с членами НКВМ и «Синим всадником» вместе с художниками «Моста» с 18 ноября 1911 по 31 января 1912 года в Новом Сецессионе в Берлине. Веревкина выставила там свою картину «Шлиттшухлауфер» («Конькобежцы»). [ нужна ссылка ]
В 1913 году Веревкин и Явленский участвовали в выставке редакции «Синего всадника» в берлинской галерее «Штурм» («Буря») Герварта Вальдена . В том же году Веревкина намеревалась окончательно расстаться с Явленским и отправилась в Вильнюс в Литве, где тем временем губернатором стал ее брат Петр. В конце июля 1914 года Веревкин вернулся в Германию из Литвы. Она прибыла в Мюнхен 26 июля. [ нужна ссылка ]
В Швейцарии 1914–1938 гг.
[ редактировать ]Когда 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война , Веревкин и Явленский были вынуждены в течение 24 часов покинуть Германию и бежали в Швейцарию вместе с обслуживающим персоналом Еленой Неснакомовой с сыном Андреасом и сестрой Элен Марией Неснакомовой, которая ранее поступила на домашнюю службу. Перед тем, как бежать в Швейцарию, Веревкин передала ключи и опекуна своей квартиры Паулю Клее и его жене Лили. Сначала они жили в Сен-Пре на берегу Женевского озера . В результате войны пенсия Веревкина сократилась вдвое. В 1916 году состоялась персональная выставка в Цюрихе , куда пара переехала в сентябре/октябре 1917 года. [ нужна ссылка ]
Лицо без гражданства после большевистской революции
[ редактировать ]В результате Октябрьской революции Верёвкина лишилась царской пенсии. Участие в «Кабаре Вольтер» последовало после встречи Веревкина с его инициаторами. В 1918 году Веревкин и Явленский переехали в Аскону на озере Маджоре . В 1919 году Веревкин участвовал в выставке «Художники Асконы» в Цюрихском художественном салоне Вольфсберг вместе с Явленским, Робертом Генином , Артуром Сигалом и Отто Нимейером-Гольштейном . В 1920 году некоторые работы Веревкина были показаны на Венецианской биеннале . Веревкин всегда жил в Швейцарии как лицо без гражданства, имеющее нансеновский паспорт с 1922 года. [ нужна ссылка ]
В 1921 году Явленский расстался с Веревкиным и переехал в Висбаден , где в 1922 году женился на экономке Веревкиной Елене Неснакомовой, матери его сына Андреаса. В это трудное время Веревкин подружился с цюрихским художником Вилли Фрисом и его женой Катариной, урожденной Ригини (1894–1973). В 12 письмах в Цюрих между 1921 и 1925 годами Веревкин описала свое отчаянное положение, которое, однако, не смогло сломить ее мужество и трудоспособность. [ нужна ссылка ]
В 1924 году Веревкин был соучредителем группы художников Der Große Bär (Большая Медведица, по созвездию Большой Медведицы ) в Асконе вместе с Вальтером Хельбигом , Эрнстом Фриком , Альбертом Колером и другими. Эта группа художников провела большую выставку в 1925 году в Кунстхалле Берна , за которой последовали дальнейшие совместные выставки, в том числе в 1928 году в берлинской галерее Нирендорф вместе с Кристианом Рольфсом , Карлом Шмидт-Ротлуфом и Робертом Генином . [ нужна ссылка ]
Часто Верефкин зарабатывала на жизнь рисованием плакатов и открыток с картинками или писала статьи, например, в 1925 году для Neue Zürcher Zeitung ее впечатления от поездки в Италию с Эрнстом Альфредом Айе , в которых впоследствии были напечатаны .
В 1928 году Веревкина написала и нарисовала свою картину «Асконские впечатления», которую посвятила цюрихскому искусствоведу Гансу Трогу (1864–1928). В том же году она познакомилась с Диего Хагманном (1894–1986) и его женой Кармен (1905–2001), которые спасли ее от еще больших экономических трудностей. В последние два года перед Первой мировой войной в Мюнхене уже стали заметны стилистические изменения в картинах Веревкиной, которые привели к ее позднему творчеству, но она продолжала развивать их в Швейцарии. Ее картины больше не вызывали у зрителя внезапных «потрясений», как раньше. Ее работы в целом стали более повествовательными, внутренними и даже более загадочными, чем раньше. В частности, они привлекали писателей, которых поощряли интерпретировать и создавать свои собственные, например, поэт Иван Голль или поэт Бруно Гетц . [ нужна ссылка ]
Типичные русские черты в живописи Веревкиной, особенно в колорите, которые поэтесса Эльза Ласкер-Шюлер заметила еще в Мюнхене, должны особенно отчетливо проявиться в ее позднем творчестве в Асконе. Даже если она перенесла их на мотивы Тичино, картины Веревкина изначально были чужды большинству швейцарцев и часто понимались неправильно. [ нужна ссылка ]
Когда Веревкина умерла в Асконе 6 февраля 1938 года, ее похоронили на местном кладбище по православному обряду, при сочувствии почти всего населения. [ нужна ссылка ]
Большая часть ее художественного и литературного наследия хранится в Fondazione Marianne Werefkin в Асконе в Асконе . Благодаря пожертвованиям их фонд теперь вырос почти до 100 картин. Фонду также принадлежат 170 альбомов для рисования и сотни рисунков. Часть из них представлена в постоянной коллекции Муниципального музея современного искусства в Асконе. [ нужна ссылка ]
Почести
[ редактировать ]Художница является тезкой премии Marianne-Werefkin-Preis », которая каждые два года вручается Ассоциацией берлинских художниц современным художницам.
Галерея картин
[ редактировать ]- Автопортрет в матроске , 1893, холст, масло.
- В Театре I , 1906, бумага, темпера, гуашь.
- Осень, Школа (Осень, Школа), гр. 1907, картон, темпера.
- The Dancer Alexander Sakharoff , 1909, tempera
- Элен (Элен Неснакомофф, с модной японской прической Йоко Хёго ), ок. 1909, гуашь , перо , тушь на тканой бумаге ; по завещанию Веревкина, частная коллекция Николая Дарагана
- «Черные женщины» , 1910, картон, гуашь.
- Фигуристы (I pattinatori), 1911, бумага, темпера.
- Штормовые ветры , 1915–17, холст, масло.
- Полицейский часовой в Вильнюсе , 1917, холст, темпера, Муниципальный музей современного искусства, Аскона
- «Фантастическая ночь» , 1917, картон, масло, темпера.
- Семья (La Familia), 1922, картон, темпера.
- Монах , 1932, картон, темпера.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В путеводителе галереи Королевской академии художеств для выставки «Создание модернизма» 2022/23 года указаны даты Верефкина: 11 сентября 1860 г. - 6 февраля 1938 г. [1]
Ссылки
[ редактировать ]Цитата из: «Марианна фон Веревкин в Мурнау - искусство и теория, образцы для подражания и друзья-художники», каталог специальной выставки в Шлоссмузеуме Мурнау под редакцией Бриджит Салмен.
- ^ Выставка Making Modernism 12 ноября 2022 г. - 12 февраля 2023 г. Лондон: Королевская академия художеств.
- ^ Россбек, Бриджит (2014). Марианна фон Веревкин: Русская из круга «Синий всадник» . Издательство Поселенца. ISBN 9783641156046 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Малычева, Таня и Изабель Вюнше, редакторы. Марианна Веревкина и женщины-художницы ее круга . Брилл, 2017 г. ISBN 978-90-04-32897-6
- Салмен, Бриджит. Марианна фон Веревкин . Хирмер, 2019 г. ISBN 978-3-7774-3306-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]
