Тело мертвого Христа во гробе

«Тело мертвого Христа во гробе» — картина, написанная маслом и темперой на липе, созданная немецким художником и гравёром Гансом Гольбейном Младшим между 1520 и 1522 годами.
На нем изображено в натуральную величину гротескное изображение вытянутого и неестественно худого тела Иисуса Христа, лежащего в гробнице. Гольбейн показывает мертвого Сына Божия после того, как его постигла судьба обычного человека. Картина хранится в Художественном музее Базеля .
Описание
[ редактировать ]Картина особенно примечательна своими впечатляющими размерами (30,5 см х 200 см). [1] и тот факт, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения . Его тело показано длинным и истощенным, а глаза и рот остаются открытыми. [2]

Христос показан с тремя видимыми ранами: на руке, боку и ногах. Обсуждая использование художником непоколебимого реализма, историки искусства Оскар Бетшманн и Паскаль Гринер отметили, что поднятый и вытянутый средний палец Христа, кажется, «тянется к смотрящему», а пряди его волос «выглядят так, как будто они пробиваются сквозь поверхность картины». ". [2] Над телом ангелы, держащие орудия Страстей , несут на бумаге кистью надпись, состоящую из латинских слов « IESVS·NAZARENVS·REX·IVDÆORVM » ( Иисус из Назарета , Царь Иудейский ). [3]

Фон
[ редактировать ]Как и многие художники, действовавшие во время ранней протестантской Реформации , Гольбейн был очарован жутким. Его отец, Ганс Гольбейн Старший , взял его посмотреть Матиаса Грюневальда в алтарь Изенхайме , городе, в котором старший также получил ряд заказов от местного хосписа. [2] В соответствии с религиозными традициями 1520-х годов произведение было призвано пробудить благочестие и следовать намерениям Грюневальда, который в своем алтарном образе стремился вселить в зрителя чувство вины и сочувствия. [4]
Неизвестно, с какой целью была создана картина. Были предложены различные предложения, в том числе в качестве пределлы для алтаря , отдельно стоящего произведения или украшения для гробницы . [1] Картина была заказана Бонифацию Амербахом . [5] которого также сыграл Ганс Гольбейн. Впоследствии он был включен в Кабинет Амербаха , где был описан как «Изображение мертвого человека работы Г. Гольбейна... с названием Iesus Nazarenus rex». [6]

В 1999 году Бетшманн и Гринер высказали предположение, что панель предназначалась для использования в качестве части Святой Гробницы , возможно, в качестве крышки, которую нужно было положить на гробницу. [4] По легенде, в качестве модели для работы Гольбейн использовал тело, добытое на Рейне. «Правда это или нет, нет никаких сомнений в его попытке быть абсолютно убедительным». [7] Картина выставлена в Художественном музее Базеля . [8]
Комментарий
[ редактировать ]
Панель вызывала восхищение и похвалу с момента ее создания. Произведение увлекло русского писателя Федора Достоевского . В 1867 году его жене пришлось оттащить его от панели, чтобы ее хватка не вызвала у него эпилептический припадок. [4] Достоевский видел в Гольбейне импульс, аналогичный одной из его главных литературных забот: благочестивое желание противостоять христианской вере всему, что ее отрицает, в данном случае законам природы и суровой реальности смерти. [9] В романе 1869 года «Идиот » персонаж князь Мышкин , увидев копию картины в доме Рогожина, заявляет, что она способна заставить зрителя потерять веру. [10] Герой Ипполита Терентьева, красноречивого приверженца атеизма и нигилизма, который сам находится при смерти, ведет длительную философскую дискуссию о картине, утверждая, что она демонстрирует победу «слепой природы» над всем, включая даже самое совершенное и прекрасное. существ. [11] [12]
Искусствовед Мишель Онфре описал эффект открытых глаз и рта как создающий впечатление, что «зритель видит Христа видящим: он также может почувствовать, что готовит смерть, потому что он смотрит на небеса, в то время как его душа вероятно, уже никто не потрудился закрыть рот и глаза. Или же Гольбейн хочет сказать нам, что даже после смерти Христос все еще смотрит и говорит». [1]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Онфрей, Мишель. « Тело мертвого Христа в гробнице (1521 г.). Архивировано 13 мая 2009 г. в Wayback Machine ». Tate Etc. , 2006. Проверено 4 мая 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с Бетчманн и Гринер, 88
- ^ « Тело мертвого Христа во гробе ». Интернет-галерея искусств . Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Бетчманн и Гринер, 89.
- ^ Ач, Пал (2013). «Мертвый Христос» Гольбейна в Базеле и радикальная Реформация» . Венгерский исторический обзор . 2 (1): 75. ISSN 2063-8647 . JSTOR 42568691 .
- ^ Майкл, Эрика (1997). Ганс Гольбейн Младший, Путеводитель по исследованиям . Гирлянда . стр. 48–49. ISBN 0815303890 .
- ^ Мойл, Фрэнни , Королевский художник: жизнь и времена Ганса Гольбейна , Нью-Йорк: Abrams Press, 2021, стр. 90.
- ^ «Мертвый Христос Гольбейна повергает в шок | Джонатан Джонс» . Хранитель . 18 июня 2009 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени . Издательство Принстонского университета. п. 550 .
- ^ Мейерс, 136–147.
- ^ Достоевский, Федор (2004). Идиот . Книги о пингвинах. стр. 475–477.
- ^ Фрэнк, Джозеф (2010). Достоевский: писатель своего времени , Princeton University Press, с. 550.
Источники
[ редактировать ]
- Бетшманн, Оскар и Гринер, Паскаль. Ганс Гольбейн . Книги реакции, 1997. ISBN 1-86189-040-0 . Переработанное и расширенное издание, Лондон: Reaktion Books, 2014. ISBN 978-1-78023-171-6 .
- Мейерс, Джеффри. «Гольбейн и идиот» в книге Мейерса, Джеффри « Живопись и роман» . Лондон: Издательство Манчестерского университета, 1975. Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1975.
- Кристева, Юлия. Черное солнце: депрессия и меланхолия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1989.