Портрет Иоганна фон Шварцвальда
Портрет Иоганна фон Шварцвальда | |
---|---|
Художник | Ганс Гольбейн Младший |
Год | 1543 [1] |
Середина | темпера на пергаменте [1] |
Размеры | 5,4 см (2,1 дюйма) [2] |
Расположение | Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина , Москва [3] |
Веб-сайт | Пушкинский музей |
Портрет Иоганна фон Шварцвальда представляет собой портрет , выполненный темперой на пергаменте, выполненный в 1543 году немецким художником и гравёром Гансом Гольбейном Младшим . На картине изображен молодой человек на синем фоне, повернутый на три четверти вправо от зрителя. На натурщице глубокий черный бархатный чепец и черное шелковое платье, на оттенок светлее, а с тонкой вышивкой на шее и запястьях видна белая рубашка . Глаза опущены, полуприкрыты веками, руки скрещены. На левой руке у него два кольца, а в руках кожаные перчатки. На уровне головы имеется боковая надпись — · ANNO · ETATIS // SVÆ · 24 · 1543· , — указывающая на то, что он родился около 1519 года. [5] Героем этого портрета был идентифицирован как данцигский купец Ганс (Иоганн) фон Шварцвальд (1513−1575), но его возраст не соответствует надписи. [6] Было высказано предположение, что молодым человеком мог быть Грегори Кромвель, 1-й барон Кромвель , сын Генриха VIII главного министра Томаса Кромвеля, 1-го графа Эссекса . [7]
Идентификация
[ редактировать ]В 1903 году сэр Ричард Холмс идентифицировал портрет молодого человека , один из ряда портретных миниатюр английского происхождения , находящихся во владении королевы Нидерландов , как работу Ганса Гольбейна Младшего. [8] Он предположил, что неопознанный юноша «предположительно пятнадцати или шестнадцати лет» мог быть членом семьи ганзейского купца со Стилярда в Лондоне, «как и замечательная голова Дерека Борна ». [8] [9] Историк искусства Рой Стронг датировал портрет ок. 1535–1540. [10]
У натурщика глаза закрыты, а волосы коротко подстрижены, как видно на «Портрете мужчины, вероятно, сэра Джорджа Кэрью» (ок. 1540 г.), «Портрете неизвестного мужчины, возможно, идентифицируемого как Томас Сеймур» (ок. 1535–1540 г.) и «Портрете Уильям Парр, маркиз Нортгемптон (ок. 1538–1542). Одежда натурщицы явно английская, и Джордж Уильямсон отметил, что «поскольку она находит свое место в коллекции, включающей множество миниатюр английских мастеров, таких как Купер, Оливер и Хоскинс , можно предположить, что картина была написана в Англии». и представляет, возможно, какого-нибудь молодого англичанина, занимающего знатное положение». [11] Артур Чемберлен заметил, что его черты лица «более английские, чем немецкие, и что, скорее всего, оно представляет собой сына какого-то человека при дворе Генриха». [12]
-
Дерих Борн, ок. 1533
-
Портрет мужчины, вероятно, сэра Джорджа Кэрью , ок. 1540 г.
-
Портрет неизвестного мужчины, возможно, идентифицируемого как Томас Сеймур , ок. 1535–1540 гг.
-
Уильям Парр , позже маркиз Нортгемптон , ок. 1538–1542 гг.
еще одну портретную миниатюру неизвестного юноши работы Ганса Гольбейна Младшего В 1913 году Георг Хабих обнаружил в Данцигском городском музее . [13] Впервые миниатюра была зафиксирована в коллекции музея в 1902 году. [14] существовала традиция В Данциге , согласно которой субъектом был член семьи Шварцвальдов . [15] В 1708 году, после угасания мужской линии рода Шварцвальдов, портрет вместе с библиотекой и коллекцией монет стал частью наследства, оставленного церкви Святых Петра и Павла в Данциге. [15] Надпись — ANNO ETATIS // SVÆ 24 1543 — указывает на то, что натурщику в 1543 году было двадцать четыре года и, следовательно, он родился около 1519 года. [16] У натурщицы прикрытые веки и вздернутый нос; его одежда английская, с заостренным воротником с кисточками, как это видно на английских портретах того периода, например, «Портрет мужчины, вероятно, сэра Джорджа Кэрью » (около 1540 г.). Портрет был украден Советского Союза из Данцигского городского музея немецкими оккупационными войсками в 1943 году, а в 1945 году его забрала Красная Армия как военный трофей. [17] [1] Портрет, который сейчас хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве , является одним из ряда произведений искусства, подлежащих реституции со стороны польского правительства. [17] [18] [19]
Хабих опознал натурщика как купца Генриха фон Шварцвальда (8 июля 1517–1561 гг.), старшего сына Ганса I (Иоганна) фон Шварцвальда (1468–1521) от его третьей жены Маргареты фон Ризен, но возраст Генриха не соответствует надпись, а также буква «Z» или очень широко расположенная N на перстне-печатке не соответствуют его торговому знаку или гербу Шварцвальда . [20] Ни у одного из купцов Стилярда нарисованных Гольбейном на перстне-печатке нет купеческого клейма, только герб : например, Купец Георг Гизе (1497-1562) (на столе) и Герман фон Ведиг III (умер в 1560 г.) ) (на указательном пальце). [21]
-
Купец Георгий Гизе (1497-1562), 1532 г.
-
Герман фон Ведиг III (умер в 1560 г.), 1532 г.
-
Зибмахера Книга гербов , том. 5., с. 175.
Ганс Зекер утверждал, что по традиции натурщик был известен как Ганс II (Иоганн) фон Шварцвальд (13 июня 1513–1575 гг.), старший сын Ганса I (Иоганна) фон Шварцвальда (1468–1521) от его второй жены Маргареты Кёльмер. но старший сводный брат Генриха, родившийся в 1513 году, примерно на шесть лет старше героя картины. [6] [22] Младший брат Генриха Беренд, достигший 24-летнего возраста лишь 21 сентября 1543 года, незадолго до смерти Гольбейна и во время вспышки чумы, вряд ли будет натурщиком. [23] [24] [25] В 1543 году в Лондоне произошла «великая смерть», которая продолжалась до зимы, и срок закона Михайлова дня пришлось сохранить в Сент-Олбансе . Другая гражданская хроника добавляет, что прошлым летом произошла великая смерть; и из постановления Тайного совета следует, что чума была в Лондоне еще 21 мая 1543 года. Ганс Гольбейн умер между 7 октября, когда он составил завещание в своем доме в Олдгейте , и 29 ноября 1543 года, когда Иоанн Антверпенский выполнил последнюю волю художника. [26]
1543 год знаменателен по двум причинам: Генрих VIII женился на своей шестой жене Екатерине Парр и умер «королевский художник» Ганс Гольбейн. [27] Портретная миниатюра 24-летнего мужчины имеет особое значение, поскольку, возможно, является последней работой художника. [28]
В 2003 году Квентин Бювело отметил: «На основании сходства черт лица и, в частности, характерного угла подстриженных волос, можно даже предположить, что на двух портретах изображен один и тот же человек». [29] В том же году натурщик был идентифицирован как Ганс II Шварцвальдт (1513–1575), сын купца Ганса I Шварцвальда (1468–1521), на основании очень сильного сходства с сюжетом другой портретной миниатюры, написанной Гольбейном в 1543 году. и поскольку только он был в это время на Стилярде в Лондоне. [30] Однако Гансу II (Иоганну) в 1543 году было 30 лет, а не 24.
По мнению Роя Стронга, существование второй миниатюры указывает на натурщика исключительной важности: королевских особ и близких родственников. [31] [32] В 2016 году Тери Фицджеральд и Диармайд Маккалок предположили, что натурщиком может быть Генриха VIII зять , Грегори Кромвель (ок. 1520–1551), сын главного министра короля Томаса Кромвеля . [7] Грегори Кромвель женился в 1537 году на Элизабет Сеймур , вдове сэра Энтони Утреда (ум. 1534) и младшей сестре королевы Джейн Сеймур , третьей жены Генриха VIII. [33] Последующее рождение принца также означало, что он приходился дядей будущему Эдуарду VI . [33] Григорий, родившийся примерно в 1520 году, был подходящего возраста и подходящего статуса, чтобы стать героем портретов. [16] [34] [35] Вполне вероятно, что миниатюра сына Томаса Грегори была написана примерно во время его свадьбы, «когда и отцу, и сыну было так много поводов для празднования». [36] Интересно отметить, что в отчетах Кромвеля за 1538 год есть платеж 4 января «Ханнсу, художнику, 40 лет». [37]
-
Томас Кромвель, граф Эссекс , ок. 1532–1533 гг.
-
Томас Кромвель, граф Эссекс, ок. 1537 г.
-
Портретная миниатюра джентльмена, возможно, Чарльза Брэндона, герцога Саффолка , ок. 1532
-
Портретная миниатюра джентльмена, возможно, Чарльза Брэндона, герцога Саффолка, ок. 1532
-
Томас Сеймур, барон Сеймур Садели , ок. 1540 г.
-
Томас Сеймур, барон Сеймур Садели, ок. 1545 –1547 гг.
Черты лица молодого человека «имеют отчетливое сходство» с чертами его отца, и у него «такой же характерный для Кромвеля вздернутый нос». [38] «Деталь Z или N на кольце с печаткой» на портрете 1543 года может быть объяснена гербом Грегори Кромвеля , «если она рассматривается как зигзаг или, в геральдических терминах, как выемка ». [39] две портретные миниатюры зятя Грегори, Томаса Сеймура Сохранились , 1540-х годов: Томас Сеймур, барон Сеймур Садели (ок. 1545–1547) в Национальном морском музее , Лондон и Томас Сеймур, барон Сеймур Садели , (ок. 1540), приписываемый Лукасу Хоренбоуту в Королевских коллекциях, Гаага . [40]
Провенанс
[ редактировать ]Вероятно, купец и коллекционер Генрих IV Шварцвальд (1619–1672); по происхождению от его племянника Генриха V Шварцвальда (1642–1705); с библиотекой и коллекцией монет, частью наследия, оставленного лютеранской церкви Святых Петра и Павла в Данциге семьей Шварцвальдов в 1708 году; Данцигский городской музей к 1902 году; разграблен из Данцигского городского музея немецкими оккупационными войсками в 1943 году; Советского Союза объявлен Красной Армией военными трофеями и доставлен в Москву в 1945 году; Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина , Москва. [17] [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Портрет Иоганна фон Шварцвальда» . Отдел награбленных произведений искусства . Варшава: Министерство культуры и национального наследия . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , с. 599.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 598–599.
- ^ « Портретная миниатюра Ганса Шварцвальда » . Королевские коллекции . Гаага . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 599–600.
- ^ Jump up to: а б Секер 1913 , стр. 26–27.
- ^ Jump up to: а б Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 587–601.
- ^ Jump up to: а б Холмс 1903 , стр. 218–219.
- ^ Шафферс-Боденхаузен и Титхофф-Сплитофф 1993 , стр. 373 (кат. 492).
- ^ Стронг 1985 , с. 51.
- ^ Уильямсон 1904 , стр. 10–11.
- ^ Чемберлен 1913 , стр. 229–230 .
- ^ Хабих 1913 , стр. 194–196.
- ^ Джековска 2016 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Хабич 1913 , с. 195
- ^ Jump up to: а б С 25 марта 1543 года до смерти Гольбейна няне было 24 года. В Англии до 1752 года год начинался 25 марта, в День Леди .
- ^ Jump up to: а б с Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 598–600.
- ^ BAT, (PAP) (17 мая 2013 г.). «Польша хочет вернуть 18 произведений искусства из России» . Новы Дзенник, Польский еженедельник . Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Министр культуры Польши Богдан Здроевский добивается возвращения произведений искусства, захваченных Советской Россией в 1945 году» . Artdaily.cc . 16 мая 2013 года . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Роулендс 1985 , с. 152 (м. 14) и пл. 139.
- ^ Петтер-Ваншаффе 2010 , стр. 114, н. 750 (стр. 287).
- ^ «Лес Шварца» . Генеалогические таблицы семей из Данцига, а также из Западной Пруссии и Западной Померании . Ассоциация семейных исследований в Восточной и Западной Пруссии. 2020. (на немецком языке)
- ^ Вейхбродт 1986 , с. 459: «Он подходящего возраста для картины Гольбейна»
- ^ Петтер-Ваншаффе 2010 , стр. 114, н. 755 (стр. 288).
- ^ Мойл 2021 , с. короля 536: «Но всего через три дня после шестой свадьбы в панике суд издал прокламацию, запрещающую лондонцам «входить в ворота любого дома, где лежат король или королева, и запрещающую придворным слугам ездить в Лондон и возвращаться снова». В той же декларации говорилось: «Запрещается (принимая во внимание опасность заражения) лицам, населяющим Лондон и его пригороды, не являющимся домашними слугами короля или необходимыми для обеспечения его домашнего хозяйства, обращаться в суд».
- ^ Уилсон 2006 , с. 277.
- ^ Стронг 1985 , с. 38: «У Кэтрин Парр была страсть к миниатюрам, что мы находим отражением в письме от 17 мая 1547 года от ее будущего мужа Томаса Сеймура, лорда Сеймура из Садели».
- ^ Fitzgerald & MacCulloch 2016 , стр. 598, 601: «Что же более естественно, что в 1543 году Гольбейн должен был нарисовать портрет этого живого символа евангелической Реформации Англии, когда он предпринимал свой последний раунд английской портретной живописи в кругу последнего Генриха VIII. королева, сама принявшая сторону евангелистов?»
- ^ Бак и Сандер 2003 , с. 138.
- ^ «Портретная миниатюра Ганса Шварцвальда» . Королевские коллекции . Гаага . Проверено 24 мая 2022 г.
Раньше люди также рассматривали возможность того, что изображенный человек был Генрихом Шварцвальдом, но на самом деле это мог быть только Ганс Шварцвальд II (сын купца Ганса Шварцвальда I из Гданьска), поскольку только он находился в то время в Штальхофе в Лондоне. [Раньше также считалось, что изображен Генрих Шварцвальд, но на самом деле это может быть только Ганс Шварцвальд II (сын купца Ганса Шварцвальда I из Гданьска), поскольку только он находился в то время в Штальхофе в Лондоне.]
- ^ Стронг 1983 , с. 38 ( ?Чарльз Брэндон ).
- ^ Стронг 1985 , с. 34: «Натурщиков можно нанести на генеалогическое древо династии Тюдоров и ее потомков».
- ^ Jump up to: а б Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , с. 593.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , с. 590: «Григорий был значительно моложе двенадцати лет в 1529 году, и характер его образовательной программы относит дату его рождения к 1519 или 1520 году».
- ^ МакКаллох 2018 , с. 36 .
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 595–597.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 596–597.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , с. 596.
- ^ Фицджеральд и МакКаллох, 2016 , стр. 600–601.
- ^ Шафферс-Боденхаузен и Титхофф-Сплитофф 1993 , стр. 373 (кат. 493).
- ^ Роулендс 1985 , с. 152.
Библиография
[ редактировать ]- Бак, Стефани; Сандер, Йохен (2003). Ганс Гольбейн Младший, 1497/98–1543: портретист эпохи Возрождения. Каталог выставки, Ганс Гольбейн 1497/98-1543, 16 августа – 16 ноября 2003 г. Очерки, Стефани Бак, Йохен Сандер; каталог, Ариана ван Сухтелен, Квентин Бювело, Петер ван дер Плог; с приложениями Бике ван дер Марка и Epco Runia . Гаага: Королевский кабинет картин Маурицхейса. стр. 138 (кат. 35), ил., 1 табл. (кол.). ISBN 904008906X .
- Чемберлен, Артур Б. (1913). Ганс Гольбейн Младший . Том. II. Лондон: Джордж Аллен и компания .
- Фицджеральд, Тери; Маккалок, Диармайд (2016). «Грегори Кромвель: Две портретные миниатюры Ганса Гольбейна Младшего». Журнал церковной истории . 67 (3): 587–601. дои : 10.1017/S0022046915003322 . (требуется подписка)
- Хабих, Георг (1913). «Миниатюрный портрет Ганса Гольбейна в Гданьске» . Журнал визуальных искусств . Новый эпизод. 24 : 194–196, пл. 1. (на немецком языке)
- Холмс, Ричард Р. (апрель 1903 г.). «Неопубликованная миниатюра Гольбейна, находящаяся во владении королевы Голландии». Журнал Burlington для ценителей . 1 (2): 218–219. JSTOR 855585 .
- Яковская, Кристина (2016). «Библиофил Генрих Шварцвальд и его портрет» [Библиофил Генрих Шварцвальд и его портрет] (PDF) . Libri Gedanenses: Ежегодник Гданьской библиотеки Польской академии наук . 33 : 68–85. (на польском языке)
- Маккалок, Диармайд (2018). Томас Кромвель: Жизнь . Лондон: Аллен Лейн. ISBN 9780141967660 .
- Мойл, Фрэнни (2021). Королевский художник: жизнь и времена Ганса Гольбейна . Лондон: Глава Зевса. ISBN 9781788541206 .
- Петтер-Ваншаффе, Катрин (2010). Ганс Гольбейн и Штальхоф в Лондоне . Мюнхен: Немецкое художественное издательство. стр. 113–116. ISBN 9783422069527 . (на немецком языке)
- Роулендс, Джон (1985). Гольбейн: Картины Ганса Гольбейна Младшего (полное издание). Оксфорд: Файдон. ISBN 0714823589 .
- Шафферс-Боденхаузен, Карен; Титофф-Сплитофф, Марике (1993). Портретные миниатюры в собраниях Дома Оранских-Нассау . Зволле: Странники. стр. 373. ИСБН 9789066302624 .
- «Лес Шварца» . Генеалогические таблицы семей из Данцига, а также из Западной Пруссии и Западной Померании . Ассоциация семейных исследований в Восточной и Западной Пруссии. 2020. (на немецком языке)
- Зекер, Ганс Фридрих (1913). Путеводитель по коллекциям произведений искусства в Гданьске. Том 1: Муниципальная картинная галерея францисканского монастыря . Гданьск: [Городской музей]. С. 26–27, 1 табл. OCLC 899833120 . (на немецком языке)
- Стронг, Рой (1983). Художники двора Тюдоров: вновь открытая портретная миниатюра, 1520–1620 гг . Каталог выставки, проходившей в Музее Виктории и Альберта с 9 июля по 6 ноября 1983 года. Лондон: Музей Виктории и Альберта . ISBN 0905209346 .
- Стронг, Рой (1985). Миниатюра английского Возрождения (переработанная ред.). Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 9780500273364 .
- Вайхбродт, Доротея (1986). Патриции, горожане, жители Вольного и Ганзейского города Данциг на фамильных и именных табличках с 14 по 18 число. Век. Том 1 . Клаусдорф/Швентин: Розенберг. OCLC 180573477 . (на немецком языке)
- Уильямсон, Джордж Чарльз (1904). История портретной миниатюры . Том. I. Лондон: Джордж Белл и сыновья . с. 10–11, табл. III, рис. 1, 4. OCLC 1152830751 .
- Уилсон, Дерек (2006). Ганс Гольбейн: Портрет неизвестного (переработанная редакция). Лондон: Пимлико. ISBN 0714823589 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Портрет Иоганна фон Шварцвальда Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
- Портретная миниатюра из королевской коллекции Ганса Шварцвальда, Гаага