Портрет Кристины Датской
Кристина Датская, герцогиня Миланская | |
---|---|
![]() | |
Художник | Ганс Гольбейн Младший |
Год | 1538 [1] |
Середина | масло на дубе [1] |
Размеры | 179,1 см × 82,6 см (70,5 × 32,5 дюйма) [1] |
Расположение | Национальная галерея , Лондон |
Присоединение | НГ2475 |
Веб-сайт | www |
«Портрет Кристины Датской» (или «Портрет в трауре ») — картина Ганса Гольбейна Младшего, написанная маслом на дубовой панели в 1538 году. [1] Она была заказана в том же году Томасом Кромвелем , агентом Генриха VIII , как обручальная картина после смерти английской королевы Джейн Сеймур . На нем изображена шестнадцатилетняя Кристина Датская , овдовевшая герцогине Миланской с 13 лет. На портрете видны ее яркая манера и сила характера. Хотя Генри был принят представительством, предложение руки и сердца не было реализовано, не в последнюю очередь потому, что Кристина знала о жестоком обращении Генри со своими женами. Сообщается, что она сказала: «Если бы у меня было две головы, я бы с радостью отдала одну в распоряжение короля Англии». [2] Различные политические и практические препятствия, связанные с ее связями с лютеранской церковью, также помешали этому матчу.
Историк искусства Дерек Уилсон писал, что этот портрет «является самой прекрасной картиной женщины [Гольбейна], когда-либо написанной, то есть это один из лучших женских портретов, когда-либо написанных». [3]
Несмотря на то, что это не привело к браку, на который он надеялся, Генри настолько понравился портрет, что он хранил его до самой смерти. В 1909 году она была приобретена Национальной галереей в Лондоне, где находится в постоянной экспозиции. [4]
Комиссия
[ редактировать ]После смерти английской королевы Джейн Сеймур в 1537 году Гольбейну было поручено написать портреты дворянок, имеющих право выйти замуж за Генриха VIII. Кристина была герцогиней Миланской и вдовой Франческо II Сфорца , который умер в 1535 году, когда ей было всего тринадцать. Томас Кромвель отправил Гольбейна и посла Филипа Хоби в Брюссель для встречи с ней. Ему было поручено создать простой и точный портрет девушки. [5]

Они прибыли в Данию 10 марта 1538 года. 12 числа Кристина сидела за портретом в течение трехчасового сеанса с 13:00 до 16:00. [6] Гольбейн мог бы говорить с ней на своем родном немецком языке. В тот же день он сделал предварительные наброски ее головы; последняя картина маслом была завершена вскоре после его возвращения в Англию.
Сама Кристина была против такого брака; ей было всего шестнадцать лет, и она не скрывала своего отвращения к Генриху, который к тому времени имел репутацию во всей Европе из-за плохого обращения со своими женами. Ей приписывают высказывание; «Если бы у меня было две головы, я бы с радостью отдал одну в распоряжение короля Англии». [2]
Генри был так очарован первоначальными цветными рисунками для портрета, на которых была изображена только ее голова. [5] - что, по словам имперского посла Юстаса Шапуи , «с тех пор, как он увидел это, он был в гораздо лучшем настроении, чем когда-либо, заставляя музыкантов играть на своих инструментах целый день». [3] На основе рисунка он поручил Гольбейну расширить его до масляной панели в полный рост. [5]
Джон Хаттон, английский посол в Брюсселе, сообщил, что рисунок Кристины, сделанный другим художником, был «слюнивным» (слюнями) по сравнению с рисунком Гольбейна. [7] [3]
Портрет Гольбейна появляется в описи Генриха VIII как «большой стол, на котором изображение герцогов Миланских представляет собой весь ее рост». [8]
Описание
[ редактировать ]
Кристина стоит в полный рост во фронтальной позе. Она расположена на бирюзовом фоне, напоминающем бургундское искусство 15 века. Она одета в черную траурную одежду спустя годы после смерти мужа, как это было принято у женщин в благородных итальянских браках. Ее черное платье оторочено коричневым мехом. Она отбрасывает тень на стену позади себя, справа появляется еще одна полоса тени, отброшенная невидимым источником. Выражение ее лица живое и заинтересованное. У нее ярко-красные губы, цвет которых перекликается с красным кольцом на пальцах. [5] Ее молодость передается через полуулыбку, овал лица, застенчивое выражение лица и ямочки на ямочках. [2]
Хотя портрет наполнен признаками ее благородства, она сняла перчатки, создавая неформальную, интимную атмосферу. У нее почти идеальная белая кожа, оттенки которой контрастируют с ее черным пальто. [5]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д « Кристина Датская, герцогиня Миланская , 1538, Ганс Гольбейн Младший» . Национальная галерея . Лондон . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Уилсон (2006), 251
- ^ Jump up to: а б с Уилсон (2006), с. 250
- ^ « Ключевые факты: Кристина Датская, герцогиня Миланская ». Национальная галерея , Лондон. Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бетчманн (1999), 192
- ^ « Кристина Датская, герцогиня Миланская ». Национальная галерея, Лондон. Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Ауэрбах (1954), с. 49
- ^ Мария Хейворд , Опись дворца Уайтхолл 1542 года , 2 (Illuminata Publishers, 2004), с. 90 нет. 675.
Источники
[ редактировать ]- Ауэрбах, Эрна . Художники Тюдоров: исследование художников на королевской службе и портретной живописи на иллюминированных документах от воцарения Генриха VIII до смерти Елизаветы I. Лондон: Athlone Press, 1954. OCLC 1293216
- Бетшманн, Оскар. Ганс Гольбейн . Издательство Принстонского университета, 1999. ISBN 978-0-6910-0516-4
- Фойстер, Сьюзен. « Кристина Датская » Ганса Гольбейна. Видеолекция, Национальная галерея , Лондон, 2018. Проверено 4 июня 2023 г.
- Роулендс, Джон. Гольбейн: Картины Ганса Гольбейна Младшего. Бостон: Дэвид Р. Годин, 1985. ISBN 0-87923-578-0 .
- Стронг, Рой , «Гольбейн в Англии». Журнал Burlington , том 109, № 770, 1967. JSTOR 875299.
- Уилсон, Дерек. Ганс Гольбейн: Портрет неизвестного. Лондон: Пимлико, 2006. ISBN 978-1-84413-918-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- В Национальной галерее , Лондон