Jump to content

Корнелиус Гурлитт (коллекционер произведений искусства)

Корнелиус Гурлитт
Корнелиус Гурлитт
Рожденный ( 1932-12-28 ) 28 декабря 1932 г.
Гамбург , Германия
Умер 6 мая 2014 г. (06 мая 2014 г.) (81 год)
Мюнхен , Германия
Занятие Коллекционер произведений искусства
Родители
Родственники

Рольф Николаус Корнелиус Гурлитт (28 декабря 1932 — 6 мая 2014) — немецкий коллекционер произведений искусства. сын Хильдебранда Гурлитта Было обнаружено, что Гурлитт , в нацистскую эпоху , торговца награбленными произведениями искусства , спрятал тайник с произведениями искусства, известными как «Находка Гурлитта» или «Коллекция Гурлитта» , некоторые из которых, как было доказано, были украдены у евреев нацистами. [1] [2] [3] [4]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родителями Гурлитта были арт-дилер и бывший директор музея Хильдебранд Гурлитт , который работал на нацистов и продавал награбленное искусство. [1] и его жена Хелен Ханке. [5] Он вырос в районе Даммтор в Гамбурге вместе со своей сестрой Ренатой (позже известной как Бенита), которая родилась там в 1935 году. [6]

После посещения начальной школы в Гамбурге он ходил в среднюю школу в Дрездене , пока город не был разрушен бомбардировками союзников в 1945 году, когда Гурлитту было 13 лет. Семья переехала в сельский Ашбах , затем в 1946 году Гурлитта и его сестру отправили в частную Оденвальдскую школу. в Хеппенхайме на короткое время, пока он снова не присоединился к своей семье, теперь поселившись в Дюссельдорфе , где он сдал выпускные экзамены в 1953 году в возрасте 20 лет. [7]

Смерть отца Гурлитта и последствия

[ редактировать ]

Три года спустя, когда Гурлитт поступил в Кельнский университет на изучение истории искусств, его отец Хильдебранд погиб в дорожно-транспортном происшествии в 1956 году. [1] оставив своей жене Элен опеку над своей обширной и ценной, но, как правило, малоизвестной частной коллекцией произведений искусства . В 1961 году Хелен купила две небольшие квартиры в Швабинг пригороде Мюнхена , а Гурлитт переехал в Австрию, построив себе небольшой дом в Айгене , относительно богатом пригороде Зальцбурга .

Его мать умерла в январе 1968 года, после чего Гурлитт делил свое время между одной из двух мюнхенских квартир на пятом этаже (которые унаследовала его сестра) и своим домом в Зальцбурге; он так и не женился и следующие четыре десятилетия прожил один, окруженный коллекцией произведений искусства, унаследованной после смерти матери. [1] Он жил скромно, водил недорогой автомобиль «Фольксваген» и был фактически затворником, поддерживая как можно меньше контактов с внешним миром, за исключением регулярных визитов своей сестры Бениты.

Помимо немецкого паспорта, он получил австрийское гражданство и был зарегистрирован в этой стране для целей налогообложения. Однако к 2000-м годам его дом в Зальцбурге начал приходить в запустение, и Гурлитт, чье здоровье ухудшалось, посещал его реже, проводя больше времени в мюнхенской квартире. [8]

Поскольку у него никогда не было другого источника дохода, после исчерпания всех других денег, унаследованных от его матери, Гурлитт, похоже, жил тем, что время от времени продавал картины из коллекции своего отца. [1] доходы перечислялись на счет в Цюрихе , Швейцария, куда Гурлитт приезжал каждые четыре-шесть недель и снимал 9000 евро для оплаты своих расходов на жизнь. [9] Существование, качество и размер унаследованной им коллекции оставались в значительной степени секретными, неизвестными его знакомым и широкой публике, хотя, по словам одного дилера, это было «общеизвестно среди дилеров на юге Германии». [10]

Открытие коллекции

[ редактировать ]

В сентябре 2010 года Гурлитта, которому тогда было 77 лет, остановили в поезде, возвращавшемся из Цюриха в Мюнхен, и у него обнаружили 9000 евро, которые, по его словам, были получены от продажи некоторых картин, которые у него были в 1978 году. поездки к швейцарскому торговцу произведениями искусства Эберхарду Корнфельду, который платил ему наличными или чеком. [11] Сумма была ниже разрешенного законом предела для перевозки между странами наличными, но вызвала подозрения властей, что он мог быть замешан в каком-то мошенничестве с произведениями искусства, продавая украденные произведения искусства на черном рынке , за который он не платил налогов в Германии. [12]

Немецкие таможенники получили ордер на обыск мюнхенской квартиры его сестры, где он жил, и обнаружили 1406 произведений искусства, стоимость которых первоначально оценивалась в 1 миллиард евро (впоследствии эта цифра была снижена до нескольких десятков миллионов евро). В коллекцию вошли работы Ренуара , Матисса , Отто Дикса и многих других известных художников. Все эти работы были конфискованы сотрудниками прокуратуры Аугсбурга, хотя законность этих действий позже была оспорена в суде. [13]

В то время у Гурлитта не было адвоката, и его неоднократные просьбы вернуть ему коллекцию на том основании, что он не совершил никакого преступления, остались без внимания. Тем временем расследование прокуратуры Аугсбурга продвигалось очень медленно и вне поля зрения общественности, пока находка не просочилась в прессу и не была сенсационно опубликована немецким журналом Focus 3 ноября 2013 года. [14] Новость об открытии распространилась по всему миру. [15] [1]

В декабре 2013 года местный суд Мюнхена назначил немецкого адвоката Кристофа Эделя вести дела Гурлитта в течение следующих шести месяцев по схеме, которая обеспечивает юридическое представительство старых или немощных клиентов. Эдель подала иски сначала против неустановленных чиновников, сливших информацию о находке в прессу, затем в прокуратуру о возврате коллекции, чего, однако, Гурлитт больше никогда не увидел. Гурлитт также сообщил Эделю о существовании второй части коллекции в его доме в Зальцбурге, которую Эдель предпринял шаги, чтобы обезопасить и перевезти ее в новое место от имени Гурлитта; эти предметы, более 250 произведений, включая работы Моне , Ренуара, Гогена , Либермана , Тулуз-Лотрека , Курбе , Сезанна , Мунка и Мане , никогда не были тронуты немецкими властями. [16]

Первоначально Гурлитт утверждал, что все работы в его коллекции были приобретены его отцом на законных основаниях и что никакие предположения о том, что в коллекции содержатся украденные произведения искусства, не будут рассматриваться. Однако впоследствии в 2014 году он согласился, что, если коллекция действительно включает в себя награбленные предметы, он вернет их законным наследникам семей, у которых они были украдены, тем самым соответствуя (необязательным) Вашингтонским принципам 1998 года в отношении конфискованного нацистами имущества. Art , хотя у него не было никаких юридических обязательств по этому поводу: согласно немецкому законодательству, любые требования о реституции украденных произведений искусства истекли бы по истечении 30-летнего периода, который давно истек к 2010 году. [17]

Уже в 2011 году он отправил одну картину, «Укротитель львов » Макса Бекмана , на продажу кельнскому аукционному дому Lempertz , где ее признал Майк Халтон, наследник еврейской семьи, из которой работа была украдена еще до мировой войны. II, хотя не было никаких предположений о том, что Хильдебранд Гурлитт имел какое-либо участие в первоначальной краже. Представители галереи встретились с Корнелиусом, а затем договорились о мировом соглашении с Халтоном, чтобы разделить прибыль от продажи, картина в конечном итоге была продана за 864 000 евро. [18]

Смерть и последующие события

[ редактировать ]

После нескольких лет плохого здоровья Гурлитт умер от сердечной недостаточности 6 мая 2014 года в возрасте 81 года. В завещании, которое он написал незадолго до своей смерти, неожиданно был назван музей в Швейцарии, Музей изящных искусств Берна (нем. Kunstmuseum Bern). ), как его «единственный наследник». Близкие к Гурлитту люди рассказали американской газете, что он решил передать коллекцию зарубежному учреждению, поскольку чувствовал, что Германия плохо обошлась с ним и его отцом. [19] Наследство включало предметы, которые Гурлитт хранил в Мюнхене, а также в Зальцбурге, которые немецкие власти не конфисковали, поскольку их полномочия не распространялись на имущество, находящееся в Австрии, а также его имущество в двух местах, о которых Бернский музей впоследствии объявил, что они будут продать с целью компенсации части расходов, связанных с принятием завещания. [20]

В завещании предусматривалось, что музей должен будет выяснить происхождение картин и при необходимости произвести реституцию. [21] Музей решил принять эти работы, ни одна из которых не представляет собой доходы от грабежей нацистской эпохи, и заключить совместное соглашение с властями Германии и Швейцарии о распоряжении этим наследством. Завещание было оспорено одним из двоюродных братьев Гурлитта на основании психиатрического заключения, в котором говорилось, что Гурлитт страдал слабоумием , шизоидным расстройством личности и бредовым расстройством на момент написания завещания. [22] Иск был отклонен в суде, и завещание Берна было оставлено в силе.

Было установлено, что некоторые произведения искусства ранее были разграблены и возвращены наследникам законных владельцев, в частности портрет Матисса, восстановленный наследниками французского арт-дилера Поля Розенберга . Другая крупная картина из коллекции, « Два всадника на пляже » (1901) Макса Либермана , была возвращена наследникам немецко-еврейского промышленника и коллекционера произведений искусства Давида Фридмана. [23] и продан на аукционе в июне 2015 года. [24] Карла Шпицвега К концу 2014 года музыкальная пара также была определена для возвращения соответствующему наследнику первоначального владельца. [25]

Небольшое количество дополнительных предметов по-прежнему признавалось разграбленными и было возвращено наследникам первоначальных владельцев, если это было известно; Более подробную информацию можно найти в статье «Коллекция Гурлитта» . В ноябре 2017 года прошли выставки некоторых работ из коллекции. [26] [27] [28] [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Ольтерманн, Филип (4 ноября 2013 г.). «Таинственный мюнхенский отшельник, спрятавший украденные нацистами произведения искусства на сумму 1 миллиард евро» . Хранитель . Проверено 22 августа 2023 г.
  2. ^ Ри, Наоми (22 января 2020 г.). «Менее чем через месяц после того, как Лувр нанял нацистского эксперта по мародерству для исследования своей коллекции, она обнаружила 10 нечестно полученных работ, спрятанных на виду» . Новости Артнета . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 20 февраля 2022 г. Сегодня, 22 января, Германия передает три произведения из коллекции наследникам Дорвилля после того, как они подали иск об их возврате. Две картины Жана-Луи Форена, акварель «Дама в вечернем платье» и картина маслом «Портрет дамы в профиль» находились в кладе Корнелиуса Гурлитта, сына арт-дилера нацистской эпохи Хильдебранда Гурлитта.
  3. ^ Welle (www.dw.com), Deutsche. «Коллекция Гурлитта: последнее из 14 произведений искусства, украденных нацистами, продано на аукционе | DW | 24.11.2021» . DW.COM . Проверено 20 февраля 2022 г. Было доказано, что из примерно 1500 произведений искусства, найденных в кладе Корнелиуса Гурлитта, 14 были разграблены нацистами.
  4. ^ «Семья еврейского арт-дилера вернет картину Матисса, украденную нацистами» . Хранитель . 14 мая 2015 г. Проверено 20 февраля 2022 г. Картина «Сидящая женщина», написанная в 1921 году, была похищена у Пауля Розенберга, когда он бежал из Германии, но была обнаружена в мюнхенской квартире Корнелиуса Гурлитта.
  5. ^ «Документы показывают, как торговцу вернули награбленные нацистские произведения искусства» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
  6. ^ «Оказывается, сестра Корнелиуса Гурлитта тоже спрятала украденные нацистами произведения искусства, поскольку четыре рисунка возвращены еврейским наследникам» . Новости артнета . 11 сентября 2018 г. Проверено 5 февраля 2021 г.
  7. ^ Хикли, 2015: стр. 132–136.
  8. ^ Хикли, 2015: стр. 147–149.
  9. ^ Хикли, Кэтрин. «Швейцарский дилер Гурлитта нарушает молчание перед своим клиентом» . SWI swissinfo.ch . Проверено 13 февраля 2019 г.
  10. ^ Хикли, 2015: с. 150.
  11. ^ Хикли, Кэтрин. «Швейцарский дилер Гурлитта нарушает молчание перед своим клиентом» . SWI swissinfo.ch . Архивировано из оригинала 10 декабря 2021 г. Проверено 20 февраля 2022 г. В своем первом интервью о Гурлитте-затворнике, который умер в 2014 году, через год после того, как его тайный клад искусства впервые попал в заголовки газет, Корнфельд рассказал Швейцарскому общественному телевидению SRF, что он платил Гурлитту наличными или чеками за проданные им произведения искусства. Гурлитту, у которого никогда не было работы, нужны были деньги, чтобы жить и платить за лечение.
  12. ^ Мейер, Оливер. «Гурлитт и аукционист Корнфельд: Протокол деловых отношений» . lootedart.com .
  13. ^ Хикли, 2015: с. 188.
  14. ^ «Следователи обнаружили 1500 работ Пикассо, Шагала и других художников» . Фокус . 3 ноября 2013 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
  15. ^ Смейл, Элисон (4 ноября 2013 г.). «Сообщение об украденном нацистами сокровище вызвало возмущение в мире искусства» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 марта 2016 г.
  16. ^ Хикли, 2015: стр. 186-192.
  17. ^ Хикли, 2015: с. 192.
  18. ^ Хикли, 2015: стр. 153-154.
  19. ^ Лейн, Мэри М. (20 ноября 2014 г.). «Швейцарский музей близок к принятию сокровищ нацистского искусства» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 13 марта 2016 г.
  20. ^ «Швейцарский музей, унаследовавший сокровища Гурлитта, продающие недвижимость» . Таймс Израиля . 7 июня 2017 года . Проверено 16 июня 2019 г.
  21. ^ Лейн, с. А12.
  22. ^ «Наследница Гурлитта хочет подраться из-за произведений искусства» . Ежедневная газета . 17 ноября 2014 года . Проверено 18 января 2020 г.
  23. Эдди, Мелисса (15 мая 2015 г.). « Матис из собрания Гурлитта возвращен наследникам еврейского арт-дилера ». Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 декабря 2016 г.
  24. Холмс, Рут (24 июня 2015 г.). « Картина, украденная нацистами из Мюнхена, стоит около 3 миллионов долларов ». Времена Израиля . Проверено 19 декабря 2016 г.
  25. ^ swissinfo.ch, Кэтрин Хикли, в Берлине. «Тяжелое наследие Гурлитта отправляется в швейцарский музей» . SWI swissinfo.ch . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  26. ^ Коннолли, Кейт (27 октября 2017 г.). «Работы, собранные сыном нацистского арт-дилера, будут выставлены на всеобщее обозрение» . The Guardian – через www.theguardian.com.
  27. ^ «Сокровище произведений искусства Корнелиуса Гурлитта наконец-то впервые представлено публично» . www.theartnewspaper.com .
  28. ^ Берн 7, Музей изящных искусств Берна, Ходлерштрассе 8-12, CH-3000. «Гурлитт: Отчет о состоянии» . Музей изящных искусств Берна . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
  • Хикли, Кэтрин. «Мюнхенский художественный клад: дилер Гитлера и его тайное наследие». Thames & Hudson, Лондон, 2015, 272 стр. ISBN   9780500292570
  • Коллинз, Джейкоб Р. «Находка Гурлитта: ее прошлое, настоящее и будущее». Бакалаврская диссертация, Университет Вермонта, 2016 г., 54 стр. Доступно онлайн по адресу [2]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ff23ce42d72ca5dea26967a34462825__1719902700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/25/2ff23ce42d72ca5dea26967a34462825.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cornelius Gurlitt (art collector) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)