Ташизм
Ташизм (альтернативное написание: Tachism , производное от французского слова tache , пятно) — французский стиль абстрактной живописи, популярный в 1940-х и 1950-х годах. Говорят, что этот термин впервые был использован в отношении движения в 1951 году. [1] Его часто считают европейским ответом и эквивалентом абстрактного экспрессионизма . [2] хотя есть стилистические различия (американский абстрактный экспрессионизм имел тенденцию быть более «агрессивно-грубым», чем ташизм). [1] Это было частью более крупного послевоенного движения, известного как Art Informel (или Informel ). [2] который отказался от геометрической абстракции в пользу более интуитивной формы выражения, подобной живописи действия . Другое название ташизма — «Лирическая абстракция» (родственное американской лирической абстракции ). COBRA также связана с Tachisme, как и японская группа Gutai .
После Второй мировой войны термин «Парижская школа» часто относился к Ташизму, европейскому эквиваленту американского абстрактного экспрессионизма. Важными сторонниками были Жан-Поль Риопель , Вольс , Жан Дюбюффе , Пьер Сулаж , Николя де Сталь , Ганс Хартунг , Жерар Шнайдер , Серж Полякофф , Жорж Матье и Жан Мессажье , среди некоторых других. (Список художников см. ниже.)
По словам Чилверса, термин «ташизм » «впервые был использован в этом смысле примерно в 1951 году (принадлежат его созданию французским критикам Шарлю Этьену и Пьеру Гегену), и он получил широкое распространение [французским критиком и художником] Мишелем Тапье в его книга «Un Art autre» (1952)».
Ташизм был реакцией на кубизм и характеризуется спонтанной манерой письма, каплями и кляксами краски прямо из тюбика, а иногда и каракулями, напоминающими каллиграфию .
Ташизм тесно связан с неформальным искусством или Art Informel, который в контексте французской искусствоведческой критики 1950-х годов отсылал не столько к чувству «неформального искусства», сколько к «отсутствию или отсутствию самой формы» – неформальной или неформальной. сформулированный, а не простое снижение формальности или формальности. Art Informel больше говорил об отсутствии заранее обдуманной структуры, концепции или подхода ( sans cérémonie ), чем о простой случайной, расслабленной или непринужденной художественной процедуре. [3]
Художники
[ редактировать ]- Пьер Алешинский (род.1927) – группа «Кобра»
- Карел Аппель (1921–2006) - группа «Кобра»
- Фрэнк Эврей Уилсон (1914–2009)
- Жан Рене Базен (1904–2001)
- Роже Биссьер (1888–1964)
- Ферруччо Бортолуцци (1920–2007)
- Норман Блюм (1921–1999) - американец, связанный с этим движением.
- Брэм Богарт (1921–2012) - группа Кобры
- Александр Боген (1916–2010)
- Денис Боуэн (1921–2006)
- Камилла Брайен (1907–1977)
- Альберто Бурри (1915–1995)
- Бофорд Делани (1901–1979) - американец, связанный с этим движением.
- Жан Дюбюффе (1901–1985)
- Агенор Фаббри (1911–1998)
- Жан Фотрие (1898–1964)
- Лучио Фонтана (1899–1968)
- Сэм Фрэнсис (1923–1994) - американец, связанный с этим движением.
- Элейн Гамильтон (1920–2010) - американская соратница Тапие, находящаяся под влиянием этого движения.
- Ганс Хартунг (1904–1989)
- Жак Эрольд (1910–1987)
- Лоран Хименес-Балагер (род.1928)
- Пол Дженкинс (1923–2012) - американец, связанный с этим движением.
- Асгер Йорн (1914–1973) - группа «Кобры»
- Карел Куклик (1937–2019) – чешский фотограф, считается представителем Informel в фотографии.
- Жозеф Лакасс (1894–1975)
- Рене Лаби (1922–2006)
- Андре Ланской (1902–1976)
- Франсуа Ланци (1916–1988)
- Мария Лассниг (1919–2014)
- Жорж Матье (1921–2012)
- Жан Мессажер (1920–1999)
- Анри Мишо (1899–1984)
- Жан Миотт (род.1926)
- Людвиг Мерварт (1913–1979)
- Зоран Мушич (1909–2005)
- Эрнст Вильгельм Най (1902–1968) - немец, находящийся под влиянием этого движения.
- Генерал Пол (1895–1975)
- Серж Поляков (1906–1969)
- Мари Раймонд (1908–1989)
- Жан-Поль Риопель (1923–2002)
- Мария Хелена Виейра да Силва (1908–1992)
- Эмилио Сканавино (1922–1986)
- Жерар Шнайдер (1896–1986)
- Эмиль Шумахер (1912–1999)
- Пьер Сулаж (1919–2022)
- Николя де Сталь (1914–1955)
- Пьер Таль-Коат (1905–1985) - француз
- Мишель Тапье (1909–1987)
- Антони Тапиес (1923–2012)
- Брэм ван Вельде (1895–1981)
- Луи Ван Линт (1909–1986)
- Франсуа Вилли Вендт (1909–1970)
- Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913–1951)
- Зао Воу Ки (1921–2013)
См. также
[ редактировать ]- Нуагизм
- Французское искусство
- Абстрактный экспрессионизм
- Живопись действия
- Лирическая абстракция
- Школа Парижа
- Группа Гутай
- Пространство
- Карл Отто Гётц
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ян Чилверс (2004) Оксфордский словарь искусств , Oxford University Press ISBN 978-0-19172-762-7
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уокер, Джон (1992). Глоссарий искусства, архитектуры и дизайна с 1945 года (3-е изд.). ГК Холл и Ко. ISBN 9780853656395 .
- ^ Трой Дин Харрис , Заметка об Art Informel. 2009, Баудхамата 11.6.09.
Ссылки
[ редактировать ]- Чилверс, Ян; словарь искусства двадцатого века Оксфордский ; Нью-Йорк : Оксфордского университета , 1998 г. Издательство ISBN 0-19-211645-2
- Тапье, Мишель; Еще одно искусство, в котором речь идет о новом раскрытии реальности». Париж , Габриэль-Жиро и дети, 1952 OCLC 1110556
- Тиампо, Мин. Гутай и Информель Послевоенное искусство Японии и Франции, 1945—1965 . (Ссылка Worldcat: [1] ) (Dissertation Abstracts International, 65-01A) ISBN 0-496-66047-0 , ISBN 978-0-496-66047-6