Жорж Матье
Жорж Матье | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 10 июня 2012 г. | (91 год)
Место отдыха | Кладбище Монмартр 48 ° 53'16 "N 2 ° 19'44" E / 48,8877523 ° N 2,3290011 ° E |
Национальность | Французский |
Известный | Рисовать , писать |
Движение | Лирическая абстракция , Ташизм |
Жорж Матье (27 января 1921 — 10 июня 2012) — французский художник-абстракционист, теоретик искусства и член Академии изящных искусств в Париже. [1] Его считают одним из отцов европейской лирической абстракции , течения неформальности .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Матье родился в 1921 году в Булони-сюр-Мер . Его отец, Адольф Жорж Матье, работал менеджером банка в Barclays. Его мать, Мадлен Дюрпе, учила его рисованию в детстве. Семья жила недалеко от городских валов на бульваре Принца Альберта, 38. В 1933 году родители Матье развелись, и он был отдан на попечение своей тети в Версаль .
С 1927 по 1933 год он посещал различные школы в Булони-сюр-Мер, а затем в лицее Хош в Версале. После этого он изучал английский язык и право в университете Лилля .
Матье получил должность учителя английского языка в 1942 году в лицее Дуэ на севере Франции. В последующие годы он работал на нескольких должностях: работал переводчиком в американской армии в Камбре в 1944 году, преподавал в Американском университете в Биаррице и преподавал в Истре в 1945–46 годах.
В 1942 году в качестве хобби выполнил фигуративные картины Англии с открыток ( «Оксфорд-стрит ночью »). Позже, в 1944 году, он начал свои размышления об эстетике, придерживаясь следующей концепции: для существования живописи не обязательно изображать. Это откровение происходит из чтений Эдварда Крэнкшоу и его интерпретации работ Джозефа Конрада как абстрактной литературы. Следовательно, он написал свою первую нефигуративную картину « Начало» .
Линии США
[ редактировать ]В 1947 году он поселился в Париже, нанял компанию American Express и снял chambre de bonne недалеко от Люксембургского дворца .
Затем Матье работал в компании United States Lines, отвечая за связи с общественностью на линии между Нью-Йорком и Гавром : его функция заключалась в том, чтобы приветствовать и сопровождать путешественников во время их передвижения между Гаврем и Парижем. Эта должность дала Матье возможность привлечь престижную клиентуру и сформировать свою первую сеть потенциальных клиентов. По этому случаю он встречает Сальвадора Дали впервые .
С 1953 по 1963 год ему предлагалось стать главным редактором журнала United States Lines Paris Revue . Этот ежегодный журнал тиражом 15 000 экземпляров распространяется бесплатно до 1963 года: он дал Матье возможность взять интервью у знаменитостей того времени, как на художественной ( Джон Кейдж , Пьер Булез , Марк Тоби, Генри Миллер), так и на научной сцене (Джон Кейдж, Пьер Булез, Марк Тоби , Генри Миллер ). Альберт Эйнштейн , Норберт Винер , Оскар Моргенштерн ). [2]
Первые выставки
[ редактировать ]В 1946 году его первые абстрактные картины были представлены на выставке Salon des moins de 30 ans в Париже. Он основал первую художественную группу L'Imaginaire вместе с Вольсом , Жаном-Мишелем Атланом , Хартунгом , Бриеном , Риопелем и выставлялся с четырнадцатью художниками в Люксембургской галерее 16 декабря 1947 года. Выставка называлась «К лирической абстракции» , но название было позже. изменилась из-за присутствия работ Пабло Пикассо и Жана Арпа . [3] В том же году он выставлялся в Salon des Réalités Nouvelles и Salon des Surindépendants .
Позже группа расширилась за счет Мишеля Тапье , Пикабиа и Франсуа Стали, чтобы сформировать HWPSMTB , выставляющую свои работы в Galerie Allendy. Он продвигал искусство, свободное от ограничений фигуративной живописи и определяющее концепцию лирической абстракции .
В 1948 году он положил начало первой конфронтации между американскими и французскими художниками-авангардистами: по этому случаю он раскрыл важность американской абстракции Джексона Поллока и Элтона Тоби французской публике .
Первые большие полотна он написал уже в 1952 году.
Признание
[ редактировать ]С 1957 года он путешествовал и рисовал в Японии, США, а в 1959 году — в Бразилии, Аргентине и на Ближнем Востоке. Ограничения в его работе начались еще в 1959 году.
В 1957 году Матье и Симон Антай провели серию конференций под названием Cérémonies de la Seconde Condamnation de Siger de Brabant. В течение трех недель различные дебаты ставили под сомнение основы западных цивилизаций, роль великих людей и революций, которые сформировали западную культуру. от Миланского эдикта 313 года до современных прорывов в физике и философии. Многие ученые, такие как поэт Т.С. Элиот , философ Стефан Лупаско и ученые, выступили на этих конференциях. Мероприятие было названо в честь философа Сигера де Брабанта , сыгравшего ключевую роль в 13 веке.
В 1965 году Матье выставил сотню картин в галерее Шарпантье . Для этого мероприятия он выполнил «Париж, Столица искусств» — гигантское полотно с основными цветами на синем фоне. Сегодня в стенах галереи Шарпантье находится штаб-квартира Sotheby's France на улице Фобур Сент-Оноре в Париже.
Большая ретроспектива в Гран-Пале открылась в 1978 году и охватила пятнадцать последних лет его творчества. Специально по этому случаю были созданы семь картин шириной шесть метров, выполненных с января по март 1978 года.
Он получил Орден Почетного легиона и является главнокомандующим искусств и литературы . Работы Матье сейчас представлены более чем в 90 музеях по всему миру.
Академия изящных искусств
[ редактировать ]В 1976 году он стал членом Академии изящных искусств и получил место номер 7 секции живописи. [4]
Приверженность общественной культуре и образованию
[ редактировать ]Матье выступал за украшение городов, улучшение дизайна предметов повседневного обихода и принижение культуры, организованное средствами массовой информации. Он внес влиятельный вклад в декоративное искусство, ремесла и архитектуру.
Одновременно он восстал против слабого присутствия искусств в национальном образовании и защищал введение обязательных курсов искусства во французских школах, охватывающих историю искусств, практику чувствительности и упражнения в искусстве (рисование, скульптура, музыка, пение). Наконец, в 1980 году он инициировал политические рабочие группы с Пьером Деэ для реформирования культурного образования во французском министерстве образования и представил законопроект, представленный французскому парламенту. Законопроект был отклонен в 1980 году из-за отсутствия надлежащей финансовой поддержки. [5]
Он умер 10 июня 2012 года в возрасте 91 года в Булони-Бийанкуре и похоронен на кладбище Монмартр в Париже.
Концепция лирической абстракции
[ редактировать ]
С 1947 года Матье опубликовал несколько манифестов, в которых определил свою концепцию лирической абстракции. В частности, он постулирует четыре условия, характеризующие движение:
- Примат скорости исполнения: скорость преобладает, чтобы избежать вмешательства сознания художника.
- Никаких ранее существовавших форм: художник вообще не должен полагаться на какие-либо ориентиры.
- Никаких заранее обдуманных действий со стороны художника: живопись – это не познавательный процесс.
- Экстатическое состояние души художника: замкнутость и сосредоточенность художника помогают освободиться.
Матье позиционирует свою работу и, в более общем плане, лирическую абстракцию как последний из всех циклических переходов, произошедших в истории искусства. Каждый переход касается определенной характеристики живописи: формы, цвета, значения знаков...). Один полный переход можно разбить на шесть различных этапов в зависимости от интенсивности изменения рассматриваемой характеристики живописи. [6]
Этап | Имя | Описание | Художники |
---|---|---|---|
Этап I | Исследовать | Занимается исследованием знаков как знаков. | Вольс , Анри Мишо |
II этап | Воплощение | Распознавание знаков. Знаки достигают максимальной эффективности, рождая свой смысл и стиль. | Хартунг , Джузеппе Капогросси |
III этап | Формализм | Знаки несут общепризнанное значение: они полностью отождествлены со своим значением. Это академизм. | Мондриан |
IV этап | Барокко | Знаки доработаны: добавляются дополнительные элементы, несмотря на то, что они поверхностны по своему значению: это период барокко, преувеличивающий и искажающий знаки. | Дюбюффе |
Этап V | Разрушение | Крайнее искажение знаков приводит к их разрушению. | Пикассо |
VI этап | Неофициальный | Знаки больше не несут особого значения. | Тоби , Ротко |

Матье последовательно выступал против греко-латинского классицизма , наследия Возрождения и всех форм позднейшей геометрической абстракции . Он считает лирическую абстракцию последней революцией, произошедшей в истории искусства: освобожденное от реализма импрессионизмом, от форм кубизмом, от изображения воспринимаемой реальности геометрической абстракцией, искусство переживает освобождение всех своих прошлых отсылок от природы. Из своих размышлений он развивает собственное выражение лирической абстракции : «Отныне в истории форм, как и в истории мира, знак предшествует своему значению».
Таким образом, Матье считал более поздние художественные движения, такие как дадаизм , новый реализм , арте повера, рецидивом, поскольку они апеллируют к представлениям видимой реальности. Кроме того, он раскритиковал их за так называемое нигилистическое измерение, поскольку их интерпретация не требует человеческой чувствительности.
Произведения изобразительного искусства
[ редактировать ]Публичное выступление и предвестник событий
[ редактировать ]Матье пытался приблизить художника и наблюдателя. Он часто выступал перед публикой: «Мало кто понимал, что публичная живопись представляет для меня истинное общение между людьми». [7] Эти события подчеркивали виртуозность и скорость его жестов. В 1956 году была написана перед 2000 зрителями в театре Сары Бернар «Посвящение поэтам мира в целом» на холсте размером 400x1200 см с использованием более 800 тюбиков с краской. Многие из его выступлений были сняты, например, в 1963 году для канадского телевидения.
«Очевидно, что самые важные моменты — это когда я рисую публично. Фактически, этот процесс, даже не осознавая этого, работает медиумистическим образом, усиливая концентрацию ситуации. В результате концентрация является решающим элементом, который отделяет этот вид искусства отличается от всего другого искусства, известного Западу за последние двадцать столетий… Это радость общения с другим. Немного похоже на то, что происходит в любви. Что определяет любовь, так это напряжение между двумя существами с общим фокусом. Если бы это было просто притяжение между двумя людьми, в нем не было бы такого величия».
Он также работал со скульптурой и выполнял световую живопись .
Техника росписи и исполнение.
[ редактировать ]Матье работал с кистями, фланелью или рисовал прямо из тюбика. Он впервые применил технику капания в некоторых своих ранних работах, например, в «Evanescent» 1945 года .
Его скорость исполнения очень быстро стала его фирменным стилем. В 1959 году он написал картину размером 2,5х6 метров «Резня в Сен-Бартелеми» («Резня в день Святого Варфоломея») менее чем за полчаса в сопровождении джазового барабанщика Кенни Кларка . «Я рисовал быстро не из-за нехватки времени или для того, чтобы побить рекорды, а просто потому, что мне не нужно было больше времени, чтобы сделать то, что я должен был сделать, и наоборот, более длительное время замедлило бы жест, внося сомнения, повлияло бы на чистота мазков, жестокость форм, единство произведения искусства».
Иногда он носил наряды во время своих выступлений. Он написал большинство своих основных работ и написал большую часть эссе по воскресеньям.
Матье быстро исследовал холсты гигантских размеров. «Я люблю писать слишком большие картины, потому что риск от этого выше». [8] Более того, это позволило ему использовать графические эффекты центробежных сил, применяемых широкими жестами на краске.
Заголовок | Год | Размеры |
---|---|---|
Румяна фламанс | 1950 | 250х200см |
Капетинги повсюду | 1954 | 300х600см |
Битва Гойи | 1957 | 150х1500см |
Дань уважения поэтам со всего мира | 1956 | 400х1200см |
Победа Денена | 1963 | 275х700см |
Париж, столица искусств | 1965 | 300х900см |
Эволюция стиля
[ редактировать ]Информализм
[ редактировать ]Первые абстрактные работы Матье представляли собой органические формы, «формы без возможного значения». [9] Некоторые из его техник предвосхитили работы Джексона Поллока, появившиеся два года спустя, и возвестили о движении « Живопись действия» .
Ташизм
[ редактировать ]В 1950 году его капли стали более твердыми и скопились вокруг центрального ядра. Палитра была ограничена теплыми цветами.
С 1951 года Матье изучал ташизм на монохромных полотнах: пятна живописи появлялись «потому, что в определенном месте нужен определенный цветной участок, и самый прямой путь — это накладывать кисть на холст с разной степенью насилия (вызывая брызги) без ограничив пространство таким цветом.", [10] как в «Маршале де Тюренне» , «Бланш де Тюренн» , «Битве при Бувине» .
Лирическая абстракция
[ редактировать ]В 1960-е годы его период дзен включает лишь несколько штрихов на монохромном фоне, подчеркивающих силу знака. Примеры включают La Bataille de Brunkerberg и Bulle Omnium Datum Optimum .
В 1970 году Матье сосредоточился на равновесии между балансом и яркостью и показал центральные формы на однородных цветных блоках.
С 1984 года Матье достиг того, что он называет «космическим поворотным моментом» в своей живописи. В его композициях уже не было центра: графические элементы множились на холсте, картина находила баланс за счет напряжения между этими элементами.
Титулы
[ редактировать ]Матье признавался в глубокой страсти к истории, особенно к Средневековью. Поэтому многие работы художника были названы в честь исторических сражений и событий: La Bataille de Bouvines (Битва при Бувине), La Victoire de Denain (Победа Денена) и Les Capétiens partout (Капетианы повсюду). Вопрос о связи названия полотна и самого акта живописи часто дискутировался, поскольку некоторые критики видели в его картине обновление исторической живописи.
Однако живописец всегда отрицал в своих работах какое-либо изображение исторических событий. Тем не менее он признал, что выбрал названия в зависимости от места, где было написано полотно ( «Посвящение генералу Хидэёси» , «Посвящение генералу Сан-Мартену» ), дня его исполнения ( «Виктуар де Денен» , «Батай де Тибериада» ) или его тон ( La Bataille des Eperons d'Or ).
Другие названия были вдохновлены математикой ( Теорема Александрова ), физикой ( Принцип Паули ) или философией ( Великий белый алгоритм ).
Другие художественные вклады
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Матье боролся за внедрение искусства в современное общество и применял свой стиль в самых разных областях.
Урбанизм и архитектура
[ редактировать ]В 1964 году Матье разработал архитектурный план города Кастеллас. В 1966 году промышленный владелец Ги Биро поручил ему составить план завода по производству электрических трансформаторов в Фонтене-ле-Конте. [11]
Гобелены и фарфор
[ редактировать ]Матье считал, что ремесла мало эволюционировали в течение 20-го века, и работал с французскими национальными фабриками. В 1966 году он присоединился к фарфоровой мастерской Manufacture de Sèvres и создал свою серию фарфоровых тарелок. Он создал множество гобеленов в сотрудничестве с Национальной мануфактурой гобеленов в Париже.
Марки
[ редактировать ]Некоторые работы Матье были адаптированы в качестве дизайнов национальных марок. В 1972 году он разработал свою первую фирменную марку для индийского почтового отделения Нью-Дели. Позже, в 1974 году, была выпущена марка с изображением гобелена « Посвящение Николя Фуке» . Еще одна марка, посвященная 40-летию битвы за Францию под предводительством генерала Шарля де Голля , была создана в 1980 году.
Как
[ редактировать ]В 1973 году был объявлен публичный конкурс на обновление монеты в десять франков: Матье было предложено принять в нем участие. Его проект представляет собой изображение индустриальной Франции с одной стороны и шестиугольный контур страны Матье с другой. 31 июля 1974 года министр финансов Франции объявил, что предложение Матье было выбрано среди 342 других представленных проектов. Алюминиевая монета из мельхиора выпускалась с 1974 по 1987 год тиражом 100 миллионов экземпляров.
Реклама
[ редактировать ]Матье было заказано несколько рекламных кампаний. В 1966 году авиакомпания Air France заказала Матье серию плакатов для своей будущей рекламной кампании. В серию вошли картины, напоминающие о некоторых основных направлениях (Нью-Йорк, Бразилия, Япония, Германия...), все в стиле лирической абстракции, отмеченной графической связностью между странами и их изображением.
Французская телевизионная премия Les 7 d'or , транслировавшаяся с 1985 по 2001 год, подарила победителям статую, созданную Матье.
Производитель шампанского Deutz создал декорированные бутылки шампанского по дизайну Матье.
Наследие
[ редактировать ]
Группа японских художников Гутай также создала живую работу, вдохновленную работами Матье, в духе, схожем с его искусством 1950-х годов. В своем манифесте 1956 года ее члены признали свой интерес к технике двух конкретных художников: «Что касается современного искусства, мы уважаем Поллока и Матье, потому что их работы, кажется, воплощают крики, издаваемые материей, пигментом и эмалью. Их работа заключается в слиянии с материей с использованием техник, которые особенно отражают их индивидуальность. Точнее, они ставят себя на службу материи мощным симбиотическим образом».
Некоторые из его работ предвосхищают возрождение граффити в современном стиле .
Публикации
[ редактировать ]Сочинения Матье
[ редактировать ]- 1959: От абстрактного к возможному, Эд. Cercle d’Art Contemporain.
- 1960: От абстрактного к возможному, Ред. Серкль современного искусства.
- 1963: За пределами тахизма, Эд Джуллиард, Париж.
- 1967: Привилегия бытия, Эд Роберт Морель, Париж.
- 1973: От бунта к ренессансу, Коллекция «Идеи», Эд Галлимар, Париж.
- 1975: Ответ на лирическую абстракцию, Эд. La Table Ronde, Париж.
- 1976: Уведомление о жизни и творчестве Альфреда Гисса, Институт Франции, Париж.
- 1984: Пророческая абстракция, Сборник «Идеи», Изд. Галлимар.
- 1994: Резня чувствительности, Эд Жан Пиколлек, Париж.
- 1998: Отныне один перед Богом, Эд.
Сочинения о Матье
[ редактировать ]- Жорж Матье; Доминик Киньон-Флере. Мэтью (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1977) ISBN 0-517-53086-4 ; ISBN 978-0-517-53086-3
- Мишель Тапье ; Жорж Матье; Галерея Stable (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк). Значимое послание Жоржа Матье (Нью-Йорк: Галерея Stable, 1952) OCLC 79307225
- Мюллер-Яо, Маргарита Хуэй: Влияние искусства китайской каллиграфии на западную неформальную живопись, Дисс. ISBN 3-88375-051-4
Фильмография
[ редактировать ]- 1954: Битва при Бувине, Робер Дешарн.
- 1956: Коронация Карла Великого, Робер Дешарн.
- 1959: Сен-Бартелеми, ORTF Productions.
- 1959: Дань уважения констеблю Бурбона А. Райнеру.
- 1961: Жорж Матье, Ж. Муссо и Ж. Феллер.
- 1965: Париж, столица искусств, ORTF Productions.
- 1967: Жорж Матье, Ф. Варен.
- 1968: Жорж Матье, П. Лгост и Ж. Роз.
- 1968: Жорж Матье, «Кинематографический анализ».
- 1971: Жорж Матье, Л. Торн.
- 1971: Жорж Матье или ярость бытия, Фредерик Россиф, TéléHachette.
- 1979: В поисках Жоржа Матье, Даниэль Леконт, Антенн 2.
- 1986: Жорж Матье, Филипп Дюкрест.
- 1992: Звуковое и световое шоу, состоявшееся в августе 1992 года во дворе замка Булонь-сюр-Мер, Т. Шумицкий.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Смерть художника Жоржа Матье — Ле Пуэнт» . Lepoint.fr. 12 июня 2012 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2012 г. Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Убийство чувствительности . Одилон Медиа.
- ^ Жорж Матье. Привилегия быть . Complicités издания.
- ^ «Жорж Матье в Академии изящных искусств» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2009 г. Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Убийство чувствительности . Одилон Медиа.
- ^ Жорж Матье. За пределами ташизма . Джульярд.
- ^ Жорж Матье. Пророческая абстракция . Галлимар.
- ^ Жорж Матье. Вещая абстракция, стр.47 . Галлимар.
- ^ Жорж Матье. От бунта к возрождению . Галлимар.
- ^ Жорж Матье. От бунта к возрождению . Галлимар.
- ^ «Видеоинтервью и презентация Фонтене-ле-Конт» . INA.fr. Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 г. Проверено 22 февраля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт и справочник выставок и картин
- Избранные работы Жоржа Матье. Архивировано 5 августа 2020 г. в Wayback Machine.
- Жорж Матье дал интервью в рамках 90-минутного телешоу « Человек, о котором идет речь».
- Дань уважения констеблю Бурбону, автору разграбления Рима , Театр Флейшмаркт, 4.02.1959, Вена . Видео отобрано и оформлено искусствоведом и куратором д-ром Аленом Чивило.
- Художники Art Informel и Tachisme
- 1921 рождений
- смертей в 2012 г.
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-мужчины
- Французские художники XXI века
- Французские художники-мужчины XXI века
- Школа Парижа
- Художники-абстракционисты-экспрессионисты
- Люди из Булони-сюр-Мер
- Члены Академии Художеств
- Французские дизайнеры марок
- Французские художники-абстракционисты