Марк Тоби
Марк Тоби | |
---|---|
![]() Тоби в 1964 году | |
Рожденный | Сентервилл , Висконсин , США | 11 декабря 1890 г.
Умер | 24 апреля 1976 г. Базель , Швейцария | ( 85 лет
Образование | Школа Художественного института Чикаго |
Известный | Рисование |
Движение | Абстрактный Экспрессионизм Северо-Западная школа |
Покровитель(и) | Зои Дюзанн |
Марк Джордж Тоби (11 декабря 1890 — 24 апреля 1976) — американский художник . Его плотно структурированные композиции, вдохновленные азиатской каллиграфией, напоминают абстрактный экспрессионизм . [ 1 ] [ 2 ] хотя мотивы его композиций философски отличаются от мотивов большинства художников-абстрактных экспрессионистов. Его работа получила широкое признание в США и Европе. Наряду с Гаем Андерсоном , Кеннетом Каллаханом , Моррисом Грейвсом и Уильямом Каммингом , Тоби был основателем Северо-западной школы . Старший по возрасту и опыту, он имел сильное влияние на остальных; друг и наставник, Тоби разделял их интерес к философии и восточным религиям. Подобно другим учащимся Северо-Западной школы, Тоби в основном был самоучкой после раннего обучения в Чикагском институте искусств . В 1921 году Тоби основал художественный факультет Корнуоллской школы в Сиэтле , штат Вашингтон. [ 3 ]
Тоби был постоянным путешественником, посетив Мексику, Европу, Палестину, Израиль, Турцию, Ливан, Китай и Японию. После обращения в Веру Бахаи это стало важной частью его жизни. оказали ли сплошные картины Тоби, отмеченные восточной манерой письма и каллиграфическими мазками, влияние на капельные картины Джексона Поллока Осталось без ответа, . Тоби родился в Сентервилле, штат Висконсин жил в районе Сиэтла , штат Вашингтон , и большую часть своей жизни , а затем переехал в Базель , Швейцария, в начале 1960-х годов со своим компаньоном Пером Халлстеном; Тоби умер там в 1976 году.
Ранние годы
[ редактировать ]Тоби был младшим из четырех детей в семье конгрегационалистов . Его родителями были Джордж Тоби, плотник и строитель домов, и Эмма Кливленд Тоби. Отец вырезал животных из камня и иногда рисовал животных, чтобы юный Марк вырезал их ножницами. В 1893 году семья поселилась в Чикаго . [ 4 ] Он учился в Чикагском институте искусств с 1906 по 1908 год, но, как и другие ученики Северо-Западной школы, в основном был самоучкой. В 1911 году он переехал в Нью-Йорк , где работал иллюстратором моды в магазине McCall's . Его первая персональная выставка состоялась в Knoedler & Company в нижнем Манхэттене в 1917 году. В следующем году Тоби познакомился с нью-йоркским художником-портретистом и бахаи Джульеттой Томпсон — соратницей Халила Джебрана — и позировал ей. Во время сеанса Тоби прочитал некоторую литературу бахаи и принял приглашение в Грин-Акр, где принял веру бахаи. [ 5 ] Его обращение привело его к исследованию изображения духовного в искусстве. [ 6 ] В последующие годы Тоби углубился в произведения арабской литературы и учения восточноазиатской философии .
Карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Прибытие Тоби в Сиэтл в 1921 году. [ 3 ] отчасти это была попытка начать все сначала после брака и быстрого развода. Когда его бывшая жена нашла адрес Тоби, она отправила ему коробку с его одеждой, увенчанную книгой Редьярда Киплинга « Свет, который погас» . [ 7 ] В следующем году Тоби встретил Тенг Куэя , китайского художника и студента Вашингтонского университета , который познакомил Тоби с восточным почерком, положив начало исследованию Тоби китайской каллиграфии . Начало его пожизненных путешествий пришлось на 1925 год, когда он уехал в Европу, поселившись в Париже , где Тоби познакомился с Гертрудой Стайн . [ 7 ] Он провел зиму в Шатодене , а также побывал в Барселоне и Греции . В Константинополе , Бейруте и Хайфе он изучал арабскую и персидскую письменность .
Вернувшись в Сиэтл в 1927 году, Тоби жил в студии в доме недалеко от Корнуоллской школы (с которой он время от времени общался). [ 8 ] с художником-подростком Робертом Брюсом Инверэрити , который был на 20 лет моложе. Вдохновленный школьным проектом Инверарити, Тоби проявил интерес к трехмерным формам и вырезал около 100 кусков мыльной скульптуры. стал соучредителем Школы свободного и творческого искусства в Сиэтле В следующем году Тоби вместе с Эдгаром Эймсом , а осенью он преподавал продвинутый курс искусства в студии Эмили Карр в Виктории . [ 9 ]
В 1929 году он принял участие в выставке, которая ознаменовала изменение в его жизни: персональная выставка в галерее Romany Marie ’s Cafe Gallery в Нью-Йорке. Альфред Х. Барр-младший , в то время куратор Музея современного искусства (МОМА), увидел выставку и выбрал из нее несколько картин для включения в выставку МоМА 1930 года: «Живопись и скульптура живых американцев». В 1931 году Тоби стал постоянным художником Прогрессивной школы Элмхерста, одновременно преподавая в Дартингтон-холле в Девоне и рисуя фрески для школы. Он стал близким другом Бернарда Лича , который также работал на факультете. Познакомленный Тоби с Верой Бахаи, Лич стал ее новообращенным. Во время своего пребывания в Девоне Тоби нашел время поехать в Мексику (1931 г.), Европу и Палестину (1932 г.). В 1934 году Тоби и Лич вместе путешествовали по Франции и Италии, затем отплыли из Неаполя в Гонконг и Шанхай, где расстались. Лич отправился в Японию, а Тоби остался в Шанхае, навещая своего старого друга Тенг Куэя перед отъездом в Японию. Японские власти конфисковали и уничтожили издание из 31 рисунка на мокрой бумаге, которое Тоби привез с собой из Англии для публикации в Японии. Никаких объяснений их уничтожению не последовало; возможно, они считали его рисунки обнаженных мужчин порнографическими. В начале лета он учился хай-ку Поэзия и каллиграфия в дзенском монастыре недалеко от Киото перед возвращением осенью в Сиэтл.
Первая персональная выставка Тоби в Художественном музее Сиэтла состоялась в 1935 году; он также побывал в Нью-Йорке, Вашингтоне, округ Колумбия, Альберте, Канаде, а также в Хайфе, совершив паломничество бахаи . Где-то в ноябре или декабре, работая по ночам в Дартингтон-холле и слушая дыхание лошадей в поле за окном, он написал серию из трех картин: «Бродвей» , «Добро пожаловать, герой » и «Бродвейская норма» , в стиле, который впоследствии стал известен. как «белое письмо» (переплетение тонких белых линий).
Середина карьеры
[ редактировать ]
Тоби ожидал вернуться к преподаванию в Англии в 1938 году, но растущая напряженность, связанная с военным строительством в Европе, удержала его в США. Вместо этого он начал работать над Федеральным художественным проектом под руководством Инверарити. В июне 1939 года, когда Тоби посетил летнюю программу бахаи и просрочил положенный отпуск, Инверэрити исключил его из проекта Управления прогрессом работ (WPA). Тоби встретил шведского ученого Пера Хальстена (умер в 1965 году, Базель) в Балларде . [ 10 ] в 1939 году и они стали товарищами, живя вместе с 1940 года. [ 11 ] Тоби К 1942 году процесс абстракционизма сопровождался новым каллиграфическим экспериментом. Мэриан Уиллард из галереи Уиллард в Нью-Йорке видела некоторые картины Тоби WPA и устроила ему выставку в 1944 году, которая была признана большим успехом. В 1945 году он дал персональную выставку в Портлендском художественном музее в Орегоне , а Клуб искусств Чикаго проводил персональные выставки его работ в 1940 и 1946 годах. Он изучал игру на фортепиано и теорию музыки у Локрема Джонсона , а, когда Джонсон был в отъезде с Уэсли Вером , которого Тоби познакомила в 1949 году их подруга-пианистка Берта Понси Джейкобсон . Вер, который в то время был студентом, с радостью принял возможность работать в качестве заместителя Тоби репетитора по музыкальной композиции и со временем подружился с ним и его кругом художников, сам став художником, а также летописцем группы. .
Тоби выставлялся в нью-йоркском Музее Уитни в 1951 году. Он также провел три месяца в качестве приглашенного критика работ аспирантов Йельского университета по приглашению Джозефа Альберса и провел свою первую ретроспективную выставку в Калифорнийском дворце Почетного легиона в Сан-Франциско. Франциско . В 1952 году фильм «Тоби, Марк: Художник» дебютировал на Венецианском и Эдинбургском кинофестивалях. Осознавая «академическую ответственность», Хальстен в начале 1950-х годов поступил в аспирантуру на факультет скандинавских языков и литературы Вашингтонского университета и, получив степень магистра, [ 11 ] Тоби начал называть его почетным словом «профессор». [ 12 ]
28 сентября 1953 года Life журнал опубликовал статью о Тоби, Гае Андерсоне , Кеннете Каллахане и Моррисе Грейвсе под названием «Мистические художники Северо-Запада», которая привлекла к ним внимание всей страны. [ 13 ] Эти четверо считались основателями Северо-Западной школы . [ 14 ] В 1955 году он провел персональную выставку в галерее Jeanne Bucher в Париже, а также побывал в Базеле и Берне . он начал рисовать тушью Два года спустя . В 1958 году он стал вторым американцем после Джеймса Эббота Макнила Уистлера , получившим Международный Гран-при Венецианской биеннале .
Спустя годы
[ редактировать ]
Тоби и Хальстен эмигрировали в Базель, Швейцария, в начале 1960-х годов. [ 15 ] Тоби, который в прежние годы был постоянным путешественником ( Etulain 1996 , стр. 134), сосредоточился на своем искусстве, в то время как Хальстен чувствовал себя беспокойным и путешествовал по Европе, вернувшись в Базель. [ 15 ] В 1960 году Тоби участвовал в Венском сецессионе Ассоциации художников-визуалистов, а в следующем году он стал первым американским художником, выставившимся в Павильоне Марсана в Париже. Персональные выставки прошли в МоМа в 1962 году и в Стеделикском музее в 1966 году, в том же году, когда он посетил Всемирный центр бахаи в Хайфе . В 1967 году он снова выставился в галерее Уилларда, а провел ретроспективную выставку в Музее изящных искусств Далласа в следующем году . Еще одна крупная ретроспектива творчества художника состоялась в Смитсоновского института в 1974 году. Тоби умер в Базеле в 1976 году. Национальной коллекции изящных искусств [ 16 ]
В 2017 году (с 6 мая по 17 сентября) в Венеции, Италия, прошла важная ретроспективная выставка зрелых работ Тоби, спонсируемая Коллекцией Пегги Гуггенхайм , организованная Галереей американского искусства Аддисон, Академией Филипс в Андовере, Массачусетс, и курируемая Дебра Брикер Балкен. Выставка смогла привлечь толпы посетителей Венецианской биеннале . [ 17 ] привлек международное внимание и стимулировал международную переоценку значимости Тоби перед поездкой в Галерею американского искусства Аддисон , Академию Филлипса, Андовер, Массачусетс, и выставлялся с 4 ноября 2017 года по 11 марта 2018 года. [ 17 ]
Стиль
[ редактировать ]
Тоби наиболее известен своим поздним стилем «белого письма», когда наложение белых или светлых каллиграфических мазков кисти наносится поверх абстрактного поля приглушенного цвета, которое само по себе состоит из небольших переплетающихся мазков кисти. Этот метод, в свою очередь, породил тип «сплошного» стиля живописи, наиболее известный благодаря Джексону Поллоку и более поздним художникам. [ 18 ]
Представляя свои белые письменные работы в галерее Уилларда , где тогда выставлялись многие будущие абстрактные экспрессионисты, Тоби не хотел вводить людей в заблуждение, поскольку он жил в Сиэтле и имел сильные связи с азиатским искусством. Уиллард нанял Сиднея Джениса (который в 1948 году открыл свою собственную галерею в Нью-Йорке, пригласив с собой абстрактных экспрессионистов Джексона Поллока , Виллема де Кунинга , Роберта Мазервелла и Филипа Гастона ) написать эссе для работы Тоби в Уилларде, чтобы прояснить творчество Тоби. позиция. Это эссе одновременно признало ориентацию Тоби на Азию и подчеркнуло важное различие между его белым письмом и автоматическим письмом сюрреалистов , которое вдохновило многих американских абстрактных экспрессионистов . [ 17 ] Цитирую Янис:
Девять лет назад, в 1935 году, Марк Тоби разработал технику белого письма, которая отличала его работы. Этот метод, слияние духа китайского письма с морфическими иероглифами, укоренившимися в живописи двадцатого века, проистекает из глубоко персонализированного видения Тоби. ... Предположительно, он отличается от психической автоматизации тем, что, по существу, находится под сознательным руководством. [ 17 ]
Дженис утверждала, что стиль Тоби «противоречит последним проявлениям модернизма », потому что «белое письмо Тоби было более изученным и контролируемым, что стало результатом длительных размышлений». [ 17 ] В этом отношении картину Тоби «Пронизывающий свет» (1942), представленную на выставке Уилларда в 1944 году, сравнивают с «Ночным туманом» Андре Массона Поллока 1945 года и «Автоматическим рисунком» 1924 года, который является примером работы, на которую непосредственно повлияло сюрреалистическое автоматическое письмо. . [ 17 ]
Влияние
[ редактировать ]Тоби, старший из «художников-мистиков», оказал влияние на Грейвса. [ 19 ] Тоби изучал фортепиано и теорию музыки у Джона Кейджа , и после этого именно Тоби оказал влияние на Кейджа. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Элизабет Бэйли Уиллис показала картину Тоби «Прутья и цепы» [ 23 ] Джексону Поллоку в 1944 году. Поллок внимательно изучил картину, а затем нарисовал «Голубые поляки» , картину, вошедшую в историю, когда в 1973 году австралийское правительство купило ее за 2 миллиона долларов. Биограф Поллока писал: «...Плотная сеть белых мазков [Тоби], столь же элегантная, как восточная каллиграфия, настолько впечатлила Джексона, что в письме Луису Бансу он описал Тоби, художника Западного побережья, как «исключение» для правило, согласно которому Нью-Йорк был «единственным настоящим местом в Америке, где может проявляться живопись (в реальном смысле этого слова)». [ 24 ] Поллок посещал все выставки Тоби в галерее Уиллард, где Тоби представлял холсты малого и среднего размера размером примерно 33 на 45 дюймов (840 × 1140 мм). Осмотрев их, Поллок вернулся домой и увеличил их до размеров 9 на 12 футов (2,7 × 3,7 м), выливая краску на холст вместо того, чтобы наносить ее кистью. Поллока никогда по-настоящему не интересовал рассеянный свет, но его очень заинтересовала идея Тоби покрыть весь холст отметинами вплоть до его краев, чего раньше в американском искусстве не делалось. [ 25 ]
Хельми Ювонен , еще один художник Северо-Западной школы, у которого диагностировали маниакально-депрессивный синдром, была одержима Тоби и страдала от заблуждения, что они с Тоби собираются пожениться, хотя Тоби был геем. [ 26 ]
Наследие
[ редактировать ]По крайней мере пять его работ находятся в постоянной коллекции Музея Северо-Западного искусства . [ 14 ] Работы Тоби также можно найти в большинстве крупных музеев США и мира, в том числе Смитсоновского музея американского искусства, галереи Тейт в Лондоне , Музея современного искусства в Нью-Йорке , Метрополитен-музея и Музея Уитни. Американское искусство . Было как минимум четыре посмертных индивидуальных выставки работ Тоби: Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США, 1984; Музей Фолькванг , Эссен, Германия, 1989 год; Galerie Beyeler, Базель, Швейцария, 1990 г.; и Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía , Мадрид, Испания, 11 ноября 1997 г. - 12 января 1998 г., где выставка объединила около 130 работ из примерно 56 различных коллекций, охватывающих период с 1924 по 1975 год. Две картины Тоби находятся в Коллекции Гуггенхайма. [ 27 ] [ 28 ] Ряд его фигуративных и абстрактных работ хранится в фонде Дартингтон-Холл. [ 29 ] Четыре подписанные Тоби литографии висят в зале приемов резиденции Всемирного Дома Справедливости , высшего руководящего учреждения Веры Бахаи, поскольку его работы были вдохновлены восточными влияниями и его участием в Вере Бахаи .
Anatoma tobeyoides , вид морской улитки , назван в честь Тоби.
Награды
[ редактировать ]- 1968, «Командор, искусство и письма французского правительства».
- 1961, выиграл первую премию Международного Карнеги , Питтсбург.
- В 1959 году стал первым американцем после Джеймса Макнила Уистлера, получившим премию живописи на Венецианской биеннале.
- 1956 г. избран в Национальный институт искусств и литературы.
- 1956, Гуггенхайма. Международная премия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Метрополитен-музей
- ^ был
- ^ Перейти обратно: а б Корниш, Нелли К. «Мисс тетя Нелли: Автобиография Нелли К. Корниш». Сиэтл, Вашингтонский университет, 1964, с. 134-35
- ^ «Экспозиции Марка Тоби» . Галерея Жанны Буше. Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Зейтц 1980 , с. 44.
- ^ «Марк Тоби» . Имя дер Кунст . Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Амент, Делорис Тарзан (16 февраля 2003 г.). «Тоби, Марк (1890–1976): старый мастер молодой американской живописи» . Бесплатная онлайн-энциклопедия Университета штата Вашингтон . Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Корнуолл 1964 , с. 134-135.
- ^ Модернизм и поздние тотемы (1927-1932) , Эмили Карр: Биографический очерк, Художественная галерея Ванкувера . По состоянию на 8 января 2013 г. См . также Аппельхоф, Рут Стивенс, Экспрессионистский пейзаж: североамериканская модернистская живопись, 1920–1947, Художественный музей Бирмингема, 1988, стр. 60. ISBN 978-0295966915 .
- ^ Feininger & Tobey 2006 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Вейр 2000 , с. 281.
- ^ Feininger & Tobey 2006 , с. 164.
- ^ «Журнал Life освещает художников Северо-Западной школы, 28 сентября 1953 года» . Эссе 5342 . HistoryLink.org.
- ^ Перейти обратно: а б «Марк Тоби 1890 – 1976» . Музей Северо-Западного искусства. Архивировано из оригинала 23 июня 2007 года . Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вейр 2000 , с. 51.
- ^ Вейр 2000 , с. 45-55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Балкен, Дебра Брикер (2017). Марк Тоби: Пронизывающий свет . Нью-Йорк: Публикации Скиры Риццоли. стр. 17–24, 207. ISBN. 978-0-8478-5904-7 . LCCN 2016961412 .
- ^ «Рецензия: «Мои — Восток, Запад, наука, религия, города, космос и написание картины». » . Одна Страна . 9 (4). Январь–март 1998 г. Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Мэлоун и Этулен 1989 , с. 190.
- ^ Перлман 2012 , с. 38.
- ^ Cage & Retallack 2011 , с. 195.
- ^ Николлс 2002 , с. 125.
- ^ «Коллекция» . Художественный музей Сиэтла. Архивировано из оригинала 1 марта 2014 г. Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Лонг, Присцилла (17 июля 2002 г.). «Марк Тоби пишет первую из своих влиятельных картин в стиле белого письма в ноябре или декабре 1935 года» . Эссе 3894 . Бесплатная онлайн-энциклопедия истории штата Вашингтон . Проверено 30 августа 2007 г.
- ^ Пиклз, Венди. «Радужный свет: появление Северо-Запада - Арт Делорес Тарзан Амент, Мэри Рэндлетт (Вашингтонский университет / МОНА)» . Обзор искусства, литературы, философии и гуманитарных наук . ralphmag.org . Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Диллон, Майк. «Искусство ради искусства» . Южный Сиэтл-Бикон . Архивировано из оригинала 3 марта 2014 года . Проверено 2 марта 2014 г.
- ^ «Дрожащее пространство» . Гуггенхайм . 1 января 1961 г. Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ «Аванс истории» . Гуггенхайм . 1 января 1964 г. Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ «Марк Тоби — Дартингтон» . Дартингтон . Архивировано из оригинала 13 января 2017 г. Проверено 15 февраля 2017 г.
- Библиография
- Балкен, Дебра Брикер (2017) «Марк Тоби: Как следы на снегу» в фильме « Марк Тоби: Пронизывающий свет» . Нью-Йорк: Скира Риццоли. ISBN 978-0-8478-5904-7
- Кейдж, Джон; Реталлак, Джоан (1 марта 2011 г.). МУЗЫКА: МУЗЫ КЛЕТКИ на Слова * Искусство * Музыка . Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-7186-1 .
- Хайнер Хахмайстер (ред.): Марк Тоби: Свет. Космос. Мюнстер: Hachmeister Verlag 2004 г.
- Хайнер Хахмайстер (ред.): Марк Тоби: Работает. Творения. 1945-1975. Мюнстер: Hachmeister Verlag 1991 г.
- Корниш, Столетие Нелли (1964). Мисс тетя Нелли: Автобиография Нелли К. Корниш . Вашингтонский университет Press.
- Этулен, Ричард В. (1996). Переосмысление современного американского Запада: век художественной литературы, истории и искусства . Издательство Университета Аризоны. п. 134 . ISBN 978-0-8165-1683-4 .
- Файнингер, Лионель; Тоби, Марк (2006). Годы дружбы, 1944–1956: переписка Лайонела Фейнингера и Марка Тоби . Хатье Канц. ISBN 9783775716963 .
- Мэлоун, Майкл П.; Этулен, Ричард В. (1 января 1989 г.). Американский Запад: история двадцатого века . Университет Небраски Пресс. п. 190 . ISBN 0-8032-8167-6 .
- Николлс, Дэвид (1 августа 2002 г.). Кембриджский компаньон Джона Кейджа . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-78968-4 .
- Перлман, Эллен (24 апреля 2012 г.). Ничего и все — Влияние буддизма на американский авангард: 1942–1962 гг . Североатлантические книги. ISBN 978-1-58394-379-3 .
- Зейтц, Уильям Чапин (1 января 1980 г.). Марк Тоби . Арно Пресс. ISBN 978-0-405-12893-6 .
- Вер, Уэсли (2000). Восьмое живое искусство: беседы с художниками, поэтами, музыкантами и злой ведьмой Запада . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-97956-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балкен, Дебра Брикер (2017), Марк Тоби: Пронизывающий свет ISBN 978-0-8478-5904-7 (английское издание), ISBN 978-0-8478-5978-8 (итальянское издание)
- Робертс, Колетт (1960), Марк Тоби
- Зейтц, Уильям Чапин (1980), Марк Тоби ISBN 0405128932
- Тоби, М., Даль, Артур Л. (1984), Марк Тоби, искусство и вера ISBN 9780853981794
- Мировой порядок Том 11 № 3 Весна 1977 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Художники-абстракционисты-экспрессионисты
- Американские художники-абстракционисты
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины
- 1890 рождений
- 1976 смертей
- Художники Тихоокеанского Северо-Запада
- Художники из Сиэтла
- Художники из Висконсина
- Жители Сентервилля, округ Манитовок, штат Висконсин.
- Американские бахаи
- Выпускники школы Чикагского института искусств
- Факультет Корнуоллского колледжа искусств
- Рынок Пайк-Плейс
- Художники Федерального Арт Проекта
- Принимает веру Бахаи
- Бахаи 20-го века
- Северо-Западная школа (искусство)
- Американские ЛГБТ-художники
- ЛГБТ-бахаи
- Американские граверы 20-го века
- ЛГБТ из Висконсина
- ЛГБТ из Вашингтона (штат)
- Американские ЛГБТ 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века