Джордж Цутакава
Джордж Цутакава | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 декабря 1997 г. Сиэтл | (87 лет)
Место отдыха | Кладбище Лейк Вью |
Образование | МИД , Вашингтонский университет |
Известный | Художник, скульптор |
Движение | Северо-Западная школа |
Дети | Джерард , Маюми, Димс, Маркус |
Награды | Орден Восходящего Солнца ; почетные докторские степени |
Джордж Цутакава ( японский : Джоджи Цутакава , [ 1 ] 22 февраля 1910 — 18 декабря 1997) — американский художник и скульптор, наиболее известный своими авангардными проектами бронзовых фонтанов.
Он родился в Сиэтле , штат Вашингтон , и вырос как в США, так и в Японии. Он учился в Вашингтонском университете , где после службы в армии США во время Второй мировой войны стал преподавателем. Он приобрел международную известность как дизайнер фонтанов в 1960-х и 1970-х годах. За время его долгой карьеры более 70 его уникальных фонтанов, многие из которых сохранились до сих пор, были установлены в общественных местах.
Цутакава часто ассоциируется с прогрессивной « Северо-западной школой » художников и входит в число крупнейших и влиятельных фигур современного азиатско-американского искусства.
Ранние годы
[ редактировать ]Джордж Цутакава родился 22 февраля 1910 года в Сиэтле, штат Вашингтон. [ 2 ] Его назвали в честь Джорджа Вашингтона (день рождения которого приходится на 22 февраля). Его родители, Сёзо и Хиса, родились в Японии. Он был четвертым из девяти детей, все из которых, кроме старшей сестры, родились в США. Отец и два дяди Джорджа управляли успешным импортно-экспортным бизнесом Tsutakawa Company, поставляя в основном пиломатериалы и металлолом в Японию, а также товары общего назначения из Японии в США. [ 3 ]
Джордж переехал в родной город своей матери Фукуяму , Япония, в возрасте семи лет вместе со своими братьями и сестрами, в то время как его отец остался в Сиэтле. Его мать умерла от гриппа в 1918 году; его отец женился повторно.
Семья жила с бабушкой по материнской линии. Будучи большим американским ребенком, питавшимся молочными продуктами и очень плохо говорившим по-японски, Джордж с трудом приспосабливался и находил утешение в искусстве. Его бабушка и дедушка познакомили его с традиционными японскими формами искусства, такими как Кабуки и Но драма , живопись Суми-э , каллиграфия, гравюра на дереве, керамика, аранжировка цветов и чайная церемония; в то же время он изучал европейское и американское искусство и на всю жизнь полюбил западную классическую музыку. Он подавал надежды как художник, но, к разочарованию своего отца, был посредственным учеником и мало интересовался присоединением к семейному бизнесу. [ 3 ]
После окончания средней школы и недолгой службы в качестве стажера-резервиста в японской армии, 16-летний Цутакава вернулся в США. Теперь, говоря по-японски, он поступил в среднюю школу на Бродвее в Сиэтле , где заново выучил английский язык и изучал искусство. вместе с группой прогрессивно мыслящих молодых художников, в которую входили Моррис Грейвс , Эндрю Чинн и Фэй Чонг . [ 3 ] Он также посещал и неофициально учился у Камекичи Токита , Кенджиро Номура и других художников старшего возраста из яркого азиатско-американского художественного сообщества Сиэтла. [ 4 ]
Колледж и армия
[ редактировать ]По настоянию преподавателя искусств Бродвейской школы Ханны Джонс Цутакава поступил в Вашингтонский университет , где учился у скульптора Дадли Пратта , который руководил им как в художественном плане, так и в ремесле создания крупных скульптур. Он также работал с Александром Архипенко , известным скульптором, который время от времени преподавал в Университете В. Цутакава оплачивал свое обучение, работая в бакалейной лавке, принадлежащей его дяде, а летом работая на консервном заводе на Аляске , что давало ему возможность посетите родные деревни, изучите резьбу на церемониальных зданиях и тотемных столбах и поговорите с резчиками. Он делал рисунки и линогравюры с изображением рыбы, рыбаков, консервных заводов и драматических пейзажей Аляски. [ 5 ]
Он продолжал рисовать и делать гравюры (как и всю свою жизнь), но, когда пришло время объявлять о своей специальности, выбрал скульптуру. Он получил степень бакалавра искусств в 1937 году. [ 6 ] Хотя его картины и гравюры участвовали в нескольких выставках и он активно участвовал в художественном сообществе Сиэтла, он не сразу сосредоточился на карьере в искусстве, так как помогал своим дядям в семейном бизнесе.
После нападения на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года большинство американских друзей и родственников японского происхождения Цутакавы были интернированы или переведены в примитивные лагеря на внутреннем западе США, а компания Цутакава была конфискована правительством. Сам Цутакава, мужчина, уроженец США Нисэй призывного возраста, был призван в армию. Во время обучения в Кэмп-Робинсоне в Арканзасе его художественные способности стали известны, и его часто просили нарисовать портреты офицеров или фрески в офицерских клубах. Позже его направили преподавать японский язык в школу военной разведки в Миннесоте. В свободное время он посещал музеи Миннеаполиса, Чикаго, Бостона и Нью-Йорка. [ 7 ]
Цутакава также навестил друзей и семью в лагерях для интернированных. Во время посещения лагеря Туле Лейк в Калифорнии он встретил и влюбился в Аяме Ивасу, подругу своей сестры Садако . Хотя она была на десять лет моложе его, она, как и Цутакава, была нисеем, получившим образование в Японии. Вскоре он предложил жениться. В конце концов она согласилась. [ 8 ]
Когда война закончилась, Цутакава вернулся в Сиэтл. Воспользовавшись законопроектом о военнослужащих , он возобновил обучение в Вашингтонском университете, получив степень магистра иностранных дел. [ 9 ] В 1947 году Аяме и Джордж поженились в буддийском храме Сиэтла. Первый из их четырех детей родился позже в том же году. [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]В конце 1940-х годов Цутакава начал преподавать по совместительству в Вашингтонском университете. Важное влияние на него в это время оказала книга, написанная судьей Верховного суда США Уильямом О. Дугласом , в которой были изображены обо , церемониальные каменные груды, созданные религиозными паломниками в Гималаях.
Со временем Цутакава начал преподавать на постоянной основе. Его работы — в основном картины, гравюры, небольшие скульптуры и резьба по дереву — были показаны в журнале Northwest Annuals в Художественном музее Сиэтла , в Художественной галерее Генри , Галерее Зои Дюзанн и в других местах. Он выполнил несколько заказных работ, в том числе скульптуры, резьбу на дверях и воротах, для местных предприятий и учреждений. Он также проектировал стулья, столы и лампы. В 1954 году он и Аяме купили большой дом, который стал его студией и постоянным местом встреч таких друзей, как Пол Хориучи , Марк Тоби , Джон Мацудайра , Джосель Намкунг и многих других. В 1956 году Цутакава впервые за почти тридцать лет отправился в Японию, посетив выставку своих работ и работ Хориучи в галерее Ёсейда в Токио и воссоединившись с членами семьи. [ 11 ]
Наше чувство непрерывности и ритма универсально в воде. Еще в детстве меня интересовала проточная вода, процесс переработки воды. Я помню, как Марк Тоби говорил со мной о жизненном цикле Вселенной и о том, что вода бесконечно движется в своих различных формах: пар, ледяные капли, образующиеся в облаках и сбрасываемые в реки. Эта переработка всегда очаровывала меня.
- Джордж Цутакава, «Профиль личности» (интервью с Джейн Эстес, 1978 г.) [ 12 ]
Фонтаны
[ редактировать ]В 1958 году Цутакаве попросили спроектировать и построить фонтан для новой главной Центральной библиотеки Сиэтла, строящейся в центре Сиэтла. Он согласился, хотя никогда раньше не создавал фонтанов. После двух лет ужасающих неудач он и Джек Учида, инженер Boeing , который на всю жизнь стал его техническим экспертом и помощником, закончили «Фонтан мудрости» , высокий абстрактный дизайн из кремниевой бронзы, напоминающий обо , тотемные столбы и пагоды. Художники, публика и критики были в восторге от работы, чье сочетание азиатских, индейских и современных элементов абстрактного экспрессионизма глубоко напоминало Тихоокеанский Северо-Запад. Почти случайно Цутакава нашел новое средство для своей художественной энергии.
В 1970-х и 1980-х годах Цутакава стал выдающимся в мире создателем фонтанов, устанавливая их в городах по всей территории США, Канады и Японии. [ 5 ] «Для Цутакавы, в конечном счете, вода выступает в отношении человечества и жизни как великий продолжающийся цикл всех вещей», — отметила искусствовед Марта Кингсбери. [ 13 ]
Для меня 1960 год или около того был временем, чтобы по-новому взглянуть на философию и искусство Востока, особенно японское искусство, с которыми я познакомился в юности. Благодаря моим путешествиям и изучению традиционного японского искусства я смог подтвердить свою убежденность в восточном взгляде на природу, который рассматривает человека как одну часть природы, часть, которая должна жить в гармонии с остальной природой. С 1960 года я пытался выразить эту связь между человеком и природой в своих работах. Мои рисунки суми-э — это прямой отклик на природу; Мои скульптуры фонтанов — это попытка объединить воду — жизненную силу Вселенной, которая течет неуловимым циклическим курсом на протяжении вечности — с неизменной металлической скульптурой.
- Джордж Цутакава, «Личное заявление» (1982) [ 14 ]
Начиная с 1960-х годов Цутакава много путешествовал. Помимо регулярных поездок в Японию, он путешествовал по Азии, Европе и Мексике.
Цутакава спроектировал, построил и установил 75 фонтанов. Большинство из них были сделаны из бронзы он использовал нержавеющую сталь и алюминий , хотя для некоторых . Он часто выполнял два или три заказа на фонтаны в год, продолжая при этом преподавать в Вашингтонском университете и преследовать свои интересы в других видах искусства.
Спустя годы
[ редактировать ]В 1976 году Цутакава вышел на пенсию после 34 лет преподавания искусства и архитектуры в Вашингтонском университете. Названный почетным профессором, он продолжал время от времени преподавать и участвовать в специальных мероприятиях в университете. [ 15 ]
В 1977 году он отправился в Непал , где наконец увидел воочию сложенные камни обо, формы которых так долго влияли на его творчество. [ 16 ] Позже он описал, как увидел более двадцати таких груд на фоне Эвереста, как самый захватывающий опыт в своей жизни. [ 5 ]
После того, как перенесенный ранее сердечный приступ ослабил его, Цутакава умер в своем доме в Сиэтле 18 декабря 1997 года. [ 17 ]
У Джорджа и Аяме Цутакавы было четверо детей: Джерард (1947 г.р.), Маюми (1949 г.р.), Димс (1951 г.р.) и Маркус (1954 г.р.). [ 5 ] Джерард Цутакава учился у своего отца и сам является опытным скульптором; Маюми Цутакава — писатель и редактор, работавшая в Комиссии по делам искусств штата Вашингтон и в Музее Винг Люка ; Маркус Цутакава — музыкальный руководитель средней школы Гарфилд в Сиэтле; и Димс Цутакава (род. 2021 г.). [ 18 ] ) был известным джазовым музыкантом Северо-Запада.
Основные работы
[ редактировать ]- Фонтан Столетия , Сиэтл
- Фонтан отражения (1962), Сиэтл
- Фонтан мудрости , Сиэтл
- Фонтан Нарамора
Награды и признания
[ редактировать ]- Почетный доктор Колледжа Уитмен.
- Почетный доктор Университета Сиэтла.
- Орден Восходящего Солнца, Золотые лучи с розеткой от Императора Японии в 1981 году. [ 5 ]
- Выпускник Summa Laude Dignatus Вашингтонского университета (1984 г.) [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сборник японско-американских литературных журналов 1 - Цифровой архив Showakan
- ^ Том Боллинг, справочные примечания Джорджа Цутакавы , библиотеки UW , получено 30 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Смитсоновский архив американского искусства; Устное историческое интервью Марты Кингсбери с Джорджем Цутакавой; 8-19 сентября 1983 г.
- ^ Признаки дома: Картины и военный дневник Камекичи Токита, Барбара Джонс; Вашингтонский университет Press, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Тарзан Амент, Делорис (15 марта 2003 г.). «Цутакава, Джордж (1910–1997)» . Historylink.org .
- ^ Jump up to: а б Цутакава, Маюми (лето 2022 г.). «Украденная красота» . Журнал Вашингтонского университета . 33 (2). Университет Вашингтона .
- ^ Джордж Цутакава , стр. 40-47, Марта Кингсбери; Художественный музей Белвью и издательство Вашингтонского университета, 1990 г.
- ^ Джордж Цутакава , стр.50, Марта Кингсбери; Художественный музей Белвью и издательство Вашингтонского университета, 1990 г.
- ^ Джордж Цутакава , стр.49, Марта Кингсбери; Художественный музей Белвью и издательство Вашингтонского университета, 1990 г.
- ^ Джордж Цутакава , стр. 50-51, Марта Кингсбери; Художественный музей Белвью и издательство Вашингтонского университета, 1990 г.
- ^ Джордж Цутакава , стр.75, Марта Кингсбери; Художественный музей Белвью и издательство Вашингтонского университета, 1990 г.
- ^ Журнал Northwest Magazine, «Профиль личности», Джейн Эстес; 24 декабря 1978 г.
- ^ Джордж Цутакава , Марта Кингсбери; Художественный музей Белвью и издательство Вашингтонского университета, 1990 г.
- ^ «Личное заявление», Джордж Цутакава, Художники Тихоокеанского Северо-Запада и Япония , каталог выставки, Национальный художественный музей, Осака, 1982.
- ^ Витрина UW: A Столетие выдающихся достижений в области искусств, гуманитарных наук и профессиональных школ Вашингтонского университета; Профиль Г. Цутакавы; http://www.washington.edu/research/showcase/1947a.html Архивировано 11 января 2014 г. в Wayback Machine.
- ^
Эрвин, Кейт (22 марта 2012 г.). « Фонтан Джорджа Цутакавы 70-х возвращается в Сиэтл» . Сиэтл Таймс . Проверено 21 марта 2022 г.
Это была одна из многих скульптур Цутакавы, созданных по образцу «обо», о которых он узнал из книги, написанной судьей Верховного суда США Уильямом Дугласом. По словам Джерарда, Цутакава отправился в Непал, чтобы увидеть образцы обо.
Скульптуры обоса Цутакавы сочетали в себе природные и человеческие элементы, а скульптура, созданная по заказу МакКинни, была одной из крупнейших. «Это будет уникальное произведение, — сказал Джерард, — потому что очень немногие гобо выглядят более натуралистично, чем этот». - ^ Робин Апдайк (19 декабря 1997 г.), «Некролог» , The Seattle Times
- ^ «Димс Цутакава, востребованный джазовый пианист из Сиэтла, умер в возрасте 69 лет | DAILY SEATTLE NEWS» . Dailyseattlenews.com . Архивировано из оригинала 16 июня 2021 г.
- Рэдфорд, Джорджия и Уоррен Рэдфорд, «Скульптура на солнце, гавайское искусство для открытых пространств», University of Hawaii Press, 1978, 96–97.
- Кингсбери, Марта. Джордж Цутакава. Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1990.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смитсоновский институт, интервью по устной истории .
- Цутакава, Маюми (19 апреля 2001 г.). «Цутакава, Джордж (1910–1997)» Проверено . 6 июня 2020 г ..
- Искусство Джорджа Цутакавы в галерее Woodside Braseth. Архивировано 4 февраля 2017 г. в Wayback Machine.
- « Замечательные люди: изменить ситуацию на Северо-Западе»; Интервью с Маюми Цутакавой , кассета 25» ( SCCtv , Джин Уокингшоу , 1993) в Американском архиве общественного вещания .
- 1910 рождений
- 1997 смертей
- Американские художники 20-го века
- Американские художники-мужчины 20-го века
- Американские скульпторы 20-го века
- Американские художники японского происхождения
- Американские художники-мужчины
- Американские скульпторы-мужчины
- Американские военнослужащие японского происхождения
- Американские современные художники
- Художники из Сиэтла
- Выпускники средней школы Бродвея (Сиэтл)
- Северо-Западная школа (искусство)
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца 4 степени.
- Скульпторы из Вашингтона (штат)
- Солдаты армии США
- Выпускники Колледжа искусств и наук Вашингтонского университета
- факультет Вашингтонского университета