Фрэнсис Пикабиа
Фрэнсис Пикабиа | |
---|---|
Рожденный | Франсис-Мари Мартинес Пикабиа 22 января 1879 г. Париж, Франция |
Умер | 30 ноября 1953 г. Париж, Франция | (74 года)
Известный | Рисование |
Заметная работа | Любовный парад |
Движение | Кубизм , Абстрактное искусство , Дадаизм , Сюрреализм |
Супруг | Габриэль Бюффе-Пикабия |
Фрэнсис Пикабиа (англ. Французский: [fʁɑ̃sis pikabja] : урожденный Франциск-Мари Мартинес де Пикабиа ; 22 января 1879 — 30 ноября 1953) — французский художник -авангардист , писатель, кинорежиссёр , издатель журнала, поэт и типографист , тесно связанный с дадаизмом . [1]
Рассматривая множество стилей, в которых рисовал Пикабиа, наблюдатели охарактеризовали его карьеру как «изменившую форму». [2] или «калейдоскопический». [3] После экспериментов с импрессионизмом и пуантилизмом Пикабиа стал ассоциироваться с кубизмом . Его высокоабстрактные плоскостные композиции были красочны и богаты контрастами. Он был одним из первых крупных деятелей движения Дада в США и Франции, прежде чем осудил его в 1921 году. [3] Позже он некоторое время был связан с сюрреализмом , но вскоре отвернулся от художественного истеблишмента. [4]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фрэнсис Пикабиа родился в Париже в семье француженки и кубинца испанского происхождения. В некоторых источниках его отец имеет аристократическое испанское происхождение, тогда как другие считают, что он имел неаристократическое испанское происхождение из региона Галисия . [5] Год его рождения (1879) совпал с Малой испано-кубинской войной ; и хотя Пикабиа родился в Париже, его отец участвовал в кубинско-французских отношениях и позже служил атташе в кубинской миссии в Париже (см. Договор 1898 года ). Семейные связи с Кубой впоследствии сыграли важную роль в жизни Пикабиа.
Семья была обеспеченной, и оба родителя поощряли Пикабиа продолжить художественную карьеру. [6] Мать Пикабиа умерла от туберкулеза , когда ему было пять лет, и его воспитывал отец. [7]
Художественные способности Пикабиа проявились с юности. В 1894 году он скопировал коллекцию испанских картин, принадлежавшую его деду, заменив копии оригиналами и продав оригиналы, чтобы финансировать свою коллекцию марок. [8] Вечный развратник, [2] Пикабиа сбежал в Швейцарию в 1897 году с одной из своих любовниц, из-за чего его отец ненадолго прервал с ним контакт. [7]
Художественная карьера
[ редактировать ]В конце 1890-х Пикабиа начал изучать искусство под руководством Фернана Кормона и других в Школе декоративных искусств , академии Кормона на бульваре Клиши, 104, где Ван Гог и Тулуз-Лотрек также учились . Он учился у Фернана Кормона, Фердинанда Гумберта и Альберта Чарльза Уоллета в течение двух лет. [9] С двадцати лет Пикабиа жил живописью. Впоследствии он унаследовал деньги от своей матери, что сделало его намного богаче, чем большинство его современников в мире искусства. Он начал покупать как минимум одну новую спортивную машину каждый год. [2] и в конечном итоге за свою жизнь владел 127 экземплярами. [7]
В начале своей карьеры, с 1903 по 1908 год, Пикабиа находился под влиянием импрессионистских картин Альфреда Сислея . Его тематика включала небольшие церкви, переулки, крыши Парижа, берега рек, прачечные и баржи. Это заставило критиков усомниться в его оригинальности, заявив, что он копировал Сислея, что его соборы были похожи на соборы Моне или что он писал, как Синьяк . [10] Вскоре он почувствовал, что работает в устаревшем стиле, и начал искать новый подход. [2]
С 1909 года его стиль изменился, поскольку он попал под влияние группы художников, которых вскоре стали называть кубистами . Эти художники позже сформировали Золотое сечение (Section d'Or). В том же году Пикабиа женился на Габриэль Бюффе . (Они развелись в 1930 году.)
Примерно в 1911 году Пикабиа присоединился к группе Пюто , с членами которой он познакомился в студии Жака Вийона в Пюто , коммуне в западном пригороде Парижа. Там он подружился с художником Марселем Дюшаном и близко подружился с Гийомом Аполлинером . Среди других членов группы были Альберт Глез , Роже де ла Френе , Фернан Леже и Жан Метцингер .
Прото-Дадаизм
[ редактировать ]В 1913 году Ассоциация американских художников и скульпторов провела первую крупную выставку модернистского искусства в Нью-Йорке, которая стала известна как Armory Show . Богатый Пикабиа был единственным членом группы кубистов, который лично присутствовал на Оружейной выставке, поскольку остальные не могли себе этого позволить, и он также предоставил четыре картины. [2] Американская пресса отнеслась к сериалу враждебно, назвав его странным или девиантным, но Пикабиа давал широкие интервью и обсуждался как единственный доступный представитель движения. Он сразу же стал крупным именем в художественных кругах Нью-Йорка. [2]
Торговец авангардным искусством Альфред Штиглиц также устроил Пикабиа персональную выставку « Выставка нью-йоркских исследований Фрэнсиса Пикабиа » в своей галерее 291 (ранее «Маленькие галереи фото-сецессиона ») с 17 марта по 5 апреля 1913 года. [2] Там Пикабиа продемонстрировал работы, которые он создал за последние несколько месяцев в Нью-Йорке. Под влиянием абстрактного искусства Оружейной выставки, такого как искусство Василия Кандинского , он теперь создавал собственные абстрактные работы. Вернувшись в Париж в апреле 1913 года, он формально порвал с кубистами. [2]
С 1913 по 1915 год Пикабиа несколько раз ездил в Нью-Йорк. В ту же эпоху Франция оказалась втянутой в войну . В 1915 году Пикабиа снова отправился в Соединенные Штаты по пути на Кубу, чтобы купить патоку для своего друга — директора сахарного завода. Он приземлился в Нью- Йорке в июне 1915 года. Хотя остановка якобы была простой остановкой, он решил остаться там на некоторое время, чтобы продолжить работу над своим искусством. [2] Он не вернулся во Францию до окончания войны. [2]
или «машинистский» период Пикабиа Последующие годы можно охарактеризовать как протодадаистский , состоящий в основном из его механических портретов . [11] Впервые Пикабиа был впечатлен достижениями механики во время своего первого визита в Нью-Йорк в 1913 году, а по возвращении в Европу на него произвели впечатление такие художники-футуристы, как Наталья Гончарова и Михаил Ларионов . Пикабиа находился под особым влиянием «машинного стиля» Марселя Дюшана , в котором художник использовал такие материалы, как металл и стекло, а также механические инструменты для рисования. [11] В 1915 году Пикабиа начал создавать и выставлять собственные рисунки и гравюры загадочных машин и аппаратов, отражающие наступление «эпохи машин». Он продолжал работать в этом стиле почти десять лет, проведя большую персональную выставку своих машинистских работ в 1922 году. В 1923 году он внезапно прекратил свою работу в этом стиле, как и в случае с несколькими предыдущими стилями. [11]
В этот период журнал 291 посвятил ему целый номер, он встретил Мана Рэя , к нему присоединились Габриэль и Дюшан, наркотики и алкоголь стали проблемой, а его здоровье ухудшилось. Он страдал водянкой и тахикардией . [12]
Манифест
[ редактировать ]Позже, в 1916 году, находясь в Барселоне и в небольшом кругу художников-беженцев, в который входили Альберт Глейз и его жена Жюльет Рош , Мари Лорансен , Ольга Сахарова , Робер Делоне и Соня Делоне , он начал свой дадаизма журнал 391 (издаваемый Galeries Dalmau ). , созданный по образцу собственного периодического издания Стиглица. Он продолжил выпуск журнала с помощью Марселя Дюшана в Соединенных Штатах. В Цюрихе , ища лечения от депрессии и суицидальных порывов, он встретил Тристана Цару , чьи радикальные идеи взволновали Пикабиа. Вернувшись в Париж, и теперь со своей любовницей Жермен Эверлинг, он был в городе «les assis dada», где Андре Бретон , Поль Элюар , Филипп Супо и Луи Арагон встретились в Certa, баскском баре в Пассаже де Опера . Пикабиа, провокатор, вернулся домой.
Пикабиа продолжал свое участие в движении Дада до 1919 года в Цюрихе и Париже, прежде чем оторваться от него после того, как у него появился интерес к сюрреалистическому искусству. (См. «Каннибале» , 1921.) Он осудил дадаизм в 1921 году. [3] и выступил с личной атакой на Бретона в последнем выпуске журнала «391» в 1924 году. В том же году он ненадолго появился в Рене Клера короткометражном фильме «Антракт» , который стал одним из самых известных сюрреалистических фильмов десятилетия. [13]
Спустя годы
[ редактировать ]Размышляя о своем разрыве с дадаизмом, Пикабиа писал: «Если вы хотите иметь чистые идеи, меняйте их, как рубашки». [3] Позже его карьеру запомнили отчасти благодаря широкому диапазону художественных стилей. [3] [2] В 1922 году Андре Бретон перезапустил Littérature журнал с изображениями на обложке Пикабиа, которому он дал карт-бланш на каждый выпуск. Пикабиа опирался на религиозные образы, эротическую иконографию и иконографию азартных игр. [14]
В 1925 году Пикабиа вернулся к фигуративной живописи, создав серию насыщенных, ярких картин, известных как его период «Монстров». Позже они оказали большое влияние на немецкого художника Зигмара Польке . [6] С 1927 по 1930 год Пикабиа создал серию «Прозрачные пленки», картины, в которых образы искусства Высокого Возрождения сочетались с фигурами современной популярной культуры. [6]
В 1930-е годы стал близким другом и получил поддержку от писательницы-модерниста Гертруды Стайн . [15] написал ее портрет в 1933 году. [16] В 1940 году он женился на Ольге Молер 14 июня, в тот же день, когда нацисты захватили Париж . Вскоре после этого он переехал на юг Франции, где его работа приняла неожиданный поворот: он создал серию картин, основанных на гламурных обнаженных фотографиях из французских «девчачьих» журналов, таких как Paris Sex-Appeal . [17] [18] в ярком стиле, который, кажется, подрывает традиционную академическую живопись обнаженной натуры. Некоторые из них достались алжирскому купцу, который их продал, и так случилось, что Пикабиа приехал украшать бордели по всей Северной Африке во время оккупации. [ нужна ссылка ]
Перед окончанием Второй мировой войны он вернулся в Париж, где возобновил абстрактную живопись и сочинение стихов. Большая ретроспектива его работ прошла в галерее Рене Друэна в Париже весной 1949 года. Пикабиа умер в Париже в 1953 году и был похоронен на кладбище Монмартра .
Личная жизнь
[ редактировать ]Он был женат в 1909 году на Габриэль Бюффе-Пикабиа , французском искусствоведе и писателе, исповедующем дадаизм, а затем организаторе французского сопротивления. У них было четверо детей. Они развелись в 1930 году. Их бурный союз переосмыслена правнучкой Анной Берест в «Открытке» , полуавтобиографическом французском романе, опубликованном в 2021 году. [19]
Наследие
[ редактировать ]Публичные коллекции, в которых хранятся работы Пикабиа, включают Музей современного искусства и Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке ; Филадельфии Художественный музей ; Институт искусств Чикаго ; Галерея Тейт в Лондоне и Национальный музей современного искусства в Париже.
В середине 1980-х годов два дадаистских сочинения Пикабиа «Кто знает» и «Да нет» были опубликованы на английском языке издательством Hanuman Books , а в 2007 году MIT Press опубликовала большую книгу его стихов и других произведений на английском языке под названием « Я прекрасное чудовище: поэзия, проза». и «Провокация» , переведенная Марком Ловенталем.
Основная ретроспектива работ Пикабиа в США прошла в 2016 году в Кунстхаусе Цюриха , а затем с 2016 по 2017 год в Музее современного искусства в Нью-Йорке. [20] Ретроспектива широко обсуждалась международными искусствоведами, такими как Филипп Дажен из Le Monde . [21]
Среди художников, на которых оказало влияние творчество Пикабиа, — американские художники Дэвид Салле и Джулиан Шнабель , немецкий художник Зигмар Польке и итальянский художник Франческо Клементе . [22] [23] [24] [25] В 1996 году французский художник Жан-Жак Лебель инициировал и стал одним из кураторов выставки «Пикабиа, Далмау 1922» (со ссылкой на персональную выставку Пикабиа в галерее Далмау в 1922 году), показанной в Фонде Антони Тапиеса в Барселоне и Национальном музее современного искусства , Центр. Помпиду . В 2002 году художники Питер Фишли и Дэвид Вайс установили ретроспективу Сюзанны Паже , посвященную Пикабиа, в Музее современного искусства Парижа (MAMVP).
В 2003 году картина Пикабиа, когда-то принадлежавшая Андре Бретону, была продана за 1,6 миллиона долларов США . [26] Пикабиа Volucelle II ( около 1922 г. ) продана за8 789 000 долларов США на Sotheby's в 2013 году, что на тот момент было самой высокой ценой за одну из работ художника. [27] [28] Новый рекорд был установлен в 2022 году с продажей Павонии на Sotheby's за 11 миллионов долларов США . [27]
Галерея
[ редактировать ]- Фрэнсис Пикабиа в этих исследованиях ок. 1912 год
- Лошади , 1911, холст, масло, 73,3 х 92,5 см, Национальный музей современного искусства , Центр Жоржа Помпиду , Париж. Опубликовано в «Нью-Йорк Таймс», Нью-Йорк, 16 февраля 1913 г., стр. 121.
- Paysage à Cassis ( Пейзаж в Кассисе ), 1911–12, холст, масло, 50,3 × 61,5 см, частное собрание.
- Тарантелле , 1912, холст, масло, 73,6 х 92,1 см, Музей современного искусства , Нью-Йорк. Воспроизведено в книге «Кубизм» Альберта Глейза и Жана Метцингера , опубликованной в 1912 году.
- Шествие, Севилья , 1912, холст, масло, 121,9 х 121,9 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
- «Танец весной» , 1912, холст, масло, 120,5 х 120,6 см, Художественный музей Филадельфии . Экспонировался на Оружейной выставке 1913 года.
- Эдтаонисл ( Церковный ), 1913, холст, масло, 300,4 х 300,7 см, Институт искусств Чикаго.
- «Улов как улов» , 1913, холст, масло, 100,6 х 81,6 см, Художественный музей Филадельфии.
- Звездная танцовщица на трансатлантическом пароходе , 1913 год.
- Force Comique , 1913–1914, бумага, акварель и графит, 63,4 x 52,7 см, Беркширский музей , Питтсфилд, Массачусетс.
- без матери , Девушка, рожденная 1915, работа на бумаге, 47,4 х 31,7 см, Музей Орсе
- Voila Haviland ( Поэзия подобна ему ), Механоморфный портрет Поля Б. Хэвиленда , 1915, Музей Орсе
- Prostitution Universelle ( Всеобщая проституция ), 1916–17, картон, черная тушь, темпера, металлическая краска, 74,5 х 94,2 см, Художественная галерея Йельского университета.
- Будильник , Лондон 1919 г., бумага, тушь, 31,8 х 23 см, Тейт,
- Движение Дада , Дада, номер 5, 15 мая 1919 г.
- Портрет Сезанна, Портрет Ренуара, Портрет Рембрандта , 1920, Игрушечная обезьяна, картон, масло, 39,4 х 55 см, Репродукция в Каннибале, Париж, н. 1, 25 апреля 1920 г.
- Пресвятая Богородица 1920 , , бумага, тушь, графит, 33 х 24 см, Национальный музей современного искусства , Париж.
- Фрэнсис Пикабиа, 1921, L'oeil cacodylate , холст, масло и коллаж, 148,6 x 117,4 см, Национальный музей современного искусства , Париж
- Оптофон I , гр. 1921–22, бумага, тушь, акрил, графит, 72 х 60 см. Воспроизведено в Galeries Dalmau, Picabia , каталог выставки, Барселона, 18 ноября – 8 декабря 1922 г.
- Испанка и ягненок апокалипсиса , ок. 1927–28, бумага, гуашь, акварель, кисть, тушь, 65 × 50 см, частное собрание.
- Гера , гр. 1929, картон, масло, 105 × 75 см, частное собрание.
- Прозрачность — Сфинкс , 1929, холст, масло, 131 × 163 см, Центр Жоржа Помпиду
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Аллан, Кеннет Р. «Метаморфоза в 391 году : криптографическое сотрудничество Фрэнсиса Пикабиа, Ман Рэя и Эрика Сати». История искусств 34, № 1 (февраль 2011 г.): 102–125.
- Бейкер, Джордж. Произведение, пойманное за хвост: Франциск Пикабиа и дадаизм в Париже . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2007. ( ISBN 978-0-262-02618-5 )
- Боррас, Мария Луиза. Пикабия . Пер. Кеннет Лайонс. Нью-Йорк: Риццоли, 1985.
- Кальте, Беверли и Арно Пьер. Фрэнсис Пикабиа. Токио: APT International, 1999.
- Кэмфилд, Уильям. Фрэнсис Пикабиа: его искусство, жизнь и времена . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1979.
- Хопкинс, Дэвид. «Под сомнение могущество дадаизма: «Святая Виржа» Пикабиа и диалог с Дюшаном». История искусств 15, № 3 (сентябрь 1992 г.): 317–333.
- Легг, Элизабет. «Тринадцать способов взглянуть на девственницу: «Святая Виржа» Фрэнсиса Пикабиа. Word & Image 12, № 2 (апрель – июнь 1996 г.): 218–242.
- Пейдж, Сюзанна, Уильям Кэмфилд, Анни Лебрен, Эммануэль де л'Экоте и др. , Фрэнсис Пикабиа: Особый идеал . Париж: Музей современного искусства города Парижа, 2002.
- Пикабиа, Фрэнсис. Я прекрасное чудовище: поэтическая проза и провокация. Пер. Марк Ловенталь, Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2007. ( ISBN 978-0-262-16243-2 )
- Пьер, Арно. Франсис Пикабиа: Живопись без ауры. Париж: Галлимар, 2002.
- Уилсон, Сара. «Фрэнсис Пикабиа: Приспособление желаний - Прозрачные пленки 1924–1932». Нью-Йорк: Kent Fine Art , 1989. ( ISBN 1-878607-04-9 )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский словарь современного искусства, Оксфордский университет, стр. 552
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ландей, Элизабет (15 февраля 2017 г.). «Хамелеонический стиль Фрэнсиса Пикабиа» . JSTOR Daily . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дюпешер, Натали (2016). «Фрэнсис Пикабиа» . Музей современного искусства . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Марианна Хайнц, Grove Art Online, МоМА, Издательство Оксфордского университета, 2009 г.» . Архивировано из оригинала 14 мая 2015 года . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ Хавьер де Кастромори (28 сентября 2008 г.), Пикабиа, кубинский художник? , La Voz de Galicia от 3 мая 2004 г., цитируется на сайте www.penultimosdias.com , получено 26 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Роберта (17 ноября 2016 г.). «Фрэнсис Пикабиа, модернистский шутник из журнала Playboy» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гибсон, Майкл (21 декабря 2002 г.). «Фрэнсис Пикабиа, ужасный художник и гениальный провокатор» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Баттерберри, Майкл (1973). Искусство двадцатого века . Серия «Открытие искусства». Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill. п. 151.
- ^ «Фрэнсис Пикабиа» . Проверено 5 августа 2022 г.
- ^ «Официальный сайт Фрэнсиса Пикабиа. Биография» . Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 15 июня 2009 г. онлайн-биография, получено 15 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Камфилд, Уильям А. «Машинистский стиль Фрэнсиса Пикабиа». Художественный бюллетень, том. 48, нет. 3/4, 1966, стр. 309–22. JSTOR, https://doi.org/10.2307/3048388 . По состоянию на 7 августа 2023 г.
- ^ Парижский матч № 2791
- ^ «Рене Клер: Антракт» . Музей современного искусства . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Марк Полиццотти, Революция разума, (1995), страницы 93–94, 160, 173, 196.
- ^ Дыдо, Улла; Райс, Уильям (2008). Язык, который поднимается: 1923-1934 гг . Издательство Северо-Западного университета. п. 575. ИСБН 978-0-8101-2526-1 . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ «Портрет Гертруды Стайн» . Национальная портретная галерея . Проверено 7 августа 2013 г.
- ^ Вердье, Орели (2016). «[Sic] Пикабиа: Эго, реакция, повторное использование». Октябрь . 157 (157): 63–89. дои : 10.1162/OCTO_a_00259 .
- ^ Пикабиа, Фрэнсис (1998). Фрэнсис Пикабиа: обнаженная натура и метод: 17 октября 1997 г. — 3 января 1998 г. Серж Лемуан, Музей Гренобля. [Гренобль]: Музей Гренобля. ISBN 2-7118-3755-6 . OCLC 40836420 .
- ^ Оррингер, Джули (16 мая 2023 г.). «Автобиографический роман восстанавливает еврейскую историю в оккупированной Франции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Пресс-релиз на английском языке можно найти по адресу http://www.kunsthaus.ch/fileadmin/templates/kunsthaus/pdf/medienmitteilungen/2016/mm2_picabia_e.pdf. Архивировано 19 января 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ «Фрэнсис Пикабиа, рисующий на высокой скорости» . Le Monde.fr . 9 июля 2016 г.
- ^ АРТньюс (7 октября 2016 г.). «Тогда и сейчас: Пикабиа, кузнечик современного искусства» . АРТньюс . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Дэвид Салле | Дэвид Салле / Фрэнсис Пикабиа» .
- ^ Киммельман, Майкл (28 апреля 1989 г.). «Обзор / Искусство; «Прозрачности» Пикабиа: слои многих значений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Киммельман, Майкл (23 декабря 1990 г.). «ART VIEW; Над чем смеется Зигмар Польке?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ «Распродажа сюрреалистов бьет рекорды» . 18 апреля 2003 года . Проверено 21 марта 2018 г. - через news.bbc.co.uk.
- ^ Jump up to: а б Вилла, Анжелика (17 марта 2022 г.). «Рекордная картина Пикабиа принесла сюрреализм на аукционе Sotheby’s до 37 миллионов долларов» . АРТньюс . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Фрэнсис Пикабиа, Волусель II , ок. 1922 , Холст «Риполин», 198,5 х 249 см , 8 789 000 долларов США. Вечерняя распродажа импрессионистов и современного искусства Sotheby's, Нью-Йорк, среда, 6 ноября 2013 г.
Внешняя ссылка
[ редактировать ]- Кошки Пикабиа
- Комитет Пикабиа ; организация, разрабатывающая каталог-резонне художника
- Изображения Пикабиа на CGFA
- Сканы публикации Пикабиа, 391 г.
- Движение Дада в онлайн-коллекции MoMA
- Фрэнсис Пикабиа Выставка «Машины и испанские женщины» в Fundació Antoni Tàpies
- Фрэнсис Пикабиа: Материалы и методы ; публикация МоМА
- Фрэнсис Пикабиа
- 1879 рождений
- 1953 смерти
- Французские художники XIX века.
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-абстракционисты
- Выпускники Национальной школы декоративного искусства
- Похороны на кладбище Монмартр
- Художники-коллажисты
- Французские художники-кубисты
- Грудь
- Французские художники-мужчины
- Французы кубинского происхождения
- Французы испанского происхождения
- Орфизм (искусство)
- дадаисты
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины XIX века