Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен
Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен | |
---|---|
![]() Портрет Фрейтаг-Лорингховена с тушью, добавленным баронессой, как он появился в выпуске журнала The Little Review (Нью-Йорк) за сентябрь – декабрь 1920 года (том 7, № 3). | |
Рожденный | Эльза Хильдегард Плётц 12 июля 1874 г. |
Умер | 14 декабря 1927 г. Париж, Франция | (53 года)
Известный | Поэзия, звуковая поэзия |
Заметная работа | Потливость тела |
Движение | Нью-Йорк Дадаизм , авангард |
Супруг (а) | Август Энделл Фредерик Филип Гроув Барон Леопольд фон Фрейтаг-Лорингховен |
Эльза баронесса фон Фрейтаг-Лорингховен (урожденная Эльза Хильдегард Плёц ; 12 июля 1874 — 14 декабря 1927) — немецкая авангардистка художница поэтесса и , , работавшая в Гринвич-Виллидж , Нью-Йорк, с 1913 по 1923 год, где она радикальные самодемонстрации стали воплощением живого дадаизма . Ее считали одной из самых противоречивых и радикальных женщин-художниц той эпохи.
Ее провокационные стихи были опубликованы посмертно в 2011 году в книге « Пот тела: сочинения Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен без цензуры» . [1] The New York Times назвала эту книгу одной из выдающихся книг по искусству 2011 года. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эльза Плётц родилась 12 июля 1874 г. [1] : 333 в Свинемюнде в Померании , Германия, каменщику Адольфу Плёцу и Иде Марии Кляйст. Ее отношения с отцом были темпераментными — она подчеркивала, насколько он властен в семье, а также насколько жестоким, но великодушным он был. [3] государства В своем искусстве она рассказала о том, как политические структуры продвигают мужскую власть в семье, поддерживая патриархальный общественный порядок . [3] Ее недовольство мужским контролем отца, возможно, способствовало ее антипатриархальному активистскому подходу к жизни. [3] С другой стороны, отношения, которые у нее были с матерью, были полны восхищения - ремесло ее матери, связанное с перепрофилированием найденных предметов, могло породить использование Фрейтаг-Лорингховен уличного мусора / найденных предметов в ее собственных произведениях искусства. [3]
Она работала актрисой и исполнительницей водевиля, имея при этом многочисленные романы с артистами в Берлине, Мюнхене и Италии. Она изучала искусство в Дахау , недалеко от Мюнхена.
Она вышла замуж за берлинского архитектора Августа Энделла, работавшего на государственной службе, 22 августа 1901 года в Берлине. [4] становится Эльзой Энделл. У них были «открытые отношения», и в 1902 году у нее завязались романтические отношения с другом Энделла, второстепенным поэтом и переводчиком Феликсом Полем Греве (который позже стал известен под именем Фредерик Филип Гроув ). После того, как трио вместе поехало в Палермо, Сицилия, в конце января 1903 года, брак Энделлов распался. [5] Они развелись в 1906 году. [6] Хотя их расставание было резким, она посвятила Энделлу несколько сатирических стихотворений. [7] В 1906 году они с Греве вернулись в Берлин, где 22 августа 1907 года поженились. [8]
К 1909 году Греве оказался в тяжелом финансовом положении. [9] С помощью жены он инсценировал самоубийство [10] и отбыл в Северную Америку в конце июля 1909 года. В июле 1910 года Эльза присоединилась к нему в Соединенных Штатах, где они управляли небольшой фермой в Спарте, штат Кентукки, недалеко от Цинциннати. Греве внезапно бросил ее в 1911 году и уехал на запад, на богатую ферму недалеко от Фарго, Северная Дакота, и в Манитобу в 1912 году. Никаких записей о разводе с Греве нет. [11] Эльза начала работать моделью для художников в Цинциннати и направилась на восток через Западную Вирджинию и Филадельфию, а затем вышла замуж за своего третьего мужа, немецкого барона Леопольда фон Фрейтаг-Лорингховена (сына Гуго фон Фрейтаг-Лорингховена ), в ноябре 1913 года в Нью-Йорке. Йорк. В то время Эльза начала делать скульптуры из найденных и выброшенных предметов. [12] Позже она стала известна как «дадаистская баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен».
Работа
[ редактировать ]
В Нью-Йорке Фрейтаг-Лорингховен зарабатывала себе на жизнь, работая на сигаретной фабрике и изображая из себя модель для таких художников, как Луи Буше , Джордж Биддл и Тереза Бернштейн . Она появлялась на фотографиях Мана Рэя , Джорджа Грэнтэма Бэйна и других.
Поэзия
[ редактировать ]
Баронессе была предоставлена платформа для ее стихов в The Little Review , где, начиная с 1918 года, ее работы были представлены рядом с главами « » Джеймса Джойса Улисса . Джейн Хип считала баронессу «первым американским дадаистом». Она была одной из первых женщин-пионеров звуковой поэзии . [13] но также творчески использовал тире , [14] в то время как многие из ее композиций- портманто , таких как «Kissambushed» и «Phalluspistol», [15] представить миниатюрные стихи. Большинство ее стихов оставались неопубликованными до выхода в свет « Body Sweats» . Ее личные документы после ее смерти были сохранены ее редактором, литературным агентом, художественным сотрудником и любовницей Джуной Барнс . [16] Библиотеки Университета Мэриленда приобрели коллекцию ее работ вместе с бумагами Барнса в 1973 году, а затем отделили бумаги фон Фрейтаг-Лорнингховен и рассматривали их как отдельную коллекцию. [17] В сборнике собрана переписка, визуальные стихи и другие художественные/литературные произведения художника. В специальных коллекциях Университета Мэриленда имеется обширный цифровой архив ее рукописей. [17]
Коллаж, ассамбляж и перформанс
[ редактировать ]
В Нью-Йорке баронесса также работала над ассамбляжами , скульптурами и картинами, создавая искусство из мусора, который она собирала на улицах. Известно, что баронесса создавала сложные костюмы из найденных предметов, создавая «своего рода живой коллаж», стиравший границы между жизнью и искусством. [18] [19]
Ученый Элиза Джейн Рейли утверждает, что тщательно продуманные костюмы баронессы одновременно критиковали и бросали вызов буржуазным представлениям о женской красоте и экономической ценности. [3] Она украшала себя утилитарными предметами, такими как ложки, консервные банки и кольца для занавесок, а также уличным мусором, который ей попадался. [3]
Использование баронессой собственного тела в качестве медиума было преднамеренным, чтобы превратить себя в особый тип зрелища, которое женщины, подчинявшиеся ограничениям женственности того времени, были бы унижены воплощать. [3] Поступая таким образом, она контролировала и устанавливала свободу действий в отношении визуального доступа к своей собственной наготе, расстраивала презентационные ожидания женственности, выглядя андрогинной, опиралась на идеи женской самости и сексуальной политики, а также делала акцент на своем антипотребительстве и антиэстетизме. перспективы. [3] В свой боди-арт она включила запахи своего тела, заметные недостатки и утечки. Ирен Гаммель утверждает, что размещение ее грубого личного тела в публичном пространстве можно охарактеризовать как тип иррационального модернизма. [20]
Воплощая эти идеалы где-то между 1915-1916 годами в Нью-Йорке , фон Фрейтаг-Лорингховен взяла подарочную газетную вырезку с произведением Дюшана Марселя « Обнаженная, спускающаяся по лестнице», чтобы протереть свое обнаженное тело, читая любовное стихотворение как оду автор оригинальной картины. Этот перформанс был не только публичным провозглашением ее романтических чувств к Дюшану в то время, но и преобразовательным, поскольку этот поступок превратил работающую художницу-модель в самостоятельную художницу. [21] Боди-арт баронессы был формой дадаистского перформанса и активизма.
Сегодня существует несколько произведений баронессы. Несколько известных найденных предметов включают «Несокрушимый орнамент» (1913 г.), «Серьга-предмет» (1917–1919 гг.), «Собор» (ок. 1918 г.) и «Лимбсвиш» (ок. 1920 г.). Вновь открытый Музеем Уитни в Нью-Йорке в 1996 году ее портрет Марселя Дюшана (1920–1922). [21] это еще один пример ее сборок .
Было предположение, что некоторые произведения искусства, приписываемые другим художникам того периода, теперь могут быть частично приписаны баронессе, [ нужна ссылка ] или поднять вероятность того, что она могла быть автором этих произведений. [ нужна ссылка ] Одна работа, названная «Бог» (1917), в течение ряда лет приписывалась исключительно художнику Мортону Ливингстону Шамбергу . , Художественный музей Филадельфии в коллекции которого есть Бог , теперь считает баронессу соавтором этого произведения. Хотя Амелия Джонс предположила, что концепция и название этого произведения искусства были созданы баронессой, скорее всего, оно было создано и Шамбергом, и баронессой. [20] Эта скульптура «Бог » состояла из чугунного водопроводного затвора и деревянного стусла, собранных в фаллической манере. [22] Ее концепция формы и выбора материалов свидетельствует о ее комментариях к поклонению и любви американцев к сантехнике, которая превосходит все остальное; кроме того, это свидетельствует об отказе баронессы от технологий. [22]
Фонтан (1917)
[ редактировать ]Пожалуй, самой известной сантехнической скульптурой в истории современного искусства является «Фонтан» (1917) работы Марселя Дюшана . Реди-мейд в последнее время спекулятивно связывают с баронессой. [23] [24] Это подтверждается «большим количеством косвенных доказательств». [25] Это предположение во многом основано на письме Марселя Дюшана своей сестре Сюзанне (от 11 апреля 1917 года), где он упоминает знаменитый реди-мейд : «Одна из моих подруг под мужским псевдонимом Ричард Матт прислала фарфоровый писсуар как скульптура». [26] Историк литературы Ирен Гаммель предположила в 2002 году, что рассматриваемой «подругой» была баронесса. [27] Дюшан так и не назвал свою подругу, но были предложены три кандидата: раннее появление женского альтер-эго Дюшана Роуз Селави , [25] [28] Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен, [29] [30] или Луиза Нортон (близкая подруга Дюшана, [25] позже вышла замуж за французского композитора-авангардиста Эдгара Вареза . [31] написавший эссе для журнала «Слепой, защищающий фонтан » [32] и чей адрес виден на бумажном входном билете на фотографии Штиглица). [33] «Однако важно отметить, что Дюшан написал «отправлено», а не «сделано», и его слова не указывают на то, что он подразумевал, что автором произведения был кто-то другой». [25] Работа является готовой, если не считать подписи.
Смерть
[ редактировать ]В 1923 году Фрейтаг-Лорингховен вернулся в Берлин, ожидая лучших возможностей для заработка, но вместо этого обнаружил экономически опустошенную после Первой мировой войны Германию. Несмотря на трудности в Веймарской республике , она осталась в Германии, без гроша в кармане и на грани безумия. [ нужна ссылка ] Несколько друзей из числа экспатриантов, в частности Брайер , Джуна Барнс , Беренис Эбботт и Пегги Гуггенхайм , оказали эмоциональную и финансовую поддержку.
Психическая устойчивость Фрейтаг-Лорингховен постепенно улучшалась, когда она переехала в Париж. Она умерла 14 декабря 1927 года от удушья газом. Возможно, она забыла выключить газ; возможно, кто-то другой включил его; или это могло быть преднамеренное действие. [34] Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В 1943 году работы Фрейтаг-Лорингховена были включены в выставку Гуггенхайма « 31 женщина» в галерее «Искусство этого века» в Нью-Йорке. [35]
Биографии
[ редактировать ]Баронесса была одним из «персонажей, одного из ужасов округа», — писала ее первый биограф Джуна Барнс , чья книга осталась незаконченной. [36] В книге « Иррациональный модернизм: неврастеническая история нью-йоркского дадаизма » Амелия Джонс представляет ревизионистскую историю нью-йоркского дадаизма , выраженную через жизнь и творчество баронессы. [37] Биография года «Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность » Ирен Гаммель 2002 [38] доказывает художественный талант и авангардный дух баронессы. В книге исследуются личные и творческие отношения баронессы с Джуной Барнс, Беренис Эбботт и Джейн Хип, а также с Дюшаном, Ман Рэем и Уильямом Карлосом Уильямсом . В нем показано, как баронесса преодолевает все эротические границы, упиваясь анархическим представлением, но биография также представляет ее такой, какой ее видела подруга Эльзы Эмили Коулман , «не святой или сумасшедшей, а гениальной женщиной, одинокой в мире, безумной». ." [39]
В 2013 году художницы Лили Бенсон и Кассандра Гуан выпустили «Кинобалладу Мамадады» . [40] экспериментальный биографический фильм о баронессе. История жизни баронессы была рассказана при участии более 50 художников и режиссеров. Премьера фильма состоялась на Международном фестивале документального кино в Копенгагене. [41] и был описан как «игривый и хаотичный эксперимент, предполагающий возвращение к грандиозному коллективному повествованию посредством постквир-популизма YouTube и краудсорсинга». [42] от Арт Форум .
Культурные ссылки
[ редактировать ]Роман «Святые юбки » Рене Штайнке , финалиста Национальной книжной премии 2005 года , основан на жизни Фрейтаг-Лорингховена. «Святые юбки» происходит от названия стихотворения Фрейтаг-Лорингховена. Она также появляется в романе Сири Хустведт 2019 года «Воспоминания о будущем» как «повстанческий источник вдохновения для рассказчика [Хустведта]». [43]
В августе 2002 года актриса Бриттани Мерфи в образе Фрейтаг-Лорингховен во время фотосессии для The New York Times . [44]
В 2019 году графический дизайнер Астрид Семе опубликовала длинные тире баронессы Эльзы. Антология лихой печати, поэзии и исполнения. [14] В книге рассматривается целенаправленное использование длинных тире в стихах Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен и показаны ее работы в разговоре с такими известными тире, как Гертруда Стайн , Лоуренс Стерн , Генрих фон Кляйст или Эмили Дикинсон .
В 2022 году в Лондоне прошла выставка некоторых ее работ, в том числе «Собор» и «Несокрушимый орнамент» . Они сопровождались произведениями искусства, вдохновленными ею. [45]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фрейтаг-Лорингховен, Эльза фон (2011). Ирен, Гаммель; Зелазо, Сюзанна (ред.). Пот тела: сочинения Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен без цензуры . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-30287-6 . OCLC 773036017 .
- ^ Смит, Роберта (21 ноября 2011 г.). «Книги по искусству, рекомендуемые в качестве подарка любителям искусства» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рейли, Элиза Джейн (1997). «Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен» . Женский художественный журнал . 18 (1): 26–33. дои : 10.2307/1358677 . JSTOR 1358677 . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Гаммель, Ирен. Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002, 109.
- ^ Старая, баронесса Эльза , 129.
- ^ Старая, баронесса Эльза , 144.
- ^ Фрейтаг-Лорингховен, Эльза фон. Мой рот похотлив / I Got Lusting Palate: Dada Verse . Транс и Эд. Ирен Гаммель. Берлин: Эберсбак, 2005, 112–118.
- ^ Гаммель, Ирен. Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002, 144.
- ↑ См. издание Темпла Скотта, которое хранится в коллекции библиотеки Гроува в UMA. См. также первые страницы книги Гроува « Поиски Америки» 1927 года , в которой приводятся подробности, которые привели к открытию трансатлантического перехода ФПГ в октябре 1998 года, вскоре после симпозиума «In Memoriam FPG: 1879-1948-1998», посвященного 50-летию со дня его смерти.
- ^ Старая, баронесса Эльза , 145.
- ^ Старая, баронесса Эльза , 153.
- ^ «Баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен» . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Гаммель, Ирен; Зелазо, Сюзанна (апрель 2011 г.). « « Металлический вой клавесинов - »: Звуковая поэзия баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен» . Модернизм/Модернизм . 18 (2): 255–271. дои : 10.1353/мод.2011.0033 . S2CID 144154093 . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Семе, Астрид (2022). Рывок баронессы Эльзы. Антология лихой печати, поэзии и перформанса . Библиотека Шварцвальда. Том. 1 (2-е изд.). Вена: Книги Марка Пезингера. п. 9. ISBN 978-3-903353-10-7 .
- ^ Ирен Гаммель и Сюзанна Зелазо, «Первый американский дадаизм: Введение», во Фрейтаг-Лорингховен, стр. 17.
- ^ Гаммель, Ирен (2002). Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 342–354 . ISBN 0-262-07231-9 .
- ^ Jump up to: а б Документы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен . Специальные коллекции и университетские архивы Университета Мэриленда.
- ^ «Одержимость: баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен - журнал интервью» . 2 апреля 2009 г.
- ^ Хардинг, Джеймс М. (2012). Вырезанные перформансы: события-коллажи, художницы-феминистки и американский авангард . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. п. 40.
- ^ Jump up to: а б Гаммель, Ирен (2005). «Снимая сорочку на публике: нью-йоркский дадаизм, иррациональный модернизм и баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен». Оксфордский художественный журнал . 28 (1): 135–138. дои : 10.1093/oaj/kci006 . JSTOR 4500007 .
- ^ Jump up to: а б Гаммель, Ирен (2003). Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность — культурная биография . МТИ Пресс. п. 172. ИСБН 0-262-57215-Х .
- ^ Jump up to: а б Лаппин, Лунда. «Королева дадаизма в клубе плохих парней: баронесса Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен». Юго-западное обозрение 89, вып. 2/3 (2004): 307–19. https://www.jstor.org/stable/43472537 .
- ^ Пайманс, Тео (июнь 2018 г.). «Знаменитый фонтан (1917 г.) создан не Марселем Дюшаном» . Посмотреть все это . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Хустведт, Сири (29 марта 2019 г.). «Женщина в мужском туалете: когда мир искусства узнает настоящего художника, создавшего «Фонтан Дюшана»?» . Хранитель . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тейт. « Фонтан , Марсель Дюшан, 1917 год, копия 1964 года» . Тейт и др . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ «Марсель Дюшан Сюзанне, 11 апреля 1917 года» . Смитсоновский институт . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Тейт. « Фонтан , Марсель Дюшан, 1917 год, копия 1964 года» . Тейт и др . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Камфилд, Уильям А. (1989). Марсель Дюшан, Фонтан . Хьюстон, Техас: Houston Fine Art Press. п. 183. ИСБН 0-939594-10-2 . LCCN 87028248 .
- ^ Гаммель, Ирен (2002). Баронесса Эльза: гендер, дадаизм и повседневная современность . Кембридж: MIT Press. стр. 222–227 . ISBN 0-262-07231-9 .
- ^ Роберт Рейсс, «Моя баронесса: Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен» в нью-йоркском дадаизме под редакцией Рудольфа Э. Куэнцли (Нью-Йорк: Willis Locker & Owens, 1986), страницы 81–101.
- ^ Любин, Дэвид М. (2016). Великие иллюзии: американское искусство и Первая мировая война . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-021862-1 . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Фонтан» . Слепой человек . 2 :4. 1917 год . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Фрэнсис М. Науманн, Нью-Йорк Дада, 1915–23 (Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1994), стр. 239, примечание 17
- ^ «Джуна Барнс о смерти Эльзы» . francisnaumann.com . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Батлер, Корнелия Х.; Шварц, Александра (2010). Современные женщины: женщины-художницы в Музее современного искусства . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 45 . ISBN 978-0-87070-771-1 .
- ^ Старая, баронесса Эльза , стр. 17.
- ^ Джонс, Амелия (2004). Иррациональный модернизм Неврастеническая история нью-йоркского дадаизма . Кембридж: MIT Press. ISBN 978-0-262-10102-8 .
- ^ «Баронесса Эльза - Центр исследований современной литературы и культуры (MLC) - Университет Райерсона» . ryerson.ca .
- ^ Старая, баронесса Эльза , стр. 16-17.
- ^ «Кинобаллада Мамадады» . мамадада.info .
- ^ «Кинобаллада о Мамададе» . Архивировано из оригинала 27 августа 2014 г. Проверено 26 августа 2014 г.
- ^ Даллас, Пол (19 декабря 2013 г.). «Тело политики» . Артфорум . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Хустведт, Сири (29 марта 2019 г.). «Женщина в мужском туалете: когда мир искусства узнает настоящего художника, создавшего «Фонтан Дюшана»?» . Хранитель .
- ^ «Ченнелинг баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен» . Нью-Йорк Таймс . Август 2002.
- ^ Джуда, Хетти (31 мая 2022 г.). « Спи со всеми! Будь неловкой!» – дадаистская баронесса, потрясшая общество» . Хранитель . Проверено 31 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Кристофер Лейн болен. Статья FrL, включая краткую биографию, а также некоторые из ее стихов и произведений.
- В переходный период: избранные стихи баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен , Библиотеки Университета Мэриленда. Проверено 1 октября 2014 г.
- Цифровая библиотека баронессы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингховен . Проверено 23 августа 2013 г.
- Коллекция помощи Фрейтаг-Лорингховена Университета Мэриленда , доктор Бет Альварес. Проверено 17 июня 2013 г.
- Коллекции FPG (Greve/Grove) и FrL Университета Манитобы, заархивированные 10 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- небольших обзоров Помощник по сбору , Университет Висконсина-Милуоки
- Literatur-Haus, Берлинская выставка FrL, 30 марта - май 2005 г.
- 1874 рождений
- 1927 смертей
- Люди из Свиноуйсьце
- Модели немецких художников
- Грудь
- Немецкие эмигранты в США
- Писатели из Померании
- Художники из Померании
- Бисексуальные женщины-художницы
- Бисексуальные поэты
- Бисексуальные женщины-писатели
- Немецкие бисексуальные женщины
- Немецкие бисексуальные артисты
- Немецкие писатели-бисексуалы
- Немецкие ЛГБТ-поэты
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Немецкие художницы ХХ века
- Немецкие писательницы XX века.
- Немецкие поэты XX века
- Немецкие женщины-поэтессы
- Немецкие дадаисты