LHOOQ
ЛХООК ( Французское произношение: [ɛl aʃ o o ky] ) — произведение искусства Марселя Дюшана . Впервые задуманная в 1919 году, эта работа относится к числу тех, что Дюшан называл реди-мейдами , или, точнее, исправленным реди-мейдом. [2] Реди-мейд предполагает взятие обыденных, часто утилитарных объектов, которые обычно не считаются искусством, и преобразование их, добавляя к ним, изменяя их или (как в случае с его самой известной работой «Фонтан» ) просто переименовывая и переориентируя их и помещая в соответствующая настройка. [3] В LHOOQ ( найденный объект objet trouvé ) представляет собой дешевую открыточную репродукцию картины Леонардо да Винчи начала XVI века «Мона Лиза» , на которой Дюшан нарисовал карандашом усы и бороду и добавил название. [4]
Обзор
[ редактировать ]Тема сатирической трактовки Моны Лизы уже была исследована в 1887 году Эженом Батаем (он же Сапек), когда он создал Мону Лизу, курящую трубку , опубликованную в Le Rire . [5] Однако неясно, был ли Дюшан знаком с работами Сапека.
Название произведения LHOOQ представляет собой граммограмму ; буквы, произносимые по- французски, звучат как « Elle a chaud au cul », «Она горячая в заднице », [6] или «У нее горячая задница»; [7] « avoir chaud au cul » — вульгарное выражение , подразумевающее, что женщина испытывает сексуальное беспокойство. В последнем интервью (Schwarz 203) Дюшан дает вольный перевод LHOOQ : «Внизу горит огонь».
Фрэнсис Пикабиа , пытаясь опубликовать LHOOQ в своем журнале 391 , не мог дождаться отправки работы из Нью-Йорка, поэтому с разрешения Дюшана нарисовал усы Моне Лизе самому (забыв об бородке). Пикабиа написал под «Tableau Dada par Marcel Duchamp». Дюшан заметил пропавшую бородку. Два десятилетия спустя Дюшан исправил упущение в копии Пикабиа, найденной Жаном Арпом в книжном магазине. Дюшан нарисовал бородку черными чернилами авторучкой и написал: «Усы для Пикабии / бородка для Марселя Дюшана / апрель 1942 года». [1]
Как и в случае с рядом своих реди-мейдов, Дюшан на протяжении всей своей карьеры создавал несколько версий LHOOQ разных размеров и на разных носителях, одна из которых, немодифицированная черно-белая репродукция Моны Лизы , установленная на картоне, называется LHOOQ Shaved. . Маскулинизированная женщина представляет тему смены пола, которая была популярна у Дюшана, который взял себе женский псевдоним Рроз Селави , произносимый как «Eros, c'est la vie» (« Эрос , это жизнь»). [2]
Первичные ответы на LHOOQ интерпретировали его значение как атаку на культовую Мону Лизу и традиционное искусство. [8] шаг épater le буржуазии, продвигающий дадаистские идеалы. По словам одного комментатора:
Создание LHOOQ глубоко изменило восприятие «Жоконды» (так называют картину французы, в отличие от американцев и немцев, называющих ее « Моной Лизой »). В 1919 году культ джокондизма был практически светской религией французской буржуазии и важной частью ее имиджа как покровителей искусств. Они относились к картине с благоговением, а непристойные комментарии и искажения Дюшана были главным проявлением epater le буржуазии («выведения из себя» или существенного оскорбления буржуазии ). [9]
По словам Ронды Р. Ширер, кажущаяся репродукция на самом деле является копией, частично смоделированной с собственного лица Дюшана. [10]
Дюшана. Пародии на пародийную «Мону Лизу»
[ редактировать ]Доинтернетовская эпоха
[ редактировать ]- Сальвадор Дали создал свой автопортрет в образе Моны Лизы. [11] в 1954 году со ссылкой на LHOOQ в сотрудничестве с Филиппом Халсманом . В эту работу вошли фотографии Дали с дикими глазами, на которых видны его усы и горсть монет. [12] [13]
- Исландский художник Эрро Дали затем включил версию LHOOQ в композицию 1958 года, которая также включала кадр из фильма Бунюэля «Андалузский пес» .
- Фернан Леже и Рене Магритт также адаптировали LHOOQ , используя свою собственную иконографию. [12]
Интернет и компьютеризированные пародии
[ редактировать ]Использование компьютеров позволило создавать новые формы пародий на LHOOQ , в том числе интерактивные.
Одна из форм компьютеризированной пародии с использованием Интернета предполагает наложение слоев поверх оригинала на веб-странице. В одном примере исходный слой — Мона Лиза . Второй слой в основном прозрачен, но непрозрачен и в некоторых местах закрывает исходный слой (например, там, где Дюшан расположил усы). Эта технология описана на сайте юридического факультета Университета Джорджа Вашингтона. [14] Примером этой технологии является копия Моны Лизы с рядом различных суперпозиций — сначала усы Дюшана, затем повязка на глазу, затем шляпа, гамбургер и так далее. [15] Суть этой технологии (которая объясняется на предыдущем веб-сайте для курса по авторскому праву) заключается в том, что она позволяет создавать пародии, которые не обязательно должны включать в себя создание копии оригинальной работы, нарушающей авторские права, если она просто использует встроенную ссылку на оригинал, которая предположительно находится на авторизованной веб-странице. [16] По данным сайта, на котором находится материал:
Парадигма слоев важна в контексте компьютеров или Интернета, поскольку она легко описывает систему, в которой человек, в конечном итоге ответственный за создание композиции (здесь соответствующий [современному] Дюшану), не делает физическую копию оригинальное произведение в смысле его хранения в постоянной форме (фиксированной в виде копии), распространяемой конечному пользователю. Скорее, человек распространяет только материал последующих слоев, [так что] потерпевший владелец авторских прав (в данном случае соответствующий Леонардо да Винчи) распространяет материал нижележащего слоя [исходной Моны Лизы ], а система конечного пользователя получает и то, и другое. . Затем система конечного пользователя вызывает временную комбинацию в оперативной памяти своего компьютера и мозге пользователя. Комбинация представляет собой совокупность слоев. Рамка и наложение всплывающих окон служат примером этой парадигмы. [17]
Другие компьютерные искажения LHOOQ или Моны Лизы воспроизводят элементы оригинала, тем самым создавая воспроизведение, нарушающее авторские права, если основная работа защищена авторским правом. [18] Права Леонардо на Мону Лизу , конечно, давно бы истекли, если бы такие права существовали в его возрасте.
См. также
[ редактировать ]- Список работ Марселя Дюшана
- Моны Лизы Реплики и реинтерпретации
- Наследие Моны Лизы
- Уокера LHOOQ
- Грамограмма , название произведения искусства, является примером такого каламбура.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Марсель Дюшан 1887–1968, dadar.com
- ^ Jump up to: а б Марсель Дюшан, LHOOQ или Ла Джоконда , 1964 год (копия оригинала 1919 года), Музей Нортона Саймона , Пасадена.
- ^ Рудольф Э. Куэнцли, Дадаизм и сюрреалистический фильм , MIT Press, 1996, стр. 47, ISBN 026261121X
- ↑ Более поздние исследования показывают, что Дюшан кропотливо изменил открытку, прежде чем добавить усы, в том числе объединил свой собственный портрет с портретом Моны Лизы. См. Марко де Мартино, «Мона Лиза: Архивировано 20 марта 2008 г. в Wayback Machine. Кто спрятан за женщиной с усами?»
- ^ Коклен, Эрнест, Ле Рир (2-е изд.) / Кадет Коклена; больной. Сапек, Национальная библиотека Франции
- ^ Кристина, Сикамп (2004). «LHOOQ или Мона Лиза» . Разрушение музея: реди-мейды Марселя Дюшана в контексте . Факультет истории искусств Бингемтонского университета. Архивировано из оригинала 12 сентября 2006 года.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|work=
- ^ Энн Коллинз Гудиер, Джеймс В. Макманус, Национальная портретная галерея (Смитсоновский институт), Изобретая Марселя Дюшана: динамика портретной живописи , Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт, 2009, авторы Джанин А. Майлиф, Фрэнсис М. Науманн, Майкл Р. Тейлор, ISBN 0262013002
- ↑ См., например, Андреас Гюссен, «После Великого водораздела »: «Усы, бородка и непристойные намеки высмеивают не художественное достижение Леонардо, а скорее культовый объект, которым Мона Лиза стала в этом храме буржуазная художественная религия, Лувр». (Цитируется по Стивену Бейкеру, «Фантастика постмодерна», стр. 49).
- ^ LHOOQ. Архивировано 19 августа 2018 г. в Wayback Machine — Производные работы, связанные с Интернетом.
- ^ Мартино, Марко Де (2003). «Мона Лиза: Кто скрывается за женщиной с усами?» . Научно-исследовательская лаборатория искусствоведения. Архивировано из оригинала 20 марта 2008 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
- ^ Дали в образе Моны Лизы. Автопортрет
- ^ Jump up to: а б Питер Хедстром, Питер Бирман (2009). Оксфордский справочник по аналитической социологии . США: Издательство Оксфордского университета. п. 407. ИСБН 978-0-19-161523-8 .
- ^ Барон, Роберт А. (1973). «Образы Моны Лизы для современного мира» . каталог выставки . Музей современного искусства. Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «LHOOQ — Производные произведения, связанные с Интернетом» . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 года.
- ^ «LHOOQ гифка» . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года.
- ^ См. Perfect 10, Inc. против Google, Inc.
- ^ LHOOQ , Производные работы, связанные с Интернетом , Архивировано 19 августа 2018 г. в Wayback Machine, Университет Джорджа Вашингтона.
- ^ «LHOOQ 2 — Дополнительные демонстрационные материалы» . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теодор Рефф, «Дюшан и Леонардо: LHOOQ-Alikes», Искусство в Америке , 65, январь – февраль 1977 г., стр. 82–93.
- Жан Клер, Дюшан, Леонар, Маньеристская традиция , в Марселе Дюшане: традиция разрыва или разрыв традиции? , Конференция Международного культурного центра Серизи-ла-Саль, изд. Жан Клер, Париж: Union Générale d'Editions, 1979, стр. 117–44
Внешние ссылки
[ редактировать ]- LHOOQ - Производные работы, связанные с Интернетом. Архивировано 19 августа 2018 г. в Wayback Machine.