Jump to content

Спекуляции о Моне Лизе

Статья с расширенной защитой

Мона Лиза , Леонардо да Винчи , Лувр

XVI века Портрет Моны Лизы , или Джоконды ( La Joconde ), написанный маслом на из тополя панели Леонардо да Винчи , был предметом множества спекуляций. [1]

Колонны и обрезка

Ранняя копия Моны Лизы в Художественной галерее Уолтерса , Балтимор, с колоннами по обе стороны от объекта.

Долгое время утверждалось, что после смерти Леонардо картину срезали, удалив часть панели с обеих сторон. Ранние экземпляры изображают колонны по обе стороны фигуры. В оригинале видны только края оснований. [2] Однако некоторые искусствоведы, такие как Мартин Кемп , сейчас утверждают, что картина не подвергалась изменениям, а колонны, изображенные на копиях, были добавлены переписчиками. Последняя точка зрения получила поддержку в 2004 и 2005 годах, когда международная группа из 39 специалистов провела самое тщательное научное исследование Моны Лизы , когда-либо проводившееся. Под рамкой (нынешняя была установлена ​​на « Мону Лизу» в 2004 году) обнаружен «запас» по всем четырем краям панели. Запас — это участок голого дерева, окружающий оштукатуренную и окрашенную часть панели. О том, что это настоящий резерв, а не результат удаления левкаса или краски, свидетельствует приподнятый край, все еще существующий вокруг левкаса, результат образования края мазков кисти на краю области левкаса.

Резервная область, которая, вероятно, составляла целых 20 мм (0,79 дюйма), первоначально, по-видимому, была обрезана в какой-то момент, вероятно, чтобы соответствовать рамке (в рамке 1906 года обрезалась сама рамка, а не картина). , так что это должно было быть раньше), однако ни на одном этапе фактическая краска Леонардо не была обрезана. Следовательно, колонки в ранних экземплярах должны быть изобретениями этих художников или копиями другой (неизвестной) студийной версии Моны Лизы . [ нужна ссылка ]

Пейзаж

Жители Ареццо в Валь-ди-Кьяна , долине в Тоскане , традиционно заявляли, что пейзаж Моны Лизы принадлежит им. В статье, опубликованной в журнале Cartographica, предполагается, что пейзаж состоит из двух частей, которые, если сложить их вместе, соответствуют топографической карте Леонардо « Валь-ди-Кьяна» . [3]

Другие версии

Отреставрированная копия Джоконды в Музее Прадо в Мадриде. Считается, что эта работа была создана учеником Леонардо в то же время, что и оригинал.

Было высказано предположение, что Леонардо создал более одной версии картины. Еще одним претендентом является Айлвортская Мона Лиза , которая 40 лет была спрятана в хранилище швейцарского банка, прежде чем была представлена ​​публике 27 сентября 2012 года. [4] Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе приурочил это произведение ко времени жизни Леонардо, и эксперт по сакральной геометрии говорит, что оно соответствует основным линейным структурам художника. [5] [6]

То же самое было сделано и в отношении версии из коллекции Вернона . [7] Вернонская особенно интересна , Мона Лиза поскольку изначально она была частью коллекции Лувра. Другая версия, датируемая ок. 1616 г., было дано в ок. 1790 г. Джошуа Рейнольдсу от герцога Лидского в обмен на автопортрет Рейнольдса. Рейнольдс считал, что это настоящая картина, а французская копия, что теперь опровергнуто. Однако это полезно, поскольку оно было скопировано, когда цвета оригинала были намного ярче, чем сейчас, и поэтому дает некоторое ощущение того, что оригинал выглядит «как новый». Находится в частной коллекции, но в 2006 году была выставлена ​​в Далвичской картинной галерее . [8]

В январе 2012 года Музей Прадо в Мадриде обнаружил копию картины, которая, по мнению ученика Леонардо, могла быть написана в присутствии Леонардо. [9] Копия дает лучшее представление о том, как выглядел портрет в то время, поскольку лак на оригинале с возрастом потрескался и пожелтел. [10]

Немецкие исследователи изображений Клаус-Кристиан Карбон из Бамбергского университета и Вера Хесслингер из Университета Майнца провели дальнейший анализ версии Музея дель Прадо, сравнив ее с «Моной Лизой » да Винчи , и в мае 2014 года предположили, что на основе перспективного анализа Основные особенности изображений: оба изображения были нарисованы одновременно и с несколько разных точек зрения. Они также предположили, что два изображения могут образовывать стереоскопическую пару, создавая иллюзию трехмерной глубины, если смотреть рядом. [11] Однако исследование, опубликованное в 2017 году, показало, что эта стереоскопическая пара на самом деле не дает надежной стереоскопической глубины. [12]

Обнаженные версии

Обнаженная версия Салаи

Существует несколько копий изображения, на которых фигура изображена обнаженной. Это также привело к предположению, что они были скопированы с утерянного оригинала Леонардо, изображающего обнаженную Лизу. [13] К ним относятся:

Улыбка

Улыбка Моны Лизы неоднократно была предметом множества, весьма разнообразных, интерпретаций. Многие исследователи пытались объяснить, почему люди так по-разному воспринимают улыбку. Объяснения варьируются от научных теорий о человеческом зрении до любопытных предположений о личности и чувствах Моны Лизы .

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что улыбка в основном рисуется на низких пространственных частотах , поэтому ее лучше всего увидеть на расстоянии или периферийным зрением . Так, например, улыбка кажется более яркой при взгляде на глаза портретиста, чем при взгляде на сам рот. [14] [15] [16] Кристофер Тайлер и Леонид Концевич из Института Смита-Кеттлуэлла в Сан-Франциско полагают, что изменение характера улыбки вызвано переменными уровнями случайного шума в зрительной системе человека . [17] Дина Голдин, адъюнкт-профессор Университета Брауна , утверждает, что секрет заключается в динамическом положении лицевых мышц Моны Лизы , когда наш мысленный взор бессознательно расширяет ее улыбку; Результатом является необычная динамичность лица, вызывающая у зрителя картины тонкие, но сильные эмоции. [18]

В конце 2005 года голландские исследователи из Амстердамского университета прогнали изображение картины с помощью компьютерной программы « распознавания эмоций », разработанной в сотрудничестве с Университетом Иллинойса в Урбана-Шампейн. Демонстрация технологии показала, что улыбка вызывает радость у 83%, отвращение у 9%, страх у 6%, злость у 2%, нейтральность менее 1% и удивление у 0%. [19] [20]

Инфракрасное сканирование

В 2004 году эксперты Национального исследовательского совета Канады провели трехмерное инфракрасное сканирование. Из-за старения лака на картине трудно различить детали. Данные сканирования и инфракрасного излучения были использованы Бруно Моттеном из «Центра исследований и реставрации» Французского музея, чтобы доказать, что прозрачная марлевая вуаль, которую носит натурщица, — это гуарнело, которое обычно используют женщины во время беременности или сразу после родов. Похожий гуарнело был написан Сандро Боттичелли на его «Портрете Смеральды Брандини» (ок. 1470/1475), изображающем беременную женщину, выставленном в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. [21] Кроме того, эта рефлография показала, что волосы Моны Лизы не свисают свободно, а кажутся прикрепленными на затылке к шляпке или заколотыми назад в шиньон и покрыты вуалью, окаймленной темным закатанным краем. В 16 веке волосы, свободно спадающие на плечи, были обычным стилем незамужних молодых женщин или проституток. Это очевидное противоречие с ее статусом замужней женщины теперь разрешено.

Исследователи также использовали эти данные, чтобы раскрыть подробности об используемой технике и предсказать, что картина почти не ухудшится, если продолжать использовать нынешние методы консервации. [22] [23] В 2006 году Мона Лиза подверглась крупному научному наблюдению, которое с помощью инфракрасных камер доказало, что изначально она была в шляпе и сжимала стул, но да Винчи решил изменить это, подумав позже. [24]

Брови и ресницы

Одна из давних загадок картины заключается в том, почему у Моны Лизы очень слабые брови и, по-видимому, нет ресниц. В октябре 2007 года Паскаль Котте, французский инженер и изобретатель, рассказал, что с помощью камеры высокого разрешения он обнаружил, что Леонардо да Винчи первоначально рисовал брови и ресницы. Создавая крупный план со сверхвысоким разрешением, который увеличил лицо Моны Лизы в 24 раза, Котт говорит, что нашел единственный мазок одного волоска над левым глазом. «Однажды я скажу, что если я смогу найти только один волосок, только один волосок на брови, у меня будет окончательное доказательство того, что первоначально Леонардо да Винчи рисовал ресницы и брови», — сказал Котте. Инженер утверждает, что другие волоски бровей, которые потенциально могли появиться на картине, возможно, выцвели или были случайно стерты из-за неудачной попытки очистить картину. Кроме того, Котт говорит, что его работа обнаружила доказательство того, что ее руки изначально были нарисованы в несколько ином положении, чем на окончательном портрете. [25]

Джорджо Вазари В «Жизнеописаниях художников» на картине изображены густые брови; однако, хотя это может означать, что брови и ресницы были случайно удалены, это также может означать, что Вазари не знал о работе из первых рук.

Предмет

Хотя натурщицу традиционно идентифицировали как Лизу дель Джокондо , отсутствие точных доказательств уже давно подпитывает альтернативные теории. В последние годы жизни Леонардо говорил о портрете «некой флорентийской дамы, сделанном с натуры по заказу великолепного Джулиано Медичи ». Никаких доказательств, указывающих на связь между Лизой дель Джокондо и Джулиано Медичи, обнаружено не было, но тогда комментарий мог бы относиться к одному из двух других женских портретов, казненных Леонардо.

Сравнение с рисунком, который иногда называют автопортретом Леонардо.
Автопортрет Леонардо, полученный путем стереоскопического наблюдения.

Художница Сьюзен Доротея Уайт интерпретировала мужские пропорции черепной архитектуры Моны Лизы в своих анатомических работах «Анатомия улыбки: кости Моны» (2002) и «Жевание Моны» (2006). [26] Лилиан Шварц из Bell Labs предполагает, что Мона Лиза на самом деле является автопортретом. Она подтверждает эту теорию результатами цифрового анализа черт лица женщины на картине и знаменитого «Портрета мужчины красным мелом» . Однако рисунок, на котором Шварц основывал сравнение, возможно, не является автопортретом. [27]

Для Зигмунда Фрейда знаменитая полуулыбка была воспоминанием о матери Леонардо. [28] В 1994 году биограф Леонардо Серж Брэмли писал: «Существует около дюжины возможных опознаний натурщицы, все более или менее обоснованные… Некоторые люди предполагают, что модели вообще не было, что Леонардо рисовал идеальную женщину». [29]

Изабелла Арагонская , Джулио Романо (Школа Рафаэля), Галерея Дориа Памфили

В 2004 году историк Джузеппе Палланти опубликовал книгу «Мона Лиза, Mulier Ingenua» (опубликованную на английском языке под названием «Раскрытие Моны Лизы: истинная личность модели Леонардо» ). [30] В книге собраны архивные свидетельства, подтверждающие традиционное отождествление модели с Лизой. По мнению Палланти, данные свидетельствуют о том, что отец Леонардо был другом дель Джокондо: «Портрет Моны Лизы , написанный, когда Лизе дель Джокондо было около 24 лет, вероятно, был заказан самим отцом Леонардо для своих друзей, поскольку он, как известно, это было сделано по крайней мере еще раз». [31] [32] В 2007 году специалист по генеалогии Доменико Савини определил принцесс Наталью и Ирину Строцци как потомков Лизы дель Джокондо. [33] Данные сканирования, полученные в 2004 году, позволили предположить, что картина датирована примерно 1503 годом и посвящена рождению второго сына Джокондо. [34] [35]

В 2011 году историк искусства Сильвано Винчети заявил, что давний ученик (и возможный любовник) Леонардо Салаи был вдохновителем и фигурой для картины. [36]

В 2005 году ученые Гейдельбергского университета обнаружили записи, сделанные на полях книги ее владельцем в октябре 1503 года. [37] В этих заметках говорится, что Леонардо работает «над головой Лизы дель Джокондо». Некоторые рассматривают это как подтверждение того, что некая Лиза дель Джокондо была моделью Моны Лизы . Однако в этих записях нет описания картины или рисунка, и их можно отнести к любому женскому портрету того времени.

В 2011 году, после обнаружения старых документов, свидетельствующих о том, что Лиза дель Джокондо была похоронена под монастырем во Флоренции, были проведены раскопки. [38]

В 2014 году Анджело Паратико предположил, что мать Леонардо (вероятно, Мона Лиза) была китайской рабыней. Также было высказано предположение, что она была рабыней с Ближнего Востока. [39]

Теория Изабеллы д'Эсте

Цветные портреты Изабеллы д'Эсте в Музее истории искусств в Вене.
(возможно, включая путаницу)
Рисунок профиля Изабеллы д'Эсте работы Леонардо.

Изабелла д'Эсте (1474–1539) была маркграфиной Мантуи и самой известной покровительницей искусств своего времени. Леонардо был придворным художником ее сестры в Беатрис д'Эсте Миланском герцогстве . В 1499 году, после изгнания Сфорца ( его работодателей), Леонардо бежал ко двору Изабеллы д'Эсте. [40] В течение трех месяцев Леонардо сделал несколько портретных рисунков Изабеллы (задокументированных письмами). [41] Один из этих рисунков, профильный, хранится в Лувре и демонстрирует сходство. [42]

В последующие годы, с 1501 по 1506 год, сохранилось несколько писем, в которых Изабелла — прямо и через агентов — преследовала Леонардо с требованиями обещанного исполнения ( масляного ) портрета (а ее агенты обещали или также подтвердили начало Леонардо). [43] Мона Лиза приходится именно на этот период. В 1504 году Изабелла д'Эсте заявила об усилении интереса к другому мотиву, который соответствует местонахождению картины « Мона Лиза с Леонардо». [44]

Иерархическое общество эпохи Возрождения делает портрет дворянки из высшего сословия более вероятным, чем жену скромного купца, особенно для Моны Лизы . [45]

Предостережение Лувра касается предполагаемых светлых волос Изабеллы д'Эсте. [46] Еще портреты Изабеллы Амбрас миниатюра [47] и Изабелла в красном олицетворяют каштановые волосы, а также дальнейшее сходство. [48] Светлые волосы теперь изображены только на ретроспективном портрете Тициана «Изабелла в черном» . Несмотря на свое распространение, эта идентификация оспаривается (за пределами документации собственного музея), поскольку в голове нет ни идеализации по красоте, ни сходства с двумя упомянутыми выше цветными портретами. [49]


Метаболические нарушения

В январе 2010 года доктор Вито Франко, профессор патологической анатомии в Университете Палермо , опубликовал исследование в статье в газете La Stampa и на медицинской конференции во Флоренции, в котором предположил, что у субъекта наблюдались явные признаки ксантелазмы , небольших скоплений материала, богатого холестерином. под кожей, возможно, из-за проблем с желчевыводящими путями из-за гиперлипидемии , наследственного нарушения обмена веществ . Доктор Франко также предположил, что у нее есть признаки липомы за правым глазом. [50]

Буквы и личность модели

Некоторые видели сходство лица между « Моной Лизой» и другими картинами, такими как «Св. Иоанн Креститель» , иногда утверждавший, что это портрет Салаи.

В декабре 2010 года итальянский историк искусства Сильвано Винчети сообщил, что в глазах Моны Лизы видны крошечные буквы и цифры, которые видны только при рассмотрении с помощью увеличительного стекла, а вскоре после этого заявил, что моделью был ученик Леонардо Джан Джакомо Капротти (известный как Салаи ) и что буквы были ключом к его личности. Лувр, отметив, что у него не было доступа к настоящей картине, заявил, что после «всех возможных лабораторных испытаний» в 2004 и 2009 годах «во время испытаний не было обнаружено никаких надписей, букв или цифр». и что «Старение картины на дереве привело к появлению большого количества трещин в краске, что привело к появлению ряда форм, которые часто подвергались чрезмерной интерпретации». [51] [52]

Ссылки

  1. ^ В чем тайна Моны Лизы? . WiseGEEK , дата обращения 9 июня 2011 г.
  2. ^ Художественный музей Уолтерса (2007). «Мона Лиза Уолтерс» . Художественный музей Уолтерса . Проверено 15 сентября 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ Пеццутто, Донато (2011). Леонардо «Карта Валь-ди-Кьяна в Моне Лизе » . Картографика . 46 (3): 149–159. дои : 10.3138/carto.46.3.149 .
  4. ^ «Вторая Мона Лиза представлена ​​впервые за 40 лет» . Новости АВС . Проверено 28 сентября 2012 г.
  5. ^ Брукс, Кэтрин (14 февраля 2013 г.). «Айлвортская Мона Лиза признана подлинной Швейцарским художественным фондом и другими новостями искусства (ФОТО)» . Хаффингтон Пост . Проверено 19 апреля 2013 г.
  6. ^ «Найдены свежие доказательства другой, «оригинальной» «Моны Лизы» » . Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
  7. ^ Логово Лоадстара (2007). «Мона Лиза» . Логово Лоадстара . Проверено 15 сентября 2007 г.
  8. ^ Шарлотта Хиггинс (23 сентября 2006 г.). «Представлено: ранняя копия, изображающая Мону Лизу такой, какой ее задумал создатель» . «Гардиан безлимитный» . Лондон . Проверено 15 сентября 2007 г.
  9. ^ «Мона Лиза: сравните Леонардо с его учеником - интерактивно» на Guardian.co.uk
  10. ^ Браун, Марк (1 февраля 2012 г.). «Настоящая Мона Лиза? В музее Прадо найдена работа ученика Леонардо да Винчи» . Хранитель . Лондон.
  11. ^ Джинна Брайнер (5 мая 2014 г.). «Создал ли да Винчи трехмерную «Мону Лизу»?» . ЖиваяНаука .
  12. ^ Брукс, КР (1 января 2017 г.). «Восприятие глубины и история трехмерного искусства: кто создал первые стереоскопические изображения?» . я-Восприятие . 8 (1): 204166951668011. doi : 10.1177/2041669516680114 . ПМЦ   5298491 . ПМИД   28203349 .
  13. ^ Найджел Cawthorne.com (2002). «Обнаженная Мона Лиза - Найджел Cawthorne.com» . Найджел Коуторн.com. Архивировано из оригинала 2 февраля 2008 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  14. ^ BBC News (18 февраля 2003 г.). «Тайны улыбки Моны Лизы раскрыты» . Новости Би-би-си . Проверено 15 сентября 2007 г.
  15. ^ Ливингстон, Маргарет. «Тепло? Это реально? Или просто низкая пространственная частота?» . Наука . АААС.
  16. ^ Рамачандран, Вилаянур С.; Дайан Роджерс-Рамачандран (июнь 2006 г.). «Взлом кода да Винчи: что общего у Моны Лизы и президента Авраама Линкольна?» . Научный американский разум . Сайентифик Американ Инк . Проверено 26 февраля 2008 г.
  17. ^ Филип Коэн (2007). «Шумная тайна улыбки Моны Лизы» . Новый учёный . Проверено 15 сентября 2007 г.
  18. ^ Дина К. Голдин (2002). «Тайна Моны Лизы раскрыта» . Бюллетень факультета Университета Брауна. Архивировано из оригинала 27 августа 2005 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  19. ^ «Мона Лиза «счастлива», компьютер находит» . Би-би-си. 15 декабря 2005 года . Проверено 27 августа 2007 г.
  20. ^ Стерлинг, Тоби (27 декабря 2007 г.). «Мона Лиза была счастлива на 83 процента» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 17 августа 2007 г.
  21. ^ «НГА — Добродетель и красота: Женщина у окна (Смеральда Брандини?)» . Национальная художественная галерея. Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Проверено 1 мая 2011 г.
  22. ^ «3D-сканирование раскрывает тайны улыбки Моны Лизы» . ЦБК . 26 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
  23. ^ Босуэлл, Рэнди (23 сентября 2006 г.). «Канадские исследователи собираются раскрыть тайны Моны Лизы» . Эдмонтонский журнал . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
  24. ^ Остин, Ян (27 сентября 2006 г.). «Новый взгляд на «Мону Лизу» открывает новые тайны» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июня 2007 г.
  25. ^ «Изображение высокого разрешения намекает на брови Моны Лизы» . Си-Эн-Эн. 18 октября 2007 года . Проверено 23 мая 2010 г.
  26. ^ Уайт, Сьюзен Д. (2006). Рисуйте как да Винчи . Лондон: Cassell Illustrated. ISBN   1-84403-444-5 . стр. 117, 128.
  27. ^ Бамбах, Кармен К., изд. (2003). Мастер-рисовальщик Леонардо да Винчи . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN   1-58839-033-0 . стр. 183, 426
  28. ^ Николл, Чарльз (28 марта 2002 г.). «Миф о Моне Лизе» . Guardian.co.uk . Лондон . Проверено 6 октября 2007 г.
  29. ^ Брэмли, С. (1994). Леонардо: Художник и человек . Лондон: Книги Пингвина. стр. 362–363 ISBN   0-14-023175-7
  30. ^ Джузеппе Палланти (2006). Раскрытие Моны Лизы: истинная личность модели Леонардо . Женева: Скира. ISBN  978-88-7624-659-3 .
  31. ^ Брюс Джонстон (1 августа 2004 г.). «Загадка Моны Лизы наконец разгадана: она была матерью пятерых детей» . Лондон: Telegraph.co.uk . Проверено 15 сентября 2007 г.
  32. ^ Джузеппе Палланти / Associated Press (2007). « Мона Лиза умерла в 1542 году, похоронена в монастыре» . Новости Доминиканской Республики. Архивировано из оригинала 14 ноября 2007 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  33. ^ Питер Пофэм (28 января 2007 г.). «Принц, премьер-министр и Мона Лиза» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  34. ^ Национальный исследовательский совет Канады (2006 г.). «3D-обследование Моны Лизы» . Национальный исследовательский совет Канады. Архивировано из оригинала 16 сентября 2007 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  35. ^ Рэнди Босуэлл (2006). «Канадские исследователи собираются раскрыть тайны Моны Лизы» . Эдмонтонский журнал . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 15 сентября 2007 г.
  36. ^ Риццо, Алессандра. Мужчина-модель, стоящий за Моной Лизой, утверждает эксперт . Ассошиэйтед Пресс. 2 февраля 2011 г.
  37. ^ «Немецкие специалисты раскалывают улыбку Моны Лизы» . Рейтер . 14 января 2008 года . Проверено 27 апреля 2008 г.
  38. ^ Паппас, Стефани (27 мая 2011 г.). «Захоронен ли скелет того, что осталось от настоящей Моны Лизы? — CBS News» . Новости CBS . Проверено 8 июня 2011 г.
  39. ^ Карвалью, Ракель (30 ноября 2014 г.). «Автор спрашивает: была ли мать Леонардо да Винчи китайской рабыней?» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 23 апреля 2015 г.
  40. Примечание: должность придворного художника там, однако, была занята ( Андреа Мантенья ).
  41. ^ Фрэнсис Эймс-Льюис: Изабелла и Леонардо — Художественные отношения между Изабеллой д'Эсте и Леонардо да Винчи, 1500-1506. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2012 г., Приложение Письма Изабелле д'Эсте и от нее о работах для нее Леонардо да Винчи , стр. 225f (письмо от 13 марта 1500 г.), стр. 227f (письмо от 27 мая 1501 г.), стр. 235f (письмо от 14 мая 1504 г.).
  42. ^ Леонардо да Винчи, Портрет Изабеллы д'Эсте , 1499/1500, Лувр. База данных музея Лувр (12.05.2022)
  43. ^ Эймс-Льюис 2012, стр. 223-240 (письма от 27 марта 1501 г., 14 апреля 1501 г., 31 июля 1501 г., 14 мая 1504 г. (2 x), 3 мая 1506 г.).
  44. ^ Эймс-Льюис 2012, стр. 235f (письмо от 14 мая 1504 г.).
  45. ^ Изабелла была маркграфиной, и ее покровительство искусству хорошо известно, в отличие от Лизы как третьей жены неизвестного купца, то есть среднего класса. Портреты были редкой привилегией, и Мона Лиза представляет собой увеличенный формат (аналог профиля Изабеллы д'Эсте, см. Бруно Моттен: Леонард де Винчи и искусство рисования в Винсенте Делёвене (ред.): Леонард де Винчи , каталог выставки Лувр 2019, стр. 380), подлокотник ( трон ) и пейзаж на заднем плане (часто изображающий светлость и здесь скорее горы Гарда , чем место в Тоскане ).
  46. ^ Сильви Беген (редактор): Le Studiolo d'Isabella d'Este , каталог выставки Лувр, Édition des Musées Nationaux, Париж, 1975, стр. 4.
  47. ^ Графика Wikimedia Commons (с данными) .
  48. В «Изабелле в красном» волосы, вероятно, дополнительно подкрашены хной из-за ее возраста. А у Моны Лизы брови подтверждаются копией Прадо , например.
  49. ^ См. сомнения в каталоге-резонне Тициана (включая разные названия в инвентаре эрцгерцога Леопольда Вильгельма в 1659 году) [Франческо Валькановер: L'opera completa di Tiziano , Милан, 1969, стр. 108f.] и сомнения в обзоре научной выставки в 1994 [Дженнифер Флетчер: Изабелла д'Эсте, Вена в: The Burlington Magazine 136 , 1994, стр. 1994. 399.]. Параллельно характеристики соответствовали ее преемнице Маргарите Палеолога , а портреты с Бальцо позже продавались как Изабелла. Все три портрета находятся в Музее истории искусств в Вене .
  50. ^ Медицинский секрет улыбки Моны Лизы? , BBC News , дата обращения 7 января 2010 г.
  51. ^ АФП (4 февраля 2011 г.). «Моделью Моны Лизы был мужчина, говорят итальянские исследователи» . «Индепендент» в воскресенье . Лондон. Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 25 сентября 2011 г.
  52. ^ «Историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что за «Моной Лизой» Леонардо да Винчи стоит мужская модель» .

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec9207322e9fa6eb6bfc4d1a89791fbd__1714665600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/bd/ec9207322e9fa6eb6bfc4d1a89791fbd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Speculations about Mona Lisa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)