Любой
Куодлибет музыкальная ( / ˈ k w ɒ d l ɪ b ɛ t / ; латинское слово «все, что пожелаешь» от quod «что» и libet «нравится») — композиция , сочетающая в себе несколько разных мелодий — обычно популярных мелодий — в контрапункте и часто в беззаботной, юмористической манере.
Существует три основных типа квадлибета:
- состоит Квадлибет каталога из свободного набора стихотворений каталога (обычно юмористических списков слабо связанных друг с другом предметов).
- В последовательном квадлибете один голос имеет короткие музыкальные и текстовые цитаты, в то время как другие голоса обеспечивают гомофоническое сопровождение .
- В одновременном квадлибете объединяются две или более ранее существовавшие мелодии. [1] Одновременный кводлибет можно считать историческим предшественником современного музыкального коллажа . Одновременные кводлибеты встречаются на начальных музыкальных уроках и называются партнерскими песнями. [2]
История
[ редактировать ]Ренессанс
[ редактировать ]Куодлибет зародился в Европе 15-го века, в то время, когда была популярна практика объединения народных мелодий. [3] Композитор Вольфганг Шмельцль впервые использовал этот термин в конкретном музыкальном контексте в 1544 году. [4]
Франсиско де Пеньялосы Quodlibet Por las sierras de Madrid встречается в Cancionero Musical de Palacio , рукописи начала 16 века. Композитор Людвиг Зенфль (1486–1542/43) смог сопоставить несколько ранее существовавших мелодий в cantusfirmus quodlibet; одно из таких произведений, « Ach Elslein,liebes Elselein » / «Es taget», было известно скорее своим символизмом, чем юмором. [4] В Испании в 1581 году были опубликованы энсалада Матео Флеча и др. Энсалады представляли собой комические композиции, в которых литературные тексты смешивались аналогично кводлибету. [5]
Однако только в 1618 году кто-либо опубликовал строгое определение кводлибета: Михаил Преториус описал его как «смесь разнообразных элементов, цитируемых из священных и светских сочинений». [6] [ нужна страница ] В эпоху Возрождения способность композитора сопоставлять несколько ранее существовавших мелодий, например, в cantusfirmus quodlibet, считалась высшим мастерством контрапункта . [4]
19 век до наших дней
[ редактировать ]Куодлибет приобрел дополнительные функции в период с начала до середины XIX века, когда он стал известен как попурри и музыкальный переключатель . В этих формах кводлибет часто содержит от шести до пятидесяти и более последовательных «котировок»; явное несоответствие между словами и музыкой послужило мощным источником пародий и развлечений. [4] В 20 веке кводлибет оставался жанром, в котором известные мелодии и/или тексты цитировались одновременно или последовательно, как правило, для юмористического эффекта. [7]
Примеры
[ редактировать ]Классическая музыка
[ редактировать ]- Массы простые Якоба Обрехта , которые иногда сочетают в себе популярные мелодии, песни и оригинальную музыку.
- Последняя (тридцатая) вариация Баха Гольдберг -вариаций представляет собой квадлибет.
- Баха , который не является quodlibet по приведенному выше определению, а представляет Свадебный Quodlibet или Quodlibet собой десятиминутную процессию чепухи, шуток, каламбуров , неясных культурных отсылок, словесных игр и пародий на другие песни. Иногда музыка имитирует чакону и фугу , намеренно скрывая контрапункт. Оно не похоже ни на одно из других произведений Баха, хотя единственным сохранившимся источником является рукопись, написанная собственным почерком Баха.
- Gallimathias musicum — кводлибет из 17 частей, сочиненный Вольфгангом Амадеем Моцартом в возрасте десяти лет.
- Луи Моро Готшалк объединил « Слава Колумбии » и « Янки Дудл » в конце своей фортепианной пьесы « Союз» .
- Симфония № 4 Чарльза Айвза , как и большая часть музыки Айвза, включает в себя часто популярные и групповые мелодии, которые разворачиваются независимо от остальной музыки.
- Скерцо из фортепианного трио Чарльза Айвза под названием «TSIAJ» (Это скерцо - шутка) включает в себя мелодии американского братства «Мой старый дом в Кентукки», «Sailor's Hornpipe», «The Campbells Are Come», «Long, Long Ago». «Держи форт» и «Есть фонтан, наполненный кровью» и другие. [8]
- Quodlibet на валлийские детские стишки валлийского композитора Алана Ходдинотта .
- Пианист Гленн Гулд импровизировал куолибет, включающий « Звездно-полосатое знамя » и « Боже, храни короля ». [9] По его словам, Гулд придумал этот квадлибет, принимая ванну. [9]
- Питера Шикеле , Quodlibet для малого оркестра Unbegun Symphony , Eine Kleine Nichtmusik и другие.
- » Аллана Шермана «Вариации на тему How Dry I Am из альбома « Питер и комиссар ».
- Фантазия на тему Auld Lang Syne (1976) Эрнеста Томлинсона . Композитор утверждает, что в произведении использовано 129 произведений. [10]
Популярная музыка
[ редактировать ]- The Grateful Dead Попурри "That's It for the Other One" из их альбома Anthem of the Sun включает в себя движение "Quadlibet for Tender Feet" (так в оригинале).
- Ученый Алан В. Поллак отметил, что песня The Beatles « I've Got a Feeling » - это своего рода квадлибет. [11]
- « Я верю » - Стэн Бирд и Барри Такер опубликовали аранжировку этой популярной священной песни Баха-Гуно « Аве Мария » в 1972 году.
- Нины Симон Интерпретация « Little Girl Blue » 1958 года представляет собой квудлибет, сочетающий в себе мелодию и текст Роджерса и Харта с мелодией популярной песни « Добрый король Вацлав ».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сэди, Стэнли ; Лэтэм, Элисон, ред. (1988). «Кводлибет». Краткая музыкальная энциклопедия Norton/Grove . Нью-Йорк: WW Нортон. п. 608.
- ^ Бэйли, Бетси Ли. «Эхо-песни, раунды и партнерские песни» . Музыка Бетси Ли Бэйли . Проверено 15 июля 2024 г.
- ^ Пичерно, Винсент Дж. (1976). «Кводлибет». Словарь музыкальных терминов . Бруклин, Нью-Йорк: Издательство Haskell House. п. 304.
- ^ Jump up to: а б с д Маниатес, Мария Рика ; Бранскомб, Питер ; Фридман, Ричард (2001). «Кводлибет». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.22748 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Апель, Вилли (2000). «Энсалада» . Гарвардский музыкальный словарь (2-е изд.). Кембридж: Белкнап Пресс . п. 294. ИСБН 978-0-674-37501-7 . OCLC 21452 .
- ^ Преториус, Майкл Syntagma Musicum, Том III: Музыкальные термины .
- ^ Лэтэм, Элисон (2002). «Кводлибет» . В Элисон Лэтэм (ред.). Оксфордский спутник музыки . Лондон: Издательство Оксфордского университета . п. 1022. ИСБН 0-19-866212-2 . OCLC 59376677 .
- ^ Киркпатрик, Джон (1984). «Критический комментарий» . Машина обратного пути . Архивировано из оригинала 11 марта 2005 г.
- ^ Jump up to: а б "bopuc/weblog: 1955, Гленн Гулд делает ремиксы вживую, на фортепиано" .
- ^ Грант, MJ (2021). Auld Lang Syne: Песня и ее культура , конец раздела 7.3
- ^ Заметки к «У меня такое чувство» Алана В. Поллака.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Новая международная энциклопедия . 1905. .