Jump to content

Драган Алексич

Драган Алексич
Фотография Драгана Алексича.
Рожденный ( 1901-12-22 ) 22 декабря 1901 г.
Бунич , Австро-Венгрия
Умер 22 июля 1958 г. ( 1958-07-22 ) (56 лет)
Белград , ФНР Югославия.
Занятие Писатель
Период 20 век
Жанр Поэзия, эссе
Литературное движение Грудь
Подпись

Драган Алексич ( сербская кириллица : Драган Алексич, 22 декабря 1901 г. - 22 июля 1958 г.) [ 1 ] был сербским поэтом -дадаистом , писателем, журналистом и режиссером. Он был основателем югославской ветви дадаизма, получившей название «Юго-Дада». [ 2 ]

Алексич родился в деревне в районе Лики и впервые опубликовал свои стихи в нескольких Загреба молодежных журналах . Во время учебы в Праге в 1920 году он познакомился с ведущими европейскими дадаистами того времени, такими как Курт Швиттерс и Тристан Цара . [ 3 ]

В 1921 году он встретился с Бранко Ве Полянски , братом зенитистов лидера Любомира Мичича , и в течение года сотрудничал с ними в нескольких проектах. После своего личного и творческого разрыва с Полянским в 1922 году Алексич опубликовал два отдельных выпуска дадаистских публикаций Dada Tank и Dada Jazz в Загребе, а Полянски опубликовал пародию на дада под названием Dada-Jok . Алексич собрал кружок дадаистов, с которыми он участвовал в нескольких «дадаистских утренниках». [ 3 ]

В конце 1922 года уехал в Белград , где редактировал раздел культуры в журнале « Време» . Несколько побочных проектов того времени включают утраченный фильм «Качаци у Топчидеру» , американский бурлеск, который он записал с Бошко Токиным в 1924 году, и стихи, которые он опубликовал в Монни де Булли альманахе «Crno na belo» . [ 4 ]

Во время оккупации Югославии во время Второй мировой войны Алексич продолжал редактировать раздел культуры в ныне коллаборационистской газете « Ново время» . [ 5 ] Он был арестован по ошибке и получил серьезную травму спины, в результате чего он был прикован к постели до своей смерти в 1958 году. [ 4 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Драган Алексич родился в Буниче недалеко от Кореницы 22 декабря 1901 года. Он посещал гимназию в Винковцах , во время которой впервые опубликовал свои стихи в загребском молодежном журнале «Омладина» в 1918 году и в нескольких других хорватских журналах в 1919 году. [ 3 ]

Обучение в Праге

[ редактировать ]

В октябре 1920 года Алексич поступил на программу славянских языков в Праге . [ 3 ] Там он организовал для нескольких своих знакомых мероприятие, представив свое изобретение «органического искусства» – оргарт. После мероприятия один из гостей сообщил ему о движении Дада, и он познакомился с членом авангардной театральной группы Revoluční scéna («Революционная сцена»). [ 6 ]

Вскоре после этого он вступил в контакт с ведущими европейскими дадаистами, такими как Курт Швиттерс , Рауль Хаусманн , Вальтер Меринг , Рихард Хюльзенбек , Макс Эрнст и Тристан Цара . Дадаистам был предоставлен перевод презентации Алексича об «оргарте», на что они отреагировали положительно, приняв его как часть дадаизма. [ 6 ]

Услышав об Алексиче, Бранко Ве Полянски оставил художественную и театральную сцену Словении и в апреле 1921 года через Вену отправился в Прагу , чтобы встретиться с ним. Вместе они провели дадаистское мероприятие в Праге, вызвав общественный резонанс, посетили Лайоша Кассака в Вене, а затем поселились в Загребе, где сотрудничали в одном из первых югославских киножурналов «Кинофон» . Из-за административных проблем Алексич прекратил учебу в Праге после лета 1921 года. [ 3 ]

Сотрудничество с Зенитом

[ редактировать ]

Алексич начал публиковать свои стихи в сотрудничестве с Любомира Мичича « авангардным журналом Зенит» . Несмотря на первоначальное отрицание движения Дада во 2-м номере журнала в марте 1921 года, следующий апрельский номер содержал статью Драгана Алексича, написанную из Праги, а также два его дадаистских стихотворения. До 13-го номера «Зенита» включительно рецензии и стихи Алексича появлялись в журнале регулярно. [ 7 ]

Одновременно с работой в «Зените» он создал «чистокровную команду» дадаистов, намереваясь превратить группу в движение. Алексич уведомил Цару об этих событиях в мае 1922 года. В состав отряда входили: Драган Сремац, Видо Ластов, Славко Станич (Шлезингер), Михаил С. Петров , Антун Туна Милинкович (Фер Милл).

Однако в мае 1922 года произошел резкий разрыв с «Зенитом» . В последних словах 14-го номера было объявлено об отлучении Алексича от зенитистского круга, а также автора Михаила С. Петрова, также регулярно публикувшегося в первых выпусках «Зенита». журнал. В том же номере было объявлено о выходе одного выпуска периодического издания под названием «Дада-Джок» , под редакцией Полянского и пародирующего дадаизм. [ 7 ]

Дадаистская деятельность

[ редактировать ]

Алексич организовал несколько «дадаистских утренников» в 1922 году. Первый из них был организован в Нови-Саде в июне 1922 года с помощью нескольких венгерских активистов. Цара был проинформирован об этих событиях по почте 14 мая 1922 года. [ 3 ]

В ответ на первые забастовки зенитистов Алексич опубликовал в Загребе два своих отдельных выпуска — «Дада Танк» в июне и «Дада Джаз» в сентябре 1922 года. [ 7 ]

«Дада Танк» был опубликован в сотрудничестве с Тристаном Царой и Куртом Швиттерсом , включая стихи-картинки и графику Михайло С. Петрова , а также перевод стихотворения Эрвина Эндерса, первоначально опубликованный в венгерском авангардном журнале MA . Хотя Dada Jazz был охарактеризован как просто сноска к Dada Tank , на самом деле это был совсем другой проект. На обложке было обозначено, что это «антология дадаизма», аналогичная « Ричарда Хюльзенбека » Альманаху дада , который Алексич перевел и извлек из Dada Tank . [ 7 ] В двух публикациях Алексич анализирует мерц -дадаизм Швиттерса, а также Владимира Татлина и Александра Архипенко . идеи [ 8 ]

20 августа 1922 года Алексич организовал второй «Дадаистский утренник» в Королевском кинотеатре в Осиеке . В тот же день он написал Тристану Царе о утреннике, подробно уточнив, что к нему присоединились еще восемь «звезд дадаизма», которые исполнили «8 драм с настоящими трюками». В статье газеты «Хрватска брана» от 21 августа утренник описывался как междисциплинарное взаимодействие художников и поэтов с элементами кабаре , мюзик-холла и цирковых представлений, а также пропагандистского фильма. Мероприятие включало дадаистское отрицание Мольера , Достоевского , Ибсена , Шеноа и Крлежа . Алексич выступил с общей речью, в которой обрисовал дадаизм, заявив, что центральными элементами движения являются «отрицание логики» и «элемент внезапности». По словам Михайло С. Петрова, утренник был организован Алексичем и им самим, а также Антуном Милинковичем, Славко Станичем (забронировавшим зал), учениками Осиекской гимназии Драганом Сремацем и Зденко Райхом, русским эмигрантом Видо Ластовым и тремя поэты под псевдонимами Джим Рэд, Нак Сингер и Ми Тарр. [ 9 ]

Еще два утренника были организованы 1 октября в Винковцах и 3 ноября в Суботице , опять же с помощью венгерских активистов. [ 3 ]

Работа во Време

[ редактировать ]

Алексич переехал в Белград в конце 1922 года, когда стал редактором отдела культуры газеты «Време» . Там он писал свои искусствоведческие работы, оценивая литературу, кино, театр и, до 1935 года, изобразительное искусство. В это время Алексич также сотрудничал с Мисао , Гипносом и Трибуной в 1923 году, публиковал стихи в Монни де Булли альманахе «Црно на белом» в 1924 году, в «Вечности» в 1926 году и в «Октобаре» и «Летопис матице серпске» в 1928 году. [ 4 ]

Во время пребывания Алексича в Мисао литературный критик Богдан Попович в 1923 году опубликовал статью против африканской скульптуры , с которой он сравнил современное искусство . Вместе с Велибором Глигоричем Алексич опубликовал свой упрек статье Поповича, восхваляя африканскую скульптуру как спонтанную, мистическую и рефлекторную форму искусства. В этот период Алексич писал в первую очередь о конструктивизме , который он рассматривал как синтез и следующий шаг в эволюции всех предыдущих основных движений современного искусства, таких как импрессионизм , экспрессионизм и кубизм . [ 10 ]

Он сотрудничал с Бошко Токиным в съемках немого фильма «Качаци у Топчидеру или Буди Бог с нама» ( «Качаки в Топчидере или Бог с нами») в 1924 году по сценарию Бранимира Чосича . Съемки были остановлены, когда негатив загорелся. [ 4 ] Фильм представлял собой имитацию американского бурлеска . [ 11 ]

Вторая мировая война и арест

[ редактировать ]

Во время оккупации Сербии во время Второй мировой войны Алексич первоначально работал в коллаборационистском журнале « Ново время » редактором отдела культуры. По недоразумению он был арестован сербским гестапо , содержался под стражей пять месяцев и подвергался пыткам, в результате чего оставался прикованным к постели до самой смерти. [ 5 ] По просьбе сослуживцев его освободили из тюрьмы. [ 4 ] В 1944 году входил в состав дирекции театра «Централа за юмор». [ 12 ] Суд чести югославских партизан характеризует Алексича как «высококультурного» и «трудолюбивого» журналиста, заявляя, что «он вел себя очень благородно во время войны, помогая нам и никогда полностью не подчиняясь коллаборационистскому правительству или оккупантам». [ 13 ]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

После войны Алексич остался прикованным к постели и не смог продолжить карьеру журналиста. Он поддерживал контакты с небольшим кругом друзей и сотрудничал с Радио Белграда в подготовке нескольких радиоспектаклей . [ 5 ]

Драган Алексич умер 22 июля 1958 года в Белграде. [ 5 ] Его личный архив был уничтожен. [ 4 ]

Его смерть была отмечена короткой статьей в обзоре Film danas («Кино сегодня»), а в 1958 году несколько его стихотворений были посмертно опубликованы в журнале «Книжевность» («Литература»). После включения в две антологии стихов редактором Васко Попа , Урнебесником в 1960 году и Ponoćno sunce («Полуночное солнце») в 1962 году, произведения Алексича на несколько лет были практически забыты. Его полная работа была опубликована в 1978 году исследователем Гойко Тешичем под названием Dada Tank . [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бехар 2005 , с. 333.
  2. ^ "ДРАГАН АЛЕКСИЧ" . Музей авангарда . Проверено 16 апреля 2019 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Йованов 2017 , стр. 9–10.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Йованов 2017 , с. 11.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Перич 2013 , с. 171.
  6. ^ Перейти обратно: а б Йованов 2017 , с. 105–106.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Сили Володер и Миллер, 2013 , стр. 1114–1118.
  8. ^ Йованов 2018 , с. 4.
  9. ^ Марьянич 2011 , стр. 127–129.
  10. ^ Йованов 2018 , стр. 5–7.
  11. ^ Джурич и Шувакович 2003 , стр. 473–474.
  12. ^ Илич, Миодраг Мия (17 мая 2007 г.). «Занка-героиня сцены» . Вечерние новости (на сербском языке) . Проверено 14 октября 2020 г. .
  13. ^ Неделькович, Миля (19 июля 2001 г.). «Прорывы в сербской журналистике» . Голос народа (на сербском языке) . Проверено 14 октября 2020 г. .
  14. ^ Йованов 2018 , стр. 3.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d2931d758b4cba4eda312ae5c421034__1723525980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/34/6d2931d758b4cba4eda312ae5c421034.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dragan Aleksić - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)