Jump to content

Рауль Хаусманн

Рауль Хаусманн
Рауль Хаусманн, снимок Ханны Хёх , 1919 год.
Рожденный
Рауль Хаусманн

( 1886-07-12 ) 12 июля 1886 г.
Умер 1 февраля 1971 г. ) ( 1971-02-01 ) ( 84 года
Лимож , Франция
Национальность австрийский
Известный Коллаж , Фотография, Скульптура, Поэзия, Спектакль, Теория
Заметная работа Механическая голова [Дух нашего века] , ок. 1920 год
Движение Грудь

Рауль Хаусманн (12 июля 1886 — 1 февраля 1971) — австрийский художник и писатель. Одна из ключевых фигур берлинского дадаизма , его экспериментальные фотоколлажи , звуковая поэзия и институциональная критика оказали глубокое влияние на европейский авангард после Первой мировой войны.

Ранняя биография

[ редактировать ]
ABCD (Автопортрет) Фотомонтаж 1923–24 гг.

Рауль Хаусман родился в Вене, но переехал в Берлин со своими родителями в возрасте 14 лет в 1901 году. [1] Его первое художественное образование получил от отца, профессионального реставратора и художника. Он познакомился с Йоханнесом Баадером , эксцентричным архитектором и еще одним будущим членом дадаизма, в 1905 году. Примерно в то же время он встретил Эльфриду Шеффер, скрипачку, на которой женился в 1908 году, через год после рождения их дочери Веры. В том же году Хаусманн поступил в частную художественную школу в Берлине. [2] где он оставался до 1911 года.

Увидев экспрессионистов картины Герварта Вальдена в галерее «Дер Штурм» в 1912 году, Хаусман начал создавать экспрессионистские гравюры в студии Эриха Хеккеля и стал штатным писателем журнала Вальдена, также называемого « Дер Штурм» , который предоставил платформу для его первых полемических статей. сочинения против художественного истеблишмента. Как и его коллеги-экспрессионисты, он первоначально приветствовал войну, считая ее необходимым очищением от кальцинированного общества, хотя, будучи гражданином Австрии, живущим в Германии, он был избавлен от призыва.

Хаусманн встретил Ханну Хёх в 1915 году и завязал внебрачную связь, которая привела к «художественно продуктивной, но бурной связи». [3] это продлилось до 1922 года, когда она ушла от него. Разлад в отношениях дошел даже до того, что Хаусманн мечтал об убийстве Хёха. [4] Он свысока говорил с ней о ее взглядах на все, от политики до искусства, и пришел ей на помощь только тогда, когда другие художники движения Дада попытались исключить ее из своих художественных выставок. [5] Даже после того, как он защитил ее искусство и выступил за его включение в Первую международную ярмарку дадаизма , он заявил, что Хёх «никогда не была частью клуба». [6] Хотя Хаусманн неоднократно говорил Хёху, что собирается бросить жену, чтобы быть с ней, он так и не сделал этого. [7]

В 1916 году Хаусманн встретил еще двух человек, которые оказали большое влияние на его последующую карьеру; психоаналитик Отто Гросс , который считал психоанализ подготовкой к революции, и писатель-анархист Франц Юнг . К этому времени в его творческий круг вошли писатель Саломо Фридлендер , Ганс Рихтер , Эмми Хеннингс и члены журнала Die Aktion , который вместе с Der Sturm и анархистской газетой Die Freie Straße [8] опубликовал в этот период многочисленные статьи.

«Идея разрушения как акта созидания была отправной точкой для дадасофии Хаусмана, его теоретического вклада в берлинское дадаизм». [9]

Берлин Дада

[ редактировать ]

Когда Рихард Хюльзенбек , 24-летний студент-медик, близкий друг Хьюго Болла и один из основателей дадаизма, вернулся в Берлин в 1917 году, Хаусманн был одним из группы молодых недовольных художников, которые начали формировать ядро берлинского дадаизма вокруг него. Хюльзенбек произнес свою «Первую дадаистскую речь в Германии» 22 января 1918 года в галерее модного арт-дилера И.Б. Неймана на Курфюрстендамм в Берлине. В течение следующих нескольких недель Хаусманн, Хюльзенбек, Джордж Гросс , Джон Хартфилд , Юнг, Хёх, Вальтер Меринг и Баадер основали Клуб Дада. Первым мероприятием стал вечер поэтических представлений и лекций на фоне ретроспективы картин известного художника Ловиса Коринта на Берлинском сецессионе 12 апреля 1918 года. Среди участников Хюльзенбек читал « Манифест дадаизма» , Гросс танцевал « Sincopation», посвященный джазу, в то время как Хаусманн завершил вечер выкрикиванием своего манифеста «Новый материал в живописи» перед уже почти буйной публикой;

«Угроза насилия висела в воздухе. Можно было представить, что картины Коринфа будут разорваны в клочья ножками стульев. Но в конце концов до этого не дошло. Когда Рауль Хаусман выкрикивал в шум толпы свои программные планы дадаистской живописи, управляющий галереей «Сесессион» выключил ему свет». [10]

Фотомонтаж

[ редактировать ]
Фонема кп'эриоУМ 1919 г.

Призыв к новым материалам для живописи принес свои плоды позже в том же году, когда Хаусманн и Хёх отдыхали на Балтийском море. В комнате для гостей, в которой они остановились, был типовой портрет солдата, на который покровитель пять раз наклеивал фотографические портреты головы своего сына.

«Это было похоже на удар молнии: можно было – я это мгновенно увидел – делать фотографии, полностью собранные из разрезанных фотографий. Вернувшись в Берлин в сентябре того же года, я начал реализовывать это новое видение и использовал фотографии из прессы и кино». Хаусманн, 1958 г. [11]

Фотомонтаж стал техникой, наиболее связанной с берлинским дадаизмом, широко используемой Хаусманном, Хёхом, Хартфилдом, Баадером и Гроссом, и оказал решающее влияние на Курта Швиттерса , Эль Лисицкого и русский конструктивизм . Следует также отметить, что Гросс, Хартфилд и Баадер в более поздних мемуарах заявляли, что изобрели эту технику, хотя не появилось никаких работ, подтверждающих эти утверждения.

В то же время Хаусманн начал экспериментировать со звуковыми стихотворениями, которые он назвал «фонемами». [12] и «стихи-плакаты», первоначально созданные в результате случайного выстраивания букв в принтере без прямого вмешательства Хаусмана. [13] Более поздние стихотворения использовали слова, которые были перевернуты, нарезаны и растянуты, а затем либо напечатаны с использованием полного набора типографских приемов, либо исполнены с неистовым энтузиазмом. » Швиттерса На « Ursonate прямое влияние оказало исполнение одного из стихотворений Хаусмана «fmsbwtazdu» на мероприятии в Праге в 1921 году. [14]

Der Dada: новое издание

[ редактировать ]
Обложка der Dada vol1 , включая стихотворение Баадера и Хаусмана «Dadadegie», 1919 г.

После того, как Хаусманн принял участие в первой групповой выставке, состоявшейся в галерее Исаака Ноймана в апреле 1919 года, в июне 1919 года вышло первое издание Der Dada . Под редакцией Хаусмана и Баадера после получения разрешения от Тристана Цары в Цюрихе на использование этого названия журнал также значительный вклад внес Хюльзенбек. В журнале содержались рисунки, полемика, стихи и сатиры, набранные множеством противоположных шрифтов и знаков.

В начале 1920 года Баадер, «Обердада», Хаусман, «Дадасоф» и «Вельт-Дада» Хюльзенбек предприняли шестинедельное турне по Восточной Германии и Чехословакии, собрав большие толпы людей и ошеломленные отзывы. Программа включала примитивистские стихи, одновременные поэтические чтения Баадера и Хаусмана, а также «Дада-рысь (Шестьдесят один шаг)» Хаусмана, описанные как «поистине великолепная пародия на самые современные экзотическо-эротические социальные танцы, которые постигли нас, как чума». ..' [15]

Первая международная ярмарка дадаизма, 1920 г.

[ редактировать ]

Ярмарка, организованная Гросом, Хартфилдом и Хаусманном, должна была стать самым известным из всех подвигов берлинского дадаизма, на ней были представлены почти 200 работ таких художников, как Фрэнсис Пикабиа , Ганс Арп , Эрнст и Рудольф Шлихтер , а также ключевые работы Гросса, Хёха и Хаусманн. Работу «Татлин дома» , 1920 год, хорошо видно на одной из рекламных фотографий, сделанных профессиональным фотографом; выставка, хотя и не имела финансового успеха, получила известность в Амстердаме, Милане, Риме и Бостоне. [16] Выставка также оказалась одним из главных факторов, повлиявших на содержание и оформление Entartete Kunst , выставки дегенеративного искусства, организованной нацистами в 1937 году, с такими ключевыми лозунгами, как « Nehmen Sie DADA Ernst », «Относитесь к дадаизму серьезно! ", появляясь на обеих выставках.

Механическая голова

[ редактировать ]
Механическая голова (Дух нашего времени) , сборка около 1920 г.

Самая известная работа Хаусмана, «Механишер Копф» (Der Geist Unserer Zeit) , « Механическая голова (Дух нашего времени) », ок. 1920 г. - единственное сохранившееся произведение, созданное Хаусманном примерно в 1919–20 гг. К этому изделию, сделанному из парикмахерского манекена для изготовления париков, прикреплены различные измерительные приборы, включая линейку, механизм карманных часов, пишущую машинку, несколько сегментов камеры и бумажник из крокодила. [17]

« Der Geist Unserer Zeit – Mechanischer Kopf особенно напоминает философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Для Гегеля ... все есть разум. Среди учеников и критиков Гегеля был Карл Маркс. Скульптура Хаусмана можно рассматривать как агрессивно марксистский разворот. Гегеля: это голова, «мысли» которой материально детерминированы объектами, буквально прикрепленными к ней. Однако в западной культуре есть более глубокие цели, которые придают этому современному шедевру силу. Причина, предположение, которое лежит в основе европейского увлечения портретом. Он раскрывает голову, пронизанную и управляемую грубыми внешними силами. [18]

После дадаизма

[ редактировать ]
Монтаж шести световых этюдов 1931 года , монтаж напечатан в журнале «Камера», 1941–42.

Дружба со Швиттерсом

[ редактировать ]

Хюльзенбек закончил обучение на врача в 1920 году и начал медицинскую практику; к концу года он опубликовал « Дадаистский альманах» и «Историю дадаизма» — два исторических отчета, которые подразумевали, что дадаизму пришел конец. После этого дружба Хаусмана с Куртом Швиттерсом углубилась, и Хаусман начал предпринимать шаги в направлении международного модернизма. В сентябре 1921 года Хаусманн, Хёх, Швиттерс и его жена Хельма предприняли турне «антидада» в Прагу. Помимо чтения звуковых стихов, он также представил манифест, описывающий машину, «способную взаимозаменяемо преобразовывать аудио и визуальные сигналы, которую он позже назвал оптофоном». [19] После многих лет экспериментов это устройство было запатентовано в Лондоне в 1935 году. Он также принял участие в выставке фотомонтажей в Берлине в 1931 году, организованной Сезаром Домелой Ньювенхейсом. [20]

В конце 1920-х годов он заново открыл себя как светский фотограф и жил в ménage à trois со своей женой Хедвигой и Верой Бройдо в фешенебельном районе Шарлоттенбург в Берлине. Ханна Хёх, которая теперь сама живет с женщиной, голландским писателем Тилем Бругманом , оставила набросок Хаусмана примерно в 1931 году:

«После того, как я предложил возобновить дружеские отношения, мы часто встречались (в том числе и с Тилем). В то время он жил с Хедой Манкович-Хаусманн и Верой Бройдо на Кайзер-Фридрих-штрассе в Шарлоттенбурге. Эльфрид Хаусманн-Шеффер, Тиль и Я часто туда ходил, но мне всегда было очень скучно. Он просто изображал фотографа и любовника Веры Б., ужасно хвастаясь тем, что мог себе позволить купить сейчас – весь дух пропал». Ханна Хёх [21]

В последующие годы Хаусманн широко выставлял свои фотографии, уделяя особое внимание обнаженной натуре, пейзажам и портретам. Когда нацистские преследования художников-авангардистов усилились, он эмигрировал на Ибицу , где его фотографии сосредоточились на этнографических мотивах досовременной жизни Ибицы. Он вернулся в Чехословакию в 1937 году, но был вынужден снова бежать в 1938 году после немецкого вторжения . Он переехал в Париж, затем в Пейра-ле-Шато , недалеко от Лиможа , и жил там нелегально со своей еврейской женой Хедвигой в тихой, уединенной обстановке до 1944 года. После высадки в Нормандии в 1944 году пара наконец переехала в Лимож.

После окончания войны Хаусманн снова смог открыто работать как художник. Он возобновил переписку со Швиттерсом с целью сотрудничества над поэтическим журналом PIN , но смерть Швиттера в 1948 году остановила проект. Он опубликовал книги о дадаизме, в том числе автобиографический «Курьер Дада» (1958). Он также работал над «фотограммами», фотомонтажами и звуковой поэзией и даже вернулся к живописи в пятидесятые годы.

Возрождение интереса к дадаизму

[ редактировать ]

В 1950-е годы произошло возрождение интереса к дадаизму, особенно в Америке. По мере роста интереса Хаусманн начал переписываться с рядом ведущих американских художников, обсуждая дадаизм и его современную актуальность. Он опроверг модный в настоящее время термин «Неодада» , который применялся к ряду художников, включая Ива Кляйна и « Новых реалистов» , Роберта Раушенберга и Флюксуса .

«Его почти полная изоляция была смягчена только обширной и частично конфликтной перепиской со старыми друзьями из движения Дада, а также с молодыми писателями и художниками, такими как Джаспер Джонс, Вольф Фостелл и Дэниел Сперри». [22]

В 1962 году он написал Джорджу Мачюнасу , который включил его работы в первые Fluxfests :

«Я думаю, что даже американцам не следует использовать термин «неодадаизм», потому что нео ничего не значит, а изм — это старомодно. Почему бы не просто «Флюксус»? Мне кажется, это намного лучше, потому что это новое, а дадаизм — это историческое явление. Я был в переписке с Царой, Хюльзенбеком и Гансом Рихтером по этому вопросу, и все они заявляют, что «неодадаизма не существует»... Пока». [23]

Он умер 1 февраля 1971 года в Лиможе. [24] Его последняя работа, книга Am Anfang war Dada , была опубликована посмертно в 1972 году. [25]

Научные интересы и техническая работа

[ редактировать ]

Помимо работы в качестве художника, Хаусманн на протяжении всей своей карьеры интересовался наукой и технологиями, особенно новыми областями, такими как телевидение и звуковое кино, а также работами Эйнштейна по теории относительности (которые Хаусманн отвергал). [26] В 1929 году он получил патент на «устройство для наблюдения за полостями тела и трубками», которое сегодня мы бы назвали эндоскопом (номер патента DRP473166). Исследуя свет и электронику для своих работ, Хаусманн сотрудничал с российским инженером Даниэлем Бройдо, чтобы разработать компьютер, в котором использовалась аналогичная технология. Устройство получило патент Британского патентного ведомства в 1934 году (номер патента GB446338). [27]

Документальное и художественное наследие

[ редактировать ]

Берлинская галерея

[ редактировать ]

Помимо документальной части имущества, в коллекцию Берлинской галереи в Берлине (Германия) входят также произведения искусства Хаусмана. Помимо ранних картин, сюда входят около 60 работ на бумаге с 1911 по 1930 годы, а также более 350 фотографических работ. [28]

Документальная часть поместья была приобретена музеем в 1992 году и посвящена свидетельствам жизни и деятельности Рауля Хаусмана в Берлине вплоть до его эмиграции в 1933 году, а также переписке с его женой Эльфридой и дочерью Верой Хаусманн до смерти Рауля Хаусмана. . [29]

Помимо биографических документов, частичное имущество состоит в основном из переписки. Эти документы, среди прочего, документируют интеллектуальный обмен Хаусмана с современниками, в том числе с Йоханнесом Баадером, Адольфом Бене , Сезаром Домела-Ньювенхейсом, Отто Фрейндлихом , Вернером Граффом , Францем Юнгом, Людвигом Мисом ван дер Роэ , Ласло Мохой-Надь , Гансом Рихтером, Францем Роэ. , Курт Швиттерс, Артур Сигал и Франц Вильгельм Зайферт . Машинописная деловая переписка сохранилась в виде копий и ответных писем. [30]

Кроме того, в частичном имении сохранились рукописи и тексты Хаусмана (и третьих лиц) по искусству, культуре и философии, а также техническим и научным исследованиям. [30]

В центре литературных текстов находится роман-рукопись «Хайл», этапы развития которого документированы рукописями и машинописными текстами. [30]

В 2019 году коллекция Хаусмана пополнилась за счет пожертвования немецкого художника-универсала Тимма Ульрихса (*1940). В сборник документов включена переписка Ульрихса с Хаусманном с 1967 по 1970 год, дополненная черновиками текстов Хаусмана. [31]

Музей современного искусства Верхней Вены Рошшуар

[ редактировать ]

В Департаменте современного искусства [ fr ] в замке Рошшуар во Франции хранится вторая часть документального наследия Рауля Османа. В 1993 году музей приобрел большую часть переписки Хаусмана с 1940-х годов до его смерти в 1971 году, около 6000 писем. В 1995 году эта часть документального фонда поступила в музей вместе с большим количеством неопубликованных текстов, в том числе теоретических и поэтических сочинений, машинописных текстов и тетрадей. В 1996 году приобретение более 1200 фотонегативов и контактных листов еще больше пополнило фонды музея в Рошшуаре. [32]

  1. ^ Рауль Хаусманн в Kunstbus (голландский)
  2. ^ Ателье живописи и скульптуры Артура Лью-Функе.
  3. ^ Дада, Дикерман / Сабина Т. Крибель, Национальная художественная галерея Вашингтона, 2006, стр. 472.
  4. ^ Мария Макела (1996). «По замыслу: ранние работы Ханны Хёх в контексте». В Босуэлле, Питер; Макела, Мария; Ланчнер, Кэролайн (ред.). Фотомонтажи Ханны Хёх (1-е изд.). Миннеаполис: Центр искусств Уокера. п. 64. ISBN   9780935640526 .
  5. ^ Макела, Мария (1997). фон Анкум, Катарина (ред.). Женщины в мегаполисе: гендер и современность в веймарской культуре . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 119–121.
  6. ^ Хемус, Рут (2009). Женщины Дадаизма . США: Издательство Йельского университета. п. 92. ISBN   9780300141481 .
  7. ^ Макела, Мария (1997). фон Анкум, Катарина (ред.). Женщины в мегаполисе: гендер и современность в веймарской культуре . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 119–121.
  8. ^ de: Свободная дорога в немецкой Википедии
  9. ^ Цитируется в Дада, Дикерман/Сабина Т. Крибель, Национальная галерея искусств Вашингтона, 2006, стр. 472.
  10. ^ Современный обзор газеты Berliner Börsen-Courier, цитируемый в Dada, Dickerman, Национальная галерея искусств Вашингтона, 2006, стр. 88.
  11. ^ Цитируется в Дада, Дикерман, Национальная галерея искусств Вашингтона, 2006, стр. 90.
  12. ^ Джас Х. Дьюк. «Звуки, звуковая поэзия и звуковые/текстовые композиции, Дж. Х. Дьюк» . Райнерлинц.нет . Проверено 20 июля 2013 г.
  13. ^ «Отношения между звуковой и визуальной поэзией, Кристиан Шольц» . Findarticles.com . Проверено 20 июля 2013 г.
  14. ^ «UbuWeb Sound — Курт Швиттерс» . Ubu.com. 5 мая 1932 года . Проверено 20 июля 2013 г.
  15. ^ Hamburger Nachrichten, 1920, цитируется в Dada, стр. 440-1.
  16. ^ Дада, Дикерман, Национальная галерея искусств, Вашингтон, 2006, стр. 100.
  17. ^ «Биографии дадаистов, NGA, Вашингтон» . Нга.gov. Архивировано из оригинала 2 апреля 2013 года . Проверено 20 июля 2013 г.
  18. ^ Джонатан Джонс. «Дух нашего времени — механический руководитель, Рауль Хаусманн (1919)» . Проверено 21 декабря 2014 г.
  19. Дадаизм, Дикерман, Национальная художественная галерея Вашингтона, 2006, стр. 446.
  20. ^ «Цезарь Домела» . Kunstbus.nl. 31 декабря 1992 года . Проверено 20 июля 2013 г.
  21. ^ Коллажи, Ханна Хёх 1889-78, Институт иностранных культурных связей, 1985. стр. 54.
  22. ^ "Рауль Хаусманн - Биография и предложения - Купить и продать" . Kettererkunst.com . Проверено 20 июля 2013 г.
  23. ^ Г-н Флюксус, Уильямс и Ноэль, Темза и Гудзон, 1998, стр. 40.
  24. ^ Патрисия Рошар (1985). 100 лет искусства в Германии: 1885–1985: Ингельхайм-на-Рейне, 28 апреля – 30 июня 1985 г. Город. п. 34.
  25. ^ «Рауль Хаусманн» . Проверено 18 августа 2022 г.
  26. ^ Нибиш, Арндт (2013). «Эфирные машины: оптофонетические средства массовой информации Рауля Хаусмана» . Вибрационный модернизм . п. 162. дои : 10.1057/9781137027252_8 . ISBN  978-1-349-43952-2 .
  27. ^ Компьютер Дада
  28. ^ Berlinische Galerie - Берлинский музей современного искусства (ред.). «Страница художника Рауля Хаусмана в онлайн-коллекции» . sammlung-online.berlinischegalerie.de . Проверено 15 января 2023 г.
  29. ^ «ДАДА Берлин» . berlinischegalerie.de . Проверено 15 января 2023 г.
  30. ^ Jump up to: а б с Бурмейстер, Ральф; Горький, Филипп. «Рауль Хаусманн. В поисках помощи для документальной частичной недвижимости» (PDF) . Берлинская галерея (на немецком языке) . Проверено 15 января 2023 г.
  31. ^ «Онлайн-коллекция | Берлинская галерея | Ваш музей современного искусства в Берлине» . sammlung-online.berlinischegalerie.de . Проверено 15 января 2023 г.
  32. ^ «Библиотека ресурсов Рауля Хаусмана» . www.musee-rochechouart.com . Проверено 15 января 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Рауль Хаусманн: фотографии фотоаппарата, 1927–1957 / Андреас Хаус. Ширмер-Мозель, c1979.
  • Хаусманн, Рауль и Швиттерс, Курт; изд. Ясия Райхардт. ПИН , Gaberbocchus Press (1962); Анабас-Верлаг, Гиссен (1986).
  • Коллажи, Ханна Хёх 1889–1878 гг., Институт иностранных культурных связей, 1985 г.
  • Курт Швиттерс, Центр Жоржа Помпиду, 1994 год.
  • Дадаизм, Дикерман / Сабина Т. Крибель, Национальная художественная галерея Вашингтона, 2006 г.
  • Хаусманн в Artchive
  • Вырезать и вставить: история фотомонтажа

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бергиус, смех Ханны Дада. Берлинские дадаисты и их действия . Гиссен: Анабас-Верлаг, 1989. ISBN   978-3-8703-8141-7
  • Бергиус, Х. Сборка и метамеханика. Дада Берлин - Эстетика полярностей (с реконструкцией Первой Международной ярмарки дада и хронологии дадаизма) Берлин: Gebr. ISBN   978-3-786115-25-0
  • Бергиус, Х. Дада торжествует! Дада Берлин, 1917-1923 гг . Артистизм полярностей. Монтажи – Метамеханика – Проявления. Перевод Бриджит Пишон. Том. V. из десяти выпусков журнала «Кризис и искусство». История дадаизма, изд. Стивен Фостер, Нью-Хейвен, Коннектикут, Томсон/Гейл, 2003. ISBN   978-0-816173-55-6
  • Биро, М. Дада-киборг: видения нового человека в Веймарском Берлине . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2009. ISBN   0-8166-3620-6
  • Шмид, Андреас Арьергард авангарда. Рауль Хаусманн и Ричард Хюльзенбек как историографы дадаизма , в: Гетерономическая эстетика современности, под ред. Ирен Альберс, Маркуса Хана, Фредерика Понтена, Берлин/Бостон: Де Грюйтер, 2022, стр. 189–216.
[ редактировать ]
  • Переписка Рауля Хаусмана , Исследовательский институт Гетти. Инвентарный № 850994. В сборнике подробно описана жизнь Хаусмана в ссылке и ведется хроника его профессиональной деятельности с 1945 по 1971 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 710e065a020f96188c409572a3f594c5__1719893640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/c5/710e065a020f96188c409572a3f594c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raoul Hausmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)