Дадаглоб

Dadaglobe представлял собой антологию движения Дада , которую планировалось опубликовать в 1921 году, но от нее отказались по финансовым и другим причинам и так и не опубликовали. На 160 страницах с более чем сотней репродукций произведений искусства и более чем сотней текстов, написанных примерно пятьюдесятью художниками из десяти стран, Dadaglobe должен был задокументировать апогей дадаизма как художественного и литературного движения международного масштаба. Под редакцией одного из основателей Дадаизма Тристана Цары (1896-1963) в Париже, Dadaglobe не задумывался как краткий обзор движения с момента его основания в 1916 году, а скорее должен был стать моментальным снимком его расширенного воплощения в конце войны. Этот проект был не просто средством для существующих произведений, он функционировал как один из наиболее генеративных катализаторов Дадаизма для создания новых произведений. [1]
История
[ редактировать ]
В письме -заявке Dadaglobe , отправленном из Парижа в начале ноября 1920 года, содержалась просьба предоставить четыре типа визуальных материалов: фотографические портреты (которые можно манипулировать, но они должны «сохранять четкость»); оригинальные рисунки; фотографии произведений искусства; и дизайны книжных страниц, а также проза, поэзия и другие словесные «изобретения». В число участников входили Жан (Ганс) Арп , Марсель Дюшан , Макс Эрнст , Джордж Гросс , Джон Хартфилд , Ханна Хёх , Фрэнсис Пикабиа , Ман Рэй , Курт Швиттерс и Софи Тойбер, среди других (см. полный список участников ниже).

Некоторые из самых знаковых произведений дадаизма были созданы в ответ на письмо с приглашением от Dadaglobe : монтаж автопортретов Эрнста, широко известный как «Дадамакс» («Пуншный мяч, или Бессмертие Буонарроти»), и его «Китайский соловей» , [2] Тойубера Голова Дада , [3] и «Типичный вертикальный беспорядок Бааргельда как изображение дадаизма Бааргельда» — лишь несколько примеров. Эти работы были задуманы художниками, прежде всего, с целью их воспроизведения в репродукции. Dadaglobe должен был стать манифестом пересмотренного статуса репродукций произведений искусства.
Том рекламировался в журнале Дюшана и Ман Рэя « Нью-Йорк Дада» в 1921 году: «Заказ издательства «Ла Сирен», улица Паскье, 7, Париж, DADAGLOBE, работы дадаистов со всего мира […] Неисчислимое количество страницы репродукций и текста — гарантия успеха книги». [4] Когда Андре Бретон , впоследствии основатель сюрреализма , увидел предполагаемое содержание книги, он заметил: «Вскоре появится грандиозный альбом «Dadaglobe». […] После публикации этого тома будет невозможно оспаривать творчество Дада. художественная ценность». [5]
По масштабу, амбициям и даже названию парижский журнал Цары « Дадаглоб » был создан по образцу Ричарда Хюльзенбека берлинского « Дадако» , запланированного в прошлом году, но также заброшенного и так и не опубликованного. [6] Dadaglobe достигла продвинутой стадии планирования, прежде чем финансовые и межличностные препятствия остановили проект весной 1921 года.
Дадаглоб реконструированный
[ редактировать ]Многочисленные архивные следы дают представление о предполагаемом содержании Дадаглоба . Французский ученый Мишель Сануйе (1924–2015) заново открыл заброшенный проект и в 1966 году опубликовал подборку текстов, предназначенных для оригинальной антологии. [7] По случаю столетия Дадаизма в 2016 году американский ученый Адриан Судхальтер опубликовал «Реконструкцию Дадаглоба» — книгу, которая включает 160-страничную реконструкцию Дадаглоба в научном контексте, сопровождаемую предисловием Сануйе. [8] Публикация сопровождает одноименную выставку Судхальтера в Кунстхаусе Цюриха (5 февраля – 1 мая 2016 г.). [9] и Музей современного искусства, Нью-Йорк (12 июня – 18 сентября 2016 г.). [10]
Участники
[ редактировать ]Среди участников Dadaglobe были:
- Луи Арагон (1897–1982), Франция
- Жан Арп (1886-1966), Германия, Франция
- Йоханнес Баадер (1875–1955), Германия.
- Йоханнес Теодор Бааргельд (1892–1927), Германия
- Эджидио Бакки (1897-1963), Италия
- Эрвин Блюменфельд (1897–1969), Германия, Нидерланды, Франция, США.
- Константин Брынкузи (1876-1957), Румыния, Франция
- Андре Бретон (1896–1966), Франция
- Габриэль Бюффе-Пикабиа (1881–1985), Франция
- Маргарита Буфет
- Джино Кантарелли (1899–1950). Италия
- Серж Шаршун (1889-1975), Россия, Франция.
- Пол Ситроен (1896–1983), Германия, Нидерланды
- Жан Кокто (1889–1963), Франция
- Жан Кротти (1886-1951), Франция, США
- Поль Дерме (1886–1951), Бельгия, Франция
- Тео ван Дусбург (1883-1931) Нидерланды
- Марсель Дюшан (1887–1968), Франция
- Сюзанна Дюшан (1889–1963), Франция
- Жак Эдвардс
- Поль Элюар (1895–1952), Франция
- Макс Эрнст (1891-1976), Германия, США
- Юлиус Эвола (1898-1974), Италия
- Альдо Фиоцци
- Эльза фон Фрейтаг-Лорингховен (1874-1927), Германия, США
- Отто Грибель (1895–1972), Германия
- Джордж Гросс (1893-1959), Германия, Франция, США.
- Джоб Хаубрик
- Рауль Хаусманн (1886-1971), Германия
- Джон Хартфилд (1891-1968), Германия, СССР, Чехословакия, Великобритания.
- Ханна Хёх (1889–1978), Германия
- Рихард Хюльзенбек (1892–1974), Германия
- Марсель Янко (1895-1984), Румыния, Израиль
- Адон Лакруа (1887-1975), Бельгия, США
- Клеман Пансарс (1885-1922), Бельгия
- Бенжамен Пере (1899–1959), Франция
- Франсис Пикабиа (1879-1953), Франция
- Ман Рэй (1890-1976), Франция, США
- Жорж Рибемон-Дссезинь (1884–1974), Франция
- Жак Риго (1898-1929), Франция
- Курт Швиттерс (1887-1948), Германия
- Филипп Супо (1897–1990), Франция
- Джозеф Стелла (1877-1946), Италия, США
- Луиза Штраус (Армада Дульгедальцена) (1893-1944), Германия
- Софи Тойбер-Арп (1889–1943), Швейцария, Франция
- Гильермо де Торре (1900–1971), Испания, Франция, Аргентина.
- Тристан Цара (1896-1963), Румыния, Франция
- Альфред Вагтс (1892-1986), Германия, США
- Эдгар Варез (1883–1965), Франция, США.
- Мельхор Фишер (1895–1975), Германия
- Жареный червь
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Адриан Судхальтер, изд. Dadaglobe Reconstructed (Цюрих: Scheidegger and Spiess and Kunsthaus Zürich, 2016). ISBN 978-3-85881-775-4
- ^ Макс Эрнст, Китайский соловей , 1920, Музей изящных искусств, Гренобль, Франция.
- ^ Празднование 127-летия Софи Тойбер-Арп , МоМА
- ^ Марсель Дюшан и Ман Рэй, ред. Нью-Йорк Дада (единственный выпуск; апрель 1921 г.), np [2].
- ^ Цитируется по Адриану Судхальтеру, «Дадаглоб Макса Эрнста и Тристана Цары» в книге «Макс Эрнст: Ретроспектива» , Вернер Шпис и Джулия Дрост, ред. Эксх. кот.. (Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2013).стр. 86. ISBN 9783775734479
- ^ О взаимосвязи между двумя нереализованными томами см.: Ричард Шеппард, «Введение», в Цюрихе - Дадако - Дадаглоб: Переписка между Ричардом Хюльзенбеком, Тристаном Царой и Куртом Вольфом (1916–1924) (Tayport: Hutton Press 1982), стр. 5–8. ISBN 9780907033073
- ^ Мишель Сануйе, Le Dossier de Dadaglobe , в записных книжках Международной ассоциации по изучению дадаизма и сюрреализма , вып. 1 (1966), с. 111–143.
- ^ Адриан Судхальтер, изд. Dadaglobe Reconstructed (Цюрих: Scheidegger and Spiess и Kunsthaus Zürich, 2016). ISBN 978-3-85881-775-4
- ^ Реконструированный Дадаглоб. Кунстхаус Цюрих
- ^ Реконструированный Дадаглоб. Музей современного искусства
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Международный архив дадаизма - в Университете Айовы содержит ранние периодические издания дадаизма и включает онлайн-сканы публикаций.
- Дадарт - включает историю, библиографию, документы и новости.
- Нью-йоркский дадаизм (журнал), Марсель Дюшан и Ман Рэй, апрель 1921 г. Архивировано 19 мая 2022 г. в Wayback Machine , Библиотека Кандинского, Центр Помпиду (доступ онлайн).