Jump to content

Секция д'Ор

(Перенаправлено из Puteaux Group )
Жан Метцингер , 1911–1912, La Femme au Cheval (Женщина с лошадью) , холст, масло, 162 x 130 см, Государственный музей искусств, Национальная галерея Дании. 1913 года Опубликовано в книге Аполлинера «Художники-кубисты» ; выставлена ​​в Салоне Независимых в 1912 году. Провенанс: Жак Найраль, Нильс Бор.
Альбер Глейз , 1911, Ла Шасс (Охота) , холст, масло, 123,2 х 99 см. Опубликовано в журналах L'Intransigeant , 10 октября 1911 года, Les Peintres Cubistes 1913, Г. Аполлинер, и в Au Salon d'Automne, Revue d'Europe et d'Amérique , Париж, октябрь 1911 года. Выставлено на Салоне d'1911 года. Automne Automne, «Бубновый валет» , Москва, 1912 год, и «Галерея Боэти», Салон «Золотая секция» , Париж, 1912 год.

Секция d'Or («Золотое сечение»), также известная как Groupe de Puteaux или Puteaux Group , представляла собой коллектив художников , скульпторов, поэтов и критиков, связанных с кубизмом и орфизмом . Базируясь в пригороде Парижа, группа проводила регулярные встречи в доме братьев Дюшан в Пюто и в студии Альберта Глеза в Курбевуа . [1] Действуя примерно с 1911 по 1914 год, члены коллектива приобрели известность после своего скандального показа в Салоне Независимых весной 1911 года. Это показ Альберта Глейза , Жана Метценже , Робера Делоне , Анри ле Фоконье , Фернана Леже. и Мари Лорансен (по просьбе Аполлинера ) устроили скандал, который впервые привлек внимание широкой публики к кубизму.

Салон Золотой секции , [2] Состоявшаяся в октябре 1912 года крупнейшая и самая важная публичная выставка работ кубистов перед Первой мировой войной представила кубизм более широкой аудитории. После войны, при поддержке дилера Леонса Розенберга , кубизм вернулся на передовую парижскую художественную деятельность. Различные элементы Groupe de Puteaux проведут еще две крупномасштабные выставки «Золотая секция» в 1920 и 1925 годах с целью раскрыть весь процесс трансформации и обновления, который произошел с момента зарождения кубизма.

Группа, похоже, приняла название «Золотая секция» как дань уважения математической гармонии, связанной с Жоржем Сёра , и чтобы отличить себя от более узкого стиля кубизма, развивавшегося параллельно Пабло Пикассо и Жоржа Брака в Монмартр квартале . Парижа. Кроме того, название должно было подчеркнуть, что кубизм, а не изолированная форма искусства, представляет собой продолжение великой традиции; действительно, золотое сечение , или золотое сечение ( по-французски : section d'Or ), очаровывало западных интеллектуалов с различными интересами в течение по крайней мере 2400 лет. [3] [4]

Группа Пюто (ответвление la Société Normande de Peinture Moderne ) организовала свою первую выставку под названием Salon de lasection d'Or в галерее La Boétie в Париже в октябре 1912 года. Альбер Глейз и Жан Метцингер в рамках подготовки к Салону де ла Секция д'Ор опубликовал масштабную защиту кубизма, результатом которой стало первое теоретическое эссе о новом движении под названием Du «Cubisme» (опубликовано Эженом Фигьером в 1912 году, переведено на английский и русский языки в 1913 году). [5] [6] [7] [8]

После выставок в Салоне 1911 года группа, сформированная Ле Фоконье, Метцингером, Глейзом, Леже и Р. Делоне, расширилась и включила в себя еще несколько художников; Александр Архипенко , Жозеф Чаки , Роже де Ла Фресне , Хуан Грис и Жан Маршан , которые до Салона Независимых 1911 года были практически неизвестны публике, стали зачастить в Пюто и Курбевуа. Франтишек Купка несколько лет жил в Пюто в том же комплексе, что и Жак Вийон. [9] Франциска Пикабиа был представлен этому кружку, возможно, Гийомом Аполлинером (обычно в сопровождении Мари Лорансен ), с которым он недавно подружился. Самым важным был контакт, установленный с Метцингером и братьями Дюшан, которые выставлялись под именами Жак Вийон, Марсель Дюшан и Дюшан-Вийон. Вступительную речь произнес Аполлинер. Участие многих из этих художников в создании Les Artistes de Passy в октябре 1912 года было попыткой превратить парижский район Пасси в еще один арт-центр; еще один признак растущего внимания к общественной деятельности, кульминацией которой станет выставка «Золотая секция». [10]

Происхождение термина

[ редактировать ]
Марсель Дюшан , 1912, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», № 2 , холст, масло, 147 см × 89,2 см (57,9 × 35,1 дюйма), Художественный музей Филадельфии . Выставлен в Салоне де ла Секции д'Ор, 1912 г., Оружейная выставка, 1913 г., Нью-Йорк.

Идея «Золотой секции» возникла в ходе бесед между Глейзом, Метцингером и Жаком Вийоном. Название группы было предложено Вийоном после прочтения перевода Леонардо да Винчи » « Трактат о живописи Жозефина Пеладана в 1910 году . Пеладан придавал большое мистическое значение золотому сечению ( французский : nombre d'or ) и другим подобным геометрическим конфигурациям. Для Вийона это символизировало его веру в порядок и значение математических пропорций, поскольку они отражали закономерности и отношения, происходящие в природе. Жан Метцингер и братья Дюшан страстно интересовались математикой. Жан Метцингер, Хуан Грис и, возможно, Марсель Дюшан в это время были соратниками Мориса Принсе , [11] математик-любитель, которому приписывают введение глубоких и рациональных научных аргументов в кубистские дискуссии. [10] Название «Золотая секция» одновременно олицетворяло преемственность прошлых традиций и нынешних тенденций в смежных областях, оставляя открытым будущее развитие искусства. [12]

Историк искусства Дэниел Роббинс утверждал, что помимо ссылки на математическое золотое сечение , термин, связанный с Салонными кубистами, также относится к названию более ранней группы Bandeaux d'Or , с которой Альберт Глейз и другие бывшие члены Аббатства Кретей сотрудничали. был глубоко вовлечен. [13]

Салон Золотой секции, 1912 год.

[ редактировать ]
Спецвыпуск, посвященный выставке Золотой секции, первый год, № 1, 9 октября 1912 г.

Салон 1912 года «Золотая секция» был, пожалуй, самой важной выставкой кубистов перед Первой мировой войной. В прошлом году кубисты и большое количество их соратников выставлялись в Галерее современного искусства (улица Тронше, Париж) под эгидой Société Normande de Peinture Moderne . Эта выставка получила некоторое внимание в прессе ( «Авторите» и «Парижский журнал» ), хотя из-за разнообразия представленных работ ее называли экспозицией фовистов и кубистов . Однако Салон де ла Секция д'Ор был общепризнан как полностью кубистический по своей природе. Было представлено более 200 работ, а тот факт, что многие художники представили произведения своего развития с 1909 по 1912 год, придал выставке очарование кубистской ретроспективы. [10]

Альбер Глейз , 1912, Обмолот урожая (Le Dépiquage des Moissons) , холст, масло, 269 х 353 см, Национальный музей западного искусства , Токио

Хотя кубисты Зала 41 были удивлены весьма страстной реакцией, вызванной показом Салона Независимых 1911 года, они, похоже, стремились привлечь как можно больше внимания с помощью Салона Секции д'Ор . Инаугурация проходила с девяти до полуночи, единственным прецедентом которой было открытие Осеннего салона 1903 года . Приглашения были широко разосланы перед представлением, и многим гостям пришлось отказать в ночь премьеры (9 октября 1912 года). Лекции Аполлинера, Уркада и Рейналя рекламировались, а «Золотая секция к Вернисажу был опубликован обзор » ; при участии Гийома Аполлинера , Роже Алларда , Рене Блюма , Оливье Уркада , Макса Жакоба , Мориса Рейналя , Пьера Реверди , Андре Салмона , Андре Варно и других. [10] [12]

Тот факт, что выставка 1912 года была организована так, чтобы показать последовательные стадии, через которые прошел кубизм, и что по этому случаю была опубликована книга «Дюбизм» , указывает на намерение художников сделать свои работы понятными широкой аудитории (искусствоведы коллекционеры произведений искусства, арт-дилеры и широкая публика). Несомненно, благодаря большому успеху выставки кубизм получил признание как направление, жанр или стиль в искусстве с определенной общей философией или целью: новое авангардное движение. [10]

Избранные произведения; выставка 1912 года

[ редактировать ]

Золотое сечение

[ редактировать ]

Ведутся споры о том, в какой степени работы, выставленные на Салоне Золотой секции 1912 года, использовали золотое сечение или нет. ли в своих композициях картины, представленные на знаменитой выставке «Золотое сечение», само золотое сечение. Несмотря на общий интерес к математической гармонии, трудно определить, использовало [14] [15] Анализ Кристофера Грина предполагает, что Хуан Грис использовал золотое сечение при составлении произведений, которые, вероятно, были показаны на выставке. [16] [17]

Историк искусства Дэвид Коттингтон пишет:

Следует помнить, что «Кубизм» , написанный, вероятно, во время создания этих картин, несколько неясно указывал на неевклидовы концепции и теоремы Римана; как показала Линда Хендерсон, эти ссылки выдают не осознанное понимание современной математики, а шаткое понимание некоторых ее принципов, взятых (фактически являющихся плагиатом) из книги Анри Пуанкаре « Наука и гипотеза». Сами авторы имели мало четкого представления о том, как такая математика связана с их искусством, за исключением смутной синекдохи для «современной науки». [17]

Кэмфилд пишет, что использование золотого сечения в «Золотой секции» носит весьма предварительный характер:

Кроме того, некоторые из этих картин были основаны на простых геометрических композициях. Тем не менее, ни один художник не проявил серьезной приверженности геометрическим пропорциям, за исключением Хуана Гриса. [...] Хотя все художники Пюто интересовались математикой (Марсель Дюшан, интервью с автором, 4 апреля 1961 г.), ни Марсель Дюшан, ни Жак Вийон, предложившие название «Золотая секция», предложили название «Золотая секция». [18] считает, что в их картинах действительно использовалось золотое сечение. А в «Кубизме» Глейз и Метцингер наказывают тех художников, которые для уверенности полагаются на математику. [15]

Кэмфилд говорит, что ни одну из картин, которые он анализирует, «нельзя однозначно идентифицировать с картинами «Золотой секции»», только «стилистические свидетельства» относят их к этому периоду, и они «почти наверняка были бы показаны» там. [15]

По названиям, датам и предыдущим выставкам, перечисленным в каталоге Салона де ла Секция д'Ор 1912 года , с тех пор были идентифицированы многие картины, например, Les Baigneuses («Купальщицы») и Le goûter («Время чая») , La Femme au Cheval ( Женщина с лошадью) и многие другие работы Глейзеса, Метцингера и других. Основное исключение составляют работы Хуана Гриса, поскольку в каталоге его произведения не указаны. Однако теперь из опубликованной переписки между художником и дилером Леонсом Розенбергом известно , что было показано 13 картин Гриса, большинство из которых идентифицированы по названиям, датам и размерам. [16]

Альбер Глейз выставил Les Baigneuses («Купальщицы») в Салоне Золотой секции 1912 года (каталог № 40). Пропорции полотна в точности соответствуют золотому прямоугольнику (соотношение 1 к 1,618±0,01). Эта работа имеет редкий размер 105 х 171 см. Глейз, как и большинство художников того времени, обычно использовал шасси (подрамники) стандартного формата, которые не представляли собой золотые прямоугольники. [19]

В «Кубизме» утверждалось, что кубизм сам по себе не был основан на какой-либо геометрической теории, но что неевклидова геометрия лучше, чем классическая или евклидова геометрия, соответствовала тому, что делали кубисты: «Если бы мы хотели связать пространство художников [кубистов] к геометрии, нам придется отослать это к неевклидовым математикам, нам придется изучить, в некоторой степени, некоторые теоремы Римана». [6]

Композиции Хуана Гриса 1912 года, по словам искусствоведа Кристофера Грина , часто были «модульными и регулярными... легко соответствовали требованиям Золотого сечения в композиции летних картин, таких как «Человек в кафе» и «Дозор » . «Синтетическое и аналитическое были заметно слиты. В картинах Золотого Сечения... он проложил сетки, подобные системам линий разлома между вещами, линий фаута, по обе стороны от которых переключаются точки зрения. [16]

Посвящение Сёра

[ редактировать ]
Марсель Дюшан , «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», No. 2 ; Тобин , Пелотарис ; Пьер Дюмон , Руанский собор ; Франциск Пикабиа , Музыка в процессии , Анри Валенси [ фр. ] , Москва la Sainte ; Хуан Грис , Мужчина в кафе . Кубизм на выставке Золотого сечения , Эксельсиор, 18 октября 1912 года.
Выставка «Золотая секция», 1925, Галерея Vavin-Raspail, Париж. Альбера Глеза « Портрет Эжена Фигьера» , «Ла Шасс» («Охота») и «Беньезы» («Купальщицы») Ближе к центру видны . Работы Робера Делоне и Андре Лота видны слева и справа соответственно среди работ других авторов.

, Группа «Золотая секция» основанная некоторыми из самых выдающихся кубистов, по сути, была данью уважения Жоржу Сёра . В работах Сёра — о кафе, кабаре и концертах, которые любили авангардисты — кубисты заново открыли лежащую в их основе математическую гармонию: ту, которую можно было легко трансформировать в подвижные, динамические конфигурации. [20] В то время как Сезанн оказал влияние на развитие кубизма между 1908 и 1911 годами, во время его наиболее экспрессионистской фазы, работы Сёра привлекли внимание кубистов и футуристов в период с 1911 по 1914 год, когда создавались более плоские геометрические структуры. По мнению Аполлинера, кубисты находили привлекательным то, как Сёра утверждал абсолютную «научную ясность концепции». Кубисты наблюдали в его математических гармониях, геометрическом структурировании движения и формы, примат идеи над природой (что символисты признавали ). По их мнению, Сёра «сделал фундаментальный шаг к кубизму, вернув интеллект и порядок в искусстве после того, как импрессионизм их отрицал» (Роберт Герберт, 1968). [20]

Золотое сечение не регулирует Жоржа Сёра геометрическую структуру « Парада цирка» . Современный консенсус заключается в том, что Сёра никогда не использовал «божественную пропорцию». Парад разделен по горизонтали на четверти и по вертикали на шестые. Соотношение 4:6 соответствует размерам холста (в полтора раза шире его вертикального размера). Соотношение картина/подрамник Сёра соответствовало соотношению 1 к 1,502, ± 0,002 (в отличие от золотого сечения 1 к 1,618). Композиционные оси картины соответствуют основным математическим делениям (простым пропорциям, которые кажутся приближенными к золотому сечению). [21]

Золотая секция, 1920, 1925 гг.

[ редактировать ]
Тео ван Дусбург . Эскиз плаката выставки «Золотая секция» , около 1920 г. Бумага, тушь, 65 × 62,5 см, Коллекция Института, Нидерланды.

После Первой мировой войны, при поддержке дилера Леонса Розенберга , кубизм снова стал центральной проблемой для художников. В Салонах, где доминировал возврат к классицизму, Альбер Глейз попытался реанимировать дух Золотой секции в 1920 году, но был встречен с большими трудностями, несмотря на поддержку Фернана Леже , Александра Архипенко , Жоржа Брака , Константина Бранкузи , Анри Лорана , Жак Вийон , Раймон Дюшан-Вийон , Луи Маркусси и Леопольд Сюрваж . [22] [23] Организационные усилия Глейзеса были направлены на восстановление общеевропейского движения кубизма и абстрактного искусства в форме большой передвижной выставки; Экспозиция Золотой секции .

Идея заключалась в том, чтобы собрать сборник работ, раскрывающий весь происходивший процесс трансформации и обновления. [24] Это был не тот успех, на который он надеялся. Кубизм считался устаревшим для начинающих художников и других признанных художников, таких как Марсель Дюшан и Пикабиа, хотя Глейз, напротив, считал, что исследована только его предварительная фаза. [25]

В дополнение к работам кубистов (которые уже представляли самые разные стили), второе издание «Золотой секции», состоявшееся в Галерее Ла Боэти с 5 марта 1920 года, включало Де Стиль , Баухаус , Конструктивизм и Футуризм . [26] Именно возрождение «Золотой секции» гарантировало, что кубизм в целом станет . предпочтительной целью дадаизма [27] Новая полемика привела к публикации « Кубизма и средств его понимания» Альберта Глейза, за которой в 1922 году последовала «Живопись и ее законы» . [28] [29]

Известные участники

[ редактировать ]

Соавторы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Салон Золотой секции, октябрь 1912 г., Центр посредничества Помпиду.
  2. Каталог экспонатов Салона «Золотая секция», 1912. Документы Уолтера Паха, Архив американского искусства, Смитсоновский институт.
  3. ^ Юные художники, не корите себя! , «Золотая секция»: специальный выпуск, посвященный выставке «Золотой секции», первый год, № 1, 9 октября 1912 г., стр. 1-2.
  4. ^ Юные художники, не корите себя! , «Золотая секция»: специальный выпуск, посвященный выставке «Золотой секции», первый год, № 1, 9 октября 1912 г., стр. 1–7. Архивировано 30 октября 2020 г. в Wayback Machine , Библиотека Кандинского.
  5. ^ Альберт Глез, Жан Метцингер, Du «Cubisme», Эжен Фигьер Editeurs, Коллекция «Tous les Arts», Париж, 1912 (новое издание опубликовано в 1947 году).
  6. ^ Jump up to: а б Из Du Cubisme , Париж, 1912, стр. 9–11, 13–14, 17–21, 25–32. На английском языке в книге Роберта Л. Герберта, Современные художники в искусстве , Энглвуд Клиффс, 1964, PDF. Архивировано 2 июня 2013 г. в Wayback Machine Art Humanities. Чтение первичных источников 46.
  7. ^ Тейт, Раймон Дюшан-Вийон, получено 12 февраля 2010 г.
  8. ^ Марк Антлифф и Патрисия Лейтен: читатель кубизма, документы и критика, 1906-1914 , University of Chicago Press, 2008
  9. Питер Брук, Альберт Глейз, Хронология его жизни, 1881–1953. Архивировано 22 мая 2013 г. в Wayback Machine , английская версия текста, впервые появившегося в C. Briend et al: Le Cubisme en majesté, Albert Gleizes , выставка. каталог, Музей Пикассо, Барселона; Музей изящных искусств, Лион, 2001 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и История и хронология кубизма, с. 5
  11. ^ Питер Брук, частное сообщение
  12. ^ Jump up to: а б «Золотая секция», специальный выпуск, 9 октября 1912 г.
  13. ^ Роджер Аллард, Sur quelques peintre , Les Marches du Sud-Ouest, июнь 1911 г., стр. 57-64. В книге Марка Антлиффа и Патрисии Лейтен, «Читатель кубизма», «Документы и критика», 1906–1914 гг ., The University of Chicago Press, 2008, стр. 178–191, 330.
  14. ^ Ливио, Марио (2003) [2002]. Золотое сечение: история Фи, самого удивительного числа в мире (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Broadway Books . ISBN  978-0-7679-0816-0 .
  15. ^ Jump up to: а б с Уильям А. Кэмфилд, Хуан Грис и Золотое сечение , Art Bulletin, 47, вып. 1 марта 1965 г., 128–34. 68
  16. ^ Jump up to: а б с Кристофер Грин, Хуан Грис , Художественная галерея Уайтчепел, Лондон, 18 сентября — 29 ноября 1992 г.; Государственная галерея Штутгарта , 18 декабря 1992 г. - 14 февраля 1993 г.; Рейксмузеум Креллер-Мюллер, Оттерло, 6 марта - 2 мая 1993 г., издательство Йельского университета, 1992, стр. 37-38, ISBN   0300053746
  17. ^ Jump up to: а б Дэвид Коттингтон, Кубизм и его истории, Критические перспективы Института Барбера в серии по истории искусства, Критические перспективы в истории искусства , Manchester University Press, 2004, стр. 112, 142, ISBN   0719050049
  18. ^ Дора Валье, Жак Вийон, Париж, 1957, стр. 60-62
  19. ^ Список носилок стандартного формата во Франции , Французская Arc.Ask3.Ru
  20. ^ Jump up to: а б Роберт Герберт, неоимпрессионизм, Нью-Йорк: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, 1968.
  21. ^ Роберт Л. Герберт, Жорж Сёра, 1859–1891 , Метрополитен-музей, 1991 , стр. 340–345, archive.org (полный текст онлайн)
  22. ^ Дэниел Роббинс, 1964, Альберт Глейз 1881–1953, Ретроспективная выставка , опубликованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж, Музеем в Оствале, Дортмунд.
  23. ^ Золотая секция (Золотое сечение), 1920 г.
  24. ^ Альберт Глейзес, Эпос, От неподвижной формы к мобильной форме , в Питере Бруке, Тексты Глейзеса
  25. ^ Дэниел Роббинс, Музей современного искусства, Нью-Йорк, МоМА, Альберт Глейз, Grove Art Online, 2009 Oxford University Press
  26. ^ Золотое сечение, Kubisme.info
  27. ^ Кристофер Грин, 1987, Кубизм и его враги: современные движения и реакция во французском искусстве, 1916-1928. Издательство Йельского университета
  28. ^ Джино Северини, От кубизма к классицизму . Альберт Глейзес, «Живопись и ее законы» , перевод, введение и примечания Питера Брука, опубликованные Фрэнсисом Бутлом, Лондон, 2001 г., ISBN   978 1 903427 05 7
  29. Fondation Gleizes, Chronologie (на французском языке). Архивировано 12 ноября 2008 г. в Wayback Machine.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Золотое сечение, 1912–1920–1925 , Сесиль Дебре, Франсуаза Любер, Музеи Шатору, Музей Фабра, каталог выставки, Éditions Cercle d'art, Париж, 2000.
  • Альфред Х. Барр-младший, Кубизм и абстрактное искусство, Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1936.
  • Джон Кауман (2001). Наследование кубизма: влияние кубизма на американское искусство, 1909-1936 гг . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. ISBN  978-0-9705723-4-9 .
  • Купер, Дуглас (1970). Кубистическая эпоха . Лондон: Phaidon совместно с Художественным музеем округа Лос-Анджелес и Художественным музеем Метрополитен. ISBN  978-0-87587-041-0 .
  • Джон Голдинг, Кубизм: история и анализ, 1907–1914, Нью-Йорк: Виттенборн, 1959.
  • Ричардсон, Джон . Жизнь Пикассо, бунтаря-кубиста 1907-1916. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф , 1991. ISBN   978-0-307-26665-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47631e6b9542ef1e3a20627fccd2b86e__1721635680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/6e/47631e6b9542ef1e3a20627fccd2b86e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Section d'Or - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)