Секция д'Ор
Секция d'Or («Золотое сечение»), также известная как Groupe de Puteaux или Puteaux Group , представляла собой коллектив художников , скульпторов, поэтов и критиков, связанных с кубизмом и орфизмом . Базируясь в пригороде Парижа, группа проводила регулярные встречи в доме братьев Дюшан в Пюто и в студии Альберта Глеза в Курбевуа . [1] Действуя примерно с 1911 по 1914 год, члены коллектива приобрели известность после своего скандального показа в Салоне Независимых весной 1911 года. Это показ Альберта Глейза , Жана Метценже , Робера Делоне , Анри ле Фоконье , Фернана Леже. и Мари Лорансен (по просьбе Аполлинера ) устроили скандал, который впервые привлек внимание широкой публики к кубизму.
Салон Золотой секции , [2] Состоявшаяся в октябре 1912 года крупнейшая и самая важная публичная выставка работ кубистов перед Первой мировой войной представила кубизм более широкой аудитории. После войны, при поддержке дилера Леонса Розенберга , кубизм вернулся на передовую парижскую художественную деятельность. Различные элементы Groupe de Puteaux проведут еще две крупномасштабные выставки «Золотая секция» в 1920 и 1925 годах с целью раскрыть весь процесс трансформации и обновления, который произошел с момента зарождения кубизма.
Группа, похоже, приняла название «Золотая секция» как дань уважения математической гармонии, связанной с Жоржем Сёра , и чтобы отличить себя от более узкого стиля кубизма, развивавшегося параллельно Пабло Пикассо и Жоржа Брака в Монмартр квартале . Парижа. Кроме того, название должно было подчеркнуть, что кубизм, а не изолированная форма искусства, представляет собой продолжение великой традиции; действительно, золотое сечение , или золотое сечение ( по-французски : section d'Or ), очаровывало западных интеллектуалов с различными интересами в течение по крайней мере 2400 лет. [3] [4]
История
[ редактировать ]Группа Пюто (ответвление la Société Normande de Peinture Moderne ) организовала свою первую выставку под названием Salon de lasection d'Or в галерее La Boétie в Париже в октябре 1912 года. Альбер Глейз и Жан Метцингер в рамках подготовки к Салону де ла Секция д'Ор опубликовал масштабную защиту кубизма, результатом которой стало первое теоретическое эссе о новом движении под названием Du «Cubisme» (опубликовано Эженом Фигьером в 1912 году, переведено на английский и русский языки в 1913 году). [5] [6] [7] [8]
После выставок в Салоне 1911 года группа, сформированная Ле Фоконье, Метцингером, Глейзом, Леже и Р. Делоне, расширилась и включила в себя еще несколько художников; Александр Архипенко , Жозеф Чаки , Роже де Ла Фресне , Хуан Грис и Жан Маршан , которые до Салона Независимых 1911 года были практически неизвестны публике, стали зачастить в Пюто и Курбевуа. Франтишек Купка несколько лет жил в Пюто в том же комплексе, что и Жак Вийон. [9] Франциска Пикабиа был представлен этому кружку, возможно, Гийомом Аполлинером (обычно в сопровождении Мари Лорансен ), с которым он недавно подружился. Самым важным был контакт, установленный с Метцингером и братьями Дюшан, которые выставлялись под именами Жак Вийон, Марсель Дюшан и Дюшан-Вийон. Вступительную речь произнес Аполлинер. Участие многих из этих художников в создании Les Artistes de Passy в октябре 1912 года было попыткой превратить парижский район Пасси в еще один арт-центр; еще один признак растущего внимания к общественной деятельности, кульминацией которой станет выставка «Золотая секция». [10]
Происхождение термина
[ редактировать ]Идея «Золотой секции» возникла в ходе бесед между Глейзом, Метцингером и Жаком Вийоном. Название группы было предложено Вийоном после прочтения перевода Леонардо да Винчи » « Трактат о живописи Жозефина Пеладана в 1910 году . Пеладан придавал большое мистическое значение золотому сечению ( французский : nombre d'or ) и другим подобным геометрическим конфигурациям. Для Вийона это символизировало его веру в порядок и значение математических пропорций, поскольку они отражали закономерности и отношения, происходящие в природе. Жан Метцингер и братья Дюшан страстно интересовались математикой. Жан Метцингер, Хуан Грис и, возможно, Марсель Дюшан в это время были соратниками Мориса Принсе , [11] математик-любитель, которому приписывают введение глубоких и рациональных научных аргументов в кубистские дискуссии. [10] Название «Золотая секция» одновременно олицетворяло преемственность прошлых традиций и нынешних тенденций в смежных областях, оставляя открытым будущее развитие искусства. [12]
Историк искусства Дэниел Роббинс утверждал, что помимо ссылки на математическое золотое сечение , термин, связанный с Салонными кубистами, также относится к названию более ранней группы Bandeaux d'Or , с которой Альберт Глейз и другие бывшие члены Аббатства Кретей сотрудничали. был глубоко вовлечен. [13]
Салон Золотой секции, 1912 год.
[ редактировать ]Салон 1912 года «Золотая секция» был, пожалуй, самой важной выставкой кубистов перед Первой мировой войной. В прошлом году кубисты и большое количество их соратников выставлялись в Галерее современного искусства (улица Тронше, Париж) под эгидой Société Normande de Peinture Moderne . Эта выставка получила некоторое внимание в прессе ( «Авторите» и «Парижский журнал» ), хотя из-за разнообразия представленных работ ее называли экспозицией фовистов и кубистов . Однако Салон де ла Секция д'Ор был общепризнан как полностью кубистический по своей природе. Было представлено более 200 работ, а тот факт, что многие художники представили произведения своего развития с 1909 по 1912 год, придал выставке очарование кубистской ретроспективы. [10]
Хотя кубисты Зала 41 были удивлены весьма страстной реакцией, вызванной показом Салона Независимых 1911 года, они, похоже, стремились привлечь как можно больше внимания с помощью Салона Секции д'Ор . Инаугурация проходила с девяти до полуночи, единственным прецедентом которой было открытие Осеннего салона 1903 года . Приглашения были широко разосланы перед представлением, и многим гостям пришлось отказать в ночь премьеры (9 октября 1912 года). Лекции Аполлинера, Уркада и Рейналя рекламировались, а «Золотая секция к Вернисажу был опубликован обзор » ; при участии Гийома Аполлинера , Роже Алларда , Рене Блюма , Оливье Уркада , Макса Жакоба , Мориса Рейналя , Пьера Реверди , Андре Салмона , Андре Варно и других. [10] [12]
Тот факт, что выставка 1912 года была организована так, чтобы показать последовательные стадии, через которые прошел кубизм, и что по этому случаю была опубликована книга «Дюбизм» , указывает на намерение художников сделать свои работы понятными широкой аудитории (искусствоведы коллекционеры произведений искусства, арт-дилеры и широкая публика). Несомненно, благодаря большому успеху выставки кубизм получил признание как направление, жанр или стиль в искусстве с определенной общей философией или целью: новое авангардное движение. [10]
Избранные произведения; выставка 1912 года
[ редактировать ]- Хуан Грис , 1912, «Мужчина в кафе» , холст, масло, 127,6 х 88,3 см, Художественный музей Филадельфии . Выставлен в Салоне Золотой секции 1912 года.
- Альбер Глейз , 1910, L'Arbre (Дерево) , холст, масло, 92 х 73,2 см, частное собрание
- Альберт Глейз , 1910, La Femme aux Phlox (Женщина с флоксами) , холст, масло, 81 x 100 см, Музей изящных искусств, Хьюстон
- Марсель Дюшан , 1910, Joueur d'échecs ( Игра в шахматы ), холст, масло, 114 x 146,5 см, Художественный музей Филадельфии
- Жан Метцингер , 1910–11, Deux Nus (Две обнаженные, две женщины, Nus dans un paysage) , холст, масло, 92 х 66 см, Художественный музей Гетеборга , Швеция
- Альбер Глейз , 1911, Портрет Жака Найраля , холст, масло, 161,9 х 114 см, Галерея Тейт Модерн, Лондон
- Альбер Глез , 1911, Ле Шемен, Пейзаж в Медоне, Пейзаж с характером , холст, масло, 146,4 х 114,4 см
- Альбер Глейз , 1912, Парижские мосты (Пасси), Мосты Парижа (Пасси) , холст, масло, 60,5 х 73,2 см, Музей современного искусства ( мумок ), Вена
- Марсель Дюшан , 1912, Le Roi et la Reine entourés de Nus vites ( Король и королева в окружении стремительных обнаженных ), холст, масло, 114,6 x 128,9 см, Художественный музей Филадельфии
- Пьер Дюмон , около 1912, Катедраль де Руан (Руанский собор) , холст, масло, 192,4 х 138,7 см, Художественный музей Милуоки
- Тобин , 1912, Пелотарис , холст, масло, 147,5 х 115,5 см.
- Фрэнсис Пикабиа , 1912, Шествие, Севилья , холст, масло, 121,9 х 121,9 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия.
- Фрэнсис Пикабиа, 1912, «Танец весной» ( Danse à la source ), холст, масло, 120,5 х 120,6 см, Художественный музей Филадельфии.
- Жак Вийон , 1912, Девушка за фортепиано (Fillette au Piano) , холст, масло, 129,2 х 96,4 см (51 х 37,8 дюйма), овал, Музей современного искусства , Нью-Йорк
Золотое сечение
[ редактировать ]Ведутся споры о том, в какой степени работы, выставленные на Салоне Золотой секции 1912 года, использовали золотое сечение или нет. ли в своих композициях картины, представленные на знаменитой выставке «Золотое сечение», само золотое сечение. Несмотря на общий интерес к математической гармонии, трудно определить, использовало [14] [15] Анализ Кристофера Грина предполагает, что Хуан Грис использовал золотое сечение при составлении произведений, которые, вероятно, были показаны на выставке. [16] [17]
Историк искусства Дэвид Коттингтон пишет:
Следует помнить, что «Кубизм» , написанный, вероятно, во время создания этих картин, несколько неясно указывал на неевклидовы концепции и теоремы Римана; как показала Линда Хендерсон, эти ссылки выдают не осознанное понимание современной математики, а шаткое понимание некоторых ее принципов, взятых (фактически являющихся плагиатом) из книги Анри Пуанкаре « Наука и гипотеза». Сами авторы имели мало четкого представления о том, как такая математика связана с их искусством, за исключением смутной синекдохи для «современной науки». [17]
Кэмфилд пишет, что использование золотого сечения в «Золотой секции» носит весьма предварительный характер:
Кроме того, некоторые из этих картин были основаны на простых геометрических композициях. Тем не менее, ни один художник не проявил серьезной приверженности геометрическим пропорциям, за исключением Хуана Гриса. [...] Хотя все художники Пюто интересовались математикой (Марсель Дюшан, интервью с автором, 4 апреля 1961 г.), ни Марсель Дюшан, ни Жак Вийон, предложившие название «Золотая секция», предложили название «Золотая секция». [18] считает, что в их картинах действительно использовалось золотое сечение. А в «Кубизме» Глейз и Метцингер наказывают тех художников, которые для уверенности полагаются на математику. [15]
Кэмфилд говорит, что ни одну из картин, которые он анализирует, «нельзя однозначно идентифицировать с картинами «Золотой секции»», только «стилистические свидетельства» относят их к этому периоду, и они «почти наверняка были бы показаны» там. [15]
По названиям, датам и предыдущим выставкам, перечисленным в каталоге Салона де ла Секция д'Ор 1912 года , с тех пор были идентифицированы многие картины, например, Les Baigneuses («Купальщицы») и Le goûter («Время чая») , La Femme au Cheval ( Женщина с лошадью) и многие другие работы Глейзеса, Метцингера и других. Основное исключение составляют работы Хуана Гриса, поскольку в каталоге его произведения не указаны. Однако теперь из опубликованной переписки между художником и дилером Леонсом Розенбергом известно , что было показано 13 картин Гриса, большинство из которых идентифицированы по названиям, датам и размерам. [16]
Альбер Глейз выставил Les Baigneuses («Купальщицы») в Салоне Золотой секции 1912 года (каталог № 40). Пропорции полотна в точности соответствуют золотому прямоугольнику (соотношение 1 к 1,618±0,01). Эта работа имеет редкий размер 105 х 171 см. Глейз, как и большинство художников того времени, обычно использовал шасси (подрамники) стандартного формата, которые не представляли собой золотые прямоугольники. [19]
В «Кубизме» утверждалось, что кубизм сам по себе не был основан на какой-либо геометрической теории, но что неевклидова геометрия лучше, чем классическая или евклидова геометрия, соответствовала тому, что делали кубисты: «Если бы мы хотели связать пространство художников [кубистов] к геометрии, нам придется отослать это к неевклидовым математикам, нам придется изучить, в некоторой степени, некоторые теоремы Римана». [6]
Композиции Хуана Гриса 1912 года, по словам искусствоведа Кристофера Грина , часто были «модульными и регулярными... легко соответствовали требованиям Золотого сечения в композиции летних картин, таких как «Человек в кафе» и «Дозор » . «Синтетическое и аналитическое были заметно слиты. В картинах Золотого Сечения... он проложил сетки, подобные системам линий разлома между вещами, линий фаута, по обе стороны от которых переключаются точки зрения. [16]
- Альбер Глез , 1912, Les Baigneuses (Купальщицы) , холст, масло, 105 x 171 см, Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris , золотой прямоугольник (живопись, 1 к 1,618 ± 0,07), сетка золотого сечения (золотой/ желтая сетка, so1–so4) и наложение сетки с соотношением сторон 4:6.
- Хуан Грис , 1912, Натюрморт с цветами , холст, масло, 112,1 х 70,2 см, Музей современного искусства , Нью-Йорк. Точно формат золотого прямоугольника с соотношением 1 к 1,618±0,01.
- Жорж Сёра , 1887–88, Цирковое представление (Parade de Cirque) , холст, масло, 99,7 × 140,9 см, Метрополитен-музей . Наложение золотой середины (золотой раздел, so1–so4) и сетка с соотношением сторон 4:6.
Посвящение Сёра
[ редактировать ], Группа «Золотая секция» основанная некоторыми из самых выдающихся кубистов, по сути, была данью уважения Жоржу Сёра . В работах Сёра — о кафе, кабаре и концертах, которые любили авангардисты — кубисты заново открыли лежащую в их основе математическую гармонию: ту, которую можно было легко трансформировать в подвижные, динамические конфигурации. [20] В то время как Сезанн оказал влияние на развитие кубизма между 1908 и 1911 годами, во время его наиболее экспрессионистской фазы, работы Сёра привлекли внимание кубистов и футуристов в период с 1911 по 1914 год, когда создавались более плоские геометрические структуры. По мнению Аполлинера, кубисты находили привлекательным то, как Сёра утверждал абсолютную «научную ясность концепции». Кубисты наблюдали в его математических гармониях, геометрическом структурировании движения и формы, примат идеи над природой (что символисты признавали ). По их мнению, Сёра «сделал фундаментальный шаг к кубизму, вернув интеллект и порядок в искусстве после того, как импрессионизм их отрицал» (Роберт Герберт, 1968). [20]
Золотое сечение не регулирует Жоржа Сёра геометрическую структуру « Парада цирка» . Современный консенсус заключается в том, что Сёра никогда не использовал «божественную пропорцию». Парад разделен по горизонтали на четверти и по вертикали на шестые. Соотношение 4:6 соответствует размерам холста (в полтора раза шире его вертикального размера). Соотношение картина/подрамник Сёра соответствовало соотношению 1 к 1,502, ± 0,002 (в отличие от золотого сечения 1 к 1,618). Композиционные оси картины соответствуют основным математическим делениям (простым пропорциям, которые кажутся приближенными к золотому сечению). [21]
Золотая секция, 1920, 1925 гг.
[ редактировать ]После Первой мировой войны, при поддержке дилера Леонса Розенберга , кубизм снова стал центральной проблемой для художников. В Салонах, где доминировал возврат к классицизму, Альбер Глейз попытался реанимировать дух Золотой секции в 1920 году, но был встречен с большими трудностями, несмотря на поддержку Фернана Леже , Александра Архипенко , Жоржа Брака , Константина Бранкузи , Анри Лорана , Жак Вийон , Раймон Дюшан-Вийон , Луи Маркусси и Леопольд Сюрваж . [22] [23] Организационные усилия Глейзеса были направлены на восстановление общеевропейского движения кубизма и абстрактного искусства в форме большой передвижной выставки; Экспозиция Золотой секции .
Идея заключалась в том, чтобы собрать сборник работ, раскрывающий весь происходивший процесс трансформации и обновления. [24] Это был не тот успех, на который он надеялся. Кубизм считался устаревшим для начинающих художников и других признанных художников, таких как Марсель Дюшан и Пикабиа, хотя Глейз, напротив, считал, что исследована только его предварительная фаза. [25]
В дополнение к работам кубистов (которые уже представляли самые разные стили), второе издание «Золотой секции», состоявшееся в Галерее Ла Боэти с 5 марта 1920 года, включало Де Стиль , Баухаус , Конструктивизм и Футуризм . [26] Именно возрождение «Золотой секции» гарантировало, что кубизм в целом станет . предпочтительной целью дадаизма [27] Новая полемика привела к публикации « Кубизма и средств его понимания» Альберта Глейза, за которой в 1922 году последовала «Живопись и ее законы» . [28] [29]
Известные участники
[ редактировать ]- Элен Эттинген (Франсуа Анжибо), 1887–1950, француженка
- Александр Архипенко , 1887–1964, русско-украинский.
- Константин Брынкушь , 1876–1957, румын.
- Джозеф Чаки (1888–1971), венгр, натурализованный француз.
- Александра Экстер , 1882–1949, русско-французская.
- Робер Делоне (1885–1941), француз.
- Марта Донас (1885–1967), бельгийка.
- Марсель Дюшан (1887–1968), француз.
- Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918), француз.
- Пьер Дюмон (1884–1936), француз.
- Александра Экстер , 1882-1949, русско-французская
- Генрих Сокольничий (1881–1946), француз.
- Роже де Ла Френе (1885–1925), француз.
- Альберт Глейз (1881–1953), француз.
- Natalia Goncharova , 1881–1962, Russian
- Хуан Грис (1887–1927), испанец.
- Франтишек Купка (1871–1957), чех.
- Жан Ламбер-Руки (1888–1967), поляк.
- Мари Лорансен (1883–1956), француженка.
- Фернан Леже (1881–1955), француз.
- Андре Лот (1885–1962), француз.
- Жан Маршан (1883–1940), француз.
- Луи Маркусси (1878–1941), поляк.
- Андре Маре (1885–1932), француз.
- Жан Метцингер (1883–1956), француз.
- Фрэнсис Пикабиа (1879–1953), француз/испанский.
- Ирен Рено (Рена Хассенберг), 1884–1953, француженка, полька.
- Жорж Рибемон-Дссезинь , 1884–1974, француз.
- Жанна Риж-Руссо (1870–1956), француженка.
- Андре Дюнуайе де Сегонзак (1884–1974), француз.
- Эжен Тирвер , 1881–1948, француз.
- Тобин (1880–1938), француз.
- Генри Валенси , 1883–1960, француз.
- Жак Вийон (1875–1963), француз.
Соавторы
[ редактировать ]- Гийом Аполлинер (1880–1918), француз, итальянец, поляк.
- Роджер Аллард , 1885–1961, француз.
- Габриэль Бюффе-Пикабиа (1881–1985), француженка
- Рене Блюм (балет) , 1878–1942, француз.
- Адольф Баслер (1878–1949), француз.
- Марк Бразилия, француз
- Макс Гот (Максимилиан Готье), 1893–1977, француз.
- Оливье Уркад, француз
- Макс Жакоб (1876–1944), француз.
- Пьер Мюллер (1884–1914), француз.
- Жак Найраль (Жозеф Уо), ? 1914, французский
- Морис Принс (1875–1973), француз.
- Морис Рейналь (1884–1954), француз.
- Поль-Наполеон Рунар (1856–1930), француз.
- Пьер Реверди (1889–1960), француз.
- Андре Сальмон (1881–1969), француз.
- Поль Виллес , 1881–1977 гг.
- Андре Варно (1885–1960), француз.
- Фрэнсис Ярд , 1876–1947, француз.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Салон Золотой секции, октябрь 1912 г., Центр посредничества Помпиду.
- ↑ Каталог экспонатов Салона «Золотая секция», 1912. Документы Уолтера Паха, Архив американского искусства, Смитсоновский институт.
- ^ Юные художники, не корите себя! , «Золотая секция»: специальный выпуск, посвященный выставке «Золотой секции», первый год, № 1, 9 октября 1912 г., стр. 1-2.
- ^ Юные художники, не корите себя! , «Золотая секция»: специальный выпуск, посвященный выставке «Золотой секции», первый год, № 1, 9 октября 1912 г., стр. 1–7. Архивировано 30 октября 2020 г. в Wayback Machine , Библиотека Кандинского.
- ^ Альберт Глез, Жан Метцингер, Du «Cubisme», Эжен Фигьер Editeurs, Коллекция «Tous les Arts», Париж, 1912 (новое издание опубликовано в 1947 году).
- ^ Jump up to: а б Из Du Cubisme , Париж, 1912, стр. 9–11, 13–14, 17–21, 25–32. На английском языке в книге Роберта Л. Герберта, Современные художники в искусстве , Энглвуд Клиффс, 1964, PDF. Архивировано 2 июня 2013 г. в Wayback Machine Art Humanities. Чтение первичных источников 46.
- ^ Тейт, Раймон Дюшан-Вийон, получено 12 февраля 2010 г.
- ^ Марк Антлифф и Патрисия Лейтен: читатель кубизма, документы и критика, 1906-1914 , University of Chicago Press, 2008
- ↑ Питер Брук, Альберт Глейз, Хронология его жизни, 1881–1953. Архивировано 22 мая 2013 г. в Wayback Machine , английская версия текста, впервые появившегося в C. Briend et al: Le Cubisme en majesté, Albert Gleizes , выставка. каталог, Музей Пикассо, Барселона; Музей изящных искусств, Лион, 2001 г.
- ^ Jump up to: а б с д и История и хронология кубизма, с. 5
- ^ Питер Брук, частное сообщение
- ^ Jump up to: а б «Золотая секция», специальный выпуск, 9 октября 1912 г.
- ^ Роджер Аллард, Sur quelques peintre , Les Marches du Sud-Ouest, июнь 1911 г., стр. 57-64. В книге Марка Антлиффа и Патрисии Лейтен, «Читатель кубизма», «Документы и критика», 1906–1914 гг ., The University of Chicago Press, 2008, стр. 178–191, 330.
- ^ Ливио, Марио (2003) [2002]. Золотое сечение: история Фи, самого удивительного числа в мире (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Broadway Books . ISBN 978-0-7679-0816-0 .
- ^ Jump up to: а б с Уильям А. Кэмфилд, Хуан Грис и Золотое сечение , Art Bulletin, 47, вып. 1 марта 1965 г., 128–34. 68
- ^ Jump up to: а б с Кристофер Грин, Хуан Грис , Художественная галерея Уайтчепел, Лондон, 18 сентября — 29 ноября 1992 г.; Государственная галерея Штутгарта , 18 декабря 1992 г. - 14 февраля 1993 г.; Рейксмузеум Креллер-Мюллер, Оттерло, 6 марта - 2 мая 1993 г., издательство Йельского университета, 1992, стр. 37-38, ISBN 0300053746
- ^ Jump up to: а б Дэвид Коттингтон, Кубизм и его истории, Критические перспективы Института Барбера в серии по истории искусства, Критические перспективы в истории искусства , Manchester University Press, 2004, стр. 112, 142, ISBN 0719050049
- ^ Дора Валье, Жак Вийон, Париж, 1957, стр. 60-62
- ^ Список носилок стандартного формата во Франции , Французская Arc.Ask3.Ru
- ^ Jump up to: а б Роберт Герберт, неоимпрессионизм, Нью-Йорк: Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, 1968.
- ^ Роберт Л. Герберт, Жорж Сёра, 1859–1891 , Метрополитен-музей, 1991 , стр. 340–345, archive.org (полный текст онлайн)
- ^ Дэниел Роббинс, 1964, Альберт Глейз 1881–1953, Ретроспективная выставка , опубликованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж, Музеем в Оствале, Дортмунд.
- ^ Золотая секция (Золотое сечение), 1920 г.
- ^ Альберт Глейзес, Эпос, От неподвижной формы к мобильной форме , в Питере Бруке, Тексты Глейзеса
- ^ Дэниел Роббинс, Музей современного искусства, Нью-Йорк, МоМА, Альберт Глейз, Grove Art Online, 2009 Oxford University Press
- ^ Золотое сечение, Kubisme.info
- ^ Кристофер Грин, 1987, Кубизм и его враги: современные движения и реакция во французском искусстве, 1916-1928. Издательство Йельского университета
- ^ Джино Северини, От кубизма к классицизму . Альберт Глейзес, «Живопись и ее законы» , перевод, введение и примечания Питера Брука, опубликованные Фрэнсисом Бутлом, Лондон, 2001 г., ISBN 978 1 903427 05 7
- ↑ Fondation Gleizes, Chronologie (на французском языке). Архивировано 12 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Золотое сечение, 1912–1920–1925 , Сесиль Дебре, Франсуаза Любер, Музеи Шатору, Музей Фабра, каталог выставки, Éditions Cercle d'art, Париж, 2000.
- Альфред Х. Барр-младший, Кубизм и абстрактное искусство, Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1936.
- Джон Кауман (2001). Наследование кубизма: влияние кубизма на американское искусство, 1909-1936 гг . Нью-Йорк: Галереи Холлиса Таггарта. ISBN 978-0-9705723-4-9 .
- Купер, Дуглас (1970). Кубистическая эпоха . Лондон: Phaidon совместно с Художественным музеем округа Лос-Анджелес и Художественным музеем Метрополитен. ISBN 978-0-87587-041-0 .
- Джон Голдинг, Кубизм: история и анализ, 1907–1914, Нью-Йорк: Виттенборн, 1959.
- Ричардсон, Джон . Жизнь Пикассо, бунтаря-кубиста 1907-1916. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф , 1991. ISBN 978-0-307-26665-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Каталог экспонатов Салона «Золотая секция», 1912 год. Документы Уолтера Паха, Архив американского искусства, Смитсоновский институт.
- Выставка Золотой секции в галерее Ла Боэти (Париж) и публикация трактата Глейза и Метцингера «Дю кубизм», 1912 г., Архив Франции.
- Lasection d'Or, специальный номер, 9 октября 1912 г., полный документ, Библиотека Кандинского, Центр Помпиду. Архивировано 18 июня 2015 г. в Wayback Machine.