Неопластицизм
![]() Пит Мондриан : Композиция в цвете А, 1917 год. | |
Годы активности | 1917 – 1924 |
---|---|
Расположение | Нидерланды |
Основные цифры | Пит Мондриан , Тео ван Дусбург , Барт ван дер Лек , Вильмос Хусар , Жорж Вантонгерлоо , Роберт ван 'т Хофф , Якобус Йоханнес Питер Уд |
Влияния | |
Под влиянием |
Неопластицизм (или неопластицизм ), происходящий от голландского Nieuwe Beelding , представляет собой авангардную теорию искусства, предложенную Питом Мондрианом в 1917 году и первоначально использованную голландской De Stijl группой художников . Наиболее известными сторонниками теории были художники Мондриан и Тео ван Дусбург . [1] [а] Неопластицизм выступал за чистое абстрактное искусство, применяя самые элементарные принципы рациональными средствами. Таким образом, картина, придерживающаяся неопластической теории, обычно состоит из простых геометрических форм, прямоугольных отношений и основных цветов. [2]
Терминология
[ редактировать ]Мондриан, Ван дер Лек и Ван Дусбург впервые изложили философскую основу движения в новом журнале De Stijl , в котором они ввели термин Nieuwe Beelding . [4] Этот термин появляется в редакционной статье ван Дусбурга в первом номере журнала. [5] и в первой из серии статей Мондриана, озаглавленной De Nieuwe Beelding in deschilderkunst . [6] Выражение « nieuwe beelding », как полагают, происходит от работы Матье Шёнмакерса , который использовал этот термин в своей книге 1915 года Het Nieuwe Wereldbeeld . [7] [8] (Копии книг Шенмакера были найдены в библиотеке Мондриана. [9] )
Представляя свой перевод сочинения Мондриана, Хольцман и Джеймс написали:
Голландский глагол beelden и существительное beelding означают придание формы, творение и, как следствие, образ – так же, как gestalten и Gestaltung в немецком языке, где неопластика[изм] переводится как Die neue Gestaltung . Английская пластика и французская пластика происходят от греческого plassein , [означающего] формовать или формировать, но не совсем охватывают творческое и структурное значение обработки . [10]
Некоторые авторы переводят nieuwe beelding как новое искусство . [11] [2]
Термин «неопластицизм» впервые появился в книге Мондриана «Неопластицизм: общий принцип пластической эквивалентности» . [12] Неопластицизм: общий принцип пластической эквивалентности. [13] [б] Мондриан описал это эссе как «сокращенную адаптацию идей своего Триалога». [13] [с] Книга была переведена на французский язык с помощью старого друга Мондриана, доктора Ринуса Ритсемы ван Эка. В немецком издании 1925 года — пятом в серии Bauhaus Bauhausbücher (перевод Рудольфа Ф. Хартога) — термин «неопластицизм» переводится как Neue Gestaltung («Новый дизайн»). [19] [20]
Между 1935 и 1936 годами Мондриан написал эссе на французском языке, переведенное на английский с помощью Уинифред Николсон и опубликованное в книге « Круг: Международный обзор конструктивного искусства» под названием «Пластическое искусство и чистое пластическое искусство (фигуративное искусство и нефигуративное искусство). ". [21] Переехав в Соединенные Штаты , Мондриан написал несколько статей на английском языке с помощью Гарри Хольцмана и Чармион фон Виганд , в которых сохранил использование термина «пластик». [22]
В своей книге «Де Стиль» Пол Овери размышляет о запутанной терминологии для английских читателей: [23]
Термины beeldend и nieuwe beelding вызвали больше проблем с интерпретацией, чем любые другие в трудах Мондриана и других авторов De Stijl, которые их приняли. Эти голландские термины действительно непереводимы и содержат больше нюансов, которые можно удовлетворительно передать одним английским словом. Beeldend означает что-то вроде «формирования имиджа» или «создания имиджа»; nieuwe beelding означает «создание нового образа» или, возможно, новой структуры . На немецкий термин nieuwe beelding переводится как neue Gestaltung , что по сложности значений близко к голландскому. На французском языке это слово было переведено как неопластицизм , позднее дословно переведено на английский как неопластицизм , что практически бессмысленно. Это было еще больше запутано редакторами собрания английских изданий сочинений Мондриана, которые приняли абсурдный термин « Новый пластик ». [23]
Несмотря на эту критику, Виктория Джордж дает краткое объяснение терминологии Мондриана:
То, что Мондриан называл «новым пластиком», было названо так потому, что «пластик» означал «то, что создает образ». [24] оно было Новым потому, что его техническое задание раньше в живописи не встречалось. Образ, то есть «Пластика», очищенная от поверхностностей и отсылок к миру природы, есть Новая Пластика в Живописи . [25]
Неопластическая теория
[ редактировать ]
Каждое произведение искусства (картина, скульптура, здание, музыкальное произведение, книга и т. д.) создается намеренно. Это продукт ряда эстетических решений и, в меньшей степени, того, что представляет собой произведение искусства. Например, событие, изображенное на картине «Et in Arcadia ego» , Николя Пуссена так и не произошло. Хотя позы фигур неестественны, они убедительны и образуют гармоничное целое. [26] [27]
Каждый художник манипулирует реальностью, чтобы создать эстетически и художественно приятную гармонию. Самые реалистические художники, такие как Иоганнес Вермеер или Рембрандт ван Рейн , используют все виды художественных средств для достижения максимально возможной степени гармонии.
Художники Де Стиджа называли эти «изобразительные средства» « бельденд » ( пластика ). Однако художник определяет, в какой степени он позволяет этим «пластическим средствам» доминировать или остается максимально близким к своему сюжету. существует двойственность Поэтому в живописи и скульптуре – и в меньшей степени в архитектуре , музыке и литературе – между идеей художника и материей окружающего нас мира. [28]
Голландские неопластисты, проникнутые кальвинизмом [29] и теософия , [30] предпочитал универсальное индивидуальному, духовное естественному, абстрактное реальному, нефигуративное образному, интуитивное разумному; все это было резюмировано Мондрианом как превосходство чистого пластика над пластиком . [23] [31] [32] Неопластисты Де Стиджа выражали свое видение (пластику) в терминах «чистых» элементов, не встречающихся в природе: прямых линий, прямых углов, основных цветов и точных взаимосвязей. Это отделение от природы создало новое искусство, основные качества которого были духовными, совершенно абстрактными и рациональными. [33]
Идея против Материи
[ редактировать ]В своих «Принципах неопластического искусства » [34] Ван Дусбург различает в истории искусства два типа изобразительного искусства: произведения, возникающие из внутренней идеи (идеопластическое искусство), и произведения, возникающие из внешней материи (физопластичное искусство). [35] Он демонстрирует это с помощью абстрактной модели египетского бога Гора и реалистической статуи Диадумена соответственно . Когда художник переживает реальность, его эстетический опыт может быть выражен либо как материальное изображение, либо как абстрактное образование. Ван Дусбург считает изображение «косвенной» формой художественного выражения; только абстрактное образование, основанное на истинном эстетическом переживании действительности художником, представляет собой чистую форму художественного выражения, как это выразил Мондриан во всех своих эссе. [36] [23]
Визуальные ресурсы
[ редактировать ]
Согласно новому изобразительному искусству, каждое произведение искусства состоит из ряда основных элементов, которые они назвали «изобразительными средствами». По мнению художников Де Стиля, эти «изобразительные средства», в отличие от изображения, целиком присущи искусству. Если кто-то хотел создать произведение искусства «в соответствии с искусством», ему нужно было использовать только эти основные элементы. Мондриан писал:
Если чистое визуальное выражение искусства заключается в правильном преобразовании пластических средств и их применении — композиции, — то пластические средства должны находиться в полном соответствии с тем, что они выражают. Если они должны быть прямым выражением всеобщего, то они не могут быть иными, чем всеобщими, т.е. абстрактными. [37]
В то время как Мондриан ограничивался живописью, ван Дусбург верил в сотрудничество всех искусств для создания нового Gesamtkunstwerk [тотального произведения искусства]. Чтобы добиться этого, каждому виду искусства было необходимо создать свои собственные «визуальные средства». Только тогда была гарантирована независимость каждого вида искусства. [38] В 1920 году он пришел к следующему определению:
Художник, архитектор, скульптор и мебельщик осознают, что у них есть только одна важная визуальная ценность: гармония через пропорции. И каждый выражает эту важную и универсальную ценность визуального искусства с помощью своего художественного средства. Одно и то же, но по-другому. Художник: через соотношение цветов. Скульптор: по объемному соотношению. Архитектор: По соотношению замкнутых пространств. Дизайнер мебели: через отношения незамкнутого (= открытого) пространства. [39]
Синтез
[ редактировать ]
Художники Де Стиджа стремились к большему и лучшему сотрудничеству между искусствами, при этом каждый вид искусства не терял своей независимости. Причиной этого было то, что они считали слишком великой роль архитектора. Наибольших результатов ожидали от сотрудничества архитектора и художника. Тогда перед художником стояла задача «вернуть» плоскую поверхность архитектуры. Ван Дусбург писал об этом:
Архитектура дает конструктивную, а значит закрытую, пластическую. В этом она нейтральна по отношению к живописи, которая обеспечивает открытую пластику посредством плоского цветопередачи. В этом отношении живопись нейтральна по отношению к архитектуре. Архитектура объединяет, объединяет. Живопись разрыхляется, растворяется. Поскольку они по сути должны выполнять разную функцию, гармоничное соединение возможно. [40]
В 1923 году, после архитектурной выставки Де Стейла в Париже, ван Дусбург также затронул «отношения незамкнутого (= открытого) пространства» мебельного искусства с архитектурой. Впоследствии он рассматривал архитектуру как «синтез нового визуального выражения». «В новой архитектуре архитектура понимается как часть, совокупность всех искусств, в их самом элементарном проявлении, как их сущность», — по мнению ван Дусбурга. [41]
Фон
[ редактировать ]Тео ван Дусбург и Пит Мондриан
[ редактировать ]Хотя бесчисленное количество художников восприняли и применили идеи неопластицизма в межвоенный период , его истоки в основном можно отнести к Тео ван Дусбургу и Питу Мондриаану . Они работали над пропагандой своих идей через поток публикаций, выставок и лекций. Более того, с 1917 по 1924 год они были постоянными факторами в довольно бурной истории Движения стиля . Их взгляды на искусство были настолько близки, что некоторые произведения ван Дусбурга и Мондриана почти полностью взаимозаменяемы. Вдова Ван Дусбурга, Нелли ван Дусбург , прокомментировала: «Я также помню, что Мондриан и Доуз однажды вместе написали картину с явным намерением удалить все следы индивидуальной доли». [42]
Разногласия между ними появились еще в 1919 году, однако в 1922 году в их отношениях произошел раскол по поводу применения неопластических принципов к архитектуре и интеграции Ван Дусбургом элемента времени в неопластическую теорию Мондриана. [43]
Теософия
[ редактировать ]Когда Ван Дусбург и Мондриан впервые обнародовали свои идеи о новом пластическом искусстве, оба художника находились под влиянием теософии . [44] Мондриан написал первый теоретический трактат в своем тогдашнем родном городе Ларене, Северная Голландия . Здесь он познакомился с писателем-теософом Матье Шенмакерсом . Мондриан перенял некоторые термины Шенмакера, в том числе голландский термин beeldend . [45] [д] Идеи Ван Дусбурга и Мондриана о духовном взяты из Кандинского автобиографии Über das geistige in der Kunst [О духовном в искусстве], опубликованной в 1911 году. Мондриан интересовался теософией до своей смерти. Ван Дусбург дистанцировался от теософии примерно в 1920 году и сосредоточился на квазинаучных теориях, таких как четвертое измерение и то, что он называл «механической эстетикой» (проектирование механическими средствами). Однако он продолжал использовать термин «духовный» в своих статьях. [44]
Философия
[ редактировать ]Хотя Ван Дусбург находился под влиянием теософии , его сочинения больше соответствовали гегелевской философской традиции. В отличие от Мондриана, ван Дусбург был лучше информирован о последних достижениях в теории и перенял многие идеи других теоретиков, включая Вильгельма Воррингера . Но хотя Уоррингер рассматривал абстракцию как противоположность натурализму , по мнению ван Дусбурга, история искусства в целом развивалась в сторону абстракции. Ван Дусбург заимствовал идею о том, что искусство и архитектура состоят из отдельных элементов, из Wölfflins Kunstgeschichtliche Grundbegriffe 1915 года. В своей лекции Klassiek-Barok-Modern [Классик-Барок-Модерн] (1918) ван Дусбург подробно развил концепцию Вёльфлина о контрасте между классика — и барокко , используя идею Гегеля о тезисе , антитезисе и синтезе , где классика это тезис, барокко — антитезис, а модерн — синтез. [46]
Эволюционное мышление
[ редактировать ]
( Де Стиль Том 5 № 2, 1922 г. ).
Легенда: E = египтяне , G = греки , R = римляне , M = средневековье , R = Возрождение , B = барокко , B = бидермейер , IR = идеализм и реформа, NG = неопластицизм ( Neue Gestaltung )
Ван Дусбург разработал теорию неопластицизма, включив в нее эволюционный и, следовательно, временной элемент. [43] Начиная с 1919 года, посредством лекций и публикаций, [47] Ван Дусбург работал над тем, чтобы продемонстрировать, что искусство постепенно развивалось как средство выражения от естественного к средству выражения духовного. [48] По его мнению, духовное и естественное в искусстве раньше не всегда находились в равновесии, и неопластицизм восстановил это равновесие. Воспроизведенная здесь диаграмма, которую ван Дусбург, вероятно, составил в результате лекций, которые он читал в Йене, Веймаре и Берлине в 1921 году, ясно показывает, в какой степени ван Дусбург думал о том, как природа и дух были связаны между собой в различные западноевропейские культурные периоды. . Он начинается справа с древних египтян и греков, где природа и дух еще находились в равновесии. Древние римляне ориентировались на естественное, тогда как в средние века преобладало духовное. В эпоху Возрождения искусство снова обратилось к естественному, но его превзошло барокко. Бидермейер , идеализм и реформа в девятнадцатом веке несколько восстановили баланс, закончившийся во времена неопластицизма ( Neue Gestaltung ), в котором полярность между естественным и духовным была полностью упразднена. Однако ван Дусбург не увидел своего Неопластицизм как идеальная финальная стадия или как утопия. Как он утверждает в той же лекции: « Никогда и нигде не бывает конца. Процесс непрерывен ». [49]
Четвертое измерение
[ редактировать ]Ряд авторов De Stijl упоминают четвертое измерение несколько раз мимоходом - например, Джино Северини в своей статье под названием «La Peinture D'Avant-Garde» . [50] Подобные отрывки встречаются и в других авангардных движениях и никогда не приводили к конкретным результатам – за исключением тессерактических исследований Тео ван Дусбурга 1924 года. Йост Бальеу писал в 1968 году , что четвертое измерение можно сравнить с расширением или сжатием. объектов из-за действия универсальных сил (температуры) и что, таким образом, четырехмерный взгляд есть не что иное, как вывод о том, что все вещи постоянно находятся в движении. « Реальность не статична, а представляет собой динамический процесс в пространстве и времени. ... Когда кто-то использует термин «пространственно-временной», он говорит не что иное, как то, что форма объекта изменяется пространственно в течение определенного периода времени в результате действия. какой-то вселенской силы ». [51]
Неопластицизм в живописи.
[ редактировать ]
Слева: визуальная плоскость (пассивная).
Справа: цвет (активный).
Неопластицизм предполагает, что когда художник пытается формировать реальность (или истину), он делает это никогда не из того, что видит (предмет, материя, физическое), а из того, что исходит внутри него самого (предмет, идея, духовное), [52] или, как Жорж Вантонгерлоо выразился истина, или абсолютная истина, воображается через невидимое ] : « Высшая . [53] Мондриан называет этот процесс «интериоризацией». [6] Кроме того, ни одна картина не создается случайно. Каждая картина — это игра пространства, плоскости, линии и цвета. Это пластические (изобразительные) средства в живописи. Если художник хочет как можно ближе приблизиться к истине, он растворяет естественную форму в этих самых элементарных изобразительных средствах. Таким образом художник достигает всеобщей гармонии. Роль художника (индивидуального или субъективного) ограничивается определением соотношения этих изобразительных средств (композиции). Таким образом, художник становится посредником между зрителем и абсолютом (объективом). [54] Вслед за Шёнмакером, который связывал физическое с горизонтальным, а духовное с вертикальным, художники-неопластики применяли горизонтальные и вертикальные линии с прямоугольными областями цвета, чтобы радикально упростить живопись, очищая искусство от тех элементов, которые не связаны напрямую. к выражению «чистой реальности». [55]
Неопластицизм в скульптуре
[ редактировать ]По словам ван Дусбурга, скульптора волнует «соотношение объемов». [56] Он применил аналогичный принцип к архитектуре, заключив, что скульптора интересует «соотношение объемов», а архитектора — «соотношение замкнутых пространств». [57] В своей книге 1925 года « Основные концепции нового дизайнерского искусства » ван Дусбург выделил два элемента скульптуры: положительный элемент (объем) и отрицательный элемент (пустота).
Неопластицизм в архитектуре
[ редактировать ]
Архитектура, в отличие от живописи, имеет меньшую смысловую «нагруженность». Архитектурная красота, по мнению ван Дусбурга, в основном определяется соотношением масс, ритмом и напряжением между вертикалью и горизонталью (это лишь некоторые изобразительные средства в архитектуре). Многие из этих идей исходят от немецкого архитектора Готфрида Земпера , например, большой акцент на стенах как плоскости и разделителе пространства, а также принцип «единства во множественности» (осознание того, что здания, мебель, скульптуры и картины могут рассматриваться не только как единицы, но и как совокупности отдельных элементов). [58] Идеи Семпера были распространены в Нидерландах Берлаге , духовным отцом современной архитектуры в Нидерландах. Именно Берлаге после визита в США в 1911 году познакомил Нидерланды с творчеством американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта . Идеи Райта нашли поддержку у архитекторов Де Стиджа, не в последнюю очередь из-за «его мистического контраста между горизонталью и вертикалью, внешним и внутренним, природой и культурой». [59]
Архитектор Ж. Дж. П. Уд говорит об основных средствах изображения и, как и ван Дусбург, видит в этом большое сходство с современной живописью. По мнению Уда, второстепенные визуальные средства — декор — не способствуют гармоничной архитектуре. Более того, он придерживается мнения, что материал должен использоваться в чистом виде (железобетон как железобетон, кирпич как кирпич, дерево как дерево) и что архитектор не должен быть виновен в стремлении к эффекту. [60] Ограничения были наложены и в архитектуре, так что символическое или декоративное применение изобразительных средств было практически невозможным. [61]
Первое определение архитектуры, данное Ван Дусбургом, взято из его серии статей « Новое движение в живописи» 1916 года, в которых он пишет, что «для архитектора пространство является первым условием для композиции» и что архитектор «разбивает пространство посредством реализованных пропорций размера». в камне». В 1925 году к этой отправной точке он добавил два элемента: активный элемент (масса) и пассивный элемент (пространство). Затем он разделяет визуальные средства архитектуры на положительные элементы (линия, плоскость, объем, пространство и время) и отрицательные элементы (пустота и материал). [62] К 1923 году включение объема и времени как элементов неопластицизма вызвало серьезные разногласия между Мондрианом и Удом, а затем и с ван Дусбургом. [63]
Неопластицизм в кино
[ редактировать ]В 1920 году ван Дусбург познакомился с кинорежиссерами Гансом Рихтером и Викингом Эггелингом . Они работали над короткими абстрактными фильмами, основанными на взаимосвязи форм и развитии форм с течением времени. После этого он снимал фильмы, состоящие из движущихся композиций с квадратами и прямоугольниками, что соответствовало принципам неопластицизма. В 1923 году ван Дусбург писал, что кино не следует рассматривать как двумерный вид искусства, а имеет свои визуальные средства: свет, движение и пространство. [64]
Неопластицизм в поэзии
[ редактировать ]
По мнению ван Дусбурга, поэзия , как и живопись, также была «визуальной». [65] По его мнению, поэзия – это не только смысл слова, но и звук. Как и в живописи, ван Дусбург стремился к поэзии, которая не была бы повествовательной. Поэт «Нового Визуала» использовал это слово напрямую, без ассоциаций с окружающим миром. В результате появилась серия звуковых стихотворений и типографских стихотворений . С помощью типографики он создал звучность и ритм, привлекающие внимание читателя к тому или иному слову. Ван Дусбург также опубликовал так называемые «Буква-звуковые изображения» под псевдонимом И. К. Бонсет ; стихи, состоящие только из букв . [66]
Неопластицизм в музыке
[ редактировать ]Художники De Stijl также стремились к сбалансированному изображению пропорций в музыке. Подобно тому, как в живописи они определялись размером, цветом и бесцветностью, так и неопластическая музыка определяется размером, тоном и бесцветностью. Мондриан придерживался мнения, что музыку, как и живопись, следует очищать от естественных влияний, в том числе за счет ужесточения ритма. [67] Не-тон заменяет прежний покой, но чтобы быть «зрительным», он должен состоять из звука; Мондриан предлагает использовать для этого шум. Как и в живописи, тон и нетон следуют друг за другом напрямую. Это создает «плоскую, чистую, четко очерченную» музыку. [68]
Неопластицизм в философии
[ редактировать ]Сторонники нового визуального искусства считали, что если неопластицизм будет последовательно внедряться, искусство перестанет существовать. Композитор Якоб ван Домселер писал: «Позже не будет необходимости в искусстве; тогда все образы, все звуки будут излишними!». [69]
Тео ван Дусбург рассматривал неопластицизм как целостное видение, которое он резюмировал в статье в журнале De Stijl, озаглавленной « К новому мировоззрению » [Новое мировоззрение]:
Неопластицизм не только изменит лицо мира, но и положит начало новому образу мышления. Благодаря пониманию эстетики материала жизненный опыт приводит к развитию знаний и мудрости. [70]
Список неопластистов
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Мондриан изменил свое имя на «Мондриан», когда переехал в Париж в 1911 году.
- ^ Исторически термин «пластическое искусство» предшествовал неопластицизму и обозначал изобразительное искусство (живопись, скульптура, керамика), в отличие от искусства письма (литература, музыка). [14] В академическом искусстве слово «пластик» означает материалы, поддающиеся физической форме. [15] Будучи выпускником Rijksakademie van beeldende kunsten [Государственной академии изящных искусств], разумно предположить, что Мондриан был знаком с этим употреблением. В эссе для De Stijl он написал: «Свобода вносить изменения в пластическое положение средств выражения уникальна для живописи. Родственные искусства, скульптура и архитектура, менее свободны в этом отношении». [16] (Современное значение слова «пластик» , синтетический полимер, в то время было неизвестно.) Духовную сущность материи теософы называют «пластической душой» (взятой из санскритского «Свабхават»). Известно, что Мондриан интересовался теософией, и у него была копия книги Блаватской «Ключ к теософии», в которой термин «пластик» определяется именно в этих терминах (стр. 360).
- ↑ Под «триалогом» Мондриан имеет в виду свой набор статей для De Stijl . [17] [18]
- ^ [пластика, образообразующая]. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стараста, Лесли (июль 2004 г.). «Новый словарь культурной грамотности (3-е издание)» . Справочные обзоры . 18 (5): 16–17. дои : 10.1108/09504120410542931 . ISSN 0950-4125 . (рецензия на книгу)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тейт (nd) .
- ^ Мондриан (1920) .
- ^ Блоткамп (1994) .
- ^ ван Дусбург (1917a) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мондриан (1917) , стр. 2–6.
- ^ Welsh & Joosten (1969) , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хольцман и Джеймс (1987) , с. 27 .
- ^ Трелфолл (1978) , с. 13.
- ^ Хольцман и Джеймс (1987) , с. 27 .
- ^ Хольцман и Джеймс (1987) , с. (крышка) .
- ^ Мондриан (1921) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хольцман и Джеймс (1987) , с. 132 .
- ^ Кайл (2009) , стр. 67, 68 .
- ^ Оквирк и др. (1968) , стр. 160 .
- ^ Хольцман и Джеймс (1987) , с. 30 .
- ^ Мондриан (1995) , с. (крышка).
- ^ Хольцман и Джеймс (1987) , с. 82 .
- ^ Мондриан (1925) .
- ^ Мондриан (2019) .
- ^ Мартин, Николсон и Габо (1937) .
- ^ Вин (2017) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Овери (1991) , с. 42.
- ^ Хольцман и Джеймс (1987) , с. 14 .
- ^ Джордж (2016) , с. 82.
- ^ ван Дусбург (1925) , с. 30.
- ^ ван Дусбург (1925a) , с. 30.
- ^ ван Дусбург (1925) , с. 25.
- ^ Джордж (2016) , с. 75.
- ^ Трелфолл (1978) , с. 349.
- ^ Мартин, Николсон и Габо (1937) , с. 41.
- ^ Хольцман и Джеймс (1987) , с. 16 .
- ^ Яффе (1956) , стр. 138, 223.
- ^ ван Дусбург (1925) .
- ^ ван Дусбург (1919) , с. 54.
- ^ ван Дусбург (1925) , стр. 23–33.
- ^ Мондриан (1917) , с. 5.
- ^ Энгель (2009) , с. 37-39.
- ^ ван Дусбург (1920) , стр. 45–46.
- ^ ван Дусбург (1918a) , с. 11.
- ^ Энгель (2009) , с. 43.
- ^ Нелли ван Дусбург (1971). Цитируется в Jaffé (1983) , стр. 8
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Блоткамп (1982) , с. 72.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Овери (2000) , с. 36.
- ^ Овери (2000) , с. 41-42.
- ^ Овери (2000) , с. 42-43.
- ^ ван Дусбург (1922a) .
- ^ Овери (2000) , с. 43.
- ^ ван Дусбург (1922a) , стр. 23–32.
- ^ Северини (1918) , с. 46.
- ^ Бальеу (1968) , с. 9.
- ^ ван Дусбург (1917b) , с. (крышка).
- ^ Вантонгерлоо (1918) , с. 100.
- ^ ван Дусбург (1918b) , с. 47-48.
- ^ Яффе, Бок и Фридман (1983) , с. 111.
- ^ ван Дусбург (1920) , с. 46.
- ^ Энгель (2009) , с. 39-40.
- ^ Овери (2000) , с. 25.
- ^ Овери (2000) , с. 27.
- ^ Уд (1918) , стр. 39–41.
- ^ Бок, ван Россем и Сомер (2001) , стр. 80.
- ^ Энгель (2009) , с. 37.
- ^ Блоткамп (1994) , с. 147.
- ^ Фабр (2009) , стр. 47–54.
- ^ Бонсет (1922) , стр. 88–89.
- ^ Фабр (2009) , с. 47.
- ^ Мондриан (1921) , с. 114-118.
- ^ Мондриан (1922) , с. 17-21.
- ↑ Письмо Якоба ван Домселера Энтони Коку (1915). Цитируется в Jaffé (1983) , стр. 9
- ^ ван Дусбург (1922b) , с. 14.
Источники
[ редактировать ]- Бальеу, Йост (1968). Die Vierte Dimension: Тео ван Дусбург 1883–1931 . [каталог выставки]. Эйндховен.
- Бок, Манфред; ван Россем, Винсент; Сомер, Кес (2001). Корнелис ван Эстерен, архитектор, урбанист . Роттердам, Гаага: NAi Publishers, Фонд EFL. ISBN 90-7246-962-3 .
- Блоткамп, Карел (1982). Де Стиль: годы становления . Массачусетский технологический институт Пресс.
- Блоткамп, Карел (1994). Мондриан: Искусство разрушения . Реакция Букс, ООО
- Бонсет, И.К. (1922). «Визуальное стихотворное искусство и его связь с другими видами искусства». Де Стиль (на голландском языке). 5 (6): 88–89.
- ван Дусбург, Тео, изд (октябрь 1917 г.). « В порядке ознакомления». Де Стиль (на голландском языке). 1 (1).
- ван Дусбург, Тео (1917). Новое движение в живописи [ Новое движение в живописи ]. Делфт: Дж. Уолтман - через Цифровую библиотеку Дадаизма.
- ван Дусбург, Тео (февраль 1918 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Фрагменты. Я » . Стиль . 1 (4).
- ван Дусбург, Тео, изд (ноябрь 1918 г.). «Заметки о монументальном искусстве» . Де Стиль (на голландском языке). 2 (1): 10–12.
- ван Дусбург, Тео (1919). Три лекции о новом изобразительном искусстве [ Три лекции о новом изобразительном искусстве ] (на голландском языке). Амстердам: AC Berlage.
- ван Дусбург, Тео, изд. «Примечания к приложениям VI и VII» . Де Стиль (на голландском языке). 3 (5): 44–46.
- ван Дусбург, Тео, изд (февраль 1922 г.). «Воля к стилю (перепроектирование жизни, искусства и технологий)» . Де Стиль (на немецком языке). 5 (2): 23–32.
- ван Дусбург, Тео, изд. «От новой эстетики к материальной реализации» . Де Стиль (на немецком языке). 6 (1): 10–14.
- ван Дусбург, Тео (1925). Основные понятия нового творчества [ Принципы неопластики ]. Мюнхен: Альберт Ланген Верлаг.
- ван Дусбург, Тео (1925a). Мюллер, Ларс (ред.). Принципы неопластического искусства . Книги Баухауза. Цюрих: Издательство Ларса Мюллера. ISBN 978-3-03778-629-1 .
- Энгель, Хенк (2009). «Тео ван Дусбург и разрушение теории архитектуры». В Фабре, Глэдис; Хетте, Дорис Винтгенс (ред.). ван Дусбург и международный авангард. Построение нового мира . Лондон: Издательство Тейт. стр. 36–45. ISBN 978-1-85437-872-9 .
- Фабр, Глэдис (2009). «Универсальный язык искусства: междисциплинарность как практика, кино как модель». В Фабре, Глэдис; Хетте, Дорис Винтгенс (ред.). ван Дусбург и международный авангард. Построение нового мира . Лондон: Издательство Тейт. стр. 46–57. ISBN 978-1-85437-872-9 .
- Джордж, Виктория (2016). «Кальвин в теории цвета Мондриана» . У Марка Стокера; Филип Линдли (ред.). Посвящение Жану Мишелю Массингу . Издательство Харви Миллера. стр. 75–90. ISBN 978-1-909400-38-2 .
- Яффе, HLC; Бок, Манфред; Фридман, Милдред, ред. (1983). Де Стиль: 1917–1931 гг . Амстердам: Меуленхофф/Ландсхофф. ISBN 90-2908-052-3 .
- Хольцман, Гарри; Джеймс, Мартин С. (1987). Новое искусство — новая жизнь: собрание сочинений Пита Мондриана . Лондон: Темза и Гудзон.
- Яффе, HLC (1956). «Де Стиль 1917-1931: Вклад Голландии в современное искусство» . Дж. М. Мейленхофф.
- Яффе, HLC (1983). Тео ван Дусбург . Амстердам: Меуленхофф/Ландсхофф. ISBN 90-290-8272-0 .
- Кайл, Джилл Андерсон (2009). Ставийдкий; Роткофф (ред.). Сезанн и американский модернизм (Первое изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300147155 .
- Мондриан, Пит (октябрь 1917 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Новая визуализация в живописи» [Неопластицизм в живописи]. Стиль . 1 (1): 2–6.
- Мартин, Дж.Л.; Николсон, Бен; Габо, Н., ред. (1937). КРУГ: Международный обзор конструктивного искусства . Фабер и Фабер Лтд.
- Мондриан, Пит (1920), Le Neo-пластицизм: Principe général de l'equivalence plastique [ Неопластицизм: общий принцип пластической эквивалентности ] (на французском языке), Париж: l'Effort Moderne (опубликовано в январе 1921 г.)
- Мондриан, Пит (август 1921 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Итальянские Bruiteurs Futuristes» и «новое в музыке» . Стиль . 4 (8): 114–118.
- Мондриан, Пит (февраль 1922 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). « Неопластицизм (Новый пластизм) и его (его) реализация в музыке (окончательный)» . Де Стейл . 5 (2): 17–21.
- Мондриан, Пит (1995) [1920]. Естественная реальность и абстрактная реальность: очерк в форме триалога . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. п. (крышка). ISBN 9780807613719 .
- Мондриан, Пит (1925). [Le неопластицизм.] Neue Gestaltung. Неопластицизм. Nieuwe Beelding [ [Неопластицизм.] Новый дизайн. Неопластицизм. Новая визуализация. ]. Баухаусбюхер. (№ 5) (на немецком языке). Перевод Рудольфа Ф. Хартога; Макс Бурхарц. OCLC 503815757 .
- Мондриан, Пит (2019). Мюллер, Ларс (ред.). Новый дизайн – неопластицизм – Nieuwe Beelding . Баухаусбюхер (№ 5). Перевод Хольцмана, Гарри; Джеймс, Мартин С. Цюрих: Издательство Ларса Мюллера. ISBN 978-3-03778-586-7 .
- Уд, JJP (февраль 1918 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Архитектурные соображения в Приложении VIII» . Стиль . 1 (4): 39–41.
- Оквирк, Отто Г.; Боун, Роберт О.; Стинсон, Роберт Э; Вигг, Филип Р. (1968). Основы искусства: теория и практика . Дубьюк, Айова: Компания WM C. Brown. п. 160.
- Овери, Пол (1991). Стиль . Темза и Гудзон. п. 42 .
- Овери, Пол (2000) [1991]. Стиль . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20240-0 .
- Тейт (nd). «Неопластицизм» . Художественные термины . Проверено 13 апреля 2024 г.
- Северини, Джино (январь 1918 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Живопись авангарда. IV » . Де Стиль (на французском языке). 1 (4).
- Трелфолл, Тимоти (1978). Пит Мондриан: дело его жизни и эволюция с 1872 по 1944 год (Диссертация). Университет Уорика.
- Вантонгерлоо, Жорж (июль 1918 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Рефлексии» . Стиль . 1 (9 (июль 1918 г.)).
- Вин, Луи, изд. (2017). Пит Мондриан - Полное собрание сочинений: очерки и заметки в оригинальных версиях . Примавера Перс, Лейден.
- Уэлш, Роберт П.; Йостен, Дж. М., ред. (1969). Два блокнота Мондриана 1912-1914 годов .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакс, Марти (2001). Полный Мондриан . Издательство В+К. ISBN 0-85331-803-4 .
- ван Дусбург, Тео (ред.). «Де Стиль (1917-1921) | 8 томов, 90 номеров» . Международный архив дадаизма .
- Фрэмптон, Кеннет (1983). «Неопластицизм и архитектура: формирование и трансформация». В Яффе, HLC; Бок, Манфред; Фридман, Милдред (ред.). Де Стиль: 1917–1931 гг . Амстердам: Меуленхофф/Ландсхофф. ISBN 90-2908-052-3 .
- Хусар, Вилмош (март 1918 г.). ван Дусбург, Тео (ред.). «Эстетические соображения III (приложения 9 и 10)» [Эстетические соображения III (приложения 9 и 10)]. Стиль . 1 (5): 54-57 .
- Шенмакерс, Матье HJ (1915). Новое мировоззрение [ Новое мировоззрение ]. Буссум CAJv Дишок – через archive.org.