Jump to content

Нелли ван Дусбург

Нелли ван Дусбург
Рожденный
Нелли ван Мурсел

27 июля 1899 г.
Гаага , Нидерланды
Умер 1 октября 1975 г. ( 1975–11 ) (76 лет)
Медон , Франция
Национальность Голландский
Другие имена Медь
Петр ван Дусбург

Нелли ван Дусбург (урожденная Петронелла Йоханна ван Мурсел ; 27 июля 1899 года в Гааге — 1 октября 1975 года в Медоне ) — голландский музыкант-авангардист, танцовщица, художница и коллекционер произведений искусства. Она выступала под своим дадаистским псевдонимом Петро ван Дусбург и использовала псевдоним Купера в качестве художника.

Биография

[ редактировать ]

Она родилась 27 июля 1899 года в семье лавочника Петруса (Пита) Бартоломеуса ван Мурселя и его жены Хелены (Леентье) Марии Бюх и была второй младшей из шести детей ван Мурселей. [1]

Она начала изучать классическое фортепиано в возрасте 14 лет и окончила его четыре года спустя, в 1918 году. После чего какое-то время продолжала музыкальное обучение в Роттердаме, одновременно работая учителем игры на фортепиано.

Она была пожизненным поборником движения Де Стиль и советником известного американского коллекционера произведений искусства, богемной и светской львицы Пегги Гуггенхайм .

В 1920 году она познакомилась с Тео ван Дусбургом через своего брата, у которого была подписка на журнал De Stijl , издаваемый Ван Дусбургом. Во время открытия выставки «Золотая секция» в Гааге 11 июля 1920 года она была полностью очарована этим человеком и влюбилась в то, что она позже назвала «переворотом». Ее родители-католики не оценили связь с Ван Дусбургом, который был не только протестантом , но и уже женат. Из-за этого родителям пришла в голову идея отправить ее в школу-интернат для монахинь в Великобритании, наспех сошив необходимый для этого гардероб. Она сбежала из дома на рубеже 1920-1921 годов и была принята в Лейдене и женой JJP Oud Ван Дусбурга Леной Милиус. [2] Во время отношений с Ван Дусбургом она познакомилась с миром современного искусства. Ван Дусбург взял ее с собой в лекционное турне по Европе в марте 1921 года, во время которого они также посетили Пита Мондриана в Париже .

С апреля 1921 года жила у Ван Дусбурга в Веймаре . В декабре она провела несколько недель в Вене, чтобы поразмыслить о своем будущем. Здесь она познакомилась с венгерским художником Лайошем Кассаком , издателем журнала «Ма». Aktivista Folyóirat (Журнал «Активисты настоящего»). После этого возникла переписка между Кассаком и Тео ван Дусбургом. [3]

24 сентября 1922 года она вместе с Тео, Кор ван Эстереном и другими посетила Städtische Kunstverein Вальтера Декселя в Йене . [4] На следующий день она исполнила композиции Витторио Риети на вечере дада в отеле Fürstenhof в Веймаре, в котором также приняли участие Жан Арп и Тристан Цара . [5]

В январе – феврале 1923 года она вместе со своим будущим мужем и художниками Куртом Швиттерсом и Вильмошем Хусаром под своим сценическим псевдонимом Петро участвовала в туре голландского дадаизма. В эти вечера она играла музыку Сати и Риети. После этого тура она исполнила композиции Артура Онеггера , Даниэля Рюнемана , Фрэнсиса Пуленка , Йозефа Хауэра и Эгона Веллеса во время «Modern Soirée» 12 марта в танцевальной школе Lily Green в Гааге. [6] «Proeven Van Stijlkunst» («Эксперименты в художественном стиле») композитора Якоба ван Домселера также вошла в ее репертуар. Последнее выступление вместе со Швиттерсом состоялось 14 февраля 1925 года в авангардном издательстве Müller & Co. в Потсдаме . Кроме того, под псевдонимом Купера она написала ряд картин, в которых можно узнать влияние Де Стиджа. В Париже она пользовалась некоторой известностью как танцовщица под именем Соня Петровска.

Со 2 октября 1929 года по 5 января 1930 года она организовала ESAC (Expositions Sélectes d'Art Contemporain) «современной молодой парижской живописи» в Музее Стеделик в Амстердаме и студии Pulchri в Гааге. [7] Ван Дусбург также участвовала в этой выставке под псевдонимом П. Купера.

После смерти Тео ван Дусбурга в 1931 году вдова Нелли ван Дусбург взяла на себя обязательство сохранить память о своем муже. Она хотела помочь изменить однобокий образ Тео как в первую очередь последователя художественных течений, а не новатора современного искусства. Для этого она организовала серию выставок своих работ. [8] Она также предоставила хорошее пристанище значительной части его картин, продав их в лучшие коллекции современного искусства мира. Многие картины Ван Дусбурга оказались в США, например, в Музее современного искусства и коллекциях Гуггенхайма , поскольку Ван Дусбург дружил с Пегги Гуггенхайм , которая выступала в качестве ее агента в Америке.

Хотя у них было много общих кругов общения, в художественном авангарде того времени Пегги и Нелли не встречались лично до 1938 года в Лондоне, после чего у них сложилась близкая дружба. Во время Второй мировой войны Пегги купила несколько произведений искусства из коллекции Нелли, что позволило Нелли выжить в то время, когда рынка абстрактного искусства практически не было. [9] Хотя некоторые из этих работ были написаны Тео ван Дусбургом, они также включали картины Эль Лисицкого , Джакомо Баллы и Джино Северини . На этом влияние Нелли на коллекцию Пегги Гуггенхайм не закончилось. Пегги предпочитала покупать работы для своей коллекции непосредственно у самих художников, благодаря своим многочисленным связям и связям в мире искусства Нелли смогла познакомить Пегги с множеством художников-абстракционистов и впоследствии помогла Пегги совершить множество приобретений в то время. . [9]

В пятидесятых годах она также сделала несколько шелкографических репродукций работ своего покойного мужа. Оставшаяся коллекция Ван Дусбурга, состоящая в основном из архивных материалов, исследований, фотографий и рисунков, была передана Нелли ван Дусбург ее кузену Вису ван Мурселю, который подарил ее голландскому народу в 1981 году. Коллекция находится в ведении Нидерландского института культурного наследия и Нидерландский институт истории искусств.

Она также продолжала активно участвовать в творческой деятельности. У нее были короткие отношения с немецким архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ , который помог ей организовать выставку работ ее покойного мужа в Чикаго в 1947 году. среди прочего, книга К. Шипперса «Голландский дадаизм» . В конце жизни она вернулась к своим корням и снова стала католичкой.

Ходят слухи, что у Нелли ван Дусбург был роман с джазовым музыкантом Телониусом Монком , с которым она познакомилась в Minton's Playhouse , и продолжила отношения в доме Де Стейл в Медоне.

Нелли ван Дусбург умерла в возрасте 76 лет от последствий рака молочной железы в доме и студии, спроектированных Тео ван Дусбургом, в Медоне , Франция.

  1. ^ ван Мурсел, Вис (2000). Нелли ван Дусбург (на голландском языке). Неймеген: СОЛНЦЕ. п. 14. ISBN  906168966X .
  2. ^ Мария), Оттевангер, Алиед (Алида (2007). Де Стейл в Тилбурге: о дружбе Тео ван Дусбурга и Энтони Кока . Амстердам: Стокеркаде, культурно-историческое издательство. ISBN  978-9079156016 . OCLC   191933837 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Мария), Оттевангер, Алиед (Алида (2007). Де Стейл в Тилбурге: о дружбе Тео ван Дусбурга и Энтони Кока . Амстердам: Стокеркаде, культурно-историческое издательство. С. 68. ISBN  978-9079156016 . OCLC   191933837 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Манфред, Бок (2001). Архитектура, стиль, городское планирование: ван Эстерен и авангард . Россем, Винсент ван., Сомер, Кис. Роттердам: NAi. п. 83. ИСБН  978-9072469625 . OCLC   901736960 .
  5. ^ Дусбург, Тео ван (2000). Тео ван Дусбург: каталог произведений . Хук, Элс., Центральный музей (Утрехт, Нидерланды), Рейксмузеум Креллер-Мюллер. Утрехт: Центральный музей. ISBN  978-9073285736 . OCLC   47521108 .
  6. ^ «Лир поет для компании под девизом: Вздох королевского дома, церкви и страны - здесь шибболет, стальные узы любви. 8 марта 1790 года». doi : 10.1163/2214-8264_dutchpamphlets-kb2-kb25700 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  7. ^ «Архивы» . rkd.nl (на голландском языке) . Проверено 4 июля 2018 г.
  8. ^ ван Мурсел, София Дж. (15 января 2018 г.). «София Дж. ван Мурсел» . Новый фитолог . 217 (3): 993–994. дои : 10.1111/nph.14986 . ISSN   0028-646X . ПМИД   29334599 .
  9. ^ Jump up to: а б Винтгенс, Дорис (2017). Пегги Гуггенхайм и Нелли ван Дусбург — защитники Де Стиджа . издательство nai010. п. 52. ИСБН  9789462084100 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f22af44c86de17fa8146e9b16601ea43__1713650100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/43/f22af44c86de17fa8146e9b16601ea43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nelly van Doesburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)