Нелли ван Дусбург
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Нелли ван Дусбург | |
---|---|
Рожденный | Нелли ван Мурсел 27 июля 1899 г. Гаага , Нидерланды |
Умер | 1 октября 1975 г. Медон , Франция | (76 лет)
Национальность | Голландский |
Другие имена | Медь Петр ван Дусбург |
Нелли ван Дусбург (урожденная Петронелла Йоханна ван Мурсел ; 27 июля 1899 года в Гааге — 1 октября 1975 года в Медоне ) — голландский музыкант-авангардист, танцовщица, художница и коллекционер произведений искусства. Она выступала под своим дадаистским псевдонимом Петро ван Дусбург и использовала псевдоним Купера в качестве художника.
Биография
[ редактировать ]Она родилась 27 июля 1899 года в семье лавочника Петруса (Пита) Бартоломеуса ван Мурселя и его жены Хелены (Леентье) Марии Бюх и была второй младшей из шести детей ван Мурселей. [1]
Она начала изучать классическое фортепиано в возрасте 14 лет и окончила его четыре года спустя, в 1918 году. После чего какое-то время продолжала музыкальное обучение в Роттердаме, одновременно работая учителем игры на фортепиано.
Она была пожизненным поборником движения Де Стиль и советником известного американского коллекционера произведений искусства, богемной и светской львицы Пегги Гуггенхайм .
В 1920 году она познакомилась с Тео ван Дусбургом через своего брата, у которого была подписка на журнал De Stijl , издаваемый Ван Дусбургом. Во время открытия выставки «Золотая секция» в Гааге 11 июля 1920 года она была полностью очарована этим человеком и влюбилась в то, что она позже назвала «переворотом». Ее родители-католики не оценили связь с Ван Дусбургом, который был не только протестантом , но и уже женат. Из-за этого родителям пришла в голову идея отправить ее в школу-интернат для монахинь в Великобритании, наспех сошив необходимый для этого гардероб. Она сбежала из дома на рубеже 1920-1921 годов и была принята в Лейдене и женой JJP Oud Ван Дусбурга Леной Милиус. [2] Во время отношений с Ван Дусбургом она познакомилась с миром современного искусства. Ван Дусбург взял ее с собой в лекционное турне по Европе в марте 1921 года, во время которого они также посетили Пита Мондриана в Париже .
С апреля 1921 года жила у Ван Дусбурга в Веймаре . В декабре она провела несколько недель в Вене, чтобы поразмыслить о своем будущем. Здесь она познакомилась с венгерским художником Лайошем Кассаком , издателем журнала «Ма». Aktivista Folyóirat (Журнал «Активисты настоящего»). После этого возникла переписка между Кассаком и Тео ван Дусбургом. [3]
24 сентября 1922 года она вместе с Тео, Кор ван Эстереном и другими посетила Städtische Kunstverein Вальтера Декселя в Йене . [4] На следующий день она исполнила композиции Витторио Риети на вечере дада в отеле Fürstenhof в Веймаре, в котором также приняли участие Жан Арп и Тристан Цара . [5]
В январе – феврале 1923 года она вместе со своим будущим мужем и художниками Куртом Швиттерсом и Вильмошем Хусаром под своим сценическим псевдонимом Петро участвовала в туре голландского дадаизма. В эти вечера она играла музыку Сати и Риети. После этого тура она исполнила композиции Артура Онеггера , Даниэля Рюнемана , Фрэнсиса Пуленка , Йозефа Хауэра и Эгона Веллеса во время «Modern Soirée» 12 марта в танцевальной школе Lily Green в Гааге. [6] «Proeven Van Stijlkunst» («Эксперименты в художественном стиле») композитора Якоба ван Домселера также вошла в ее репертуар. Последнее выступление вместе со Швиттерсом состоялось 14 февраля 1925 года в авангардном издательстве Müller & Co. в Потсдаме . Кроме того, под псевдонимом Купера она написала ряд картин, в которых можно узнать влияние Де Стиджа. В Париже она пользовалась некоторой известностью как танцовщица под именем Соня Петровска.
Со 2 октября 1929 года по 5 января 1930 года она организовала ESAC (Expositions Sélectes d'Art Contemporain) «современной молодой парижской живописи» в Музее Стеделик в Амстердаме и студии Pulchri в Гааге. [7] Ван Дусбург также участвовала в этой выставке под псевдонимом П. Купера.
После смерти Тео ван Дусбурга в 1931 году вдова Нелли ван Дусбург взяла на себя обязательство сохранить память о своем муже. Она хотела помочь изменить однобокий образ Тео как в первую очередь последователя художественных течений, а не новатора современного искусства. Для этого она организовала серию выставок своих работ. [8] Она также предоставила хорошее пристанище значительной части его картин, продав их в лучшие коллекции современного искусства мира. Многие картины Ван Дусбурга оказались в США, например, в Музее современного искусства и коллекциях Гуггенхайма , поскольку Ван Дусбург дружил с Пегги Гуггенхайм , которая выступала в качестве ее агента в Америке.
Хотя у них было много общих кругов общения, в художественном авангарде того времени Пегги и Нелли не встречались лично до 1938 года в Лондоне, после чего у них сложилась близкая дружба. Во время Второй мировой войны Пегги купила несколько произведений искусства из коллекции Нелли, что позволило Нелли выжить в то время, когда рынка абстрактного искусства практически не было. [9] Хотя некоторые из этих работ были написаны Тео ван Дусбургом, они также включали картины Эль Лисицкого , Джакомо Баллы и Джино Северини . На этом влияние Нелли на коллекцию Пегги Гуггенхайм не закончилось. Пегги предпочитала покупать работы для своей коллекции непосредственно у самих художников, благодаря своим многочисленным связям и связям в мире искусства Нелли смогла познакомить Пегги с множеством художников-абстракционистов и впоследствии помогла Пегги совершить множество приобретений в то время. . [9]
В пятидесятых годах она также сделала несколько шелкографических репродукций работ своего покойного мужа. Оставшаяся коллекция Ван Дусбурга, состоящая в основном из архивных материалов, исследований, фотографий и рисунков, была передана Нелли ван Дусбург ее кузену Вису ван Мурселю, который подарил ее голландскому народу в 1981 году. Коллекция находится в ведении Нидерландского института культурного наследия и Нидерландский институт истории искусств.
Она также продолжала активно участвовать в творческой деятельности. У нее были короткие отношения с немецким архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ , который помог ей организовать выставку работ ее покойного мужа в Чикаго в 1947 году. среди прочего, книга К. Шипперса «Голландский дадаизм» . В конце жизни она вернулась к своим корням и снова стала католичкой.
Ходят слухи, что у Нелли ван Дусбург был роман с джазовым музыкантом Телониусом Монком , с которым она познакомилась в Minton's Playhouse , и продолжила отношения в доме Де Стейл в Медоне.
Нелли ван Дусбург умерла в возрасте 76 лет от последствий рака молочной железы в доме и студии, спроектированных Тео ван Дусбургом, в Медоне , Франция.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ван Мурсел, Вис (2000). Нелли ван Дусбург (на голландском языке). Неймеген: СОЛНЦЕ. п. 14. ISBN 906168966X .
- ^ Мария), Оттевангер, Алиед (Алида (2007). Де Стейл в Тилбурге: о дружбе Тео ван Дусбурга и Энтони Кока . Амстердам: Стокеркаде, культурно-историческое издательство. ISBN 978-9079156016 . OCLC 191933837 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мария), Оттевангер, Алиед (Алида (2007). Де Стейл в Тилбурге: о дружбе Тео ван Дусбурга и Энтони Кока . Амстердам: Стокеркаде, культурно-историческое издательство. С. 68. ISBN 978-9079156016 . OCLC 191933837 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Манфред, Бок (2001). Архитектура, стиль, городское планирование: ван Эстерен и авангард . Россем, Винсент ван., Сомер, Кис. Роттердам: NAi. п. 83. ИСБН 978-9072469625 . OCLC 901736960 .
- ^ Дусбург, Тео ван (2000). Тео ван Дусбург: каталог произведений . Хук, Элс., Центральный музей (Утрехт, Нидерланды), Рейксмузеум Креллер-Мюллер. Утрехт: Центральный музей. ISBN 978-9073285736 . OCLC 47521108 .
- ^ «Лир поет для компании под девизом: Вздох королевского дома, церкви и страны - здесь шибболет, стальные узы любви. 8 марта 1790 года». doi : 10.1163/2214-8264_dutchpamphlets-kb2-kb25700 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Архивы» . rkd.nl (на голландском языке) . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ ван Мурсел, София Дж. (15 января 2018 г.). «София Дж. ван Мурсел» . Новый фитолог . 217 (3): 993–994. дои : 10.1111/nph.14986 . ISSN 0028-646X . ПМИД 29334599 .
- ^ Jump up to: а б Винтгенс, Дорис (2017). Пегги Гуггенхайм и Нелли ван Дусбург — защитники Де Стиджа . издательство nai010. п. 52. ИСБН 9789462084100 .