Andrei Platonov
Andrei Platonov | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Andrei Platonovich Klimentov 28 августа 1899 г. Воронеж , Воронежская губерния , Российская империя. |
Умер | 5 января 1951 г. Москва , РСФСР , Советский Союз. | (51 год)
Занятие | Писатель, философ, драматург, поэт, инженер |
Период | 1919–1951 |
Жанр | Роман, рассказ, поэзия, журналистика |
Известные работы | Чевенгур Котлован Душа «Жестокий и прекрасный мир» Река Потудань «Возвращение» |
Подпись | |
![]() |
Андрей Платонович Платонов (русский: Андра́й Прато́нович Прато́нов , латинизированный : ɐnˈdrʲej plɐˈtonəf , родившийся Климентов ( русский : Климе́нтов ); 28 августа [ OS 16 августа] 1899 г. [1] — 5 января 1951) — советский российский писатель, новеллист, философ, драматург и поэт. Хотя Платонов считал себя коммунистом , его основные работы остались неопубликованными при его жизни из-за скептического отношения к коллективизации сельского хозяйства (1929–1940) и другой сталинской политике, а также из-за их экспериментальной, авангардной формы, пропитанной экзистенциализмом . не соответствовало доминирующей доктрине социалистического реализма . Среди его известных произведений — романы «Чевенгур» (1928) и «Котлован» (1930).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Платонов родился в поселке Ямская Слобода на окраине Воронежа Черноземной области Центральной России. Его отец был слесарем-слесарем (и изобретателем-любителем), работавшим в железнодорожных мастерских, а мать была дочерью часовщика. Он посещал местную приходскую школу, закончил начальное образование в четырехлетней городской школе и начал работать в тринадцать лет, занимая такие должности, как конторский служащий в местной страховой компании, плавильщик на трубном заводе, помощник машиниста, кладовщик и т. д. железная дорога. После революции 1917 года изучал электротехнику в Воронежском политехническом институте. Когда в 1918 году разразилась Гражданская война, Платонов помогал отцу в поездах, доставляющих войска и припасы, а также расчищавших снег.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Тем временем Платонов начал писать стихи, отправляя их в газеты Москвы и других стран. Он также активно сотрудничал с местными периодическими изданиями. В их число входили «Железный путь» («Железная дорога»), газета местного профсоюза железнодорожников; газеты КПРФ Воронежской области « Красная деревня » и « Воронежская коммуна »; и «Кузница» , общенациональный журнал группы « Кузница пролетарских писателей ».
В период с 1918 по 1921 год, в период его наиболее интенсивной писательской деятельности, он опубликовал десятки стихотворений (антология вышла в 1922 году), несколько рассказов, сотни статей и очерков, приняв в 1920 году псевдоним Платонов, под которым он лучше всего известен. известно. Обладая замечательной энергией и ранним интеллектуальным развитием, он уверенно писал по широкому кругу тем, включая литературу, искусство, культурную жизнь, науку, философию, религию, образование, политику, гражданскую войну, международные отношения, экономику, технологии, голод и мелиорацию земель. другие. Нередко в 1920 году в печати ежедневно появлялись две-три пьесы Платонова на совершенно разные темы.
Он также участвовал в местном движении Пролеткульта , вступил в Союз коммунистических журналистов в марте 1920 года и работал редактором в «Красной деревне» («Красная деревня») и газете местного профсоюза железнодорожников. В августе 1920 года Платонов был избран во временное правление новообразованного Воронежского союза пролетарских писателей и принял участие в Первом съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года, организованном группой Кузнеца. Он регулярно читал свои стихи и выступал с критическими докладами на различных собраниях клуба.
В июле 1920 года Платонов был принят в КПСС кандидатом в члены по рекомендации своего друга Литвина (Молотова). [2] Он присутствовал на партийных собраниях, но 30 октября 1921 года был исключен из партии как «нестабильный элемент». Позже он назвал причину «детской». Возможно, он вышел из партии, разочаровавшись в новой экономической политике (НЭП) . как и ряд других рабочих писателей (со многими из которых он познакомился через Кузницу и на съезде писателей 1920 года). Обеспокоенный голодом 1921 года, он открыто и неоднозначно критиковал поведение (и привилегии) местных коммунистов. Весной 1924 года Платонов подал заявление о повторном приеме в партию, заверяя, что он остается коммунистом и марксистом, но тогда ему было отказано, как и в следующих двух случаях. [3]
В 1921 году Платонов женился на Марии Александровне Кашинцевой (1903–1983); у них родился сын Платон в 1922 году и дочь Мария в 1944 году. [4]
В 1922 году, после разрушительной засухи и голода 1921 года, Платонов отказался от писательской деятельности и занялся работами по электрификации и мелиорации земель для Воронежского губернского земельного управления, а затем и для центрального правительства. «Я больше не мог заниматься созерцательной деятельностью, такой как литература», — вспоминал он позже. Следующие годы он работал инженером и администратором, организовывая рытье прудов и колодцев, осушение болот, строительство гидроэлектростанции.
Чевенгур , Котлован и Впрок
[ редактировать ]Когда он вернулся к написанию прозы в 1926 году, ряд критиков и читателей отметили появление крупного и оригинального литературного голоса. Переехав в 1927 году в Москву, он впервые стал профессиональным писателем, сотрудничая с рядом ведущих журналов.
В период с 1926 по 1930 год, в период от НЭПа до первой пятилетки (1928–1932), Платонов создал два своих крупных произведения — романы «Чевенгур» и «Котлован» . С их скрытой критикой системы ни один из них не был принят к публикации, хотя один раздел «Чевенгура» появился в журнале. Оба романа были опубликованы в СССР только в конце 1980-х годов.
В 1930-е годы Платонов работал с советским философом Михаилом Лифшицем , который редактировал Литературный критик московский журнал « » , за которым следили философы-марксисты всего мира. Другим сотрудником журнала был теоретик Дьёрдь Лукач. [5] и Платонов опирался на связи с двумя философами. Поворотным моментом в его жизни и карьере писателя стала публикация в марте 1931 года повести « Впрок», в которой описывалась насильственная коллективизация сельского хозяйства в годы первой пятилетки.
Согласно архивным данным (доклад информатора ОГПУ от 11 июля 1931 г.), Сталин внимательно читал « Впрок» после публикации, добавляя на полях комментарии об авторе («дурак, идиот, подлец») и его литературном стиле («это не по-русски». но какая-то непонятная ерунда") к своему экземпляру журнала. В записке для издателей ежемесячного журнала «Красная новь» Сталин назвал Платонова «агентом наших врагов» и в приписке предложил наказать автора и других «недоумков» (т.е. редакторов) таким образом, чтобы наказание отслужило им «впрок». [6]
В 1933 году сотрудник ОГПУ Шиваров написал о Платонове специальный доклад. Приложены версии «Море молодости» , пьесы «14 красных изб» и неоконченного «Технического романа». В отчете « Для будущего использования » описывается как «сатира на организацию колхозов» и отмечается, что последующие работы Платонова выявили «углубление антисоветских настроений» писателя. [7]
Официальная поддержка и порицание
[ редактировать ]В 1934 году Максим Горький добился включения Платонова в «писательную бригаду», отправленную в Среднюю Азию с намерением опубликовать коллективное произведение, посвященное десятилетию Советского Туркменистана . [8] (Ранее в том же году был опубликован коллективный труд более 30 советских писателей о строительстве Беломорканала . ) Вкладом Платонова в туркменский том стал рассказ под названием « Такыр » (или « Солончаки ») о освобождение персидской рабыни. Платонов вернулся в Туркменистан в 1935 году и это послужило основой для его повести « Душа» (или «Джан» ) . «Джан» рассказывает о «нерусском» экономисте из Средней Азии , который покидает Москву, чтобы помочь своему затерянному, кочующему народу под названием Джан, отверженным и изгоям, не обладающим ничем, кроме души. [9] Текст, подвергнутый цензуре, был впервые опубликован в 1966 году; полный текст без цензуры только в 1999 году.
В середине 1930-х годов Платонова снова пригласили принять участие в коллективном сборнике о железнодорожниках. Он написал два рассказа: «Бессмертие», получивший высокую оценку, и «Среди животных и растений», который подвергся резкой критике и в конечном итоге был опубликован лишь в сильно отредактированной и гораздо более слабой версии.
В августе 1936 года «Литературный критик» опубликовал «Бессмертие» с примечанием, объясняющим трудности, с которыми столкнулся автор, предлагая эту историю другим периодическим изданиям. [10] В следующем году эта публикация подверглась критике в «Красной Нове» , нанеся ущерб репутации Платонова. [11] : 626–629 В 1939 году повесть была переиздана в предполагаемом коллективном сборнике « Вымышленные изображения железнодорожного транспорта» (1939), посвященном героям советской железнодорожной системы. [12]
В период с 1937 года до своей смерти в 1951 году Платонов опубликовал еще восемь книг, художественных произведений и эссе.
Stalin's ambivalence and Platonov's son
[ редактировать ]Сталин неоднозначно относился к достоинству Платонова как писателя. В сообщении того же информатора в июле 1931 года утверждалось, что он также называл писателя «гениальным пророком». Со своей стороны, Платонов высказал враждебные замечания в адрес Троцкого, Рыкова и Бухарина, но не в отношении Сталина, которому он неоднократно писал письма. [13] «Платонов здесь?» - спросил Сталин на встрече с советскими писателями, состоявшейся в Москве на даче Горького в октябре 1932 года, когда советский лидер впервые назвал писателей "инженерами человеческой души". [14]
В январе 1937 года Платонов опубликовал номер « Литературной газеты» , в котором обвиняемые на втором московском показательном процессе ( Радек , Пятаков и другие) были разоблачены и осуждены 30 известными писателями, в том числе Борисом Пастернаком . Его короткий текст «Победить зло» включен в собрание его сочинений. Было высказано предположение, что он содержит закодированную критику режима. [15]
В мае 1938 года, во время Большого террора , сын Платонова был арестован как «террорист» и «шпион». В возрасте 15 лет Платон был приговорен в сентябре 1938 года к десяти годам лишения свободы и отправлен в исправительно-трудовой лагерь. [16] где он заразился туберкулезом . Благодаря усилиям Платонова и его знакомых (в том числе Михаила Шолохова ), Платон был освобожден и вернулся домой в октябре 1940 года, но был неизлечимо болен и умер в январе 1943 года. Сам Платонов заразился болезнью, когда кормил сына.
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) Платонов служил военным корреспондентом военной газеты «Красная звезда» и опубликовал ряд рассказов о том, чему он стал свидетелем на фронте. Война ознаменовала небольшой подъем в литературной судьбе Платонова: ему снова разрешили публиковаться в крупных литературных журналах, и некоторые из этих военных рассказов, несмотря на типичный идиосинкразический язык и метафизику Платонова, были хорошо приняты. [17] Однако к концу войны здоровье Платонова ухудшилось, и в 1944 году у него обнаружили туберкулез. В 1946 году его последний опубликованный рассказ «Возвращение» был раскритикован « Литературной газетой» как «клевета» на советскую культуру. [18] Его последними публикациями стали два сборника фольклора. После его смерти в 1951 году Василий Гроссман . на его похоронах выступил [19]

Наследие
[ редактировать ]Влияние Платонова на более поздних русских писателей значительно. Некоторые, но не все, его работы были опубликованы или переизданы во время хрущевской оттепели 1960-х годов .
В публицистике, рассказах и стихах, написанных в первые послереволюционные годы (1918–1922), Платонов переплетал идеи господства человека над природой со скептицизмом по поводу торжества человеческого сознания и воли, сентиментальной и даже эротической любовью к физическим вещам со страхом и сопутствующее отвращение к материи. Платонов рассматривал мир как воплощение одновременно противоположных начал духа и материи, разума и эмоций, природы и машины.
Он писал о фабриках, машинах и технологиях как о соблазнительных и ужасающих одновременно. Его целью было передать промышленность машинам, чтобы «перевести человека из сферы материального производства в высшую сферу жизни». Таким образом, в видении Платонова грядущего «золотого века» машины являются одновременно врагами и спасителями. Современные технологии, парадоксально утверждал Платонов (хотя и повторяя парадокс, характерный для марксизма), позволят человечеству «освободиться от гнета материи». [20]
Утверждалось также, что сочинение Платонова [ кем? ] имеет тесную связь с произведениями ранних русских авторов, таких как Федор Достоевский . Он также использует много христианской символики, в том числе заметное влияние широкого круга современных и древних философов, включая русского философа Николая Федорова .
В его «Яме фундамента» используется сочетание крестьянского языка с идеологическими и политическими терминами, чтобы создать ощущение бессмысленности, чему способствуют резкие, а иногда и фантастические события сюжета. Иосиф Бродский считает, что эта работа глубоко подозрительна по отношению к значению языка, особенно политического. Это исследование бессмысленности является отличительной чертой экзистенциализма и абсурдизма . Бродский прокомментировал: «Горе народу, на чей язык можно перевести Андрея Платонова». [21]
Элиф Батуман включила «Душу» в число четырех своих любимых русских произведений ХХ века. [22] (Батуман — автор книги «Бесы: приключения с русскими книгами и людьми, которые их читают» , а также финалист Пулитцеровской премии за роман «Идиот ».)
Писательница Татьяна Толстая писала: «Андрей Платонов — выдающийся писатель, возможно, самый блестящий русский писатель ХХ века». [23]
Ежегодно в Воронеже проводится литературная выставка в честь Платонова, во время которой зрители читают со сцены некоторые из его произведений.
Стиль и тематика
[ редактировать ]Одной из наиболее ярких отличительных черт творчества Платонова является оригинальный язык, не имеющий аналогов в мировой литературе. Его часто называют «примитивным», «неуклюжим», «самодельным».
Платонов активно пользуется приемом остранения , его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для детской речи.
Юрий Левин выделяет характерные приемы Платонова:
- синтаксически неверные конструкции, такие как глагол + место обстоятельство . « Думай головой », « ответил... пересохшим ртом », « признал желание жить в этой отгороженной дали ».
- избыточность , плеоназм . « Вощев... открыл дверь в космос », « его тело было тонким внутри одежды ».
- чрезвычайно обобщенный словарный запас. «Природа», «место», «пространство» вместо конкретных описаний ландшафта. « Прушевский оглядел пустынный участок ближайшей природы », « старое дерево росло... в ясную погоду ».
- активное употребление придаточных о причине («Настя... витала вокруг спешащих мужчин, потому что ей хотелось»), а также придаточных о цели («Пора поесть за дневной труд»). Более того, они часто бывают лишними или логически немотивированными.
- активное использование типичной советской бюрократии, часто в иронической форме («конфисковать ее привязанность»), но редко. [24]
По мнению исследователя Левина, с помощью этих оборотов Платонов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «все связано со всем», и все события разворачиваются среди единой «природы». [25]
В произведениях Андрея Платонова форма и содержание образуют единое, нерасторжимое целое, то есть сам язык произведений Платонова является их содержанием. [26]
Среди ключевых мотивов творчества Платонова – тема смерти и ее преодоления. Анатолий Рясов пишет о платоновской «метафизике смерти». [27] Платонов в юности попал под влияние Николая Федорова и неоднократно обращается к идее воскрешения мертвых. В сознании его героев оно связано с грядущим приходом коммунизма .
Дань
[ редактировать ]планета, открытая в 1981 году советским астрономом Л.Г. Карачкиной названа Именем Платонова . [28]
Работает
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Чевенгур – 1928 (1972)
- Котлован – 1930 (1969)
- Счастливая Москва (незаконченный) - 1933–1936 (1991)
Короткометражка
[ редактировать ]- «Родина электричества» – 1926 г.
- «Лунная бомба» – 1926 г.
- Шлюзы Крещения (новелла) – 1927
- «Луговые мастера» – 1928 г.
- «Самый сокровенный человек» – 1928 г.
- «Макар Сомнительный» – 1929 г.
- Впрок (новелла) – 1930 (1931)
- Море молодости (новелла) – 1934 (1986)
- Soul , or Dzhan (novella) – 1934 (1966)
- «Третий сын» – 1936 г.
- «Фро» (рассказ) – 1936 г.
- «Среди животных и растений» (рассказ) – 1936 г.
- «Жестокий и прекрасный мир» – 1937 г.
- Река Потудань (сборник рассказов) – 1937 г.
- «Бессмертие» – 1936, 1939 гг.
- «Корова» – 1938 (1965)
- «Афродита» – 1945 г.
- «Возвращение» или «Возвращение домой» – 1946 г.
Другой
[ редактировать ]- Голубые глубины [29] (стих) – 1922 г.
- Шарманка (спектакль) – 1930 г.
- Харди-Гурди (спектакль) - 1930 (1988)
- Четырнадцать красных избушек (спектакль) - 1931 (1988)
- Отец-Мать (сценарий) – 1936 (1967)
английские переводы
[ редактировать ]Сборник рассказов «Лютый и прекрасный мир », в который входит его самый известный рассказ «Река Потудань» (1937), был опубликован в 1970 году с предисловием Евгения Евтушенко и стал первой книгой Платонова, изданной в английском переводе. В 1970-е годы Ардис опубликовал переводы своих основных произведений, таких как «Котлован» и «Чевенгур» . В 2000 году в серии New York Review Books Classics был переиздан «Жестокий и прекрасный мир» с предисловием Татьяны Толстой. В 2007 году New York Review Books опубликовала сборник новых переводов некоторых из этих рассказов, в том числе повести « Душа» (1934), «Возвращение» (1946) и «Река Потудань». [30] За этим последовал новый перевод «Котлована» в 2009 году. [31] в 2012 году — «Счастливая Москва» , неоконченный роман (не изданный при жизни Платонова), [32] а в 2023 году новый перевод Чевенгура .
- Жестокий и прекрасный мир: Рассказы Андрея Платонова , вступление Евгения Евтушенко , Э.П. Даттон , 1970 (тр. Джозефа Барнса ) [33]
- Котлован , двуязычное издание с предисловием Иосифа Бродского , Ardis Publishing , 1973 (тр. Мирра Гинзбург )
- Чевенгур , Ardis Publishing, 1978 (тр. Энтони Олкотт)
- Собрание сочинений , Ardis Publishing, 1978 (тр. Томас П. Уитни , Карл Р. Проффер, Алексей А. Киселев, Мэрион Джордан и Фридерика Снайдер)
- Fierce, Fine World , Издательство Радуга , 1983 (тр. Лауры Бераха и Кэтлин Кук)
- Река Потудан , Bristol Classical Press , 1998 (тр. Мэрилин Минто)
- Яма для фундамента , Harvill Press , 1996 (тр. Роберт Чендлер и Джеффри Смит)
- Возвращение и другие истории , Harvill Press, 1999 (тр. Роберт Чендлер и Анджела Ливингстон)
- Портативный Платонов , Новая русская письменность, 1999 (тр. Роберт Чендлер)
- Счастливая Москва , введение Эрика Наймана, Harvill Press, 2001 (тр. Роберта Чендлера и Элизабет Чендлер)
- Счастливая Москва , предисловие Роберта Чендлера, New York Review Books, 2012 (тр. Роберт Чендлер и Элизабет Чендлер)
- Счастливая Москва , вступление Роберта Чендлера, Vintage Classics, 2013 (тр. Роберта Чендлера и Элизабет Чендлер)
- Душа , Harvill Press, 2003 (тр. Роберт Чендлер и Элизабет Чендлер)
- Русские рассказы от Пушкина до Буйды, Penguin Classics, 2005, (тр. Роберта Чендлера и др.). Включает два важных рассказа Платонова: «Третий сын» и «Возвращение».
- Душа и другие истории , New York Review Books , 2007 (тр. Роберт Чендлер с Катей Григорук, Анджелой Ливингстон, Ольгой Меерсон и Эриком Найманом).
- Яма для фундамента , New York Review Books, 2009 г. (тр. Роберт Чендлер, Элизабет Чендлер и Ольга Меерсон).
- Русские волшебные сказки от Пушкина до Платонова, Penguin Classics, 2012 (тр. Роберта Чендлера и др.). Включает тонкую обработку Платоновым традиционных русских народных сказок.
- Четырнадцать красных хижин и другие пьесы , Издательство Колумбийского университета, 2016 (Русская библиотека) (под ред. Роберта Чендлера; тр. Роберта Чендлера, Джесси Ирвина и Сьюзен Ларсен; с примечаниями Роберта Чендлера и Натальи Дужиной)
- Чевенгур , пер. Элизабет Чендлер и Роберт Чендлер (New York Review Books, 2023)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Раньше считалось, что Платонов родился 20 августа/1 сентября, но недавние исследования установили более раннюю дату. См. Томаса Зейфрида, компаньона книги Андрея Платонова «Котлован» (Academic Studies Press, 2009: ISBN 1-934843-57-1 ), с. 4.
- ↑ Алексей Варламов, «Платонов и партия», цитата в Интернет-дневнике Светланы Коппель-Ковтун , 4 декабря 2016 г. (на русском языке).
- ↑ Алексей Варламов, «Платонов и партия», цитата в Интернет-дневнике Светланы Коппель-Ковтун , 4 декабря 2016 г. (на русском языке).
- ^ Зейфрид, Соратник к книге Андрея Платонова «Котлован», с. 15.
- ^ Д. Гутов, «Учиться, учиться и учиться» в книге « Сделай все новым: проект о коммунизме» , ред. Грант Уотсон, Джерри ван Ноорд и Гэвин Эвералл, Центр книжных работ и проектных искусств: Дублин, 2006, стр. 24–37 .
- ^ Режим и художественная интеллигенция: Документы ЦК и ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике, 1917–1953 , Москва, 1999, с. 150 (на русском языке), цитируется по Гончарову и Нехотину.
- ^ Виталий Шенталинский, Арестованные голоса , Глава 10, «Арестованное слово», Свободная пресса: Нью-Йорк, 1996, с. 211.
- ^ Платонов, Андрей Платонович, 1899–1951. (2008). Душа и другие истории . Нью-Йоркские обзорные книги. ISBN 978-1-59017-254-4 . OCLC 153582650 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Университет Королевы Марии; Чендлер, Роберт (2017). «Хлеб для души: Андрей Платонов» (PDF) . Студия Литтерарум . 2 (1): 244–267. дои : 10.22455/2500-4247-2017-2-1-244-267 .
- ^ Н. Дужина, «Андрей Платонов, Бессмертие» в Платоновской стране философов: Проблемы творчества , Институт мировой литературы, 2001, с. 742 (на русском языке).
- ^ Слежин, Юрий (2017). Дом правительства . Принстон. ISBN 9780691176949 .
- ^ Н. Дужина, «Андрей Платонов, Бессмертие» в Платоновской стране философов: Проблемы творчества , Институт мировой литературы, 2001, с. 742 (на русском языке).
- ^ Goncharov, Vladimir; Nekhotin, Vladimir, eds. (c. 2000). "Andrei Platonov in OGPU-NKVD-NKGB documents, 1930–1945" . Khronos online journal (in Russian).
- ↑ Н. М. Малыгина и А. К. Шубина, Запись беседы с Марией Платоновой , «Андрей Платонов, Стиль «Возвращение», Москва, 2005, с. 87 (на русском языке).
- ^ Роберт Чендлер, «Чтобы преодолеть зло»: Андрей Платонов и московские показательные процессы», NE Review , 3–4, 2014, стр. 145–153 .
- ↑ Соломон Волков, История русской культуры ХХ века , Москва, 2008, стр. 174–175 (на русском языке).
- ^ Зейфрид, Томас (2003). «Андрей Платонович Платонов (20 августа 1899 г. — 5 января 1951 г.)». Словарь литературной биографии . Русские прозаики между мировыми войнами, под редакцией Кристины Райдель, т. 272: 319–335 – через литературу Гейла.
- ^ Кан, Эндрю; Липовецкий, Марк; Рейфман, Ирина; Сэндлер, Стефани (2018). История русской литературы . Оксфорд. п. 547. ИСБН 9780199663941 .
- ^ Кальдер, Дэниел (18 февраля 2010 г.). «Андрей Платонов: величайший стилист русской прозы ХХ века?» . Хранитель . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ See Thomas Seifrid, Andrei Platonov: Uncertainties of Spirit (Cambridge, Eng., 1992), chapter 1; V. V. Eidinova, "K tvorcheskoi biography A. Platonova," Voprosy literatury 3 (1978): 213–228; Thomas Langerak, "Andrei Platonov v Voronezhe," Russian Literature 23–24 (1988): 437–468; Mark D. Steinberg, Proletarian Imagination; Self, Modernity, and the Sacred in Russia (Cornell University Press, 2002). Quotations from A. Platonov, "Budushchii oktiabr' (diskussionnaia)," Voronezhskaia kommuna , 9 November 1920; idem., "Chto takoe eletrifikatsiia," Krasnaia derevnia , 13 October 1920; idem., "Zolotoi vek, sdellannyi iz elektrichestva," Voronezhskaia kommuna , 13 February 1921.
- ^ Толстая, Татьяна (13 апреля 2000 г.). «Из этого мира» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Батуман, Элиф (11 марта 2010 г.). «Альтернативная русская классика» . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Толстая, Татьяна (13 апреля 2000 г.). «Из этого мира» . Нью-Йоркское обозрение книг . ISSN 0028-7504 . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Как читать «Котлован» . Лекция В. Голышева (на русском языке).
- ^ Левин Ю. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) // In book: Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. — М.: Языки славянской культуры, 1998. — С. 392—419. — ISBN 5-7859-0043-2 .
- ^ Левин Ю. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) // In book: Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. — М.: Языки славянской культуры, 1998. — С. 392—419. — ISBN 5-7859-0043-2 .
- ^ Анатолий Рясов. Платонов: идеология, язык, бытие .
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 304. ИСБН 3-540-00238-3 .
- ^ Platonov, Andrei (2021). Голубая глубина [ Blue Depths ] (in Russian). Translated by Halbur, Adam .
- ^ "Душа" . Нью-Йоркские обзорные книги . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ «Котлован фундамента» . Нью-Йоркские обзорные книги . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ «Счастливая Москва» . Нью-Йоркские обзорные книги . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Платонов, Андрей Платонович (1970). Жестокий и прекрасный мир (на английском и русском языках). Интернет-архив. Нью-Йорк, EP Даттон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Филип Росс Баллок (2004), «Андрей Платонов», Литературная энциклопедия .
- Буллок, Филип Росс (2005). Женское в прозе Андрея Платонова . Лондон, Великобритания: Легенда. ISBN 9781900755757 . OCLC 469641659 . .
- Мирра Гинзбург (1975), введение переводчика к «Котловану» .
- Томас Зейфрид (2009), компаньон к «Котловану» Андрея Платонова , Academic Studies Press ISBN 1-934843-57-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чевенгур . Полный текст на английском языке на Monoskop.org.
- Четырнадцать красных избушек . Полный текст на английском языке. С сайта SovLit.net
- Из записных книжек Андрея Платонова. С сайта SovLit.net
- Работы Андрея Платонова или о нем в Internet Archive
- Андрей Платонович Платонов Works in Russian at ImWerden
- Интервью с Ириной Машинской о переводе Андрея Платонова: https://www.youtube.com/watch?v=OuG7bWXv5E0
- 1899 рождений
- 1951 смертей
- русские писатели-мужчины
- Русские писатели-мужчины
- Советские писатели-новеллисты
- Русские писатели XX века.
- Советские романисты
- Советские писатели-мужчины
- Русские писатели-мужчины XX века.
- Писатели из Воронежа
- Советские люди Второй мировой войны
- Русские люди Второй мировой войны.
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Смертность от туберкулеза в Советском Союзе
- Смертность от туберкулеза в России
- Писатели-модернисты