Jump to content

Луис Кан

Луис Кан
Кан в июне 1969 года
Рожденный
Ице-Лейб Шмуиловский

( 1901-02-20 ) 20 февраля 1901 г.
Умер 17 марта 1974 г. ) ( 1974-03-17 ) ( 73 года
Нью-Йорк, США
Национальность Американский
Занятие Архитектор
Награды Золотая медаль АИА
Золотая медаль РИБА
Здания Джатио Сангшад Бхабан
Художественная галерея Йельского университета
Институт Солка
Индийский институт менеджмента, Ахмадабад
Библиотека Академии Филлипса Эксетера
Художественный музей Кимбелла
Проекты Центр Филадельфии , исследования городов и дорожного движения

Луи Исадор Кан (урожденный Ице-Лейб Шмуиловский ; 5 марта [ OS 20 февраля] 1901 - 17 марта 1974) был эстонского происхождения. американским архитектором [2] базируется в Филадельфии . Поработав на различных должностях в нескольких фирмах в Филадельфии, в 1935 году он основал собственное ателье. Продолжая частную практику, с 1947 по 1957 год он работал критиком дизайна и профессором архитектуры в Йельской школе архитектуры. С 1957 года до своей смерти Он был профессором архитектуры в Школе дизайна Пенсильванского университета .

Кан создал монументальный и монолитный стиль; его тяжелые здания по большей части не скрывают ни своего веса, ни материалов, ни способа сборки. Он был награжден золотой медалью AIA и золотой медалью RIBA . На момент его смерти некоторые считали его «лучшим из ныне живущих архитекторов Америки». [3]

Биография [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Дом Джесси Осера, Элкинс-Парк, Пенсильвания (1940)

Луис Кан, настоящее имя которого было Ице-Лейб (Лейзер-Ице) Шмуиловский (Шмаловский), родился в бедной еврейской семье в Российской империи (современная Эстония). Его точное место рождения оспаривается, но широко распространено мнение, что это Курессааре , Сааремаа, [4] хотя в некоторых источниках упоминается Пярну . [5]

Раннее детство он провел в Курессааре на острове Сааремаа, входившем в то время в состав Ливонской губернии Российской империи . В три года он увидел угли в печи и был пленён светом углей. Он положил уголь в фартук, который загорелся и обжег ему лицо. [6] Эти шрамы он носил всю оставшуюся жизнь. [7]

В 1906 году его семья эмигрировала в США, так как опасалась, что его отца отзовут в армию во время русско-японской войны . Год его рождения мог быть неточно записан в процессе иммиграции. Согласно документальному фильму его сына 2003 года, семья не могла позволить себе карандаши. Они сами сделали палочки для угля из обожженных веток, чтобы Луи мог подрабатывать рисунками. [8] Позже он зарабатывал деньги, играя на фортепиано, сопровождая немые фильмы в кинотеатрах. Он стал натурализованным гражданином США 15 мая 1914 года. Его отец сменил имя на Кан в 1915 году. [8]

Образование [ править ]

Кан преуспел в искусстве с юных лет, неоднократно получая ежегодную награду за лучшую акварель от старшеклассника Филадельфии. Он был без энтузиазма и ничем не выдающимся учеником Центральной средней школы Филадельфии, пока на последнем курсе не поступил на курс архитектуры, который убедил его стать архитектором. Он отклонил предложение поступить в Пенсильванскую академию изящных искусств , чтобы изучать искусство в рамках полной стипендии, вместо этого работая на различных работах, чтобы оплатить собственное обучение на степень по архитектуре в Школе изящных искусств Пенсильванского университета . Там он учился у Поля Филиппа Крета в версии традиции изящных искусств , которая не поощряла чрезмерное украшение. [9]

Карьера [ править ]

После получения степени бакалавра архитектуры в 1924 году Кан работал старшим чертежником в офисе городского архитектора Джона Молитора. Он работал над дизайном экспозиции, посвященной полуторасотлетнему юбилею 1926 года . [10]

В 1928 году Кан совершил турне по Европе. Его особенно интересовали средневековый город-крепость Каркассон во Франции и замки Шотландии, а не какие-либо оплоты классицизма или модернизма . [11] Вернувшись в Соединенные Штаты в 1929 году, Кан работал в офисах Поля Филиппа Крета , своего бывшего студийного критика в Пенсильванском университете, а затем с Занцингером, Бори и Медари в Филадельфии. [10]

В 1932 году Кан и Доминик Бернингер основали Группу архитектурных исследований , члены которой интересовались популистской социальной повесткой дня и новой эстетикой европейских авангардов . Среди проектов, над которыми Кан работал во время этого сотрудничества, - схемы государственного жилья, которые он представил Управлению общественных работ , которое поддержало некоторые подобные проекты во время Великой депрессии . [10] Они остались незастроенными.

Луи Кана Институт Солка

Среди наиболее важных ранних совместных работ Кана было сотрудничество с Джорджем Хоу . [12] Кан работал с Хоу в конце 1930-х годов над проектами Жилищного управления Филадельфии , а затем в 1940 году вместе с архитектором немецкого происхождения Оскаром Стоноровым над проектированием жилых комплексов в других частях Пенсильвании . [13] Официальное партнерство архитектурного бюро между Каном и Оскаром Стоноровым началось в феврале 1942 года и закончилось в марте 1947 года, в результате чего было создано пятьдесят четыре задокументированных проекта и здания. [14] [15]

Кан пришел к своему характерному архитектурному стилю только в возрасте пятидесяти лет. Первоначально работая в довольно ортодоксальной версии международного стиля, на него сильно повлияло пребывание в качестве постоянного архитектора в Американской академии в Риме в 1950 году, что стало поворотным моментом в его карьере. Посетив руины древних зданий в Италии, Греции и Египте, он применил подход «возвращение к основам». Он разработал свой собственный стиль под влиянием более ранних современных движений, но не ограниченный их порой догматическими идеологиями. В 1950-х и 1960-х годах, будучи архитектором-консультантом Комиссии по городскому планированию Филадельфии, Кан разработал несколько планов центра Филадельфии, которые так и не были реализованы. [16]

В 1961 году он получил грант от Фонда Грэма по перспективным исследованиям в области изящных искусств на изучение дорожного движения в Филадельфии и разработку предложения по системе виадука . [17] [18]

Он описал это предложение на лекции, прочитанной в 1962 году на Международной конференции по дизайну в Аспене, штат Колорадо:

В центре города улицы должны стать зданиями. Это должно сочетаться с ощущением движения, которое не облагает местные улицы налогом на неместное движение. Должна быть система виадуков, охватывающих территорию, которая может использовать местные улицы для собственных нужд, и она должна быть сделана так, чтобы у этого виадука был первый этаж с магазинами и полезная площадь. Модель, которую я недавно сделал для Фонда Грэма и которую представил г-ну Энтенце, продемонстрировала эту схему. [19]

Преподавательская карьера Кана началась в Йельском университете в 1947 году. В конце концов он был назначен Альберта Ф. Бемиса профессором архитектуры и планирования в Массачусетском технологическом институте в 1956 году. Затем Кан вернулся в Филадельфию, чтобы преподавать в Пенсильванском университете с 1957 года до своей смерти. , став профессором архитектуры Поля Филиппа Крета . Он также был приглашенным лектором в Школе архитектуры Принстонского университета с 1961 по 1967 год.

В 1974 году Кан умер от сердечного приступа. [3] вскоре после рабочей поездки в Индию. [3]

Награды и почести [ править ]

Кан был избран членом Американского института архитекторов (AIA) в 1953 году. Он стал членом Национального института искусств и литературы в 1964 году, когда он был награжден медалью Фрэнка П. Брауна . В 1965 году он был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного академика и получил почетного доктора изящных искусств Йельского университета. [20] Он стал членом Американской академии искусств и наук в 1968 году и награжден Золотой медалью AIA , высшей наградой, присуждаемой AIA, в 1971 году, а также Королевской золотой медалью Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 1971 году. 1972. [21] [22] В 1971 году он получил премию «Золотая тарелка» Американской академии достижений . [23]

Личная жизнь [ править ]

У Кана было трое детей от трех женщин. От жены Эстер у него родилась дочь Сью Энн. [3] От Энн Тынг , которая начала свое рабочее сотрудничество и личные отношения с Каном в 1945 году, у него также родилась дочь Александра. Когда Тынг забеременела в 1953 году, чтобы смягчить скандал, она поехала в Рим на рождение дочери. [24] От Гарриет Паттисон у него родился сын Натаниэль Кан . Энн Тинг была архитектором и учителем, а Гарриет Паттисон была новатором ландшафтного архитектора. [25] В некрологе Кана в The New York Times , написанном Полом Голдбергером , упоминаются только Эстер и его дочь от нее как выжившие. [3]

Документальный фильм [ править ]

В 2003 году Натаниэль Кан выпустил документальный фильм о своем отце « Мой архитектор: Путешествие сына» . Фильм , номинированный на «Оскар», дает представление и понимание архитектуры Кана, одновременно изучая его лично через его семью, друзей и коллег. [26]

Дизайны [ править ]

Художественный музей Кимбелла , Форт-Уэрт, Техас (1966–1972)
Игра света внутри Джатио Сангшад Бхабан

Хронология работ [ править ]

Джатио Сангшад Бхабан , Дакка; считается выдающимся произведением Кана
Интерьер библиотеки Академии Филлипса Эксетера , Эксетер, Нью-Гэмпшир (1965–1972)

Все даты относятся к году начала проекта.

Наследие [ править ]

Панорама Индийского института менеджмента в Ахмадабаде , Гуджарат, Индия
Мемориальный парк Луи Кана , 11-я улица и Пайн-стрит, Филадельфия , Пенсильвания

Работы Луиса Кана придали международному стилю изысканный и очень личный вкус. Исаму Ногучи назвал его «философом среди архитекторов». Он был озабочен созданием четких формальных различий между обслуживаемыми помещениями и помещениями для прислуги . он имел в виду Под помещениями для прислуги не помещения для прислуги, а скорее помещения, которые обслуживают другие помещения, такие как лестничные клетки, коридоры, туалеты или любые другие подсобные помещения, такие как складские помещения или технические помещения. Его палитра материалов имела тенденцию к сильно текстурированному кирпичу и голому бетону, текстуры часто усиливались путем сопоставления с изысканными поверхностями, такими как травертиновый мрамор. Кан утверждал, что кирпич может быть чем-то большим, чем просто основным строительным материалом:

Если вы думаете о Брике, вы спрашиваете Брика: «Чего ты хочешь, Брик?» И Брик говорит вам: «Мне нравится Арка». А если вы скажете Брику: «Послушай, арки дорогие, и я могу над тобой надеть бетонную перемычку». Что ты об этом думаешь, Брик? Брик говорит: «Мне нравится Арка». И, как видите, важно уважать материал, который вы используете. ... Вы можете сделать это, только если будете чтить кирпич и прославлять кирпич, а не обсчитывать его. [19]

Помимо влияния, которое более известные работы Кана оказали на современных архитекторов (таких как Мужарул Ислам , Тадао Андо ), некоторые из его работ (особенно незавершенный проект «Городская башня») стали очень влиятельными среди архитекторов высоких технологий конца двадцатого века. века (такие как Ренцо Пиано , работавший в офисе Кана, Ричард Роджерс и Норман Фостер ). [37] Среди его выдающихся учеников Мужарул Ислам , Моше Сафди , Роберт Вентури , Джек Даймонд и Чарльз Дагит .

Спустя много лет после своей смерти Кан продолжает вызывать споры. До того, как был построен Парк четырех свобод Франклина Д. Рузвельта на южной оконечности острова Рузвельта , [38] редакционная статья New York Times высказала мнение:

В проекте есть волшебство. То, что задача сложна, делает ее достойной человека, которого она чтит, который руководил нацией через Депрессию, Новый курс и мировую войну. Что касается г-на Кана, то он умер в 1974 году, проезжая один через Пенсильванский вокзал Нью-Йорка. В его портфеле лежали изображения мемориала, его последний законченный план. [39]

В редакционной статье план Кана описывается так:

...просто и элегантно. Черпая вдохновение из защиты Рузвельтом четырех свобод – слова и религии, а также нужды и страха – он спроектировал открытую «комнату и сад» на дне острова. Деревья по обе стороны образуют букву «V», образующую зеленую зону и ведущую к каменной комнате с двумя стенами у кромки воды, обрамляющей Организацию Объединенных Наций и остальную часть горизонта.

Группа, возглавляемая Уильямом Дж. Ванденом Хевелем, в период с 2005 по 2012 год собрала более 50 миллионов долларов из государственных и частных фондов для создания мемориала. Парк четырех свобод Франклина Д. Рузвельта официально открылся для публики 24 октября 2012 года.

В популярной культуре [ править ]

Кан был героем документального фильма « Мой архитектор: путешествие сына» , номинированного на «Оскар» в 2003 году, представленного его сыном Натаниэлем Каном . [26] Сложная семейная жизнь Кана вдохновила на создание эпизода « Неустрашимый характер » сериала « Закон и порядок: Преступное намерение» .

В фильме 1993 года « Непристойное предложение » персонаж Дэвид Мерфи (которого играет Вуди Харрельсон ) упомянул Кана во время лекции студентам-архитекторам, приписав Кану цитату «Даже кирпич хочет быть чем-то».

Лауреат Пулитцеровской премии композитор Льюис Спратлан ​​вместе с коллегами Дженни Каллик и Джоном Дауни (Амхерстский колледж, выпуск 2003 г.) сочинил камерную оперу «Архитектор» как исследование характера Кана. Премьерная запись должна была быть выпущена в 2012 году на лейбле Navona Records.

канала Showtime В «Миллиардах» (сезон 4, серия 6) Тейлор Мейсон и Венди Роудс встречаются в Парке четырех свобод Франклина Д. Рузвельта и обсуждают гений Кана и его отношения с его бывшим сыном. [40]

Галерея [ править ]

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Паулюс, Карин; Пести, Олави (23 ноября 2006 г.). «Где родился Луис Кан?» [Где родился Луис Кан?]. Новости архитектуры EAA (на эстонском языке). Эстонский экспресс.
  2. ^ Ван Воолен, Эдвард (30 сентября 2006 г.). Мои бабушка и дедушка, мои родители и я: еврейское искусство и культура . Престель. п. 138. ИСБН  978-3791333625 . Проверено 23 июля 2019 г. Архитектор эстонского происхождения Кан (1901–1974), иммигрировавший с семьей в Филадельфию в 1906 году.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гольдбергер, Пол (20 марта 1974 г.). «Луи И. Кан умер; архитектору было 73 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 мая 2018 г.
  4. ^ Где родился Луис Кан?
  5. ^ Биография Кана
  6. ^ «Где родился Луис Кан?» (на эстонском языке). Эстонский экспресс . Проверено 28 сентября 2006 г.
  7. ^ Комсток, Пол. «Интервью с биографом Луи Кана Картером Уайзманом», архивировано 25 июля 2011 года в журнале Wayback Machine California Literary Review . 15 июня 2007 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мой архитектор: Путешествие сына. Архивировано 2 января 2008 г., в Wayback Machine , SBS Hot Docs, 15 января 2008 г.
  9. ^ Лессер, Венди (14 марта 2017 г.). Вы говорите Брику: Жизнь Луи Кана . Фаррар, Штраус и Жиру. стр. 56–60. ISBN  978-0374713317 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Луи Исадор Кан (1901–1974)» , Philadelphia Architects and Buildings.
  11. ^ Джонсон, Юджин Дж. «Рисунок собора Альби Луи И. Кана», Gesta, Vol. 25, № 1, стр. 159–165.
  12. ^ Хоу, Джордж (1886–1955) , Philadelphia Architects and Buildings
  13. ^ Стоноров, Оскар Грегори (1905–1970) , Philadelphia Architects and Buildings
  14. ^ «База данных по архитектуре тихоокеанского побережья» . База данных архитектуры тихоокеанского побережья . Проверено 2 мая 2014 г.
  15. ^ «Список зданий и проектов Stonorov & Kahn Associated Architects» . Филадельфийские архитекторы и здания . Проверено 2 мая 2014 г.
  16. ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 408. ИСБН  9780415252256 .
  17. ^ Городское планирование Филадельфии: Страница проекта Market Street East. Архивировано 28 сентября 2011 г., в Wayback Machine.
  18. ^ МоМА.org | Коллекция | Луи И. Кан. Исследование дорожного движения, проект, Филадельфия, Пенсильвания, План предлагаемой схемы дорожного движения. 1952 год
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кан, Луи И. (2003). Роберт К. Твомбли (ред.). Луи Кан: Основные тексты . WW Нортон и компания. п. 158. ИСБН  978-0393731132 .
  20. ^ «Почетные степени с 1702 года | Канцелярия секретаря и вице-президента по университетской жизни» . secretary.yale.edu . Проверено 5 июня 2024 г.
  21. ^ «Обладатели золотой медали: Луи Исадор Кан, FAIA» . Американский институт архитекторов . Архивировано из оригинала 16 июля 2007 года . Проверено 23 июля 2019 г.
  22. ^ «Список обладателей Королевской золотой медали 1848–2008 гг.» (PDF) . РИБА. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2014 г.
  23. ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . www.achievement.org . Американская академия достижений .
  24. ^ Шафран, Инга (7 января 2012 г.). «Энн Тинг, 91 год, архитектор-новатор» . Филадельфийский исследователь . Проверено 23 июля 2019 г.
  25. ^ Сиссон, Патрик (20 апреля 2016 г.). «Новаторский ландшафтный архитектор Гарриет Паттисон наконец-то получила должное» . Обузданный . Проверено 23 июля 2019 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стивен Холден (29 марта 2003 г.). «Сын знаменитого отца прослеживает свое неуловимое прошлое» . Нью-Йорк Таймс .
  27. ^ Маккартер, Роберт (2005). Луи И. Кан . Лондон: Phaidon Press . п. 68. ИСБН  978-0714849713 .
  28. ^ Трахтенберг, Марвин (1 сентября 2016 г.). «125 лучших зданий по версии RECORD: 51–75: Институт Солка» . Архитектурный рекорд .
  29. ^ Гольдбергер, Пол (26 декабря 1982 г.). «Жилище для духа» . Нью-Йорк Таймс .
  30. ^ «Эрдман Холл» . Колледж Брин-Мор . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 23 октября 2017 г.
  31. ^ Маккартер, Роберт (2005). Луи И. Кан . Лондон: Phaidon Press . п. 258 270. ISBN  978-0714849713 .
  32. ^ «Дом Вайса в Восточном Норритоне, спроектированный Каном, внесен в список штата, находящийся под угрозой» . Монтко сегодня . 11 февраля 2019 г.
  33. ^ Дом Маргарет Эшерик из Flickr.
  34. ^ «Объединенный центр искусств» . Артс Юнайтед .
  35. ^ Фодераро, Лиза В. (17 октября 2012 г.). «Посвящение парка Рузвельту и его взглядам на свободу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 ноября 2012 г. Работа была сдана в эксплуатацию в 1972 году, и когда Кан умер, он нес свои проекты для проекта.
  36. ^ Гленн, Люсинда (ноябрь 2001 г.). «История библиотеки» . Высшее духовное объединение . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 30 октября 2011 г.
  37. ^ «Фортепиано бросает вызов Кану в расширении музея Кимбелла, музей Кимбелла» (пресс-релиз). Архдейли. 22 ноября 2013 г.
  38. ^ «Мемориал Франклина Д. Рузвельта, Парк четырех свобод» (пресс-релиз). Институт Франклина и Элеоноры Рузвельт. 26 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2007 г.
  39. ^ «Рузвельт для острова Рузвельта» . Нью-Йорк Таймс . 5 ноября 2007 г.
  40. ^ Фон Довиак, Скотт (21 апреля 2019 г.). «Прошлое преследует практически всех, кто накрывает стол «Миллиарды» . АВ-клуб .

Цитированные источники [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Браунли, Роберт; Де Лонг, Дэвид Г. (15 октября 1991 г.). Луи И. Кан: в сфере архитектуры . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN  978-0847813230 .
  • Голдхаген, Сара Уильямс, Расположенный модернизм Луи Кана (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2001), ISBN 0300077866.
  • Кан, Луис. Луи Кан: Основные тексты под редакцией Роберта Твомбли. Лондон и Нью-Йорк: WW Norton & Company, 2003.
  • Лессер, Венди (2017). Вы говорите Брику: Жизнь Луи Кана . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN  9780374279974 .
  • Моула, Кази Азизул, 2007 г. «Творение Кана в Дакке – повторная оценка», Обзор планирования Джахангирнагара, (Журнал: issn=1728-4198). Том 5, июнь 2007 г., Дакка, стр. 85–96.
  • Кохане, Питер (2001). «Теория Луи Кана о« вдохновенном ритуале »и архитектурном пространстве». Обзор архитектурной теории . 6 (1): 87–95. дои : 10.1080/13264820109478418 . S2CID   144340999 .
  • Чоудри, Баязид Исмаил, 2014 г. Кандидатская диссертация в Сиднейском университете «Происхождение Джатио Сангсада Бхабана в Шер-э-Бангла-Нагар, Дакка».
  • Салли, Николь (2019). «Архитектура из доски для спиритических сеансов: мемориалы Рузвельта Луи Кана и посмертные памятники модернизма». Измышления: Журнал Общества историков архитектуры Австралии и Новой Зеландии . 29 (1): 60–85. дои : 10.1080/10331867.2018.1540083 . S2CID   191998111 .
  • Вурман, Ричард Сол, изд. (1986). Что будет, то было всегда: слова Луи И. Кана . Нью-Йорк: Access Press: Риццоли. ISBN  0847806065 .
  • Гарриет Паттисон: Наши дни похожи на полные годы: мемуары с письмами Луи Кана , Нью-Хейвен: Yale University Press, [2020], ISBN   978-0-300-22312-5
  • Луиджи Монзо (обзор): Майкл Меррилл: Луи Кан. Важность рисунка (2021) , в: Journal für Kunstgeschichte, 27.2023/3, стр. 244–256.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d4156252d789b81d1962dc231370678__1719270240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/78/1d4156252d789b81d1962dc231370678.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis Kahn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)