Лев Кулешов
Лев Кулешов | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Лев Владимирович Кулешов 13 января [ OS 1 января] 1899 г. |
Умер | 29 марта 1970 г. | (71 год)
Род занятий | Кинорежиссер , сценарист |
Годы активности | 1917–1943 |
Супруг | Aleksandra Khokhlova (m.1923) |
Лев Владимирович Кулешов ( русский : Лев Владимирович Кулешов ; 13 января [ OS 1 января] 1899 — 29 марта 1970) — российский и советский кинорежиссер и теоретик кино , один из основателей первой в мире киношколы — Московской киношколы . [1] В 1969 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Он принимал активное участие в разработке стиля кинопроизводства, известного как советский монтаж , особенно его психологической основы, включая использование монтажа и монтажа для воздействия на эмоции зрителей. принцип, известный как эффект Кулешова . Он также разработал теорию творческой географии , которая заключается в использовании действия вокруг кадра для соединения разрозненных условий в связное повествование.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Лев Кулешов родился в 1899 году в интеллигентной русской семье. [2] Его отец Владимир Сергеевич Кулешов был дворянского происхождения; он изучал искусство в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , несмотря на неодобрение собственного отца. Затем он женился на сельской школьной учительнице Пелагее Александровне Шубиной, которая выросла в детском доме, что привело только к еще большему противостоянию. У них родилось двое сыновей: Борис и Лев. [ нужна ссылка ]
На момент рождения Льва Кулешова семья оказалась финансово разоренной, потеряла имение и переехала в Тамбов , живя скромно. В 1911 году Владимир Кулешов умер; три года спустя Лев с матерью переехали в Москву, где его старший брат учился и работал инженером. Лев Кулешов решил пойти по стопам отца и поступил в Московское училище живописи, хотя и не окончил его. В 1916 году подал заявление на работу в кинокомпанию под руководством Александра Ханжонкова . Создавал декорации к картинам Евгения Бауэра , таким как «Парижский король» , «Для счастья» и другим. Со временем Кулешов стал больше интересоваться теорией кино. он снял Свой первый фильм «Сумерки» в 1917 году. Следующий его фильм вышел под патронажем СССР. [3] Хотя многие русские кинематографисты покинули страну после 1917 года, Кулешов остался, надеясь создать новое советское кино. [4] Он работал на государство, монтируя дореволюционные «буржуазные» кадры, чтобы они соответствовали большевистской идеологии. [5]
Вдохновлен американскими фильмами, такими как «Рождение нации». [6] и лекции Владимира Гардина , [5] Кулешов разработал философию монтажа и монтажа, которую он считал столь же фундаментальной для кино, как гармония для музыки. [7] Он продемонстрировал одноименный эффект Кулешова , сопоставив одни и те же кадры Ивана Мозжухина с разными изображениями, включая еду и труп. Хотя кадры не изменились, зрители по-разному интерпретировали выражение лица Мозжухина в зависимости от контекста. [5] Кулешов отверг Константина Станиславского актерский метод , который делал упор на психологию и эмоции, и вместо этого делал упор на точные, разборчивые движения, которые можно было четко редактировать. Он называл своих исполнителей натурщиками (моделями) вместо «актеров» и заставлял их репетировать, используя «пространственную метрическую сетку», чтобы подтвердить, что их движения следуют углам 90 и 45 градусов. [8]
В 1918–1920 годах он освещал Гражданскую войну в России со съемочной группой документальных фильмов. В 1919 году возглавил первые курсы советского кино в Национальной киношколе . Он внес статью «Кинематографический натурщик» в первый номер « Зрелища» в 1922 году. Среди других его известных учеников были Всеволод Пудовкин , Борис Барнет , Михаил Ромм , Сергей Комаров , Порфирий Подобед , Владимир Фогель и Александра Хохлова ставшая его женой . Еще одним из его знаменитых изобретений была творческая география , также известная как искусственный ландшафт. Эти методы были описаны в его книге «Основы кинорежиссуры» (1941), которая позже была переведена на многие языки.
Помимо теоретической и педагогической работы, Кулешов снял ряд полнометражных фильмов. Среди его наиболее заметных работ — комедия-боевик «Необычайные приключения мистера Уэста в стране большевиков» (1924), психологическая драма «По закону» (1926) по рассказу Джека Лондона и биографическая драма «Великий Утешитель (1933) по мотивам О. Генри жизни и творчества . В 1934 и 1935 годах Кулешов ездил в Таджикистан , чтобы снять там фильм «Дохунда» по роману таджикского национального поэта Садриддина Айни , но власти восприняли проект с подозрением как возможно возбуждающий таджикский национализм, и его остановили. Никакие кадры не сохранились. [9]

После постановки своего последнего фильма в 1943 году Кулешов работал художественным руководителем и академическим ректором ВГИКа , где проработал следующие 25 лет. [10] Он был членом жюри 27-го Венецианского международного кинофестиваля , а также специальным гостем других международных кинофестивалей.
Незадолго до смерти Кулешов был награжден орденом Ленина. [11] Умер в Москве в 1970 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище . У него осталась жена Александра Хохлова (1897–1985) – актриса, кинорежиссер и педагог, внучка Павла Третьякова и Сергея Боткина. [2] – и сын Александры Сергей от первого брака.
Награды и почести
[ редактировать ]- Орден Трудового Красного Знамени (1944 г.).
- Орден Ленина (1967).
- Народный артист РСФСР (1969).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 379–383. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Jump up to: а б Lev Kuleshov, Aleksandra Khokhlova, 50 Years in Films . Moscow: Iskusstvo, 1975, 303 pp. (Autobiography)
- ^ «Жизнеописание Льва Кулешова» . РИА Новости . 13 января 2014 г.
- ^ Салис, Римгайла (2013). «Необычайные приключения мистера Уэста в стране большевиков». В Салисе, Римгайла (ред.). Читатель российского кино . Бостон, Массачусетс : Издательство академических исследований. п. 87. ИСБН 978-1-61811-212-5 .
- ^ Jump up to: а б с Нусинова, Наталья (1997). «Советский Союз и русские эмигранты». В Ноуэлл-Смит, Джеффри (ред.). Оксфордская история мирового кино: полная история мирового кино . Оксфорд, Великобритания: Оксфордский университет. Нажимать. п. 167. ИСБН 0-19-811257-2 .
- ^ Гиллеспи, Дэвид К. (2000). Раннее советское кино: новаторство, идеология и пропаганда . Лондон: Уолфлауэр. п. 23. ISBN 1-903364-04-3 .
- ^ Тейлор, Ричард (1983). «Кино для миллионов»: советский соцреализм и проблема кинокомедии» . Журнал современной истории . 18 (3): 445. дои : 10.1177/002200948301800305 . ISSN 0022-0094 . JSTOR 260546 .
- ^ Оленина, Ана (2013). «Инженерная производительность: Лев Кулешов, советская рефлексотерапия и исследования производительности труда» . Дискурс . 35 (3): 299–316. дои : 10.13110/дискурс.35.3.0297 . ISSN 1522-5321 . JSTOR 10.13110/discourse.35.3.0297 .
- ^ Камолудин Абдуллаев (2002 г.). Исторический словарь Таджикистана . Роуман и Литтлфилд. стр. 94–102. ISBN 978-1-5381-0251-0 .
- ^ «Лев Кулешов» . КругТВ.
- ^ Ковач, Стивен (1976). «Эстетика Кулешова» . Фильм Ежеквартально . 29 (3): 34–40. дои : 10.2307/1211711 . ISSN 0015-1386 . JSTOR 1211711 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кулешов, Лев. Кулешов о фильме , переведенный и отредактированный, со вступительным словом Рональда Левако. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1974.
- Kuleshov, L.V. Kuleshov on Film: Writings . Berkeley, CA: University of California Press, 1974.
- Кулешов Л.В., Хохлова Е.С. Пятьдесят лет в кино: Избранные произведения . Москва: Издательство «Радуга», 1987.
- Друбек, Наташа. Русский свет . От иконы до раннего советского кино , Вена – Кёльн – Веймар: Бёлау 2012.
- Граффи, Джулиан. «DVD-обзоры» [двух гиперкинских изданий фильмов Кулешова], Исследования российского и советского кино, 2010. 4:3, 345-354.DOI: 10.1386/srsc.4.3.345_7
- Изволов, Николай и Наташа Друбек-Мейер. «Аннотации к гиперкинскому изданию «Проекта инженера Прайта» Льва Кулешова (1918), серия «Академия», RUSCICO 2010». Исследования российского и советского кино . 4.1 (2010): 65-93.
- Кепли-младший, Вэнс. «Господин Кулешов в стране модернистов». Красный экран: политика, общество, искусство в советском кино . Эд. Анна Лоутон. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж, 1992. 132–47.
- Норрис, Стивен. Лев Кулешов (реж.), «Проект Инженера Прайта»; "Великий утешитель (О. Генри в тюрьме)" (Великий утешитель (О'Генри в тюрьме") (обзор DVD 2011). https://artmargins.com/lev-kuleshov-dir-qproekt-inzhenera -praitaq-qengineer-prites-projectq-qvelikii-uteshitel-o-genri-v-tiurmeq-qthe-great-consoler-ohenry-in-prisonq-dvd-review/
- Оленина, Ана. «Ретроспектива Льва Кулешова в Болонье, 2008: Интервью с Екатериной Хохловой». Художественные поля онлайн . (октябрь 2008 г.).
- Ямпольский, Михаил. «Опыты Кулешова и новая антропология актера». Внутри кинофабрики: новые подходы к российскому и советскому кинопроизводству . Ред. Ричард Тейлор и Ян Кристи. Лондон, Великобритания: Рутледж, 1994, 31–50.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1899 рождений
- 1970 смертей
- Русские актеры-мужчины 20-го века
- Русские сценаристы XX века.
- People from Tambov
- People from Tambovsky Uyezd
- Преподавательский состав Института кинематографии имени Герасимова
- Выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Народные артисты РСФСР.
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Теоретики кино
- Российские сценаристы-мужчины.
- Режиссеры немого кино
- Российские кинорежиссеры
- российские изобретатели
- Российские актеры немого кино, мужчины.
- советские кинорежиссеры
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.