Aleksandr Khanzhonkov
Aleksandr Khanzhonkov | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Aleksandr Alekseevich Khanzhonkov 8 августа 1877 г. Ханжонковка, Войско Донская область , Российская империя. |
Умер | 26 сентября 1945 г. | (68 лет)
Род занятий | Продюсер , кинорежиссер |
Годы активности | 1905–1926 |
Aleksandr Alekseevich Khanzhonkov (Russian: Александр Алексеевич Ханжонков , IPA: [ɐlʲɪˈksandr ɐlʲɪˈksʲejɪvʲɪtɕ xənˈʐonkəf] ; 8 августа [ OS пионер. 27 июля] 1877 — 26 сентября 1945) — русский [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] кинопредприниматель, кинорежиссер и сценарист. Он известен как продюсер «Оборона Севастополя» первого российского художественного фильма , а также анимации Ладисласа Старевича новаторской покадровой . Большая часть его карьеры прошла в Российской империи. В 1923-1926 годах он работал в Советском Союзе, где его карьера закончилась финансовым скандалом, однако за прошлые достижения он получил персональную пенсию и квартиру от государства. [ 1 ]
Ранние годы
[ редактировать ]Ханжонков родился в небольшом селе Ханжонкова Войска Донского (современная Макеевка ) Донецкой области в дворянской семье донских казаков . Его отец Алексей Петрович Ханжонков был помещиком, обанкротившимся. Его мать Параскева Сергеевна Ханжонкова (урожденная Дмитриева) происходила из семьи полковника, владевшего магазином «Зингер» в Москве . Дворянский титул впервые был пожалован прадеду Александра Василию Ханжонкову. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Учился в Новочеркасском казачьем училище и после его окончания в 1886 году был направлен на службу в Московское войско. Принимал участие в Русско-японской войне , подорвавшей его здоровье. [ 5 ] [ 7 ] В 1905 году, уволившись с военной службы по состоянию здоровья, Ханжонков присутствовал на показе фильма «Идущий на станцию поезд» братьев Люмьер . [ нужна ссылка ]
Карьера
[ редактировать ]В 1906 году Ханжонков основал первую в России кинофабрику «А. Ханжонков и К°», главным финансовым покровителем которой был Иван Озеров , влиятельный банкир и член Российского Государственного Совета . Первоначальные постановки были сняты на сцене в духе Мельеса и затмевались творчеством Александра Дранкова . Известный своим беззастенчивым коммерциализмом, Драньков оставался конкурентом вплоть до революции 1917 года. [ 1 ] [ 8 ]
Лишь в 1911 году фабрика Ханжонкова получила широкую известность, выпустив « Оборону Севастополя» . Один из первых полнометражных российских художественных фильмов, он отличался не менее технической стороной. К концу 1912 года Ханжонков основал постоянную студию в Москве и в течение следующих нескольких лет снял более сотни фильмов. [ 9 ] [ 10 ] Большая часть работ Ханжонкова в этот период осталась «практически невидимой для русских масс» и часто была нацелена на аристократические чувства или адаптировала великие русские романы XIX века. [ 11 ] [ 3 ] Тем не менее, Ханжонов помог создать множество стандартов российского кинопроизводства; Первое подтвержденное использование искусственного света в российской киноиндустрии произошло в документальном фильме Ханжонкова. [ 10 ]
Во время русской революции Ханжонков бежал из России в Константинополь и Вену и, несмотря на предыдущую принадлежность к царской семье, вернулся по приглашению в СССР в 1923 году и был назначен директором новой советской студии «Пролеткино» , а затем консультантом по производству Госкино . Его карьера в Советском Союзе закончилась в 1926 году: он был вынужден отречься от престола после коррупционного скандала, поразившего Пролеткино, и больше никогда не работал в кино. Остаток жизни Ханжонков провёл в Ялте , живя на личную пенсию от государства. Там он пережил нацистскую оккупацию Крыма в 1941–1944 годах и умер в Ялте после многих лет ухудшения здоровья 26 сентября 1945 года.
Библиография
[ редактировать ]- Aleksandr Khanzhonkov (1937) . First Years of Russian Cinema. Memoirs. — Moscow/Leningrad: Iskusstvo // Moscow: Karamzin, 254 pages ISBN 978-5-00071-404-1
- M. Kuznetsova. Aleksandr Khanzhonkov: Life Behind the Frame article from Profile magazine № 29, 1997 ISSN 1726-0639
- Рашит Янгиров. Дополнение к биографии А.А. Ханжонкова: Статья "Новый ракурс" из журнала "Записки историка кино" № 55, 2011 г. ISSN 0235-8212
- Татьяна Авдашкова. Украинский казак, попавший в Голливуд Статья из газеты «День» № 43, 9 августа 2012 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Питер Роллберг (2016) . Исторический словарь российского и советского кино . - Роуман и Литтлфилд , с. 366 ISBN 978-1-4422-6842-5
- ^ Ричард Абель (2005) . Энциклопедия раннего кино . - Рутледж : Лондон и Нью-Йорк, с. 356 ISBN 0-415-23440-9
- ^ Jump up to: а б Цивиан, Юрий (1991). Раннее кино в России и его культурная рецепция . п. 132.
- ^ Марина Пархоменко. Жизнь и смерть Александра Ханжонкова , интервью с внучкой Ириной Орловой, газета «Вечерний Донецк» № 153 (7825), 17 октября 2003 г. (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б Ирина Орлова (2007) . Посвяти свою жизнь кино. — Донецк: Проминь, 127 стр. (Биография)
- ↑ Интервью с внучкой Александра Ханжонкова Ириной Орловой газете "Вечерний Донецк" № 73, 18 мая 2007 г. (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б Максим Медведев. Раб кино в саду расходящихся дорожек. Архивировано 18 февраля 2022 г. в статье Wayback Machine в «Частном корреспонденте» , 8 августа 2014 г. (на русском языке).
- ^ Лейда, Джей (январь 1947 г.). «Пролог к российскому фильму (часть вторая)». Голливудский ежеквартальный журнал . 2 (2): 171. дои : 10.2307/1209337 . JSTOR 1209337 .
- ^ Ф. Ян, Хубертус (1944). «За царя и Отечество? Русская народная культура и Первая мировая война». Культуры в движении . Издательство Принстонского университета. п. 141.
- ^ Jump up to: а б Кавендиш, Филип (апрель 2004 г.). «Рука, поворачивающая ручку: операторы и поэтика камеры в дореволюционном русском кино». Славянское и восточноевропейское обозрение . 82 (2): 214.
- ^ Гейнс, Джейн (весна 1995 г.). «Революционная теория/Дореволюционная мелодрама». Дискурс . 17 (3): 103.