Гордон Баншафт
Гордон Баншафт | |
---|---|
![]() Портрет Гордона Баншафта ок. апрель 1958 г. | |
Рожденный | Буффало , Нью-Йорк, США | 9 мая 1909 г.
Умер | 6 августа 1990 г. Нью-Йорк, США | ( 81 год
Альма-матер | Массачусетский технологический институт ( BA , MA ) |
Занятие | Архитектор |
Супруг | Нина Уэйлер |
Награды | Двадцатипятилетняя премия Американского института архитекторов , избранная в Национальный институт искусств и литературы , Притцкеровская архитектурная премия. |
Упражняться | Скидмор, Оуингс и Меррилл |
Здания | Дом рычага , Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке , Музей Хиршхорна и Сад скульптур. |
Гордон Буншафт FAIA (9 мая 1909 – 6 августа 1990) был американским архитектором, ведущим сторонником современного дизайна в середине двадцатого века. Партнер Skidmore, Owings & Merrill (SOM), Буншафт присоединился к фирме в 1937 году и проработал в ней более 40 лет. Его известные здания включают Дом рычага в Нью-Йорке, Библиотеку редких книг и рукописей Бейнеке в Йельском университете, Музей Хиршхорна и Сад скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия, Национальный коммерческий банк в Джидде, Саудовская Аравия, Бродвей, 140 (Marine Midland Grace Trust Co. .), а также Банка Производителей Ганноверского Трастового Филиала в Нью-Йорке. (Последний был первым послевоенным «прозрачным» банком на Восточном побережье.) [1]
Ранняя жизнь [ править ]
Баншафт родился в Буффало, штат Нью-Йорк , в семье русских еврейских иммигрантов. [2] и учился в средней школе Лафайета . Болезненный ребенок, он «часто рисовал в постели», как отмечается в некрологе New York Times . «Врач, который восхищался его фотографиями домов, сказал матери, что ее сын должен стать архитектором». [3] Он получил степени бакалавра (1933 г.) и магистра (1935 г.) в Массачусетском технологическом институте , затем учился в Европе с 1935 по 1937 год по стипендии Ротча и почетной стипендии Массачусетского технологического института.
Карьера [ править ]

После получения стипендии для путешествий Баншафт некоторое время работал у Эдварда Дарелла Стоуна и влиятельного промышленного дизайнера Рэймонда Лоуи . Размышляя о своем недолгом пребывании («около двух или трех месяцев») с Лоуи, Баншафт сказал интервьюеру проекта устной истории Chicago Architects: «Мне там не понравилось. Рэймонд Лоуи был фальшивкой. сядьте на сигарету или в поезд, и он получит за это гонорар». [4]
В 1937 году он присоединился к компании Skidmore, Owings & Merrill [SOM], где проработал 42 года (с перерывом в связи со службой в Инженерном корпусе армии во время Второй мировой войны), пока не вышел на пенсию в 1979 году. [5] Ранние влияния Буншафта включали Миса ван дер Роэ и Ле Корбюзье . [6] «Мис был Мондрианом архитектуры, а Ле Корбюзье — Пикассо», — сказал он в интервью устной истории. [4]
После Второй мировой войны, вспоминал Буншафт, культурный климат хорошо соответствовал его мизианско-корбусианскому видению:
«Итак, в 1947 году у вас были эти молодые люди, готовые к работе — многие из них были готовы, многие из них только начали работать в офисах — и у вас был настоящий бум клиентов, желающих строить здания. Это было скорее золотым веком. чем итальянский Ренессанс с Медичи. Когда я говорю о клиентах, это были в основном корпорации. Главами их были люди, которые хотели построить что-то, чем они могли бы гордиться, представляя свою компанию, будь то банк или что-то еще. В то время глава корпорации лично участвовал и лично строил дворец для своих людей, который представлял бы не только его компанию, но и его личное удовольствие. Они были новыми Медичи, и их было много [T]. Эти люди никогда не сомневались в том, что нужно построить современное здание. Они приняли современную архитектуру… Я думаю, причина в том, что они хотели, чтобы их компания была прогрессивной. [7]
Первым и главным среди знаковых модернистских зданий, которые он спроектировал во время работы в SOM, является знаменитый Lever House . Построенное в 1952 году, это было «первое крупное коммерческое сооружение Нью-Йорка со стеклянной навесной стеной (его предшествовал только Секретариат Организации Объединенных Наций)», — отмечает архитектурный критик Пол Голдбергер, — «и оно врезалось в душную, прочную каменную стену Парка». Авеню как видение нового мира». [8]
Среди других памятных зданий Буншафта - здание компании Manufacturing Trust Company (1954 г.), первое банковское здание в Соединенных Штатах, построенное в международном стиле; здание Pepsi-Cola Building (ныне Парк-авеню, 500 ), построенное в 1959 году; Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке в Йельском университете, построенная в 1963 году; Бродвей, 140 (ранее известный как Здание Марин Мидленд), достигший своей вершины в 1966 году; в Библиотека и музей Линдона Бейнса Джонсона Остине, штат Техас (1971); Музей Хиршхорна и Сад скульптур в Вашингтоне, округ Колумбия (1974 г.); и Национальный коммерческий банк в Джидде, Саудовская Аравия (1983 г.).
В интервью проекту устной истории Chicago Architects Буншафт размышлял о Бейнеке. «Я люблю книги, особенно переплеты и другие вещи, и я подумал, что это должна быть сокровищница, и она должна выражать это, размещая большое количество красивых книг, выставленных за стеклом», - сказал он Бетти Дж. Блюм в 1990 году.
«Структура будет покрыта ониксом, а эти большие панели будут из полупрозрачного оникса. Это произошло из-за того, что я увидел то, что я считал ониксом, во дворце в стиле эпохи Возрождения в Стамбуле. … Вся идея оникса… заключается в том, что книги нельзя подвергать воздействию света. прямой солнечный свет… [Оникс] пропускает мягкий свет, но не солнечный, так что это похоже на собор. В древние времена для маленьких окон использовали два материала, оникс и алебастр [ Когда оказалось, что оникс достаточного качества невозможно приобрести . Буншафт пошел на компромисс в пользу слоя белого мрамора, «который был полупрозрачным». ] Когда светит солнце, очень приятно с богатыми книгами». [4]
Единственным односемейным домом Буншафта был его собственный дом площадью 2300 квадратных футов (210 м²). 2 ) Травертиновый дом . После своей смерти он оставил дом MoMA , который продал его Марте Стюарт в 1995 году. [9] Ее обширная реконструкция застопорилась из-за ожесточенного спора о планировании с соседом. В 2005 году она продала дом текстильному магнату Дональду Махараму, который назвал дом «дряхлым и практически не подлежащим ремонту» и снес его. [10] [11] [12] Историк архитектуры Николас Адамс, автор книги «Гордон Буншафт и SOM: построение корпоративного модернизма» , посетовал на снос дома Буншафта как на «величайшую потерю» из всех проектов архитектора, устоявших под разрушительным ударом. «[Он] и его жена Нина… никогда не имели детей, и поэтому их дом был предназначен не столько для семьи, сколько для искусства», — сказал Адамс в интервью 2019 года. «Здесь были его Миро, Пикассо, Мур и Дюбюффе, и он был окружен замечательным пейзажем, созданным Джоанной Диман из [Скидмор, Оуингс и Меррилл]». [13]
Награды и почести [ править ]
Буншафт был избран в Национальный институт искусств и литературы и был удостоен множества других наград и наград. В 1955 году он получил премию Бруннера Американской академии и Института искусств и литературы , а в 1984 году — золотую медаль. Он также получил Американского института архитекторов Двадцатипятилетнюю премию за Lever House в 1980 году и Притцкеровскую премию в 1988 году . В 1958 году он был избран в Национальную академию дизайна в качестве младшего сотрудника и стал полноправным членом в 1959 году. С 1963 по 1972 год он был членом Комиссии изящных искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. [1]
Получив Притцкеровскую премию в 1988 г. [14] на которую он выдвинул свою кандидатуру, [15] известный лаконичный архитектор произнес самую короткую речь среди всех победителей в истории премии:
В 1928 году я поступил в архитектурную школу Массачусетского технологического института и отправился в архитектурное путешествие. Сегодня, 60 лет спустя, мне вручили Притцкеровскую архитектурную премию, за что я благодарю семью Притцкеров и уважаемых членов отборочной комиссии за удостоившие меня этой престижной награды. Это краеугольный камень моей жизни в архитектуре. Вот и все.
Буншафт был попечителем Музея современного искусства . Он также получил Почетную медаль нью-йоркского отделения Американского института архитекторов. [1]
Стиль [ править ]


На странице биографии Буншафта на веб-сайте Притцкеровской премии архитектор хвалится за то, что он «открыл совершенно новую эру дизайна небоскребов своим первым крупным дизайнерским проектом в 1952 году — 24-этажным Lever House в Нью-Йорке». [5]
«Многие считают его краеугольным камнем утверждения международного стиля как стандарта корпоративной Америки в архитектуре, по крайней мере, на протяжении 1970-х годов. В последние годы он был объявлен исторической достопримечательностью, самым современным сооружением Нью-Йорка, удостоенным этого звания. Покойный Льюис Мамфорд описал Lever House... восторженно: «Он говорит все, что можно сказать, деликатно, точно, элегантно, с поверхностями из стекла, со стальными ребрами... безупречное достижение».
На протяжении 1960-х и 1970-х годов его стиль стал более скульптурным, как, например, в Йельской библиотеке Бейнеке: [16]
«Интерьер так же похож на религиозное здание, как и на библиотеку. [В] таких зданиях, как Библиотека Джонсона, облицованная травертином, г-н Баншафт, казалось, еще сильнее стремился к эффекту, и результат больше напоминал мавзолей. Но свою карьеру он завершил, построив последний небоскреб — 27-этажную треугольную офисную башню из травертина для Национального коммерческого банка в Джидде с огромными лоджиями, которые он называл «воздушными садами». Это был агрессивно скульптурный, но блестяще изобретательный проект, который завершил активные годы г-на Буншафта на ноте высокого творчества».
Убежденный модернист до конца, он был непримиримо враждебен постмодернистской архитектуре, которую считал попирающей вечные законы логики и пропорций, которые, по его мнению, управляли всей архитектурой, как древней, так и современной, и в то же время потворствовали «произвольной прихоти». вместо того, чтобы реагировать на свое время:
«За всем этим [ то есть за всей архитектурой ] стоит логика. Вот почему, на мой взгляд, постмодернистский мусор, который строится, — это шутка. Это произвольно и не имеет ни малейшего отношения к нашему времени. Это оскорбление. к истории, потому что люди, которые занимаются этими постмодернистскими вещами, на самом деле не знают [истории]... [T] для этого нет никакого обоснования. Вся великая архитектура на протяжении всей истории, от Персии до Египта и где угодно, все великие сооружения логичны. их использование, и структурный метод, и их материалы. Здесь нет произвольной прихоти ... Что заставляет парня однажды утром встать и внезапно решить сделать итальянские колонны и все такое на площади в Новом Орлеане?» [4]
Наследие [ править ]
Личные документы Буншафта хранятся в Отделе рисунков и архивов Библиотеки архитектуры и изящных искусств Эйвери Колумбийского университета ; его архитектурные чертежи остаются в SOM .
Здания [ править ]
- 1942 – Военно-морской учебный центр Великих озер, Дом хозяйки – Великие озера, Иллинойс
- 1951 – Левер Хаус – Нью-Йорк
- 1952 – Манхэттенский дом – Нью-Йорк
- 1953 – Здание компании Manufacturing Trust Company – Нью-Йорк. [17]
- 1956 – Всемирная штаб-квартира Ford – Дирборн, Мичиган , с Натали де Блуа.
- 1956 – Консульское агентство США, Бремен – Бремен , Германия. [18]
- 1957 – Штаб-квартира компании General Life Insurance Company Коннектикута – Блумфилд, Коннектикут [19]
- 1955 — Стамбул Хилтон — Стамбул , Турция , с Седадом Хакки Элдемом.
- 1958 – Международная штаб-квартира Reynolds Metals Company – Ричмонд, Вирджиния. [20]
- 1960 – Парк-авеню, 500 ( штаб-квартира компании Pepsi-Cola ) – Нью-Йорк
- 1961 – Либерти-стрит, 28 (Chase Manhattan Bank) – Нью-Йорк
- 1962 – Дом CIL – Монреаль , Квебек
- 1962 - Пристройка Художественной галереи Олбрайт-Нокс - Буффало, Нью-Йорк.
- 1963 – Травертиновый дом – Ист-Хэмптон, Нью-Йорк
- 1963 – Библиотека Бейнеке – Йельский университет , Нью-Хейвен, Коннектикут.
- 1965 – Штаб-квартира страховой компании American Republic – Де-Мойн, Айова.
- 1965 – Banque Lambert – Брюссель , Бельгия.
- 1965 – Штаб-квартира Heinz – Хиллингдон , Англия.
- 1965 – Нью-Йоркская публичная библиотека исполнительских искусств (интерьеры) – Нью-Йорк
- 1965 – Центральное и южное здания Hayes Park – Хейс , Великобритания [21]
- 1965 – Стадион выпускников Уоррена П. МакГирка – Массачусетский университет , Амхерст, Массачусетс
- 1967 – Бродвей, 140 – Нью-Йорк
- 1970 – Штаб-квартира American Can Company – Гринвич, Коннектикут.
- 1971 – Библиотека и музей Линдона Бейнса Джонсона – Остин, Техас
- 1972 – Карборундовый центр – Ниагарский водопад, Нью-Йорк.
- 1972 – Карлтон-центр – Йоханнесбург , Южная Африка.
- 1973 - Нью-Йоркский выставочный и конференц-центр (не построен) - Нью-Йорк. [22]
- 1973 – Юрис Холл, Корнелльский университет – Итака, Нью-Йорк
- 1974 – Здание Солоу – 9 West 57th Street, Нью-Йорк
- 1974 – Здание WR Grace Building – Нью-Йорк
- 1974 – Музей Хиршхорна и сад скульптур – Вашингтон, округ Колумбия.
- 1983 – Национальный коммерческий банк – Джидда , Саудовская Аравия.
Галерея [ править ]
- Здание доверия производителей
Нью-Йорк, 1954 год. - Консульское агентство США
Бремен, Германия, 1956 г. - Всемирная штаб-квартира Ford
Дирборн, Мичиган, 1956 год. - Штаб-квартира General Life Insurance в Коннектикуте
Блумфилд, Коннектикут, 1957 г. - Художественная галерея Олбрайт-Нокс , Буффало, Нью-Йорк, 1962 г.
- Библиотека Бейнеке
Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, 1963 г. - библиотеки Бейнеке Интерьер
Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, 1963 г. - Президентская библиотека Джонсона
Остин, Техас, 1971 год. - Здание Солоу
Нью-Йорк, 1974 год. - Музей Хиршхорна
Вашингтон, округ Колумбия, 1974 г.
Личная жизнь [ править ]
В 1943 году Буншафт женился на Нине Уэйлер (ум. 1994). Заядлые коллекционеры современного искусства, пара владела многими крупными произведениями искусства, в том числе работами Жоана Миро , Дюбюффе , Джакометти , Леже и Ногучи . [1] Они жили в апартаментах Manhattan House в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка , которые Буншафт помогал спроектировать, и в Travertine House в Ист-Хэмптоне. [9] Он умер от остановки сердечно-сосудистой системы в 1990 году в возрасте 81 года. [3] и похоронен рядом со своей женой и родителями на кладбище Темпл Бет Эль на Пайн-Ридж-роуд в Чиктоваге, Нью-Йорк. [23]
Николас Адамс, историк архитектуры и автор книги « Гордон Баншафт и SOM: построение корпоративного модернизма », характеризует Баншафта как «грубого, сварливого, грубого и упрямого», отмечая: «Когда его спрашивали о его архитектуре, он предлагал отрывистые описательные объяснения. На званых обедах он поворачивался спиной (и поворачивал стул), чтобы ему не приходилось разговаривать с непривлекательным соседом. «Полагаю, ты занимаешься этой постмодернистской чушью», — как сообщается, сказал он молодому сотруднику, недавно переехавшему в нью-йоркский офис SOM из Вашингтона. , округ Колумбия. Он пошутил, что единственная причина, по которой его имени не было в шапке SOM, заключалась в том, что инициалы были бы SOB». [24]
Однако в частной переписке Буншафта с художниками, работами которых он восхищался, Адамс обнаружил еще одну, более уязвимую сторону этого человека, отличную от его легендарной резкости. «Его обширная переписка с [ Генри Муром и Жаном Дюбюффе ], хранящаяся в библиотеке Эйвери, одновременно игрива и остроумна, описывает веселые разговоры и предвкушает дальнейшие веселые встречи», - говорит Адамс. «В ноябре 1972 года он нежно написал Дюбюффе после установки его «Группы трех деревьев» перед Чейз-Манхэттеном в Нью-Йорке: «Мне чрезвычайно понравился ваш визит сюда. Я чувствовал, что, хотя я знал вас время от времени, за многие годы мы впервые стали по-настоящему ближе». [25]
Человек немногословный, он, как известно, сказал, что хочет, чтобы его здания говорили сами за себя.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гольдбергер, Пол (8 августа 1990 г.). «Гордон Баншафт, архитектор, умер в возрасте 81 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ↑ Ярмарка тщеславия: «Forever Modern», октябрь 2002 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б New York Times: «Гордон Баншафт, архитектор, умер в возрасте 81 года», август 1990 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Устная история Гордона Баншафта / интервью Бетти Дж. Блюм, составленное под эгидой проекта устной истории Chicago Architects, факультет архитектуры Чикагского института искусств» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Биография: Гордон Баншафт» . Pritzkerprize.com . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ Томас Э. Любке, редактор, Гражданское искусство: столетняя история Комиссии изящных искусств США (Вашингтон, округ Колумбия: Комиссия изящных искусств США, 2013): Приложение B, стр. 541.
- ^ «Устная история Гордона Баншафта / интервью Бетти Дж. Блюм, составленное под эгидой проекта устной истории Chicago Architects, факультет архитектуры Чикагского института искусств» .
- ^ «Гордон Баншафт / WikiArquitectura» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун, Патрисия Ли (23 февраля 1995 г.). «Может ли это быть правдой? Действительно ли Марта Стюарт становится современной?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Дом Гордона Баншафта Марты получает шахту - Страх Голливуда перед полетом - Warner Music получает Murder Inc. - Конкурсы красоты Лиги плюща - Тяжелая битва Билла Уэлда за Олбани. Архивировано 2 июля 2006 года в Wayback Machine . Newyorkmetro.com (23 мая 2005 г.). Проверено 12 апреля 2014 г.
- ^ [1] Архивировано 11 апреля 2006 г., в Wayback Machine.
- ^ Моншо, Томас Де (3 июля 2005 г.). «Шедевр модернизма, а вскоре и главная строительная площадка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ «Что находится в Баншафте?» . 25 ноября 2019 г.
- ^ Гольдбергер, Пол (24 мая 1988 г.). «Баншафт и Нимейер делят архитектурную премию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ «Как выиграть Притцкеровскую премию в области архитектуры: Практика, практика, практика (и не стесняйтесь номинировать себя)» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2010 года . Проверено 10 апреля 2010 г.
- ^ Гольдбергер, Пол (8 августа 1990 г.). «Гордон Баншафт, архитектор, умер в возрасте 81 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Погребин, Робин (13 апреля 2011 г.). «Комиссия по достопримечательностям Нью-Йорка хочет внести изменения в план бывшего банка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ «Общественные работы: Гарри Бертоя для общественности» . Гарри Бертоя. Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ «Поклонники модернизма критикуют план Сигны по сносу офисов» . Нью-Йорк Таймс . 22 февраля 2001 года . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ Пристин, Терри (26 ноября 2003 г.). «Philip Morris USA начинает переезд в историческое здание» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2017 г.
- ^ «Административный штаб Хайнца и бывшие исследовательские лаборатории, негражданский приход — 1242724 | Историческая Англия» .
- ^ Дарнтон, Джон (14 февраля 1973 г.). «Модель конференц-центра с гордостью представлена здесь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 июня 2020 г.
- ↑ Центр истории еврейских буйволов: «Гордон Баншафт, архитектор», просмотрено 11 октября 2022 г.
- ^ «Молчание и Гордон Баншафт» . 19 ноября 2019 г.
- ↑ Издательство Йельского университета: «Молчание и Гордон Баншафт», просмотрено 11 октября 2022 г.
Библиография [ править ]
- Кэрол Херсель Крински , Гордон Баншафт из Skidmore, Owings & Merrill, MIT Press , 1988 г.
- Николас Адамс, Гордон Баншафт и SOM: построение корпоративного модернизма, издательство Йельского университета, 2019 г.
Внешние ссылки [ править ]

- «Устное историческое интервью с Гордоном Баншафтом» . Проект устной истории Chicago Architects, Чикагский институт искусств . Архивировано из оригинала 16 мая 2006 года . Проверено 13 октября 2005 г.
- "Шаровой таран" . МетаФильтр . Проверено 12 октября 2005 г. Обсуждение и ссылки о сохранении и восстановлении резиденции Буншафт, также известной как «Дом Травертина».
- «Лауреат Гордона Баншафта 1988 года» . Притцкеровская премия в области архитектуры . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года . Проверено 12 октября 2005 г.
- Архитектурные чертежи и документы Гордона Буншафта, 1909–1990 (основная часть 1950–1979) . Хранится Департаментом рисунков и архивов Библиотеки архитектуры и изящных искусств Эйвери Колумбийского университета .
- Гордон Баншафт в Find a Grave
- 1909 рождений
- 1990 смертей
- Выпускники Массачусетского технологического института
- Архитекторы-модернисты из США.
- Американские архитекторы 20-го века
- Архитекторы из Буффало, Нью-Йорк.
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Еврейские архитекторы
- Лауреаты Притцкеровской премии в области архитектуры
- Члены Американского института архитекторов
- Выпускники средней школы Лафайета (Буффало, Нью-Йорк)
- Члены Американской академии искусств и литературы