Альдо Росси
Альдо Росси | |
---|---|
![]() Росси в сезоне 1986/87 | |
Рожденный | Милан , Италия | 3 мая 1931 г.
Умер | 4 сентября 1997 г. Милан, Италия | ( 66 лет
Альма-матер | Политехнический университет Милана |
Занятие | Архитектор |
Награды | Притцкеровская премия (1990). |
Здания | Комплекс Монте Амиата , Театр Карло Феличе , Театр Ла Фениче , Музей Боннефантен |
Альдо Росси (3 мая 1931 г. - 4 сентября 1997 г.) был итальянским архитектором и дизайнером , получившим международное признание в четырех различных областях: теория архитектуры, рисунок и дизайн, а также дизайн изделий. [1] Он был одним из ведущих сторонников постмодернистского движения. [2]
Он был первым итальянцем, получившим Притцкеровскую премию в области архитектуры. [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в Милане , Италия . После раннего образования в Сомасканском религиозном ордене , а затем в колледже Алессандро Вольта в Лекко в 1949 году, он поступил в школу архитектуры Миланского политехнического университета . Его руководителем диссертации был Пьеро Порталуппи , и он окончил учебу в 1958 году.
В 1955 году он начал писать, а с 1959 года был одним из редакторов архитектурного журнала Casabella-Continuità с главным редактором Эрнесто Натаном Роджерсом . Росси ушел в 1964 году, когда главным редактором стал Джан Антонио Бернаскони. Росси продолжал работать в журналах Società и Il_contemporaneo, что сделало его одним из самых активных участников горячих культурных дебатов того времени.
Его ранние статьи посвящены таким архитекторам, как Алессандро Антонелли , Марио Ридольфи , Огюст Перре и Эмиль Кауфманн , и большая часть этого материала стала частью его второй книги Scritti scelti sull'architettura e la città 1956-1972 ( Избранные сочинения об архитектуре и городе из 1956–1972 годы ). Он женился на швейцарской актрисе Соне Гесснер, которая познакомила его с миром кино и театра. Культура и его семья стали центральными в его жизни. Его сын Фаусто активно снимался в кино как перед камерой, так и за ней. Его дочь Вера занималась театром.
Карьера
[ редактировать ]Свою профессиональную карьеру он начал в студии Игнацио Гарделлы в 1956 году, перейдя в студию Марко Дзанузо . В 1963 году он также начал преподавать, сначала в качестве ассистента Людовико Кварони (1963) в школе городского планирования в Ареццо , затем у Карло Аймонино в Институте архитектуры в Венеции . В 1965 году он был назначен преподавателем Миланского политехнического университета , а в следующем году опубликовал «Архитектуру города» , вскоре ставшую классикой архитектурной литературы.
Его профессиональная карьера, первоначально посвященная теории архитектуры и небольшим строительным работам, сделала огромный шаг вперед, когда Аймонино позволил Росси спроектировать часть комплекса Монте Амиата в квартале Галларатезе в Милане. В 1971 году он выиграл конкурс проектов расширения кладбища Сан-Катальдо в Модене , что принесло ему международную известность.
После отстранения от преподавания в Италии в те политически смутные времена он переехал в ETH Zurich , где с 1971 по 1975 год занимал кафедру архитектурного дизайна.
В 1973 году он был директором секции международной архитектуры на XV Миланской триеннале декоративного искусства и современной архитектуры , где представил, среди прочего, своего ученика Ардуино Кантафору . Дизайнерские идеи Росси для выставки изложены в Международном каталоге архитектуры и в 16-миллиметровом документальном фильме «Орнамент и преступление», снятом Луиджи Дурисси и снятом совместно с Джанни Брагьери и Франко Раджи. В 1975 году Росси вернулся к преподавательской деятельности в Италии, преподавая архитектурную композицию в Венеции.
В 1979 году он стал членом престижной Академии Святого Луки . Между тем, к его навыкам проявился международный интерес. Он преподавал в нескольких университетах США, включая Cooper Union в Нью-Йорке и Корнеллский университет в Итаке (штат Нью-Йорк). В Корнелле он участвовал в совместном предприятии Института архитектуры и городских исследований с Нью-Йоркским музеем современного искусства , путешествовал по Китаю и Гонконгу и посещал конференции в Южной Америке.
В 1981 году он опубликовал свою автобиографию « Научная автобиография» . В этой работе автор «в дискретном беспорядке» возвращает воспоминания, предметы, места, формы, литературные заметки, цитаты и идеи и пытается «...перебирать вещи или впечатления, описывать или искать способы описания. ." В том же году он выиграл первую премию на международном конкурсе дизайна многоквартирного дома на углу Кохштрассе и Вильгельмштрассе в центре Берлина .
В 1984 году вместе с Игнацио Гарделлой и Фабио Рейнхартом он выиграл конкурс на реконструкцию театра Карло Феличе в Генуе , которая не была полностью завершена до 1991 года. В 1985 и 1986 годах Росси был директором 3-го (соответственно 4-го) Международного Архитектурная выставка на Венецианской биеннале, включая более отдаленные выставочные пространства, такие как Вилла Фарсетти в Санта-Мария-ди-Сала .
В 1987 году он выиграл два международных конкурса: один за участок в парке де ла Виллет в Париже, другой за Немецкий исторический музей в Берлине, но так и не был реализован. В 1989 году он продолжил работу по дизайну продукции для Unifor (ныне часть Molteni Furniture ) и Alessi . Его кофеварка La Cupola , разработанная для Алесси, вышла в свет в 1988 году.
В 1990 году ему была вручена Притцкеровская премия . [4] Город Фукуока в Японии удостоил его чести за работу над гостиничным комплексом The Palace , и в 1991 году он выиграл медаль Томаса Джефферсона в области общественной архитектуры от Американского института архитекторов . За этими престижными наградами последовали выставки в Центре Жоржа Помпиду в Париже, Бирже Берлаге в Амстердаме, Берлинской галерее в Берлине и Музее современного искусства в Генте, Бельгия.
В 1996 году он стал почетным членом Американской академии искусств и литературы , а в следующем году получил специальную культурную награду в области архитектуры и дизайна. Он умер в Милане 4 сентября 1997 года в автокатастрофе. Посмертно он получил премию Торре Гуиниджи за вклад в городские исследования и Приморскую премию Приморского института во Флориде, где в 1995 году он построил отдельный семейный дом.
По апелляции его предложения выиграли конкурс 1999 года на реставрацию театра Ла Фениче в Венеции, и он вновь открылся в 2004 году. В 1999 году его именем был назван факультет архитектуры Болонского университета , базирующийся в Чезене .
Работа
[ редактировать ]
Его ранние работы 1960-х годов были в основном теоретическими и демонстрировали одновременное влияние итальянского модернизма 1920-х годов ( см. Джузеппе Терраньи ), классицистические влияния венского архитектора Адольфа Лооса и размышления художника Джорджо де Кирико . Поездка в Советский Союз для изучения сталинской архитектуры также оставила яркое впечатление.
В своих произведениях Росси критиковал непонимание города в современной архитектурной практике. Он утверждал, что город необходимо изучать и ценить как нечто, построенное с течением времени; особый интерес представляют городские артефакты, способные противостоять течению времени. Росси считал, что город помнит свое прошлое (нашу «коллективную память»), и что мы используем эту память через памятники; то есть памятники придают городу структуру. Вдохновленный устойчивостью древних городов Европы, Росси стремился создать подобные структуры, не подверженные устареванию. [5]
Он стал чрезвычайно влиятельным в конце 1970-х и 1980-х годах, когда объем его построенных работ расширился, а его теории были продвинуты в его книгах «Архитектура города» ( L'architettura della città , 1966) и «Научная автобиография» ( Autobiografia Scientifica , 1981). . Самым крупным по масштабу проектом Росси было кладбище Сан-Катальдо в Модене , Италия, строительство которого началось в 1971 году, но еще не завершено. Росси назвал его «городом мертвых».
Особая независимость его зданий отражена в микроархитектуре изделий, разработанных Росси. [6] В 1980-х годах Росси разработал кофейники из нержавеющей стали и другую продукцию для Alessi , Pirelli и других.

Экспонаты
[ редактировать ]Для Венецианской биеннале 1979 года Росси спроектировал плавучий Театр дель Мондо. [7] вмещавший 250 человек. Для Венецианской биеннале 1984 года он спроектировал триумфальную арку у входа на выставочную площадку. В 2006 году делфтская архитектурная фирма Ufo Architecten установила два пилона по оригинальному проекту Альдо Росси 1989 года перед музеем Боннефантен в Маастрихте. В 2021 году музей MAXXI в Риме провел ретроспективу « Альдо Росси, Архитектор и города» . [8]
Награды
[ редактировать ]Альдо Росси получил престижную Притцкеровскую премию в области архитектуры в 1990 году. Ада Луиза Хакстейбл , архитектурный критик и член жюри Притцкеровской премии, описала Росси как «поэта, который оказался архитектором».
Архитектура
[ редактировать ]- 1960 Вилла ай Ронки в Версилии
- 1962 Конкурс на памятник Сопротивлению в Кунео.
- 1964 г. Конкурс на строительство нового театра Паганини и площади Пьяцца делла Пилотта в Парме.
- 1964 Мост для Триеннале в Милане.
- 1965 г. Монументальный фонтан в Сеграте.
- 1966 г. Конкурс за район Сан-Рокко в Монце.
- 1967–74 Комплекс Монте Амиата , квартал Галларатезе, Милан, с Карло Аймонино.
- 1968 г. Дизайн ратуши в Скандиччи.
- 1971-84 Костехранилище и кладбище Сан-Катальдо в Модене.
- 1972 г. Дизайн мэрии Муджио.
- 1972 г. Начальная школа в Фаньяно-Олона.
- 1973 Документальный фильм «Орнамент и преступление» для Триеннале в Милане.
- 1974 г. Проект штаб-квартиры регионального совета и студенческого общежития в Триесте.
- 1976 г. Проект студенческого общежития в Кьети.
- 1977 г. Проект бизнес-центра во Флоренции.
- 1977 г. Дома на одну семью в Моццо.
- 1978 Научный театр
- 1979 Плавающий театр дель Мондо на 250 мест и триумфальная арка, построенные для Венецианской биеннале.
- 1979 Квартиры в Südliche Friedrichstadt для выставки IBA 84 в Западном Берлине, Германия.
- 1979 Torri Торговый центр в Парме.
- 1979 Средняя школа в Брони , с Arduino Cantafora.
- 1979 Монументальная башня, Мельбурн, Австралия.
- 1981-1988 Берлинский квартал на Кохштрассе на пересечении с Вильгельмштрассе в Берлине, Германия.
- 1982 Главный офис Fontivegge в Перудже.
- 1982 Дом Поконо Пайнс, гора Поконо в Пенсильвании, США.
- 1982 Хижины на острове Эльба для Бруно Лонгони.
- 1983 г. Дизайн ратуши Боргорикко.
- 1984–1987 Casa Aurora, дом финансовой текстильной группы GFT, Турин.
- 1984 Подготовка к Pitti-Uomo во Флоренции. показу мужской моды
- 1984–1991 Реставрация театра Карло Феличе , Генуя.
- 1985 Подготовка выставочного стенда для GFT Financial Textile Group, Турин.
- 1985 г. Жилой дом в квартале Виальба . миланском
- 1986-1989 Отель Palace в Фукуоке , Япония.
- 1986 Саут-Виллет в Париже, Франция.
- 1987 Театр Маяк, Торонто
- 1988-91 Отель Дука ди Милано, Милан
- 1988-90 Памятник Сандро Пертини, Милан
- 1989 г., апартаменты Lamel, Гаага, Нидерланды.
- 1989 г. Городской план большого городского района Писорно, Тиррения (Пиза).
- 1990-1992 Жилой дом и бывшая промышленная зона, Читта-ди-Кастелло.
- 1990-1993 Клубный дом гольф-клуба Cosmopolitan в Тиррении (Пиза)
- 1990 Социально-медицинский комплекс на Виа Канова во Флоренции.
- 1991 Административное здание The Walt Disney Company в Орландо, Флорида.
- 1991 Центр современного искусства на острове Вассивьер в Бомон-дю-Лак, Франция.
- 1991 Реконструкция бывшей хлопковой фабрики Кантони в Кастелланце под главный кампус университета Карло Каттанео.
- 1991 Почта и апартаменты возле Города музыки в Париже (19 округ), Франция.
- 1992 Реконструкция театра Карло Феличе в Генуе с Игнацио Гарделлой.
- 1993 Личный флорентийский гардероб для Бруно Лонгони.
- 1994-1998 квартал Шютценштрассе, Берлин ( фотографии )
- 1995 Музей Боннефантен в Маастрихте, Нидерланды.
- 1995 Реконструкция бывшего поля в Монтекатини.
- 1996 Комплекс для журнала в Берлине, Германия.
- 1996 Ка' ди Коцци [9] центральный район Вероны
- 1996-1998 Отель Модзико, Китакюсю , Япония
- 1997 Дизайн района Фабрики искусств в Болонье.
- 1997 Терранова Торговый центр , Ольбия , Сардиния.
- 1999-2004 Реконструкция театра Ла Фениче , Венеция.
- 2000 Здание Риверсайд в студии Уолта Диснея , Бербанк, Калифорния.
- 2001 Штаб-квартира Scholastic Corporation , Нью-Йорк, США.
Дизайн продукта
[ редактировать ]Помимо архитектуры, Росси создавал дизайны продуктов, в том числе:
- 1982 г. Коническая кофеварка и чайник для Алесси.
- 1983 Председатель театра для Molteni Group в сотрудничестве с Лукой Медой;
- 1987 г. в Милане ; - председатель правления Molteni Group
- 1988 года для Алесси; La Cupola Кофеварка
- 1988 года для Алесси; Il Conico Чайник
- 1989 Париж , председатель Unifor, теперь часть Molteni Group;
- 1989 Книжная полка Decartes для Unifor, теперь часть Molteni Group;
- 1989 Стол Consiglio для Unifor, теперь часть Molteni Group;
- 1989 г. «Мгновенные часы для Алесси».
Публикации
[ редактировать ]- L'architettura della città ( Архитектура города ), Падуя: Марсилио, 1966.
- городе: 1956–1972 , Избранные сочинения об архитектуре и под редакцией Р. Боникаци, Милан: ULC, 1975.
- Autobiografia Scientifica ( Научная автобиография ), Парма: Практика, 1990.
Галерея
[ редактировать ]- Жилье Монте-Амиата , Милан (1969)
- Кладбище Сан-Катальдо, Модена (1971–84)
- Театр Карло Феличе, Генуя (1981)
- Музей Боннефантен , Маастрихт (1990–94)
- Район Шютценштрассе, Берлин (1994–98)
- Отель Модзико, Китакюсю (1996–98)
- Учебное здание, Нью-Йорк (2001)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Челант, Джермано и Гирардо, Диана (2008). Альдо Росси: Рисунки . Милан: Скира. ISBN 978-88-6130-143-6 .
- ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. стр. 574 . ISBN 9780415252256 .
- ^ Притцкеровская премия в области архитектуры - критерии
- ^ Гольдбергер, Пол (22 апреля 1990 г.). «Альдо Росси: чувство несентиментального». Нью-Йорк Таймс .
- ^ Абрамсон, Дэниел (2012). «От устаревания к устойчивому развитию, обратно и дальше». Дизайн и культура . 4 (3): 279–298. дои : 10.2752/175470812X13361292229078 . S2CID 143319829 .
- ^ Буердек, Бернхард Э. (2005). Дизайн: История, теория и практика дизайна изделий . Базель, Швейцария: Birkhauser-Publishers for Architecture. ISBN 978-3-764-37029-9 .
- ^ Хилл, Джон (8 февраля 1999 г.). «Театро дель Мондо» . Ежедневная доза архитектуры . Блогспот . Проверено 29 октября 2018 г.
- ^ Дидеро, Мария Кристина (23 апреля 2021 г.). «Работа и наследие Альдо Росси прославляются» . Обои.com . Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Оценка одного из последних проектов Росси (для центрального района Вероны). Архивировано 28 января 2006 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пангалос, Панайотис (2008). Значение времени в современной архитектуре. Техническое и поэтическое время: случай Альдо Росси . Кандидатская диссертация. Университет Патры, Греция.
- Арнелл, Питер и Бикфорд, Тед (1985). Альдо Росси. Здания и проекты . Нью-Йорк: Риццоли. ISBN 0-8478-0499-2 .
- Берлучки, Никола (2000). «Альдо Росси: реконструкция театра Ла Фениче» . Площадь (на итальянском языке). 51 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года.
- Ферленга, Альберто (1996). Альдо Росси. Полное собрание сочинений (1993–1996) (на итальянском языке). Милан: Электа. ISBN 88-435-5543-Х .
- Леони, Г. (редактор) (1997). «Основываясь на построенном, интервью с Альдо Росси» . Площадь (на итальянском языке). 32 :44–47. Архивировано из оригинала 6 января 2003 года.
- Полацци, Джованни (1999). «Альдо Росси Ассоциати - Бывшая бойня» . Площадь (на итальянском языке). 46 : 106–110. Архивировано из оригинала 13 февраля 2008 года.
- Сави, Витторио, Архитектура Альдо Росси , Франко Анджели Эдизиони, Милан, 1975.
- Пангалос, Панайотис, Значение времени в архитектуре Альдо Росси , изд. Гутенберг, Афины, 2012.
- Москини, Франческо , Альдо Росси. Проекты и рисунки 1962–1979 ( Планы и рисунки Альдо Росси 1962–1979 ), Edizioni Center, Флоренция, сентябрь 1979. Международные совместные издания Rizzoli New York, London Academy Edition, The Equerre Paris, Xarait Madrid.
- Шерер, Дэниел. «Альдо Росси: архитектура и искусство аналогичного города», эссе куратора выставки, проходившей в Принстонской школе архитектуры с 5 февраля по 30 марта 2018 года и посвященной 20-летию со дня смерти Альдо Росси.
- Тафури, Манфредо, Storia dell'architettura italiana 1944–1985 ( История итальянской архитектуры 1944–1985 ), Эйнауди, Турин, 1982.
- Ферленга, Альберто, Альдо Росси. Полное собрание сочинений (1993–1996) ( Альдо Росси. Полное собрание сочинений (1993–1996) ), Electa, 1996.
- Леони Дж (редактор), Costruire sulbuilt, интервью с Альдо Росси ( Опираясь на построенное - интервью с Альдо Росси ), "Area" 32, май/июнь 1997 г., стр. 44–47
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-страница Притцкеровской премии о Росси.
- Музей Боннефантен на Альдо Росси
- Найди и расскажи: Курт Форстер об Альдо Росси , Канадский центр архитектуры
- В поисках помощи фондам Альдо Росси, Канадский центр архитектуры
- Фонд Альдо Росси
- Различные дизайны Альдо Росси
- Архитектура города, театр мира. Трагическое измерение архитектуры Альдо Росси между рациональностью и пафосом , Джина Олива (на итальянском языке). Архивировано 28 января 2021 года в Wayback Machine.
- «Тело и архитектура. Альдо Росси и Бернар Чуми» , Микеле Костанцо (на итальянском языке). Архивировано 28 января 2021 года в Wayback Machine.
- Проекты Альдо Росси в коллекции архитектуры и современного искусства Франческо Москини
- Альдо Росси, Воображение ученого и строгость поэта , Сабина Краус, 2008 г. (на французском языке). Архивировано 22 января 2021 г. в Wayback Machine.
- Документы Альдо Росси в Исследовательском институте Гетти
- Итальянские дизайнеры
- Постмодернистские архитекторы
- Лауреаты Притцкеровской премии в области архитектуры
- Итальянские писатели-архитекторы
- Итальянские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Городские теоретики
- Теоретики архитектуры
- Архитекторы-модернисты из Италии.
- Архитекторы из Милана
- Выпускники Миланского политехнического университета
- 1931 рождений
- 1997 смертей
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в Италии
- Итальянские архитекторы 20 века.