Jump to content

Марта Донас

Марта Донас
Рожденный ( 1885-10-26 ) 26 октября 1885 г.
Антверпен , Бельгия
Умер 31 января 1967 г. ( 1967-01-31 ) (81 год)
Одреньи, Бельгия
Национальность бельгийский
Образование Королевская академия изящных искусств Антверпена
Известный Рисование
Движение Абстракционизм , Кубизм
Веб-сайт www .мартедонас .быть

Марта Донас (26 октября 1885 – 31 января 1967) была бельгийской художницей -абстракционисткой и кубисткой , признанной одной из ведущих фигур модернизма. [ 1 ] Донас работал под андрогинными псевдонимами Тур д'Онаски, Тур Донас и М. Донас. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Марта Габриэль Донас родилась 26 октября 1885 года и выросла в Антверпене в семье зажиточной франкоязычной буржуазной семьи. [ 3 ] По собственной инициативе она поступила в Королевскую академию изящных искусств Антверпена в возрасте семнадцати лет. Однако ее авторитарный отец не поддерживал ее желание стать художницей, не позволяя ей ходить на уроки рисования и выставки, а также не позволял ей общаться с другими студентами и художниками в Антверпене. [ 4 ] Картины Донас в то время ограничивались натюрмортами и портретами ее семьи и круга друзей. [ 4 ] Против воли отца она вновь поступила в Высший институт изящных искусств в 1912 году после курса юных девиц у Франса Ван Кейка . [ 5 ]

Начало ее творческой карьеры в Дублине.

[ редактировать ]

После начала Первой мировой войны и вторжения Германии в Бельгию 4 августа 1914 года семья Донас бежала в Гус , Нидерланды. Вскоре после этого Донас освободилась от давления семьи и переехала с одной из сестер в Дублин. Там она продолжила совершенствовать свои навыки рисования, живописи и гравюры, а также прошла курс витражного искусства. [ 6 ] В конце 1915 года ее взяли на работу в Сары Персер художественную студию витражей An Tur Gloine , где она изготовила три больших витража для церквей, а также несколько небольших работ. [ 6 ] [ 7 ] Из-за политических событий вокруг Пасхального восстания в Дублине в 1916 году она вновь была вынуждена покинуть место жительства. Пока ее сестра вернулась к семье в Нидерланды, Марта решила не возвращаться к своей прежней жизни, а вместо этого отправиться в Париж, в то время художественный центр Европы. [ 8 ]

Прибытие в Париж

[ редактировать ]
Приглашение на открытие выставки Lasection d'Or , Galerie La Boëtie, Париж, 5 марта 1920 г.

Она поселилась на Монпарнасе в конце 1916 года и сняла студию в большом комплексе на улице Кампань Премьер, 9. Именно в Париже она познакомилась с новейшими художественными течениями. Она продолжила образование в Академиях Гранд Шомьер и Рансона . В январе 1917 года она открыла для себя работы Андре Лота и кубизма , которые произвели на нее глубокое впечатление. Вскоре Донас стала ученицей Лоте и начала использовать стиль кубизма в своих картинах. [ 9 ]

С Архипенко в Ницце

[ редактировать ]
Картина «Натюрморт с бутылкой и чашкой» Марты Донас
Натюрморт с бутылкой и чашкой (1917) в Художественной галерее Йельского университета (номер по каталогу 1941.429)

Из-за своего шаткого финансового положения Донас приняла предложение одной аристократической дамы присоединиться к ней на юге Франции в обмен на уроки живописи. Весной 1917 года она переехала в Ниццу , где познакомилась с украинским скульптором Александром Архипенко . [ 10 ] У них сложилось не только интенсивное сотрудничество в творческой работе, но и интимные личные отношения. Картины и рисунки Донас того времени показывают, насколько умело она в очень индивидуальном ключе включила в себя элементы скульптурной живописи Архипенко. Затем она полностью работала в кубистической манере, развивая под влиянием Архипенко свое замечательное чувство цвета. Ее наиболее повторяющимся мотивом были женская фигура и натюрморты. Включая вогнутые и выпуклые формы, чередуя круглые, угловатые и размытые элементы, она привносила энергию и исследовала движение в свои картины, которые становились все более абстрактными. Уже в Париже она экспериментировала с техникой коллажа , но в Ницце регулярно использовала в своих работах такие материалы, как цемент, песок, различные виды тканей и кружев, наждачная бумага и обои.

Международная карьера

[ редактировать ]

В конце Первой мировой войны Донас вернулся в Париж и снял студию в студийном комплексе на улице Депар, 26. Ранее студию занимал Диего Ривьера . Также Пит Мондриан арендовал в то время студию в этом же комплексе. Донас присоединился к группе художников «Золотая секция» , возрожденной после войны под руководством Архипенко. [ 11 ] Благодаря этой международной группе связей и помощи Архипенко, активно продвигавшего Донас, она смогла опубликовать свои работы в нескольких ведущих художественных журналах того времени: голландском De Stijl. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] и дадаистский журнал Mécano , [ 16 ] [ 17 ] немецкий Дер Штурм , итальянский Ной [ 18 ] и Бельгийский отбор . [ 19 ] В эти годы Донас начала публиковать свои работы под псевдонимами «Тур д'Онаски», «М. Donas», а позже исключительно «Tour Donas», скрывавший ее пол. Особенно кубизм и абстрактное искусство считались слишком интеллектуальными и рациональными для женщин. Для женщины-художницы работа под мужским псевдонимом обеспечивала значительно большее уважение в мире искусства, более высокие шансы на продвижение по службе и, следовательно, на комиссионные и продажи. [ 20 ] Сеть, которую она создала в Ницце и Париже, сделала возможным одно из ее первых участия в мэрской выставке: Выставка французского искусства 1914–1919 годов в Лондоне, составленная Леопольдом Зборовски , на которой она присутствовала с семью своими картинами наряду с работами Отона. Фриз , Вламинк , Дерен , Матисс , Пикассо , Модильяни , Валадон , Кислинг , Леже , Лот , Утрилло и Дюфи . [ 21 ] [ 22 ] Архипенко продолжала продвигать работы Донас на международном уровне, что привело к персональным выставкам в Librairie Kundig в Женеве в декабре 1919 года и в знаменитой авангардной галерее Der Sturm Герварта Вальдена в Берлине летом 1920 года, которые оказались самыми важными выставками в ее жизни. всю карьеру. [ 23 ] [ 24 ] Герварт Вальден, скорее всего, купил многие из ее работ, что означало признание одного из самых влиятельных дилеров того периода.

Она также выставляла свои работы вместе с другими Глейзом , Фера , Вийоном , Натальей Гончаровой , Леже , Браком , Ирен Лагут , Архипенко и Р. Дюшаном на выставках секции d'Or в Париже в галерее La Boétie и последовательно в разных местах в Париже. Нидерланды, организованный Тео ван Дусбургом, с которым она стала близкими друзьями. Донас посетил его и его жену Лену Милис в Лейдене в конце весны 1920 года, чтобы проследить за транспортировкой произведений искусства и присутствовать на открытии в Роттердаме выставки «Золотая секция» . После пребывания в Нидерландах она поехала навестить своих родителей в Антверпене, стремясь улучшить свое финансовое положение, рисуя портреты друзей еврейской семьи. После других заказов, которые она писала в очень традиционном стиле и, хотя сама была условной, [ 19 ] она поехала в Лондон в конце лета 1920 года. Пытаясь установить контакт с лондонской арт-сценой, как рекомендовал Ван Дусбург, она встретилась, среди других Ситуэллов , с CRW Невисоном , Джейкобом Эпштейном и Дугласом Голдрингом .

Хотя о деталях мало что известно, ее отношения с Архипенко, должно быть, на этом этапе подошли к концу. Ее работа также развивалась дальше абстрактно и в соответствии с пуристскими идеями Амеде Озенфана и Ле Корбюзье , с которыми она познакомилась через журнал L'Esprit Nouveau , а также через Ван Дусбурга и Де Стиджа .

Донас вернулась в свою студию в Париже осенью 1920 года. Впервые она выставила свои работы у себя на родине в декабре 1920 года в галерее Sélection of André de Ridder и Paul-Gustave van Hecke в Брюсселе . С декабря 1920 года по январь 1921 года ее работы были включены в группу «Золотая секция» на выставку во Дворце выборов в Женеве . Международная выставка современного искусства , организованная бельгийскими художниками Альбертом Дененсом и французскими скульпторами Альбертом Жербо и Марселем Бурреном , была призвана охватить все новые международные художественные движения. [ 25 ] Естественно, выставка была расценена как очень важное событие в сфере современного искусства и оказалась важным сетевым событием, результатом которого стала выставка « Золотой секции» в Риме в 1922 году.

Вальден снова организовал большую групповую выставку в галерее Штурм в январе 1921 года, включив двадцать четыре картины Донаса и работы Альберта Глейза , Жака Вийона , Луи Маркусси , Юлиуса Эволы , Сони Делоне , и снова в апреле 1921 года с пятью ее картинами. и среди других работ Шагала , Эволы , Фишера , Глейзеса и Клее . Уолден продолжал поддерживать Донас, часто показывая ее на своих выставках и публикациях, по крайней мере, до сентября 1925 года. [ 26 ]

На одной из таких выставок работу Доны непременно купила американская художница Кэтрин Дрейер . основала Анонимное общество В январе 1920 года она вместе с Марселем Дюшаном и Ман Рэем в Нью-Йорке , стремясь познакомить американскую публику с последними событиями в европейском современном искусстве. [ 27 ] [ 28 ] Societé Anonyme показало картины и рисунки Донаса вместе с работами Кампендонка , Клее, Швиттерса , Молцана и Штукенберга в Нью-Йорке, а затем на передвижной групповой выставке в других местах в Соединенных Штатах. [ 29 ] Дрейер продолжал включать работы Донаса на многочисленные групповые выставки до 1940 года. Коллекция Societé Anonyme , включая работы Донаса, позже была подарена Дрейером Йельскому университету и до сих пор хранится в галерее Йельского университета в Нью-Хейвене. [ 30 ]

Тем временем Донас продолжала работать в Париже, пока летом 1921 года она серьезно не заболела. Отсутствие сбережений вынудило ее покинуть свою студию в Париже и вернуться к родителям в Антверпен. В Антверпене она, должно быть, была в контакте с бельгийской арт-сценой вокруг Йозефа Петерса, поскольку она приняла активное участие с двенадцатью своими последними картинами и портфолио линогравюр в крупномасштабной выставке в Эль-Бардо на Синт-Якобсмаркте в Антверпене в январе 1922 года. организованный Петерсом в рамках Второго конгресса современного искусства. [ 31 ] Дав своим выставленным картинам название «Композиция» с римскими цифрами от I до VII, она явно связала свою работу с бельгийским вариантом международного конструктивизма «plastique pure» (Чистый пластицизм), еще больше дистанцировавшись от движений в Париже.

К январю 1922 года она вернулась в Париж, чтобы выйти замуж за Анри Франке, студента-философа из бельгийской семьи, которого она знала еще с детства. В феврале она снова заболела, и ей поставили диагноз гепатита, что заставило пару переехать в пригород Парижа Фонтене-о-Роз , популярный курорт среди художников. Там она продолжала рисовать и рисовать, и ее работы были представлены на ряде выставок в Париже, Дюссельдорфе и Осло в 1922/1923 году. Ее картины начали развиваться от геометрической абстракции к более фигуративному стилю. Однако из-за ее слабого здоровья Донас и Франке навсегда вернулись в Бельгию в июле 1923 года. Они поселились в Иттре , небольшой деревне в Валлонском Брабанте , где уже жила часть семьи Франке.

Хотя ее работы появлялись на нескольких выставках в Брюсселе, Берлине и Париже, она не была очень известна в Бельгии и не пользовалась той славой, которую получила за годы пребывания в Париже. Тематика ее работ стала более традиционной, она писала преимущественно натюрморты и пейзажи, полностью отошла от кубизма и абстракции. Однако в апреле 1926 года галерея A La Vierge Poupine Поля ван Остайена и Герта Ван Брюэна организовала первую масштабную ретроспективу творчества Марты Донас с семьюдесятью ее картинами. [ 32 ] Благодаря возобновлению своих контактов на авангардной художественной сцене Бельгии в начале 1927 года Донас решила вернуться в Брюссель. Ее работами восхищались многие бельгийские художники, хотя лишь немногие знали о ее кубизме. работала в начале 1920-х годов, и в Брюсселе ее скорее считали многообещающей художницей. [ 33 ] Опять же, именно ее цветовая палитра привлекла наибольшее внимание и была сочтена очень изысканной. [ 34 ] Снова оказавшись в этой городской художественной среде и имея возможность участвовать в ряде выставок в Брюсселе и Париже с группой художников L'Assault , она вновь активизировала свое творческое вдохновение. На этот раз в более мягкой палитре она снова взяла стиль неокубизма и в 1927 году создала большое количество работ.

Перерыв в живописи и вторая карьера

[ редактировать ]

Однако возобновление контактов с французской и бельгийской арт-сценой и ее вновь открытая художественная энергия продлились недолго. Разочарованная, она полностью перестала рисовать на 20 лет. В Бельгии мало ценили современное искусство, кроме того, она пережила некоторые личные неудачи. Ее родители умерли вскоре за другим в 1927 и 1929 годах, а финансовые затруднения еще больше усложнили жизнь, вынудив ее и ее мужа снова искать убежища в Иттре. В возрасте сорока пяти лет Марта Донас забеременела и в январе 1931 года родила дочь Франсину. После нескольких лет переездов с мужем в поисках заработка они вернулись в Иттре с началом Второй мировой войны. Мировая война в 1939 году. Теперь Донас была полностью занята хозяйством Шато Ботье и воспитанием дочери, что в ее возрасте оказалось нелегким делом. Примечательно, что когда ее дочери исполнилось шестнадцать и она стала независимой, она снова начала рисовать.

Донас и Анри вернулись в Брюссель в 1948 году. Ее картины того периода выражали чувство невинности и юмора, сама Донас называла их «романтическими с кубистским тенором». [ 35 ] нашел признание на выставках в Брюсселе и Антверпене. Начиная с 1954 года, ее картины снова стали более абстрактными и, наконец, с 1958 года полностью нефигуративными, черпая вдохновение из чистой интуиции. Примерно в этот же период она познакомилась с голландским галеристом Мауритсом Билке, который активно продвигал ее работы в 1960-х годах. [ 36 ]

В Соединенных Штатах также появился интерес, особенно к ее ранним работам, после того как Кэтрин Дрейер передала в дар коллекцию анонимного общества . галерее Йельского университета Также в Бельгии интерес вырос к пионерам абстракции начала 20 века. Немецкий историк искусства Герта Вешер включила ее работы в свою книгу о коллажах. [ 37 ] В связи с предстоящим вниманием к ней Марта Донас начала писать автобиографию. В последующие годы она участвовала в ряде важных выставок, в том числе «Первые художники-абстракционисты в Бельгии: дань пионерам» в 1959 году в Антверпене, Салоне женщин-художников и скульпторов в Музее современного искусства де ла Виль де Пари. , большой обзор исключительно ее работ в двух залах Дворца изящных искусств в Брюсселе в 1960 году, а также выставка, посвященная влиянию Герварт Вальден и его галерея Der Sturm в Национальной галерее в Берлине в 1961 году вместе с Архипенко , Шагалом , Делоне , Глейзом , Гончаровой , Явленским , Кандинским , Клее , Кокошкой , Леже , Маке , Марком , Швиттерсом и Северини . [ 38 ] Донасу, должно быть, было особенно приятно быть включенным в число этих художников, которые к тому времени были признаны важными авангардистами 20-го века.

Хотя ее работа наконец получила международное признание, ее здоровье ухудшалось, и она снова столкнулась с финансовыми трудностями. Она была вынуждена продать большую часть своих работ Маурицу и Сюзанне Бильке. Впоследствии в октябре 1961 года Билкес организовал крупную выставку Донаса в галерее Шляйпер в Брюсселе. Эта выставка имела большой успех и привлекла большое внимание искусствоведов и коллег-художников на международном уровне. Мауриц Бильке и дальше продвигал ее работы и следил за тем, чтобы они были включены в важные коллекции. [ 39 ] В 1960-х годах ее работы были приобретены министерством Бельгии, Музеем изящных искусств в Брюсселе, Франкоязычным отделом Министерства образования и Королевским музеем изящных искусств в Антверпене. Она была счастлива, что под конец жизни ее наконец признали одним из великих пионеров авангарда. [ 40 ] Марта Донас умерла 31 января 1967 года вместе с мужем и дочерью в доме престарелых в Одриньи, Бельгия. [ 41 ]

Выставки

[ редактировать ]
  • 1920: Золотая секция , Галерея La Boétie, Париж, 5 марта 1920 года. [ 42 ] [ 43 ]
  • 2016: Донас. Бельгийский авангард , Музей изящных искусств, Гент. [ 44 ]
  1. ^ Пауэлс 2015 , с. 9.
  2. ^ Пауэлс 2015 , с. 90.
  3. ^ Бун 2004 .
  4. ^ Jump up to: а б Паувелс 2015 , с. 15.
  5. ^ Пирон 1999 , с. 488.
  6. ^ Jump up to: а б Паувелс 2015 , с. 19.
  7. ^ Бак, Уильям (3 мая 2016 г.). « Приходите и найдите убежище в Ирландии». Опыт ирландских бельгийских беженцев во время Первой мировой войны». Иммигранты и меньшинства . 34 (2): 192–209. дои : 10.1080/02619288.2016.1169927 . ISSN   0261-9288 . S2CID   151532443 .
  8. ^ Пауэлс 2015 , с. 20.
  9. ^ Иманс 1975 , с. 135.
  10. ^ Клименко, Мария (22 февраля 2021 г.). «Влияние искусства Александра Архипенко на формирование художественной платформы Марты Донас» (PDF) . Тетради по этнологии . 157 (1): 142–147. дои : 10.15407/nz2021.01.142 .
  11. ^ де Йонг 1999 , с. 328-330.
  12. ^ Бирон, Роджер (апрель 1919 г.). «Тур д'Онаски» . Де Стиль (на голландском языке). 2 (6): 65.
  13. ^ Донас, Марта (апрель 1919 г.). "Тур д'Онаски - Смерть природы" . Де Стиль (на голландском языке). 2 (6):62А.
  14. ^ Ван Дусбург, Тео (1919). «О просмотре новых ст. Примечания к приложениям 11, 12 и 13» . Де Стиль (на голландском языке).
  15. ^ Ван Дусбург, Тео (1919). «Приложение» . Стиль . 8 : 96–96А.
  16. ^ Краусс, Кристиана (14 июня 2018 г.). «Кристиан Краусс – Тео ван Дусбург и бельгийские художники» . koregos.org (на французском языке) . Проверено 25 апреля 2021 г.
  17. ^ Бонсет, ИК (1924). "Крышка". Мекано . 4 и 5: 1.
  18. ^ Бирон, Роджер (январь 1920 г.). «Тур Д'Онаски» (PDF) . Ной . 4 : 12.
  19. ^ Jump up to: а б Паувелс 2015 , с. 109.
  20. ^ Пауэлс 2015 , с. 112.
  21. ^ Мансардная галерея (1919). Каталог выставки французского искусства 1914-1919 гг . Лондон: Пеликан Пресс. OCLC   489873647 .
  22. ^ Пауэлс 2015 , с. 113.
  23. ^ Пауэлс 2015 , с. 141.
  24. ^ Палмер, Майкл (2013). Бельгийское искусство: от Энсора до Панамаренко: 1880-2000 . Брюссель: Расин. ISBN  978-2-87386-851-2 . OCLC   865468324 .
  25. ^ Пауэлс 2015 , с. 198.
  26. ^ Пауэлс 2015 , с. 144.
  27. ^ Пауэлс 2015 , с. 151.
  28. ^ Герберт 1984 .
  29. ^ Пауэлс 2015 , с. 152.
  30. ^ Пауэлс 2015 , с. 155.
  31. ^ Пауэлс 2015 , с. 203.
  32. ^ Паувелс 2018 , с. 308.
  33. ^ Пауэлс 2015 , с. 218.
  34. ^ Пауэлс 2015 , с. 217.
  35. ^ Пауэлс 2015 , с. 255.
  36. ^ Пауэлс 2015 , с. 260.
  37. ^ Весчер 1971 .
  38. ^ Пауэлс 2015 , с. 266.
  39. ^ Пауэлс 2015 , с. 269.
  40. ^ Пауэлс 2015 , с. 272.
  41. ^ Иманс 1979 , с. 191.
  42. ^ Ван Дусбург, Тео (март 1920 г.). «Взгляд вокруг» . Стиль . 3 (5): 47–48.
  43. ^ «Золотое сечение» . Телеграф : 8. 25 марта 1920 г.
  44. ^ Де Геест, Йост (2016). Марта Донас, в сердце авангарда (на французском языке).

Биография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64a264b5dfa93bd3af2493d527087ef4__1710380040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/f4/64a264b5dfa93bd3af2493d527087ef4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Marthe Donas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)