Марта Донас
Марта Донас | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Антверпен , Бельгия | 26 октября 1885 г.
Умер | 31 января 1967 г. Одреньи, Бельгия | (81 год)
Национальность | бельгийский |
Образование | Королевская академия изящных искусств Антверпена |
Известный | Рисование |
Движение | Абстракционизм , Кубизм |
Веб-сайт | www |
Марта Донас (26 октября 1885 – 31 января 1967) была бельгийской художницей -абстракционисткой и кубисткой , признанной одной из ведущих фигур модернизма. [ 1 ] Донас работал под андрогинными псевдонимами Тур д'Онаски, Тур Донас и М. Донас. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Марта Габриэль Донас родилась 26 октября 1885 года и выросла в Антверпене в семье зажиточной франкоязычной буржуазной семьи. [ 3 ] По собственной инициативе она поступила в Королевскую академию изящных искусств Антверпена в возрасте семнадцати лет. Однако ее авторитарный отец не поддерживал ее желание стать художницей, не позволяя ей ходить на уроки рисования и выставки, а также не позволял ей общаться с другими студентами и художниками в Антверпене. [ 4 ] Картины Донас в то время ограничивались натюрмортами и портретами ее семьи и круга друзей. [ 4 ] Против воли отца она вновь поступила в Высший институт изящных искусств в 1912 году после курса юных девиц у Франса Ван Кейка . [ 5 ]
Начало ее творческой карьеры в Дублине.
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны и вторжения Германии в Бельгию 4 августа 1914 года семья Донас бежала в Гус , Нидерланды. Вскоре после этого Донас освободилась от давления семьи и переехала с одной из сестер в Дублин. Там она продолжила совершенствовать свои навыки рисования, живописи и гравюры, а также прошла курс витражного искусства. [ 6 ] В конце 1915 года ее взяли на работу в Сары Персер художественную студию витражей An Tur Gloine , где она изготовила три больших витража для церквей, а также несколько небольших работ. [ 6 ] [ 7 ] Из-за политических событий вокруг Пасхального восстания в Дублине в 1916 году она вновь была вынуждена покинуть место жительства. Пока ее сестра вернулась к семье в Нидерланды, Марта решила не возвращаться к своей прежней жизни, а вместо этого отправиться в Париж, в то время художественный центр Европы. [ 8 ]
Прибытие в Париж
[ редактировать ]
Она поселилась на Монпарнасе в конце 1916 года и сняла студию в большом комплексе на улице Кампань Премьер, 9. Именно в Париже она познакомилась с новейшими художественными течениями. Она продолжила образование в Академиях Гранд Шомьер и Рансона . В январе 1917 года она открыла для себя работы Андре Лота и кубизма , которые произвели на нее глубокое впечатление. Вскоре Донас стала ученицей Лоте и начала использовать стиль кубизма в своих картинах. [ 9 ]
С Архипенко в Ницце
[ редактировать ]
Из-за своего шаткого финансового положения Донас приняла предложение одной аристократической дамы присоединиться к ней на юге Франции в обмен на уроки живописи. Весной 1917 года она переехала в Ниццу , где познакомилась с украинским скульптором Александром Архипенко . [ 10 ] У них сложилось не только интенсивное сотрудничество в творческой работе, но и интимные личные отношения. Картины и рисунки Донас того времени показывают, насколько умело она в очень индивидуальном ключе включила в себя элементы скульптурной живописи Архипенко. Затем она полностью работала в кубистической манере, развивая под влиянием Архипенко свое замечательное чувство цвета. Ее наиболее повторяющимся мотивом были женская фигура и натюрморты. Включая вогнутые и выпуклые формы, чередуя круглые, угловатые и размытые элементы, она привносила энергию и исследовала движение в свои картины, которые становились все более абстрактными. Уже в Париже она экспериментировала с техникой коллажа , но в Ницце регулярно использовала в своих работах такие материалы, как цемент, песок, различные виды тканей и кружев, наждачная бумага и обои.
Международная карьера
[ редактировать ]В конце Первой мировой войны Донас вернулся в Париж и снял студию в студийном комплексе на улице Депар, 26. Ранее студию занимал Диего Ривьера . Также Пит Мондриан арендовал в то время студию в этом же комплексе. Донас присоединился к группе художников «Золотая секция» , возрожденной после войны под руководством Архипенко. [ 11 ] Благодаря этой международной группе связей и помощи Архипенко, активно продвигавшего Донас, она смогла опубликовать свои работы в нескольких ведущих художественных журналах того времени: голландском De Stijl. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] и дадаистский журнал Mécano , [ 16 ] [ 17 ] немецкий Дер Штурм , итальянский Ной [ 18 ] и Бельгийский отбор . [ 19 ] В эти годы Донас начала публиковать свои работы под псевдонимами «Тур д'Онаски», «М. Donas», а позже исключительно «Tour Donas», скрывавший ее пол. Особенно кубизм и абстрактное искусство считались слишком интеллектуальными и рациональными для женщин. Для женщины-художницы работа под мужским псевдонимом обеспечивала значительно большее уважение в мире искусства, более высокие шансы на продвижение по службе и, следовательно, на комиссионные и продажи. [ 20 ] Сеть, которую она создала в Ницце и Париже, сделала возможным одно из ее первых участия в мэрской выставке: Выставка французского искусства 1914–1919 годов в Лондоне, составленная Леопольдом Зборовски , на которой она присутствовала с семью своими картинами наряду с работами Отона. Фриз , Вламинк , Дерен , Матисс , Пикассо , Модильяни , Валадон , Кислинг , Леже , Лот , Утрилло и Дюфи . [ 21 ] [ 22 ] Архипенко продолжала продвигать работы Донас на международном уровне, что привело к персональным выставкам в Librairie Kundig в Женеве в декабре 1919 года и в знаменитой авангардной галерее Der Sturm Герварта Вальдена в Берлине летом 1920 года, которые оказались самыми важными выставками в ее жизни. всю карьеру. [ 23 ] [ 24 ] Герварт Вальден, скорее всего, купил многие из ее работ, что означало признание одного из самых влиятельных дилеров того периода.
Она также выставляла свои работы вместе с другими Глейзом , Фера , Вийоном , Натальей Гончаровой , Леже , Браком , Ирен Лагут , Архипенко и Р. Дюшаном на выставках секции d'Or в Париже в галерее La Boétie и последовательно в разных местах в Париже. Нидерланды, организованный Тео ван Дусбургом, с которым она стала близкими друзьями. Донас посетил его и его жену Лену Милис в Лейдене в конце весны 1920 года, чтобы проследить за транспортировкой произведений искусства и присутствовать на открытии в Роттердаме выставки «Золотая секция» . После пребывания в Нидерландах она поехала навестить своих родителей в Антверпене, стремясь улучшить свое финансовое положение, рисуя портреты друзей еврейской семьи. После других заказов, которые она писала в очень традиционном стиле и, хотя сама была условной, [ 19 ] она поехала в Лондон в конце лета 1920 года. Пытаясь установить контакт с лондонской арт-сценой, как рекомендовал Ван Дусбург, она встретилась, среди других Ситуэллов , с CRW Невисоном , Джейкобом Эпштейном и Дугласом Голдрингом .
Хотя о деталях мало что известно, ее отношения с Архипенко, должно быть, на этом этапе подошли к концу. Ее работа также развивалась дальше абстрактно и в соответствии с пуристскими идеями Амеде Озенфана и Ле Корбюзье , с которыми она познакомилась через журнал L'Esprit Nouveau , а также через Ван Дусбурга и Де Стиджа .
Донас вернулась в свою студию в Париже осенью 1920 года. Впервые она выставила свои работы у себя на родине в декабре 1920 года в галерее Sélection of André de Ridder и Paul-Gustave van Hecke в Брюсселе . С декабря 1920 года по январь 1921 года ее работы были включены в группу «Золотая секция» на выставку во Дворце выборов в Женеве . Международная выставка современного искусства , организованная бельгийскими художниками Альбертом Дененсом и французскими скульпторами Альбертом Жербо и Марселем Бурреном , была призвана охватить все новые международные художественные движения. [ 25 ] Естественно, выставка была расценена как очень важное событие в сфере современного искусства и оказалась важным сетевым событием, результатом которого стала выставка « Золотой секции» в Риме в 1922 году.
Вальден снова организовал большую групповую выставку в галерее Штурм в январе 1921 года, включив двадцать четыре картины Донаса и работы Альберта Глейза , Жака Вийона , Луи Маркусси , Юлиуса Эволы , Сони Делоне , и снова в апреле 1921 года с пятью ее картинами. и среди других работ Шагала , Эволы , Фишера , Глейзеса и Клее . Уолден продолжал поддерживать Донас, часто показывая ее на своих выставках и публикациях, по крайней мере, до сентября 1925 года. [ 26 ]
На одной из таких выставок работу Доны непременно купила американская художница Кэтрин Дрейер . основала Анонимное общество В январе 1920 года она вместе с Марселем Дюшаном и Ман Рэем в Нью-Йорке , стремясь познакомить американскую публику с последними событиями в европейском современном искусстве. [ 27 ] [ 28 ] Societé Anonyme показало картины и рисунки Донаса вместе с работами Кампендонка , Клее, Швиттерса , Молцана и Штукенберга в Нью-Йорке, а затем на передвижной групповой выставке в других местах в Соединенных Штатах. [ 29 ] Дрейер продолжал включать работы Донаса на многочисленные групповые выставки до 1940 года. Коллекция Societé Anonyme , включая работы Донаса, позже была подарена Дрейером Йельскому университету и до сих пор хранится в галерее Йельского университета в Нью-Хейвене. [ 30 ]
Тем временем Донас продолжала работать в Париже, пока летом 1921 года она серьезно не заболела. Отсутствие сбережений вынудило ее покинуть свою студию в Париже и вернуться к родителям в Антверпен. В Антверпене она, должно быть, была в контакте с бельгийской арт-сценой вокруг Йозефа Петерса, поскольку она приняла активное участие с двенадцатью своими последними картинами и портфолио линогравюр в крупномасштабной выставке в Эль-Бардо на Синт-Якобсмаркте в Антверпене в январе 1922 года. организованный Петерсом в рамках Второго конгресса современного искусства. [ 31 ] Дав своим выставленным картинам название «Композиция» с римскими цифрами от I до VII, она явно связала свою работу с бельгийским вариантом международного конструктивизма «plastique pure» (Чистый пластицизм), еще больше дистанцировавшись от движений в Париже.
К январю 1922 года она вернулась в Париж, чтобы выйти замуж за Анри Франке, студента-философа из бельгийской семьи, которого она знала еще с детства. В феврале она снова заболела, и ей поставили диагноз гепатита, что заставило пару переехать в пригород Парижа Фонтене-о-Роз , популярный курорт среди художников. Там она продолжала рисовать и рисовать, и ее работы были представлены на ряде выставок в Париже, Дюссельдорфе и Осло в 1922/1923 году. Ее картины начали развиваться от геометрической абстракции к более фигуративному стилю. Однако из-за ее слабого здоровья Донас и Франке навсегда вернулись в Бельгию в июле 1923 года. Они поселились в Иттре , небольшой деревне в Валлонском Брабанте , где уже жила часть семьи Франке.
Хотя ее работы появлялись на нескольких выставках в Брюсселе, Берлине и Париже, она не была очень известна в Бельгии и не пользовалась той славой, которую получила за годы пребывания в Париже. Тематика ее работ стала более традиционной, она писала преимущественно натюрморты и пейзажи, полностью отошла от кубизма и абстракции. Однако в апреле 1926 года галерея A La Vierge Poupine Поля ван Остайена и Герта Ван Брюэна организовала первую масштабную ретроспективу творчества Марты Донас с семьюдесятью ее картинами. [ 32 ] Благодаря возобновлению своих контактов на авангардной художественной сцене Бельгии в начале 1927 года Донас решила вернуться в Брюссель. Ее работами восхищались многие бельгийские художники, хотя лишь немногие знали о ее кубизме. работала в начале 1920-х годов, и в Брюсселе ее скорее считали многообещающей художницей. [ 33 ] Опять же, именно ее цветовая палитра привлекла наибольшее внимание и была сочтена очень изысканной. [ 34 ] Снова оказавшись в этой городской художественной среде и имея возможность участвовать в ряде выставок в Брюсселе и Париже с группой художников L'Assault , она вновь активизировала свое творческое вдохновение. На этот раз в более мягкой палитре она снова взяла стиль неокубизма и в 1927 году создала большое количество работ.
Перерыв в живописи и вторая карьера
[ редактировать ]Однако возобновление контактов с французской и бельгийской арт-сценой и ее вновь открытая художественная энергия продлились недолго. Разочарованная, она полностью перестала рисовать на 20 лет. В Бельгии мало ценили современное искусство, кроме того, она пережила некоторые личные неудачи. Ее родители умерли вскоре за другим в 1927 и 1929 годах, а финансовые затруднения еще больше усложнили жизнь, вынудив ее и ее мужа снова искать убежища в Иттре. В возрасте сорока пяти лет Марта Донас забеременела и в январе 1931 года родила дочь Франсину. После нескольких лет переездов с мужем в поисках заработка они вернулись в Иттре с началом Второй мировой войны. Мировая война в 1939 году. Теперь Донас была полностью занята хозяйством Шато Ботье и воспитанием дочери, что в ее возрасте оказалось нелегким делом. Примечательно, что когда ее дочери исполнилось шестнадцать и она стала независимой, она снова начала рисовать.
Донас и Анри вернулись в Брюссель в 1948 году. Ее картины того периода выражали чувство невинности и юмора, сама Донас называла их «романтическими с кубистским тенором». [ 35 ] нашел признание на выставках в Брюсселе и Антверпене. Начиная с 1954 года, ее картины снова стали более абстрактными и, наконец, с 1958 года полностью нефигуративными, черпая вдохновение из чистой интуиции. Примерно в этот же период она познакомилась с голландским галеристом Мауритсом Билке, который активно продвигал ее работы в 1960-х годах. [ 36 ]
В Соединенных Штатах также появился интерес, особенно к ее ранним работам, после того как Кэтрин Дрейер передала в дар коллекцию анонимного общества . галерее Йельского университета Также в Бельгии интерес вырос к пионерам абстракции начала 20 века. Немецкий историк искусства Герта Вешер включила ее работы в свою книгу о коллажах. [ 37 ] В связи с предстоящим вниманием к ней Марта Донас начала писать автобиографию. В последующие годы она участвовала в ряде важных выставок, в том числе «Первые художники-абстракционисты в Бельгии: дань пионерам» в 1959 году в Антверпене, Салоне женщин-художников и скульпторов в Музее современного искусства де ла Виль де Пари. , большой обзор исключительно ее работ в двух залах Дворца изящных искусств в Брюсселе в 1960 году, а также выставка, посвященная влиянию Герварт Вальден и его галерея Der Sturm в Национальной галерее в Берлине в 1961 году вместе с Архипенко , Шагалом , Делоне , Глейзом , Гончаровой , Явленским , Кандинским , Клее , Кокошкой , Леже , Маке , Марком , Швиттерсом и Северини . [ 38 ] Донасу, должно быть, было особенно приятно быть включенным в число этих художников, которые к тому времени были признаны важными авангардистами 20-го века.
Хотя ее работа наконец получила международное признание, ее здоровье ухудшалось, и она снова столкнулась с финансовыми трудностями. Она была вынуждена продать большую часть своих работ Маурицу и Сюзанне Бильке. Впоследствии в октябре 1961 года Билкес организовал крупную выставку Донаса в галерее Шляйпер в Брюсселе. Эта выставка имела большой успех и привлекла большое внимание искусствоведов и коллег-художников на международном уровне. Мауриц Бильке и дальше продвигал ее работы и следил за тем, чтобы они были включены в важные коллекции. [ 39 ] В 1960-х годах ее работы были приобретены министерством Бельгии, Музеем изящных искусств в Брюсселе, Франкоязычным отделом Министерства образования и Королевским музеем изящных искусств в Антверпене. Она была счастлива, что под конец жизни ее наконец признали одним из великих пионеров авангарда. [ 40 ] Марта Донас умерла 31 января 1967 года вместе с мужем и дочерью в доме престарелых в Одриньи, Бельгия. [ 41 ]
Выставки
[ редактировать ]- 1920: Золотая секция , Галерея La Boétie, Париж, 5 марта 1920 года. [ 42 ] [ 43 ]
- 2016: Донас. Бельгийский авангард , Музей изящных искусств, Гент. [ 44 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пауэлс 2015 , с. 9.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 90.
- ^ Бун 2004 .
- ^ Jump up to: а б Паувелс 2015 , с. 15.
- ^ Пирон 1999 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б Паувелс 2015 , с. 19.
- ^ Бак, Уильям (3 мая 2016 г.). « Приходите и найдите убежище в Ирландии». Опыт ирландских бельгийских беженцев во время Первой мировой войны». Иммигранты и меньшинства . 34 (2): 192–209. дои : 10.1080/02619288.2016.1169927 . ISSN 0261-9288 . S2CID 151532443 .
- ^ Пауэлс 2015 , с. 20.
- ^ Иманс 1975 , с. 135.
- ^ Клименко, Мария (22 февраля 2021 г.). «Влияние искусства Александра Архипенко на формирование художественной платформы Марты Донас» (PDF) . Тетради по этнологии . 157 (1): 142–147. дои : 10.15407/nz2021.01.142 .
- ^ де Йонг 1999 , с. 328-330.
- ^ Бирон, Роджер (апрель 1919 г.). «Тур д'Онаски» . Де Стиль (на голландском языке). 2 (6): 65.
- ^ Донас, Марта (апрель 1919 г.). "Тур д'Онаски - Смерть природы" . Де Стиль (на голландском языке). 2 (6):62А.
- ^ Ван Дусбург, Тео (1919). «О просмотре новых ст. Примечания к приложениям 11, 12 и 13» . Де Стиль (на голландском языке).
- ^ Ван Дусбург, Тео (1919). «Приложение» . Стиль . 8 : 96–96А.
- ^ Краусс, Кристиана (14 июня 2018 г.). «Кристиан Краусс – Тео ван Дусбург и бельгийские художники» . koregos.org (на французском языке) . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Бонсет, ИК (1924). "Крышка". Мекано . 4 и 5: 1.
- ^ Бирон, Роджер (январь 1920 г.). «Тур Д'Онаски» (PDF) . Ной . 4 : 12.
- ^ Jump up to: а б Паувелс 2015 , с. 109.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 112.
- ^ Мансардная галерея (1919). Каталог выставки французского искусства 1914-1919 гг . Лондон: Пеликан Пресс. OCLC 489873647 .
- ^ Пауэлс 2015 , с. 113.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 141.
- ^ Палмер, Майкл (2013). Бельгийское искусство: от Энсора до Панамаренко: 1880-2000 . Брюссель: Расин. ISBN 978-2-87386-851-2 . OCLC 865468324 .
- ^ Пауэлс 2015 , с. 198.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 144.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 151.
- ^ Герберт 1984 .
- ^ Пауэлс 2015 , с. 152.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 155.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 203.
- ^ Паувелс 2018 , с. 308.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 218.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 217.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 255.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 260.
- ^ Весчер 1971 .
- ^ Пауэлс 2015 , с. 266.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 269.
- ^ Пауэлс 2015 , с. 272.
- ^ Иманс 1979 , с. 191.
- ^ Ван Дусбург, Тео (март 1920 г.). «Взгляд вокруг» . Стиль . 3 (5): 47–48.
- ^ «Золотое сечение» . Телеграф : 8. 25 марта 1920 г.
- ^ Де Геест, Йост (2016). Марта Донас, в сердце авангарда (на французском языке).
Биография
[ редактировать ]- Бун, Кристиен (2004). Марта Донас (на голландском языке). Осткамп, Бельгия: Фонд Кунстбук. ISBN 978-90-5856-126-8 . OCLC 57442594 .
- Иманс, Марк (1975). Современное искусство в Бельгии (на голландском языке). Хасселт: Хайделанд-Орбис. ISBN 90-291-5737-2 . OCLC 901171295 .
- Иманс, Марк (1979). Биографический словарь бельгийских художников с 1830 по 1970 годы (на голландском языке). Том. 1. Брюссель, Бельгия: Арто. ОСЛК 10431083 .
- Факседас, Мария Луиза (2013). «Против себя? Женщины-художницы у истоков абстракции» [Против себя? Женщины-художницы у истоков абстрактного искусства. Брач - Исследование художественного творчества Барселоны (на испанском языке). 1 (1): 27–61. дои : 10.4471/brac.2013.02 .
- Герберт, Роберт (1984). Анонимное общество и завещание Дрейера в Йельском университете: смысл каталога . Нью-Хейвен: опубликовано для Художественной галереи Йельского университета издательством Йельского университета. ISBN 978-0-300-03040-2 .
- Хильдебрандт, Ганс (1928). Женщина как художница (на немецком языке). Р. Моссе.
- де Йонг, Лин (1999). «Марта Донас». Ин ван дер Стиглен, Катлине; Вестен, Мирджам (ред.). Эльк, почему: женщины-художницы в Бельгии и Нидерландах, 1500–1950 (на голландском языке). Людион. ISBN 978-90-5544-271-3 .
- Пауэлс, Питер Дж. Х. (2015). Марта Донас – женщина-художница авангарда Антверпен: Лудион и Фонд Марты Донас. ISBN 978-94-91819-41-4 .
- Пауэлс, Питер (2018). « 'Votre lettre m'a bien interessée': Марта «Тур» Донас и бельгийская художественная сцена около 1920 года» . В Инге Росси-Шримпф (ред.). 18.14 – Разрыв или преемственность: бельгийское искусство в период Первой мировой войны . Издательство Левенского университета. ISBN 978-94-6270-136-6 .
- Пайрон, Поль-Л. (1999). Бельгийские художники XIX и XX веков (на голландском языке). Том. 1. Брюссель:Искусство в Бельгии. ISBN 90-76676-01-1 . OCLC 48876166 .
- Тейн, Маргарита (2015). Так что везде одно и то же »: Марта Донас исследует мир английского искусства для Тео ван Дусбурга (на французском языке). Ittre: Musée Marthe Donas. ISBN 978-2-9601631-0-0 .
- Вешер, Герта (1971). коллаж . Роберт Эрих Вольф. Нью-Йорк: Абрамс. ISBN 0-8109-0184-6 . ОСЛК 280428 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]