Кафедральный собор

«Собор» ( Katedrála ) — абстрактная картина, созданная чешским художником Франтишеком Купкой в 1912–1913 годах. Материал — холст, масло, размеры картины — 180 × 150 см. Картина является частью постоянной коллекции Яна и Меды Младек Музея Кампа в Праге , Чехия . Эта картина входит в серию абстрактных работ, которые Купка назвал «Вертикальные и диагональные плоскости». Вертикальные линии, проходящие по всей длине холста, пересекаются диагональными линиями, образуя прямолинейные фигуры различных размеров. Диагональные линии проходят от верхнего левого угла к правому нижнему и от правого верхнего к левому нижнему углу картины. Эти прямолинейные формы состоят из блоков черного, белого, а также синего, красного, фиолетового, серого и коричневого цветов. Большое черное пространство между двумя группами фигур и изгиб верхней части правой группы напоминают зрителю два освещенных светом витража в темном соборе.
Художник
[ редактировать ]Купка был художником-абстракционистом, жившим в девятнадцатом и двадцатом веках. Хотя его роли в появлении абстрактного искусства уделяется гораздо меньше внимания, его работы столь же важны, как и работы более знаменитых абстракционистов, включая Мондриана , Кандинского , Малевича и Делоне . Влиятельный искусствовед Гийом Аполлинер назвал Купку орфическим художником, а Купка утверждал, что начал свои орфические работы в 1911 году. [ 1 ] Как пишет Хаджо Дюхтинг, Аполлинер использовал термин «орфизм» для описания «нового вида радостно-чувственного искусства, корни которого уходили в кубизм и имели тенденцию к абстракции». [ 2 ] Орфизм также отсылал к мифу об Орфее и отсылал к творческому новаторству художника через чувственное взаимодействие цвета и света, цвета и музыки. [ 2 ] Купка не был кубистом, как Пикабиа , Глейзес или Метцингер , поскольку его абстрактные работы не возникли в кубизме, хотя он был связан с ними и выставлялся с ними. В то время как другие художники позже разработали теорию абстракции для объяснения своей работы, Купка сначала придумал свою теорию, а затем применил ее на практике.
Купка обучался у художников- назарян в Праге и Вене . Назаряне хотели создать произведение, которое напоминало бы монументальное духовное искусство Германии средневековья . Они считали, что произведение искусства должно производить на зрителя эффект, аналогичный тому, который он испытывает при прослушивании религиозной музыки. Назаряне также считали, что созерцание и философская мысль необходимы для искусства. [ 3 ] Купка пришел к абстракции с осознанием того, что «можно испытывать огромную радость и волнение от простого созерцания красок и линий» и желанием создавать картины, которые воздействовали бы на зрителя так же, как музыка. [ 4 ]
Переезд в Париж в 1896 году позволил Купке на время отойти от влияния Вены и начать рисовать с новой точки зрения. Однако Купка был вынужден брать на себя комиссионную и коммерческую работу, чтобы выжить. Купка смог полностью посвятить себя своему абстрактному развитию только после получения премии Пражской академии в 1909 году. [ 5 ]
Вдохновение для рисования
[ редактировать ]Купку вдохновляли форма и цвет архитектуры французских соборов, особенно витражей. Купка был очень очарован витражами , и его переход к абстракции отмечен исследованиями света в соборах. Купка изучал свет, который сиял через красно-синие витражи Шартрского собора во Франции, чтобы создать «Собор» . Увлечение Купки соборами также послужило вдохновением для других его работ с вертикальными и диагональными линиями, созданных им в это же время. [ 6 ] «Вертикальных и диагональных плоскостях» Например, в (около 1913–1914 гг.) используются те же прямолинейные формы и аналогичная цветовая гамма, что и в «Соборе» . В обеих этих работах вертикальные линии создавали ощущение стабильности, а диагональные линии создавали напряжение. [ 7 ]
Критическая реакция и влияние
[ редактировать ]Хилтон Крамер отмечает, что на самом базовом уровне работы Купки представляли собой изображение конкретных визуальных материалов, но они также демонстрировали рассмотрение метафизического материала. [ 8 ] Купку интересовали не только формальные элементы, такие как линия, цвет и форма, а также манипуляция ими со светом, но также духовные, космологические, биологические и музыкальные силы. Купка под влиянием художника Карла Вильгельма Дифенбаха ценил абстрактный характер музыки. Музыка могла достичь и взволновать аудиторию, не имея при этом повествования, маркера реальности, и он чувствовал, что искусство может сделать то же самое. Он чувствовал, что через искусство можно достичь «другой реальности». [ 9 ] Купка стремился перенести в свои картины свое обостренное сознание, чтобы зритель тоже мог достичь возвышенной мысли. [ 10 ] Купка, кажется, разбирается в этой альтернативной реальности в Соборе . Повторение Купки геометрических фигур создает гармонию, а формы действуют как ноты мелодии. Формы двухмерны, но в то же время имеют большую массу и пересекаются, создавая трехмерные формы, которые словно прорываются сквозь холст. Картина имеет значение, вызывает метафизический смысл еще до того, как зритель узнает название, кусок реальности. Картина не становится менее эффектной, если не знать названия.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Младек и Секера (2011) , с. 42
- ^ Перейти обратно: а б Дюхтинг (2009)
- ^ Младек и Секера (2011) , с. 25
- ^ Младек и Секера (2011) , с. 15
- ^ Младек и Секера (2011) , с. 63
- ^ Ларсон (2010) , стр. 229–230.
- ^ Младек и Секера (2011) , с. 235
- ^ Крамер (1957)
- ^ Киммельман (1990)
- ^ Младек и Секера (2011) , с. 48
Библиография
[ редактировать ]- « Купка, Франтишек, Или Франк, Франц, Франциск ». Бенезит Словарь художников. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета.
- Дюхтинг, Хаджо (2009). «Орфизм» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 22 апреля 2015 г.
- Киммельман, Майкл (28 января 1990 г.). «Париж с опозданием отдаёт дань уважения истинной богеме» . Нью-Йорк Таймс . п. А.35.
- Крамер, Хилтон (19 октября 1957 г.). «Важный модернист, но не крупный художник». Нью-Йорк Таймс . п. 147.
- Ларсон, Барбара (2010). «Сквозь витраж: абстракция и воплощение в авангардных кругах начала двадцатого века». В Сабине Флах, Дэниеле Маргулисе и Яне Сёффнере (ред.). Габитус в среде обитания I Эмоции и движение . Нью-Йорк: Питер Лэнг. стр. 227–243. ISBN 9783034305303 .
- Младек, Меда; Секера, Январь (2011). Иржи Ламмель и Сандра Пруша (ред.). Франтишек Купка: из коллекции Яна и Меды Младек . Прага: Музей Кампа – Фонд Яна и Меды Младек. ISBN 9788087344088 .