Эфиопское искусство
Эфиопское искусство – это проявление в искусстве эфиопской цивилизации , африканской христианской [1] цивилизация, тысячелетиями развивавшаяся в относительной изоляции (с VII века распространение ислама отделило ее от остального христианства ).Основными художественными проявлениями были архитектура, живопись и ювелирное дело. Существует также целый ряд традиций текстиля, многие из которых имеют тканый геометрический орнамент, хотя многие типы обычно также простые. [2]
Обзор
[ редактировать ]Доисторическое наскальное искусство, сравнимое с искусством других африканских памятников, сохранилось в ряде мест, и до прихода христианства каменные стелы , часто с простыми рельефами, воздвигались в качестве надгробий и для других целей во многих регионах; Тия – одно из важных мест. Культура «доаксумского» железного века, существовавшая примерно с V века до нашей эры до I века нашей эры, находилась под влиянием Кушского королевства на севере и поселенцев из Аравии и создала города с простыми каменными храмами, такими как разрушенный. в Йехе , который впечатляет своей датой IV или V века до нашей эры.
Мощное Аксумское королевство возникло в I веке до нашей эры и доминировало в Эфиопии до X века, а с IV века оно стало в значительной степени христианским. [3] Хотя некоторые здания и большие дохристианские стелы существуют, похоже, не сохранилось ни одного сохранившегося эфиопского христианского искусства аксумского периода. Однако самые ранние сохранившиеся работы демонстрируют явную преемственность с коптским искусством более ранних периодов. В 16 веке, когда в страну вторглись соседи-мусульмане, церкви и их содержимое были значительно разрушены. Возрождение искусства после этого произошло под влиянием католического европейского искусства как в иконографии, так и в элементах стиля, но сохранило свой эфиопский характер. В 20-м веке западные художники и архитекторы начали получать заказы от правительства и обучать местных студентов, а наряду с продолжением традиционного церковного искусства создавалось более полностью вестернизированное искусство. [3]
Типы
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]Церковные росписи в Эфиопии, вероятно, были созданы еще в эпоху принятия христианства в IV веке нашей эры. [4] хотя самые ранние сохранившиеся примеры происходят из церкви Дебре Селама Микаэля в регионе Тыграй , датируемой 11 веком нашей эры. [5] Однако последователи исламского пророка Мухаммеда в VII веке нашей эры , бежавшие в Аксум во временное изгнание, упоминали, что первоначальная церковь Богоматери Марии Сионской была украшена картинами. [5] Другие ранние картины включают картины из высеченных в скале церквей Лалибелы , датированные 12 веком нашей эры, и в соседней Генете Марьям, датированные 13 веком нашей эры. [5] Однако картины в иллюминированных рукописях появились раньше самых ранних сохранившихся церковных картин; например, эфиопские Евангелия Гарима IV-VI веков нашей эры содержат иллюминированные сцены, имитирующие современный византийский стиль . [6]
Эфиопская живопись на стенах, в книгах и иконах , [7] весьма самобытен, хотя стиль и иконография тесно связаны с упрощенной коптской версией позднеантичного и византийского христианского искусства. Его типичными являются упрощенные, почти мультяшные фигуры с большими миндалевидными глазами. Цвета обычно яркие и насыщенные. Большинство картин носят религиозный характер и часто украшают церковные стены и Библии. Один из самых известных примеров этого типа живописи находится в Дебре Берхан Селассие в Гондаре (на фото), известном своей крышей, покрытой ангелами (ангелы в эфиопском искусстве часто изображаются в виде крылатых голов), а также другими фресками, датируемыми конец 17 века. диптихи и триптихи . Религиозными иконами также часто рисуют [8] С 16 века римско-католическое церковное искусство некоторое влияние начало оказывать и европейское искусство в целом. Однако эфиопское искусство очень консервативно и сохранило большую часть своего особого характера до наших дней. Производство иллюминированных рукописей для использования продолжалось и по сей день. [9] Паломничества в Иерусалим, где издавна присутствовало эфиопское духовенство, также позволили познакомиться с более широким спектром православного искусства.
Церкви могут быть очень полно расписаны, хотя до 19 века на их стенах не было почти никаких признаков светской живописи, кроме сцен, посвященных жизни жертвователей церквей. Что необычно для православного христианства , иконы обычно хранились не в домах (где вместо них часто хранились свитки-обереги), а в церкви. Некоторые «диптихи» имеют форму «ковчега» или табота , в этих случаях освященных коробок с расписанной изнутри крышкой, помещенных закрытыми на алтарь во время мессы, что в некоторой степени эквивалентно алтарному камню в западной церкви, а антиминс в других православных церквях. Они считаются настолько святыми, что мирянам не разрешается их видеть, и, когда их берут в процессию, их заворачивают в ткань.
Эфиопские диптихи часто имеют основное крыло с рамкой. Второе крыло меньшего размера, размер которого равен размеру изображения в рамке, окрашено с обеих сторон, чтобы обеспечить закрытые и открытые виды. Иконы пишутся на деревянной подставке, но примерно с XVI века с промежуточной тканевой подложкой, приклеенной к слою левкаса над деревом. Связующим веществом для краски также является клей животного происхождения, придающий матовую поверхность, которую затем часто покрывают лаком . Используется ряд преимущественно минеральных пигментов, образующих палитру, основанную на красных, желтых и синих тонах. Использовалась подрисовка, которая может оставаться видимой или усиливаться окрашенными краями цветных участков последнего слоя.
С 15 века Богородица или Дева Мария с Младенцем или без него становилась все более популярной. Они использовали версии ряда распространенных византийских типов, обычно окружении двух архангелов в знаковых изображениях в . Ее часто изображают рядом с соседним изображением святого Георгия и Дракона , который в эфиопском православном христианстве считается особенно связанным с Марией, поскольку несет послания или вмешивается в дела людей от ее имени.
Кресты и другие металлоконструкции
[ редактировать ]Еще одна важная форма эфиопского искусства, также связанная с коптскими стилями, — это кресты из дерева и металла. [10] [11] Обычно они изготавливаются из медного сплава или латуни , покрытых (по крайней мере, изначально) золотом или серебром. Головы обычно представляют собой плоские литые пластины с искусным и сложным ажурным декором. Мотив креста проявляется в украшении, при этом весь дизайн часто образует повернутую квадратную или круглую форму, хотя рисунки очень разнообразны и изобретательны. Многие из них включают изогнутые мотивы, поднимающиеся от основания, которые называются «руками Адама ». За исключением недавних примеров, выполненных под влиянием Запада, они обычно не имеют корпуса или фигуры Христа, а дизайн часто включает в себя множество крестов меньшего размера. Иногда добавлялись гравированные фигуративные изображения. Кресты в основном представляют собой процессийные кресты с металлической головкой, установленной на длинном деревянном посохе, которые несут во время религиозных процессий и во время литургии , или ручные кресты с более короткой металлической ручкой, отлитые из той же отливки, что и голова. Также распространены кресты меньшего размера, которые носят как украшения.
Крест Лалибелы — это особо почитаемый ручной крест, возможно, XII века, который был украден из церкви в Лалибеле в 1997 году и в конечном итоге найден и возвращен бельгийским коллекционером в 2001 году.
Короны отличительной формы носили в церемониях члены королевской семьи и важные дворянские чиновники, а также высшее духовенство. Королевские короны возвышались высоко, с множеством круглых полос, а церковные короны часто напоминают удлиненную версию типичной европейской закрытой короны с четырьмя ветвями, соединенными вверху и увенчанными крестом.
Другое декоративно-прикладное искусство
[ редактировать ]Эфиопия отличается большим этническим и языковым разнообразием, а стили светских традиционных ремесел сильно различаются в разных частях страны. Существует целый ряд традиций текстиля, многие из которых имеют тканый геометрический орнамент, хотя многие типы обычно также являются простыми. В эфиопской церковной практике широко используется красочный текстиль, а более сложные типы широко используются в качестве церковных облачений, а также в качестве драпировок, занавесок и оберток в церквях, хотя в настоящее время они в значительной степени вытеснены западными тканями. Примеры обоих типов можно увидеть на картинке вверху статьи. Иконы обычно можно закрывать полупрозрачной или непрозрачной тканью; очень тонкая хлопчатобумажная ткань типа шифона — фирменный продукт Эфиопии, хотя обычно без рисунка.
Красочные плетеные изделия спиральной конструкции распространены в сельской Эфиопии. Эти продукты имеют множество применений, например, для хранения зерна, семян и продуктов питания, а также в качестве столов и мисок. Мусульманский город Харар известен своими высококачественными плетениями. [12] и многие ремесленные изделия мусульманского меньшинства связаны с более широкими исламскими декоративными традициями.
Иллюминированные рукописи других религиозных групп Эфиопии
[ редактировать ]Баскетбольное искусство было не единственным видом искусства, возникшим в мусульманском городе Харар . В то время как христианские иллюминированные рукописи доминируют в литературе по религиозным текстам, появляющейся в этом регионе, Эфиопия также является домом для богатой истории исламских иллюминированных рукописей . Расположенный в центрально-восточной Эфиопии на пересечении многочисленных миграционных и торговых путей, Харар к 14 веку стал эпицентром исламизации. [13] Это последовало за предыдущим введением религии мусульманскими религиозными деятелями на северо-востоке страны в VII веке и на побережьях соседнего Сомали в VIII веке. [14] Слияние культур как кочевых групп, коренных жителей региона, так и торговых партнеров за его пределами, привело к созданию уникального для народа Харари стиля рукописей.
Рукопись Халили (однотомный Коран из 290 листов) рассматривается ученым доктором Саной Мирзой как представитель отдельных кодексов Харари (известных по-арабски как Мусхаф ). Частично из-за его стилистических параллелей с 25 записанными сборниками, выпущенными в Хараре. [15] Кроме того, поскольку это один из самых ранних задокументированных текстов города, самая старая датируемая рукопись, содержащая текст на старом Харари, была создана в 1460 году. [16] Коран Халили имеет четкие широкие горизонтальные поля, создающие впечатление письма, вытянутого по всей странице. Широкие поля заполнены заметками и декоративными украшениями. Некоторые примечания написаны по диагонали к основному тексту, создавая эффект вертикального зигзага, а другие написаны блокирующими узорами. Красочный серый, золотой и красный текст служат как эстетической, так и функциональной цели, каждый цвет указывает на различное прочтение текста или высказываний пророка. [15]
Сценарий Аджами и аджамиизация эфиопского искусства
[ редактировать ]Сам текст написан на аджами , отличающемся от родного алфавита геэз — алфавита, используемого для написания языков, местных Эфиопии и Эритреи. Аджами относится к адаптированному арабскому алфавиту, на который повлияли местные языки, на которых в основном говорят в Восточной Африке. [14] Помимо сценария, Аджами представляет собой контекстуальное обогащение исламских традиций в регионе в этот период в более широком смысле, процесс, который в литературе по этой теме называется аджамиизацией. [13] [14] С появлением в Африке исламских текстов, культуры и искусства общины изменили эти традиции, чтобы приспособить их к местным вкусам. Аджамизация текстов Корана народом Харари отражает это пересечение ассимиляции и сохранения посредством адаптации традиционных исламских практик к местной культуре и вкусам.
Стилистические параллели
[ редактировать ]Транскультурные параллели и адаптации в освещении текста, такие как византийское влияние на христианские иллюстрации в регионе, также можно наблюдать в исламском искусстве. Помимо визуального сходства с византийским искусством, географическое положение Эфиопии на Африканском Роге, на стыке Средиземного моря, Красного моря и Индийского океана, отражается в эстетическом сходстве письма Харари с другими визуальными культурами. [15] Примечательно, что доктор Мирза провел параллели между рукописями Харари и декоративными элементами из исламских текстов Мамлюкского султаната (современные Египет и Сирия) и каллиграфической формой букв письма Бихари (северо-восток Индии). [15]
Представление эфиопского исламского искусства
[ редактировать ]Отсутствие представленности исламских рукописей по сравнению с другими религиозными текстами из Эфиопии в основных научных кругах можно объяснить множеством причин. Ведущий исследователь исламских рукописных культур в странах Африки к югу от Сахары доктор Алессандро Гори объясняет такое непропорциональное представительство в академических кругах множеством социально-политических факторов. Доктор Гори утверждает, что смена режима в 1991 году и геополитика «классических» арабских исследований способствовали развитию этой недостаточно изученной области. [17]
Исследования по исламу также ограничены из-за частной собственности. Наиболее известные эфиопские учреждения, в которых хранятся эти рукописи, включают Институт эфиопских исследований , Национальный музей Эфиопии и Национальный музей Харара . [18] Однако большая часть этих коллекций остается в частных руках. Появление туризма в 1970-х годах привело к тому, что иностранные покупатели мало знали об исторической значимости этих видов работ. [17] Эта приватизация облегчила коллекционерам из Европы, США и арабских стран возможность приобретения этих текстов без использования институциональных каналов. [18] В связи с уничтожением рукописей иностранными агрессорами или спорящими гражданами, [17] недоверие к государственным органам и контрабанда; [18] каталогизация и сохранение этих священных текстов остается сложной задачей.
Несмотря на эти проблемы, ученые, кураторы и правительство Эфиопии прилагают все больше усилий для инвентаризации Харари и других исламских рукописей. В сотрудничестве с Институтом эфиопских исследований доктор Гори опубликовал в 2014 году каталог исламских кодексов, чтобы облегчить будущие исследования этих рукописей. [17]
Галерея
[ редактировать ]- Каменная статуя из Адди-Галамо , провинция Тыграй , VI-V века до н.э.
- Стелы на королевском кладбище в Тии
- Обелиск Аксума , IV век.
- Процессионный крест XII века
- Библия из монастыря на озере Тана , 12-13 века.
- Страница из Гунда Гунде Евангелия , ок. 1540 г.
- Небольшая подвесная икона- диптих с изображением Святого Георгия и Богородицы с Младенцем, конец XVIII века.
- Ангел-хранитель , около 1800 г.
- Складная книга
- Крест-подвеска XIX века
- Крыша церкви Дебре Берхан Селассие
- Крестный ход-складень в виде веера
- Картина Соломона , Эфиопская часовня в храме Гроба Господня
- Мария с Младенцем, Эфиопия, начало 16 века.
- Эфипская православная икона, начало XVI века.
- Эфиопская православная икона, конец 17 - начало 18 века.
- Марианские сцены, ок. 1630-1700 гг.
- Мария с Младенцем, середина-конец 17 века.
- Икона-подвеска «Мария с Младенцем и Святым Георгием», 17 век.
- Диптих: Христос в терновом венце; Снятие с креста (ок. 1750 г.)
- Мария с младенцем и святым Георгием (15-16 века)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хансберри, Уильям Лео. Столпы истории Эфиопии; Тетрадь Уильяма Лео Хэнсберри по истории Африки. Вашингтон: Издательство Говардского университета, 1974. Источник цитируется в «Христианстве в Эфиопии» . Матюрен Вейсьер де Лакроз, Жоао Бермудес «История христианства Эфиопии и Армении», Вве Ле Вье и П. Попи, 1739 г. (ASIN B001BMUX7G). Источник цитируется в «Христианстве в Эфиопии» . Всемирная книга фактов ЦРУ. Источник цитируется в книге «Религия в Эфиопии». См. также Эфиопия#религия , Эфиопская православная церковь , Эфиопская католическая церковь и Коптская православная церковь.
- ^ Жак Мерсье, Жерар Прюнье, Современная Эфиопия , Картала, 2007, стр. 257-260.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биасио 2003 .
- ^ «Христианское эфиопское искусство» . Смартистория . 22 декабря 2016 г. Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бриггс, Филип (2015). Эфиопия . Брэдт Путеводители. п. 242. ИСБН 978-1-84162-922-3 .
- ^ Де Лоренци, Джеймс (2015). Хранители традиций: историки и историческая письменность в Эфиопии и Эритрее . Бойделл и Брюэр. стр. 15–16. ISBN 978-1-58046-519-9 .
- ^ Госсэйдж, Кэролайн; Хойнацкий, Стэнли (2000). Эфиопские иконы: Каталог коллекции Института эфиопских исследований Университета Аддис-Абебы. Скира. ISBN 978-88-8118-646-4 . OCLC 848786240 . [ нужна страница ]
- ^ «Эфиопия, ее искусство и иконы» . Проверено 22 июня 2012 г.
- ^ Росс 2002 .
- ^ Хойнацкий, Станислав; Госсэйдж, Кэролин (2006). Эфиопские кресты: культурная история и хронология . Скира. ISBN 978-88-7624-831-3 . OCLC 838853616 . [ нужна страница ]
- ^ Евангелату, Мария (2018). Контекстуальное прочтение эфиопских крестов через форму и ритуал . Горгиас Пресс. дои : 10.31826/9781463240226 . ISBN 978-1-4632-4022-6 . S2CID 198628084 . [ нужна страница ]
- ^ «Эфиопское ремесло» . Архивировано из оригинала 1 июля 2012 года . Проверено 22 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фани, Сара (17 октября 2017 г.). «Практика писцов в арабских рукописях из Эфиопии: «Аджамиизация практик писцов в рукописях Фушха и Аджами из Харара». Исламская Африка . 8 (1–2): 144–170. дои : 10.1163/21540993-00801002 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эрнандес, Аддай (17 октября 2017 г.). «Аджамизация ислама в Эфиопии через эзотерические текстовые проявления в двух собраниях эфиопских арабских рукописей» Исламская Африка 8 (1–2): 171–192. дои : 10.1163/21540993-00801004 . hdl : 10261/204784 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Мирза, Сана (28 декабря 2017 г.). «Визуальные резонансы Харари Корана: эфиопская рукопись XVIII века и ее связь с Индийским океаном» . Африка (8). дои : 10.4000/afriques.2052 .
- ^ Горит в 2019 году .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гори, Регурд и Деламартер, 2014 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Обложка, Хасен Мухаммад (2015). «Коллекции исламских рукописей в Эфиопии» Исламская Африка 6 (1–2): 192–200. дои : 10.1163/21540993-00602012 . JSTOR 90017383 .
Ссылки
[ редактировать ]- Биасио, Элизабет (2003). «Эфиопия и Эритрея». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T026878 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Госсэйдж, Кэролайн; Хойнацкий, Стэнли (2000). Эфиопские иконы: Каталог коллекции Института эфиопских исследований Университета Аддис-Абебы. Скира. ISBN 978-88-8118-646-4 . OCLC 848786240 .
- Фани, Сара (2017). «Практика писцов в арабских рукописях из Эфиопии: «Аджамиизация практик писцов в рукописях Фушха и Аджами из Харара». Исламская Африка . 8 (1–2): 144–170. дои : 10.1163/21540993-00801002 . JSTOR 90017960 .
- Гниски, Якопо. «Христианское эфиопское искусство». В Smarthistory (по состоянию на 27 июля 2017 г.).
- Гори, Алессандро (2019). «Коллекции текстов в арабской рукописной традиции Харара: случай собрания Мавлида и аль-Фатх ар-Рахмани Шайха Хашима». Появление многотекстовых рукописей . стр. 59–74. дои : 10.1515/9783110645989-003 . ISBN 978-3-11-064598-9 . S2CID 214291690 .
- Гори, Алессандро; Регурд, Энн; Деламартер, Стив (2014). Список рукописей Института эфиопских исследований. Том второй, том второй . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-4982-1761-3 . OCLC 1196177778 .
- Эрнандес, Аддай (2017). «Аджамизация ислама в Эфиопии через эзотерические текстовые проявления в двух собраниях эфиопских арабских рукописей » Исламская Африка 8 (1–2): 171–172. дои : 10.1163/21540993-00801004 . hdl : 10261/204784 . JSTOR 90017961 .
- Горовиц, Дебора Эллен (2001). Эфиопское искусство: Художественный музей Уолтерса . Третье тысячелетие. ISBN 978-1-903942-02-4 .
- Обложка, Хасен Мухаммад (2015). «Коллекции исламских рукописей в Эфиопии» Исламская Африка 6 (1–2): 192–200. дои : 10.1163/21540993-00602012 . JSTOR 90017383 .
- Мирза, Сана (28 декабря 2017 г.). «Визуальные резонансы Харари Корана: эфиопская рукопись XVIII века и ее связь с Индийским океаном» . Африка (8). дои : 10.4000/afriques.2052 .
- Росс, Эмма Джордж (октябрь 2002 г.). «Африканское христианство в Эфиопии» . Метрополитен-музей .