Культура Либерии
Часть серии о |
Культура Либерии |
---|
Люди |
Языки |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Искусство |
Музыка |
Спорт |
Республика Либерия |
---|
Подразделения |
Культура Либерии отражает разнообразие этнических групп и долгую историю этой страны. Либерия расположена в Западной Африке на Атлантическом побережье .
Языки
[ редактировать ]Официальным языком Либерии является английский. [ 1 ] Есть также более 16 языков коренных народов. [ 1 ] Среди наиболее широко изучаемых либерийских языков в школах и университетах — языки кпелле и басса и, в меньшей степени, вай . Лома и Менде также имеют свои уникальные алфавиты, но изучены меньше.
Оба языка известны своими уникальными алфавитами и фонетикой, которые не основаны на латинском алфавите или каком-либо европейском языке , а возникли в результате видения изобретателя каждого языка. басса Алфавит был популяризирован доктором Томасом Нарвином Льюисом в начале 20 века после учебы в США в Сиракузском университете . Он смоделировал его после того, как вступил в контакт с бывшими рабами происхождения басса в Бразилии и Вест-Индии, которые все еще использовали алфавит. Вай — еще один хорошо известный древний шрифт из Либерии, отличающийся от алфавита Басса. [ 2 ]
Среди перечисленных алфавитов Басса Вах сравнивают армянский , коптский (используемый египетской коптской и коптской церковью), авестийский, использовавшийся в Древней Персии для написания священных гимнов зороастризма . , грузинский язык в Республике Грузия , монгольский , мероитский алфавит древнего Судана и части долины Нила , а также многие другие древние письменности, греческие и кириллические алфавиты. Некоторые буквы Вах напоминают определенные буквы алфавита геэз в Эфиопии и Эритрее , алфавита нко в Гвинее и армянского алфавита. [ 3 ]
Слоговое письмо Вай также сравнивают со сценариями хирагана и катакана, которые также являются слоговой азбукой японского языка. Однако многие лингвисты считают, что алфавиты басса и вай сами по себе уникальны, поскольку являются африканскими языками с алфавитами наряду с геезом, нко и тифинагом (используемыми для написания берберских языков), на которые не влияет ни латынь, ни западная система письма . [ 3 ]
Религия
[ редактировать ]По данным национальной переписи населения 2008 года, 85,5% населения Либерии исповедуют христианство . [ 4 ] Мусульмане составляют 12,2% населения, в основном выходцы из этнических групп мандинго и вай . [ 4 ]
Вера в традиционный сверхъестественный мир
[ редактировать ]Несмотря на публичные заявления об идентификации с христианством, «подавляющее большинство» [ 5 ] либерийцев верят в сверхъестественный мир предков и духов кустарника, которые влияют на повседневную жизнь. [ 5 ] Этнические группы во всех регионах Либерии участвуют в традиционных религиозных практиках тайных обществ Поро и Санде , за исключением этнической группы кран , у которой есть собственное тайное общество. [ 6 ]
«Либерийская религиозная культура характеризуется склонностью к секретности (заключенной в концепции ифа мо - «не говори этого») и укоренившейся верой во вмешательство таинственных сил в человеческие дела». [ 6 ] «Как элитные, так и неэлитные либерийцы обычно приписывают происходящее деятельности тайных сил и сил». [ 7 ]
«Убеждения включают убежденность в том, что в человеке есть глубокие и скрытые вещи, которые могут разгадать только прорицатели, священники и другие квалифицированные люди. [ 5 ] Это предполагает, что все, что существует или происходит в физическом мире, имеет основу в духовном мире». [ 5 ]
Тайные общества
[ редактировать ]Несмотря на то, что этнические группы во всех регионах по-прежнему принадлежат к христианским или мусульманским конфессиям, они участвуют в религиозных тайных обществах, связанных с духовным миром, включая тайные общества Поро и Санде, основанные на гендерной принадлежности. [ 8 ] [ 9 ] Общество Санде защищает социальные и политические интересы женщин и способствует их солидарности с обществом Поро , дополнительным тайным обществом для мужчин. Общество Поро встречается среди басса , гола , кисси , кпелле , лома , народа и ваи Либерии. [ 8 ] [ 9 ]
Полигамия
[ редактировать ]Треть замужних либерийских женщин в возрасте от 15 до 49 лет состоят в полигамных браках. [ 10 ] Обычное право позволяет мужчинам иметь до четырех жен. [ 11 ]
Медиакультура
[ редактировать ]Многочисленные газеты, радиостанции и телепрограммы транслируются и их можно услышать в столице Монровии, прибрежных городах и поселках, а также в сельской местности. Радио, газеты и новостные статьи в Интернете являются основной формой массовой коммуникации в Либерии в последние годы, превосходя телеканалы как наиболее доступные формы средств массовой информации для либерийцев. Штаб-квартиры многих популярных FM-радиостанций находятся в Монровии . и нескольких крупных национальных газет [ 12 ]
Многие радиостанции основаны на общинах и управляются совместными советами Организации Объединенных Наций и общинами, активистами, молодежными группами, университетами и местными программами. Основными радиостанциями в Либерии являются UNMIL Radio, Radio ELWA, Truth Radio, ELBC Radio и STAR Radio . У всех есть программы, доступные для прослушивания онлайн. В настоящее время нет AM-радиостанций (которые существовали до войны), но есть несколько коротковолновых станций. Радио также способствует миру, примирению и объединяет либерийцев, как сельских, так и городских, посредством общественных программ ученичества для молодежи и молодых людей.
Известная новостная доска в Монровии — The Daily Talk . Daily Talk доступен бесплатно. [ 13 ] По данным The New York Times , «доска» является «наиболее читаемым репортажем» в Монровии, поскольку многим жителям Монровии не хватает денег или электричества, необходимых для доступа к традиционным средствам массовой информации . [ 13 ]
К наиболее читаемым газетам относятся « Liberia Herald» , «The Analyst» , «Liberian Observer» , «The News» , «The Heritage » и «The Inquirer» и другие. Несколько либерийских журналистов были награждены национальными и международными наградами и получили признание во всем мире за свою приверженность свободе прессы и продвижению демократии в послевоенных странах и регионах. [ нужна ссылка ]
Искусство
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]В Либерии есть своя древняя музыка и инструменты. Хотя либерийская музыка является частью более широкого музыкального наследия Западной Африки , она также отличается от музыки своих соседей. В традиционной музыке используется несколько типов барабанов. Барабаны являются одними из наиболее широко используемых инструментов на церемониях, как официальных, так и неофициальных, свадьбах, крестинах, церемониях наречения, праздниках, выпускных и т. д. Помимо барабанов, погремушки из тыквы из бисера , называемые Саасаа, также используются в основной музыке многими либерийскими певцами, музыкантами, и ансамбли по всей стране.
Песни исполняются как на английском, так и на всех языках коренных народов. Другие инструменты, похожие на ксилофон, включают Йомо Гор. Музыка является основным событием либерийской культуры, используемым не только в качестве развлечения, но и для просвещения общества по различным вопросам, от культуры, политики, истории до прав человека.
Религиозная музыка также популярна. Христианская музыка находится под сильным влиянием своего аналога в Соединенных Штатах, независимо от региона. Исламские нашиды, популярные во многих странах с мусульманскими общинами, в Либерии почти не слышны. Вместо этого музыка либерийских мусульман основана на цитатах из Корана , азане и музыке, связанной с повседневной жизнью, называемой суку. Помимо религиозной и традиционной музыки, рэп и светская жизнь являются широко популярными жанрами, особенно среди молодых либерийцев и любителей американской музыки, и их можно услышать на дискотеках, вечеринках, клубах и по радио по всей стране. Джаз, фанк, соул, рэп и новый музыкальный стиль или либерийский рэп под названием Hipco, сочетающий в себе рэп, R&B, традиционные рифмы и совместные либерийские и американские влияния, являются частью более широкой музыки Либерии.
Ремесла
[ редактировать ]Либерия известна своими детальными декоративными и богато украшенными масками, большой и миниатюрной резьбой по дереву с изображением реалистичных человеческих лиц, известных людей, сцен повседневной жизни и аксессуаров, особенно расчесок, ложек и вилок, которые часто представляют собой увеличенные скульптуры. Скульптуры производятся как в сельской местности, так и в городах. Либерийские изогнутые деревянные скульптуры находятся под сильным влиянием древней истории, предшествовавшей современной Либерии, фольклора, пословиц, духовности, сельской жизни и демонстрируют сильные наблюдения художника за крупными деталями и их связью с людьми и скульптурными объектами. Либерийские художники как в стране, так и в диаспоре также получили признание благодаря различным стилям живописи в абстрактном, перспективном и графическом искусстве .
Благодаря своим прочным отношениям с Соединенными Штатами, Либерия также производит свои собственные одеяла под американским влиянием. Американские свободные цветные люди и бывшие рабы, эмигрировавшие в Либерию, принесли с собой свои навыки шитья и лоскутного шитья, которые первоначально делались американо-либерийцами , начиная с 19 века. Королева Виктория пригласила Марту Энн Рикс от имени посла Либерии Эдварда Уилмота Блайдена в Виндзорский замок 16 июля 1892 года. [ 14 ]
Рикс, бывший раб из Теннесси , копил более пятидесяти лет, чтобы позволить себе путешествие из Либерии в Англию, чтобы лично поблагодарить королеву за действия британского флота против работорговли. Рикс пожал руку королеве и подарил ей одеяло «Кофейное дерево», которое Виктория позже отправила на Всемирную Колумбийскую выставку 1893 года для демонстрации. Остается загадкой, где находится одеяло сегодня. [ 14 ]
Перепись 1843 года указала на различные профессии, в том числе шляпник, модистка, швея и портной. [ 15 ] В 1857 и 1858 годах в Либерии проводились национальные ярмарки, на которых были вручены призы за различные виды рукоделия. Однако сегодня либерийцы всех этнических групп шьют лоскутные одеяла, хотя лоскутное шитье не так популярно, как когда-то, когда страна адаптировала американские обычаи, культуру и образ жизни в середине 19 века. В наше время президенты Либерии преподносили одеяла в качестве официальных правительственных подарков, и когда нынешний президент Либерии Эллен Джонсон-Серлиф переехала в президентский особняк, в ее президентском кабинете, как сообщается, было установлено лоскутное одеяло либерийского производства. [ 16 ]
Литература
[ редактировать ]Литературная традиция существует в Либерии уже более века. В Либерии не было письменной традиции до 19 века. Многочисленные либерийские авторы на протяжении многих лет писали произведения разных жанров. Они писали о народном творчестве , старинных пословицах, повседневной жизни в деревне, городской жизни, религии и наблюдениях за собственной жизнью. Культура, традиции, идентичность, общество, табуированные темы, права человека, равенство и разнообразие в Либерии, мультикультурализм, панафриканизм , колониализм и его последствия сегодня, постколониальные африканские страны и будущее страны были описаны в романах и книгах. , журналы и новеллы с 19 века. Первый роман африканца, опубликованный на английском языке, был написан либерийцем Джозефом Джеффри Уолтерсом, обращенным ваи в христианство, обучающимся в Оберлинском колледже в Соединенных Штатах. Книга под названием «Гуанья Пау: история африканской принцессы» была опубликована в 1891 году Лауэром и Маттилом из Кливленда, штат Огайо, и посвящена проблеме детских браков и правам женщин. [ 17 ]
Поэзия является выдающимся каноном либерийской литературы. Многие авторы представили свою позу во всех поэтических стилях. Часто добавляя в свои книги свои собственные уникальные точки зрения, стили письма и наблюдения за материальным и духовным мирами. Выдающиеся писатели Либерии также принадлежат к разным жанрам, охватывающим несколько десятилетий.
В 19 веке Эдвард Уилмот Блайден был самым известным либерийским писателем. Дипломат, педагог, государственный деятель и писатель, Блайден считался одним из первых отцов панафриканизма наряду с У.Б. Дюбуа и Маркусом Гарви . Его труды вращались вокруг необходимости, чтобы африканцы развивали свою собственную идентичность, культурно, духовно и политически осознавали свой собственный потенциал и осуществляли собственное самоуправление, а также опровергали европейский взгляд на африканцев как на бескультурных. Эти сочинения вдохновили многих либерийских авторов в последующие годы и вдохновляют их до сих пор. Национальный герой Либерии, Блайден известен в мировой истории и на африканском континенте как гений, стоящий за фразой «Африка для африканцев!» а позже вдохновил движение Маркуса Гарви «Назад в Африку» .
В течение 20-го века и в первое десятилетие 21-го века другие авторы играли менее политическую, но заметную роль в либерийской литературе. Некоторые авторы известны своими подробными и глубокими наблюдениями за жизнью Либерии как в стране, так и за рубежом, в диаспоре в Европе или США. Авторы Бай Т. Мур , Э.Г. Бэйли, Роланд Т. Демпстер , Уилтон Г.С. Санкавуло размышляли о либерийской культуре, традициях, модернизации и боли изгнания, одиночества, утраты и воспоминаний в художественных и научно-популярных произведениях.
Повесть Бая Т. Мура « Убийство на участке маниоки» обязательна к прочтению для многих либерийских школьников. Книга, опубликованная в 1968 году, основана на реальной истории убийства и исследует самые табуированные темы в Либерии середины 20-го века, поскольку история раскрывает жизнь главных героев и их родного города. Э.Г. Бэйли — артист устной речи , театральный и радиопродюсер.
Политик и писатель Уилтон Г.С. Санкавуло опубликовал множество сборников стихов и рассказов, которые позже стали популярными антологиями либерийского фольклора и более широкой африканской литературной традиции под названием « Более современные африканские истории» . Его самая знаменитая книга — «Закат на рассвете: Либерийская одиссея» . По словам издателя книги, Dusty Spark Publishing, она считается «одним из литературных достижений послевоенной Либерии и современной Африки». [ 18 ]
Кухня
[ редактировать ]либерийской кухни является рис Основой . Другие ингредиенты включают маниоку , рыбу , бананы , цитрусовые , бананы , кокос , бамию и сладкий картофель . [ 19 ] тяжелые тушеные блюда , приправленные хабанеро и перцем Популярны чили, которые едят с фуфу . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Отчет этнолога по Либерии
- ^ Язык и алфавит басса
- ^ Jump up to: а б Тим Слэгер (март 2008 г.). «Краткое описание письменностей коренных народов Либерии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2010 год: Либерия» . Государственный департамент США . 17 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2010 года . Проверено 22 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Культура и обычаи Либерии , Айодеджи Олукоджу, Greenwood Publishing Group, 2006, стр. 24.
- ^ Jump up to: а б Культура и обычаи Либерии , Айодеджи Олукоджу, Greenwood Publishing Group, 2006, стр. 25.
- ^ Культура и обычаи Либерии , Айодеджи Олукоджу, Greenwood Publishing Group, 2006, стр. 23.
- ^ Jump up to: а б [Леопольд, Роберт С. (1983) Формирование людей и создание метафор: значение белой глины в ритуалах общества инициации Поро и Санде . Антропология 7(2): 21-42.]
- ^ Jump up to: а б Сойерр, Гарри и С. К. Тодд (1970) Значение чисел три и четыре среди менде Сьерра-Леоне . Исследования Сьерра-Леоне (ns) 26: 29-36.]
- ^ Атлас гендера и развития ОЭСР: как социальные нормы влияют на гендерное равенство в странах, не входящих в ОЭСР , Издательство ОЭСР, 2010. стр. 236.
- ^ Олукоджу, Айодеджи, «Гендерные роли, брак и семья», Культура и обычаи Либерии , Вестпорт: Greenwood Press, 2006, стр. 97.
- ^ Либерия: Веб-сайты радиостанций - RadioStationWorld
- ^ Jump up to: а б Лидия Полгрин (4 августа 2006 г.). «Все новости, которые подходят: заголовки на доске Либерии» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б Кира Э. Хикс (2006). Одеяло Марты Энн для королевы Виктории . Издательская группа Brown Books. ISBN 978-1-933285-59-7 . OCLC 70866874 .
- ^ Шик, Том В. «Список эмигрантов в Либерию, 1820–1843 гг. и данные переписи населения Либерии, 1843 г.» . Университет Висконсин-Мэдисон. Архивировано из оригинала 30 июня 2008 г. Проверено 12 декабря 2008 г.
- ^ Рива Левинсон (24 марта 2006 г.). «Либерия: это мелочи - размышления о пути Эллен Джонсон-Серлиф к президентству» . allAfrica.com . Проверено 16 мая 2008 г.
- ^ Гриффитс, Г. и Дж. В. Синглер (редакторы; переиздано). Гуанья Пау: История африканской принцессы , Broadview Editions.
- ^ Уилтон Санкавуло (2005). Закат на рассвете: Либерийская одиссея . Дасти Искра. ISBN 978-0976356509 .
- ^ «Либерийские рецепты и кулинария Celtnet» . Рецепты Кельтнета . Архивировано из оригинала 3 сентября 2011 года . Проверено 23 июля 2011 г.
- ^ «Либерия» . Еда в каждой стране . Проверено 27 августа 2013 г.