Культура Демократической Республики Конго
Часть серии о |
Культура Демократической Республики Конго |
---|
![]() |
История |
Люди |
Языки |
Кухня |
Религия |
Музыка |
Спорт |
Культура Демократической Республики Конго чрезвычайно разнообразна, отражая большое разнообразие и различные обычаи, существующие в стране. Конголезская культура сочетает в себе влияние традиций региона, а также влияние из-за границы, пришедшее в эпоху колонизации и продолжающее оказывать сильное влияние, не разрушая при этом индивидуальности многих племенных обычаев.
Люди, язык и происхождение
[ редактировать ]
Как и во многих африканских странах, границы были установлены колониальными державами и имели мало отношения к фактическому распространению этнолингвистических групп. на 242 языках В стране говорят и, возможно, такое же количество этнических групп. В целом можно выделить четыре основные группы населения:
- Пигмеи , первые жители Конго, в основном охотники-собиратели. Знатоки лесных обычаев, в которых они проживали тысячи лет, они живут, торгуя мясом со своими более высокими соседями-фермерами в обмен на сельскохозяйственную продукцию. Они все чаще ассимилируются с непигмейским обществом и перенимают их языки и обычаи.
- Банту прибыли в Конго несколькими волнами с 2000 г. до н.э. по 500 г. н.э., в основном из территории современной южной Нигерии. Это, безусловно, самая многочисленная группа, и большинство из них живут натуральным хозяйством. Они присутствуют почти во всех частях страны, и их языки составляют три из пяти официально признанных языков ДРК. Среди них Киконго я лета (также называемый «Киконго» за пределами Центральной провинции Конго), [1] [2] [3] [4] Лингала и Чилуба . На киконго я лета говорят в Центральном Конго , в провинциях Кванго и Квилу , и его продвигала бельгийская колониальная администрация. Лингала, на котором говорят в столице Киншасе , все чаще понимают по всей стране как лингва франка торговли, на котором говорят вдоль обширной реки Конго и ее многочисленных притоков. Статус лингала как языка национальной армии, а также его использование в текстах популярной конголезской музыки способствовали его принятию, и сейчас это самый известный язык в стране. На языке чилуба (также известном как Чилуба и Люба-Касаи) говорят в юго-восточных регионах Касаи .
- Бантус также привнес четвертый официальный язык ДРК, кингвана — конголезский диалект суахили . Обратите внимание, что пятый язык, французский , является официальным языком правительства, что является результатом колониальных отношений Конго с Бельгией. Эти банту, говорящие на суахили, родственны другим банту, упомянутым выше, но, как правило, отличаются по образу жизни: они занимаются скотоводством, а также сельским хозяйством. Они прибыли из разных стран к востоку от Конго: Руанды , Уганды , Бурунди и Танзании , принеся с собой множество этнических противоречий, которые разожгли недавние конфликты.
- Северо-восточную часть страны населяют группы, предположительно выходцы из южного Судана. В основном это скотоводы, в том числе и тутси . Эти мигранты также прибыли в Руанду и Бурунди примерно в то же время, часто смешиваясь с оседлыми группами.
Приведенные выше описания по необходимости упрощены. Многие конголезцы говорят на нескольких языках, и используемый язык зависит от контекста. Например, правительственный чиновник может использовать французский язык, чтобы задать тон формальности и авторитета в отношениях с другим чиновником, использовать лингала при покупке товаров на рынке и местный язык, когда он находится в своей родной деревне. Также говорят на английском языке , особенно на востоке, где влияние Восточной и Южной Африки распространилось в эпоху после Мобуту. Среди сленгов, на которых говорят в Конго, индубил известен примерно с 1960-х годов. [5] и продолжает развиваться в настоящее время. [6]
Смешанные браки между этническими группами распространены, особенно в городских районах, где бок о бок проживают многие разные группы. Европейцы появляются в небольшом количестве по всей стране: в качестве миссионеров в сельской местности и в качестве бизнесменов и торговцев в городах. В качестве торговцев также выступает небольшое количество ливанцев и пакистанцев .
Более подробную информацию о различных народах Конго можно найти в статье «Ранняя конголезская история» .
Религия и вера
[ редактировать ]
Основными религиями в ДРК являются: [ нужна ссылка ]
- Традиционные верования коренных народов: 11,5%
- Католическое христианство: 50%
- Протестантское христианство: 20%
- Коренное христианство : 13,5%, почти все из которых (13%) являются последователями кимбангиизма .
- Другие христианские конфессии: 1%
- Ислам : 1,5%
Есть небольшие общины евреев и индуистов , которые работают в коммерческих городских районах. Атеизм встречается очень редко. [ нужна ссылка ]
Традиционные верования коренных народов
[ редактировать ]Хотя только 11,5 процентов конголезцев следуют исключительно верованиям коренных народов, эти традиционные системы верований часто смешиваются с формами христианства и знакомы большинству конголезцев. На всей территории ДРК верования принимают разные формы, но у них есть ряд общих черт:
- Считается, что дух-создатель является повелителем духовного мира, но этот бог редко является непосредственной причиной событий. На многих конголезских языках имя бога-творца происходит от слова « отец» или «создатель» . Некоторые группы считают создателя вездесущим, в то время как другие верят, что бог живет на небе. Для большинства верующих в местные религии контакт с богом-творцом осуществляется через духов предков. Меньшее количество групп считает, что люди могут иметь прямой контакт.
- Вера в существенную жизненную силу, которая оживляет тело; Считается, что сила покидает тело после смерти и становится духом предка. Эти духи продолжают проявлять активность в жизни живых родственников, наказывая или награждая их. Подобно святым в католической традиции, некоторых давно умерших предков (например, великих охотников или религиозных лидеров) почитают люди, не входящие в их прежнюю семью.
- Духи природы, которым поклоняются в основном в лесных регионах, часто являются воплощением определенных мест, таких как водовороты, источники и горы. Считается, что загробная жизнь существует под землей, особенно под озерами, где обитают призрачные копии конголезских деревень.
- Прорицатели, ведьмы, толкователи снов и целители выступают проводниками сверхъестественных сил.
- Церемонии и коллективные молитвы предкам, духам природы и богу-творцу обычно совершаются в определенных местах, таких как священные деревья, гроты или перекрестки. Эти церемонии обычно проводятся в определенное время суток. Место и время варьируются в зависимости от этнической группы.
Вера в колдовство распространена и иногда пересекается с более фундаменталистскими и евангелистскими версиями христианства. В последние годы эти верования приобрели приверженцев в городских районах, тогда как раньше они были в основном ограничены сельской местностью. Растущая вера в ведьм и колдовство, как правило, отражает социальный упадок, вызванный войной и бедностью. Многие беспризорные дети, бродящие по городам Конго, были изгнаны из своих семей после того, как их объявили ведьмами. Эти бездомные «дети-ведьмы» часто живут на кладбищах, выходят оттуда только ночью и следуют оккультным практикам. См. статью BBC News о беспризорных детях Киншасы. Для сравнения см. статью о верованиях беспризорных детей Майами .
Католическое и протестантское христианство
[ редактировать ]
Христианство имеет долгую историю в Конго, начиная с 1484 года, когда прибыли португальцы и убедили короля и окружение конголезского народа принять христианство. поддерживаемый Португалией кандидат на королевский сан Альфонсо I Конго В 1506 году трон завоевал . Альфонсо (королевская семья Конго начала брать португальские имена) установил отношения с Ватиканом. Более широкое обращение произошло в бельгийскую колониальную эпоху. Христианство различается по своим формам и в некотором смысле удивительно похоже на местные верования.
В колониальный период власти сначала пропагандировали христианство европейского образца. Коренные конголезцы обычно посещали церкви или службы, отличные от белых. Если они молились под одной крышей, коренные конголезцы сидели на скамейках сзади, а белые - на стульях спереди. К концу колониальной эпохи в христианство было включено больше африканских элементов, включая песни и танцы, которые ранее осуждались как языческие . В конце концов, даже местные басни и мифы были присвоены и объединены в конголезское христианство, подобно тому, как это произошло с христианством в Европе.
Последние события включают растущую популярность «Евангелия процветания» – формы христианства, в которой упор делается на приобретение богатства и возрожденное христианство. Приверженцев заставляют верить, что отдача десятины своему харизматическому проповеднику приведет к мгновенному богатству и волшебному процветанию. Лидеры часто используют методы американских телеевангелистов, и это послание обращается к тем, кто живет в крайней нищете.
кимбангизм
[ редактировать ]В первой половине 20 века возникли пророческие движения. Их характер был одновременно антиколониальным и христианским и привел к жестким репрессиям со стороны властей.
Саймон Кимбангу был пророком крупнейшего из этих движений. Он родился в деревне недалеко от Киншасы, вырос и получил образование в протестантской христианской миссии и получил образование священника. Сообщается, что в апреле 1921 года, в возрасте 39 лет, у него было религиозное видение Иисуса Христа, который призвал его вновь обратить свой народ и посвятить свою жизнь Христу. Кимбангу решил попытаться проигнорировать это видение и сбежал в Киншасу, где отказался от жизни священника и занялся черной работой. Приходили новые видения, и в конце концов он прислушался к призыву, вернулся в свою родную деревню и начал посвятить свою жизнь Христу.
Сообщается, что вскоре после этого он исцелил больную женщину, возложив на нее руки. Впоследствии Кимбангу совершил десятки явных чудес и приобрел последователей из окрестных деревень и городов. Официальные католические организации заявили властям протест, и протестантская церковь отказалась от него. Экономические последствия служения Кимбангу ощущались: тысячи конголезцев оставили работу, чтобы послушать выступление Кимбангу. В июне бельгийцы арестовали его за подстрекательство к революции и гражданскому неповиновению. Четыре месяца спустя его приговорили к смертной казни. После международного протеста Альберт I из Бельгии заменил приговор пожизненным заключением. Он умер 30 лет спустя в тюрьме, в 1951 году.
Колониальные власти предполагали, что его движение зачахнет после его заключения и смерти, но церковь продолжала процветать в подполье и была эффективным оружием в борьбе с колониализмом. В постколониальную эпоху ее результаты были более неоднозначными. Вместо того, чтобы запретить церковь, Мобуту использовал гораздо более эффективный метод ее нейтрализации: а именно, кооптировал церковь и придал ей официальный статус. Кимбангуизм теперь распространился по всей стране и теперь имеет филиалы в девяти соседних странах, что делает его самой популярной «местной» формой христианства в Африке. Последователи не курят, не употребляют алкоголь и не питают ненависти к насилию. моногамия Практикуется .
Религия сегодня
[ редактировать ]Статья 22 конституции допускает свободу вероисповедания. Эти права обычно соблюдаются правительством. [1] В некоторых регионах существует религиозная напряженность из-за связи между пророческими группами и военизированными организациями. В неспокойном восточном регионе, где Вторая война в Конго все еще кипит , некоторые партизанские группы имеют значительный религиозный элемент, веря, например, в то, что они способны превращать вражеские пули в воду, надев определенные фетиши.
Кухня
[ редактировать ]
Обрабатывается лишь 2,86% земель, большая часть которых используется для натурального хозяйства . Люди собирают дикорастущие фрукты , грибы и мед , а также охотятся и ловят рыбу. Они часто продают этот урожай на рынках или у дороги. Скотоводству и развитию крупного сельскохозяйственного бизнеса препятствуют недавняя война и плохое качество дорожной сети.
Сельскохозяйственные угодья Конго являются источником самых разных сельскохозяйственных культур. К ним относятся кукуруза , рис , маниока (маниока), сладкий картофель , ямс , таро , подорожник , помидоры , тыква , а также различные сорта гороха и орехов . Эти продукты едят по всей стране, но есть и региональные блюда. Наиболее важными экспортными культурами являются кофе и пальмовое масло .
Национальное блюдо Демократической Республики Конго — курица моамбе , состоящая из жареной курицы, тушеной в пальмовых орехах, размятых и извлеченных из плодов африканских пальмовых деревьев. Курица и соус сочетаются с луком, чесноком, перцем чили и свежими помидорами и подаются с рисом. Такие ингредиенты, как арахис, курица и ямс, популярны во многих кухнях Конго. [7]
Еще одно местное блюдо — либоке, состоящее из курицы, рыбы и овощей, завернутых в банановые листья . Завернутое в листья блюдо варят, готовят на пару или ставят в духовку. [8]
Кухня различается в разных регионах Демократической Республики Конго, но фуфу — популярное блюдо во всем Конго. Фуфу готовят из маниоки, ямса или бананов, которые отваривают и формируют шарики. Фуфу подают в качестве гарнира ко многим блюдам и имеют множество преимуществ для здоровья, например, уменьшают воспаление и улучшают здоровье пищеварительной системы. [9]
Музыка
[ редактировать ]Конголезские музыканты, такие как Le Grand Kallé или TPOK Jazz с их знаковым солистом Франко Луамбо Макиади , оказали огромное влияние на создание музыкального стиля «африканская румба» , смеси южноамериканских и современных африканских музыкальных стилей, чаще известного как сукус. в годы, предшествовавшие независимости Бельгийского Конго . После этого конголезские музыканты получили поддержку режима Мобуту в Заире , и многие конголезские музыканты добились большого успеха на международном рынке африканской популярной музыки .
Кино
[ редактировать ]В годы после обретения независимости зарождающаяся конголезская киноиндустрия была остановлена многолетней войной. Однако первый конголезский художественный фильм ( «Жизнь есть красота» знаменитого режиссера Мвезе Нгангура ) был выпущен в 1987 году. В последние годы конголезское кино достигло более широкой аудитории, хотя рост индустрии ограничивается небольшими прибылями, которые режиссеры может составить (ввиду несанкционированного распространения) и редкость кредита. [10]
Заирские/конголезские писатели
[ редактировать ]- Леони Або (1945–)
- Раис Неза Бонеза (1979–)
- Амба Бонго
- Баскетбол с пятью мячами
- Магуй Кабамба (1960–)
- Кристин Калонджи
- V.Y. Mudimbe (1941–)
- Кавиди Вивин Н'Ланду
- Клементина Нзужи (1944–)
- Кабика Чилоло
- Фредерик Каммбемба Ясумани
- Щелок М. Слушай [2]
Традиционное культурное наследие и современное изобразительное искусство
[ редактировать ]Благодаря своему самобытному стилю и глобальному интересу к африканской культуре конголезское искусство и художники известны на международном уровне. Традиционное искусство более чем 100 этнических групп включает маски, статуи из дерева или слоновой кости, ткани и другие тканые артефакты. Открытый в ноябре 2019 года новый Национальный музей ДРК представляет как традиционное, так и нематериальное культурное наследие , такое как музыка, а также современное искусство. [11] [12]
Известные современные художники — Шери Самба и Бодис Исек Кингелес . Помимо них, другими успешными художниками являются Лема Куса (живопись), Альфред Лийоло (скульптура), Роджер Ботембе (живопись), Ншоле (живопись), Анри Калама Акулез (живопись), Мавинга (живопись), Фредди Цимба (скульптура), Клоди. Хан (живопись). Некоторые преподают в Академии изящных искусств Киншасы , единственной академии изящных искусств университетского уровня в стране. С 11 июля 2015 года по 10 января 2016 года Фонд Картье в Париже представил ретроспективную выставку 90-летия конголезского современного искусства, курируемую французским коллекционером Андре Маньеном , с каталогом под названием Beauté Congo. 1926–2015. Конго китоко . [13]
Доколониальное искусство
[ редактировать ]Маски
[ редактировать ]
Маски выполняли множество разнообразных функций для многочисленных общин, населявших территорию нынешней Демократической Республики Конго. Маски обычно изображали антропоморфные качества и использовались для посвящений и рассказывания историй.
Люди яка использовали эксцентричные маски из рафии, такие как ндемба, чтобы посвятить молодых мужчин из сферы детства, а женщин - в сферу мужчин. В представлении носитель маски высмеивал женщин и прославлял вирусность мужчин, чтобы подчеркнуть гендерные различия. [14]
В других общинах, таких как чокве, были аналогичные гендерные различия, но они отмечали роль матерей в гендерных посвящениях с помощью масок, изображающих женщин, таких как маска Пво . Хотя женщинам не разрешалось участвовать в ритуалах, в церемониях изображалась скорбь матери, потерявшей сына в руках мужчин. [15]

Роль женщин прославлялась такими группами, как Куба . Например, кубинский Нгаади а Мвааш был заказан королевой, которая хотела подчеркнуть вклад женщин в жизнь королевского двора. Богато украшенную маску носили вместе с двумя другими мужчинами, изображавшими короля и иностранца. На церемонии двое мужчин имитировали борьбу за расположение королевы. В спектакле использовано повествование, чтобы продемонстрировать значимость женщин и их вклад в политические и социальные аспекты жизни Кубы. [16] Женщины и мужчины были включены в определенные общества, например, в общество Бвами народа Лега .
Бвами руководили моральным и индивидуальным развитием общества и считали, что физическая красота и целостность взаимосвязаны. Замысловатые детали маски Бвами отражали эти убеждения, и ее носили в песнях и танцах, чтобы продемонстрировать пословицы и передать мудрость посвященным. [17]
Африканские маски повлияли на западное искусство, особенно в движении кубизма таких художников, как Пабло Пикассо . Однако африканские маски также оказали влияние во времена Гарлемского Возрождения , когда чернокожие американские художники хотели использовать художественные традиции Африки, чтобы выразить свою культуру и единство во времена сегрегации. [18]
Скульптура
[ редактировать ]Некоторые скульптуры в Конго были созданы для взаимодействия с ними, поскольку считалось, что они содержат духовные свойства. Народы Конго верили, что священные лекарства и божественная защита передаются с небес на землю через сосуды, называемые нкиси . Нкиси содержит и высвобождает сверхъестественные силы и часто используется для разрешения споров. Духов активировали, вставляя колышек или гвоздь в нкиси, содержащую слюну спорящих/затронутых сторон, и возникали либо положительные, либо отрицательные последствия в зависимости от того, была ли соблюдена клятва, данная сторонами. [19] Нкиси в основном были разрушены миссионерами, когда этот район был колонизирован. Однако относящиеся к ним художественные традиции присутствуют в современном искусстве Демократической Республики Конго. Например, идея физических проявлений, которые меняют отношения человека с миром, является духовным элементом, присущим современному искусству Конго. [20]
Рассказывание историй
[ редактировать ]Искусство в Конго обычно использовалось как средство рассказывания историй или передачи наследия предков. Например, Королевство Люба использовало искусство для нетрадиционного описания своей истории. Люди Люба использовали лукасы или доски для запоминания, на которых были бусины разного размера из разных материалов, расположенные определенным образом, так что читать и пересказывать их можно было только после тщательной подготовки. Чтение лукасы было символом власти и считалось священным, поэтому читать ее обучали только короли и элита.

Он служил средством памяти, описывающим легенды и историю королевства Люба и королевской линии. [21] Лукаса иллюстрировала художественные традиции Конго, используя текстуру как средство повествования и поощряя рассказчиков физически взаимодействовать с произведениями искусства. Современное искусство Конго обладает абстрактными стилистическими традициями, но при этом предлагает зрителю сформировать осязаемые отношения с искусством. Более того, важность рассказывания историй с помощью нетрадиционных методов сохраняется в современном искусстве за счет использования формальных элементов, таких как цвет, текстура и расположение, которые вызывают чувства или отображают повествование.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Каплан, Ирвинг. (редактор) (1994) Заир: Отдел федеральных исследований страновых исследований, Библиотека Конгресса. ISBN 0-8444-0795-X . Частично устаревшее руководство, спонсируемое правительством США.
- Мукенге, Тшилемалема. (2002) Культура и обычаи Конго Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-31485-3 . Академический взгляд на конголезскую культуру.
- Де Бек, Филипп и Плиссар, Мари-Франсуаза. (2004) Киншаса: Сказки о невидимом городе Лудион. ISBN 90-5544-528-2 . Фотографии и анализ повседневной жизни в Киншасе, а также обширные цитаты из современного конголезского языка. Последняя глава доступна в формате PDF здесь.
- (2004) в Демократической Республике Конго . Природа и культура в Королевском музее Центральной Африки ISBN 90-75894-67-8 . Хорошо иллюстрированное издание, охватывающее широкий круг тем.
- Стюарт, Гэри. (2000) Румба на реке: история популярной музыки двух Конго Версо. ISBN 1-85984-744-7 . Рассказывает историю конголезской музыки, истории и популярной культуры.
- ^ Жан-Клод Брюно (2009). «Новые провинции Демократической Республики Конго: территориальное строительство и этническая принадлежность» . Journals.openedition (на французском языке) (7). doi : 10.4000/politicspace.1296 . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Институт дипломатической службы (США) и Ллойд Балдерстон Свифт, Китуба; Базовый курс , Государственный департамент, 1963, стр.10.
- ^ Саликоко С. Муфвене, Китуба, Килета или Киконго? Что в имени? , Чикагский университет, В кн.: Названия языков III. Названия языков в странах Африки к югу от Сахары: практика именования, категоризации. Языки именования в Африке к югу от Сахары: практика, имена, категоризации (под руководством К. де Фераля) , Лувен-ла-Нёв, Петерс, BCILL 124, 2009, стр. 211-222
- ^ Уильям Дж. Самарин. «Версии происхождения Китубы: историография и теория1» (PDF) . Университет Торонто, Канада . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Ghetto Blaster: И конголезская румба подчеркивала независимость» . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ Жорж Мулумбва Мутамбва. «Распространение Индубила через ДР Конго: контекст и условия» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
- ^ «8 конголезских блюд, которые нельзя пропустить» . Афрокультура.нет . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Рыба в банановом листе (Либо де Пуассон)» . Безупречные прикусы. 2 апреля 2021 г. Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ Аджоньон, Зои (22 января 2021 г.). «Что такое фуфу и как его приготовить?» . Сегодня . НБК . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «Конго, какое кино!» . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ «Национальный музей ДРК Национальный музей ДРК» . МоМАА | Интернет-галерея современного африканского искусства и образ жизни . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Однако самая большая коллекция культурного наследия Конго представлена, хранится и изучается в Музее Африки в Бельгии.
- ^ «Конго Красавица 1926-2015 Конго Китоко» . Фонд современного искусства Картье . Архивировано из оригинала 20 июня 2019 г. Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ «Головной убор (ндемба): народы яка» . Метрополитен-музей . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Маска: Женский (Пво): Народ чокве» . Метрополитен-музей . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Нгаади а Мвааш Маска» . Музей Пибоди . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Крупная выставка африканской скульптуры Лиги народов Демократической Республики Конго в УММА, 16 октября — 1 января» . Музей искусств Мичиганского университета . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Райан, Бейли (17 апреля 2023 г.). «Насколько африканские маски повлияли на современное искусство?» . Коллекционер . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Харрис, Шонья Л.; Клемм, Пери. «Властный деятель (Нкиси Нконди), народы Конго» . Смартистория . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Идея Конго в современном искусстве» . Художественный музей Принстонского университета . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Мосс, Джульетта. «Лукаса (доска памяти) (Любинский народ) (статья)» . Ханская академия . Проверено 10 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маньен, Андре (2015). Красавица Конго: 1926–2015: Конго китоко (на французском языке). Париж: Фонд современного искусства Картье. п. 378. ИСБН 978-2-86925-118-2 . OCLC 914160532 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Поваренная книга Конго (несмотря на название, она охватывает и другие районы Африки)
- The Guardian : Музыка и одежда конголезцев в Лондоне
- Пальмовое вино среди Кубы
- Искусство и оракул: африканское искусство и ритуалы гадания , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы об искусстве Демократической Республики Конго.