Гендерное неравенство в Либерии
Степень гендерного неравенства варьируется по всей Либерии в зависимости от статуса, региона, сельских/городских районов и традиционных культур. В целом женщины в Либерии имеют меньший доступ к образованию , здравоохранению , собственности и правосудию по сравнению с мужчинами. Либерия пережила две разрушительные гражданские войны в 1989–1996 и 1999–2003 годах . Войны оставили Либерию почти разрушенной, с минимальной инфраструктурой и тысячами погибших. Либерия занимает В Докладе о человеческом развитии 174 место из 187, а по Индексу гендерного неравенства — 154 из 159. [1]
Несмотря на прогресс экономики Либерии после окончания второй гражданской войны в 2003 году, сегодня она остается одной из беднейших стран мира с высоким уровнем бедности и лишений , усугубляемых экономическими кризисами и ростом цен на продукты питания . [2]
Гендерные роли
[ редактировать ]В Либерии мужчины и женщины имеют четкое гендерное разделение труда. Женщины обычно убирают, готовят и присматривают за детьми, но их вклад в семью редко признается работой. Мужчины считаются главой семьи и кормильцем. Женщины удерживаются в обществе из-за предубеждений в сфере образования, здравоохранения, владения землей и кредитования, а также из-за культурных практик, таких как заранее организованные браки и калечащие операции на женских половых органах . [3]
Эти факторы сдерживают женщин от выхода на рынок труда. Традиционная роль женщин как воспитателей в либерийском обществе является примером идеи Марты Нуссбаум о подходе, основанном на ресурсах и способствующем защите статус-кво. [4]
Сдвиг в сторону гендерного равенства в Либерии
[ редактировать ]После того, как ООН подписала мирный договор с Либерией в 2003 году, гендерные роли , которые ограничивали женщин в достижении равенства, начали меняться. После окончания войн в Либерии поначалу женщины практически не присутствовали на руководящих должностях , в организациях или в правительстве. По данным Секретариата женских НПО Либерии (WONGOSOL), сейчас существует более 100 женских организаций. [5] Эти организации служат для финансирования местных влиятельных женщин-лидеров. По сравнению с другими странами, пострадавшими от войн, женщинам в Либерии удалось добиться того, чтобы их голоса были услышаны в политике, несмотря на сопротивление мужчин. [5]
Что касается женщин в политике, Либерия избрала свою первую женщину-президента Эллен Джонсон-Серлиф в 2006 году, что стало шагом на пути к прогрессу в развивающейся стране. [6] Недавно Национальный институт общественного мнения (NIPO) повысил осведомленность о расширении прав и возможностей женщин и равенстве, организовав 16 дней активности против гендерного насилия . В ходе этой месячной кампании она привлекла внимание к законности, на которую женщины имеют право как на национальном, так и на международном уровне, а также к участию женщин в политике и разработке политики. [6]
В более международном масштабе, при содействии Швеции, женщины ООН обратились к мужчинам, чтобы они присоединились к борьбе против гендерного насилия. [7] В рамках кампании двенадцать мужчин были номинированы на пост послов, чтобы привлечь внимание и побудить других мужчин выступить против насилия в отношении женщин . [7] Несмотря на некоторый прогресс, для достижения цели развития ЦРТ по продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин все еще есть некоторые области, которые необходимо улучшить, такие как решение проблемы гендерной дискриминации в законодательстве, неравных возможностей трудоустройства и разрыва в заработной плате, а также отсутствия равного участия женщин в принятии решений. [8]
Насилие в отношении женщин
[ редактировать ]Сексуальное насилие во время гражданской войны в Либерии
[ редактировать ]Во время Первой гражданской войны в Либерии поступали многочисленные сообщения о сексуальном насилии в отношении женщин. После войны опрос 205 женщин в столице Монровии показал, что 49% из них подверглись хотя бы одному виду физического или сексуального насилия со стороны солдата; 17% сообщили, что их избивал, связывал или задерживал вооруженный охранник; 32% подверглись обыску с раздеванием; и 15% испытали изнасилование, попытку изнасилования или сексуальное принуждение . [9] Под сексуальным принуждением понимаются принудительные сексуальные отношения между солдатом и женщиной, которая вынуждена вступить в эти отношения из-за условий военного времени, чтобы прокормить себя или свою семью, иметь кров и одежду или для защиты и безопасности.
После Второй гражданской войны в Либерии Международный комитет спасения сообщил, что он оказал помощь почти 1000 женщинам и девочкам, пострадавшим от гендерного насилия в округе Монтсеррадо . 63% нападений были изнасилованиями. [10] IRC также опросил либерийских женщин и девочек в возрасте от 15 до 49 лет в лагерях беженцев в Сьерра-Леоне . 74% опрошенных сообщили, что подвергались сексуальному насилию. Большинство инцидентов представляли собой неправомерные комментарии сексуального характера, также распространены сексуальные прикосновения, раздевание и обыск полостей. [11]
Итоги послевоенного гендерного насилия
После окончания войн церемония открытия мирных переговоров состоялась 4 июня 2003 года в Гане, Либерия. [12] Важным вопросом в ходе этих переговоров о мире является то, что ни один из них не касался преступлений сексуального насилия, от которых страдают как женщины, так и дети, земельных прав или даже обсуждения, включающего права женщин на образование, несмотря на то, что на этих переговорах присутствовали пять женщин. Несмотря на то, что в 2006 году Либерия приняла поправку к Закону об изнасилованиях, предусматривающую более строгие наказания и не предлагающую залог обвиняемым насильникам, выяснилось, что многие женские группы даже никогда не видели новый закон. [12]
Одним из решений, предложенных в декабре 2008 года, было создание суда по изнасилованиям, чтобы ускорить рассмотрение дел об изнасилованиях и закрыть дела жертв. Однако из-за слабости и коррупции судебной системы многие жертвы и их семьи не хотели выдвигать обвинения, поскольку система выносила решения в пользу мужчин. Хотя это шаг по улучшению качества жизни женщин, он не решает проблему сексуального насилия. [12]
Женщины-солдаты
[ редактировать ]Тысячи женщин и девочек похищали и заставляли сражаться и переносить припасы. Многих девочек и женщин старшего возраста отправили прямо на линию фронта, не пройдя никакой военной подготовки. Женщина, сопротивлявшаяся приказам командира или отказывавшаяся от него, рисковала быть избитой, изнасилованной или убитой. [10]
Этническое насилие
[ редактировать ]Женщины, принадлежащие (или обвиняемые в принадлежности) к определенным этническим группам или фракциям [ который? ] имели повышенный риск сексуального насилия, были вынуждены готовить для солдат или становиться секс-рабынями. В ходе опроса, проведенного в 1998 году среди 106 женщин в Монровии, обвиненных в принадлежности к этнической группе или фракции, 61% сообщили, что их избивали, держали взаперти, обыскивали с раздеванием или изнасиловали. Женщины, которых заставляли готовить для солдат, имели еще более высокий риск подвергнуться сексуальному принуждению или изнасилованию. [9]
Калечащие операции на женских половых органах
[ редактировать ]Калечащие операции на женских половых органах широко распространены в некоторых этнических группах по всей Либерии. [ который? ] . Гражданские войны привели к снижению количества калечащих операций на женских половых органах из-за потрясений в жизни в сельской местности, но эта практика все еще распространена. [13] Исследование 2007 года показывает, что 52,8% женщин в возрасте 15–29 лет в Обществе Санде подвергались калечащим операциям на женских половых органах. [14] Большинство жертв не высказываются против этой практики, опасаясь подвергнуться остракизму или быть убитыми членами сообщества. [15]
Образование
[ редактировать ]Неравенства
[ редактировать ]Когда дело доходит до образования в Либерии, мальчикам отдается предпочтение перед девочками при посещении школы. В большинстве случаев расширенная семья будет финансировать образование мальчиков, но редко девочек. Это пример теории неравенства особых возможностей Амартии Сена : возможности получения образования для девочек меньше, чем для мальчиков как в начальной, так и в средней школе. [16] Причина неравенства в образовании мальчиков по сравнению с девочками обычно заключается в том, что семьи считают, что образованная женщина передаст свое образование семье своего мужа, что приведет к потере для их семьи. Независимо от пола, если семья в состоянии оплатить образование ребенка, ее обычно выбирают специальность, специфичную для пола. Мальчиков обучают естественным наукам и математике, а девочек учат медсестринскому делу и преподаванию. [17]
В 2007 году уровень грамотности взрослых мужчин составлял 55%, а женщин - 41%. [18] «Грамотность (и образование в целом) во многом связана со способностью женщин формировать социальные отношения на основе равенства с другими и достигать такого важного социального блага, как самоуважение». [19] «Более того, неграмотность тесно связана, как я уже утверждал, с другими формами несправедливости: домашним насилием без вариантов выхода и неравными политическими возможностями и возможностями трудоустройства». [20] - Марта Нуссбаум
Законы об образовании
[ редактировать ]В 2001 году был принят закон об образовании, сделавший начальное образование бесплатным и обязательным, хотя ресурсов не хватило для реализации этой политики по всей стране. [21] С момента своего избрания в 2006 году президент Эллен Джонсон-Серлиф работала над повышением охвата школьным обучением. В 2012 году охват начальным образованием в городах составил 63,7% девочек и 86,8% мальчиков, в сельской местности - 33,1% девочек и 44,9% мальчиков. [21]
Причина гендерного неравенства заключается в том, что мальчики с большей вероятностью будут использовать свое образование для увеличения благосостояния семьи. [22] В результате принятия закона об образовании молодые люди, которые раньше имели ограниченный или вообще не имели доступа к образованию, вернулись в школу. Школьная перепись 2006 года показала, что 15% учеников начальной школы были в возрасте от 6 до 7 лет, а половина учеников - в возрасте от 11 до 20 лет. [21]
Причины низкого образования
[ редактировать ]Основными причинами общего низкого уровня образования либерийцев являются отсутствие инфраструктуры в школах, проблемы безопасности по всей стране и высокая стоимость образования. Перепись 2006 года, проведенная Министерством образования Либерии, показала, что каждая пятая школа в Либерии была разрушена во время войн. Во многих школах не было воды и туалетов, а более 60% учителей не имели формальной квалификации и получали очень низкую зарплату (200–300 долларов США в год). [23]
Для людей, живущих в коренных/сельских районах, существует множество причин низкого уровня образования, в том числе ограниченный доступ к школам, учебная программа, не рассматриваемая как соответствующая сельской жизни, расходы на отправку детей в городские районы для обучения, вера в то, что образование отдаляют своих детей от культурных ценностей, а в случае девочек – от веры в то, что современная карьера благоприятствует мужчинам. [24]
Здоровье
[ редактировать ]Коэффициент рождаемости
[ редактировать ]Коэффициент рождаемости медленно снижается с 6,9 рождений на одну женщину в 1984 году до 5,4 в 2007 году и 5,2 в 2012 году. [25] Хотя уровень рождаемости в Либерии снижается, темпы роста населения составляют 2,6%, а это означает, что Либерия является одной из самых быстрорастущих стран Африки. [26] Этот рост вызван большим процентом женского населения репродуктивного возраста, а также практикой ранних браков (приблизительно 48% вступили в брак до 18 лет в 2007 году) и широко распространенным многоженством, особенно в сельской местности. [27] Женщины из бедных семей и незамужние женщины редко используют противозачаточные средства, при этом, по оценкам, уровень распространенности составляет 11%. [28]
Здоровье матери
[ редактировать ]Материнская смертность является серьезной проблемой в Либерии: в 2010 году на 100 000 живорождений приходилось 770 смертей. [29] Разрушительные гражданские войны в Либерии разрушили инфраструктуру здравоохранения страны. Даже найти точные данные о материнской смертности сложно, поскольку о большинстве случаев не сообщается, а также возникают проблемы с регистрацией традиционных рождений. [30]
ВИЧ/СПИД
[ редактировать ]Передача ВИЧ в странах Африки к югу от Сахары происходит в основном через гетеросексуальные контакты, передачу от матери ребенку, а также через зараженную кровь и нестерильное медицинское оборудование. При более широком использовании медицинских услуг во время беременности увеличивается вероятность заражения ВИЧ из-за загрязненного оборудования. [31] Риск заражения ВИЧ увеличивается у людей, плохо питающихся и зараженных паразитами. [32] что является вполне реальной проблемой для граждан Либерии. В странах Африки к югу от Сахары широко распространено мнение, что секс с девственницей излечивает ВИЧ. [33] Распространенность ВИЧ/СПИДа в Либерии низкая – 1,5%. [34]
В районах, где женщинам не разрешено владеть землей, у них меньше возможностей заниматься безопасным сексом, не рискуя быть брошенными. [33] В 2004 году Программа развития ООН предоставила Либерии 24 миллиона долларов на помощь в лечении людей с ВИЧ/СПИДом , многие из которых стали жертвами сексуального насилия. [35]
Правовая база
[ редактировать ]Гражданское и обычное право
[ редактировать ]В Либерии действует двойная правовая система. Гражданское право основано на англо-американских идеалах, а обычное право основано на обычаях и неписаных племенных обычаях. Из-за этой системы женщины подвергаются большему неравенству, когда живут в сельских/племенных районах. Обычное право применяется по умолчанию, за исключением случаев, когда оно противоречит конституции. Однако на практике нормы обычного права, противоречащие конституции, обычно остаются без контроля со стороны законодательной системы. [36] Обычное право рассматривает женщин как собственность своих мужей, поэтому женщины редко принимают участие в принятии семейных решений. [37]
Гражданские права
[ редактировать ]Согласно гражданскому законодательству мужчины и женщины имеют одинаковые юридические права. Женщины могут наследовать землю или имущество, брать банковские кредиты и иметь опеку над детьми. Согласно обычному праву женщины не могут наследовать землю или имущество и не имеют прав на опеку или родительскую власть. [38] Либерийские женщины имеют право голоса с 1945 года. [39]
Свадьба
[ редактировать ]В законодательстве о браке присутствует гендерное неравенство, поскольку минимальный возраст вступления в брак составляет 18 лет для женщин и 21 год для мужчин. Треть замужних женщин в возрасте 15-49 лет состоят в полигамном браке. [38] в 2004 году По оценкам Организации Объединенных Наций , 36% девочек в возрасте 15–19 лет были замужем, разведены или овдовели. Хотя полигамия в Либерии запрещена гражданским законодательством, обычное право позволяет мужчинам иметь до 4 жен. [40] Обычное право ограничивает права замужней женщины наследовать имущество от своего супруга. Вдовствуя, женщины оказываются во власти обычного права, которое не подлежит рассмотрению гражданскими судами. [41]
Телесная целостность
[ редактировать ]Закон не защищает физическую неприкосновенность женщины в Либерии. Хотя насилие в отношении женщин является незаконным, уровень домашнего насилия и сексуального насилия высок. В 2006 году определение изнасилования было расширено, и изнасилование в браке стало уголовным преступлением. [13] Марта Нуссбаум описывает телесную неприкосновенность в своем подходе к возможностям как «способность свободно перемещаться с места на место; быть защищенным от насильственных посягательств, включая сексуальное насилие и насилие в семье; иметь возможности для сексуального удовлетворения и выбора в вопросах воспроизводства». [42]
Образование играет важную роль в сохранении телесной целостности женщины. По мере того, как женщины становятся более образованными, они берут на себя ответственность за решения, влияющие на их жизнь, которые когда-то могли быть приняты их мужьями, членами семьи или социальными нормами. Нуссбаум говорит, что «роль образования в развитии основных человеческих способностей ни в коем случае не подразумевает, что без образования женщины не обладают личностью, достойной уважения или базового человеческого достоинства». [43]
Женщины в политике
[ редактировать ]Роль женщин в либерийской политике была значительной. Женщины помогли положить конец Второй гражданской войне в Либерии с помощью Движения массовых действий за мир в 2003 году, возглавляемого Леймой Гбови . Участие женщин в политике выросло до 13,5% в 2011 году. Либерия занимает 90 место из 193 по представительству женщин. [44]
Феминистское движение
[ редактировать ]В 1920 году женское движение организовалось в Национальное либерийское женское социально-политическое движение , которое безуспешно боролось за избирательное право женщин, за ним последовали Либерийская женская лига и Либерийское женское социально-политическое движение ; [45] в 1946 году ограниченное избирательное право было наконец введено для женщин из привилегированной либеро-американской элиты, а в 1951 году оно расширилось до всеобщего избирательного права для женщин. [46]
Женщины в коренном обществе
[ редактировать ]Гребо люди
[ редактировать ]Гребо . — группа коренных народов, проживающих на юго-востоке Либерии Культура Гребо делится на нецивилизованные и цивилизованные группы. Нецивилизованные семьи обычно имеют меньше денег и возможностей, а женщины должны работать. Цивилизованные семьи имеют более высокий статус, больше земли, денег и политического участия.
В нецивилизованном [ редакция ] В семьях Гребо женщины выполняют большую часть работы на полях: рыхлят, сажают семена, прополку, собирают и перерабатывают урожай. Они несут ответственность за посадку рисовых полей, а также выращивание и продажу товарных культур. Хотя женщины в культуре Гребо являются кормильцами, они по-прежнему признаются подчиненными своим мужьям и от них ожидается, что они будут способствовать благосостоянию семьи. [47]
В цивилизованном [ редакция ] В семьях мужчина является кормильцем, а женщина – домохозяйкой. Эти цивилизованные мужья очень гордятся тем, что их жены не работают, чтобы заработать на жизнь, а посвящают себя уходу за детьми. [48]
Цивилизованный [ редакция ] Культура Гребо вращается вокруг двуполой системы, существуют престижные должности с политическими функциями для женщин и мужчин. Ни мужчины, ни женщины не представляют друг друга, и обе группы признаны и имеют законный статус. Эта система позволяет женщинам подниматься по иерархической лестнице, не подвергаясь доминированию со стороны мужчин, давая женщинам больше экономической независимости и прав. Двуполая система позволяет избирать двух городских глав, мужчину и женщину, причем оба избираются более независимо и не имеют семейных уз. В этой системе существуют гендерные предубеждения, например, женщины, не имеющие собственности, имеют меньше шансов стать членом цивилизованной группы, тогда как мужчины, не имеющие собственности, не сталкиваются с этим препятствием. [49]
Известные женщины
[ редактировать ]- Эллен Джонсон-Серлиф , 24-й президент Либерии
- Энджи Элизабет Брукс , единственная африканская женщина, ставшая президентом Генеральной Ассамблеи ООН.
- Джуэл Сиане Ховард Тейлор , либерийский политик
- Комфорт М. Фриман , либерийский борец за мир
- Лейма Гбови , либерийский борец за мир
См. также
[ редактировать ]Документальные фильмы:
Общий:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИЧР, ГИИ». Отчет ПРООН о человеческом развитии. : ( http://hdr.undp.org/en/composite/GII , 2017.
- ^ Водон, Квентин. «Краткий обзор». В книге «Бедность и политические меры реагирования на экономический кризис в Либерии». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2012. 1.
- ^ Рост и распределение населения» При рассмотрении отчетов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, объединены первоначальный, второй, третий, четвертый, пятый и шестой периодические отчеты государств-участников: Либерия. . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. стр. 33.
- ^ Нуссбаум, Марта. «В расширении возможностей женщин». стр 253.
- ^ Перейти обратно: а б Фуэст, В. (16 февраля 2008 г.). « Пришло время выйти вперед: изменение ролей и возможностей женщин в Либерии». Дела Африки . 107 (427): 201–224. дои : 10.1093/афраф/adn003 . ISSN 0001-9909 .
- ^ Перейти обратно: а б Альфонсо, Таве (10 января 2018 г.). «Либерия: Nipo продвигает гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин» . AllAfrica.com . ПроКвест 1986195500 .
- ^ Перейти обратно: а б Визи, Бен П. (29 июля 2014 г.). «Либерия: главная борьба с жестоким обращением с женщинами» . AllAfrica.com . ПроКвест 1549553843 .
- ^ «ЦРТ-2015: Мираж! Голоса граждан о целях развития тысячелетия». дои : 10.1163/2210-7975_hrd-0029-2015002 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б швейцарец, Шана; Дженнингс, Пегги Дж.; Ари, Глэдис В.; Браун, Грейс Х.; Джаппа-Самукай, Рут М.; Камара, Мэри С.; Шаак, Розана Д.Х.; Турай-Канне, Роджату С. (25 февраля 1998 г.). «Насилие в отношении женщин во время гражданского конфликта в Либерии». ДЖАМА . 279 (8): 625–629. дои : 10.1001/jama.279.8.625 . ПМИД 9486762 .
- ^ Перейти обратно: а б Никакой безнаказанности за изнасилование – преступление против человечности и военное преступление. https://www.amnesty.org/en/library/info/AFR34/017/2004. Архивировано 7 сентября 2009 г. в Wayback Machine : Amnesty International, 2004. стр. 3–7.
- ^ Нечего терять: наследие вооруженного конфликта и дети Либерии. http://www.watchlist.org/reports/files/liberia.report.php#gbv. Архивировано 25 мая 2016 г. в Wayback Machine : список наблюдения за детьми и вооруженными конфликтами, 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Акерман, Рути (2009). «Восстановление Либерии по кирпичику». Журнал мировой политики . 26 (2): 83–92. дои : 10.1162/wopj.2009.26.2.83 .
- ^ Перейти обратно: а б Атлас гендера и развития ОЭСР: Как социальные нормы влияют на гендерное равенство в странах, не входящих в ОЭСР, Издательство ОЭСР, 2010. стр. 237.
- ^ Рост и распределение населения» При рассмотрении отчетов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, объединены первоначальный, второй, третий, четвертый, пятый и шестой периодические отчеты государств-участников: Либерия. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. стр. 67.
- ^ Рост и распределение населения» При рассмотрении отчетов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, объединены первоначальный, второй, третий, четвертый, пятый и шестой периодические отчеты государств-участников: Либерия. . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. стр. 68.
- ^ Сен, Амартия. «Многоликое гендерное неравенство». Линия фронта, 9 ноября 2001 г.
- ^ Олукоджу, Айодеджи. «Гендерные роли, брак и семья». Культура и обычаи Либерии. Вестпорт: Greenwood Press, 2006. стр. 102.
- ^ ОЭСР/Африканский банк развития/Экономическая комиссия ООН для Африки. «Перспективы развития экономики Африки, 2009 г.», Издательство ОЭСР, 2009 г., стр. 360.
- ^ Нуссбаум, Марта. «Женское образование: глобальная проблема». Признаки зимы (2004): 335.
- ^ Нуссбаум, Марта. «Женское образование: глобальная проблема». Признаки зимы (2004): 341.
- ^ Перейти обратно: а б с Водон, Квентин. «Краткий обзор». В книге «Бедность и политические меры реагирования на экономический кризис в Либерии». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2012. стр. 37.
- ^ Водон, Квентин. «Краткий обзор». InPoverty и политические меры реагирования на экономический кризис в Либерии. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2012. стр. 40.
- ^ Водон, Квентин. «Краткий обзор». В книге «Бедность и политические меры реагирования на экономический кризис в Либерии». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2012. стр. 46.
- ^ Данн-Маркос, Робин, Кония Коллелон, Бернард Нгово и Эмили Расс. «Причины образовательного неравенства». У либерийцев: введение в их историю и культуру. Вашингтон, округ Колумбия 2: Центр прикладной лингвистики, 2005. 38, 39.
- ^ Всемирный банк. 2012. Либерия – Отслеживание масштабов бедности: Примечание по бедности. Вашингтон, округ Колумбия. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/12320 Лицензия: CC BY 3.0 Непортированная. стр VIII.
- ^ Либерийский институт статистики и геоинформационных услуг (LISGIS) [Либерия], Министерство здравоохранения и социального обеспечения [Либерия], Национальная программа контроля СПИДа [Либерия] и Macro International, Inc., 2008. Демографическое и медицинское обследование Либерии, 2007 г. Либерийский институт статистики и геоинформационных услуг (LISGIS) и Macro International, Монровия, Либерия.
- ^ Рост и распределение населения» При рассмотрении отчетов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, объединены первоначальный, второй, третий, четвертый, пятый и шестой периодические отчеты государств-участников: Либерия. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. стр. 10.
- ^ ЮНИСЕФ - Краткий обзор: Либерия - Статистика». ЮНИСЕФ - Домашняя страница ЮНИСЕФ. http://www.unicef.org/infobycountry/liberia_statistics.html#59. Архивировано 4 января 2019 г. на Wayback Machine (по состоянию на 28 марта 2013 г.). )
- ^ Уровень материнской смертности». Всемирный справочник ЦРУ. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2223rank.html. Архивировано 9 декабря 2020 г. в Wayback Machine (по состоянию на 29 апреля). 2013).
- ^ Джоди Р. Лори, Эми Э. Старк, Критический анализ материнской заболеваемости и смертности в Либерии, Западной Африке, Акушерство, Том 28, Выпуск 1, февраль 2012 г., страницы 67-72
- ^ Стиллваггон, Эйлин (2008). «Раса, пол и игнорируемые риски для женщин и девочек в Африке к югу от Сахары». Феминистская экономика . 14 (3): 67–86. дои : 10.1080/13545700802262923 . S2CID 154082747 .
- ^ Стиллваггон, Эйлин (2008). «Раса, пол и игнорируемые риски для женщин и девочек в Африке к югу от Сахары». Феминистская экономика . 14 (3): 80. дои : 10.1080/13545700802262923 . S2CID 154082747 .
- ^ Перейти обратно: а б Стиллваггон, Эйлин (2008). «Раса, пол и игнорируемые риски для женщин и девочек в Африке к югу от Сахары». Феминистская экономика . 14 (3): 74. дои : 10.1080/13545700802262923 . S2CID 154082747 .
- ^ ЮНИСЕФ - Краткий обзор: Либерия - Статистика». ЮНИСЕФ - Домашняя страница ЮНИСЕФ. http://www.unicef.org/infobycountry/liberia_statistics.html#59. Архивировано 4 января 2019 г. на Wayback Machine (по состоянию на 28 марта 2013 г.). ).
- ^ Брайант-Дэвис, Тема; Купер, Катура; Маркс, Элисон; Смит, Кимберли; Тиллмана, Шакита (2011). «Восстановление сексуального насилия после гражданской войны в Либерии: установление сестринства между феминистской психологией и феминистской теологией». Женщины и терапия . 34 (3): 318. doi : 10.1080/02703149.2011.580689 . S2CID 143847447 .
- ^ Рост и распределение населения» При рассмотрении отчетов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, объединены первоначальный, второй, третий, четвертый, пятый и шестой периодические отчеты государств-участников: Либерия. . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. стр. 22.
- ^ Рост и распределение населения» При рассмотрении отчетов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 18 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, объединены первоначальный, второй, третий, четвертый, пятый и шестой периодические отчеты государств-участников: Либерия. . Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. стр. 77.
- ^ Перейти обратно: а б [ нужна проверка ] Атлас гендера и развития ОЭСР: Как социальные нормы влияют на гендерное равенство в странах, не входящих в ОЭСР, Издательство ОЭСР, 2010. стр. 236.
- ^ Данн-Маркос, Робин, Эмили Расс, Кония Коллелон и Бернард Нгово. «Стратифицированное общество». У либерийцев введение в их историю и культуру. Вашингтон, округ Колумбия: Центр прикладной лингвистики, 2005. стр. 5.
- ^ Олукоджу, Айодеджи. «Гендерные роли, брак и семья». Культура и обычаи Либерии. Вестпорт: Greenwood Press, 2006. стр. 97.
- ^ Олукоджу, Айодеджи. «Гендерные роли, брак и семья». Культура и обычаи Либерии. Вестпорт: Greenwood Press, 2006. стр. 98.
- ^ Нуссбаум, Марта. «В расширении возможностей женщин». стр 249.
- ^ Нуссбаум, Марта. «Женское образование: глобальная проблема». Признаки зимы (2004) стр. 337.
- ^ Коул, Сэмюэл. "Управляющее резюме." В расширении политического участия женщин в Либерии. Вашингтон, округ Колумбия: Международный фонд избирательных систем, 2011. стр. 1.
- ^ Исторический словарь Кэтлин Шелдон о женщинах в Африке к югу от Сахары
- ^ Меди, Пис А. (2020). Глобальные нормы и местные действия: кампании по прекращению насилия в отношении женщин в Африке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-092296-2 . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Олукоджу, Айодеджи. «Гендерные роли, брак и семья». Культура и обычаи Либерии. Вестпорт: Greenwood Press, 2006. стр. 100.
- ^ Олукоджу, Айодеджи. «Гендерные роли, брак и семья». Культура и обычаи Либерии. Вестпорт: Greenwood Press, 2006. стр. 101.
- ^ Моран, Мэри. Гендер и престиж в юго-восточной Либерии. Итака: Издательство Корнельского университета, 1990. 166, 167, 169, 173.